Развитие мозга ребенка во время сна

Содержание:
- Совместный сон: опыт предков и народная мудрость
- Раздельный сон
- Контакт во сне
- Близко, но не вместе
Как должны спать новорожденные и грудные дети? Большинство матерей на земном шаре вообще не задается этим вопросом и организует сон младенцев так, как это делали поколения их предков. Однако в развитых странах все иначе — все моменты ухода за ребенком строго регламентированы врачами. Есть ли научная основа у книг для родителей? Что на самом деле нужно ребенку во сне? Рассказывает ученый-антрополог.
Совместный сон: опыт предков и народная мудрость
Сон в одной постели с ребенком и положение ребенка лежа на спине (что способствует грудному вскармливанию) настолько универсальны и распространены, что большинству родителей во всем мире просто не приходит в голову спрашивать у кого-то, где их ребенок должен спать, нормально ли спать с ребенком вместе, в каком положении дети должны спать и как ребенка нужно кормить.
С рождением сына Джеффри в 1978 году мы с женой Джоан вошли в мир родительства. Обеспокоенные новым кругом обязанностей, мы читали книгу за книгой о воспитании детей. Мы оба — антропологи, и мы были несколько обескуражены тем, что прочитали в литературе по уходу за ребенком. А когда дело дошло до советов специалистов о кормлении ребенка и организации сна, мы были очень смущены. Либо все наше образование и исследования универсальных аспектов человеческой жизни были неверны, либо специалисты по педиатрии упускают или нарочно игнорируют важную информацию.
И тогда мы поняли, что в книгах по уходу за детьми не было не только того, что отражало бы особенности, доставшиеся нам от наших предков — приматов, их организации сна, но и упоминаний о современных исследованиях в области нейробиологии и психологии, которые раскрывают младенческую биологию и роль телесного контакта с матерью для развитии и роста младенца и его благополучия. Более того, мы увидели, что рекомендации по уходу за младенцами не были основаны ни на эмпирических лабораторных или полевых исследованиях новорожденных вообще, ни на межкультурных данных о том, как на самом деле живут дети.
Эти рекомендации были основаны на старых культурных идеалах 70—80-летней давности, исключительно западных и исторически новых, и в основном отражали социальные ценности врачей-мужчин, которые не только никогда не меняли пеленки, но и никоим образом не были связаны с заботой о детях, даже собственных.
Раздельный сон
Чем больше мы погружались в эти дебри, тем яснее становилось, что широко распространенная «мудрость» не имела под собой никаких научных оснований. Это открытие перевернуло мою карьеру.
Западные социальные ценности стараются подчеркнуть младенческую самодостаточность настолько рано, насколько это возможно. Этот исторический факт в нашей культуре дает понять, почему без каких-либо научных изысканий предполагается, что раннее ночное отделение ребенка от родителей необходимо для появления счастливых, уверенных, эмоционально здоровых, независимых будущих взрослых. Раздельный сон наряду с контролируемым искусственным вскармливанием поощрялся без каких-либо антропологических исследований, которые могли бы поставить эти предположения под серьезное сомнение. Педиатры и специалисты по уходу за детьми ошибочно утверждали, что это способствует развитию способности ребенка к «самоуспокоению» и приводит к тому, что младенцы вырастают в независимых взрослых.
В 90-е годы XX века в Ирвайнской медицинской школе Университета Калифорнии в лаборатории расстройств сна мы с коллегами провели первые исследования физиологических и поведенческих различий матерей и детей, спящих вместе и раздельно. Два экспериментальных исследования и одно большое трехлетнее исследование стали первыми работами, посвященными исключительно детям, находящимся на грудном вскармливании и спящим рядом с матерью (что с биологической точки зрения является нормальной моделью сна для младенца). Наша работа впервые показала, как организация сна может повлиять на ночную физиологию и поведение матерей и младенцев. Исследования ночного поведения продолжились в Университете Нотр-Дам в лаборатории поведения матери и ребенка во время сна, где мы вновь четко выявили особую способность матерей из групп высокого и низкого риска реагировать на потребности своих младенцев во время совместного сна.
Контакт во сне
Может показаться, что во сне с ребенком мало что происходит и что организм ребенка просто нуждается во временном бездействии каждый день. Это не совсем так. Во время сна происходят всевозможные физические и неврологические процессы, в том числе развитие взаимосвязей между новыми клетками мозга. За это время мозг должен разобраться, сколько и каких его клеток (затрагивающих интеллектуальные, эмоциональные и психологические аспекты развития) будут сохранены, а сколько необходимо «отсеять». Растущий мозг ребенка должен уменьшить потребление питательных веществ теми клетками, которые, похоже, не будут использоваться часто, так что питательные вещества смогут быть направлены в те клетки, которым они более необходимы.
Без стимуляции контактов между матерью и ребенком и взаимодействия, в том числе ночного сенсорного обмена, новорожденные клетки мозга могут быть потеряны навсегда. Это заставило некоторых специалистов по психологии развития утверждать, что младенцам гораздо вреднее недополучить неврологическое возбуждение, так как «отсеянные» клетки мозга ребенка не восстанавливаются в более поздний период. Минимизация контактов с телом матери может сделать неврологические связи менее стабильными и эффективными, ослабить структуры, которые обеспечивают ребенку основу для быстро растущих коммуникативных навыков, эмоциональности и способности эффективно регулировать собственные нужды и реагировать на них.
Близко, но не вместе
Целым поколениям родителей говорили о необходимости укладывать ребенка спать отдельно и в одиночестве, чтобы развить его независимость и дать взрослым возможность устраивать свою личную жизнь. Это культурное наследие укоренилось в западных обществах. Родителей, которые спят с детьми, часто считают бедными или ненормальными.
Хорошей новостью является то, что совсем недавно, и это в первый раз, Американская академия педиатрии (AAП) выпустила рекомендацию, что дети должны спать «близко» к матери в той же комнате. Плохая новость заключается в том, что они выступают против сна в одной постели. В этом и заключается противоречие.
Я хочу, чтобы семьи поняли, сколько всего происходит во время сна и совместного сна в том числе и при общении друг с другом через прикосновение, запах, звук, вкус. Это бессознательное общение — один из способов, которые использует наш биологический вид для улучшения здоровья и для выживания, и это также неотъемлемая часть любви и общения родителей с детьми и друг с другом. Ребенок, спящий сам по себе в кроватке, вне надзора и контроля со стороны матери или отца лишен этой жизненно важной связи и, как доказывают научные исследования, находится в зоне риска.
Когда вы смотрите на распространенность совместного сна в мире млекопитающих и в различных человеческих культурах в разные эпохи, то становится ясно, что совместный сон является универсальным во времени и практикуется широко и по-разному. Моя интуиция подсказывала мне, что это должно быть полезным, но только на основе обширных и скрупулезных научных исследований мы определили, что это действительно так.
Действительно, спать с ребенком — одно удовольствие. Только вот животные и наши далекие предки занимались сексом исключительно в целях размножения. Поэтому сон с ребенком в одной постели в настоящее время противоречиво и находит недовольство — преимущественно со стороны мужей. Еще минус — втает с постели мама — автоматически просыпается ребёнок. Я вот думаю, возможно ли комбинирование — и чтобы малыш спал и в кроватке, и иногда с мамой?
13.10.2016 21:19:26, Рузилюшечка
Я тоже это чувствовала интуитивно, но большой ребенок под кодовым именем МУЖ требует разлучения с ребенком на ночь!
17.12.2014 15:16:50, koalamama
Всего 2 отзыва Прочитать все отзывы.
Источник
Знаете ли вы, что 70% мозга малыша заканчивает развитие, пока он находится в утробе матери?
Развитие мозга ребенка: 0-3 года
На внутриутробный период приходится 70% развития мозга ребенка, 15% — на период младенчества и ещё 15% — на дошкольные годы. Пока малыш не родился, а также в первые месяцы после рождения, то есть в период грудного вскармливания, его развитие и здоровье практически полностью зависят от питания мамы. Поэтому крайне важно, чтобы вы внимательно следили за своим рационом и помнили про ряд питательных веществ, которые особенно важны для развития мозга ребенка.
Важно!
В первый год жизни ваш малыш растет в буквальном смысле не по дням, а по часам. За год его рост удваивается, а вес утраивается! Но еще более невероятной скорости развития в это время достигает его мозг.
Мозговое вещество закладывается в черепной коробке плода уже в первые недели внутриутробного развития младенца. На десятой неделе беременности мозг малыша делится на три части. У ребенка, появившегося на свет, головной мозг уже почти ничем не отличается от мозга взрослого человека. К двенадцати месяцам заканчивается окончательное формирование структуры мозга. Количество нейронов остается примерно на одном уровне до конца жизни. И с самого рождения в мозг заложено множество рефлексов и навыков: дыхательный, сосательный, хватательный…
С рождения нейроны мозга существуют по большей части независимо друг от друга. Задача мозга в течение первых 3 лет — установить и укрепить связи между ними. В это время клетки детского мозга создают по 2 миллиона новых связей — синапсов — в секунду! С развитием ребенка синапсы становятся более сложными: они растут, подобно дереву с большим количеством ветвей и веточек.
Период с рождения до трех лет — время наивысшей активности мозга. К трем годам объем мозга ребенка составляет уже 80% от мозга взрослого человека. Увеличение объема мозга происходит за счет особых глиальных клеток: они необходимы для существования нейронов. Начиная с трех лет, начинается резкое торможение в темпах мозгового развития, а после шести лет оно практически полностью замедляется и заканчивается формирование. Способности мозга шестилетнего ребенка практически совпадают с возможностями взрослого человека!
Для гармоничного развития головного мозга малыша нужна среда, насыщенная положительными эмоциями и новыми впечатлениями. Такая среда заставит мозг работать активнее, стимулирует его развитие. Именно в первые три года у малыша закладываются будущие основы здоровья, мышления, разных навыков, приспособленности к жизни. Поэтому очень важно в эти первые три года помочь формированию мозга. Ребенка должны окружать изображения, звуки, прикосновения, запахи. Все это — стимулы, которые воспринимаются мозгом и помогают ему формироваться быстрее.
Адепты идей «раннего развития» — интенсивного развития способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 3 лет) — уделяют этому особое внимание. По их мнению, необходимо как можно раньше приобщать малыша к различным занятиям: развивать его речь, заниматься рисованием, лепить, играть на музыкальных инструментах и т.д.
Не менее важным является питание малыша. Особое значение в развитии и правильном функционировании нервной системы малыша имеют длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты. К ним относятся докозагексаеновая и арахидоновая кислоты (DHA и ARA).
В состав ежедневного рациона для «будущего гения» должны входить DHA и АРА грудного молока или детского молочка в случае докорма. Грудное молоко не имеет точного соотношения этих жиров, так их наличие сильно зависит от рациона кормящей мамы и от того, насколько она употребляет продукты, содержащие их. Так, например, в молоке японских мам очень высокое количество DHA за счет высокого потребления морепродуктов, в то время в молоке американских мам концентрация DHA очень низка. Также источниками DHA в рационе мамы могут служить, например, морепродукты, различные растительные масла, грецкие орехи.
Понравилась статья? Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал. И приходите в клуб Baby&me — там вы найдете секретные купоны на скидки и акции для родителей, полезные онлайн-инструменты и многое другое!
Всемирная организация здравоохранения рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 месяцев и его продолжение в течение как можно более долгого периода. Компания Nestlé поддерживает данную рекомендацию.
Источник
Расскажем, как спят новорождённые и как меняется их сон по мере взросления.
Родители со стажем знают, что дети растут с молниеносной быстротой: вот только это был крохотный, мило попискивающий комочек, а спустя некоторое время в доме бегает неугомонный энергетический вихрь. То же самое происходит и со сном ребёнка, режим и особенности которого меняются от месяца к месяцу жизни малыша.
Новорождённые спят от 16 до 18 часов, независимо от времени суток. В первые несколько месяцев происходит активное развитие мозга, чему очень способствует «быстрый», поверхностный сон. При этом родители могут наблюдать движение глаз под веками младенца, нерегулярный пульс и дыхание, частые подергивания руками и ногами, а также активную мимику.
Для малышей первых месяцев жизни также характерен частый переход между фазами сна (от «быстрого» к «медленному» и обратно), во время которых ребёнок просыпается и призывает маму на помощь. Очень важно в такие моменты не игнорировать плач малютки. Обязательно подойдите, проверьте всё ли с малышом хорошо, а также постарайтесь успокоить кроху всеми возможными способами.
В течение ночи малыш может просыпаться два-три раза. И это абсолютно нормально, поскольку желудок у ребёнка совсем крошечный и не может вместить достаточно пищи, чтобы не быть голодным длительное время.
Малыши до 6-8 недель не способны различать день и ночь. Чтобы ребёнок скорее начал ориентироваться во времени суток, каждый раз утром открывайте шторы, все активные дневные дела сопровождайте ярким светом и умеренным шумом. Вечером же старайтесь настроить кроху на сон: закройте шторы, приглушите свет и даже ночью, во время кормлений, не включайте яркую лампу, ограничьтесь тусклым ночником с жёлтым свечением, который не подавляет синтез мелатонина.
Около 4 месяцев характер сна ребёнка меняется, устанавливается определённый режим дня, что позволяет родителям немного упорядочить свою жизнь.
Теперь малыш спит около 15 часов в сутки, появляется три полноценных дневных сна. Некоторые дети в этом возрасте уже могут спокойно спать ночью без перерыва около 8 часов, а через месяц этот период уже может доходить до 10 часов.
Но именно в возрасте 4 месяцев дети переживают первый «регресс» сна, который связан с развитием цикличности сна и физиологическим развитием организма (малыш начинает переворачиваться, активно изучать окружающий мир). Беспокойное состояние малыша может длиться несколько недель, после чего сон снова вернётся к нормальному состоянию. Лучшее, что могут сделать родители в это время – запастись терпением и поддерживать своего кроху в этот сложный для него период.
В возрасте 6-8 месяцев детям требуется около 14 часов сна, при этом на ночь приходится около 11 часов, количество дневных снов может сократиться до двух.
Смотрите видеокурсы «Программы Мамы», в которых эксперты расскажут всё о малышах до года и ответят на самые важные вопросы мам. СМОТРЕТЬ ВИДЕОКУРСЫ
https://programmamama.com
В этом возрасте происходят большие перемены в жизни ребёнка: он учится сидеть, вставать, появляются первые зубы, а ещё начинаются первые страхи, связанные с отсутствием мамы. В это время малыш может вести себя очень беспокойно, проснувшись, кроха начинает плакать и требовать маминого внимания. Не отказывайте ему в этом, уделяйте малышу всё свободное время, и вскоре эмоциональное и физическое состояние малютки придёт в норму, а вместе с ним вновь наладится сон.
Читайте на нашем канале статью «5 способов помочь ребёнку уснуть«.
В этот период необходимо закончить дневной сон на улице и окончательно перевести малыша в кроватку. Сон в знакомой обстановке в тихой тёмной комнате будет способствовать лучшему восстановлению и развитию ребёнка. А прогулки на свежем воздухе будут гораздо полезнее, если их проводить во время бодрствования.
Чем ближе к 12 месяцам подходит возраст вашего малыша, тем активнее он становится. Ему больше не интересно лежать в кроватке, ему хочется активно познавать мир. Именно поэтому на данном этапе развития качественный дневной и ночной сон особенно важен.
После 9 месяцев уходит третий дневной сон и остаётся утренний сон продолжительностью 1-1,5 часа и послеобеденный сон – 1,5-2 часа.
Для того, чтобы малыш рос здоровым, необходимо тщательно организовать режим дня: найти подходящее «окно сна», следить за временем бодрствования, установить ритуалы на сон и пробуждение. Если малыш спокоен и не находится в стадии «регресса сна», можно начать обучение самостоятельному засыпанию.
Самое время подобрать крохе «любимчика», то есть ту игрушку, которая станет его другом и будет дарить чувство безопасности во время самостоятельного сна в своей кроватке.
В возрасте около 1,5 года приходит время перехода на один дневной сон.
Ваш малыш готов к таким переменам, если:
- Он старше 15 месяцев
- Каждую ночь спит не менее 10 часов
- Утренний сон становится либо слишком коротким, либо слишком длинным, что мешает послеобеденному сну.
Переход к одному сну может занять от двух до трёх недель. В это время следите, чтобы малыш не переутомлялся, и чтобы качество ночного сна не изменилось.
Постепенно сдвигайте утренний сон ближе к обеду небольшими шагами по 30 минут, пока оба сна не сольются в один послеобеденный.
Около 2 лет у некоторых детей возникают проблемы с дневным сном. Малыши отказываются укладываться в кроватку. На этом этапе главная задача родителей — ни в коем случае не допустить пропуск дневного сна.
Организм ребёнка в таком возрасте просто не в состоянии обходиться только ночным сном. Если нарушается дневной сон, то вскоре вы заметите, что малыш стал раздражительным, плаксивым, неуправляемым. Ему трудно сосредоточиться и запоминать новое.
Ситуация может казаться необратимой — ребёнок всеми силами противится пойти спать. Будьте настойчивы, соблюдайте привычные ритуалы перед сном, предложите просто провести послеобеденный час в спокойной обстановке с закрытыми шторами, рассказывайте сказки спокойным голосом, уговаривайте кроху провести это время в кроватке. Спустя несколько дней дневной сон обязательно вернётся, а вы получите обратно вашего довольного и весёлого малыша.
И только после 4 лет некоторые дети могут обходиться исключительно ночным сном.
Ребёнок готов отказаться от дневного сна, если он:
- Не выглядит уставшим, когда вы стараетесь уложить его на дневной сон.
- Активно сопротивляется засыпанию.
- Отсутствие сна не влияет на его состояние вечером, он весёлый и сосредоточенный.
- Поспав днём, с трудом засыпает вечером.
Читайте на нашем канале статью «5 частых ошибок, приводящих к нарушению сна у детей«.
И даже если ваш малыш готов не спать днём, постарайтесь в послеобеденное время провести «тихий час», то есть дать возможность ребёнку слегка замедлиться и отдохнуть. В это время поиграйте в спокойные игры, соберите пазл, почитайте книгу. Это обязательно пойдёт на пользу эмоциональному и физическому состоянию малыша.
Важно помнить, что отказ от дневного сна – это не окончательное решение. Если ребёнок устал, неважно себя чувствует или у него повышенные физические или эмоциональные нагрузки, то дневной сон для него снова становится важен, пусть и всего на несколько дней.
Эта статья может быть полезна вашим друзьям? Поделитесь ссылкой в соцсетях!
Источник