Развитие моторики ребенка перед школой
Марина Никулина
Развитие мелкой моторики рук как важнейшее условия успешной подготовки детей к школе
Подготовка к обучению ребёнка в школе является одной из актуальных проблем в современном образовании. Известно, что школа — это совершенно новый этап в жизни ребёнка. Поэтому, готовить ребёнка к школе необходимо заранее, т. к. избежать периода приспособления к школьной жизни невозможно, а частично облегчить его — вполне реальная задача.
С ребёнком следует выполнять упражнения, направленные на укрепление подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Всё это — основные составляющие овладения письмом.
Конечно, ребёнку не помешает массаж рук ещё в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Поэтому при подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.
По мнению учёных, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Кроме этого, мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных координационных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Известный русский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев…»[2 c. 204]. Поэтому, можно считать уровень развития мелкой моторики одним из главных показателей интеллектуальной готовности воспитанников к школьному обучению. От того, насколько ребёнок овладеет письмом, зависит успешность его обучение в школе.
Кроме этого, такие авторы как М. Н. Безруких, Е. Н. Соколова, С. О. Филиппова, С. П. Ефимова, М. Н. Кольцова, наравне с развитием мелкой моторики рук, также выделяют следующие компоненты готовности ребёнка к письму: зрительно-двигательную координацию, зрительное восприятие, слуховую память. Они считают, что умение выполнять мелкие движения с предметами, развивается к 6-7 годам, так как именно в старшем дошкольном возрасте заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, а также развитие мелких мышц кисти.
На протяжении нескольких лет в нашем детском саду проводится активная работа по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Важно отметить, что особое значение данное направление нашей работы приобретает в подготовительной к школе группе. Это обуславливается тем, что будущий первоклассник должен умело обращаться с ручкой, карандашом, кистью, а для этого необходимо развивать движение его пальцев, стремясь к тому, чтобы их движения были свободными, уверенными и согласованными.
Реализуя данную работу, мы пришли к выводу, что слабая моторика пальцев рук даёт низкие результаты при выполнении различных заданий, например: обвести фигуру, нарисовать по образцу, выполнить графический диктант и т. д. Ребёнок быстро устаёт, у него падает работоспособность. Иначе говоря, неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.
Именно поэтому, для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами (расстегивание и застёгивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, нанизывание на шнурки, пересыпание и перекладывание мелких предметов, плетение из ниток различных поделок, аппликации, конструирование, лепка, рисовании и штриховка, пальчиковая гимнастика и массаж.). Приёмы могут быть разными, но важно вовлекать в движение больше пальцев, а сами движения производить энергично и в правильном сочетании (сжатие, растяжение, расслабление).
Необходимо отметить, что одним из компонентов ФГОС ДО является позитивная социализация ребёнка – дошкольника. Поэтому, проводимая нами работа идёт по двум направлениям: личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку, индивидуальное решение проблем по мелкой моторике пальцев с каждым воспитанником и «профилактика радостью», т. е творческий подход, изобретательность, постоянный поиск новых образовательных форм и методов в работе с детьми, доброта, умение «найти ключик» к каждому ребёнку.
Кроме этого, проводимая нами работа по развитию мелкой моторики рук и подготовке руки к письму, невозможна без учёта гендерных особенностей детей. Мальчик и девочка — это два разных мира и их нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования игровая деятельность детей выделена как ведущая и основная. Именно в сюжетно — ролевой игре учитываются социальные отношения, которые позволяют детям сформировать умения принимать и менять роль в процессе игры.
Исходя их этого, нами была оформлена предметно-развивающая игровая среда группы и наличие игр по полоролевому признаку. Это даёт детям возможность не только овладеть культурой в сфере взаимоотношений полов, в формировании адекватной полу модели поведения, но и позволяет детям реализовать свои творческие способности, развивать моторику и координацию движения пальцев рук. И если в таких играх, как «Столяр — плотник», «Шофёр», «Ремонтная мастерская» мальчики, используя инструменты, крутят гайки и болтики, то девочки, организуя игры «Парикмахерская», «Салон красоты», «Магазин», — завязывают ленты, накручивают бигуди и работают на кассовом аппарате.
Кроме этого, полоролевые особенности необходимо учитывать и в изобразительной деятельности и декоративном рисовании, развитие эстетического и художественного вкуса. Интересно, что мальчики быстрее осваивают художественный мир в целом, ориентируются в нём лучше, чем девочки, которых чаще всего интересует что-то конкретное, детали.
Известно, что возраст от 5 до 7 лет считается подготовительным периодом к школе. И то, насколько педагог планомерно и продуктивно построит свою работу с детьми по развитию мелкой моторики рук, учитывая полоролевые особенности детей, зависит результат работы педагога и ребёнка в целом. Здесь необходимо отметить такие составляющие образовательного процесса, как непосредственно образовательная деятельность и самостоятельная деятельность ребёнка. Работа по мелкой моторике рук детей реализуется в обеих формах деятельности. Разница лишь в том, что при проведении НОД, педагог занимает ведущую роль, – знакомит, показывает приёмы работы, использует, как упражнение развивающего характера. А при самостоятельной деятельности, которая является следующей ступенью развития ребёнка, воспитанник использует игровые пособия по своему усмотрению, но с учётом алгоритма, данного педагогом.
Реализуя данную работу по развитию мелкой моторики, невозможно обойтись без помощи родителей. Начиная с младших групп, мы проводим консультации для родителей по вопросам подготовки руки ребенка к письму. Рисование каракулей, игры с пальчиками, массаж кончиков пальцев, лепка из пластилина, глины, теста и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций. Реализуя один из принципов ФГОС ДО, а именно сотрудничество ДОО с семьёй, нами проводятся мастер-классы: » Поделки своими руками», «Рисуем нетрадиционными материалами», «Пескотерапия»; семинары-практикумы: «Поможем Деду Морозу сделать подарки», «Чудо — оригами», «Игрушки своими руками» и другие формы привлечения родителей к проводимой нами работе. Тем самым мы даем родителям знания о том, что тренировка пальцев является средством развития интеллекта и развития речи. Необходимо слушать ребёнка, фантазировать с ним, играть, тем самым погружаться в мир детства. Только понимая своего ребёнка, а не отталкивая, можно добиться больших результатов в его развитии. В ходе работы по взаимодействию с родителями, нами были разработаны рекомендации по развитию мелкой моторики рук, в которых мы указали необходимые виды деятельности с детьми:
• разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь;
• нанизывать бусинки, пуговки на нитки;
• завязывать узлы на толстой и тонкой веревках, шнурках;
• заводить будильник, игрушки ключиком;
• штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками;
• резать ножницами (желательно небольшого размера);
• конструировать из бумаги («оригами», шить, вышивать, вязать;
• рисовать узоры по клеточкам в тетради;
• заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами
(кольца, перекладина и др.);
• хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе;
• катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики;
• делать пальчиковую гимнастику.
У детей дошкольного возраста мелкая моторика развивается через игры, упражнения, разные виды продуктивной деятельности и правильной организации развивающей среды, направленной на развитие мелкой моторики.
Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику рук.
• Игры на развитие тактильного восприятия.
• Игры с водой и песком.
• Фольклорные пальчиковые игры.
• Упражнения с предметами.
• Упражнения с ученической ручкой.
• Самомассаж рук.
• Игры на выкладывание.
• Игры на нанизывание.
• Игры с конструкторами.
• Работа со штампами.
• Нетрадиционное раскрашивание (в виде овала, круга, ромба, квадрата, точки, снежинки, крестики, галочки) превращает рисунок в картину.
• Работа с бросовым материалом.
Кроме этого, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т. д.).
Мы считаем, что главным итогом проводимой нами работы, является физическое и психическое здоровье детей, развитие речи и их интеллектуальных способностей, ограждение от дополнительных трудностей обучения в школе и, главное, подготовка руки ребёнка к письму.
«Дети охотно всегда чем — нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать» [1 c.178]
В заключении можно сказать следующее: преодолевать трудности письма необходимо начинать задолго до поступления в школу. Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребёнку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движения руки, идёт подготовка к овладению письмом. Также, при выполнении определённых заданий у детей формируется художественный вкус, что полезно в любом возрасте. Кроме этого, развитие моторики рук способствует развитию речи и мышления ребёнка.
Рекомендуемая литература по данной теме:
1. Каменский Ян Амос Материнская школа/ М; Карапуз; 2008, 288с.
2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям/ 5-е изд. – Киев; 1974, 287с.
Источник
Развитие мелкой моторики рук у детей при подготовке к школе.
При поступлении ребенка в школу, наряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу дает большую нагрузку на глаза ребенка и на его кисти – при обучении письму и математике, на уроках рисования и трудового обучения.
Так что же такое – это мелкая моторика рук?
Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.
Можно сказать что, мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость.
Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребенка в школе. Движения рук имеют большое значения для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Ребенку будет трудно учиться писать, писать он будет медленнее других и, скорее всего, некрасиво. Может сформироваться негативное отношение и к письму и к учебным действиям вообще.
«Рука – это щупальца мозга» (И.М. Сеченов). Рука – это единственный орган человека, где сконцентрирована вся жизненная энергия.
В дошкольном возрасте важна подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления детей в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
И так, для развития мелкой моторики рук необходимо применять игры и упражнения, способствующие развитию моторики пальцев рук. Во время выполнения упражнений нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, настроение, желание и возможности. Главное, что действия приносили детям только положительные эмоции. Главное, что действия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это и будет подкреплять интерес к играм и упражнениям.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковой разминки должны проводиться систематически.
Варианты занятий для развития мелкой моторики:
v Самомассаж кисти и пальцев рук. Игровой самомассаж рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Он является средством повышения иммунитета, т.к. на ладонях расположены нервные окончания. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг ребенка поступает мощный поток импульсов от мышц и суставов, поступает информация (в речеслуховые, эмоциональные и творческие зоны). Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Кроме того, массаж способствует приливу крови к нервным окончаниям, что оказывает положительное воздействие на головной мозг.
v Пальчиковая гимнастика. Она устанавливает тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдение речевых пауз, учит управлять дыханием, формировать правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихотворного текста.
v Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!
v Песочная терапия. Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. Найдите большую коробку, заполните ее наполовину промытым и высушенным речным песком. Покажите ребенку игрушку, которую вы запрячете в этом песке, и сделайте это, когда он отвернется. Постепенно можно увеличивать количество запрятанных игрушек.
Предложите ребенку смоделировать песочную проекцию. Например, в соответствии с имеющимся опытом ребенка, попросите его изобразить зоопарк, домашних животных, лес и т. д. Пусть ребенок сам отберет необходимые материалы и смоделирует пространство.
v Вырезание ножницами. Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания: навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки), дети должны усвоить, что они вырезают, не целую форму, а ее половину. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы коряво ни вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.
v Работа с бумагой. Оригами. Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме нужно выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения (сейчас продается множество книг по технике оригами). В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение игрушки. Для запоминания и закрепления базовых форм с детьми можно использовать следующие игры и упражнения: «Преврати квадратик в другую форму», «Угадай, во что превратился квадратик?», «Где чья тень?», «Назови правильную форму», «Определи базовую форму» и др. В качестве оборудования используют листы бумаги разных цветов и готовые книги по технике оригами.
v Лепка из пластилина, глины и соленого теста. Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки, и. т. д. Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.
Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т. д. Лепка геометрических фигур, цифр, букв.
v Шнуровка. Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов. Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка, к которой нужно пришнуровать недостающие детали. Второй вид шнуровок, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина».
v Рисование, раскрашивание. Раскрашивание — один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.
Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.
Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.
Для начала хорошо использовать:
o обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов;
o рисование по опорным точкам;
o дорисовывание второй половины рисунка;
o рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.
Также можно использовать различные нетрадиционные техники.
Монотипия: на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша, фломастера.
Набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка.
Кляксография: на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунка карандашом или фломастером предают какое-либо очертание, создают образ.
Тампонирование: нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок. Подходит для создания фона.
v Графические упражнения. Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания. Предусматривается постепенный переход к работе по заданной схеме действия, например: «Нарисуй волны, большие и маленькие, три большие волны и три маленькие». Затем усложняется работа по дорисовыванию орнаментов и лабиринтов.
Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, рисуя орнаменты по клеточкам. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.
v Штриховка. Задания со штриховкой способствуют подготовке руки к письму. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.
Виды штриховки:
раскрашивание короткими частыми штрихами;
раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);
штриховка длинными параллельными отрезками.
Правила штриховки:
Штриховать только в заданном направлении.
Не выходить за контуры фигуры.
Соблюдать параллельность линий.
Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0, 5 см
При выполнении штриховки необходимо соблюдать правила: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (0, 3 — 0, 5 см). Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем ввести центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками. При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата. Для штриховки можно использовать простой и цветной карандаши, фломастеры и цветные ручки.
Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении:
Игра «От дома к дому». Задача ребенка — точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами «От домика к домику».
Игра «Всевозможные лабиринты». Ребенку рисуют различные лабиринты. Пусть «пройдет» по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти.
v Рисование орнамента. Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в клетку (графические упражнения) сначала простым карандашом, затем цветными. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее. Не нужно заставлять ребенка рисовать орнаменты. Постарайтесь заинтересовать его этим занятием. Обязательно нужно показать сначала, как это делается.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
Источник