Развитие моторно двигательной сферы ребенка
Моторное развитие:
Способствует формированию у детей
раннего возраста разнообразных
двигательных навыков.
Чем лучше сформированы движения у
ребёнка, тем лучше развивается речь.
При выполнении движений широко
используются звуковые и речевые стимулы.
Многие упражнения на развитие общей
моторики полезно проводить под музыку.
Чёткая речевая инструкция и сопровождение
движений стихами развивает целенаправленность
действий, создаёт положительный
эмоциональный фон, улучшает понимание
речи, обогащает словарь — движения
становятся точными, координированными.
Развивая движения ребёнка, надо следить
за правильностью и точностью их
выполнения. Только при этом условии в
мозгу ребёнка будут формироваться
правильные кинестические ощущения и
представления.
Правильная оценка недостаточности в
сфере моторной деятельности необходима
для выявления закономерностей аномального
развития детей с общим недоразвитием
речи и построения системы коррекционных
воздействий.
Наблюдения за тем, как ребёнок застёгивает
пуговицы, завязывает и развязывает
ленты, шнурки, держит ложку, карандаш —
позволяют увидеть недостаточную
координацию пальцев рук. Отчётливо
обнаруживаются резко выраженная
замедленность, застревание на одной
позе, пропуск отдельных элементов и
другие особенности.
Одним из основных направлений
коррекционно-педагогической работы с
детьми раннего возраста является
стимуляция двигательного развития и
коррекция его нарушений (речедвигательных
расстройств, нарушений функциональных
возможностей кистей и пальцев рук и
общей моторики).
Для реализации этого направления
используют серию упражнений, обеспечивающих
формирование зрительно-моторной
координации, развитие функциональных
возможностей кистей и пальцев рук, а
также стимуляцию общей двигательной
активности, коррекцию нарушений общей
моторики. Одновременно у ребенка
формируется умение точно и ловко
выполнять те или иные движения.
В ходе коррекционно-развивающей
работы решают следующие задачи:
— формирование контроля над положением
головы и её движениями;
— обучение разгибанию верхней части
туловища; тренировка опорной функции
рук (опора на предплечья и кисти);
— развитие поворотов туловища; формирование
функции сидения и самостоятельного
присаживания;
— обучение вставанию на четвереньки,
развитие равновесия в этом положении
и ползание на четвереньках;
— обучение вставанию на колени, затем
на ноги;
— стимуляция самостоятельной ходьбы и
бега и коррекция её нарушений.
Важное значение при выполнении упражнений
имеет чёткая речевая инструкция и
сопровождение движений стихами, что
развивает целенаправленность действий,
создаёт положительный эмоциональный
фон, улучшает понимание обращённой
речи, обогащает словарь.
В развитии ручной моторики используют:
действия с предметами;
соотносящие действия;
расстегивание и застёгивание;
обучение сжиманию и разжиманию кулаков,
сильному сжиманию одной рукой другую;поочерёдному сгибанию и разгибанию
пальцев правой, левой руки;делать решётку из пальцев;
поочерёдному соединению большого
пальца и указательного, среднего,
безымянного, мизинца;ритмичному выполнению движения
«ладонь-кулак-ладонь»;развитие умения захватывать предмет
щёпотью и использовать указательный
тип хватания (двумя пальцами — указательным
и большим);развитие и совершенствование хватательных
движений; обучение захватыванию больших
предметов двумя руками, а маленьких —
одной рукой.
В процессе выполнения упражнений у
детей совершенствуются двигательные
функции; нормализуется состояние тонуса
мелких мышц; развивается точность
движений рук (согласованность движений
обеих рук), зрительно-моторная координация;
развивается праксис позы при подражании
движениям взрослого.
Ребёнок учится конструировать образы
при помощи пальцев и кистей рук.
Пальчиковые игры оказывают благоприятное
воздействие на развитие речи детей
(речевые области формируются под влиянием
импульсов от пальцев рук), подготавливают
ребёнка к рисованию, письму.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
В системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у
дошкольников большое значение имеют занятия, направленные на развитие моторной
сферы ребёнка. Под моторной сферой подразумевается развитие общей, мелкой и
артикуляционной моторики.
Детям, имеющим системное недоразвитие речи, присуще некоторое отставание в
развитии двигательной сферы: плохая координация движений, снижение скорости и
ловкости их выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений
по словесной инструкции.
Моторная сфера при разной степени системного недоразвития речи страдает
по-разному. В несложных случаях – это в основном недостаточная координация
пальцев кисти руки, несформированность кинестетического и динамического праксиса.
При более тяжёлых случаях поражений центральной нервной системы двигательные
расстройства характеризуются изменениями мышечного тонуса, лёгкими геми- и
монопарезами, нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью
дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального
праксиса. Часто у этих детей выявляются нарушения артикуляционной моторики в
виде парезов, тремора и насильственных движений отдельных мышц языка.
У детей с ОНР отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере: снижение
мотивации, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности в
общении с окружающими, неуверенность в себе и, как следствие, негативизм,
агрессивность, обидчивость, раздражительность.
Развитие моторной сферы ребёнка необходимо начинать с первых дней пребывания
в логопедической группе. Работа ведётся сразу в нескольких направлениях:
1 – Развитие навыков самообслуживания. Ребёнка нужно постоянно тренировать в
застёгивании пуговиц, молний, завязывании бантов, шнурков на обуви, узелков на
платке, складывании своей одежды в шкафчик и пр.
2 – Проведение специальных логопедических занятий по развитию артикуляционных
умений и навыков.
3 – Проведение специальных упражнений, занятий и дидактических игр,
направленных на развитие мелкой моторики.
К специальным упражнениям относятся: массаж и самомассаж рук специальными
мячами, самомассаж ладоней и пальцев рук природным материалом (шишками,
каштанами, желудями, орешками и пр.), самомассаж карандашами, пальчиковая
гимнастика, запускание волчков, прикрепление прищепок, нанизывание бус,
плетение, вязание, обводки по трафаретам и лекалам.
К занятиям относятся – рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные
виды ручного труда.
К дидактическим играм следует отнести мозаику, складывание кубиков, разрезных
картинок, пазлов, головоломок.
4 – Проведение физкультурных и музыкальных занятий, подвижных игр и
динамических пауз, в результате которых у детей развиваются равновесие,
ловкость, координация движений, умения произвольно менять положение тела,
сенсомоторные функции.
Работая по развитию моторной сферы ребёнка в дошкольном возрасте, можно с
успехом применять совместные занятия-тренинги детей и их родителей. В ходе этих
тренингов родители знакомятся с развитием моторики и сенсомоторики собственных
детей, узнают специальные упражнения, которые они могут самостоятельно применять
дома. Родители, занимаясь с ребёнком, дают ему нужную мотивацию, оказывают
необходимую помощь, тесно общаются с ним во время выполнения упражнений,
стимулируют его к дальнейшей деятельности. Взрослый партнер постоянно оказывает
внимание ребёнку, который видит в нем опору и, рассчитывая на его помощь, не
боится трудностей, связанных с выполнением упражнений различной сложности.
В предлагаемом опыте работы представлен игровой тренинг для детей старшей
логопедической группы первого года обучения и их родителей.
Тема игрового тренинга «Моторику развиваем – говорить
начинаем»
Цели:
детей, имеющих системное недоразвитие речи. Вызвать у них интерес к
совместным занятиям с детьми.
Задачи:
- Коррекционные
: Учить выполнять артикуляционные упражнения,
конролируя качество их выполнения при помощи зеркала. Научить самомассажу
кистей и пальцев рук при помощи плодов каштана и резиновых игрушек «Ёжик».
Учить узнавать на ощупь геометрические фигуры. Упражнять в выполнении
упражнений, направленных на развитие мелкой моторики (запускание волчков
правой и левой рукой, шнуровки, прищипывания, складывания деревянных пазлов).
Формировать конструктивный праксис.
: Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание,
воображение, тренировать память. Развивать чувство цвета и вкус к
гармоничным цветовым сочетаниям.
: Воспитывать наблюдательность, сообразительность,
контактность, активность, усидчивость, доброжелательность по отношению к
своим сверстникам, формировать работоспособность и критичность к качеству
выполнения своей работы.
Оборудование: «Чудесный мешочек» (с геометрическими фигурами); зеркала
(по количеству детей); массажные игрушки «Ёжик» и каштаны (по количеству детей);
волчки, планшеты с пазлами и шнуровкой (по количеству детей); пирамидки
геометрические; прищепки различной формы и цвета (в неограниченном количестве);
конструктор настольный (2 упаковки); флажок; магнитофон, диски с классической и
эстрадной музыкой.
Ход занятия
Организационный этап
1 – Учитель-логопед сообщает присутствующим родителям и гостям тему
мероприятия и приглашает ребят зайти в группу.
2 – Под звуки классической музыки входят дети и, называя свои имена, садятся
за столы.
Основной этап
1 – Перед каждым ребёнком на столе стоит зеркало. Учитель-логопед предлагает
детям выполнить артикуляционные упражнения, самостоятельно контролируя их
качество при помощи зеркала. Задания подаются в стихотворной форме:
А) Упражнение «Лягушки»:
– Мы весёлые лягушки, тянем губы прямо к ушкам.
(Губы находятся в улыбке, зубки сближены и слегка видны)
Б) Упражнение «Слоник»:
– Подражаю я слону, губы хоботом тяну.
(Губы вытягиваются в «трубочку»)
В) Упражнение «Змейка»:
– Подражаем мы змее, с ней мы будем наравне,
Высунем язык и спрячем, только так, а не иначе.
(Быстрое высовывание узкого языка изо рта)
Г) Упражнение «Лошадка»:
– Язычком пощёлкай громко, стук копыт услышишь звонкий.
(Губы в улыбке, рот открыт, спинка языка прижимается к верхнему нёбу и
сильно натягивает уздечку, затем резко отпускается, язык как бы щёлкает)
Д) Упражнение « Окошко»:
– А весёлый бегемотик, широко разинул ротик.
(Спокойное открывание и закрывание рта)
Е) Упражнение «Блинчики»:
– Испекли блинов немножко, остудили на окошке.
(Широкий язык спокойно лежит на нижней губе)
Ж) Упражнение «Вкусное варенье»:
– Блин мы ели с наслажденьем – перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать, губы нужно облизать.
(Широким языком облизываем верхнюю губу сверху вниз)
З) Упражнение «Шарик»:
– Я надул воздушный шарик, укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда! Новый шар надую я.
(Сильное раздувание обеих щёк)
И) Упражнение «Часики»:
– Тик-так, тик-так, ходит маятник вот так!
(Губы в улыбке, рот открыт, узкий кончик языка поочерёдно касается
уголков губ.)
К) Упражнение «Чистим зубки»:
– Зубки нужно чистить дважды: каждое утро и вечер каждый.
(Губы в улыбке, вначале кончиком языка чистим нижние зубки, делая движения
изнутри наружу, затем также чистим верхние зубки)
2 – Логопед достаёт резиновые массажные игрушки «Ёжики» и каштаны. Он
предлагает детям выполнить самомассаж и упражнения, направленные на развитие
пальцев рук:
А) Упражнение «Погладим ёжика»: самомассаж кистей и пальцев рук.
Выполняется вначале правой, затем – левой рукой.
Б) Упражнение «Колобок»: на одну ладошку положить каштан, накрыть
сверху ладонью другой руки и делать круговые движения. Поменять руки.
В) Упражнение «Колбаски»: на одну ладошку положить каштан и пальцами
другой руки делать продольные движения так, чтобы каштан прокатывался по каждому
пальчику обеих рук. Поменять руки.
Г) Упражнение «Нарисуем кружок»: положить каштан на тыльную сторону
одной руки и ладошкой другой нужно выполнять круговые движения. Поменять руки.
Д) Упражнение «Дорожка»: положить каштан на тыльную сторону одной руки
и ладошкой другой выполнять движения вперёд – назад. Поменять руки.
Е) Упражнение «Вареники»: кончиками пальцев обеих рук сжимать каштан,
имитируя лепку теста.
Ж) Упражнение «Спиральки»: большим и указательным пальцем правой руки
передать каштан большому и указательному пальцу левой руки. При выполнении
упражнения кисти рук поворачиваются как бы делая «спиральки».
З) Упражнение «Спиральки-2»: большим и средним пальцем правой руки
передать каштан большому и среднему пальцу левой руки. При выполнении упражнения
кисти рук поворачиваются как бы делая «спиральки».
И) Упражнение «Надень колечко»: самомассаж пальцев рук каштанами.
Держа каштан пальцами одной руки, массажировать между пальцами другой. Поменять
руки.
К) Упражнение «Ловкие пальчики»: взять в каждую руку по каштану и
перебирать их пальцами обеих рук одновременно.
3 – Логопед просит детей встать. Детям раздаются волчки, и предлагается
попробовать их раскрутить в направлении от себя. Задание выполняется сначала
правой рукой, затем левой. К выполнению упражнения привлекаются родители,
которые тренируются вместе с детьми и следят за качеством выполнения задания.
4 – Упражнение «Осенние ветки».
Учитель-логопед вносит корзину с ветками без листьев. Он спрашивает у детей:
– Какое сейчас время года? (Осень). А какого цвета осенью на ветках листья?
(Красные, жёлтые, оранжевые, бурые). Логопед предлагает детям подойти к
контейнеру, где лежат цветные прищепки и выбрать те, которые могут
соответствовать осенней листве. Дети прикрепляют прищепки к веткам.
Динамическая пауза:
Логопед просит детей и их родителей встать в круг и выполнить упражнения,
сопровождая их словами:
1.
Ветер дует нам в лицо, Движения кистями рук к себе Закачалось деревцо. Наклоны с поднятыми руками в разные стороны Ветерок всё выше, выше, Приподняться на пальцах ног и потянуться Деревцо всё ниже, ниже. Наклониться к полу Солнце поднимается, Выпрямиться, поднять руки вверх Ветки распускаются. Развести руки в стороны
2.
Руки подняли и помахали,
Это деревья в лесу.Поднять руки вверх и помахать, наклоняясь из
стороны в сторонуЛокти согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.Согнуть локти перед собой, встряхнуть кистями
рукПлавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.Плавные взмахи вытянутыми руками из стороны в
сторонуКак они сядут, покажем,
Крылья сложили назад.Присесть и, заведя руки за спину, их вытянуть.
Игровой этап
1 – Дети садятся на свои места. Логопед проводит игру «Чудесный мешочек».
Дети на ощупь определяют геометрическую форму, находящуюся в «Чудесном мешочке».
2 – Логопед раздаёт детям различные дидактические игры на выбор: «Шнуровка»,
«Пазлы», «Классификация», «Геометрические пирамидки».
Четверо детей получают планшеты, в которые они самостоятельно должны вложить
пазлы. Ещё четверо – планшеты со шнуровкой. Двое детей получают шнурки и мешочек
с геометрическими фигурками и фигурками животных: один ребёнок должен нанизывать
на шнурок только геометрические фигуры, другой – только фигурки животных. Двое
детей нанизывают на геометрические пирамидки фигурки, подбирая нужные прорези.
Родителям предлагается помочь своим детям.
3 – Подвижная игра «Найди пару».
Логопед одной половине детей прикрепляет прищепки к правому рукаву одежды,
другой половине детей – к левому (если количество детей нечётное, кто-то из
родителей становится участником игры). Дети под звуки весёлой эстрадной музыки
бегают по кругу до тех пор, пока музыка не закончится. Как только музыка
кончилась, дети должны встать в пары по принципу: у кого прищепка на правом
рукаве, тот берёт за руки того, у кого прищепка тоже на правом рукаве, и,
имеющие прищепку на левом рукаве, берут за руки того, у кого прищепка тоже на
левом рукаве.
Этап соревновательный, завершающий
В конце игрового тренинга двум смелым мамам предлагается со своими детьми
выйти к столу и построить башни из настольного конструктора. Кто первый построит
башню, тот должен поднять вверх флажок. Во время выполнения задания звучит
весёлая музыка.
Подведение итога
Логопед благодарит детей и всех присутствующих родителей. Всем детям
раздаются призы.
Источник
За первый год жизни ребенка происходит значительный скачок в двигательном развитии и развитии психомоторики. Наряду с импульсивными дети начинают выполнять и произвольные движения: перекатываются и переворачиваются, садятся, встают, ползают, ходят. Все эти движения относятся к общей моторике (табл. 4.4). Способность перемещения в пространстве возникает уже на первом месяце жизни, когда ребенок начинает поднимать головку. В дальнейшем появляется перекатывание, которое является основой для более поздних и сложных перемещений – ходьбы и бега. Примерно к полугоду ребенок начинает сидеть, затем – переползать и ползать. Переползание или низкое ползание характеризуется тем, что живот не отрывается от пола. Высокое ползание появляется в семь-восемь месяцев и свидетельствует о готовности ребенка к ходьбе. В этот же период появляется способность стоять достаточно продолжительное время. Ходить с посторонней помощью дети чаще всего начинают с девяти-десяти месяцев. К году многие дети ходят довольно уверенно, однако визуальный контроль за своими шагами сохраняют.
Таблица 4.4
Показатели двигательного развития ребенка на первом году жизни’
Название реакции | Приблизительный возраст появления |
Лежа на спине, совершает беспорядочные изолированные сгибания и разгибания рук и ног | 1 мес. |
Лежа на животе, приподнимает голову | 2 мес. |
Лежа на животе, поднимает голову по средней линии на 45“ и удерживает ее (неустойчиво). Лежа на спине, удерживает голову по средней линии | 3 мес. |
Лежа на животе, поднимает голову на 45-90° (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти на уровне или впереди плеч). Лежа на спине, прижимает голову к груди по средней линии и сводит руки вместе. Лежит на животе, ноги раздвинуты в стороны, больше опирается на одну руку | 4 мес. |
Сидя с поддержкой за поясницу, удерживает голову прямо. Лежа на спине, трогает ручками колени. Когда тянут за ручки, пытается присесть | 5 мес. |
Лежа на спине, разгибая шею и спину, перекатывается на бок. Лежа на животе, опирается на вытянутые руки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен). Сидит (если посадить) с опорой на руки, свободно поворачивает голову в стороны | 6 мес. |
Лежа на спине, поднимает ноги вверх и трогает ступни. Лежа на животе, опирается на предплечье одной руки, другой тянется за игрушкой. Посаженный сидит с прямой спиной без поддержки, руки свободны. Может наклоняться вперед, назад и в стороны, но легко теряет равновесие | 7 мес. |
Лежа на животе, разгибается, приподнимает голени и вытянутые в сторону руки («ласточка»). Лежа на животе, поворачивается по кругу. Устойчиво сидит без поддержки, может при этом свободно заниматься игрушкой. Стоит с поддержкой за грудь, пытается «пружинить» на ножках (туловище слегка наклонено вперед). Лежа на боку, приподнимает голову | 8 мес. |
Сидя без опоры, поворачивает туловище в сторону и берет предмет, оборачивается и смотрит назад. Стоит с поддержкой | 9 мес. |
Встает на четвереньки (на колени и кисти) из положения на животе, может раскачиваться на четвереньках вперед-назад. Из позы на четвереньках высоко поднимает одну руку, чтобы достать предмет. Сидя без поддержки, не падает, когда тянется в сторону. Встает на четвереньки из положения сидя. Ходит, держась двумя руками | 10 мес. |
Встает, держась за опору. Стоя, держится за опору и раскачивается, переступая с ноги на ногу. Садится из положения на четвереньках. Стоит, придерживаясь одной рукой. Поворачивается и тянется другой рукой за игрушкой. Подтягивается на руках, чтобы встать, использует позицию стоя на одном колене. Присаживается и (или) наклоняется, держась за опору | 11 мес. |
Ходит, держась одной рукой | 1 год |
Наряду с общей моторикой развивается и мелкая моторика рук – сложные движения становятся возможными в результате совершенствования зрительно-моторной координации, но ее становление происходит значительно позднее (табл. 4.5).
Координация движений глаз и рук развивается постепенно. Так, в период новорожденности хватательные движения являются рефлекторными, и дети чаще используют визуальное «общение» с окружающими объектами. С третьего-четвертого месяца ребенок может стучать по различным предметам кулачком, хватать предметы, подносить их ко рту. К четырем-пяти месяцам дети целенаправленно тянут руки к понравившемуся им предмету. Они водят при этом глазами от руки к предмету и обратно, что помогает координировать положение руки относительно предмета. К полугоду у детей развивается навык зрительного управления движениями рук: они могут достать предмет, глядя на него. Это свидетельствует о сформировавшейся взаимосвязи между зрительной и двигательной системами. Примерно после 10 месяцев появляется способность манипулировать разными предметами с использованием обеих рук. Многие начинают отдавать предпочтение какой-то одной руке. К концу первого года многие дети могут бросать предметы, часто в определенном направлении.
Особенно большое значение для психического развития имеет появление акта хватания как первого целенаправленного действия ребенка, которое является обязательным фактором, основой освоения действий с предметами. Акт хватания формируется благодаря ситуативно-личностному общению со взрослым.
Таблица 4.5
Закономерности развития движений рук младенца
Название реакции | Приблизительный возраст появления | |
Изолированные хаотические движения рук | 2 мес. | |
Лежа на спине, подносит ручки ко рту. Захватывает предмет, который касается ладони или пальцев. Сжимает и разжимает пальцы, когда в руку попадают податливые предметы: бумага, ткань и т.п. Смотрит на движения своей руки | 3 мес. | |
Тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты. Сводит ручки по средней линии, тянет их вверх, смотрит на них, играет ими. Трясет погремушкой, вложенной в руку | 3,5-4 мес. | |
Лежа на спине, тянется к увиденному предмету, хватает его двумя руками и тянет в рот. Лежа на спине, тянется к увиденному предмету одной рукой и хватает его. Водит пальцами по поверхности игрушки | 4,5 мес. | |
Тянет предмет, находящийся в руке, в рот. Большую часть времени кисти раскрыты. Лежа на животе, одной рукой опирается, другой – тянется за игрушкой | 5 мес. | |
Начинает приспосабливать кисть под форму и размер захватываемого предмета. Лежа на спине, держит в одной руке игрушку, другой тянется ко второй игрушке и захватывает ее. Перекладывает предмет из руки в руку | 6 мес. | |
Тянется к удаленному предмету. Смотрит на мелкий предмет и пытается его загрести всеми пальцами. Вращает кистью с удерживаемой игрушкой | 7 мес. | |
Рассматривает то один предмет, который держит в руках, то другой. Поднимает предмет двумя руками. Берет увиденный мелкий предмет тремя-четырьмя пальцами (щепотью). Отталкивает мяч в случайном направлении | 8 мес. | |
Стучит предметом о предмет. Хлопает в ладоши | 9 мес. | |
Ощупывает людей и предметы. Берет мелкий предмет двумя пальцами: большим и боковой поверхностью указательного (неточный «пинцетный захват») | 10 мес. | |
Взятый предмет не тянет в рот сразу, а сначала манипулирует им (5-10 с): трясет, ощупывает, бьет им по чему-либо, рассматривает. Бросает предметы в игре | 11 мес. | |
Берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиками большого и указательного) – точный «пинцетный захват». Одной рукой держит игрушку, другой с ней играет | 1 год |
Существуют три варианта объяснения психологических механизмов появления акта хватания предметов:
- • взрослый стимулирует недифференцированную двигательную активность ребенка, спонтанные движения которого приводят к случайному прикосновению рук с определенными предметами; исходя из этого направленность на предметы и действия с ними возникают независимо от взрослого, в результате хаотичных спонтанных движений ребенка;
- • общение со взрослым, являющимся для младенца наиболее информативным, привлекательным объектом, оказывает стимулирующее и развивающее влияние на перцептивные и сенсорные способности ребенка, которые, достигнув определенного уровня, переносятся на окружающие предметы;
- • интерес ребенка к предметам, вызывающий целенаправленные предметные действия, возникает через отношение взрослого к данным предметам, который выделяет для младенца отдельные предметы и привлекает к ним его внимание.
Полученные в исследованиях Е. О. Смирновой данные опровергли первые две гипотезы и позволили обосновать психологические механизмы влияния взрослого на формирование предметных действий ребенка младенческого возраста: взрослый, являясь эмоциональным центром ситуации общения, наделяет предмет субъективной значимостью и тем самым выделяет этот предмет. В результате этого ребенок сосредоточивает свое внимание на предмете и начинает целенаправленно тянуться к нему. Сущность данного встречного активного движения заключается в единстве сенсорного и двигательного начала. Эмоциональная притягательность предмета, побуждающая первое встречное действие ребенка к нему и обеспечивающая формирование сенсомоторного единства, первоначально возникает через общение ребенка со взрослым, опосредованное этим предметом.
Первоначально всеми предметами ребенок действует одинаково: ощупывает, бросает, трясет, облизывает, кладет себе в рот и пр. Данные действия не зависят от свойств предметов и их функционального предназначения и поэтому называются неспсцифическими. Однообразие этих действий не способствуют познанию всех свойств предметов, поэтому интерес ребенка к конкретному предмету быстро исчезает и он переключается на другой.
На протяжении второго полугодия интенсивно развиваются хватательные и манипулятивные действия младенца. Сначала все предметы ребенок пытается схватить одинаковым способом, прижимая пальцы к ладони. Рука, которая тянется за предметом, движется наугад. В дальнейшем, на 5-7-м месяце жизни, происходит постепенное совершенствование хватания по следующим направлениям:
- • повышается точность и целенаправленность движений руки;
- • появляется противопоставление большого пальца к остальным пальцам;
- • возрастает зависимость положения пальцев от особенностей предмета, который берет ребенок.
Совершенствование акта хватания способствует усложнению манипулятивных действий. Дети начинают замечать результаты своих действий и активно их воспроизводить, в чем проявляется направленность на результат, возникающий при действиях с предметом.
Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что дети начинают выполнять действия не только с одним, но и одновременно с двумя предметами, что направлено на попадание предмета в определенное место или расположение двух предметов в определенном взаимном положении.
К концу года дети начинают замечать наряду с прямыми также и косвенные результаты своих действий с предметами. Все эти действия вызывают у них положительные эмоциональные реакции, и они стремятся многократно повторять их. С помощью взрослого возможности действия младенца расширяются: взрослый показывает различные свойства предмета и новые способы действия с ним. К концу года дети начинают осваивать специфические действия с предметами.
Таким образом, на первом году жизни происходит интенсивное физическое развитие ребенка: развивается и общая и мелкая моторика, совершенствуются механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц, координации движений. К концу года ребенок начинает овладевать ходьбой, складываются важные предпосылки для овладения предметными действиями – совершенствование акта хватания и появление первых специфических действий с предметами.
Источник