Развитие мотивационной сферы ребенка дошкольника

Развитие мотивационной сферы ребенка дошкольника thumbnail

Развитие мотивационной сферы ребёнка

 Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем возрасте, под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, и при этом не отдает себе ясно  отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок

Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

Наибольшее влияние на поведение детей оказывают прежде всего мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослые. Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком в ролевой игре.

             

Подобное желание может быть использовано и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие одеваются сами»,— говорят ребенку, побуждая его к самостоятельности. «Большие не плачут»— сильный аргумент, заставляющий ребенка сдерживать слезы .

Другая важная группа мотивов, постоянно проявляющихся в поведении детей,— мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Любое дело ребенок может превратить в игру.

Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения.

           

По мере развития контактов со сверстниками для ребенка становится все более важным их отношение к нему. Когда ребенок трехлетнего возраста приходит, впервые в детский сад, он может в течение первых месяцев как бы не замечать других детей, он действует так, как будто их вовсе нет. Он может, например, потащить стульчик из-под другого ребенка, если сам хочет сесть. Но в дальнейшем положение изменяется. Завоевание положительной оценки сверстников и их симпатии становится одним из действенных мотивов поведения. Особенно стараются дети завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и которые пользуются популярностью в группе .

В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения. Ребенок начинает претендовать на то, чтобы и его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания.

Одно из проявлений стремления к самоутверждению — притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Показательно, что дети, как правило, очень не любят брать на себя роли детей. Всегда гораздо привлекательнее роль взрослого, облеченного уважением и авторитетом.

У детей трех — пяти лет самоутверждение обнаруживается и в том, что они приписывают себе все известные им положительные качества, не заботясь о соответствии их действительности, преувеличивают свою силу, смелость и т. п. На вопрос, сильный ли он, ребенок отвечает, что, конечно, он сильный, ведь может поднять даже слона.

Стремление к самоутверждению при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямства.

Каприз — средство обратить на себя общее внимание, «взять верх> над взрослыми.

В период дошкольного детства происходит формирование новых видов мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы. Уже в три-четыре года ребенок может буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?», «А как?», «Зачем?» и т. п. Позднее преобладающим становится вопрос «Почему?». Хорошо известно, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать, что у них внутри.

Большая часть вопросов, которые задают младшие и средние дошкольники, преследует цель привлечь внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним возникшим переживанием. Дети часто не ждут и не дослушивают ответов на свои вопросы, перебивают взрослого и перескакивают к новым вопросам. Только постепенно под влиянием взрослых стремиться к тому, чтобы узнать что-то новое.

Ребенок трех-четырех лет не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников. Так, младшие дошкольники, которым мы предложили играть в дидактическую игру, и объяснили, что победитель получит в награду звездочку, предпочитали все действия выполнять сообща, а не по очереди (как требовали условия игры) и не могли удержаться от подсказки сверстнику. Что же касается звездочки, то каждый ребенок требовал ее независимо от результатов, которого он достиг.

Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. под руководством воспитателя изготовить салфеточку в подарок маме.

Главным личностным приобретением (новообразованием) в дошкольном возрасте становится соподчинение мотивов. (до 3 лет все желания ребенка одинаково сильны).

Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды.

Более слабый мотив  — наказание и, в первую очередь, исключение из игры.

Еще более слабый мотив — собственное обещание ребенка.

Самый слабый мотив — прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленных другими дополнительными мотивами.

Таким образом, требовать от детей обещания не только бесполезно, но и вредно.

В дошкольном возрасте ребенок учится сдерживать себя.

Вначале сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей (т.е. раньше ребенку нужно, что бы кто-то был рядом, контролировал его поведение). Затем он начинает сдерживаться при воображаемом контроле (теперь образ другого человека помогает ему регулировать свое поведение).

На фоне положительной общей оценки у малыша формируется конкретная самооценка, когда взрослый оценивает конкретные действия малыша. Она не всегда бывает положительной, ведь не все, что делает ребенок, хорошо.

При правильном воспитании у ребенка раннего возраста существует два вида самооценки:

— абсолютная, при которой он, не смотря ни на что, чувствует и знает, что его любят,

— конкретная, которая зависит от ситуации и может быть как положительной, так и отрицательной. Но все же абсолютное отношение к себе доминирует (чей рисунок лучший – мой!) Вот здесь и кроется причина многих негативных явлений раннего возраста и, по сути, причина кризиса трех лет.

 Только к 7 годам самооценка  у большинства детей становится более адекватной.

Таким образом, дошкольный возраст — это период первоначального становления личности.

Источник

Общая
характеристика мотивационной сферы.
Самым
важным личностным механиз­мом,
формирующимся в этом периоде, считается
соподчинение
мотивов
.

Все
желания ребенка раннего возраста были
одинаково сильны. Если разные желания
возникали одновре­менно, ребенок
оказывался в почти неразрешимой для
него ситуа­ции выбора.

Мотивы
дошкольника приобретают разную силу и
значимость. Уже в младшем дошкольном
возрасте ребенок сравнительно легко
может принять решение в ситуации выбора
одного предмета из нескольких. Вскоре
он уже может подавить свои непосредствен­ные
побуждения, например не реагировать на
привлекательный предмет. Это становится
возможным благодаря более сильным
мо­тивам, которые выполняют роль
«ограничителей».

Наиболее
сильный мотив для дошкольника —
поощрение,
получе­ние награды. Более слабый —
наказание
(в общении с детьми это, в первую очередь,
исключение из игры), еще слабее —
собствен­ное
обещание

ребенка. Требовать от детей обещаний
не только бесполезно, но и вредно, так
как они не выполняются, а ряд неис­полненных
заверений и клятв подкрепляет такие
личностные чер­ты, как необязательность
и беспечность. Самым слабым оказы­вается
прямое
запрещение

каких-то действий ребенка, не усилен­ное
другими дополнительными мотивами, хотя
как раз на запрет взрослые часто возлагают
большие надежды.

Структура
мотивационной системы.
В
этот период начинает складываться
индивидуальная
мотивационная система

ребенка. Разнообразные мотивы, присущие
ему, приобретают относительную
устойчивость.
Среди мотивов, обладающих разной силой
и значи­мостью для ребенка, выделяются
доминирующие
мотивы — преоб­ладающие в мотивационной
иерархии.

Долго
на­блюдая за поведением старшего
дошкольника, можно определить, какие
мотивы для него наиболее характерны.
Один ребенок по­стоянно соперничает
со сверстниками, стараясь лидировать
и во всем быть первым, у него доминирует
престижная (эгоистическая) мотивация.
Другой, наоборот, старается всем помочь;
интересы детсадовской группы, общие
игры, радости и заботы для него — главное.
Это — коллективист с альтруистической
мотивацией. Для третьего важно каждое
«серьезное» занятие в детском саду,
каж­дое требование, замечание
воспитателя, выступающего в роли
учи­теля, — у него уже появились
широкие социальные мотивы, силь­ным
оказался мотив достижения успеха. Для
такого ребенка значимо не столько «что
делать», сколько «как делать»: старательно,
под руководством взрослого, получая
указания и оценки. Некоторые детей
увлечены делом, но совсем по-другому:
кто-то погружен в процесс рисования,
кого-то не оторвешь от конструкторов.
У них преобладает интерес к содержанию
деятельности.

У
детей с формирующейся иерархи­ческой
системой доминирование еще не вполне
устойчиво, оно может проявляться
по-разному в разных условиях. Построение
стабильной мотивационной си­стемы,
начавшейся в это время, будет завершаться
в младшем школьном и подростковом
возрастах.

Виды
личностных мотивов.

Жизнь дошкольника гораздо более
разнообразна, чем жизнь в раннем возрасте.
Ребенок включается в новые системы
отноше­ний, новые виды деятельности.
Появляются, соответственно, и но­вые
мотивы.

Это мотивы, связанные с формирующейся
самооцен­кой, самолюбием, — мотивы
достижения успеха, соревнования,
соперничества; мотивы, связанные с
усваивающимися в это время моральными
нормами, и некоторые другие.

Мотив
достижения успехов.

Как практически идет развитие мотивации
достижения успехов в дошкольном
детстве? Многие дети уже в раннем
возрасте отмечают свои успехи или
неудачи в деятельности соответствующими
эмоциональными
реак­циями

на них. Большинство детей дошкольного
возраста просто конста­тируют
достигнутый результат; некоторые
воспринимают успех или неудачу,
соответственно, с положительными и
отрицательными эмоциями.

На
мотивацию и эффективность выполняемых
ребенком действий влияют те отдельные
удачи и неудачи, с которыми он сталкивает­ся.
Младшие
дошкольники

не особенно чувствительны к этому
фактору. Вплоть до трех-четырехлетнего
возраста дети, вероятно, еще не cпocoбны
оценить итог своей деятельности как
успех или неудачу

Средние
дошкольники

уже переживают успех и неуспех. Если
успех влияет положительно на работу
ребенка, то неудача — всегда отрицательно:
она не стимулирует продолжения
деятель­ности и проявления настойчивости.
Допустим, ребенок пытается сделать
аппликацию из цветной бумаги. Ему удалось
вырезать что-то, отдаленно напоминающее
цветок, и, довольный результатом, он с
энтузиазмом начинает его приклеивать
к картону. Если же здесь его постигнет
неудача — клей то совсем не капает, то
бьет фонтаном и всю бумагу покрывает
липкая лужица, — ребенок все бросает,
не желая ни исправлять, ни переделывать
заново работу.

Для
старших
дошкольников

успех остается сильным стимулом, но
многих из них побуждает к деятельности
и неуспех. После неуда­чи они стараются
преодолеть возникшие трудности, добиться
нуж­ного результата и не собираются
«сдаваться».

Мотивы
общения.

В старшем дошкольном возрасте получают
дальнейшее разви­тие мотивы
общения,

в силу которых ребенок стремится
установить и расширить контакты с
окружающими людьми.

Общению
принадлежит особая роль в развитии
личности дошкольника. Зная историю и
содержание межличностных контактов
ребенка в дошкольном возрасте, характер
общения при включении ребенка в различные
виды совместной деятельности, мы можем
многое понять в его становлении как
личности.

В
дошкольном детстве, как и в младенчестве
и раннем возрасте, одну из главных ролей
в личностном развитии ребенка по-прежнему
играет мать. Характер ее общения с
ребенком определяет формирование у
него тех или иных личностных качеств.
Желание
заслужить похвалу и одобрение

со стороны матери и других взрослых,
установить и сохранить добрые отношения
с людьми является для ребенка одним из
наиболее значимых мотивов межличностного
поведения.

В
старшем дошкольном возрасте мотивом
межличностного общения становится
стремление
к признанию и одобрению со стороны
окружающих людей.

Из данного качества вырастают потребность
в достижении успехов, целе­устремленность,
чувство уверенности в себе, самостоятельность
и многие другие.

Мотив
самоутверждения.

Другим не менее важным мотивом выступает
стремление к самоутверждению. У
дошкольников развивается потребность
в хорошем к себе отношении со сторо­ны
окружающих людей, желание быть понятым
и принятым ими.

В
сюжетно-ролевых играх детей мотив
самоутверждения
реализуется в том, что ребенок стремится
взять на себя главную роль, руководить
другими, не боится вступить в соревнование
и во что бы то ни стало стремится в нем
одержать победу.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Все желания ребенка раннего возраста были одинаково сильны и напряженны. Каждое из них, становясь мотивом, побуждающим и направляющим поведение, определяло цепь развертывающихся немедленно действий. Если разные желания возникали одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.
Развитие мотивационной сферы ребенка дошкольника
Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей«. Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание (в общении с детьми это, в первую очередь, исключение из игры), еще слабее — собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-либо действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей. Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле: образ другого человека помогает ему регулировать свое поведение. Благодаря развитию механизма соподчинения мотивов, старшие дошкольники легче ограничивают свои желания, чем младшие, но эта задача остается достаточно сложной на протяжении всего периода. Наиболее благоприятные условия для подчинения побуждений ребенка правилам поведения, как уже известно, создаются в ролевой игре.

Жизнь дошкольника гораздо более разнообразна, чем жизнь в раннем возрасте. Ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, — мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие. Для развития различных неигровых видов деятельности, значение которых возрастает на следующем возрастном этапе, особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения.

На примере мотивации достижения отчетливо прослеживается изменение мотивации на протяжении дошкольного возраста. На мотивацию и эффективность выполняемых ребенком действий влияют те отдельные удачи и неудачи, с которыми он сталкивается. Младшие дошкольники не особенно чувствительны к этому фактору. Средние дошкольники уже переживают успех и неуспех. Но если успех влияет положительно на работу ребенка, то неудача — всегда отрицательно: она не стимулирует продолжения деятельности и проявления настойчивости. Допустим, ребенок пытается сделать аппликацию из цветной бумаги. Ему удалось вырезать что-то, отдаленно напоминающее цветок, и, довольный результатом, он с энтузиазмом начинает приклеивать его к картону. Если же здесь его постигнет неудача — клей то совсем не капает, то бьет фонтаном и всю бумагу покрывает липкая лужица, — ребенок все бросает, не желая ни исправлять, ни переделывать заново работу. Для старших дошкольников успех остается сильным стимулом, но многих из них побуждает к деятельности и неуспех. После неудачи они стараются преодолеть возникшие трудности, добиться нужного результата и не собираются «сдаваться».

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают относительную устойчивость. Среди этих относительно устойчивых мотивов, обладающих разной силой и значимостью для ребенка, выделяются доминирующие мотивы -преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Долго наблюдая за поведением старшего дошкольника, можно определить, какие мотивы для него наиболее характерны. Один ребенок постоянно соперничает со сверстниками, стараясь лидировать и во всем быть первым, у него доминирует престижная (эгоистическая) мотивация. Другой, наоборот, старается всем помочь; интересы детсадовской группы, общие игры, радости и заботы для него — главное. Это -коллективист с альтруистической мотивацией. Для третьего важно каждое «серьезное» занятие в детском саду, каждое требование, замечание воспитателя, выступающего в роли учителя, — у него уже появились широкие социальные мотивы, сильным оказался мотив достижения успеха. Здесь значимо не столько что делать, сколько как делать: старательно, под руководством взрослого, получая указания и оценки. Несколько детей увлечены делом, но совсем по-другому: кто-то погружен в процесс рисования, кого-то не оторвешь от конструкторов. У них преобладает интерес к содержанию деятельности.

Впрочем, последние два варианта встречаются редко. Кроме того, у части дошкольников даже к 7-ми годам не появляется четкого доминирования мотивов. А у детей с формирующейся иерархической системой доминирование еще не вполне устойчиво, оно может проявляться по-разному в разных видах деятельности и в разных условиях. Главное достижение дошкольного детства — соподчинение мотивов, а построение стабильной мотивационной системы, начавшейся в это время, будет завершаться в младшем школьном и подростковом возрастах.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

Первоначально ребенок оценивает только свои поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих. Этому способствует и построение наиболее простых детских сказок: заяц всегда положительный герой, а волк — обязательно отрицательный. Ребенок переносит свое общее эмоциональное отношение к персонажу на его конкретные поступки, и оказывается, что все действия зайца одобряются потому, что он хороший, а волк поступает дурно, потому что он сам плохой.

Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Скажем, в сказке «Иван-царевич и серый волк» Иван-царевич ведет себя по-детски непосредственно, это — положительный, привлекательный образ, с которым ребенок себя идентифицирует. Но его поступки, идущие вразрез с мудрыми советами волка, оцениваются как «плохие» и «неправильные». В некоторых случаях само эмоциональное отношение к герою определяется этической оценкой его действий. Старшие дошкольники начинают судить о поступках не только по их результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за причиненное зло и т.п.

Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает. Возникает первичное чувство долга, проявляющееся в наиболее простых ситуациях. Оно вырастает из чувства удовлетворения, которое испытывает ребенок, совершив похвальный поступок, и чувства неловкости после неодобряемых взрослыми действий. Начинают соблюдаться элементарные этические нормы в отношениях с детьми, хотя и избирательно. Ребенок может бескорыстно помогать сверстникам, которым симпатизирует, и проявлять щедрость по отношению к тому, кто вызвал у него сочувствие.

Зарубежными психологами показано, что усвоение этических норм и социализация нравственного поведения ребенка протекают быстрее и легче при определенных отношениях в семье. У ребенка должна быть тесная эмоциональная связь, по крайней мере, с кем-то одним из родителей. Дети охотнее подражают заботливым родителям, чем безразличным. Кроме того, они принимают стиль поведения и установки взрослых, часто общаясь и включаясь в общую с ними деятельность. В общении с безусловно любящими их родителями они получают не только положительные или отрицательные эмоциональные реакции на свои поступки, но и объяснения, почему одни действия следует считать хорошими, а другие плохими. Все это приводит к более раннему осознанию этических норм поведения.

Усвоение норм морали, так же, как эмоциональная регуляция действий, способствует развитию произвольного поведения дошкольника.

Источник: 

Абдурахманов Р.А., История психологии

Источник