Развитие мозга у ребенка презентация
1
Развитие мозга и познавательное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста д.б.н., профессор, академик РАО М.М.Безруких г. Сочи октября 2014 г. Федеральное государственное научное учреждение «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования
2
«Ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой-то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой-то программе, но вместе с тем, саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой». Л.С. Выготский
3
«Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться». Л. С. Выготский
4
Социальная ситуация развития современного дошкольника Домашнее воспитание; Сверхраннее образование; Ограниченные контакты со сверстниками. Широкое использование технических средств в процессе воспитания и обучения; Замена общения со взрослыми техническими средствами; Исчезновение игры как ведущего вида деятельности; Неадекватные требования взрослых (родителей, воспитателей, педагогов).
5
Мифы развития современного дошкольника Миф 1 – Необходимо начинать обучение как можно раньше (до 3-х лет), т.к. «окно развития мозга» закрывается в 4-6 лет. Миф 2 – Современные дошкольники больше знают, умнее своих сверстников летней давности;
6
Возрастные изменения нейронной организации сенсомоторной коры: в 3 года в 8 лет
7
Возрастные изменения ансамблевой организации нейронных группировок во фронтальной ассоциативной коре (поле 10): в 6 лет в 19 лет
8
Развитие речи Фонетико-фонематическое восприятие Произвольная организация и регуляция деятельности Внимание (избирательное внимание) Восприятие (дифференцированное, помехоустойчивость, константность) Зрительно-пространственное восприятие Зрительная память, зрительный контроль и коррекция Рабочая память Зрительно-моторные координации Фиксация позы (тоническое напряжение) Координация движений пальцев, кисти, руки Нервно-мышечная интеграция Звуко-буквенный анализ (перевод фонемы в графему) Развитие речи Фонетико-фонематическое восприятие Произвольная организация и регуляция деятельности Внимание (избирательное внимание) Восприятие (дифференцированное, помехоустойчивость, константность) Зрительно-пространственное восприятие Зрительная память, зрительный контроль и коррекция Рабочая память Координация и регуляция артикуляционных движений Перевод графемы в фонему Последовательное «слияние» фонем (звуков) Семантический анализ слова ПИСЬМО ЧТЕНИЕ Т дв Тп Тп Тп Тп Электроокулограмма движений глаз при чтении Механограмма движения руки при письме Психофизиологическая структура сложных когнитивных процессов (письма и чтения)
9
Этапы развития внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте Возраст Проявление внимания Мозговое обеспечение Первое полугодие Ориентировочная реакция, открытое внимание [overt attention] Ретикулярная формация ствола. Зрительное двухолмие С 3 до 6 месяцев Появление скрытого внимания [covert attention]. Появление билатеральных установочных движений глаз Задняя ассоциативная кора Второе полугодие Формирование способности удерживать внимание к эмоциональнозначимому стимулу по инструкции взрослого. Лимбическая структура От 1 года до 3 лет Способность к организации устойчивого внимания по речевой инструкции взрослого, поддерживается эмоциональной привлекательностью. Неустойчивый характер внимания Лимбико- кортикальная система С 3 до 6 лет Увеличение количества выделяемых признаков, увеличение объема внимания Таламопариентальн ая система 6 – 8 лет Формирование механизмов произвольного избирательного внимания, вытеснение эмоционального непроизвольного внимания – произвольным когнитивным Фронтоталамическа я система
10
N90P130N P N90P130N P N90P130N P diffusechecksface checks face O TPO P O P ** ** * * * checks diffuse face N90P130N P N90P130N P N90P130N P O TPO P diffusechecks * * * * 500 ms 3-4 years 6-7 years ВП новорожденного Становление системы зрительного восприятия в онтогенезе (Д.А. Фарбер, Т.Г. Бетелева, )
11
Познавательное развитие детей, поступающих в 1 класс ( г. ) 1- организация деятельности 2- речь 3- моторика 4- зрительно- пространственное восприятие 5- интегративные функции Количество детей (в %), имеющих возрастную несформированность школьно значимых функций
12
Познавательное (когнитивное) развитие детей, поступающих в 1 класс (2009 – 2010 гг.) Показатели когнитивного развития Кол-во детей с несформированной функцией, % Организация деятельности 60 Общий запас сведений и знаний, способность к анализу, синтезу, классификации Внимание Память Речьдо 60 Моторное развитие, в т.ч. мелкой моторики Зрительное восприятие, зрительная память Зрительно-пространственное восприятие Зрительно-моторные интеграции 30-35
13
Показатели развития детей 6-7 лет. (популяционный срез, n= ) гг Количество детей, % показатели
14
C1 C2 Временная структура письма
15
Движения глаз в процессе чтения (хорошо читающий)
16
Движения глаз в процессе чтения (плохо читающий)
17
«Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни рассеянными, ни скучающими, ни ленивыми, ни безнравственными…… Но что значит дать разумное содержание жизни ребенка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать…материал, пригодный для разнообразных занятий ребенка, для его игр, упражнений и усовершенствования органов внешних чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающей жизнью и природой. Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье». Е.Н. Водовозова
18
Спасибо за внимание! Институт возрастной физиологии РАО г.Москва, ул. Погодинская д.8 корп.2 Тел/факс: (499)
Источник
РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Для организма человека имеет огромное значение нервная система. Движения, рефлексы, работа сердца, эмоции, речь стимулируются и контролируются сложной системой, не перестающей работать даже во сне.
Основные этапы развития нервной системы
В процессе эволюции нервной системы можно выделить несколько основных этапов развития:
1. Диффузная, или асинаптическая, нервная система. Имеет форму сетки, которая образуется соединением отростчатых клеток и равномерно распределяется по всему телу, сгущаясь вокруг ротовых придатков.
2. Ганглиозная нервная система (в червеобразных) синаптическая, проводит возбуждение в одном направлении и обеспечивает дифференцированные приспособительные реакции.
3. Трубчатая нервная система (в позвоночных) отличается от нервной системы червеобразных тем, что в позвоночных возникли скелетные моторные аппараты с поперечно-полосатыми мышцами. Это обусловило развитие центральной нервной системы, отдельные части и структуры которой формируются в процессе эволюции постепенно и в определенной последовательности.
Развитие головного мозга
Головной мозг человека является органом центральной нервной системы, состоящей из множества взаимосвязанных между собой нервных клеток и их отростков.
Головной мозг человека занимает почти всю полость мозгового отдела черепа, кости которого защищают головной мозг от внешних механических повреждений. B процессе роста и развития головной мозг принимает форму черепа.
Пренатальное развитие
Развитие, происходящее в период до рождения, внутриутробное развитие плода. В пренатальный период происходит интенсивное физиологическое развитие мозга, его сенсорных и эффекторных систем.
Натальное состояние
Дифференциация систем коры головного мозга происходит постепенно, что приводит к неравномерному созреванию отдельных структур мозга.
При рождении у ребенка практически сформированы подкорковые образования и близки к конечной стадии созревания проекционные области мозга, в которых заканчиваются нервные связи, идущие от рецепторов разных органов чувств (анализаторных систем), и берут начало моторные проводящие пути.
Период от 2 до 5 лет
В возрасте от двух до пяти лет происходит созревание вторичных, ассоциативных полей мозга, часть которых (вторичные гностические зоны анализаторных систем) находится во втором и третьем блоке.
Период от 5 до 7 лет
Следующими созревают третичные (ассоциативные) поля мозга. Сначала развивается заднее ассоциативное поле — теменно-височно-затылочная область, затем, переднее ассоциативное поле — префронтальная область. Третичные поля занимают наиболее высокое положение в иерархии взаимодействия различных мозговых зон, и здесь осуществляются самые сложные формы переработки информации.
Таким образом, каждый из трёх функциональных блоков мозга достигает полной зрелости в разные сроки и созревание идет в последовательности от первого к третьему блоку. Это путь снизу вверх — от нижележащих образований к вышележащим, от подкорковых структур к первичным полям, от первичных полей к ассоциативным.
Развитие спиного мозга
Внешняя форма, топография, размеры и строение спинного мозга в процессе его внутриутробного развития изменяются довольно сильно. Спинной мозг новорожденного представляет вполне дифференцированную структуру, обеспечивающую на необходимом уровне рефлекторную деятельность ребенка этого этапа развития. Его масса составляет 3-4 г; масса спинного мозга взрослого человека равна приблизительно 30 г. Общий рост спинного мозга отстает от роста позвоночника уже с 4-го месяца внутриутробного развития, вследствие чего его нижний конец как бы перемещается кверху.
В процессе развития происходит изменение формы просвета и размеров центрального канала спинного мозга. Диаметр канала у новорожденного больше, чем у детей последующих возрастных групп. В течение первого года жизни заканчивается редукция просвета центрального канала.
Рост спинного мозга продолжается приблизительно до 20 лет. Масса его увеличивается примерно в 8 раз по сравнению с периодом новорожденное. Однако к 5-6 годам соотношение спинного мозга и позвоночного канала становится таким же, как у взрослых.
Основные стадии развития нейрона
Нейрон — электрически возбудимая клетка, которая предназначена для приема извне, обработки, хранения, передачи и вывода вовне информации с помощью электрических и химических сигналов.
Типичный нейрон состоит из тела клетки, дендритов и одного аксона. В головном мозге человека насчитывается около 90—95 миллиардов нейронов. Нейроны могут соединяться один с другим, формируя биологические нейронные сети. По отношению к границе нервной системы и направлению передачи информации нейроны разделяют на рецепторные, эффекторные и вставочные.
На ранних стадиях развития нейрон имеет большое ядро, окруженное небольшим количеством нейроплазмы, затем оно постепенно уменьшается. На 3-м месяце начинается рост аксона по направлению к периферии и когда он достигает органа, тот начинает функционировать еще во внутриутробном периоде. Дендриты вырастают позднее, начинают функционировать после рождения. По мере роста и развития ребенка увеличивается количество разветвлений
на дендритах, на них появляются шипики, что увеличивает количество связей между нейронами. Количество образующихся шипиков прямо пропорционально интенсивности обучения ребенка.
У новорожденных количество нейронов больше, чем клеток нейроглии. С возрастом количество глиальных клеток увеличивается
и к 20–30 годам соотношение нейронов и нейроглии составляет 50:50. В пожилом и старческом возрасте количество глиальных клеток преобладает в связи с постепенным разрушением нейронов).
С возрастом нейроны уменьшаются в размерах, в них уменьшается количество РНК, необходимой для синтеза белков и ферментов.
Очень важным условием для нормальной жизнедеятельности человека является согласованная работа всех систем органов. Как только начинается усиленная деятельность мышц, сразу же учащается дыхание и ритм сокращений сердца. В то же время сужаются кровеносные сосуды внутренних органов, а в мышцах и коже они расширяются: усиливается приток крови к мышцам и коже. Потовые железы увеличивают отделение пота. Деятельность пищеварительной системы угнетается.
Так нервная система обеспечивает единство организма, его целостность. Изменяя работу одних органов, она, соответственно, изменяет работу всех остальных систем организма, согласовывая их функционирование.
Источник
Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на
тему Развитие головного мозга .
Доклад-сообщение содержит 31 слайдов.
Презентации для любого класса можно скачать бесплатно.
Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь
им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем
браузере.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Развитие головного мозга
Слайд 2
Описание слайда:
Цефализация — процесс обособления и развития головы. Включает формирование головного мозга, органов чувств и черепа — мозгового и висцерального
Цефализация — процесс обособления и развития головы. Включает формирование головного мозга, органов чувств и черепа — мозгового и висцерального
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Описание слайда:
Первичные мозговые пузыри
(стадия трех мозговых пузырей)
Prosencephalon — передний мозг
Mesencephalon — средний мозг
Rhombencephalon — ромбовидный мозг
Слайд 7
Описание слайда:
Вторичные мозговые пузыри
(стадия пяти мозговых пузырей)
Prosencephalon
Telencephalon — конечный мозг
Diencephalon — промежуточный мозг
Mesencephalon
Rhombencephalon
Metencephalon — задний мозг
Myelencephalon — продолговатый мозг
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Описание слайда:
Производные мозговых пузырей
Rhombencephalon
Myelencephalon
Medulla oblongata — продолговатый мозг
Nervi craniales (XII,XI,X,IX,VIII) — черепные нервы
Ventriculus quartus (IV) — четвертый желудочек (нижняя часть)
Metencephalon
Pons — мост
Cerebellum — мозжечок
Nervi craniales(VIII,VII,VI,V) — черепные нервы
Ventriculus quartus (IV) — четвертый желудочек (средняя часть)
Isthmus rhombencephali — перешеек ромбовидного мозга
Pedunculi cerebellares superiores — верхние ножки мозжечка
Velum medullare superius — верхний мозговой парус
Ventriculus quartus (IV) — четвертый желудочек (верхняя часть)
Слайд 14
Слайд 15
Описание слайда:
Производные мозговых пузырей
Mesencephalon
Mesencephalon — средний мозг
Nervi craniales (III, IV) — черепные нервы
Aqueductus cerebri — водопровод мозга
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Описание слайда:
Производные мозговых пузырей
Prosencephalon
Diencephalon
Thalamus — таламус
Metathalamus — метаталамус
Epithalamus — эпиталамус
Hypothalamus — гипоталамус
Nervus cranialis II (nervus opticus) -зрительный нерв
Ventriculus tertius (III) — третий желудочек
Telencephalon
Hemispheria cerebri — полушария большого мозга
Nervus cranialis I (nervus olfactorius) — обонятельный нерв
Ventriculi lateralis — боковые желудочки
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
Описание слайда:
Основные факторы эволюции головного мозга
Развитие органов чувств
Совершенствование двигательной системы
Слайд 30
Описание слайда:
Основные направления развития головного мозга
Прогрессивное развитие конечного мозга
В конечном мозге — прогрессивное развитие коры
В пределах коры — преимущественное развитие новой коры
В пределах новой коры — прогрессивное развитие ассоциативных центров
Слайд 31
Источник