Развитие моторики ребенка по методике монтессори
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка — детский сад №49
Колпинского района Санкт-Петербурга
«Развитие мелкой моторики
по методике М.Монтессори»
консультация для родителей группы раннего возраста
Воспитатель:
Осипова Н. М.,
2019 г
Развитие мелкой моторики по методике Монтессори
В последнее время методика Марии Монтессори стала очень популярна в детских центрах развития по всему миру. Основными принципами этой методики являются — самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки.
То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно и для формирования личности человека в целом.
Мария Монтессори утверждала, что детей нужно объединять не по возрасту, а по уровню развития, по степени усвоения материала.
Основная цель — это развитие мелкой моторики рук — нанизывание бусин, пересыпание круп, сортировка макарон и бобовых, переливание воды и так далее.
По этой методике дети учатся свободно, без критики и принуждения. Мария Монтессори считала, что как похвала, так и наказание вредны.
Дети воспринимают лучше, когда сами определяют свой ритм и способ учебы. Поэтому в центрах Монтессори дети сами выбирают темы и способы изучения. Обучение должно быть в радость ребенку. Это дает уверенность в себе и усиливает эффективность.
Для детей должны быть созданы все условия — мебель должна соответствовать их росту и физическим способностям. Ребенок должен быть в состоянии поднять стул и перенести в удобное для себя место. Перетаскивание стульев Мария рассматривала как упражнение для развития моторики. Только тут есть одно условие — делать все надо тихо и не мешать остальным.
Роль взрослого — не делать что-то за ребенка, а дать ему сделать это самому. Это тяжелый и кропотливый труд, зато благодарный.
Методика Монтессори вырабатывает в детях усидчивость, порядок и воспитанность в обществе. А это немаловажно.
Упражнения по Монтессори в домашних условиях
Пересыпание риса из кувшина в чашку и наоборот. Это помогает ребенку отрабатывать точность движений. Упражнение можно усложнить, если вместо риса использовать воду.
Собрать несколько бутылок разного размера и попросить ребенка подобрать к ним крышки. Это поможет развить глазомер и точность движений;
Пуговицы разных цветов сортировать по баночкам таких же цветов. Развивает мелкую моторику, внимательность и изучение цветов;
«на ощупь» опознавать знакомые предметы. Собрать несколько знакомых игрушек в непрозрачный мешок и предложить ребенку угадать, что за предмет на ощупь.
Игры по методике Монтессори:
Сопоставление
Цвета. Игра с сопоставлением цветов очень популярна на занятиях для раннего развития ребенка. Все, что потребуется — разноцветные прищепки, картонный круг с ячейками разных цветов.
Ребенку очень понравится разучивать цвета в игровой форме.
Машины и животные. Ребенок с еще большим удовольствием будет сопоставлять картинки с имеющимися у себя игрушками: фигурками животных или машинками. Родителям надо будет только подготовить картинки с похожими изображениями.
Сортировка
Форма и оттенки цвета. Сортировка и распределение по категориям — одно из самых популярных упражнений в методиках раннего развития. Перемешайте карточки с разными оттенками цвета, а ребенок пусть их группирует.
Столовые приборы и фигуры. Развивая ребенка по методике Монтессори, в играх можно применять все, вплоть до столовых приборов, ведь такой подручный материал ,как нельзя кстати подходит для игр в сортировку. А еще баночки, мячики, бутылочки, разные емкости и, конечно же, бруски из деревянного конструктора ребенка.
Мелкие предметы
Монетки, бусинки, камушки. Перекладывание мелких предметов из одной посудины в другую при помощи щипцов или лопатки — довольно непростое занятие для маленьких пальчиков. Но оно хорошо развивает мелкую моторику ребенка.
Зерно. Для игр с мелкими предметами также хорошо подойдет фасоль, гречка, рис и прочая крупа.
Сенсорное развитие
Волшебный мешочек. Занимательная игра на развитие сенсорики, где ребенку на ощупь надо угадывать предметы, спрятанные в сумке. Поверьте, восторгу малыша при правильном угадывании не будет предела.
Звуковые цилиндры. Музыкальные инструменты, сделанные своими руками, из подручных средств, развивают острый слух у ребенка. Сделайте такие «звуковые» цилиндры, насыпав в несколько емкостей разных материалов: круп, монет, камешков.
Рисуем пальчиками. Одно из самых увлекательных занятий для малышей — рисование пальчиками. Такое занятие развивает мелкую моторику, любознательность, фантазию, а также помогает выучить новые цвета в результате смешивания. А еще это очень весело!
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами.
Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные, если развивать эти движения, у ребенка сформируется здоровая нервная система-главное заниматься с малышом увлекательными вещами, которые доставляют удовольствие и ему и взрослому.
Список использованной литературы:
1.«От рождения до школы» — примерная основная программа дошкольного образования под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С.,Васильевой М. А.
2.Орлова Дарья. Большая книга Монтессори : система раннего
развития, которая потрясла мам. Санкт-Петербург, 2010 — 185с.
3. Дмитриева В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори: популярные развивающие методики, ЭКСМО, 2008-224 с.
4. Капустина Г. Система Монтессори в комплексе «Маросейка». «Народное образование». №1, 1995 г.
5. Хилтунен Е. Бусинки, коробочки, баночки. Проблемы развития Монтессори-педагогики в России. Учительская газета №47- 1993 г.
Источник
Все родители хотят, чтобы их дети были счастливыми, разносторонними, самостоятельными, умными и творческими. Первые три года жизни — самые важные для будущего становления и развития малыша. Поэтому нельзя терять ни минуты в полноценном воспитании ребёнка, создавая при этом комфортную «развивающую среду».
Всё, что окружает ребёнка, приобретает огромное значение. Если взрослый хочет, чтобы малыш правильно и успешно развивался, то он должен создать вокруг ребёнка «среду», в которой находилось бы всё необходимое для этого: разнообразие сенсорных впечатлений, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы положительного поведения, способы рациональной деятельности с предметами.
Развитие через игру
В возрасте от 1,5 до 3 лет пора активно начинать развивающие занятия. В это время ребенок с огромным удовольствием и любопытством познаёт всё, что его окружает — учится ставить перед собой задачи, осмысливает и подбирает решения для них. У него улучшается координация движений, развивается пространственное мышление, логика и мелкая моторика рук, появляется стремление самостоятельно добиваться, пусть маленьких, но очень важных первых результатов.
Ни для кого не секрет, что ребёнок познаёт мир через игру. Именно игра формирует и развивает у малыша те навыки, которые будут помогать ему самостоятельно создавать комфортные условия в реальном мире. Но ещё не стоит забывать о том, что игра дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.
Игрушка становится спутником и неизменным помощником ребёнка с первых дней его появления на свет. Увлекая кроху, она доставляет не только радость и хорошее настроение, но и становится первым мудрым воспитателем, незаметно подготавливающим ребёнка к жизни в обществе и выступающим в качестве средства его психического, эмоционального и физического развития.
Очень важно, чтобы малыш успел получить все самые необходимые навыки и знания в каждый период своего развития, поскольку так у него должным образом сложится поведение, способности и характер.
Подбор игрушек и обучающих материалов — это очень важное и ответственное решение, ведь от того, чем будет окружён ребёнок, с чем он будет взаимодействовать, зависит правильное направление и прогресс в его развитии.
Одной из самых популярных методик саморазвития и самовоспитания малышей является методика Марии Монтессори. Она создала такую педагогическую систему, которая максимально приближена к идеальной ситуации, когда ребенок обучается всему самостоятельно. Нет никаких единых требований, поскольку для каждого ребёнка предусмотрен индивидуальный темп — малыш «соревнуется» с самим собой, обретая уверенность в себе и в своих действиях.
В этой статье на конкретных примерах пойдёт речь о том, на что следует обратить внимание и чем окружить ребёнка в возрасте от 1,5 до 3 лет, чтобы он не просто рос и развивался, а делал это самостоятельно с огромным желанием и удовольствием.
Поскольку рынок детской развивающей продукции на сегодняшний день активно растёт, очень трудно выбрать действительно качественную, отвечающую всем требованиям и нормам детскую игрушку или книжку, которая не просто будет развлечением для малыша, а станет в его руках инструментом для всестороннего гармоничного развития.
Развивающие пазлы и книжки Malamalama
На фоне всех производителей детских развивающих товаров выделяется издательство Malamalama, которое уже успело зарекомендовать себя среди родителей и берёт на себя часть ответственности за яркое счастливое детство и воспитание детей не только в России, но и за рубежом.
Используя современное оборудование, высокие уникальные технологии и только качественные и безопасные материалы для собственного производства, профессиональные редакторы и иллюстраторы, инженеры, экспертные авторы и практикующие психологи создают развивающие игры и книги с уникальными иллюстрациями, которые приводят детей в восторг и окружают атмосферой творчества и новых знаний.
Все издания, прежде всего, способствуют духовному становлению ребёнка через соответствующее его возрасту развитие мелкой моторики, логики, сенсорики и речи.
Напольный пазл Touch and feel!
Среди всего множества разнообразной продукции стоит обратить внимание на напольные и тактильные пазлы, тактильные книги, а также трогательные лабиринты, поскольку именно они являются ярким примером сочетания методики Марии Монтессори и современных детских изданий.
Когда ваш ребёнок с самого младенчества активно ползает по полу, из угла в угол, с дивана на пол и обратно, то стоит подумать над тем, как направить эту энергию на его развитие.
Решение в этом случае есть — «Напольный пазл Touch and feel! Джунгли» от торговой марки Malamalama. Он перенесёт вашего ребёнка в таинственно интересный мир тропического леса, увлечёт на долгое время, а самое главное, что всё это у вас дома!
Ползая по напольному пазлу, малыш познакомится с животными загадочных тропических лесов — забавной обезьянкой, милым слонёнком, очаровательным ленивцем и многими другими, не просто рассматривая яркие и реалистичные иллюстрации, но и с помощью прикосновений к ним! А всё это благодаря тактильным вставкам из безопасных, качественных и долговечных материалов с разными текстурами. Игра направлена на развитие визуальной памяти, внимания, сенсорики и мелкой моторики детей от года до трёх лет.
Ваш малыш получит огромное удовольствие от новой игровой зоны!
Тактильные пазлы Touch and feel!
В какой-то момент непоседливость ребёнка становится предметом постоянного круговорота мыслей в голове у родителей — как развить в нём усидчивость, внимание к мелочам и деталям, образное мышление и фантазию? Ответ простой — пазлы! Ведь с этой игрой выросло не одно поколение. А ещё лучше, чтобы это были «Тактильные пазлы Touch and feel!» от торговой марки Malamalama.
Эта игра создана для детей, активно познающих мир вокруг. Издание разработано специалистами по методике Марии Монтессори и направлено на развитие мелкой моторики рук и сенсорных ощущений. На каждой картинке есть тактильный элемент из гипоаллергенных материалов: имитаций меха или кожи. Сами пазлы выполнены из мягкого и безопасного материала EVA.
Тактильные пазлы представлены целой серией на самые интересные для детей темы: Джунгли, Зоопарк, Динозавры, Север.
Собирая «Тактильные пазлы Touch and feel! Джунгли», ваш малыш познакомится и погладит животных из жарких и таинственных тропических лесов.
Играя с «Тактильными пазлами Touch and feel! Зоопарк», ребёнок отправится в гости к самым забавным и милым животным зоопарка — игривому львёнку, неуклюжему и неповоротливому бегемоту, пустынному верблюду и многим другим диким зверям.
А открыв и собрав «Тактильные пазлы Touch and feel! Динозавры», ваш малыш встретится с древними рептилиями, обитавшими на нашей планете много миллионов лет назад.
«Тактильные пазлы Touch and feel! Север» познакомят ребёнка с отважными и пушистыми животными, чей дом заметает снегом, оковывает трескучим морозом и сверкающим от яркого солнца льдом.
Ребёнок будет просто в восторге от крупных деталей, понятных сюжетов и совершенно новых ощущений!
Тактильные книжки Touch & Feel. Погладь меня!
Ещё одним интересным, а главное полезным для развития совместным времяпрепровождением детей и родителей может стать чтение «Тактильных книжек Touch & Feel. Погладь меня!». Это ещё одно яркое воплощение методики Марии Монтессори, только теперь в удобном формате книжки для маленьких детских ручек.
Тактильные книжки представлены целой серией на самые актуальные для любознательных детей темы: Мамы и малыши, В лесу, Противоположности, Весёлые фигуры.
«Тактильная книжка «Touch & Feel. Погладь меня! Мамы и малыши» — это замечательная возможность познакомиться с животными и их забавными детёнышами — крохотными созданиями, которых так и хочется скорее потрогать и погладить!
«Тактильная книжка Touch & Feel. Погладь меня! В лесу» приглашает малыша в гости к добрым лесным животным.
Вместе с весёлыми персонажами «Тактильной книжки «Touch & Feel. Погладь меня! Противоположности» ребёнок разберётся в том, что такое противоположности, разнообразит и расширит свой словарный запас и кругозор. Рассматривая книжку, у малыша формируются логические умения и навыки, развивается пространственное мышление, а ещё он получает первое представление о словах-антонимах.
«Тактильная книжка Touch & Feel. Погладь меня! Весёлые фигуры» вместе с пушистыми персонажами на каждой страничке познакомит внимательного юного читателя с геометрическими фигурами, которые окружают нас повсюду! А вместе с тем, малыш сможет погладить животных и получить от этого не только огромное удовольствие, но и важные знания!
Уникальные тактильные вставки из гипоаллергенного материала на каждой странице и на обложке позволяют ребёнку потрогать разные формы и фигуры, изучить мир на уровне прикосновений, ощущений и ярких эмоций!
Отзыв эксперта
Валентина Паевская — автор проекта #УзнайКакЛучшеДляРебенка, известный детский нейропсихолог и мама двух мальчиков с огромным удовольствием поделилась своим положительным опытом использования тактильных книжек из одной серии — «Трогательные лабиринты. Что сегодня на обед?» и «Трогательные лабиринты. Кто моя мама?».
Это целый сборник из 10 трогательных заданий-лабиринтов на мягких страничках из фетра, который без сомнения понравится вашему ребёнку! Тактильные лабиринты — это комплексный весёлый тренажёр, который воздействуя на кончики пальцев малыша, помогает развивать мелкую моторику рук и сенсорные ощущения, а также научит различать текстуры и цвета, объяснит, что едят животные, и как выглядят мамы и их детёныши.
Всю продукцию торговой марки Malamalama можно приобрести в интернет-магазине.
Развивайте детей всесторонне — читайте с ними интересные книги, собирайте пазлы и ваши старания не окажутся напрасными, вот увидите!
Больше информации в инстаграме Malamalama.
Источник
Самохина Алеся
Консультация «Система Марии Монтессори как средство развития мелкой моторики рук»
Воспитание детей всегда было и остается трудным делом. Особенно трудно приучить ребенка одеваться самому, шнуровать обувь, приносить игрушки, застегивать пуговицы. Для того чтобы помощь детям в этих трудных задачах, итальянским педиатром Марией Монтессори было разработана уникальная система дошкольного воспитания.
Как врач, Мария Монтессори понимала, что для духовного развития важно, чтобы ребенок мог чувствовать. Свой педагогический талант Мария Монтессори раскрыла в обучении детей сенсорике и моторике, развитии навыков чтения, письма, счета.
Монтессори искала такие методы и техники, которые помогали бы ребенку освоить навыки с минимальными затратами энергии и времени. Застегивание пуговиц, одевание, шнуровка обуви всегда вызывали трудности у детей маленького возраста, особенно у детей с нарушенным развитием, так как у таких малышей мелкая моторика развита очень слабо. После многих лет практики, Мария вывела закономерность: чем более развиты детские пальчики, т. е. моторика и сенсорика, тем быстрее ребенок начинает говорить. В связи с этим, многие игры для детей, разработанные Монтессори, рассчитаны именно на работу пальчиков.
На сегодняшний день система Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка. Развитие детей по системе Монтессори – это свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно. Свою педагогическую методику Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде. Системе Монтессори более 100 лет, но очень долгое время книги Монтессори были недоступны в нашей стране. Педагогическая система Монтессори стала известна у нас только в 90-е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по методике Марии Монтессори. В основном, методика «охватывает» возраст от 3 до 6 лет.. Мария Монтессори (31.08.1870 — 06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог. В 1896 году, работая детским врачом в клинике, Мария обратила внимание на умственно отсталых детей, которые бесцельно бродили по коридорам заведения и ничто не могло их занять. Наблюдая за несчастными, Мария пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов к развитию и что каждому ребенку, в первую очередь, нужна специальная развивающая среда, в которой он смог бы найти что-то интересное для себя.
М. Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей. Впервые система, созданная Монтессори, была использована в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за детьми, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.
В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т. д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное. Главный принцип системы Монтессори — «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности.
Система Монтессори подразумевает, что взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным самим ребенком дидактическим материалом.
Без внимания не оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу. Сначала педагог внимательно наблюдает за ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый немногословен и говорит только по делу. Далее ребенок уже играет самостоятельно, и не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что в ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! Взрослый должен суметь предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении.
Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров, а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).
Рисование. А) Вольное рисование. Я даю ребенку лист белой бумаги и карандаш и предлагаю рисовать все, что ему вздумается. Детские рисунки давно уже обращают на себя внимание экспериментальных психологов. Ценностью их в том, что они обнаруживают способность ребенка к наблюдению, а также его индивидуальные наклонности. Обыкновенно первые рисунки получаются безобразные и непонятные, и учительнице приходится спрашивать ребенка, что он хотел нарисовать и под рисунком делать соответствующую надпись. Мало-помалу, рисунки становятся более отчетливыми и свидетельствуют о том, что у ребенка развивается большая наблюдательность по отношению к окружающему миру. Часто грубый эскиз отмечает самые мелкие детали предмета. И, так как ребенок рисует то, что ему хочется, то можно таким путем узнать, какие предметы всего сильнее привлекают его внимание.
Б) Рисунки, дополняющие картонные фигурки. Мы даем детям рисовать ставни и двери в фасадах домов, решетки у ворот и т. д.
Чаще всего эти рисунки ребенок исполняет на собственных фигурках, когда они хорошо подсохнут, т. е. через день-два после наклейки.
В) Рисование, заключающееся в заполнении штрихами контуров. Эти рисунки чрезвычайно важны, составляя «подготовку к письму». Для воспитания хроматического чувства штриховкой контуров достигается то, что вольным рисованием — для развития наблюдательности к форме, т. е. штриховка развивает способность ребенка к наблюдению цветов, вроде того, как вольное рисование обнаруживает степень наблюдательности ребенка относительно формы предметов, окружающих его. Об этом подробнее будет сказано в главе о письме. Упражнение заключается в том, что ребенок заштриховывает цветными карандашами черные контуры. Это — контуры простых геометрических фигур и различных предметов, с которыми ребенок знакомится в классе, в доме и в саду. Ребенок сам выбирает краски, и его выбор показывает, насколько он правильно наблюдал цвета окружающих предметов.
Лепка. Эти упражнения аналогичны вольному рисованию и заполнению контуров цветными карандашами. Здесь ребенок делает все, что ему вздумается, с глиной. Он лепит из нее предметы, которые он лучше всего запомнил, которые произвели на него особенно сильное впечатление. Мы даем ребенку деревянный лоток с кусочками глины и ждем, что он будет делать. У нас имеются прелюбопытные образчики таких детских работ. Некоторые дети с поразительной точностью в мелочах воспроизводят предметы, которые они наблюдали. Всего удивительнее, что эти модели часто воспроизводят не только форму, но и размеры предметов.
Многие дети лепят предметы, которые они видели у себя дома, особенно охотно — кухонную утварь, кружки для воды, горшки и кастрюли. Иногда нам приносят грубую колыбельку с «братцем» или «сестрицей». Вначале приходится делать на этих предметах соответствующие надписи, как и на рисунках. Дальше модели делаются все лучше и лучше, и дети научаются даже лепить геометрические тела. Эти детские работы — очень ценный материал для учительницы. Они раскрывают много индивидуальных черт, и учительница ближе изучает детей. В нашем методе они ценны и как проявления психического развития данного возраста. Подобные работы дают также учительнице драгоценное руководство для воспитания детей. Дети, обнаружившие свою наблюдательность при такой работе, по всей вероятности, станут самопроизвольными наблюдателями среды, а к этой цели их можно вести косвенным путем упражнений, способных закрепить и сделать более точными ощущения и понятия. Эти же дети скорее придут и к самопроизвольному письму. Наоборот, дети, работа которых бесформенна, неотчетлива, по всей вероятности, потребуют прямого вмешательства руководительницы, которой придется самой обращать усиленно их внимание на окружающие предметы.
Система Марии Монтессори путём многолетних исследований вывела закономерность: чем ловчее детские пальчики, тем быстрее дети начинали говорить. Именно поэтому в основе системы Марии Монтессори лежит развитие детских пальчиков. Бесспорное значение системы Монтессори— разработка уникального дидактического материала, который нашел применение в других системах дошкольного воспитания и широко используется для развития сенсорики и моторики.
Источник