Развитие моторной функции у ребенка
В основе общей моторики лежит движение крупных мышц. Общая моторика закладывает базу для физического развития человеческого организма. На этой основе чуть позже будет происходить развитие более точных движений- мелкой моторикой.
Развитие крупных мышц начинается вскоре после рождения ребенка. Сначала развиваются мышцы, отвечающие за движения глазами, потом за повороты головой и кроха сначала может удерживать, а затем и вращать головой. Потом развитие мышц постепенно опускается вниз: плечи и руки (ребенок поднимается на локтях), туловище (малыш осваивает повороты со спины на живот и наоборот), ноги (садиться, ползает и идет, наклоняется, прыгает). И все это общая моторика. Без нее ребенку будет невозможно выполнять какие-либо мелкие движения.
Таблица 1 Возрастные особенности развития общей моторики
Возраст | Навыки двигательного поведения |
1 мес. | Реакция на звуки. Пытается поднимать и удерживать голову. |
2 мес. | Удерживает голову; следит за движущимся предметом; появляются хватательные движения. |
3 мес. | Лежит на животе несколько минут, опираясь на локти и хорошо удерживая голову. На руках у взрослого хорошо удерживает голову. Удерживает вложенный в руку предмет. |
4 мес. | Поворачивается со спины на бок. |
5 мес. | Подолгу лежит на животе. Поднимает тело, опираясь на ладони выпрямленных рук. Поворачивается со спины на живот, подтягивается, ухватившись за пальцы взрослого. Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки. Хорошо берет предметы, игрушки, тянет их в рот. |
6 мес. | Переворачивается со спины на живот, с живота на спину. Пытается садиться, самостоятельно сидеть. Самостоятельно держит бутылочку в руках, ползает. |
7 мес. | Хорошо и много ползает. |
8 мес. | Самостоятельно садится, сам встает и передвигается, держась за барьер. Пытается перелезть через решетку кровати. Умеет держать бутылочку с молоком в руках. Тянется за высоко расположенными предметами и игрушками. Хватает близких за нос, за волосы. |
9 мес. | Свободно сидит. Появились шаговые движения, ходит неуверенно держась за предметы. |
10 мес. | Ходит придерживаясь рукой, поднимается на небольшие ступеньки, держась за перильца. |
11 мес. | Стоит самостоятельно, без поддержки. Играет в «ладушки», «сороку». Пьет из стакана. |
12 мес. | Ходит самостоятельно. Первые шаги бегом. Удерживает принятую позу стоя, сидя на корточках, на четвереньках, на коленях. |
1 г. 1 м. | Развитие ходьбы: ходит ровно или с пробежками, поворачивается на отклик, при этом или падает, или нет на повороте. |
1 г. 2 м. | Перешагивает через небольшие препятствия. |
1г. 3 м. | Свободно поднимается на горку с небольшим наклоном. Снимает с ноги обувь. |
1 г. 4 м. | Может расшнуровывать ботинок |
1 г. 5 м. | Держит ложку, развивается игровая деятельность (может собрать пирамидку, построить из кубиков, бросать мяч). |
1 г. 6 м. | Умеет влезать на препятствие высотой 10 — 15 см от пола, перешагивать через низкие препятствия типа палки, лежащей на полу, перешагивать через препятствие высотой 5 — 10 см. |
1г. 8 м- 2 года | Самостоятельно влезает на стул или скамейку. Умеет самостоятельно есть из ложки густую пищу, пытается складывать свою одежду, частично одеваться, раздеваться. |
2 г. 4 мес | Попадает мячом в цель с расстояния 1 м и более. |
2 г. 6 мес | Влезает на скамейку высотой 20 см и слезает, перешигивает через палку или веревку на высоте 20 — 28 см. Бросает одной рукой (попеременно) малые мячи в горизонтальную цель на расстоянии 80 — 90 см. Полностью одевается. |
2 г. 9 мес. | Ритмично двигается под музыку, хлопает в ладоши, притопывает ногами, в ритм покачивается с ноги на ногу. |
2 г. 10 мес. — 3 г. | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально расположенную над полом на высоте 30 — 35 см. Согласовывает свои движения с движениями других детей, например, ходит парами в общем круге; может одновременно действовать рукой и ногой, например, топать ногой и одновременно хлопать в ладоши. Умеет менять темп, направление, характер движения в зависимости от словесного или музыкального сигнала: перейти от быстрого бега к ходьбе под музыку, резко повернуть назад при приближении того, кто хочет его поймать, перейти от одного движения к другому. Умеет, хотя и с некоторым напряжением, сдерживать свои движения, дождаться сигнала к действию. Умеет одеться, застегнуть пуговицу, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого. Владеет карандашом. |
Освоение разнообразных движений осуществляется детьми постепенно на протяжении уже первого полугодия жизни. Первая двигательная функция рук — схватывание, которое сначала проявляется как врожденный рефлекс [25, с. 76].
Движения пальцев рук тесно связанны с речевой функцией.
Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика роль руки — она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью.
Таблица 1.1 Возрастные особенности развития мелкой моторики (в ходе выполнения предметных действий)
Возраст | Навыки двигательного поведения |
1-2 года | Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков. |
2-3 года | Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы. |
3-4 года | Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает постройки из 9 кубиков. Рисует карандашами или цветными мелками. Складывает бумагу более чем 1 раз. |
4-5 лет | Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки. |
Таблица 1.2 Возрастные особенности развития мелкой моторики
Возраст | Навыки двигательного поведения |
3-6 месяцев | Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его. |
6-12 месяцев | Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку. |
1-2 года | Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал — в овальную. Повторяет изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий. |
2-3 года | Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест. |
3-4 года | Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы. Хватает катящийся к нему мяч. |
4-5 лет | Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует человечка, изображая от двух до трех частей его тела. Копирует квадрат, звезду. |
5-6 лет | Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. |
В 4-4,5 месяца у ребенка появляются простые движения рук, направленные на непосредственный контакт с объектом, однако действия рук носят случайный характер. В возрасте от 4 до 7 месяцев у ребенка во взаимодействии с предметами наступает следующий этап простого «результативного» действия.
Хватание совершенствуется в 2-х отношениях [19, с. 73].
Во-первых, к восьми месяцам ребенок научится приближать руку к предмету без возвратных движений, последовательно.
Во-вторых, малыш научится удерживать предметы пальцами.
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, т.к. люди выполняли руками все более и более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития движений и речи ребенка (в онтогенезе). Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
В ходе становления общей моторики (в период от года до трех лет) у детей развиваются четыре основных умения — ходьба, бег, лазание, метание. Параллельно развиваются и другие полезные движения, особенно двигательная функция кистей и пальцев рук. В последующем совершенствуется координация, устойчивость, ловкость.
Источник
Двигательная функция проявляется в управлении ребенком своей моторикой. Она обеспечивает двигательную деятельность, без которой невозможно полноценное физическое и психическое развитие детей.
Развитие двигательной функции до уровня совершенствования взрослого организма занимает у человека период от рождения до 17—18 лет. Для определения возрастных рамок каждого этапа развития двигательной функции и особенностей, характеризующих каждый этап развития можно рассматривать исследования простейших движений: ходьбы, сгибания и разгибания рук.
Одна из первых попыток выделения основных этапов формирования двигательной функции в онтогенезе принадлежит Н. А. Озерецкому [2]. Его периодизация в значительной мере основана на материалах, носящих описательный характер. Автор выделил следующие возрастные этапы развития двигательной функции: 1—2, 3—7, 8—10, 10—13 лет. Н. А. Бернштейн разработал [1] систему оценки иннервационной структуры движений по показателям различных фаз шага взрослого человека, что было использовано другими исследователями [3] для исследования особенностей ходьбы детей.
В возрасте 1- 4 мес. ребенок не способен к произвольным движениям из-за высокого мышечного тонуса и отсутствия зрительно-двигательных взаимосвязей. Только с 4-х месяцев движения глаз начинают сочетаться с движениями рук и эти связи закрепляются в ЦНС. С этого возраста начинается формирование зрительно- двигательной системы, но еще слишком мала координация произвольных движений. Из — за этого точность произвольных движений еще низкая.
В первый месяц после начала ходьбы у ребенка элементы шага имеют лишь отдельные черты, свойственные взрослому человеку. К концу второго года жизни появляется большое число свойственных взрослому человеку элементов шага. Однако проявляются эти сходства не регулярно, особенно при быстром темпе ходьбы. Каждый из элементов движения, не только шага, но и любого произвольного двигательного акта характеризуется наличием фазы торможения и фазы ускорения. Развитие моторной функции до двух лет является в основном формированием основных поз.
Возрастной период 2—4 года является этапом выработки структуры акта ходьбы. К концу 4-го года почти каждый элемент шага освоен в отдельности. Однако сбор их в систему дается ребенку с трудом. В каждом шаге оказывается потерянным то тот, то иной элемент. Ритмизация соседних шагов неодинакова. В возрасте от двух до четырёх лет имеет место асинхронная работа мышц. Детям легче даются такие физические упражнения, как плавание, катание на коньках, езда на велосипеде. Активная фаза работы мышц продолжается у 3-летних детей в течение всего двигательного цикла, поэтому особое внимание надо уделять временному соотношению физических нагрузок и фазы отдыха.
При занятиях физическими упражнениями с детьми этого возраста так же важно использовать различные зрительные ориентиры, помогающие в освоении двигательных навыков из-за преобладания зрительной афферентации. В большинстве случаев дети не способны воспроизвести движение «по памяти».
Итак, развитие двигательной функции детей этого возраста характеризуется созданием основного фонда движений.
В 5 лет процесс выработки всех элементов динамики шага считается законченным. В этот период наблюдается совершенствование акта ходьбы: дети, не только способны выполнять каждый элемент шага в отдельности, но в состоянии осуществлять и правильную последовательность элементов. Резко улучшается качество двигательных актов. Постепенно совершенствуется координация движений в ходьбе и беге. При ходьбе увеличивается амплитуда движений, угол разворота стоп, что повышает устойчивость тела, стабилизируются пространственные и временные параметры шагов.
С 5-6 лет появляется способность совершать прыжки двумя ногами вместе, нарастает дальность и точность прыжков. При занятиях с детьми этого возраста важно акцентировать внимание на временном показателе. Так как при выработке пространственной программы движения дети не учитывают фактор времени.
Можно определить характерную черту развития двигательной функции детей этого возраста как созревание механизма кольцевого рефлекторного регулирования с ведущей ролью зрительных обратных связей.
Новый этап формирования акта ходьбы отмечается в возрасте 8—10 лет. Он характеризуется сглаживанием одних элементов при большей акцентировке других. В этом возрасте отдельные детали не просто чередуются, они вместе создают оформленное целое. Темп постоянен, длина шага равномерна, при ускорении темпа удлиняется шаг. При беге хорошо выражена безопорная фаза. Это заметно повышает скорость бега. Однако опорные реакции еще отличаются от взрослого типа. Они «вялые» — характеризуются медленным развитием усилий. В этом возрасте иннервационная программа решения двигательной задачи бывает полностью сформирована уже перед началом движения [3].
В 10 лет происходит окончательное освоение растущим организмом более совершенного физиологического механизма программирования движений, обеспечивающего возможность предварительного учета не только пространственного, но и временного фактора — механизма центральных команд. В дальнейшем идёт только совершенствование движений, механизма регулирования.
Список литературы:
1. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн; под ред. О.Г. Газенко. — М.: Наука, 1990. — 494 с.
2. Озерецкий, Н.И. Метод массовой оценки моторики у детей и подростков / Н.И. Озерецкий. — М.: Госмедиздат, 1929. — 60 с .
3. Орехов, Е.Ф. Формирование двигательной функции у детей дошкольного возраста / Е.Ф. Орехов, Д.Д. Котляров. — Челябинск: Урал. гос. акад. физ. культуры, 1996. — 27 с.
И.В. Маклашевич , В.Н. Шебеко
Источник
Этапы развития моторных функций в онтогенезе
Возраст
Развитие моторных функций
от 2 до 3 месяцев
У ребенка возникают ощупывающее движение. С этого времени происходит включение рецепторов тактильного анализатора коры больших полушарий.
До 3, 5 — 4 месяцев
Движение рук носят безусловно-рефлекторный характер: движения выполняются как относительно постоянные стереотипичные реакции организма на воздействие окружающей среды. Первая функция рук -схватывание, которое стимулируют тактильные раздражения.
В 4 — 4, 5 месяцев
Появляются простые движения рук при контакте с объектом.
От 4 до 7 месяцев
В развитии действий с предметами наступает этап простого «результативного» действия. Для этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств объектов. С 5 месяцев при схватывании более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца — ребенок отводит его при схватывании.
В 6 месяцев
Он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения
От 7 до 10 месяцев
Возникает этап «соотносящего» действия. Ребенок умеет уже соотносить предмет с определенным местом в пространстве. С 8 — 9 месяцев он прекрасно сжимает игрушку, если у него ее хотят взять, берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие — всей ладонью.
У него начинает проявляться преобладание одной руки (правой). Новое для этого периода -манипулирование двумя предметами.
С 10 месяцев до 1 года 3-х месяцев
Отличается появление функциональных действий, которые выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. Наблюдается совершенствование действий: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно.
В 1 год 3 месяца
Активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев.
В возрасте 2-3 лет
Психомоторика детей развита уже достаточно высоко. Они выучиваются бегать, подпрыгивать на двух ногах, бить по мячу ногой, бросать мяч двумя руками, взбираться по лестнице, переливать воду из одной емкости в другую, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться.
Четырехлетние дети
Могут рисовать карандашом простые формы и фигуры, рисуют красками, выстраивают конструкции из кубиков. Могут самостоятельно одеваться и раздеваться, если одежда достаточно проста, обслуживать себя за столом. Они научаются ловить мяч, что свидетельствует о развитии у них зрительно-моторной координации (ручной ловкости и способности к экстраполяции).
В 5 лет
Функция равновесия значительно улучшается, и дети могут ходить по гимнастическому бревну, стоять на одной ноге. Развивается правильная координация движений рук и ног при ходьбе.
В возрасте 6-7 лет
Улучшается тонкая моторика, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду, некоторые выучиваются завязывать шнурки.
В 6 лет
Моторика у детей развита уже настолько, что они начинают осваивать профессиональные виды деятельности — заниматься спортом, играть на музыкальных инструментах, танцевать и т.д.
В возрасте 6-7 лет
Улучшается тонкая моторика, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду, некоторые выучиваются завязывать шнурки.
Между 7 и 10 годами
В связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов, у детей совершенствуется координация движений и более быстро вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений. К 11 годам несколько уменьшается богатство движений, но совершенствуются мелкие и точные .
Источник
Развитие моторных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи
Гайнанова Г. Р.,
учитель-логопед МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ, первая квалификационная категория
В последнее время наблюдается значительное увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи. Важную роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной сферы ребёнка, о чем свидетельствуют исследования таких ученых, как Выготский Л.С., Хватцев М.Е., Фомичева М.В. Чем лучше у ребёнка развита моторная сфера, тем менее уязвима его речь, что обусловлено тесной взаимосвязью речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга.
Уровень развития моторной функции – один из показателей готовности к обучению в школе. Поэтому, работу по развитию моторной активности нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно, с самого раннего возраста. Своевременная диагностика состояния моторной сферы у детей и её коррекция предупреждает нарушения устной и письменной речи.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность разработки новых технологий внедрения СФГОС в условиях обучения детей с ОВЗ.
1. Артикуляционная моторика
Артикуляционная гимнастика — это специальный комплекс упражнений, который помогает детям укрепить многочисленные мышцы артикуляционного аппарата, в частности, жевательные, глотательные и мимические. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются постепенно.
Цель артикуляционной гимнастики:
— выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.
— умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
2. Общая моторика
В исследованиях Верясовой Т.В. отмечается, что двигательную функцию можно условно разделить на две относительно самостоятельные функции, которые имеют свои особенности развития:
1) крупная моторика, т.е. моторика туловища и конечностей, которая включает процессы вертикализации, равновесия, опоры и ходьбы;
2) мелкая моторика кистей рук.
Работа по формированию артикуляционной моторики будет эффективной, когда она будет сочетаться с развитием общей и ручной моторики. У детей с нарушением речи моторика отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, скованностью, замедленностью движений или явлениями двигательной гиперактивности, суетливости.
В основу определения нормы двигательной активности могут быть положены требования:
— обеспечение необходимого и достаточного количества произвольных движений, выполняемых ребенком в течение дня;
— соответствие физических нагрузок в течение дня функциональным возможностям организма младшего школьника, их ориентации на укрепление его здоровья и полноценное психофизическое развитие;
— соблюдение качественного разнообразия движений, сбалансированного в количественном соотношении с индивидуальными потребностями и возможностями каждого ребенка.
Как вид работы по воздействию на двигательную сферу можно рассматривать логопедическую ритмику. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения. Эти занятия способствуют развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также развитию у детей чувства ритма, темпа, времени. Занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, способствуют уточнению артикуляции, развитию фонематических процессов, расширению лексического запаса, совершенствованию общей и мелкой моторики; формируется музыкальный слух, развиваются эмоциональная сфера и творческие способности, появляется уверенность в себе.
3. Мелкая моторика
У большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Если раньше родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, сейчас же многие операции выполняют за человека машины. Все эти изменения отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Мелкая моторика пальцев рук – это различные движения и упражнения для пальчиков, задачей которых является не только осязание, но и правильные движения мелких мышц.
Мелкая моторика является ничем иным, как скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.
Значение развития мелкой моторики:
1. Повышает тонус коры головного мозга.
2. Развивает речевые центры коры головного мозга.
3. Стимулирует развитие речи ребенка.
4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.
6. Развивает чувство ритма и координацию движений.
7. Подготавливает руку к письму.
8. Поднимает настроение ребенка.
4. Комплексы упражнений для развития моторных функций
Выраженные нарушения моторных функций отрицательно влияют на формирование речи, затрудняют процесс школьного обучения детей. Систематические упражнения, тренирующие движения кистей и пальцев рук, будут воздействовать на проекционную область кисти руки как на дополнительную речевую зону мозга. Сочетание традиционных и нетрадиционных приемов коррекционного воздействия повышает эффективность коррекционно-педагогической деятельности.
К нетрадиционным формам относятся биоэнергопластика и дыхательно-голосовая гимнастика.
Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка
Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику всего организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Предлагаемый нами примерный вариант сочетает в себе различные упражнения на развитие моторной активности.
Комплекс упражнений № 1
1. «Ракета» — глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются через стороны.
2. «Улыбка» — согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук И.
3. «Трубочка» — одновременно с протяжным звуком У (губы трубочкой), соединить ладони перед грудью, локти развести в стороны.
4. «Болтушка» — рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движением широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать).
5. «Лошадка» — прямые руки подняты вверх над головой. По команде одновременно с цоканьем языка сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки.
6. «Коготки» — попеременно сильно растопырить пальцы, затем расслабить.
7. «Часики» — руки согнуты в локтях перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу. Движение языка с одновременным движением кистей рук и глаз вправо-влево (голова при этом неподвижна).
8. «Хлоп-топ» — услышав звук И — хлопнуть в ладоши, звук Ы — топнуть ногой.
9. «Дождик»
Капля раз, (Прыжок на носочках, руки на поясе)
Капля два, (Прыжок)
Очень медленно сперва. (4 прыжка)
А потом, потом, потом (Прыжки)
Все бегом, бегом, бегом. (Бег на месте)
Мы зонты свои раскрыли, (Развести руки в стороны)
От дождя себя укрыли. (Сомкнуть руки над головой)
Комплекс упражнений № 2
1. «Ракета» (см. комплекс 1) со звуком О.
2. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» в сопровождении соответствующих гласных звуков и движений рук (см. комплекс 1).
3. «Накажем непослушный язычок» — пошлепывание губами кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Прямые руки подняты над головой, пальцы сжимаются в кулаки и с силой разжимаются.
4. «Качели» — движение языка вверх-вниз. Кисти рук при этом также движутся вверх-вниз.
5. «Болтушка» (см. комплекс 1), только руки разведены в стороны.
6. «Лошадка» (см. комплекс 1).
7. «Коготки» (см. комплекс 1).
8. «Хлоп-топ» — услышав звук О, хлопнуть в ладоши, на звук У — топнуть ногой.
9. «Дождик» (см. комплекс 1).
Комплекс упражнений № 3
1. «Ракета» — выдох со звуком У.
2. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» в сопровождении соответствующих гласных звуков и движений рук (см. комплекс 2).
3. Широко открыть рот — руки согнуть в локтях, пальцы разведены с силой. Закрыть рот — пальцы сжать в кулаки.
4. «Качели» (см. комплекс 2).
5. «Болтушка» (см. комплекс 1).
6. «Часики» — руки перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу. Движение языка с одновременным движением кистей рук вправо-влево.
8. «Накажем непослушный язычок» — пошлёпывание губами кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Руки разведены в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей.
9. «Хлоп-топ» — услышав звук А — хлопнуть, звук И — топнуть.
10. «Ёжик и барабан».
С барабаном ходит ежик, (Дети маршируют по кругу, изображая
Бум-бум-бум! игру на барабане)
Целый день играет ежик,
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами, (Маршируют, спрятав руки за спину)
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он, (Подносят ко рту то одной, то другой
Бум-бум-бум! рукой воображаемое яблоко)
Барабан в саду забыл он, (Разводят руками)
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались, (Руки на поясе, выполняют прыжки на
Бум-бум-бум! месте)
И удары раздавались,
Бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули, (Приседают, сделав «ушки» из ладошек)
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули,
Бум-бум-бум!
Предложенные упражнения в комплексе способствуют улучшению артикуляционной моторики, развитию чувства ритма и координации движений, вырабатывают правильное речевое дыхание, повышают тонус коры головного мозга, готовят руку к письму, а также положительно влияют на эмоциональный фон ребенка. В целом, стимулируют развитие речи ребенка. Занимательная форма преподнесения материала наиболее полно соответствует психологическим возможностям ребенка младшего школьного возраста.
Список использованной литературы:
- Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей: Учебное пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
- Верясова Т.В. Система упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса. Изд-во: Екатеринбург: 2000.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие фунций мозга ребёнка: Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности. — М.,1973.
- Крупенчук О. И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей. Изд-во: Каро, 2006.
- Полякова М.А. Как правильно учить ребёнка говорить. Стимулирование развития речи детей. Предупреждение и коррекция речевых нарушений. Издание второе, переработанное и дополненное/ Полякова М.А. – М.: Т. Дмитриева, 2014.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1989.
Источник