Развитие моторика у здорового ребенка
Мелкая моторика — это способность совершать небольшие, но точные движения пальцами ног и рук. Ее развитие зависит от правильной координации сразу нескольких систем: мышечной, костной и центральной нервной. Моторику часто называют ловкостью. Она способствует развитию речи у детей.
Роль мелкой моторики
Моторное развитие ребенка благоприятно влияет на общие навыки. Это обусловлено тем, что в процессе взаимодействия нескольких систем происходит быстрое оформление связей между нейронами.
Вовлечены следующие сферы:
- Воображение. Ученые доказали, что просмотр существующих картинок не отличается от работы с придуманными образами с точки зрения деятельности мозга. Активное воображение будет способствовать развитию креативности и пространственного мышления.
- Развитие речи. Нервные импульсы, поступающие в мозг при ощупывании предметов, стимулируют соседние центры. К ним относится речевой. Упражнения на развитие моторики включают в курс даже при реабилитации взрослых людей, утративших возможность разговаривать.
- Способность планировать. Взаимодействие с предметами учит детей оценивать последствия своих действий. Ребенок начинает продумывать, что ему нужно сделать для достижения результата.
- Усидчивость. Благодаря упражнениям и занятиям дети становятся более терпеливыми. Им легче сконцентрироваться на поставленной задаче.
- Память. После тренировок дети быстрее запоминают визуальные образы.
Мелкая моторика пальцев — критерий интеллектуального развития ребенка. Для детей младшего возраста она определяет способность к обучению. Ученые заметили, что младенцы с более подвижными пальцами и уверенными движениями быстрее учатся говорить. В дальнейшем в школе у таких детей оценки лучше, чем у остальных.
Виды моторики
Существуют 2 вида моторики: крупная и мелкая. Первая заключается в способности удерживать равновесие, ходить, бегать и прыгать. Благодаря ей человек может двигать руками, ногами и телом. Крупная моторика является базой для формирования мелкой. Последняя позволяет взаимодействовать с небольшими предметами.
Этапы развития моторных навыков
В дошкольном возрасте выделяют следующие периоды развития моторики:
- 2-3 месяца. Ребенок изучает мир через осязание. Он тянется к игрушкам и предметам, которые к нему подносят родители. Хватает взрослых за руки и пальцы. Ощупывает самого себя. Это помогает ему сформировать картину мира и четкие границы в психике между собой и окружающими объектами.
- 3-6 месяцев. Период совпадает с временем прорезывания зубов. Дети целенаправленно тянут руки ко рту, пытаясь унять зуд. Это первые полностью осознанные движения. В это же время ребенок начинает следить за окружающими. Он уверенно направляет руки к предметам при наличии интереса. Это важный процесс, поскольку раннее развитие моторики до 8 месяцев способствует формированию психики.
- 8-12 месяцев. Ребенок уверенно берет предметы. Еще до года он учится взаимодействовать с ними. Перекладывает из одной руки в другую. Может перемещать ложку в чашку, складывать небольшие вещи в коробку. Преобладает точный пинцетный захват: дети хватают предметы указательным и большим пальцами. В это же время ребенок учится разъединять вещи, наблюдая за процессом.
- 1 год. Дети держат предметы одной рукой, а другой взаимодействуют с ней. Ребенок начинает повторять действия за взрослыми. Он может, например, толкать игрушечную машинку. Дети делают первые рисунки, которые пока выглядят как хаотичные линии.
- 12-18 месяцев. При взаимодействии с книгами ребенок переворачивает сразу все страницы. Уверенно держит столовые приборы, карандаши, фломастеры и ручки. Может убрать упаковку (бумагу, фольгу или скотч) с предмета. Дети учатся строить пирамиды из кубиков, соединять вещи друг с другом и откручивать крышки с бутылок. Ребенок играет с пирамидами и может хватать движущиеся предметы.
- 18-24 месяцев. Дети умеют переворачивать по одной странице. Они способны удерживать сразу 2 небольших или тонких предмета в руке. В 2 года ребенок умеет опускать маленькие фигурки через отверстия, учитывая их форму. Некоторые дети уже умеют переливать воду из одного сосуда в другой. Столбики из кубиков становятся выше: они состоят из 4-6 деталей.
- 24-36 месяцев. До 3 лет дети учатся играть с глиной, песком и пластилином. Они способны открывать ящики и вытряхивать их содержимое. Ребенок уверенно открывает крышки. Он улучшает навыки рисования: может красить поверхность пальцами, воспроизводить простые фигуры и делать черточки и крестики.
- 3-4 года. При рисовании ребенок способен повторять формы простых объектов. Дети без затруднений обводят контуры. Они могут делать постройки из 8-10 кубиков.
- 4-5 лет. Происходит общая подготовка к школе. Ребенок активно развивается. Он может заполнять раскраски и полноценно рисовать карандашами. Дети умеют складывать фигурки из бумаги. Они способны угадывать знакомые предметы наощупь. Возможна лепка из пластилина. Ребенок может самостоятельно завязывать шнурки. Он начинает переписывать печатные буквы. Рисунки становятся сложнее: у людей присутствуют части тела, у домов могут быть окна и двери.
- 5-6 лет. Ребенок способен вырезать фигурки из картона или бумаги. Он свободно пишет цифры и буквы, может логически дополнить ряд из картинок. Способен воспроизводить простые геометрические фигуры. Некоторым детям для этого требуется образец.
В дальнейшем развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет и старше предусматривает погружение в творчество. Это может быть вышивание, лепка из глины, плетение браслетов из бисера и т.д. Даже стандартных навыков моторики хватит для общего развития, однако совершенствование позволяет простимулировать соседние центры мозга.
С какого возраста нужно помогать в развитии
Определение оптимального возраста бессмысленно, т.к. ребенок почти с рождения начинает развивать моторику. Вы можете помогать младенцу с того момента, как он начнет концентрироваться на предметах и частях тела. Однако занятия будут эффективны и после 3-4 лет. Моторику могут развивать даже взрослые люди.
Что должен делать родитель
Чтобы занятия были эффективными, нужно запомнить следующие правила:
- Тренировки должны быть интересными. Ребенок быстро откажется заниматься, если занятия будут слишком скучными, сложными или простыми. Важно подавать все в игровой форме и давать посильную нагрузку.
- Деятельность должна быть совместной. Вы можете отдать ребенка в группу, но необходимо хотя бы иногда заниматься вместе с ним. Доверие и позитивные эмоции дополнительно мотивируют детей. Игры помогают укреплять отношения.
- Ребенка нужно хвалить. Некоторые родители не понимают, почему дети теряют интерес к занятиям. В действительности даже самая увлекательная игра может вызывать у ребенка отторжение, если он не получает одобрение.
- Продолжительность занятий должна быть адекватной. Не стоит доводить детей до переутомления, иначе у них возникнут негативные ассоциации. В то же время нельзя прерывать игру на середине. Если вы видите, что ребенок устал, подведите занятие к логическому завершению.
- Старайтесь не держать в свободном доступе те игрушки, которые используете для занятий. У детей возникает интерес к тому, чего им не хватает в повседневности. Если игрушка будет слишком доступной, она надоест ребенку.
- Организуйте занятия систематически. Следует играть с ребенком каждый день. Лучше проводить несколько коротких тренировок, чем 1 длинную.
- Усложняйте задания постепенно. Сначала помогайте выполнять движения, иногда допускается полностью сделать всю работу вместо ребенка. В дальнейшем добивайтесь, чтобы дети сами проявляли инициативу, повторяя за вами. Игровой материал следует подавать от простого к сложному.
Мелкую моторику развивает большинство игр, занятий и хобби. Даже работа в огороде может принести пользу. Однако некоторые занятия нравятся детям больше других.
Занятия с мелкими предметами
Для игр подойдут маленькие камни, бусины, бисер, крупы, пуговицы и т.д. Вы можете попросить рассортировать их по какому-либо признаку или просто собрать в контейнер. Начинать лучше с предметов побольше, затем постепенно уменьшать размер.
Важно сообщить ребенку, что таким образом он поможет вам, и похвалить его после выполненного задания. Можно привлечь детей к чему-то полезному: например, попросить перебрать гречку и убрать черные зерна или рассортировать бисер по цветам.
Пальчиковая гимнастика
Самые простые пальчиковые игры — это ладушки. Маленьким детям до 1 года подойдет массаж ладоней. Его можно сопровождать популярными присказками или песенками.
Взрослый ребенок может проводить полноценную зарядку. В комплекс упражнений можно включить сжимание и разжимание кулаков, сгибание пальцев по отдельности и вместе, встряхивание кистями и т.д.
Лепка из пластилина или глины
Дети проявляют интерес к лепке с 2 лет. Вы можете предложить ребенку пластилин или глину, позвать его печь фигурное печенье с вами или просто попросить раскатать тесто. Лепка хорошо сочетается с придумыванием сюжетных игр. Это дополнительно развивает воображение и логику.
Дополнительные предметы
Хорошо развивает мелкую моторику раскрашивание, рисование и обведение контуров. Для этого можно приобрести специальные тетради. Желательно дополнительно обеспечить ребенку вертикальную поверхность для рисования. Например, повесить доску. Бюджетный вариант — зеркало.
Дети могут развивать мелкую моторику с помощью паззлов и мозаики. Количество деталей и их размер подбирают индивидуально в зависимости от возраста. Паззлы также развивают воображение.
Можно вырезать вместе с ребенком фигурки из бумаги. Желательно учить самообслуживанию: застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Детям помладше можно упражняться в завинчивании крышек.
Методички по занятию с детьми
Для занятия с детьми 3-5 лет подойдет методичка А.В. Артемьевой. В ее книге присутствуют теоретическая и практическая части. Материал изложен доступно, без лишней информации. Предоставлены схемы и способы диагностики уровня развития ребенка. Дан комплекс упражнений.
С маленькими детьми можно заниматься по методичке Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. 1-3 года». Учебник содержит много идей для игр. К упражнениям даны фото, иллюстрирующие процесс выполнения. Некоторые задания подходят даже полугодовалым детям, поэтому книгу можно приобрести заранее.
Источник
В этом руководстве “крупная моторика у детей” мы собрали все, что тебе нужно знать о детской моторике и её развитии у твоего ребенка. Также можно ознакомиться с практическими методами помочь ребенку в дальнейшем развить уверенные базовые двигательные навыки.
Что такое крупная моторика у детей?
Базовые (крупная моторика) двигательные навыки, в отличие от мелкой моторики дают твоему ребенку возможность контролировать мышцы в руках, ногах и туловище. Здоровое развитие крупной моторики включает наращивание силы и выносливости и контроля мышечных движений. Крупную моторику также называют грубой моторикой или базовыми двигательными навыками.
Примеры крупной моторики.
Самые яркие примеры крупной моторики у детей включают в себя обучение ползать и ходить. Однако развитие грубой моторики охватывает гораздо больше навыков и способностей. Сюда входит все от прыжков, ловли и бросания мяч до бега и плавания. Все физические способности, что мы считаем само собой разумеющимся. Поскольку взрослый человек на самом деле опираются на важные более ранние навыки, полученные в детские годы. Большинство дошкольников могут выполнять все основные базовые двигательные навыки. К тому времени, когда они достигают школы, дети, как правило, могут выполнять сложные двигательные активности, такие как езда на велосипеде или игра на барабане. Однако истинного совершенства даже в гораздо более позднем возрасте, часто сильно зависит от тех, очень ранних навыков, полученных в детстве. Например, рисование кистью стоя может быть трудным для людей, которые в младенчестве мало ползали. Майкл Джордан не стал бы суперзвездой баскетбола без блестящей координации рук и ног.
Деятельность, связанная с крупной моторикой у детей.
Важно сделать правильный выбор базовую двигательную деятельности. Деятельность, которая соответствует текущей стадии развития твоего ребенка. Это поможет ускорить обучение и обеспечить твоего ребенка уверенным достижением успеха. Успехи ребенка в развитии моторики затем помогают подвигать достичь еще больше.
Базовая двигательная активность (крупная моторика) у младенцев.
Для младенцев развитие крупной моторики в основном направлено на наращивание мышечной силы. А также на обеспечение того, чтобы первоначальные детские рефлексы развились в полноценный независимый контроль над руками и ногами.
Примеры важной крупной моторики у младенцев:
- Время на животике (до ходьбы)
- перевороты
- хватание руками
- и, конечно, ползание.
Крупная моторика у малышей.
Для малышей главный этап, конечно, ходить и делать первые неуверенные шаги. Но на самом деле весь период – это изучение равновесия, контроля и координации. Идеальная крупная моторика у малышей включает в себя:
- танцы;
- игру с большими игрушками, которым нужно две руки, чтобы держать;
- смешивание физической активности в другие действия, такие как рассказывание историй и актерство;
- а также веселое провождение времени с сенсорными играми.
Основные этапы развития крупной моторики у детей.
Понимание того, как развивается крупная моторика твоего ребенка имеет важное значение. Это важно для того, чтобы выбрать подходящие учебные мероприятия. Эти упражнения стимулируют ребенка, но не бросают ему вызов сверх текущих способностей.
Развитие и приобретение новых грубых двигательных навыков следуют определенным предсказуемым моделям. Также оно разделяется по возрастам ребенка, отмеченным этапами развития крупной моторики.
От рождения до трех лет существует более ста уникальных этапов развития только крупной моторики.
Предостережение для родителей.
Физическая активность очень важна для здоровья твоего ребенка. Но тебе нужно иметь в виду, что у малыша еще немного выносливости и сил. Поддерживай деятельность не сильно долго, обычно что-то около нескольких минут и остановись при первом признаке усталости малыша. И младенцы, и малыши, естественно, любят физическую активность и любят изучать новые вещи. Такие вещи, которые они могут делать со своим телом ???? Поэтому лучший совет – просто позволить своему ребенку установить темп. При этом вам важно делать перерывы, когда твой ребенок теряет интерес (типичный признак того, что он устал).
Что делать, если мой ребенок не может кувыркаться, ползать, ходить и т.д.?
Все общие этапы развития крупной моторики, которые мы рассматривали ранее, имеют период, указанный в месяцах. Нужно понимать, в каком возрасте будет ожидаться, что типичный ребенок достигнет контрольной точки. Если твой ребенок еще не превысил верхний возраст данного этапа, то совершенно не нужно беспокоиться. Если твой ребенок не достиг контрольной точки к концу периода, это может означать задержку в развитии.
Однако, пока не паникуй. Сосредоточься на том, чтобы убедиться, что твой ребенок достигает предыдущих этапов. Помни, что существует логическая последовательность того, как твой ребенок развивается.
Также пойми, что это не редкость у детей пропустить этап в развитии крупной моторики и перейти прямо к следующему.
- Обрати внимание на желание и попытки ребенка совершить определенное действие. Он пытается? Или что-то удерживает твоего ребенка?
- Также обрати внимание на симметрию между левой и правой руками и ногами. Асимметричная способность, когда одна сторона явно более дееспособна, чем другая, может указывать на проблему.
- Посмотри на способность ребенка охватить собственное тело. Например, подбирать игрушку на правой стороне левой рукой – это известно как пересечение средней линии. Такое действие на самом деле трудно сделать для новорожденных детей. Все из-за того, что оно включает в себя как левую, так и правую сторону мозга, работающих в координации.
Если ты обеспокоена, что твой ребенок может иметь проблемы в развитии любого этапа крупной моторики описываемого здесь, то не забудь проконсультироваться с педиатром и физиотерапевтом.
Читай подробнее про РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ.
Понравилась статья о том, что такое крупная моторика у детей? Поделись ею со своими знакомыми и друзьями, ведь им тоже может понадобиться помощь и эта информация.
Ставь лайк нашему женскому журналу в Facebook , Вконтакте и Инстаграм
Мы поможем тебе быть красивой, счастливой и здоровой.
С уважением, редакция женского сайта www.saitzhenskiy.ru
Источник
Татьяна Мазур
Развитие крупной моторики
Мы часто слышим о необходимости развития мелкой моторики у дошкольников. Но давайте не забывать о том, что необходимо так же развитие крупной моторики (это движения тела, рук и ног). Крупная моторика – это своеобразная основа, на которую по мере взросления накладываются движения мелкой моторики.
Упражнения для крупной моторики не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают основной корсет позвоночника, развивают моторику и координацию, они обеспечивают постоянный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту, развивают моторику и координацию движений. Когда у детей слабо выражена двигательная активность, то двигательная память может омертвевать, что приводит к изменению условных связей и снижению психологической активности. Недостаточная физическая нагрузка приведет ребенка к дефициту познавательной активности, к возникновению состояния мышечной пассивности и понижению работоспособности, знаний, умений,. Что в дальнейшем приведет к неуспеваемости ребенка в школе.
Одно из самых распространенных заблуждений педагогов в том, что главное в развитии ребенка – это умственное развитие. Часто недостаточно оценивают значение двигательного развития детей. У детей дошкольного возраста сложно разделить границу между физическим, в данном вопросе двигательным развитием и умственным. В детстве дети развивают двигательные навыки, так же моторику: грубую (способность двигаться в заданном направлении, бег, прыжки, бросание мяча других предметов) и тонкую (мелкая моторика рук). По мере взросления развивается тонкая моторика детей они становятся более самостоятельными. Развитие грубой моторики дает возможность ребенку свободнее передвигаться, самому заботиться о себе и проявляет творческие способности.
Задача воспитателя воспитать у детей потребность в движении. Если в группе не делают разминку утром, пренебрегают активным играми на площадке, предпочитают занять ребенка тихими настольными играми, то, естественно, и дети будут малоподвижными. При этом недоразвитие у детей двигательных умений препятствуют нормальному развитию речи у детей, могут затруднять передвижения в пространстве, детям сложно заниматься спортом и играть в подвижные игры, делают проблематичным освоение навыков письма и чтения. В результате двигательных расстройств у детей нарушается мотивация к играм и любой другой деятельности. При всем этом, двигательные нарушения, возникшие в раннем возрасте, оказывают негативное влияние на последующее развитие речи. Педагогу важно поддерживать и направлять энергию детей в правильное русло с помощью специальных упражнений и игр. Подвижные игры помогают, с начала, повысить активность детей, затем обеспечивают развитие взаимосвязи зрительного и слухового внимания, способствуют формированию межполушарного взаимодействия, преодолевать стереотипы в поведении, развивают умение управлять своим поведением.
Подвижные игры направленные на развитие крупной моторики формируют знания детьми возможностей своего тела, что помогает лучше ориентироваться, перемещаться в пространстве, управлять своим телом и поведением, а также легче осознавать себя. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка и определяет его готовность к систематической учебе в школе, так как в его процессе формируется умение не только смотреть, но и видеть, выделять главное; не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям, управлять своими движениями.
Схема развития крупной моторики у детей в возрасте от 1 года и до 6 лет.
Схема развития у ребенка крупной моторики (данные в годах).
1. Передвигается в пространстве при помощи взрослых.
2. Наклоны вперед и вверх.
3. Ходит задом.
4. Попадает по мячу отбивая его.
5. Бросая мяч вверх может его поймать.
6. Свободно передвигается по ступенькам.
7. Стоит на одной ноге.
8. Прыгает на месте на двух ногах
9. Катается на велосипеде (крутит педали).
10. Стоит поочередно на одной ноге более 10 секунд.
11. Подпрыгивает на одной ноге.
12. Кидает и ловит мяч.
13. Ходит на пятках.
Каждая из закрашенных полосок соответствует нормам возраста детей, в период которого появляется новая способность ребёнка, обозначенная 1 уровень соответствует 1 способности.
Когда у детей наблюдается отставание или опережение развития крупной моторики частичное по одному или двум показателям, тогда можно говорить о негармоничном развитии у ребёнка крупной моторики. В таких случаях необходима своевременная помощь по коррекции этих отклонений.
Благодаря достаточной двигательной активности у нас появиться шанс, воспитать в будущем здорового ребёнка, у которого будет желание самостоятельно заниматься физкультурой, а также снизить вероятность развития проблем с опорно-двигательным аппаратом – плоскостопие, сколиоз и слабость мышечного корсета. Ведь большинство проблем проявляющихся в начальной школе это то что было упущено в детском возрасте.
Несколько игр перечисленных ниже помогут детям стать более скоординированными, усилят функции саморегуляции и контроля, разовьют гибкость и пластичность, разовьют устойчивость и концентрацию внимания. Кроме этого, они всегда зарядят хорошим настроением.
Игра «Зазеркалье»
Возраст детей: от 3 лет.
Можно проводить и в группе и на улице.
Цель игры: разогреть суставы, способствовать гибкости и пластичности ребенка, научиться координировать движения. Укрепить мышечный корсет.
Ведущий предлагает детям копировать его движения. Так же можно что бы дети разбились на пары и копировали ведущего в паре. При усложнении задания копируются не только позы ведущего, но и его настроение – мимика.
Очень нравятся детям игры на основе стихов и потешек.
Игра «Мишка»
Цель игры: развитие координации, скорости реакции, а также устойчивости внимания.
Возраст детей: от 3 лет.
Мишка косолапый
По лесу идёт, (идем как мишки)
Шишки собирает, (наклоны вперед)
Песенки поёт. (поем ля-ля-ля)
Вдруг, упала шишка.
Прямо мишке в лоб. (ударяем себя по лбу)
Оступился Мишка
И об землю – топ (топаем ногой)
Засвистел на ветке
Пересмешник дрозд:(ищем на верху взглядом)
— Мишка косолапый
Наступил на хвост! (топаем ногой)
А за ним вдогонку
Пятеро зайчат: (прыгаем как зайчата)
— Мишка косолапый! –
Из кустов кричат. (кричим, руки ко рту –«Мишка»)
Подхватил дразнилку
Весь лесной народ.
— Мишка косолапый
По лесу идет. (кричим, руки ко рту –«Мишка косолапый»)
Бросился к берлоге
Маленький медведь: (бежим по кругу)
— Чем такие ноги –
Лучше умереть!
Спрятался за шкафом (приседаем на корточки)
И ревёт ревмя:
— Мишкой косолапым
Дразнят все меня! (качаемся сидя)
Мама удивилась: (гладят друг друга по плечу)
— Глупенький сынок,
Я всегда гордилась
Формой твоих ног.
Я ведь косолапа, (идут по кругу, косолапя)
И папа косолап,
Косолапил славно
И дедушка Потап!
Мишка косолапый (идет по кругу расправив плечи и подняв голову)
Стал ужасно горд.
Вымыл с мылом лапы, (потирают руки)
Съел медовый торт.
Вышел из берлоги
И как заорёт: (руки вверх,подпрыгивают и кричат: «Мишка косолапый по лесу
идёт).
— Мишка косолапый
По лесу идёт!
«Хомка»
Хомка, хомка, хомячок (делаем приседания)
Полосатенький бочок (потираем бока)
Хомка раненько встает (встаем)
Щечки моет, шейку трет. (руками двигаем не задевая лица)
Подметает хомка хатку (наклон вниз, движения руками)
И выходит на зарядку. (идем по кругу)
Раз, два, три, четыре, пять –(руки сгибаем ладошками достаем до плечей)
Хочет Хомка сильным стать (сгибаем и разгибаем руки)
Ручками похлопает (хлопают руками)
Ножками потопает (топают ногами)
Крепко свой бочок потрет (трут бока)
И опять гулять пойдет. (идем по кругу)
Способствуя развитию у детей активной деятельности в группе и особенно на детских площадках мы развиваем крупную моторику малыша, и тем самым тренируем его вестибулярный аппарат, укрепляем еще пока слабые мышцы и суставы, а также способствуем развитию гибкости, препятствуем развитию сколиоза и других проблем с позвоночником, формируем походку и укрепляем мышечный корсет, кроме этого, мы закладываем будущие умения, навыки и потребности малыша.
Здоровье детей и их будущие достижения в ваших руках, уважаемые педагоги!
Литература
Т. Е. Харченко «Гимнастика в детском саду»
Ж. М. Глозман, «Нейропсихология детского возраста» 2009.
Ч. Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология», 2009.
И Соловей «Детская психология», 2011
Н. А. Бернштейн «Очерки о физиологии движений и физиологии активности». 1966.
Источник