Развитие моторных функций ребенка в онтогенезе
Этапы развития моторных функций в онтогенезе
Возраст
Развитие моторных функций
от 2 до 3 месяцев
У ребенка возникают ощупывающее движение. С этого времени происходит включение рецепторов тактильного анализатора коры больших полушарий.
До 3, 5 — 4 месяцев
Движение рук носят безусловно-рефлекторный характер: движения выполняются как относительно постоянные стереотипичные реакции организма на воздействие окружающей среды. Первая функция рук -схватывание, которое стимулируют тактильные раздражения.
В 4 — 4, 5 месяцев
Появляются простые движения рук при контакте с объектом.
От 4 до 7 месяцев
В развитии действий с предметами наступает этап простого «результативного» действия. Для этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств объектов. С 5 месяцев при схватывании более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца — ребенок отводит его при схватывании.
В 6 месяцев
Он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения
От 7 до 10 месяцев
Возникает этап «соотносящего» действия. Ребенок умеет уже соотносить предмет с определенным местом в пространстве. С 8 — 9 месяцев он прекрасно сжимает игрушку, если у него ее хотят взять, берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие — всей ладонью.
У него начинает проявляться преобладание одной руки (правой). Новое для этого периода -манипулирование двумя предметами.
С 10 месяцев до 1 года 3-х месяцев
Отличается появление функциональных действий, которые выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. Наблюдается совершенствование действий: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно.
В 1 год 3 месяца
Активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев.
В возрасте 2-3 лет
Психомоторика детей развита уже достаточно высоко. Они выучиваются бегать, подпрыгивать на двух ногах, бить по мячу ногой, бросать мяч двумя руками, взбираться по лестнице, переливать воду из одной емкости в другую, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться.
Четырехлетние дети
Могут рисовать карандашом простые формы и фигуры, рисуют красками, выстраивают конструкции из кубиков. Могут самостоятельно одеваться и раздеваться, если одежда достаточно проста, обслуживать себя за столом. Они научаются ловить мяч, что свидетельствует о развитии у них зрительно-моторной координации (ручной ловкости и способности к экстраполяции).
В 5 лет
Функция равновесия значительно улучшается, и дети могут ходить по гимнастическому бревну, стоять на одной ноге. Развивается правильная координация движений рук и ног при ходьбе.
В возрасте 6-7 лет
Улучшается тонкая моторика, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду, некоторые выучиваются завязывать шнурки.
В 6 лет
Моторика у детей развита уже настолько, что они начинают осваивать профессиональные виды деятельности — заниматься спортом, играть на музыкальных инструментах, танцевать и т.д.
В возрасте 6-7 лет
Улучшается тонкая моторика, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду, некоторые выучиваются завязывать шнурки.
Между 7 и 10 годами
В связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов, у детей совершенствуется координация движений и более быстро вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений. К 11 годам несколько уменьшается богатство движений, но совершенствуются мелкие и точные .
Источник
Развитие двигательных функций в онтогенезе ребенка совершается очень медленно — на протяжении многих месяцев и лет. Все движения сначала проявляются как врожденные и лишь в ходе развития ребенка они приобретают условнорефлекторный характер, т.е. приводятся в связь с раздражителями, с которыми ранее они были связаны, или вырабатываются новые комбинации из нескольких движений. С первых дней жизни у ребенка имеется врожденный хватательный рефлекс, который к концу 1-го месяца становится слабее и постепенно угасает; в возрасте около 4 месяцев ребенок начинает тянуться к яркому предмету и схватывает его — теперь тоже самое хватательное движение является результатом обучения, т.е. получает условнорефлекторный характер. В возрасте 8-9 месяцев у ребенка наблюдается дальнейшее усложнение хватательного рефлекса: большой предмет он захватывает всей ладонью и пальцами, а мелкий — только пальцами, т.е. комбинируются движения различных мышц в зависимости от размера объекта, который нужно схватить.
Интересно, что врожденными оказываются как простые движения, так и некоторые сложнокоординированные двигательные акты, сюда относятся не только многие сложные по своей структуре врожденные пищевые и оборонительные реакции (сосание, глотание, чихание и т.п.) — локомоции ходьбы, плавания на ранних этапах развития ребенка обнаруживаются как врожденные. В первые недели жизни распеленанный младенец проделывает шагательные движения, а если положить его в воду на животик, то — плавательные. Около трехмесячного возраста врожденные шагательные и плавательные движения «исчезают», и как выработанные они могут быть получены лишь в старшем возрасте. К врожденным относятся и довольно сложные мимические реакции детей, также имеющие в основе согласованные движения нескольких мышечных групп: с первых дней жизни младенцы дают адекватные мимические реакции на различные вкусовые раздражения, в возрасте от 2 до 6 месяцев у них ярко выражено подражание мимике взрослых. На 7-м месяце безусловнорефлекторная имитация мимики угасает, а как выработанная реакция отмечается у детей лишь в возрасте около двух лет.
Среди других двигательных функций движение пальцев руки имеют особое значение, т.к. оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
Первая двигательная функция руки — схватывание. Как и другие двигательные акты, схватывание сначала выявляется как врожденный рефлекс (хватательный рефлекс Робинзона). В 4-5 месяцев хватание предмета приобретает выработанный, т.е. условнорефлекторный, характер и совершается с наложением на предмет всех пальцев и ладони — так называемое «обезьянье хватание». Только на 9-м месяце ребенок начинает брать предмет пальцами, а на 11-12-м месяце появляются первые попытки пользоваться предметами по их назначению: пить из чашки, зачерпывать кашу ложкой, расчесывать волосы и т.д. [М.М.Кольцова].
В развитии каждой психоневрологической функции возникают критические периоды, когда она становится как бы приоритетной, наиболее значимой для мозга. Для развития такой функции необходима быстрая мобилизация резервов организма, за счет уже ранее сформированных функциональных систем, которые оказываются менее защищенными, менее компенсированными. В связи с этим важнейшей чертой критических периодов развития является не только развитие приоритетной функции, но и, как правило, некоторая декомпенсация других функций.
В каждый возрастной период необходимо определять не только приоритетную развивающуюся функцию, но и «слабые места» — те функции, темп развития которых временно снижен, которые обнаруживают временную недостаточность своей компенсации и являются наиболее уязвимыми для неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Дифференциация психоневрологических функций начинается в раннем детстве. Сначала выделяются и развиваются базисные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. Восприятие, интенсивно развиваясь, как бы выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. Причем само восприятие недостаточно дифференцировано, оно слито с эмоциями. Остальные функции остаются на периферии сознания, они зависят от доминирующей функции. Период, когда функция доминирует, — это период её наиболее интенсивного, оптимального развития. В раннем детстве доминирует восприятие, в дошкольном — память, в младшем школьном — мышление.
Двигательную функцию можно условно на две относительно самостоятельные функции, которые имеют свои особенности развития:
- 1. Крупная моторика, т.е. моторика туловища и конечностей, которая включает процессы вертикализации, равновесия, опоры и ходьбы;
- 2. Мелкая моторика кистей рук.
У новорожденного наблюдаются хаотические импульсивные движения конечностей, которые постепенно становятся более свободными и целенаправленными. В первые 3 месяца жизни развитие моторики проявляется в основном в русле «комплекса оживления». К 2 месяцам ребенок овладевает умением поднимать и удерживать голову. Примерно с 2-3 месяцев начинается развитие движений руки в направлении к видимому предмету, затем захватывание и удерживание его. С этого времени ребенок начинает ощупывать предметы.
Приблизительно к 5-6 месяцам движения руки совершенствуются: ребенок может точно направлять руку к предмету, брать его. На основе этих движений развивается предметно-манипулятивная деятельность. В возрасте от 3 до 7 месяцев ребенок овладевает движениями, на основе которых осваивается перевертывание, а затем ползание. С 8-го месяца ребенок постепенно учится садиться, сидеть и ложиться, а также вставать, стоять и опускаться, придерживаясь руками за опору. К году ребенок ходит самостоятельно.
В раннем дошкольном возрасте совершенствуется координация движения рук, в связи с чем значительно повышается самостоятельность ребенка: он учится одеваться, раздеваться, умываться и пр. усложняется предметная деятельность. Ребенок может бросать мяч в цель, ловить его. Совершенствуется ходьба, лазание, ребенок учится бегать, прыгать, выполнять под музыку несложные ритмические и танцевальные движения. В дошкольном возрасте становятся возможными различные спортивные умения: езда на велосипеде, плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках. Становится доступной изобразительная деятельность: лепка, рисование, аппликация.
В 4 года ребенок умеет балансировать на одной ноге до 5 секунд, прыгать в длину на 20 сантиметров и прыгать на двух ногах и одной правой.
К пяти годам у ребенка появляются элементы шага, свойственные взрослому человеку, что обусловлено совершенствованием механизмов управления функций ходьбы — распределением мышечных нагрузок, темпа движений, скорости. Дальнейшее формирование доминантности позволяют ребенку этого возраста прыгать раздельно на правой и левой ноге. Развивается мелкая моторика кисти и при этом окончательно разобщается шаговый автоматизм, функции руки «высвобождаются» от влияния ног. К пяти годам ребенок может одновременно выполнять два вида движений — бежать и подбрасывать мяч.
Развитие речи
Речевое развитие проходит три этапа. I период — довербальный — приходится на первый год жизни и включает в себя стадии гуления, лепета. В ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки речевого развития. Условием, обеспечивающим овладение речью, является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих — предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития завершается освоением ребенком понимания простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.
II период — переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на второй год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения с взрослыми: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, сотрудничество между ними и насыщение общения речевыми элементами.
III период — совершенствование речи как ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач. [Скворцов]
Таблица, составленная по результатам исследований, проведенным в НТЦ ПНИ.
Развитие общей моторики и речи ребенка с рождения до 5 лет в норме | ||||
Возраст ребенка | Крупная моторика | Мелкая моторика | Импрессивная речь | Экспрессивная речь |
1-4 нед. | Все безусловные рефлексы вызываются, симметричны | Пальцы сжаты в кулачек, единичные, редкие «атетоидные» движения пальцами | ||
1 мес. | Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать ее не может, роняет и поворачивает в сторону Пытается поднимать голову лежа на животе | Реакция сосредоточения на голос взрослого: притормаживает двигательные реакции, ротовое внимание | Голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним | |
1,5 мес. | Приподнимает голову на 45 градусов, лежа на животе, удерживает ее на 10-20 сек., ноги при этом напряжены | |||
2 мес. | В положении на животе удерживают голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами Удерживает голову, находясь в вертикальном положении (недолго) | Открывает кулачек | Спонтанно произносит отдельные звуки, отраженно гулит | |
2,5 мес. | Лежа, может опираться на предплечья (несколько минут) | Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот | ||
3 мес. | Чаще поднимает руки выше горизонтального уровня | Иногда захватывает предмет кистью руки | Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций | Интонационная выразительность голосовых реакций, начальное гуление |
4 мес. | Появляется опора на ноги | Тянется к игрушке, хватает ее | Больше реагирует на голос, чем на простой звук, реагирует на ласковые интонации | Активное гуление |
4,5 мес. | Активно поднимает голову из положения на спине Переворачивается на бок | Захватывает игрушку двумя пальцами, подносит ко рту, бросает | ||
5 мес. | Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову | Начинает захватывать мелкие предметы | В ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая активность | Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков |
5,5 мес. | Прочная опора на ноги при стоянии с поддержкой | Перекладывает игрушку из руки в руку | Лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными) | |
6 мес. | Лежа на животе, ребенок может вытягивать одну руку Сидит при пассивно приданной позе | Реагирует на свое имя | Активный недифференцированный лепет | |
6,5 мес. | Переворачивается со спины на живот | Разнообразный активный лепет (переднеязычные, заднеязычные и др.), аутоэхолалии | ||
7 мес. | Переворачивается с живота на спину Ползание без включения тазового пояса | Активно манипулирует предметами | Понимает речевые команды с жестовым подкреплением | |
7,5 мес. | Синхронное ползание по- пластунски Самостоятельно приседает из положения лежа, через бочок | Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого | Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба» | |
8 мес. | Защитная экстенезия рук вперед и в стороны, позволяющая сохранять равновесие Стоит в позе на коленках | Для захвата использует большой палец Стучит игрушкой об игрушку | Зрительно дифференцирует названные знакомые предметы | |
8,5 мес. | Садится самостоятельно из любых положений и сидит уверенно | Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из 2-3 колец (снимает, сбрасывает) | Понимает речевые команды без жестового подкрепления | |
9 мес. | Передвигается на коленях самостоятельно | Пытается ставить кубик на кубик | По просьбе находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте | Подражая взрослому, учит новые слоги |
10 мес. | Стоит у опоры, встает самостоятельно | Указательным и большими пальцами берет мелкие предметы | Показывает уверенно части лица у куклы и у взрослого Начинает узнавать предметы на однопредметных картинках | Называет людей и предметы слогами |
11 мес. | Стоит самостоятельно Ходит с поддержкой | Пытается нанизывать колечки на стержень пирамиды | По указанию взрослого выполняет действия с игрушками Понимает слово «нельзя» | |
12 мес. | Ходит самостоятельно | Может перелистывать страницы у картонной книжки Опускает мелкие предметы в узкое отверстие | Выполняет много команд по просьбе | Говорит около 5 слов (мама, баба, деда и т.п.) |
1г. 3мес. | Ходит длительно, поворачивается | Переворачивает одновременно 2-3 страницы | Показывает несколько частей тела | Соотносит слоги с определенным предметом Выражает желания с помощью речи (появление глаголов) |
1г.6мес. | Перешагивает через препятствия | Рисует каракули, росчерки Разрывает бумагу | Показывает все части тела | Говорит около 10 слов (в основном названия) |
1г. 10 мес. | Пытается бегать Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила | Переворачивает по одной странице | Показывает все объекты в быту | Двухсловные предложения |
2 года. | Бегает Самостоятельно приседает и встает Наклоняется и поднимает предметы с пола | Формируется предпочтение руки По показу повторяет вертикальные и круглые линии | Показывает много картинок | Составляет предложения из 3-4 слов |
2г. 6 мес. | Стоит на одной ноге без поддержки Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой) Умеет ездить на трехколесном велосипеде | «правильно « держит карандаш | Понимает содержательную речь, несложные рассказы Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия | Задает вопросы со словами « кто?», «где?», «куда?» (порядок слов не всегда правильный) Легко повторяет фразы |
3 г. | Прыгает на двух ногах | Копирует круг Расстегивает пуговицы | Пытается использовать множественное число, прошедшее время Использует отрицательные частицы «не», «ни» 3,6 использует прилагательные и местоимения Задает вопросы «когда?», «что внутри?», «почему?» Способен вести диалог с взрослым Использует сложные предложения | |
4 г. | Умеет делать кувырок вперед Прыгает на одной ножке | Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами) Режет ножницами бумагу | Может ответить на отвлеченные вопросы, напр. «светит ли ночью солнце» | Использует вежливые просьбы Использует будущее время Использует определение пространства: «на», «под», «за» |
5 л. | Выполняет одновременно два вида движений | Копирует треугольник Верно рисует квадрат | Появляется понимание абстрактных понятий «дружба», «правда», «обман» и др. | Появляется соединение простых предложений в сложные. Появление разделительных вопросов Может описать свои чувства Начинает употреблять абстрактные понятия «счастье», «любовь», «надежда», «ложь» |
Источник