Развитие мотивационной готовности ребенка к школе

Наталья Закаулова
Формирование мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста

Проблема подготовки детей к школьному обучению является в настоящее время одной из актуальных в педагогической теории и практике.

Всё больше внимания уделяется психологической готовности к школе. В ее структуре первое место по значимости занимает мотивационная готовность. Она предполагает сформированность внутренней позиции школьника и адекватных ей познавательных и социальных мотивов учения и выражается в отношении ребёнка к школе, учебной деятельности, учителю, самому себе.

В МБДОУ Детском саду №16 «Росинка» на подготовительном этапе работы по формированию мотивационной готовности к школепедагогическим коллективом поставлена цель: выявление сформированности первоначальных представлений детей о школе.Она осуществляется с помощью следующих мероприятий:

– посещение детьми дошкольного учреждения торжественного мероприятия в школе, посвященное Дню знаний с последующим обсуждением;

— проведение цикла тематических встреч с родителями детей старшей и подготовительной групп «Скоро в первый класс»;

— психолого-педагогическое диагностическое занятие «Наша школа»; — индивидуальная диагностика «Опросник мотивационной готовности» по методике Л. А. Венгера.

Проанализировав количественные и качественные результаты диагностики, мною была разработана система психолого-педагогической работы с целью формирования эмоционально положительного отношения к обучению и внутренней позиции будущего первоклассника.

Целью работы педагогического коллектива является формирование мотивационной готовности, как одного из важнейших компонентов готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Для осуществления поставленной цели определяются задачи: формировать эмоционально положительное отношение к школе; дать знания о нормах и правилах поведения в школе; формировать социальные мотивы школьного обучения; способствовать развитию познавательного интереса; воспитывать умение подчиняться установленным нормам и правилам.

Для реализации поставленных задач используются разнообразные формыорганизации познавательной деятельности: чтение художественной литературы – детские стихи, сказки, потешки; игры, экскурсии; ролевые мероприятия «Интервью с первоклассником», «Опросник мотивационной готовности»; активное общение детей со взрослыми и сверстниками; развитие художественного образа и творческих способностей; рисование на тему «Я и школа». Используемые в совместной деятельности разминки, организованные экскурсии способствуют всестороннему развитию и укреплению здоровья детей. Музыкальное сопровождение некоторых мероприятий способствует положительному эмоциональному отклику. Все мероприятия построены с учётом психофизиологических особенностей детей, соблюдения требований безопасности.

Реализация системы работы осуществляется с помощью различных видов деятельности: Рисование на тему «Я и моя школа»,Занятия: «Школьные правила», «Школьная жизнь», «Интервью с первоклассником», Просмотр информационной презентации «Школа», «Экскурсия в школу (школьный музей, библиотеку, спортивный зал, в гости к первоклашкам,», Сюжетно-ролевая игра «Мы в школе», Знакомство с первыми учебниками (совместная деятельность, «Собираем портфель» (игра-соревнование, «На уроках» (совместная организованная деятельность педагога-психолога с детьми).

Эффективность развития мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе повышается, если реализуется одно из главных психолого-педагогических условий — взаимодействие

Предлагаемая система работы по взаимодействию с родителями содержит несколько уровней:

1 уровень – психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах формирования у детей мотивационной готовности к школе: групповые встречи, индивидуальные консультации, размещение информации в родительских уголках.

2 уровень –обучение практическим умениям: тренинги, семинары. 3 уровень –вовлечение в воспитательно-образовательный процесс: участие родителей в создании предметно-развивающей среды группы, «домашние задания», совместные праздники.

Организовывается и работа педагога-психолога с педагогами по вопросу мотивационной готовности детей к школе.

Я, как педагог-психолог, выступаю на педсоветах, провожу тематические консультации по теоретическому вопросу, касающемуся развитию мотивации у детей старшего дошкольного возраста, освещаю точки зрения разных авторов, помещаю информацию в родительский уголок.

На круглом столе (для родителей и педагогов) в дошкольном учреждении освещаются проблемы адаптации к школе выпускников ДОУ;

слушаются доклады воспитателей и проводятся беседы на темы: «формирование у детей первоначальных навыков учебной деятельности»; «психологическая готовность детей к обучению в школе».

При посещении уроков в первом классе воспитателями ДОУ и проведение учителями бесед с детьми в подготовительной к школе группе.

осуществляется преемственность между детским садом и школой.

На консультациях для воспитателей обсуждаются вопросы развития у детей мелкой моторики рук при подготовке к школе.

В результате проводимой работы по формированию мотивационной готовности детей старшей и подготовительной группы к школеу ребенка отмечаются следующие положительные результаты:

1. Повышается уровень мотивационной готовности к школе старших дошкольников (выпускников ДОУ) преобладает учебный мотив);

2. Изменяется негативное эмоциональное отношение детей к школе на положительное;

3. Ребенок овладевает установленными нормами и правилами поведения в школе;

У родителей повышается педагогическая компетентность по вопросам развития учебной мотивации у дошкольников. Информационно – познавательное просвещение родителей дает большой плюс в подготовке детей к школе.

Разработанная система психолого-педагогической работы приносит положительные результаты, а главное оказывает реальную действенную помощь детям, родителям и педагогам. В перспективе планируется дальнейшее использование и преобразование данной системы работы по формированию мотивационной готовности детей к школе.

Источник

Светлана Григорьевна Самигуллина
Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у старших дошкольников

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у старших дошкольников

Проблема готовности к школе в последнее время стала очень актуальной из-за того, что к моменту поступления в школу большинство будущих первоклассников психологически не готовы к школьному обучению, хотя многие из них посещают до школы детские сады, группы по подготовке к школе, где педагоги делают упор не на развитие детей, а на обучение их навыкам счета, чтения и письма. Родители стремятся начать обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д.

Вопрос о мотивационной готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии (А. Анастази, Я. Йирасик, Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин и др., среди современных исследователей данной проблемы известны такие фамилии как Н. Н. Авдеева, Т. Ю. Вишневецкая, В. Б. Войнов, М. Г. Елагина, Г. Г. Кравцов, и др.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Работы Л. И. Божович и Д. Б. Эльконина посвящены выявлению того низшего уровня актуального развития первоклассника, без которого невозможно успешное обучение в школе. Если уровень актуального развития нескольких детей ниже, чем предусмотрено программой, то обучение не попадает в их «зону ближайшего развития», и они сразу же становятся отстающими. Таким образом, понятие психологической готовности к школьному обучению включает в себя:

-интеллектуальную готовность (наличие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний);

-личностную готовность (готовность к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей). Этот компонент тесно связан с мотивационной готовностью;

-мотивационную готовность (умение произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов);

-физическую готовность (общее состояние здоровья).

Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. Происходит постепенное разрешение противоречия между эгоцентризмом и коллективистской направленностью личности в пользу децентрации. Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение. В 6-7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

Как правило, в мотивационной сфере поступающего в школу ребенка представлены разные мотивы учения, но какой-либо один может доминировать.

К социальным мотивам учения относятся мотивы, связанные с потребностью ребенка занять новую социальную позицию, а также с потребностью в общении со взрослым на новом уровне, предполагающем оценку и одобрение людей. Познавательная потребность выражена у него слабо, а потому в школе его прежде всего интересуют не знания, которые дает учитель, а строгое исполнение роли ученика, заданной новой социальной позицией. Таким образом, в данном случае одобрение учителя может рассматриваться как опредмечивание потребности ребенка в новой социальной позиции, и в конечном счете именно похвала учителя мотивирует учебную деятельность ребенка. Такая структура мотивационной сферы позволит ученику успешно справляться со своими обязанностями до тех пор, пока для него будет притягательна социальная позиция школьника.

Детей, у которых преобладают познавательные мотивы, скорее всего можно охарактеризовать как любознательных. Они хотят много знать, нередко приходят в первый класс, уже умея читать и считать, а в школу стремятся, чтобы узнать еще больше. Но если на уроках им становится неинтересно, то они могут отвлечься и заняться посторонним делом. С детьми этой группы учителю бывает гораздо труднее, хотя они могут изначально больше знать, чем другие первоклассники. Но в силу того, что они относятся к учебе только как к источнику интеллектуального удовольствия, а не как к социально значимой деятельности, которую необходимо хорошо выполнять независимо от собственных эмоциональных переживаний, эти ученики не всегда принимают и выполняют поставленную учителем задачу. Полноценная учебная мотивация должна включать и познавательные мотивы, и широкие социальные мотивы учения, и мотивы достижения, но индивидуальность каждого ребенка проявляется в доминировании какого-то из указанных мотивов внутри учебной деятельности.

Большинство авторов, исследующих психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности – основная причина неуспеваемости в первом классе.

Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. Происходит постепенное разрешение противоречия между эгоцентризмом и коллективистской направленностью личности в пользу децентрации. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие. Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение.

Обучение шестилетних детей, несмотря на всевозможные приговорки о необходимости использования при этом игры, все же основывается на тех же принципах, что и обучение семилетних первоклассников. Фактически, за редким исключением, от них требуется такое же соблюдение правил дисциплины на уроке, выполнение заданий, не вызывающих у них интереса, и т. д., то есть требуется произвольное поведение, которое должно побуждаться сложившейся учебной мотивацией. Но все дело в том, что в большинстве случаев у шестилетних первоклассников еще не сформировалась учебная мотивация и доминирует игровая – именно поэтому психологи настойчиво рекомендуют обучать шестилеток в игре, позволяющей ребенку осуществлять произвольное поведение, а методисты-педагоги подменяют этот принцип использованием игровых приемов в учебном процессе, в целом не отвечающем особенностям детей шестилетнего возраста. Таким образом, обучение, не опирающееся на адекватную возрасту мотивацию, приводит к тому, что ученик не проявляет произвольного поведения.

С целью исследования индивидуальных особенностей формирования мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников было осуществлено экспериментальное исследование.

Данные диагностические средства исследования являются надежными и валидными инструментами исследования, адаптированными под отечественную выборку, соответственно использование их в настоящем исследовании является оправданным.

Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка. Ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи. Самооценка — оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка дошкольника формируется:

– под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;

– под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

Критерии самооценки зависят от взрослого и от принятой системы воспитательной работы.Самооценка в разных видах деятельности разная: в рисовании ребенок оценивает себя правильно, в грамоте переоценивает, в пении недооценивает себя.

Все эти психические особенности личности ребенка возникают и развиваются под воздействием благоприятных факторов, при разумном и целенаправленном педагогическом влиянии. Только, исходя из природных возможностей ребенка, можно определить лучшим образом соответствующие этому возрасту содержание и методы обучения, не допустить перенапряжения и переутомления, обеспечить полноценное, разностороннее и гармоническое развитие.

Исходя из вышеизложенного, нами была разработана программа по формированию мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста.

О результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям:

— возрастающий интерес к выполнению заданий для ребенка;

— увеличение заинтересованности в специальных упражнениях на развитие учебных склонностей;

— повышение уровня активности участников занятий, проявляющийся в желании сотрудничества;

— повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.

Ожидаемые результаты: повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, сформированность «внутренней позиции ученика», возникновение эмоционально-положительного отношения к школе, расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике, новый уровень самосознания.

Мотивационно готовым к обучению в школе является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой «внутренней позиции школьника«, прежде всего характерные для нее мотивы,которые проявляются в следующих симптомах:

— ребенок хочет идти в школу и переживает при отсутствии такой возможности;

— учение привлекает его как серьезное, социально значимая деятельность;

сформирована широкая полимотивация учения;

— сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей;

сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы поведения;

— ребенок свободно вербализует мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.

Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. Происходит постепенное разрешение противоречия между эгоцентризмом и коллективистской направленностью личности в пользу децентрации. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие. Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение.

Экспериментальное исследование по формированию мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе позволило нам сделать следующие выводы. В ходе констатирующей диагностики в контрольной и экспериментальной группах нами выявлено, что большинство участников исследования имеют преимущественно средний уровень мотивационной готовности к обучению в школе. В ходе статистического анализа результатов исследования нами не были выявлены сколько-нибудь значимые различия в показателях выраженности мотивационной готовности у участников контрольной и экспериментальной групп исследования. В экспериментальной группе нами было осуществлено формирующее воздействие с использованием специально разработанной программы адаптации детей 6-7 лет к школьной жизни. По окончании формирующего воздействия нами была осуществлена процедура контрольной диагностики, в ходе которой было определено, что в экспериментальной группе диагностируется рост показателей мотивационной готовности.

Источник