Развитие мозга ребенка и питание

В статье «Три главных компонента детского питания» мы упоминали, что рацион ребенка должен быть безопасным, адекватным, правильным, сбалансированным.
Что это значит для головного мозга? В раннем возрасте нервная система ребенка работает подобно талантливой бригаде электромонтеров. В это время формируется огромное количество нервных связей. И это не метафора. Действительно, на физическом уровне нервные клетки соединяются между собой при помощи своих отростков. Отростки как бы прикасаются друг к другу, и место их соприкосновения называется синапсом. Именно через синапсы нервные импульсы (да, самый настоящий импульсный электрический ток) передаются от рецепторов – глаз, ушей, кожи, носа и других – к головному мозгу. Там точно так же, от клетки к клетке, импульсы передаются по подкорковым структурам и коре, от одного полушария к другому, пока происходит их обработка. И наконец готовое решение в виде электрического импульса спешит к органу, который должен это решение реализовать.
А теперь подумаем, сколько строительного материала стоит за всей этой сложной системой.
Мы знаем, что продукты из этой пищевой группы в основном необходимы для набора мышечной массы.
Но для чего белки мозгу? Для мозга ребенка белковые продукты выступают строительным материалом гормонов и ферментов (нейромедиаторов, нейротрансмиттеров). Именно эти белковые молекулы обеспечивают передачу нервного импульса, хорошее настроение и даже влияют на темперамент. Помните — серотонин, дофамин и прочие? Все это — белковые молекулы, для формирования которых нужно получать из пищи аминокислоты, которые как раз и содержатся в белковых продуктах.
Вот некоторые белковые продукты, которые будут полезны и одновременно безопасны для ребенка от 6 месяцев до 2 лет:
курица, индейка;
говядина
морская рыба (имейте в виду, что знакомство с ней следует начинать после восьми месяцев) .
В целом достаточно обеспечить ребенку ежедневное присутствие белковых продуктов в рационе. Но если вы желаете узнать потребность в отдельных аминокислотах, предлагаем познакомиться с таблицей. Ученые утверждают, что достаточная доступность аминокислот для головного мозга создает основу для качественного обучения, формирования навыков общения, поддержания нормального настроения.
Соответственно, для успешного адекватного развития ребенка раннего возраста сначала необходимо создать простой фундамент, материальную основу для образования новых связей – накормить младенца!
Жиры являются мощным источником энергии для организма. Но мозг есть мозг, с ним не все так просто. В качестве источника энергии он принимает только глюкозу.
Могут ли в таком случае жиры быть полезны именно для центральной нервной системы?
Да, наш мозг, как и другие ткани, нуждается в жирах. Доказано, что человеческий мозг использует все пять известных классов липидов, или жиров, для различных целей. Так, жирные кислоты (один из видов жиров) — важный структурный компонент клеточных мембран. Кроме того, полиненасыщенные жирные кислоты участвуют в передаче нервного импульса. И если насыщенные и мононенасыщенные жирные кислоты могут синтезироваться в центральной нервной системе, то полиненасыщенные должны быть синтезированы в других органах либо поступать из пищи.
Есть две полиненасыщенных жирных кислоты, которые организм человека в принципе не способен синтезировать: линолевая и α-линоленовая. При этом продукты их модификации в нашем организме — арахидоновая (ARA) и докозагексаеновая кислоты (DHA) – основные жирные кислоты головного мозга. Соответственно, диета, богатая незаменимыми жирными кислотами, — основа здоровой работы мозга.
Пищевые источники жирных кислот, которые можно предлагать детям до двух лет:
растительные масла – оливковое, льняное, подсолнечное;
рыба красных сортов;
яйца;
орехи — кедровые, грецкие.
С пищей мы получаем три основных класса углеводов — сахара, крахмалы, волокна.
Естественные сахара содержатся во фруктах и молочных продуктах. Так называемые «добавленные» сахара присутствуют в готовых продуктах в качестве подсластителя. Их ценность состоит в высоком содержании калорий. Что, собственно, и нужно головному мозгу. То есть, если нужно помочь ребенку срочно сконцентрироваться во время обучения, подслащенный напиток как раз то, что нужно. Но, поскольку в сахарах не содержится витаминов и каких-либо еще ценных веществ, злоупотреблять ими не следует.
Витамины. Общеизвестна польза витаминов группы В для функционирования нервной системы. А что скажете про витамин D? Ведь чаще всего он ассоциируется с прочностью костной ткани, своевременным закрытием родничков и профилактикой рахита.
Полезные для детей источники витамина D:
жирные сорта рыбы: лосось, сельдь, скумбрия;
яичный желток;
говяжья печень.
Как видите, вовсе не трудно помочь полноценной работе мозга малыша. Достаточно предложить разнообразные продукты и сориентироваться на его предпочтения. Если вы хотите узнать больше о том, как развитие мозга ребенка связано с питанием, рекомендуем вам почитать материалы на сайте #ПищаДляУма.
Источник
От чего зависит гармоничное развитие мозга ребенка?
Отвечая на этот вопрос, ученые называют целый комплекс факторов — от характера питания и безопасности социальной среды до перенесенных в младенчестве заболеваний и полученных травм. Огромное значение имеет, конечно, и протекание беременности.
Вообще говоря, заботу о здоровье мозга ребенка следует начинать еще на этапе планирования. Именно для того, чтобы предупредить возможные нарушения его — мозга — развития, врачи назначают будущим мамам фолиевую кислоту (принимать ее нужно еще до зачатия и продолжать после наступления беременности) и профилактические прививки: от гриппа, коклюша, краснухи. А также рекомендуют отказаться от курения и употребления алкоголя.
Как питание связано с развитием мозга?
Кажется, что постулат о важности полноценного питания ребенка усвоен всеми современными родителями. Но что за ним стоит? Как вообще питание связано с мозгом? А вот как: оказывается, развитие мозга может нарушиться, если ребенок недополучает необходимых питательных веществ. В результате мы можем столкнуться с неполноценным развитием оболочки нервных волокон (миелина) и/или недостаточным размером самого мозга.
Конечно, мы помним, что интеллектуальный потенциал зависит не только от размеров головного мозга. Но если размеры уменьшены из-за недоедания, это может привести к снижению способности ребенка усваивать знания и адекватно общаться.
При недостаточном поступлении питательных веществ рост головного мозга плода и новорожденного замедляется. А это имеет долгосрочные последствия: отрицательно сказывается на поведении ребенка, в том числе на его доброжелательности. Вот настолько еда связана с развитием мозга!
Впрочем, не пугайтесь: если кормящая мать и ее ребенок не находятся в условиях голодания — будь то по социальным причинам или же в силу какой-либо противоестественной диеты — вероятность дефицита массы головного мозга младенца минимальна.
Что происходит с мозгом ребенка во время и после беременности?
Как питательные вещества попадают в организм плода во время беременности? При попадании в желудок будущей мамы, пища под воздействием ферментов начинает распадаться до мельчайших частиц, которые всасываются ворсинками кишечника и попадают в кровь беременной женщины. Поскольку у матери и плода единый кровоток, то полезные вещества получает и организм плода. Поэтому так важно во время беременности включать в свой рацион сезонные овощи и фрукты, птицу, говядину, орехи и продукты с содержанием цельнозерновой муки. Добавьте во время беременности в свой ежедневный рацион 10-12 лишних граммов белка — например, в виде нежирного творога, сыра, молочнокислых продуктов, — и протеины станут “кирпичиками” для построения новых клеток формирующегося тела плода.
И если белки совершенно точно нужны и будущем ребенку, и матери, то такая важная составляющая здорового питания, как полиненасыщенные жирные кислоты, во время беременности необходимы главным образом женщине. Дело в том, что во время беременности они не оказывают существенного влияния на мозг плода и его будущий интеллектуальный потенциал, зато позволяют повысить эластичность родовых путей, что будет актуально во время родов.
Как питание влияет на мозг ребенка до шести месяцев?
Постарайтесь наладить грудное вскармливание — это оптимальный способ получения всех необходимых питательных веществ для младенца. К тому же у детей на грудном вскармливании более интенсивно происходят процессы формирования белого вещества головного мозга. Возможно, этому способствуют липиды грудного молока — арахидоновая (ARA) и докозагексаеновая (DHA) жирные кислоты. Они активно участвуют в раннем развитии нервной системы, образовании миелина (основного компонента белого вещества мозга) и формировании связей между нейронами.
Однако если грудное вскармливание невозможно, паниковать не нужно. Потребность ребенка (и его мозга!) в жирных кислотах можно удовлетворить с помощью заменителей грудного молока. Выбирая смесь, обратите внимание на те, что обогащены жирными кислотами. Чем больше длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислот (ищите на упаковке надписи ARA и DHA) в рационе ребенка, тем лучше: они благотворно влияют на развитие нервной системы и функций всего организма в целом.
Чем кормить ребенка, чтобы его мозг хорошо развивался?
Специалисты рекомендуют начинать давать малышу продукты прикорма (то есть новые виды пищи, кроме грудного молока и детской смеси), когда ему исполнится шесть месяцев. Это важно не только потому, что ребенку необходимо расти и набирать здоровый вес, но и для развития мозга: протеины, ненасыщенные жиры, углеводы, макро- и микроэлементы — нервные клетки используют все эти составляющие для своей функциональной активности и в качестве строительного материала.
Как понять, что пора вводить прикорм? Как правило, начинать можно тогда, когда малыш демонстрирует комплекс следующих навыков:
- сидит практически без поддержки;
- хорошо контролирует положение головы;
- проявляет пищевой интерес, то есть открывает рот и наклоняется вперед, когда ему предлагают еду.
Существует множество схем введения прикорма, но классические рекомендации звучат так: стартовать следует с монокомпонентных каш или овощей. К семи-восьми месяцам рацион можно разнообразить: помимо овощей и злаковых каш предлагайте малышу мясо (или другие белки), фрукты, овощи, йогурты, сыр. Присмотритесь к новым видам каш — многокомпонентным: в них содержится достаточное количество ингредиентов, способствующих развитию головного мозга.
Несмотря на то, что рыба и зелень не самые любимые детьми продукты, все-таки следует постараться приучить к ним ребенка. Не только потому, что это поможет расширить меню и установить здоровые пищевые привычки. В рыбе и зелени содержатся фолиевая кислота и полиненасыщенные жирные кислоты, которые являются физическим фундаментом для формирования интеллекта.
Обратите внимание на растительное масло: если жирные кислоты из оливкового пойдут прямо к клеточкам мозга для их качественной работы, то компоненты подсолнечного масла могут быть задействованы в воспалительных процессах, которых хотелось бы избежать.
Что такое стимулирующая среда и при чем тут детский мозг?
Результаты многолетних исследований показывают: на первом году жизни на развитие головного мозга может воздействовать и социальное окружение ребенка. Под ее влиянием формируется такое свойство мозга, как нейронная пластичность — способность физически изменяться в ответ на приобретаемый опыт. Чем больше внимания и заботы получает ребенок, тем более цельной личностью он растет и тем лучше развивается его мозг. Напротив, недоедание и жестокое обращение в детстве на протяжении всей жизни снижают активность гена, защищающего головной мозг от воздействия гормонов стресса.
Что нужно сделать, чтобы создать вокруг ребенка правильную среду? Вот ее основные компоненты:
- родительское внимание — зрительный контакт и ощущение безопасности способствуют формированию новых связей между нейронами мозга, которые позже будут задействованы в процессе обучения и установления контактов с новыми людьми;
- общение с семьей — это первый опыт общения ребенка; если он положительный, то ребенок привыкает генерировать положительные эмоции, формирует позитивный эмоциональный интеллект; в свою очередь отрицательные эмоции, которые ребенок испытывает, если на него кричат, подвергают эмоциональному и физическому насилию, делают ребенка замкнутым, закрытым для новых знаний и реализации своего потенциала;
- игры и общение — у ребенка должна быть возможность рассматривать картинки и предметы, слышать разнообразные звуки и речь, прикасаться к разным вещам; это стимулирует различные анализаторы, вовлекает в активное функционирование те или иные отделы коры головного мозга.
Как видите, развитие мозга ребенка — это комплексный процесс, который мы с вами можем контролировать, выполняя самые базовые родительские действия: кормить, заботиться, следить за здоровьем и создавать питающую среду. Это несложно, зато сколько пользы! А чтобы разбираться в вопросе еще лучше, читайте рекомендации на сайте #ПищаДляУма.
Источник
Интеллект ребенка зависит от питания. Растим умного малышаВсе родители мечтают вырастить своего малыша здоровым и умным человеком. Американские ученые на основании многолетних исследований пришли к выводу, что интеллект ребенка во многом зависит не от количества и качества обучения, а от правильного сбалансированного питания. Участниками эксперимента были дети с момента рождения до исполнения им 32 лет. Благодаря правильному питанию с раннего детства, эти дети показали лучшие познавательные и интеллектуальные способности. Ученые считают, что витаминизированное питание является маркером детского мозгового развития, интеллект детей получивших сбалансированное питание остается высоким и во взрослой жизни. Интеллектом называют эрудицию и образованность человека. Интеллектуалы способны к творчеству, созиданию нового и познанию неизвестного. Более 100 лет назад учёными установлено, что фундамент для развития интеллектуальных способностей человека закладывается в период с рождения до трех лет. В этот период ребенок обладает наилучшей гибкостью мышления и готов к обучению. В полугодовалом возрасте мозг малыша достигает 50% способностей от тех, которыми обладает взрослый человек. А уже к трем годам развитие мозга составляет 70-80%, а к восьми годам уже ничем не отличается от способностей мозга взрослого человека. Поэтому очень важно в период с рождения до трех лет создать для малыша развивающую среду и организовать правильное питание, а стремление к новым знаниям заложено у него уже от природы. Вот какими продуктами должен питаться ребенок для укрепления и развития интеллекта: 2. Фрукты и овощи. Овощи и фрукты содержат много углеводов, которые необходимы ребенку для восполнения энергозатрат и умственного развития. Овощи можно приготовить на пару, так они лучше усваиваются и сохраняют больше полезных свойств. Фрукты употреблять надо в свежем виде. Для улучшения мозговой активности нужно включить в рацион продукты, богатые бором. Бора много в яблоках, брокколи, грушах и винограде. Для концентрации внимания необходимо употреблять в пищу больше продуктов, содержащих железо. Железа содержится много в фасоли, гранатах, яблоках зеленых овощах и сухофруктах. 3. Рыба. Красная океаническая рыба, например, семга и форель, богата цинком, который способствует улучшению памяти и концентрации внимания. Также рыба содержит много йода и жирных кислот Омега-3 . Йод и жирные кислоты Омега-3 жизненно необходимы для работы мозга. 4. Мясо. Мясо — основной источник белка, железа и других веществ, стимулирующих активную деятельность и рост организма ребенка. Мясо необходимо для полноценного развития молодого организма и поэтому придерживаться вегетарианского питания в раннем возрасте не стоит. Мясо должно быть молодым и свежим, лучше всего телятина, которое богато витамином D. Малышам мясо лучше давать отварное и прокрученное через мясорубку, избегайте употребления жаренного или жирного мяса. 5. Орехи и семечки. Орехи и семечки помогают бороться с утомляемостью и улучшают память, они содержат витамины В1, В2, В3. Однако орехи и семечки являются высококалорийными продуктами, их употреблять в пищу надо в небольшом количестве. Для развития мозга особенно полезен грецкий орех. Было доказано, что если есть ежедневно по две штуки грецкого ореха, то уже через месяц память значительно улучшается. Кедровые орехи поставляют в детский организм легкий белок, а фундук — ценный витамин Е. Также можно заправлять салаты маслом грецкого ореха, которое содержит целый комплекс биологически активных веществ, благотворно влияющих на сосуды головного мозга. Диетологи советуют, для достижения максимального эффекта в умственном развитии ребенка нужно придерживаться раздельного питания. Это значит, что за один прием пищи ребенок должен есть только сочетающиеся продукты. Придерживаясь раздельного питания с употреблением продуктов способствующих развитию интеллекта, вы очень скоро заметите, как улучшилась реакция ребенка и его способность рассуждать. Ему и в школе будут легче даваться знания по всем предметам. — Вернуться в оглавление раздела «Профилактика заболеваний» Автор: Искандер Милевски |
Источник
Знаете ли вы, что 70% мозга малыша заканчивает развитие, пока он находится в утробе матери?
Развитие мозга ребенка: 0-3 года
На внутриутробный период приходится 70% развития мозга ребенка, 15% — на период младенчества и ещё 15% — на дошкольные годы. Пока малыш не родился, а также в первые месяцы после рождения, то есть в период грудного вскармливания, его развитие и здоровье практически полностью зависят от питания мамы. Поэтому крайне важно, чтобы вы внимательно следили за своим рационом и помнили про ряд питательных веществ, которые особенно важны для развития мозга ребенка.
Важно!
В первый год жизни ваш малыш растет в буквальном смысле не по дням, а по часам. За год его рост удваивается, а вес утраивается! Но еще более невероятной скорости развития в это время достигает его мозг.
Мозговое вещество закладывается в черепной коробке плода уже в первые недели внутриутробного развития младенца. На десятой неделе беременности мозг малыша делится на три части. У ребенка, появившегося на свет, головной мозг уже почти ничем не отличается от мозга взрослого человека. К двенадцати месяцам заканчивается окончательное формирование структуры мозга. Количество нейронов остается примерно на одном уровне до конца жизни. И с самого рождения в мозг заложено множество рефлексов и навыков: дыхательный, сосательный, хватательный…
С рождения нейроны мозга существуют по большей части независимо друг от друга. Задача мозга в течение первых 3 лет — установить и укрепить связи между ними. В это время клетки детского мозга создают по 2 миллиона новых связей — синапсов — в секунду! С развитием ребенка синапсы становятся более сложными: они растут, подобно дереву с большим количеством ветвей и веточек.
Период с рождения до трех лет — время наивысшей активности мозга. К трем годам объем мозга ребенка составляет уже 80% от мозга взрослого человека. Увеличение объема мозга происходит за счет особых глиальных клеток: они необходимы для существования нейронов. Начиная с трех лет, начинается резкое торможение в темпах мозгового развития, а после шести лет оно практически полностью замедляется и заканчивается формирование. Способности мозга шестилетнего ребенка практически совпадают с возможностями взрослого человека!
Для гармоничного развития головного мозга малыша нужна среда, насыщенная положительными эмоциями и новыми впечатлениями. Такая среда заставит мозг работать активнее, стимулирует его развитие. Именно в первые три года у малыша закладываются будущие основы здоровья, мышления, разных навыков, приспособленности к жизни. Поэтому очень важно в эти первые три года помочь формированию мозга. Ребенка должны окружать изображения, звуки, прикосновения, запахи. Все это — стимулы, которые воспринимаются мозгом и помогают ему формироваться быстрее.
Адепты идей «раннего развития» — интенсивного развития способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 3 лет) — уделяют этому особое внимание. По их мнению, необходимо как можно раньше приобщать малыша к различным занятиям: развивать его речь, заниматься рисованием, лепить, играть на музыкальных инструментах и т.д.
Не менее важным является питание малыша. Особое значение в развитии и правильном функционировании нервной системы малыша имеют длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты. К ним относятся докозагексаеновая и арахидоновая кислоты (DHA и ARA).
В состав ежедневного рациона для «будущего гения» должны входить DHA и АРА грудного молока или детского молочка в случае докорма. Грудное молоко не имеет точного соотношения этих жиров, так их наличие сильно зависит от рациона кормящей мамы и от того, насколько она употребляет продукты, содержащие их. Так, например, в молоке японских мам очень высокое количество DHA за счет высокого потребления морепродуктов, в то время в молоке американских мам концентрация DHA очень низка. Также источниками DHA в рационе мамы могут служить, например, морепродукты, различные растительные масла, грецкие орехи.
Понравилась статья? Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал. И приходите в клуб Baby&me — там вы найдете секретные купоны на скидки и акции для родителей, полезные онлайн-инструменты и многое другое!
Всемирная организация здравоохранения рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 месяцев и его продолжение в течение как можно более долгого периода. Компания Nestlé поддерживает данную рекомендацию.
Источник