Развитие мозга не соответствует возрасту ребенка
Знаете ли вы, что 70% мозга малыша заканчивает развитие, пока он находится в утробе матери?
Развитие мозга ребенка: 0-3 года
На внутриутробный период приходится 70% развития мозга ребенка, 15% — на период младенчества и ещё 15% — на дошкольные годы. Пока малыш не родился, а также в первые месяцы после рождения, то есть в период грудного вскармливания, его развитие и здоровье практически полностью зависят от питания мамы. Поэтому крайне важно, чтобы вы внимательно следили за своим рационом и помнили про ряд питательных веществ, которые особенно важны для развития мозга ребенка.
Важно!
В первый год жизни ваш малыш растет в буквальном смысле не по дням, а по часам. За год его рост удваивается, а вес утраивается! Но еще более невероятной скорости развития в это время достигает его мозг.
Мозговое вещество закладывается в черепной коробке плода уже в первые недели внутриутробного развития младенца. На десятой неделе беременности мозг малыша делится на три части. У ребенка, появившегося на свет, головной мозг уже почти ничем не отличается от мозга взрослого человека. К двенадцати месяцам заканчивается окончательное формирование структуры мозга. Количество нейронов остается примерно на одном уровне до конца жизни. И с самого рождения в мозг заложено множество рефлексов и навыков: дыхательный, сосательный, хватательный…
С рождения нейроны мозга существуют по большей части независимо друг от друга. Задача мозга в течение первых 3 лет — установить и укрепить связи между ними. В это время клетки детского мозга создают по 2 миллиона новых связей — синапсов — в секунду! С развитием ребенка синапсы становятся более сложными: они растут, подобно дереву с большим количеством ветвей и веточек.
Период с рождения до трех лет — время наивысшей активности мозга. К трем годам объем мозга ребенка составляет уже 80% от мозга взрослого человека. Увеличение объема мозга происходит за счет особых глиальных клеток: они необходимы для существования нейронов. Начиная с трех лет, начинается резкое торможение в темпах мозгового развития, а после шести лет оно практически полностью замедляется и заканчивается формирование. Способности мозга шестилетнего ребенка практически совпадают с возможностями взрослого человека!
Для гармоничного развития головного мозга малыша нужна среда, насыщенная положительными эмоциями и новыми впечатлениями. Такая среда заставит мозг работать активнее, стимулирует его развитие. Именно в первые три года у малыша закладываются будущие основы здоровья, мышления, разных навыков, приспособленности к жизни. Поэтому очень важно в эти первые три года помочь формированию мозга. Ребенка должны окружать изображения, звуки, прикосновения, запахи. Все это — стимулы, которые воспринимаются мозгом и помогают ему формироваться быстрее.
Адепты идей «раннего развития» — интенсивного развития способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 3 лет) — уделяют этому особое внимание. По их мнению, необходимо как можно раньше приобщать малыша к различным занятиям: развивать его речь, заниматься рисованием, лепить, играть на музыкальных инструментах и т.д.
Не менее важным является питание малыша. Особое значение в развитии и правильном функционировании нервной системы малыша имеют длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты. К ним относятся докозагексаеновая и арахидоновая кислоты (DHA и ARA).
В состав ежедневного рациона для «будущего гения» должны входить DHA и АРА грудного молока или детского молочка в случае докорма. Грудное молоко не имеет точного соотношения этих жиров, так их наличие сильно зависит от рациона кормящей мамы и от того, насколько она употребляет продукты, содержащие их. Так, например, в молоке японских мам очень высокое количество DHA за счет высокого потребления морепродуктов, в то время в молоке американских мам концентрация DHA очень низка. Также источниками DHA в рационе мамы могут служить, например, морепродукты, различные растительные масла, грецкие орехи.
Понравилась статья? Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал. И приходите в клуб Baby&me — там вы найдете секретные купоны на скидки и акции для родителей, полезные онлайн-инструменты и многое другое!
Всемирная организация здравоохранения рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 месяцев и его продолжение в течение как можно более долгого периода. Компания Nestlé поддерживает данную рекомендацию.
Источник
Фото: Lasse Kristensen/Rusmediabank.ru
Развитие мозга не останавливается в детском возрасте. Мозг продолжает развиваться и обрастать новыми клетками и связями еще долго – но и спад начинается гораздо раньше, чем принято считать.
В утробе матери: Растут клетки головного мозга
Клетки мозга начинают развиваться задолго до того, как новорожденный сделает первый вздох – практически с самого зачатия. И у новорожденного насчитывается уже 100 миллиардов нейронов, что означает, что прирост клеток мозга эмбриона составляет примерно 250 тысяч новых нейронов в минуту.
Новорожденный: Мозг создает новые связи и нейроны
У новорожденного размер мозга составляет примерно 60% от мозга взрослого человека. При рождении миелин — жирное вещество, которое изолирует отростки нейронов мозга, чтобы сигналы могли двигаться быстрее — находится вблизи спинного мозга. Эта область мозга отвечает за основные функции, такие как дыхание, питание и контроль сердечного ритма. Размер мозга новорожденного составляет примерно 330 см3, а к трехмесячному возрасту почти удваивается в объеме.
Ребенок ясельного возраста: Мозг растет и избавляется от «хлама»
К трехлетнему возрасту мозг ребенка составляет уже примерно 80% мозга взрослого человека по своему объему и количеству нейронов. И он уже более развит, чем мозг любого другого живого существа на планете. А вот синапсов (связей между нейронами) у ребенка этого возраста вдвое больше, чем у взрослого. Продолжая совершенствоваться, мозг «обрубает» ненужные и неиспользуемые связи из этого количества и концентрируется на улучшении тех, которые действительно нужны.
Дошкольник: Мозг учится на жизненном опыте
Годы, предшествующие пятилетнему юбилею ребенка, являются частью «критического периода» развития. На этом этапе опыт напрямую формирует связи между нейронами, приспосабливаясь к условиям окружающей среды. С одной стороны, это означает, что отрицательный опыт может навсегда оставить психологический шрам на ребенке. Но, с другой стороны, это свидетельствует о том, что программы раннего вмешательства и усилия по преодолению последствий травматического опыта наиболее эффективны, чем в любом другом возрасте.
Подросток: Мозг только учится принимать правильные решения
Мозг подростка аналогичен мозгу взрослого по размеру, но не по развитию. В этом возрасте наш организм переводит выработку миелина из задних долей мозга (которые отвечают за самые основные функции) в передние доли (которые имеют более сложные схемы). Последняя область, которая должна быть полностью миелинизирована, — это лобная доля, которая важна для принятия решений, контроля импульсов и эмпатии. Тогда как лобная доля взрослого человека может понять, что человек подвергается давлению или рискам, и знает, когда говорить «нет», подростки пока не развили этого навыка. Это похоже на Феррари со слабыми тормозами: мозг научился разгоняться, но не тормозить. Родители могут рвать на себе волосы от плохих решений подростка, но все, что им остается, это проявлять терпение и давать указания: пока зреют лобные доли, подростки только учатся делать правильный выбор и принимать верные решения в той или иной ситуации.
20-30 лет: Развитие переходит в спад
Вы будете продолжать формировать и уничтожать синапсы и клетки мозга всю свою жизнь, но, к тому времени, когда вы подойдете к середине или концу своего второго десятка, развитие лобных долей вашего мозга, которые вам нужны для здравомыслия, наконец закончилось полной и безоговорочной «миелинизацией». Есть и один потенциальный недостаток в окончательном развитии вашей лобной доли: теперь могут неожиданно возникнуть психические заболевания, такие как шизофрения или тревожное расстройство. От 60 до 80 процентов людей с серьезными аффективными расстройствами узнают свой диагноз как раз между 18 и 25 годами.
30-40 лет: Учиться становится труднее
К началу третьего десятка лет наш мозг замедляет производство нейронов и синапсов, да и отсекает ненужное уже не в том объеме. Усваивать что-то новое становится труднее. Именно поэтому вам нужно усердно учиться и постигать основные профессиональные навыки до того времени, когда вы достигнете своего 30-летнего возраста. Но «окно возможностей» еще не полностью закрыто – ваши привычки, рацион и образ жизни могут как продлить полноценно умственные годы на десятилетия, так и сильно сократить их. Выбор за вами.
50 лет: Память начинает подводить
Большинство людей после 50-ти начинают замечать, что их память в определенные моменты начинает «пробуксовывать». Начинаются пробуксовки с кратковременной памяти, и это абсолютно нормально. Можно, конечно, временами и пошутить про «ранний маразм», но не стоит забывать, что около 5% случаев болезни Альцгеймера имеют раннее начало, поэтому не игнорируйте симптомы, которые могут стать признаком серьезной потери памяти.
60-70 лет: Нейронные связи теряются быстрее, чем создаются
Один из десяти взрослых в возрасте 65 лет и старше заболевает болезнью Альцгеймера. Причины этого не совсем ясны, но известно, что, когда мы стареем, наши мозговые клетки и синапсы истощаются. Пропадают нейронные связи, и сигналы попросту не доходят. Вы смотрите на объект и вдруг больше не можете назвать его, потому что не можете подключиться к той части мозга, где было сохранено название. Риски старческой деменции зависят от наследственности и образа жизни, но, в любом случае, после 65 лет риски удваиваются каждые пять лет.
80 лет: Здравствуй, Альцгеймер?
К 80-летнему возрасту ваши шансы столкнуться с возрастной деменцией примерно 50/50. Это не значит, что ваша судьба предопределена: в то время как генетика играет определенную роль, сохранить ясность ума вам может помочь активизация мозга с помощью интеллектуальных нагрузок и общения. Один из самых сильных эффектов на стимуляцию памяти оказывают и аэробные тренировки – для стимуляции работы мозга достаточно 20-минутной аэробики в день. В любом случае, чтобы поддерживать жизнеспособность мозга необходимо и в глубокой старости стараться сохранять активность, как умственную, так и физическую.
Источник
Современная педагогика и психология обладает огромным арсеналом научных данных, среди которых особое место занимают нейронауки. Несмотря на то, что полного понимания процесса развития человеческого мозга у ученых пока нет, существует достаточное количество фактов, понимание которых может сильно облегчить жизнь родителей и специалистов, работающих с детьми. Сотрудники Монтессори центров «Созвездие» подготовили обзор основных фактов о работе детского мозга.
Развитие мозга до и после рождения. Почему будущая мама должна хорошо питаться и избегать стрессов, а уже состоявшимся родителям стоит серьезнее относиться к досугу малыша
Развитие мозга начинается ещё до рождения крохи, а полностью взрослым учёные считают мозг людей старше двадцати лет. Самый сложноустроенный орган человека претерпевает множественные изменения, невероятно чувствителен к внешним воздействиям, а также во многом зависит от наследственных факторов. Как же развивается мозг человека?
Что происходит до рождения?
В момент, когда ваш малыш сделал первый вдох, его организм уже проделал огромную работу и заложил основу для всего будущего функционирования крохи. Несмотря на то, что размер его мозга увеличится ещё в 4 раза до своего полного созревания, основная масса нейронов в нём уже существует, а биохимия его уже отлажена.
Тот факт, что мозг, управляющий нашими чувствами, мыслями и способностями, формируется ещё в утробе матери, накладывает большую ответственность на беременных женщин. Нельзя недооценивать научные данные о том, что образ жизни, качество пищи и даже эмоциональное состояние женщины во время беременности имеет огромное влияние на развитие малыша.
Так, например, существуют явные доказательства, что стресс во время беременности нарушает формирование структуры трактов лимбической системы, которая, в свою очередь, ответственна за эмоциональные реакции будущего человека. Прием различных лекарств, в том числе безобидного на первый взгляд парацетамола, ученым удалось связать с гиперактивностью детей, а злоупотребление сахаром во время беременности сказалось на когнитивных способностях детей.
Мозг новорожденного. Какой он?
Уникальность человека в том, что его мозг огромен относительно остального тела, поэтому для прохождения родовых путей ребенок рождается слегка недоразвитым, а почти полного размера (около 80%) мозг достигает уже к трём годам. Вы наверняка знаете о родничке, мягкой зоне на голове новорожденного. Именно эта зона ответственна за возможность рождения человека естественным путём и того самого быстрого роста детского мозга.
Итак, ребенок рождается, а перед ним огромный мир и безумно сложно устроенное общество, в котором ему необходимо научиться жить самостоятельно как можно быстрее. Мозг малыша буквально создан для выучивания огромных объемов информации, ведь синапсы (соединения нервных клеток, которые являются основой всех знаний и умений) формируются гораздо быстрее, чем у взрослых и даже подростков.
Принцип формирования синапсов простой. Чем чаще определенная информация попадает к ребенку, тем более значимой считает её организм, соединение крепнет, а навык и память в этой сфере улучшается. Так жизненно важные навыки (например, речь и ходьба) остаются с малышом на всю жизнь, а случайные события с возрастом забываются. Тот же процесс характерен и для мозга взрослых, но скорость освоения информации у них существенно ниже.
Мозг ребенка жаждет новой информации и учится сортировать её по категориям важной и неважной. Именно поэтому дошкольникам важно регулярно и много контактировать с разнообразной средой. Благодаря балансу между различными активностями (творческими и развивающими занятиями, общением со старшими и сверстниками, игрой в одиночестве, нахождении в городе и на природе, на улице и в помещении и так далее) происходит гармоничное развитие малыша, ведь его мозг регулярно встречается с разнообразными ситуациями и учится адекватно реагировать на разные стимулы и решать разноплановые задачи.
Как растёт мозг?
Структура мозга меняется не только за счёт синапсов. Целые зоны мозга и нервные клетки новорожденного ещё не до конца сформировались к моменту появления малыша на свет.
Зрительная кора
Всем известно, что зоркие глаза малыши приобретают не сразу, а рождаясь едва различают границы предметов и цвета. Это происходит из-за того, что клетки зрительной коры развиваются и учатся распознавать образы перед собой в течения первых шести месяцев!
Удивительно, что даже с такой незрелой системой зрения (даже фокусироваться новорожденные почти не умеют), они уже умеют различать самый важный образ – человеческое лицо. Именно во время визуального контакта с мамой новорожденные тренируют свое зрение и учатся видеть мир.
Развитие органов зрения и зон мозга, отвечающих за зрительную информацию, начинается с визуального контакта с матерью. Специалисты по раннему развитию рекомендуют как можно больше смотреть на ребенка и разговаривать с ним, особенно во время кормления грудью, ведь этим несложным действием вы стимулируете развитие младенца.
Мозжечок
Еще со школьного курса биологии многие помнят, что мозжечок отвечает за развитие движений, к тому же участвует в работе памяти, внимания, освоении речи и даже формировании эмоций. Несложно догадаться, что гармоничное развитие этой важнейшей зоны мозга во многом зависит от достаточной физической активности ребенка. Начиная с переворачиваний и ползания и заканчивая спортивными кружками и занятиями танцами, умеренная физическая активность стимулирует активное развитие мозжечка. Чтобы понять, насколько необходимым является движение для благополучия ребенка, следует лишь упомянуть, что мозжечок увеличивается в три раза только за первый год жизни младенца.
Мозжечок, участвующий в огромном количестве мозговых процессов, развивается только в условиях адекватной физической нагрузки. Именно поэтому родителям младенцев важно давать своим детям возможность двигаться, ползать и хватать предметы вокруг, непременно пробуя их на зуб.
Миелинизация нейронов
Если представить, что нейроны – это провода организма, то миелинизация – это их качественная изоляция. Покрытие отростков клеток специальном веществом (миелином) позволяет нервной системе быстрее и точнее передавать сигналы. Именно из-за незавершенного процесса миелинизации младенцам сложнее обрабатывать информацию и быстро реагировать на изменения в окружении. По этой же причине они не могут совершать тонкие и сложные действия.
От простого к сложному
Решение всё более сложных задач становится по силам молодому мозгу благодаря достройке всё более сложных цепочек нейронов, а также настройке и автоматизации совместной работы этих цепочек. Правило простое: чем больше отдельных операций включает в себя задача, тем позже она станет доступна мозгу. Именно поэтому малыши сначала учатся переставлять ноги, а уже потом могут использовать ходьбу для того, чтобы добраться до нужного места или предмета.
Более подробную информацию о детском мозге можно послушать у заведующего лаборатории мозга и когнитивных исследований Сергея Киселёва:
Как создать оптимальные условия для гармоничного развития мозга ребенка?
Как вы уже поняли, несмотря на роль наследственности в развитии нервной системы детей, грамотно организованная среда имеет гораздо большее значение. В данном разделе мы бы хотели уделить внимание основным характеристикам по-настоящему развивающей среды, положительно воздействующей на гармоничное развитие мозга ребенка с рождения.
Социальное окружение
Стремление быть среди других людей заложено в нас на уровне инстинктов, поэтому неудивительно, что для нормального развития ребенку просто необходим контакт с другими людьми. Наш мозг претерпел множество изменений именно благодаря появлению культуры (например, у человека особенно развиты лобные доли, ответственные за произвольность и сложную обработку информации), поэтому и для его нормального развития ребенку просто необходимо общение с себе подобными. Широкий круг знакомств и возможность общаться со взрослыми и ровесниками в различных условиях стимулирует зоны мозга, ответственные за развитие речи, самоконтроль и эмоциональный интеллект.
Исследователи, изучающие работу мозга людей, которые в детстве были изолированы от общества, отметили, что даже во взрослом возрасте их мозг сильнее реагирует на стресс, более остро реагирует на критику, а также хуже поддаётся осознанному контролю.
Посещение развивающих занятий, вечера в кругу семьи, совместные прогулки с другими семьями и любые другие формы общения необходимы даже самым маленьким детям, ведь они стимулируют развитие мозга ребенка, вследствие чего улучшаются его коммуникативные и когнитивные способности.
Сбалансированное питание
Родителям важно помнить один очевидный факт: являясь органом человеческого организма, мозг нуждается в разнообразном и сбалансированном питании. Даже взрослый мозг очень сильно зависит от качества питания, а для детского мозга здоровая диета критически важна. Мы говорим как о достаточном количестве витаминов и минералов, так и о балансе белков, жиров и углеводов. В настоящий момент неврологи активно изучают влияние различного вида диет на развитие мозга детей, но уже сейчас есть доказательства связи повышенного потребления сахара и когнитивных нарушений у детей, а также пагубного влияния ожирения на работу мозга подростков.
Многие родители ударяются в крайности и вместо разнообразной диеты начинают кормить детей целыми горстями витаминных и минеральных добавок. Помните, что любые пищевые добавки и лекарства следует давать детям только после консультации с врачом и по результатам анализов. Здоровый рацион, включающий овощи, крупы, зелень, животный и растительный белок, растительные и животные жиры в умеренном количестве, а также максимальное исключение ненатуральных добавок и полуфабрикатов вполне достаточно для здорового питания.
Физическая активность
Мы уже писали, что физическая активность критически важна для здоровья детей. Старайтесь прививать у детей любовь к движению уже с первых месяцев жизни, используйте гимнастику для младенцев, позволяйте малышу ползать и трогать разные предметы, знакомьте его с разными поверхностями. Чуть позже смело включайте в распорядок дня физкультминутки, прогулки на свежем воздухе, игры в детских городках, занятия танцами, гимнастикой и интересным для малыша спортом. Старайтесь быть для ребенка примером и не снижайте и собственную физическую активность!
Новые впечатления – залог здоровья!
Мы много раз писали, что для ощущения стабильности, развития чувства времени и улучшения контроля детям важен достаточно жесткий распорядок дня. Тем не менее важно понимать, что содержание занятий должно меняться. Используйте разные виды творческих материалов, посещайте разные детские площадки и парки, ходите в гости, приглашайте другие семьи к себе, разучивайте новые песни и стихи. Новая информация стимулирует образование связей в мозге: чем больше у малыша было позитивного и разнообразного опыта в раннем возрасте, тем легче ему будет справляться с новыми задачами в более взрослом возрасте.
В каждой новой задаче наш мозг ищет сходства со своим прошлым опытом, этим он похож на поисковые системы в интернете. Представьте, что в детстве у каждого человека складывается своя база данных, и именно от её обширности зависит качество работы поисковой системы. Новые впечатления расширяют кругозор ребенка и делают его более успешным и адаптивным в старшем возрасте.
Избегайте травмирующих ситуаций
Несомненно, трудности и разочарования также необходимы ребенку, как и позитивные эмоции, но только проблемы, которые малыш способен решить сам или с помощью родителей не травмируют его психику. Согласитесь, одно дело застать малыша рыдающим из-за того, что шнурки на ботинках не хотят завязываться сами, другое же дело успокоить ребенка, который преждевременно столкнулся с насилием, болезнями или недостатком в семье.
Сотни исследований доказали, что последствия детских травм затрагивают целые зоны мозга, нарушая их связи с другими участками и препятствуя нормальному процессу переработки информации, приводя к посттравматическим расстройствам, депрессии и другим нарушениям.
Выводы
Человеческий мозг – это самый сложный орган организма, неудивительно, что для его развития требуется не один год, а качество его функционирования зависит не только от генетических факторов, но и от особенностей окружающей среды. Понимание принципов развития мозга родителями, позволяет создать для ребенка оптимальную среду.
Заключение
Развитие мозга – это сложнейший процесс, до сих пор не до конца изученный учеными. Тем не менее существует уже достаточно данных, которые позволяют специалистам по детскому развитию делать свои занятия максимально полезными для малышей. Педагоги и психологи детского Монтессори центра «Созвездие» используют только проверенные методики, основанные на научных данных о развитии детей.
Посещение детьми дошкольных клубов и различных развивающих занятий имеет массу преимуществ: ребенок расширяет свой круг знакомств, становится самостоятельнее и увереннее, получает новый жизненный опыт и просто проводит время с пользой, а родители получают несколько часов свободного времени, которые бывают так необходимы. Специалисты наших детских клубов всегда стараются подобрать оптимальную программу для детей в соответствии с предпочтениями семьи. Приходите знакомиться с нашим детским центром на бесплатном пробном занятии, мы обязательно подберем подходящее расписание для вашего малыша!
Источник