Развитие моторно двигательной сферы ребенка

Развитие моторно двигательной сферы ребенка thumbnail

Моторное развитие:

Способствует формированию у детей
раннего возраста разнообразных
двигательных навыков.

Чем лучше сформированы движения у
ребёнка, тем лучше развивается речь.

При выполнении движений широко
используются звуковые и речевые стимулы.
Многие упражнения на развитие общей
моторики полезно проводить под музыку.
Чёткая речевая инструкция и сопровождение
движений стихами развивает целенаправленность
действий, создаёт положительный
эмоциональный фон, улучшает понимание
речи, обогащает словарь — движения
становятся точными, координированными.

Развивая движения ребёнка, надо следить
за правильностью и точностью их
выполнения. Только при этом условии в
мозгу ребёнка будут формироваться
правильные кинестические ощущения и
представления.

Правильная оценка недостаточности в
сфере моторной деятельности необходима
для выявления закономерностей аномального
развития детей с общим недоразвитием
речи и построения системы коррекционных
воздействий.

Наблюдения за тем, как ребёнок застёгивает
пуговицы, завязывает и развязывает
ленты, шнурки, держит ложку, карандаш —
позволяют увидеть недостаточную
координацию пальцев рук. Отчётливо
обнаруживаются резко выраженная
замедленность, застревание на одной
позе, пропуск отдельных элементов и
другие особенности.

Одним из основных направлений
коррекционно-педагогической работы с
детьми раннего возраста является
стимуляция двигательного развития и
коррекция его нарушений (речедвигательных
расстройств, нарушений функциональных
возможностей кистей и пальцев рук и
общей моторики).

Для реализации этого направления
используют серию упражнений, обеспечивающих
формирование зрительно-моторной
координации, развитие функциональных
возможностей кистей и пальцев рук, а
также стимуляцию общей двигательной
активности, коррекцию нарушений общей
моторики. Одновременно у ребенка
формируется умение точно и ловко
выполнять те или иные движения.

В ходе коррекционно-развивающей
работы решают следующие задачи:

— формирование контроля над положением
головы и её движениями;

— обучение разгибанию верхней части
туловища; тренировка опорной функции
рук (опора на предплечья и кисти);

— развитие поворотов туловища; формирование
функции сидения и самостоятельного
присаживания;

— обучение вставанию на четвереньки,
развитие равновесия в этом положении
и ползание на четвереньках;

— обучение вставанию на колени, затем
на ноги;

— стимуляция самостоятельной ходьбы и
бега и коррекция её нарушений.

Важное значение при выполнении упражнений
имеет чёткая речевая инструкция и
сопровождение движений стихами, что
развивает целенаправленность действий,
создаёт положительный эмоциональный
фон, улучшает понимание обращённой
речи, обогащает словарь.

В развитии ручной моторики используют:

  • действия с предметами;

  • соотносящие действия;

  • расстегивание и застёгивание;

  • обучение сжиманию и разжиманию кулаков,
    сильному сжиманию одной рукой другую;

  • поочерёдному сгибанию и разгибанию
    пальцев правой, левой руки;

  • делать решётку из пальцев;

  • поочерёдному соединению большого
    пальца и указательного, среднего,
    безымянного, мизинца;

  • ритмичному выполнению движения
    «ладонь-кулак-ладонь»;

  • развитие умения захватывать предмет
    щёпотью и использовать указательный
    тип хватания (двумя пальцами — указательным
    и большим);

  • развитие и совершенствование хватательных
    движений; обучение захватыванию больших
    предметов двумя руками, а маленьких —
    одной рукой.

В процессе выполнения упражнений у
детей совершенствуются двигательные
функции; нормализуется состояние тонуса
мелких мышц; развивается точность
движений рук (согласованность движений
обеих рук), зрительно-моторная координация;
развивается праксис позы при подражании
движениям взрослого.

Ребёнок учится конструировать образы
при помощи пальцев и кистей рук.

Пальчиковые игры оказывают благоприятное
воздействие на развитие речи детей
(речевые области формируются под влиянием
импульсов от пальцев рук), подготавливают
ребёнка к рисованию, письму.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

В системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у
дошкольников большое значение имеют занятия, направленные на развитие моторной
сферы ребёнка. Под моторной сферой подразумевается развитие общей, мелкой и
артикуляционной моторики.

Детям, имеющим системное недоразвитие речи, присуще некоторое отставание в
развитии двигательной сферы: плохая координация движений, снижение скорости и
ловкости их выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений
по словесной инструкции.

Моторная сфера при разной степени системного недоразвития речи страдает
по-разному. В несложных случаях – это в основном недостаточная координация
пальцев кисти руки, несформированность кинестетического и динамического праксиса.
При более тяжёлых случаях поражений центральной нервной системы двигательные
расстройства характеризуются изменениями мышечного тонуса, лёгкими геми- и
монопарезами, нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью
дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального
праксиса. Часто у этих детей выявляются нарушения артикуляционной моторики в
виде парезов, тремора и насильственных движений отдельных мышц языка.

У детей с ОНР отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере: снижение
мотивации, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности в
общении с окружающими, неуверенность в себе и, как следствие, негативизм,
агрессивность, обидчивость, раздражительность.

Развитие моторной сферы ребёнка необходимо начинать с первых дней пребывания
в логопедической группе. Работа ведётся сразу в нескольких направлениях:

1 – Развитие навыков самообслуживания. Ребёнка нужно постоянно тренировать в
застёгивании пуговиц, молний, завязывании бантов, шнурков на обуви, узелков на
платке, складывании своей одежды в шкафчик и пр.

2 – Проведение специальных логопедических занятий по развитию артикуляционных
умений и навыков.

3 – Проведение специальных упражнений, занятий и дидактических игр,
направленных на развитие мелкой моторики.

К специальным упражнениям относятся: массаж и самомассаж рук специальными
мячами, самомассаж ладоней и пальцев рук природным материалом (шишками,
каштанами, желудями, орешками и пр.), самомассаж карандашами, пальчиковая
гимнастика, запускание волчков, прикрепление прищепок, нанизывание бус,
плетение, вязание, обводки по трафаретам и лекалам.

К занятиям относятся – рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные
виды ручного труда.

К дидактическим играм следует отнести мозаику, складывание кубиков, разрезных
картинок, пазлов, головоломок.

4 – Проведение физкультурных и музыкальных занятий, подвижных игр и
динамических пауз, в результате которых у детей развиваются равновесие,
ловкость, координация движений, умения произвольно менять положение тела,
сенсомоторные функции.

Работая по развитию моторной сферы ребёнка в дошкольном возрасте, можно с
успехом применять совместные занятия-тренинги детей и их родителей. В ходе этих
тренингов родители знакомятся с развитием моторики и сенсомоторики собственных
детей, узнают специальные упражнения, которые они могут самостоятельно применять
дома. Родители, занимаясь с ребёнком, дают ему нужную мотивацию, оказывают
необходимую помощь, тесно общаются с ним во время выполнения упражнений,
стимулируют его к дальнейшей деятельности. Взрослый партнер постоянно оказывает
внимание ребёнку, который видит в нем опору и, рассчитывая на его помощь, не
боится трудностей, связанных с выполнением упражнений различной сложности.

В предлагаемом опыте работы представлен игровой тренинг для детей старшей
логопедической группы первого года обучения и их родителей.

Тема игрового тренинга «Моторику развиваем – говорить
начинаем»

Цели:

  • Познакомить родителей с приёмами работы по развитию моторной сферы
    детей, имеющих системное недоразвитие речи. Вызвать у них интерес к
    совместным занятиям с детьми.
  • Развивать моторную сферу ребёнка (артикуляционную, мелкую, общую).
  • Задачи:

    • Коррекционные

    : Учить выполнять артикуляционные упражнения,
    конролируя качество их выполнения при помощи зеркала. Научить самомассажу
    кистей и пальцев рук при помощи плодов каштана и резиновых игрушек «Ёжик».
    Учить узнавать на ощупь геометрические фигуры. Упражнять в выполнении
    упражнений, направленных на развитие мелкой моторики (запускание волчков
    правой и левой рукой, шнуровки, прищипывания, складывания деревянных пазлов).
    Формировать конструктивный праксис.

  • Развивающие
  • : Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание,
    воображение, тренировать память. Развивать чувство цвета и вкус к
    гармоничным цветовым сочетаниям.

  • Воспитательные
  • : Воспитывать наблюдательность, сообразительность,
    контактность, активность, усидчивость, доброжелательность по отношению к
    своим сверстникам, формировать работоспособность и критичность к качеству
    выполнения своей работы.

    Оборудование: «Чудесный мешочек» (с геометрическими фигурами); зеркала
    (по количеству детей); массажные игрушки «Ёжик» и каштаны (по количеству детей);
    волчки, планшеты с пазлами и шнуровкой (по количеству детей); пирамидки
    геометрические; прищепки различной формы и цвета (в неограниченном количестве);
    конструктор настольный (2 упаковки); флажок; магнитофон, диски с классической и
    эстрадной музыкой.

    Ход занятия

    Организационный этап

    1 – Учитель-логопед сообщает присутствующим родителям и гостям тему
    мероприятия и приглашает ребят зайти в группу.

    2 – Под звуки классической музыки входят дети и, называя свои имена, садятся
    за столы.

    Основной этап

    1 – Перед каждым ребёнком на столе стоит зеркало. Учитель-логопед предлагает
    детям выполнить артикуляционные упражнения, самостоятельно контролируя их
    качество при помощи зеркала. Задания подаются в стихотворной форме:

    А) Упражнение «Лягушки»:

    – Мы весёлые лягушки, тянем губы прямо к ушкам.
    (Губы находятся в улыбке, зубки сближены и слегка видны)

    Б) Упражнение «Слоник»:

    – Подражаю я слону, губы хоботом тяну.
    (Губы вытягиваются в «трубочку»)

    В) Упражнение «Змейка»:

    – Подражаем мы змее, с ней мы будем наравне,
    Высунем язык и спрячем, только так, а не иначе.
    (Быстрое высовывание узкого языка изо рта)

    Г) Упражнение «Лошадка»:

    – Язычком пощёлкай громко, стук копыт услышишь звонкий.
    (Губы в улыбке, рот открыт, спинка языка прижимается к верхнему нёбу и
    сильно натягивает уздечку, затем резко отпускается, язык как бы щёлкает)

    Д) Упражнение « Окошко»:

    – А весёлый бегемотик, широко разинул ротик.
    (Спокойное открывание и закрывание рта)

    Е) Упражнение «Блинчики»:

    – Испекли блинов немножко, остудили на окошке.
    (Широкий язык спокойно лежит на нижней губе)

    Ж) Упражнение «Вкусное варенье»:

    – Блин мы ели с наслажденьем – перепачкались вареньем.
    Чтоб варенье с губ убрать, губы нужно облизать.
    (Широким языком облизываем верхнюю губу сверху вниз)

    З) Упражнение «Шарик»:

    – Я надул воздушный шарик, укусил его комарик.
    Лопнул шарик. Не беда! Новый шар надую я.
    (Сильное раздувание обеих щёк)

    И) Упражнение «Часики»:

    – Тик-так, тик-так, ходит маятник вот так!
    (Губы в улыбке, рот открыт, узкий кончик языка поочерёдно касается
    уголков губ.)

    К) Упражнение «Чистим зубки»:

    – Зубки нужно чистить дважды: каждое утро и вечер каждый.
    (Губы в улыбке, вначале кончиком языка чистим нижние зубки, делая движения
    изнутри наружу, затем также чистим верхние зубки)

    2 – Логопед достаёт резиновые массажные игрушки «Ёжики» и каштаны. Он
    предлагает детям выполнить самомассаж и упражнения, направленные на развитие
    пальцев рук:

    А) Упражнение «Погладим ёжика»: самомассаж кистей и пальцев рук.
    Выполняется вначале правой, затем – левой рукой.

    Б) Упражнение «Колобок»: на одну ладошку положить каштан, накрыть
    сверху ладонью другой руки и делать круговые движения. Поменять руки.

    В) Упражнение «Колбаски»: на одну ладошку положить каштан и пальцами
    другой руки делать продольные движения так, чтобы каштан прокатывался по каждому
    пальчику обеих рук. Поменять руки.

    Г) Упражнение «Нарисуем кружок»: положить каштан на тыльную сторону
    одной руки и ладошкой другой нужно выполнять круговые движения. Поменять руки.

    Д) Упражнение «Дорожка»: положить каштан на тыльную сторону одной руки
    и ладошкой другой выполнять движения вперёд – назад. Поменять руки.

    Е) Упражнение «Вареники»: кончиками пальцев обеих рук сжимать каштан,
    имитируя лепку теста.

    Ж) Упражнение «Спиральки»: большим и указательным пальцем правой руки
    передать каштан большому и указательному пальцу левой руки. При выполнении
    упражнения кисти рук поворачиваются как бы делая «спиральки».

    З) Упражнение «Спиральки-2»: большим и средним пальцем правой руки
    передать каштан большому и среднему пальцу левой руки. При выполнении упражнения
    кисти рук поворачиваются как бы делая «спиральки».

    И) Упражнение «Надень колечко»: самомассаж пальцев рук каштанами.
    Держа каштан пальцами одной руки, массажировать между пальцами другой. Поменять
    руки.

    К) Упражнение «Ловкие пальчики»: взять в каждую руку по каштану и
    перебирать их пальцами обеих рук одновременно.

    3 – Логопед просит детей встать. Детям раздаются волчки, и предлагается
    попробовать их раскрутить в направлении от себя. Задание выполняется сначала
    правой рукой, затем левой. К выполнению упражнения привлекаются родители,
    которые тренируются вместе с детьми и следят за качеством выполнения задания.

    4 – Упражнение «Осенние ветки».

    Учитель-логопед вносит корзину с ветками без листьев. Он спрашивает у детей:
    – Какое сейчас время года? (Осень). А какого цвета осенью на ветках листья?
    (Красные, жёлтые, оранжевые, бурые). Логопед предлагает детям подойти к
    контейнеру, где лежат цветные прищепки и выбрать те, которые могут
    соответствовать осенней листве. Дети прикрепляют прищепки к веткам.

    Динамическая пауза:

    Логопед просит детей и их родителей встать в круг и выполнить упражнения,
    сопровождая их словами:

    1.

    Ветер дует нам в лицо,Движения кистями рук к себе
    Закачалось деревцо.Наклоны с поднятыми руками в разные стороны
    Ветерок всё выше, выше,Приподняться на пальцах ног и потянуться
    Деревцо всё ниже, ниже.Наклониться к полу
    Солнце поднимается,Выпрямиться, поднять руки вверх
    Ветки распускаются.Развести руки в стороны

    2.

    Руки подняли и помахали,
    Это деревья в лесу.
    Поднять руки вверх и помахать, наклоняясь из
    стороны в сторону
    Локти согнули, кисти встряхнули,
    Ветер сбивает росу.
    Согнуть локти перед собой, встряхнуть кистями
    рук
    Плавно руками помашем –
    Это к нам птицы летят.
    Плавные взмахи вытянутыми руками из стороны в
    сторону
    Как они сядут, покажем,
    Крылья сложили назад.
    Присесть и, заведя руки за спину, их вытянуть.

    Игровой этап

    1 – Дети садятся на свои места. Логопед проводит игру «Чудесный мешочек».
    Дети на ощупь определяют геометрическую форму, находящуюся в «Чудесном мешочке».

    2 – Логопед раздаёт детям различные дидактические игры на выбор: «Шнуровка»,
    «Пазлы», «Классификация», «Геометрические пирамидки».

    Четверо детей получают планшеты, в которые они самостоятельно должны вложить
    пазлы. Ещё четверо – планшеты со шнуровкой. Двое детей получают шнурки и мешочек
    с геометрическими фигурками и фигурками животных: один ребёнок должен нанизывать
    на шнурок только геометрические фигуры, другой – только фигурки животных. Двое
    детей нанизывают на геометрические пирамидки фигурки, подбирая нужные прорези.

    Родителям предлагается помочь своим детям.

    3 – Подвижная игра «Найди пару».

    Логопед одной половине детей прикрепляет прищепки к правому рукаву одежды,
    другой половине детей – к левому (если количество детей нечётное, кто-то из
    родителей становится участником игры). Дети под звуки весёлой эстрадной музыки
    бегают по кругу до тех пор, пока музыка не закончится. Как только музыка
    кончилась, дети должны встать в пары по принципу: у кого прищепка на правом
    рукаве, тот берёт за руки того, у кого прищепка тоже на правом рукаве, и,
    имеющие прищепку на левом рукаве, берут за руки того, у кого прищепка тоже на
    левом рукаве.

    Этап соревновательный, завершающий

    В конце игрового тренинга двум смелым мамам предлагается со своими детьми
    выйти к столу и построить башни из настольного конструктора. Кто первый построит
    башню, тот должен поднять вверх флажок. Во время выполнения задания звучит
    весёлая музыка.

    Подведение итога

    Логопед благодарит детей и всех присутствующих родителей. Всем детям
    раздаются призы.

    Источник

    За первый год жизни ребенка происходит значительный скачок в двигательном развитии и развитии психомоторики. Наряду с импульсивными дети начинают выполнять и произвольные движения: перекатываются и переворачиваются, садятся, встают, ползают, ходят. Все эти движения относятся к общей моторике (табл. 4.4). Способность перемещения в пространстве возникает уже на первом месяце жизни, когда ребенок начинает поднимать головку. В дальнейшем появляется перекатывание, которое является основой для более поздних и сложных перемещений – ходьбы и бега. Примерно к полугоду ребенок начинает сидеть, затем – переползать и ползать. Переползание или низкое ползание характеризуется тем, что живот не отрывается от пола. Высокое ползание появляется в семь-восемь месяцев и свидетельствует о готовности ребенка к ходьбе. В этот же период появляется способность стоять достаточно продолжительное время. Ходить с посторонней помощью дети чаще всего начинают с девяти-десяти месяцев. К году многие дети ходят довольно уверенно, однако визуальный контроль за своими шагами сохраняют.

    Таблица 4.4

    Показатели двигательного развития ребенка на первом году жизни’

    Название реакции

    Приблизительный возраст появления

    Лежа на спине, совершает беспорядочные изолированные сгибания и разгибания рук и ног

    1 мес.

    Лежа на животе, приподнимает голову

    2 мес.

    Лежа на животе, поднимает голову по средней линии на 45“ и удерживает ее (неустойчиво). Лежа на спине, удерживает голову по средней линии

    3 мес.

    Лежа на животе, поднимает голову на 45-90° (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти на уровне или впереди плеч). Лежа на спине, прижимает голову к груди по средней линии и сводит руки вместе. Лежит на животе, ноги раздвинуты в стороны, больше опирается на одну руку

    4 мес.

    Сидя с поддержкой за поясницу, удерживает голову прямо. Лежа на спине, трогает ручками колени. Когда тянут за ручки, пытается присесть

    5 мес.

    Лежа на спине, разгибая шею и спину, перекатывается на бок. Лежа на животе, опирается на вытянутые руки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен). Сидит (если посадить) с опорой на руки, свободно поворачивает голову в стороны

    6 мес.

    Лежа на спине, поднимает ноги вверх и трогает ступни. Лежа на животе, опирается на предплечье одной руки, другой тянется за игрушкой. Посаженный сидит с прямой спиной без поддержки, руки свободны. Может наклоняться вперед, назад и в стороны, но легко теряет равновесие

    7 мес.

    Лежа на животе, разгибается, приподнимает голени и вытянутые в сторону руки («ласточка»). Лежа на животе, поворачивается по кругу. Устойчиво сидит без поддержки, может при этом свободно заниматься игрушкой. Стоит с поддержкой за грудь, пытается «пружинить» на ножках (туловище слегка наклонено вперед). Лежа на боку, приподнимает голову

    8 мес.

    Сидя без опоры, поворачивает туловище в сторону и берет предмет, оборачивается и смотрит назад. Стоит с поддержкой

    9 мес.

    Встает на четвереньки (на колени и кисти) из положения на животе, может раскачиваться на четвереньках вперед-назад. Из позы на четвереньках высоко поднимает одну руку, чтобы достать предмет. Сидя без поддержки, не падает, когда тянется в сторону. Встает на четвереньки из положения сидя. Ходит, держась двумя руками

    10 мес.

    Встает, держась за опору. Стоя, держится за опору и раскачивается, переступая с ноги на ногу. Садится из положения на четвереньках. Стоит, придерживаясь одной рукой. Поворачивается и тянется другой рукой за игрушкой. Подтягивается на руках, чтобы встать, использует позицию стоя на одном колене. Присаживается и (или) наклоняется, держась за опору

    11 мес.

    Ходит, держась одной рукой

    1 год

    Наряду с общей моторикой развивается и мелкая моторика рук – сложные движения становятся возможными в результате совершенствования зрительно-моторной координации, но ее становление происходит значительно позднее (табл. 4.5).

    Координация движений глаз и рук развивается постепенно. Так, в период новорожденности хватательные движения являются рефлекторными, и дети чаще используют визуальное «общение» с окружающими объектами. С третьего-четвертого месяца ребенок может стучать по различным предметам кулачком, хватать предметы, подносить их ко рту. К четырем-пяти месяцам дети целенаправленно тянут руки к понравившемуся им предмету. Они водят при этом глазами от руки к предмету и обратно, что помогает координировать положение руки относительно предмета. К полугоду у детей развивается навык зрительного управления движениями рук: они могут достать предмет, глядя на него. Это свидетельствует о сформировавшейся взаимосвязи между зрительной и двигательной системами. Примерно после 10 месяцев появляется способность манипулировать разными предметами с использованием обеих рук. Многие начинают отдавать предпочтение какой-то одной руке. К концу первого года многие дети могут бросать предметы, часто в определенном направлении.

    Особенно большое значение для психического развития имеет появление акта хватания как первого целенаправленного действия ребенка, которое является обязательным фактором, основой освоения действий с предметами. Акт хватания формируется благодаря ситуативно-личностному общению со взрослым.

    Таблица 4.5

    Закономерности развития движений рук младенца

    Название реакции

    Приблизительный

    возраст

    появления

    Изолированные хаотические движения рук

    2 мес.

    Лежа на спине, подносит ручки ко рту. Захватывает предмет, который касается ладони или пальцев. Сжимает и разжимает пальцы, когда в руку попадают податливые предметы: бумага, ткань и т.п. Смотрит на движения своей руки

    3 мес.

    Тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты. Сводит ручки по средней линии, тянет их вверх, смотрит на них, играет ими. Трясет погремушкой, вложенной в руку

    3,5-4 мес.

    Лежа на спине, тянется к увиденному предмету, хватает его двумя руками и тянет в рот. Лежа на спине, тянется к увиденному предмету одной рукой и хватает его. Водит пальцами по поверхности игрушки

    4,5 мес.

    Тянет предмет, находящийся в руке, в рот. Большую часть времени кисти раскрыты. Лежа на животе, одной рукой опирается, другой – тянется за игрушкой

    5 мес.

    Начинает приспосабливать кисть под форму и размер захватываемого предмета. Лежа на спине, держит в одной руке игрушку, другой тянется ко второй игрушке и захватывает ее. Перекладывает предмет из руки в руку

    6 мес.

    Тянется к удаленному предмету. Смотрит на мелкий предмет и пытается его загрести всеми пальцами. Вращает кистью с удерживаемой игрушкой

    7 мес.

    Рассматривает то один предмет, который держит в руках, то другой. Поднимает предмет двумя руками. Берет увиденный мелкий предмет тремя-четырьмя пальцами (щепотью). Отталкивает мяч в случайном направлении

    8 мес.

    Стучит предметом о предмет. Хлопает в ладоши

    9 мес.

    Ощупывает людей и предметы. Берет мелкий предмет двумя пальцами: большим и боковой поверхностью указательного (неточный «пинцетный захват»)

    10 мес.

    Взятый предмет не тянет в рот сразу, а сначала манипулирует им (5-10 с): трясет, ощупывает, бьет им по чему-либо, рассматривает. Бросает предметы в игре

    11 мес.

    Берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиками большого и указательного) – точный «пинцетный захват». Одной рукой держит игрушку, другой с ней играет

    1 год

    Существуют три варианта объяснения психологических механизмов появления акта хватания предметов:

    • • взрослый стимулирует недифференцированную двигательную активность ребенка, спонтанные движения которого приводят к случайному прикосновению рук с определенными предметами; исходя из этого направленность на предметы и действия с ними возникают независимо от взрослого, в результате хаотичных спонтанных движений ребенка;
    • • общение со взрослым, являющимся для младенца наиболее информативным, привлекательным объектом, оказывает стимулирующее и развивающее влияние на перцептивные и сенсорные способности ребенка, которые, достигнув определенного уровня, переносятся на окружающие предметы;
    • • интерес ребенка к предметам, вызывающий целенаправленные предметные действия, возникает через отношение взрослого к данным предметам, который выделяет для младенца отдельные предметы и привлекает к ним его внимание.

    Полученные в исследованиях Е. О. Смирновой данные опровергли первые две гипотезы и позволили обосновать психологические механизмы влияния взрослого на формирование предметных действий ребенка младенческого возраста: взрослый, являясь эмоциональным центром ситуации общения, наделяет предмет субъективной значимостью и тем самым выделяет этот предмет. В результате этого ребенок сосредоточивает свое внимание на предмете и начинает целенаправленно тянуться к нему. Сущность данного встречного активного движения заключается в единстве сенсорного и двигательного начала. Эмоциональная притягательность предмета, побуждающая первое встречное действие ребенка к нему и обеспечивающая формирование сенсомоторного единства, первоначально возникает через общение ребенка со взрослым, опосредованное этим предметом.

    Первоначально всеми предметами ребенок действует одинаково: ощупывает, бросает, трясет, облизывает, кладет себе в рот и пр. Данные действия не зависят от свойств предметов и их функционального предназначения и поэтому называются неспсцифическими. Однообразие этих действий не способствуют познанию всех свойств предметов, поэтому интерес ребенка к конкретному предмету быстро исчезает и он переключается на другой.

    На протяжении второго полугодия интенсивно развиваются хватательные и манипулятивные действия младенца. Сначала все предметы ребенок пытается схватить одинаковым способом, прижимая пальцы к ладони. Рука, которая тянется за предметом, движется наугад. В дальнейшем, на 5-7-м месяце жизни, происходит постепенное совершенствование хватания по следующим направлениям:

    • • повышается точность и целенаправленность движений руки;
    • • появляется противопоставление большого пальца к остальным пальцам;
    • • возрастает зависимость положения пальцев от особенностей предмета, который берет ребенок.

    Совершенствование акта хватания способствует усложнению манипулятивных действий. Дети начинают замечать результаты своих действий и активно их воспроизводить, в чем проявляется направленность на результат, возникающий при действиях с предметом.

    Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что дети начинают выполнять действия не только с одним, но и одновременно с двумя предметами, что направлено на попадание предмета в определенное место или расположение двух предметов в определенном взаимном положении.

    К концу года дети начинают замечать наряду с прямыми также и косвенные результаты своих действий с предметами. Все эти действия вызывают у них положительные эмоциональные реакции, и они стремятся многократно повторять их. С помощью взрослого возможности действия младенца расширяются: взрослый показывает различные свойства предмета и новые способы действия с ним. К концу года дети начинают осваивать специфические действия с предметами.

    Таким образом, на первом году жизни происходит интенсивное физическое развитие ребенка: развивается и общая и мелкая моторика, совершенствуются механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц, координации движений. К концу года ребенок начинает овладевать ходьбой, складываются важные предпосылки для овладения предметными действиями – совершенствование акта хватания и появление первых специфических действий с предметами.

    Источник