Развитие моторики у ребенка младшего школьного возраста

Развитие моторики у ребенка младшего школьного возраста thumbnail

Кольцова Екатерина Витальевна
Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста

Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста» из опыта работы

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.

Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста

Актуальность проблемы:

В младшую группу приходят “домашние” дети, у многих из них не сформированы навыки самообслуживания. Наблюдая за детьми своей группы, мной было замечено, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, третьи — застегивать-расстегивать застежки-молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках.

Вместе с этим, я могу отметить, что у детей также довольно часто наблюдается задержка в речевом развитии, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха.

Цель:

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

• Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук,

общую двигательную активность;

• Содействовать нормализации речевой функции;

• Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

• Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:

— совместная деятельность воспитателя с детьми;

— индивидуальная работа с детьми;

— свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Средства развития мелкой моторики:крышки,шнурки,пластилин,песок,куклы,природный

материал,пуговицы, крупа, бусы,прищепки, краски.

Методы и приемы работы для развития мелкой моторики рук:пальчиковая гимнастика,

лепка и рисование с пластилином,шнуровки,игры с прищепками,рисование и раскрашивание,массаж кистей рук и пальцев,игры с конструктором и мозаикой,игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками,игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками.

Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности — лепке, рисовании, аппликации, конструировании.

Рисование ладошками и пальчиками:Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом, полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

Развитие моторики у ребенка младшего школьного возраста

Составление фигур из счетных палочек. Дети выкладывают из них различные фигурки, по образцу воспитателя или самостоятельно придумывая узор. Эти упражнения развивает ручную умелость, ловкость, координацию, речь, мышление, воображение, сообразительность.  

Использование прищепок.

Прищепки – прекрасный способ тренировать щипковый захват у детей. Кроме того, система заданий, направленная на развитие речи, делает упражнения с прищепками интересными, познавательными. Необходимо иметь 50 – 70 прищепок разного цвета, фигуры из картона (желтый круг – солнышко, коричневая полоска – земля); фигура ежика (без иголок, дерево без листьев). На этом этапе работы ребенок прикрепляет прищепки к одной из фигур для получения образа.

Нанизывание.

Упражнения способствуют: формированию сенсорных эталонов, развитию моторики рук, формированию элементарных математических представлений, развитию воображения, внимания и памяти, улучшению концентрации внимания, развитию произвольности, развитию усидчивости и умения добиваться поставленной цели, формированию логического мышления.

Развитие моторики у ребенка младшего школьного возрастаРазвитие моторики у ребенка младшего школьного возраста

гры-мозаики, игры – шнуровки, являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка, и они подходят для детей разного возраста.

Развитие моторики у ребенка младшего школьного возраста

Игра с пазлами.

Развитие моторики у ребенка младшего школьного возраста

Пазлы – это картинка, — головоломка, которую надо составить из отдельных кусков.

Ребенок собирая пазлы тренирует мелкую моторику, воображение, память, учится логически мыслить и создавать пространственные мыслеобразы.

Графические задания. Работа по развитию графической моторики ведется с самого раннего возраста.   В работе с детьми младших групп, это самые простые задания: «Покажи дорогу зайке до морковки»«Нарисуй елочке ветки», где ребенок проводит линии, стараясь не заехать за границы рисунка. Улучшает координацию рук, внимание и зрительную память.

Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка, которая способствует развитию ребенка во всех аспектах. Они способствуют развитию тактильно-кинетической чувствительности, мелкой моторики рук, позволяет успешно развивать психические познавательные процессы, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков дружелюбие.

«Рисунки на песке»

На прогулке с детьми рисуем на песке.  Этот вид деятельности знакомит детей со свойствами песка (сухой, сыпучий, на нем можно рисовать, способствует развитию разговорной речи, развитию моторики рук, общей моторики, воспитывает дружелюбие.

«Составление разных фигур из цветных камней»Это игра развивает   воображение, мелкую моторику рук

Развитие моторики у ребенка младшего школьного возрастаРазвитие моторики у ребенка младшего школьного возрастаРазвитие моторики у ребенка младшего школьного возраста

Вывод:

Проанализировав данную работу, пришла к выводу, что цель мною была достигнута, так как у детей наблюдается положительная динамика. Развитие мелкой моторики является предпосылкой для становления детской деятельности, устной и письменной речи, а также способствует познавательной активности детей. Дети, ранее плохо владевшие речью стали охотнее общаться друг другом и с взрослыми,Повысились навыки самообслуживания. Следовательно, тема для данной работы – актуальна.

Развитие моторики у ребенка младшего школьного возрастаРазвитие моторики у ребенка младшего школьного возрастаРазвитие моторики у ребенка младшего школьного возрастаРазвитие моторики у ребенка младшего школьного возраста

Источник

Логопеды и детские психологи установили прямую связь между развитием речи и мелкой моторикой рук. Планомерное развитие мелкой моторики будет являться своеобразной гарантией такого же планомерного развития речи. Неспособность развитие мелкой моторики у детей школьного возрастаребенка к основным действиям пальцев, соответствующим его возрасту, в большинстве случаев будет связана и с отставанием в развитии речи.

Как и почему связаны мелкая моторика и речь ребенка младшего школьного возраста? Корни этой связи уходят в далекое прошлое. Много тысяч лет назад люди для общения пользовались жестами, сопряженными с отдельными выкриками. Результатом стало отличное развитие мелкой моторики рук с попутным увеличением площади двигательной проекции кистей рук в человеческом мозге. Развитие речи происходило в несколько этапов.

Примерно такую же картину можно наблюдать у детей. Первоначально у них развиваются пальцы рук, которые они используют для изучения окружающего мира, и только после этого стартует процесс развития речи.

Руки и мозг неизменно связаны между собой. Все психологические процессы, происходящие в мозге, обязательно найдут отражение в жестах и движениях рук.

Учителя первых и вторых классов часто отмечают проблемы в координации движений пальцев рук у детей с диагностированным отставанием в речевом развитии. Как правило, таким детям сложно делать что-то самостоятельно, в том числе и по образцу, они имеют проблемы с ориентацией как в пространстве, так и во времени.

Также для младших школьников с подобными проблемами характерен низкий темп работы в области графической деятельности, что, в свою очередь, становится причиной слабой успеваемости в школе.

На самом же деле, если своевременно диагностировать проблему, можно начать работу по ее устранению и помочь малышу овладеть мелкой моторикой рук, а заодно и усовершенствовать речевые навыки.

Как правило, учителя и логопеды, планируя развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста, разрабатывают несколько направлений работы. С малышами занимаются:

  • пальчиковой гимнастикой;
  • играми для развития пальцев рук;
  • прикладным трудом.

Подробнее о каждом методе воздействия на мелкую моторику детей младшего школьного возраста мы расскажем ниже.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — один из самых эффективных и доступных методов, позволяющих ускорить развитие мелкой моторики, а вместе с этим и речи, памяти и воображения.

Регулярные занятия пальчиковой гимнастикой помогут пальцам детей младшего школьного возраста стать более развитие мелкой моторики у детей школьного возрастагибкими, ловкими и податливыми. Обычно дети такие занятия воспринимают как часть игры, в которой они с удовольствием принимают участие. В ходе выполнения гимнастики младшие школьники учатся быть внимательными и сконцентрированными. Выделяют несколько вариантов упражнений из раздела пальчиковой гимнастики.

  1. Ладони смыкаются таким образом, чтобы пальцы касались друг друга попарно и находились в разведенном состоянии, после чего ребенку предлагают их соединить, по очереди свести и развести, похлопать сначала разведенными, потом сведенными пальцами.
  2. Руки кладут на парту, оставляя кисть в приподнятом положении, после чего касаются поверхности парты каждым пальцем по очереди.
  3. Ладонь с прижатыми пальцами лежит на столе, после чего пальцы сгибают в кулак и выпрямляют.
  4. Ладонью касаются поверхности парты, после чего сжимают ее в кулак, поворачивают ребром.

На всю разминку в среднем уходит около двух минут. Достаточно проводить ее несколько раз в неделю, чтобы увидеть положительную динамику развития мелкой моторики.

Лепка для развития мелкой моторики

Лепка — отличный вариант занятия, стимулирующего развитие мелкой моторики рук, но не только. Во время работы с материалом дети младшего школьного возраста получают возможность как интеллектуального, так и эстетического развития. Вылепливая фигуры и композиции, ребенок учится:

  • развивать трудовые навыки;
  • укреплять пальцы;
  • улучшать ловкость рук.

По ходу укрепления пальцев развивается и речь ребенка. Для того чтобы он прогрессировал, задания по лепке необходимо менять, постепенно усложняя их добавлением новых приемов, подразумевающихразвитие мелкой моторики у детей школьного возраста задействование разных движений рук.

В процессе работы с пластилином дети отрабатывают различные приемы, раскатывая, защипывая, сплющивая материал. Все эти действия способствуют укреплению кистей, позволяют пальцам и рукам стать более чувствительными.

Регулярные занятия лепкой позволяют малышу:

  • развлечься в свободное время;
  • научиться отличать цвета и формы;
  • развивать воображение и фантазию;
  • освоить взаимодействие рук;
  • воплощать в жизнь свои идеи.

Лепить с детьми младшего школьного возраста можно не только из пластилина, но и из глины, а также из соленого теста. Поделки из теста можно будет запечь в духовке, раскрасить кисточкой или пальцами и сохранить на память.

О пользе аппликации

Аппликация — это разновидность изобразительной техники, которая заключается в вырезании фигур и элементов и наклеивании их на основу с фоном. Элементы могут быть выполнены не развитие мелкой моторики у детей школьного возрастатолько из бумаги, но и из кожи, ткани, шерсти и даже природного материала.

В процессе работы над аппликациями дети учатся развивать координацию движений, владеть ножницами, развивают пространственное мышление, изучают формы, цвета. Кроме того, аппликация, так же как и лепка, стимулирует развитие мелкой моторики рук.

Мозаика для развития моторики

Дети младшего школьного возраста дома и на уроках труда с удовольствием работают с цветной мозаикой, складывая узоры по образцу. Такие занятия стимулируют развитие мелкой моторики и речевых навыков, учат детей доводить начатое до конца, быть внимательными и сконцентрированными.

По мере успехов младшего школьника в процессе сборки мозаики можно усложнять ему задания, предлагая поработать с более мелкими деталями, собирать узоры без образца или придумывать орнаменты самостоятельно.

О пользе изобразительной деятельности

Развитие мелкой моторики рук будет особенно успешным в случае привлечения ребенка к изобразительной деятельности. В процессе малыш сможет не только поработать над ловкостью пальчиков, но и научиться различать цвета и оттенки, стать более восприимчивым.

Рисоватьразвитие мелкой моторики у детей школьного возраста младший школьник может как кисточкой, так и пальчиками. Последний вариант особенно нравится детям, независимо от возраста. Так называемые пальчиковые картины могут быть самыми разнообразными пополнить коллекцию достижений малыша. Самые красивые и аккуратные работы дети могут презентовать друзьям и родным на праздники.

Развивать навыки рисования, а вместе с ними ловкость рук и воображение можно с помощью обычных карандашей, фломастеров и мелков. Отличный вариант — рисование с помощью веревочки. Младшим школьникам обычно особенно нравится такой нестандартный подход, поэтому они с удовольствием создают свои оригинальные картины. Суть рисования веревочкой заключается в следующем: используя контрастного цвета веревочку и бумагу с определенного цвета фоном, можно складывать на ней из веревочки разные фигуры.

Рукоделие — оригинальный метод развития пальцев рук

На развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста отлично влияет рукоделие. Естественно, что больше удовольствия от возможности вышивать, вязать, шить или работать с бисером получат девочки, однако не исключено, что подобная деятельность сможет увлечьразвитие мелкой моторики у детей школьного возраста и мальчиков, которых можно научить самым простым вещам: пришиванию пуговиц или штопанью дырок.

Так же как и в случае с занятиями, описанными выше, в ходе уроков по рукоделию нужно будет постоянно усложнять задания, построенные на тонких, ловких и четких действиях.

Игры с мячом

Работать над развитием мелкой моторики рук детей можно с помощью игр с небольшими мячами, имеющими разную форму, структуру, размер и цвет. Подбирать мячи можно в соответствии с возрастом и особенностями ребенка для развития не только ловкости рук, но и зрительной чувствительности, умения сравнивать, мышечного чувства.

Достаточно часто дети младшего школьного возраста, имеющие проблемы с развитием мелкой моторики, не справляются с заданиями, подразумевающими использование мяча. Сложности возникают при выполнении даже простых действий, что вызывает чувство досады и разочарования у ребенка, и он отказывается продолжать работу.

Именно поэтому начинать занятия лучше с небольшого утяжеленногоразвитие мелкой моторики у детей школьного возраста мешочка, который будет имитировать мяча. Когда ребенок научится управлять им каждой рукой поочередно, можно будет подключить к работе мяч.

Чтобы игры с мячом положительно влияли на развитие мелкой моторики у ребят младшего дошкольного возраста, необходимо заниматься с ними регулярно. Чтобы школьник не потерял интереса к упражнениям, необходимо будет наполнять их новыми оживляющими элементами, например хлопками, поворотами торса и пр.

Наиболее эффективные варианты игр с мячом для развития моторики:

  • подбросить маленький мяч вверх и поймать его одной рукой;
  • менять руки при подбросе мяча и улавливании его;
  • с жонглированием сначала двумя, а потом тремя мячами двумя руками;
  • с жонглированием двумя мячами одной рукой.

Чем чаще младшие школьники будут работать над такими упражнениями, тем заметнее станет их прогресс в отношении развития мелкой моторики рук.

Графические задания

Помимо вышеперечисленных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у младших школьников, существуют еще и графические занятия, улучшающие координацию рук, внимание и зрительную память. Младшим школьникам работа над выполнением графических заданий также позволяет улучшить навыки письмом.

Выбрать можно из следующих упражнений.

  1. «Найди дорогу». развитие мелкой моторики у детей школьного возрастаПростой и доступный вариант игры. На бумаге рисуют машины и гаражи, при этом от каждой машины к гаражу идет своя дорога, спутываясь с дорогами от других машин. Задача ребенка – провести пальчиком по дороге от машины к гаражу, определив правильную.
  2. «Дорисуй-ка!» Ребенку предлагают незаконченный вариант картинки с образцом такой же, но законченной. Ему нужно будет дорисовать первую по образцу.
  3. «Точки-картинки». Младшему школьнику предлагают по точкам создавать различные рисунки и картины, соединяя их сплошной линией без отрыва руки.
  4. «Заштрихуй!». Детям предлагают заштриховать фигуры линиями, соблюдая границы. Штриховать можно разными линиями, начиная от вертикальных и заканчивая волнистыми по диагонали.

Дидактические игрушки и их роль в процессе работы над моторикой

На развитие мелкой моторики у ребят младшего дошкольного возраста отлично влияют правильно подобранные дидактические игрушки. Во время манипуляций с такими игрушками дети не теряют интерес к процессу, ищут варианты для экспериментов, неожиданные конструктивные решения.

Чтобы понять принцип игры с такими игрушками, детямдидактическая игрушка необходимо запоминать алгоритм действий, показанных взрослым, стараться воспроизвести их в той же последовательности, что дополнительно развивает зрительную память и внимание.

Дидактические игрушки предлагают младшим школьникам поработать с нанизыванием предметов друг на друга или на основу, с прокатыванием, раскладыванием и так далее. Выбирая дидактические игры для ученика младших классов, нужно изначально ставить перед малышами посильную задачу и усложнять ее по мере выполнения.

В заключение отметим, что детям младшего школьного возраста развитие мелкой моторики рук необходимо не только для корректировки речевого развития, но и для расширения общего кругозора, коррекции эмоционального фона, тренировки навыков самообслуживания, обучения работе в команде со способностью прибегать к взаимопомощи.

Источник

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

hello_html_18ec5ad2.jpg

Пояснительная записка

Данный сборник разработан для учителей начальных классов, который поможет не только развивать, но и производить коррекционно-развивающую работу с детьми младшего школьного возраста с синдромом гиперактивности.

Необходимость создания комплекса упражнений, обусловлена тем, что в большинстве изданий с заданиями по данной проблеме не всегда указаны цель, задачи, не совсем полно раскрыто содержание, поэтому учителю трудно сориентировать в выборе упражнений для решения конкретных задач. Кроме того, в книгах нет единого описания упражнений.

Цель методических рекомендаций:

— показать возможности использования упражнений на развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с гиперактивностью.

Основные задачи:

— познакомить учителя с содержанием упражнений для развития мелкой моторики руки у детей младшего школьного возраста с гиперактивностью;

— показать учителю правильное применение упражнений, для реализации определенной задачи;

— сформировать представление у учителя о содержании, формах и оборудовании упражнений.

Содержание

     Упражнения на развитие мелкой моторики руки представлены в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. К числу достоинств можно отнести их простоту и универсальность, отсутствие каких-либо специальных атрибутов для проведения, безопасность. Все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Использование упражнений оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения.

Цель: развивать у учащихся мелкую моторику руки с синдромом гиперактивности.

Задачи:

— развивать быстроту реакции правой и левой руки;

— развивать ловкость и гибкость обеих рук;

— развивать внимание и память;

— воспитывать усидчивость и терпение в процессе работы.

Критерии нормального развития функции речи и руки

Возрастные особенности развития функции речи и руки

Возраст

Навыки поведения

Речевая активность.

(экспрессивная речь)

3 месяца

Предречевые вокализации: гуканье, гуление, вскрики.

6 месяцев

Слоговой лепет устойчив, оформлен

1 год

Большой палец может быть отодвинут на 90 градусов.

Полная артикуляция слогов.

Самостоятельно говорит слова.

1 год 6 мес. –

1 год 7 мес.

1 – 2 года

Полностью развивается хватательная функция, кубик берёт 5 пальцами сверху. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги.

Скачок в формировании экспрессивной речи: обращаясь к взрослому, называет предметы, активно подражает речи взрослого

Складывает предложения.

Словарный запас 100 – 300 слов (к концу 2 года)

2 – 3 года

Берёт кубик первыми тремя пальцами.

Открывает ящик и опрокидывает всё содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы.

Возникает описательная речь; умеет ответить на вопрос; запоминает множество двустиший, концовки песен, повторяет их.

Примечание: когда функции пальцев рук развиты достаточно хорошо, кубик берётся 2 пальцами, за грани, можно считать, что у ребёнка полностью открылась функция речи в головном мозге.

3 4 года

Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков.

Словарный запас возрастает в 3 – 4 раза. Может рассказать наизусть небольшую сказку.

4 5 лет

Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки.

Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцирует на слух и в произношении. Практически усваиваются все частные грамматические формы.

Последний штрих (из опыта работы)

Оборудование: лист бумаги и карандаш.

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Описание упражнения. Возьмите лист бумаги и карандаш. Попросите ребенка нарисовать любой рисунок. Это может быть отдельный предмет, человек, животное, а может быть целая картина. Когда рисунок будет готов, попросите вашего ребенка отвернуться, а сами тем временем внесите в рисунок «последние штрихи», то есть дорисуйте какие-то мелкие детали к уже нарисованным или изобразите что-то совсем новое. После этого ребенок может повернуться. Пусть, взглянув еще раз на творение своих рук, он скажет, что здесь изменилось. Какие детали нарисованы не рукой «мастера»? Если он сумел это сделать, то считается выигравшим. Теперь можно поменяться с ребенком ролями: вы будете рисовать, а он вносить «последний штрих».

Корзина с шариками

Оборудование: корзина, шарики.

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Описание упражнения. На столе стоит корзина, а с обеих сторон от нее кладут несколько шариков. Взрослый берет один шарик, который находится с правой стороны от ребенка, и бросает его в корзину, а потом предлагает ребенку сделать так же. Шарики забрасывают попеременно правой и левой рукой.

Колечко

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Описание упражнения. Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

hello_html_36176cc9.jpg

Кулак-ребро-ладонь

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Описание упражнения. Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

hello_html_1c7bc0f3.jpg

Лезгинка

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Описание упражнения. Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.hello_html_m1dc57a5d.jpg

Кулачки

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Описание упражнения. Педагог: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, как только можете. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох — пауза, выдох — пауза! Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем –

Отпускаем, разжимаем.

(Легко поднять и уронить расслабленную кисть.)

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают наши пальчики».

hello_html_m50ab7e1a.jpgУхо-нос

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Описание упражнения. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью да наоборот».

Олени

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Описание упражнения. Педагог: «Представьте себе, что вы — олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки, уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох — пауза, выдох — пауза.
         Посмотрите: мы — олени,

Рвется ветер нам на встречу!

Ветер стих,

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…

Руки не напряжены.

И расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко».

Змейки

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Описание упражнения. Предложите ребенку представить, что его пальцы — это маленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ладони сначала «смотрят» от ребенка, потом — друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).

hello_html_m178476a8.jpghello_html_20bb623b.jpg

Штанга

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Описание упражнения. Исходное положение — стоя. Педагог: «Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом (наклониться вперед).

Штангу с пола поднимаем (выпрямиться, руки вверх).

Крепко держим…

И бросаем!

Наши мышцы не устали,

И еще послушней стали.

Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам леча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.

Нам становится понятно:

Расслабление приятно.

Лягушка

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Описание упражнения. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

hello_html_m5d2fac6.jpg

Замок

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Описание упражнения. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.

hello_html_322164c7.jpghello_html_m35c67cc5.jpg

Коза ( из практики моей коллеги)

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Описание упражнения. Пальцы сжаты в кулачок, выдвинуты указательный палец и мизинец. Продвигаясь вперед, следует медленно шевелить пальцами.

hello_html_m2304441c.jpg

Шалтай-Болтай

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Описание упражнения. Педагог читает отрывок из стихотворения С. Я. Маршака:

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

Все участники поворачивают туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. Как только дети услышат слов «свалился во сне», они резко наклоняют корпус вниз и делают кисти рук в каком-то положении.

hello_html_22f92943.jpg

Ну-ка пальцы, за работу!

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

hello_html_3fb8e73b.jpgОписание упражнения. Разгибать по одному пальцы из кулака при помощи пальцев другой руки. Предварительный массаж кистей, приём массажа — поглаживание, 2-3 повтора, приём массажа — растирание — 2-3 повтора для каждого пальца.

Ну-ка, пальцы, за работу!
Ведь работать всем охота.
Большой пойдёт дрова рубить,
Указательный — печь топить,
Средний — воду таскать,
Безымянный — хлеб выпекать,
А мизинцу — петь-плясать,
Да, других и развлекать.

Белые цветы

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Описание упражнения. Предварительный массаж кистей, приём массажа — поглаживание, 2-3 повтора, приём массажа — растирание — 2-3 повтора для каждого пальца. Сложить ладони в форме бутона тюльпана и выполнять действия, как в стихотворении:

hello_html_4245280b.jpgЭти белые цветки
Все раскрыли лепестки (раскрыть цветок и качать им)
Ветер обдувает
И цветы качает (сделать обратно бутон),
Эти белые цветки
Закрывают лепестки (качать «бутоном»)
И засыпают —
Головками кивают.

Мы делили апельсин

Форма проведения: индивидуальная, групповая.