Развитие моторики ребенка от рождения до 7 лет презентация

Слайд 1
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Тихонова Т.К.
Слайд 2
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Слайд 3
Цель работы : развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. Задачи: Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр . Развивать тактильную чувствительность рук детей.
Слайд 4
Согласно поставленным задачам, была разработана общая система для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры. — Разработана картотека пальчиковых игр; -Составлен комплекс занятий по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; -Совместно с детьми и родителями создана предметно- развивающая среда.
Слайд 5
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Что такое мелкая моторика ?
Слайд 6
1. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. 2. Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. 3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций мышления, памяти, внимания. Значение мелкой моторики
Слайд 7
В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно.
Слайд 8
Работа осуществляется с небольшой группой детей и индивидуально. Побуждая детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдая за их действиями, при необходимости оказывается помощь. Проведение игр – занятий способствует развитию мелкой моторики рук, формируют сенсомоторные способности детей.
Слайд 9
«Разноцветные бусы», «Сделаем куклам, маме» — помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы сделанные из разноцветных пуговиц и макарон, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки – длинные — короткие, диаметр шнурка большой; далее, чередование цвета.
Слайд 10
Поиграем в «Золушку» Малышам можно предложить поиграть в «Золушку». Для этого смешаем в мисочке по чуть — чуть гороха, фасоли и крупных бусин, предложим рассортировать по баночкам. Захватывать фасолинки можно по-разному. Брать их щепотью, большим и указательным пальцем, большим и средним и так далее.
Слайд 11
«Завяжи узел». Только на первый взгляд кажется просто развязать и завязать узел на толстой верёвке, на самом деле ребенку приходится потрудиться.
Слайд 12
Игры со спичками и счётными палочками. Игра направлена для развития сенсорного восприятия и развития мелкой моторики рук..
Слайд 13
Игры-шнуровки — развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.
Слайд 14
Большую роль в развитии мелкой моторики играют занятия по продуктивным видам деятельности: лепка, аппликация, ИЗО деятельность.
Слайд 16
«
Слайд 17
Вывод: Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.
Источник
1. Особенности развития моторики детей от рождения до 7 лет
Особенности
развития моторики
детей от рождения до
Закономерности роста и
7 физического
лет
развития детей
2. Закономерности роста и физического развития детей
Рост — увеличение массы тканей и
органов, т.е. образование новых
соединений из поступающих в
организм веществ.
Развитие – процесс дифференцировки
органов и тканей, их функциональное
совершенствование. Формирование
новых функций и видов деятельности
организма.
3. Для детского и подросткового периода свойственны:
Неравномерность темпа роста и развития;
Неодновременность (гетерохронность) роста и
развития отдельных органов и систем;
Обусловленность роста и развития полом;
Биологическая надёжность функционирования
систем организма;
Обусловленность процессов как генетическими, так
и средовыми факторами;
Периодичность в изменении ростовых процессов
(акселерация, децелерация).
4. Неравномерность темпа роста и развития
Процессы роста и развития протекают непрерывно
и носят поступательный характер, но их темп имеет
нелинейную зависимость от возраста. Наибольший
темп увеличения длины тела – в раннем возрасте: к
концу 1 года рост увеличивается на 47%, в возрасте
4-7 лет увеличение длины тела составляет 5-7%.
Данная закономерность является основанием для
правильной группировки детей разного возраста,
научной основой возрастной периодизации.
5. Неодновременность (гетерохронность) роста и развития отдельных органов и систем
Избирательное и ускоренное созревание на разных
этапах развития определённых структурных
образований и функций обеспечивает
выживаемость организма (П.К.Анохин).
Головной мозг: новорожденный – 360-390 г, к 1 году
возрастает в 2-2,5 раза; в 3 года – 1100 г; 7 лет –
1250 г; взрослый – 1400 г.
Значение: формирование условнорефлекторных
связей и приспособление к окружающей среде,
следовательно, выживание.
6. Неодновременность (гетерохронность) роста и развития отдельных органов и систем
Формирование двигательных навыков и развитие
основных качеств в онтогенезе неодновременно:
вначале ребёнок осваивает ходьбу и двигательные
акты, необходимые для самообслуживания, затем –
бег и другие движения, необходимые для жизни.
Знание закономерности развития систем в
онтогенезе, необходимо обеспечить такую же
последовательность при воспитании ребёнка.
7. Особенности роста и развития в зависимости от пола
Выделяют различия в
морфологических показателях,
развитии функциональных систем,
психологические отличия и др.
Воспитание мальчиков и девочек должно
быть дифференцированным.
8. Обеспечение надёжности биологических систем организма
В процессе роста и развития организма
создаётся избыточность структур,
дублирование функций, большой запас
резервных возможностей (АА. Маркосян).
Этим обеспечивается надёжность в работе
любой биологической системы.
Правильно организованное физическое
воспитание раскрывает потенциальные
возможности растущего организма,
обеспечивает высокий запас его прочности.
9. Обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами
Генетические факторы определяют темп роста,
порядок созревания отдельных органов и систем, их
биологическую надёжность, формирование
морфотипа человека, тип высшей нервной
деятельности.
Наследственная программа реализуется лишь при
стимулирующем влиянии среды.
Средовой фактор является ведущим при определении
массы тела, а также в развитии моторики,
проявлении физических качеств.
10. Периодичность в изменении ростовых процессов
Акселерация – ускорение темпов роста и
развития детей и подростков по сравнению
с предшествующими поколениями.
Например, увеличение массы и длины тела
новорожденных, раннее прорезывание
зубов, становление двигательных навыков,
окостенение скелета, сокращение сроков
полового созревания и проч.
11. Периодичность в изменении ростовых процессов
Децелерация — замедление темпов
роста и развития подрастающего
поколения.
12. Развитие движений на первом году жизни
1-2 месяца
3-4 месяца
В 1-1-.5 мес держит головку,
постепенно развивается
координационное движение рук
Самостоятельно поворачивается
со спины на бок, сидит при
поддержке за руки. С 3-3.5 мес
координированно,
целенаправленно действует
руками.
13. Развитие движений на первом году жизни
6-7 месяцев
7-8 месяцев
Начинает сидеть самостоятельно
переворачивается,
приподнимает туловище, лёжа
на животе. В 7 мес стоит при
поддержке за руки.
Сидит без опоры, встаёт на
колени, начинает ползать,
переступает при поддержке за
руки.
14. Развитие движений на первом году жизни
Садится из положения лёжа,
встаёт на ноги, стоит и
переступает при поддержке за
8-9 месяцев
одну руку и держась за
неподвижную опору.
Стоит без опоры, ходит за
движущимися предметами, при
10-11 месяцев поддержке за одну руку,
перелезает через препятствие на
четвереньках.
15. Развитие движений на первом году жизни
12 месяцев
Самостоятельно стоит без
опоры, приседает, выпрямляется,
начинает ходить
самостоятельно, влезает на
ступеньку.
16. Развитие движений на первом году жизни
В зависимости от состояния ЦНС дети
осваивают движения по-разному, но три
движения формируются одновременно у всех:
Поднимание и удерживание головы (1-1,5
мес)
Поднимание головы из положения лёжа на
животе (4-5 мес)
Поднимание туловища с опорой на
предплечья (5-6 мес)
17. Младший дошкольный возраст
Движения неточные, по общей схеме
Замедленная двигательная реакция
Недостаточно развиты мышцыразгибатели
Высоко расположен центр тяжести,
Малая опора – ребёнок неустойчив
Новые условнорефлекторные связи
создаются легко, но они непрочные
18. Младший дошкольный возраст
Дети умеют бегать , бросать и ловить
мяч, лазать по гимнастической
лестнице. Способны выполнять
несколько действий подряд, изменять
направление движения подчиняться
заданному темпу. К 4 годам катаются
на санках (спуск с горы), умеют ходить
на лыжах, кататься на 3-колёсном
велосипеде и др.
19. Средний дошкольный возраст
Увеличивается прочность скелета,
выражены изгибы позвоночника,
повышается устойчивость ребёнка.
Движения становятся точнее и
энергичнее. Дети ориентируются в
пространстве, согласуют свои
действия с другими. Развивается
двигательная память, воображение,
мышление.
20. Старший дошкольный возраст
Сформирован позвоночник. Увеличивается
объём мышц. В движениях появляется
точность, плавность. Осваивают тонкие
движения, меньше требуется повторений
при разучивании. Способны к анализу и
самоанализу качества движения.
Появляется устойчивый интерес к достижению
коллективного результата в командных
играх и эстафетах, умеют проводить
подвижные игры самостоятельно.
Источник
Татьяна Баркина
Презентация «Развитие мелкой моторики рук»
Тема моей презентации «Развитие Мелкой моторики рук».
Работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать уже с самого раннего детства. Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук. Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук.
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
2 слайд: Советский педагог-новатор, детский писатель Василий Александрович Сухомлинский писал Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Чем же в этом случае мы можем помочь ребенку?
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи
— Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук, ритмичность, мелкую моторику пальцев, кистей, общую двигательную активность;
— Содействовать нормализации речевой функции;
— Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
— Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
— Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
— Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Формы работы с детьми:
— совместная деятельность воспитателя с детьми;
— индивидуальная работа с детьми;
— свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы:
Массаж, самомассаж кистей рук, физминутки,
пальчиковые игры, лепка из пластилина
с использованием природного материала
(семена, крупы, ракушки и т. д.)
конструирование: из бумаги, работа с конструктором ЛЕГО,
аппликация,
рисование по трафаретам,
дидактические игры,
шнуровка,
игры с мелкими предметами,
пазлы, мозаика.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными
Самомассаж кистей и пальцев рук;
Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
Предметная деятельность: игры с бумагой, пластилином, песком, водой, рисование мелками;
Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды и т. д.
Кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней;
Игры на развитиетактильного восприятия: «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть и нетрадиционными
Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами;
Игры с пальчиками,с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
Пальчиковая гимнастика (театр на руке, игры с пальцами).
Использование различных приспособлений (массажные мячики, шишки).
Игры с мелкими предметами (бусы, камешки, пуговицы, мелкие игрушки).
Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц.
Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров).
Работа с бумагой (складывание, обрывание).
Работа с карандашом (обводка, раскрашивание).
3 слайд: Средства развития мелкой моторики.
4 слайд: Игры на развитие тактильного восприятия
Узнавание ребенком предметов на ощупь дает возможность правильно держать кисть, у ребенка активируются познавательные процессы, расширяется его активный словарь.
• Ощупай и расскажи.
• Горячая – холодная.
• Чудесный мешочек.
• Найди такой же.
5 слайд: Игры с водой
Игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, что создает основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков.
6 слайд: Игры с песком.
Когда дети трогают руками песчинки, у них развивается мелкая моторика рук, глазомер. Песок развивает творческие способности ребенка, вместе с этим дети учатся работать и добиваться цели.
• Я пеку, пеку
• Угадай на ощупь
• Норки для мышки
• Волшебные отпечатки
7 слайд: Пальчиковые игры.
• Игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, контакта глаза в глаза.
• Игры имеют развивающее значение, т. к. дают ребенку возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, локоть, плечо, сформировать форму тела.
• Соединение «Слово – палец» наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики, но и речи.
• Включение пальчиковых игр и упражнений в занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.
8 слайд: Рисование.
Это занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Можно рисовать не только на бумаге, но и на снегу и песке, на асфальте. Полезно рисовать пальцами, ладонью, палочкой, делать отпечатки поролоном, ватными палочками.
9 слайд: Рисование пальцем.
Пальчиковое рисование – это не только интересно и весело, но и очень полезно. С его помощью развивается мелкая моторика, а также малыш делает свои первые успехи в освоении цветовых гамм.
10 слайд: Рисование ватными палочками.
Рисование ватными палочками – это один из видов нетрадиционных техник рисования. Он интересен не только старшим детям и взрослым, но и малышам, которые только-только знакомятся с различными инструментами для живописи.
Детьми обычно с радостью приветствуется эта техника рисования, так как можно одну и ту же картинку создать совершенно разными способами.
11 слайд: игры с пластилином.
Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры для общего развития ребенка. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами.
• Гнем и отщипываем
• Надавливаем и размазываем
• Скатываем шарики, раскатываем колбаски
• Готовим обед
12 слайд: игры с тестом.
Лепка из теста – процесс одновременно творческий, развивающий, познавательный, воспитательный и обладающий выраженным терапевтическим эффектом. Работа с тестом исключительно благотворно воздействует на нервную систему, снимает напряжение и расслабляет.
13 слайд: игры с крупой, помогают совершенствовать сенсорное познание предметов и веществ, развития чувства восприятия.
• Прячем ручки
• Пересыпаем крупу
• Разложи по тарелочкам
• Найди игрушку
• Сухой бассейн из гороха и фасоли
14 слайд: шнуровки
Эти игры развивают координацию, пространственное ориентирование, понимание понятий «вверху», «внизу», способствуют развитию речи. В играх со шнуровками так же развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти рук.
15 слайд: игры с прищепками.
Игры с прищепками рассчитаны на работу детских пальчиков. Развивая мелкую моторику, мы одновременно развиваем логическое мышление ребенка и его творческий потенциал.
• Иголки для ежика
• Солнышко
• Тучка и т. д.
16 слайд: игры с липучками и скотчем.
Игры для детей, связанные с играми на липучках и скотчем, – это всегда весело и интересно благодаря цепким деталькам, которые интересно приклеивать и отрывать снова и снова.
17 слайд: игры с бумагой.
Чтобы пальцы малыша стали гибкими, умелыми, послушными и сильными, предлагаем игры с бумагой. Благодаря этим играм, развивается устойчивость внимания, умение подражать.
18 слайд: игры со счетными палочками.
Нехитрые задания со счетными палочками помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомится с геометрическими фигурами.
19 слайд: массажер
Упражнения с массажерами: катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти.
Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
20 слайд: Вывод
Развитие мелкой моторики позволяет детям :
• Научиться понимать многие явления окружающего мира,
• Лучше адаптироваться в практической жизни,
• Стать самостоятельным и уверенным в себе.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Умелые пальцы становятся не сразу.
Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически
Источник