Развитие мотивации ребенка на успех
He стоит ломать голову над тем, как запрограммировать ребенка на успех. Равно, как искать для этого особые способы и методики. Наша задача — поддерживать программу, которую изначально заложила в нем природа.
Что такое жизненный успех? Авторы бестселлеров* о воспитании детей Нина и Заряна Некрасовы рассказывают об этом в данной статье (впервые опубликована в 2006 году в журнале «Счастливые родители»).
Это удача в достижении целей, общественное признание; хорошие результаты в учебе и работе. И того, и другого, и третьего у детей имеется в избытке. Все раннее детство ребенка — это сплошной успех.
«За каких-то пару лет из крохотного существа он превращается в жизнерадостную личность, которой до всего есть дело. Он успешно учится сидеть, ходить, говорить, отстаивать свою позицию, добиваться того, что считает для себя важным, а, кроме того, как бы между делом, играючи, создает концепцию устройства мира и определяет свое, далеко не последнее место в нем. У малыша изначально есть все, что необходимо».
Единственная разница между нашими успешными начинаниями и детскими только в том и состоит, что дети такими категориями («успешный я человек или нет») не мыслят. Они просто делают то, что надо делать, — и у них получается все как бы само собой.
Не говорите ребенку «нет»
Конечно, без запретов обойтись невозможно. Но при этом необходимо как следует подумать: что, когда и почему запрещать.
Ребенок рвется исследовать мир. А родители бегут сзади и запугивают. И ладно бы в ответственные моменты, а чаще — по привычке, на всякий случай и для своего спокойствия. У детей есть природный механизм, который называется «инстинкт самосохранения». Со временем и с опытом он должен оттачиваться… если вы не помешаете.
Маленькие дети по натуре оптимисты. Наша задача — не дать им превратиться в пессимистов.
Вот малыш крутится на краю дивана, он еще не очень-то усвоил, что такое «край» и как это — упасть и стукнуться. «Нельзя!» — кричит мама и ловит пытающегося слезть малыша. А ведь можно иначе. Можно сказать: «Край. Осторожно. Сделай так…» — и показать ему, как надо спускаться с дивана на пол.
Без конца одергиваемый ребенок начинает думать, что мир — это враг, от которого в любую минуту нужно ждать подвоха. И лучше держаться за мамину юбку (или папины штаны) — так, на всякий случай. Дальше вариантов развития событий два. Либо это «держание» превращается в привычку — и у подрастающего человека начинаются проблемы. Либо ребенок становится «хулиганом». Игнорирует запреты и предостережения. Не дает родительской гиперопеке «поглотить» себя. Хочет развиваться как самостоятельная личность и исследовать мир. Подросшие детишки намеренно делают все наперекор. Нас, взрослых, воспитывают. На свой манер, конечно. Но тогда ощущение успеха в детской головке связывается не с удачей в каком-нибудь деле, а с победой над родителями (и над теми, кто запрещает).
Не сбивайте с цели
Девчушка лет трех сосредоточенно возится около песочницы. Она делает оазис в пустыне — «высадила» в песок веточки и теперь старательно поливает их.
Игра для ребенка — не пустяк. Это модель жизненных отношений. И для малыша она так же реальна, как для нас — взрослые заботы.
Мама захлопывает книжку, торопливо поднимается и зовет:
— Юля! Домой!
— Мамочка, еще чуть-чуть, — умоляет Юля.
У нее важное дело. И малышке необходимо доделать его — до конца. Для успешного человека это очень важно: реализовать свой замысел, а не бросать задуманное на полпути. Но… «Какие у них дела! — подумает типичный взрослый, -так, игрушки-пустяки. Вот у меня ковер не вычищен… масло в карбюраторе надо менять…»
Странная привычка: свои дела считать важными, а детские — нет. А неплохо бы вспомнить, что игра для ребенка — не пустяк. Игра, особенно ролевая, — модель жизненных отношений, настоящий тренинг, если хотите. И так же реальна, как для нас — взрослые жизненные заботы.
Резко отрывая ребенка от игры, мы не позволяем ему довести задуманное до логического конца, почувствовать удовлетворение от хорошо выполненной работы. Сегодня бросил, завтра недоделал… вполне вероятно, это перейдет в привычку: начал — бросил. К тому же мы показываем свое неуважение и к малышу, и к его занятиям (что для детей, по сути, одно и то же). Конечно, нельзя из-за ребенка забрасывать все дела и ориентироваться только на его игровой азарт. Предупредите заранее: «Юля, через пять минут мы уходим…» А если уж очень надо увести ребенка немедленно, извинитесь, утешьте малыша, решите (с ним!), когда можно будет продолжить начатое дело.
Ставить цель и достигать ее дети будут учиться в школьные годы. Но закладывается эта способность в самом раннем возрасте.
Поднимайте самооценку
Лет до двух самооценка ребенка всегда высока — он себя очень любит. К трем годам картина немного меняется. Он начинает оценивать себя, опираясь на родительское мнение. То есть относиться к себе так, как вы относитесь к нему. Ваша высокая оценка поможет ему верить в себя и свои силы даже тогда, когда не сбудутся ожидания, когда «не везет», когда настроение хуже некуда, когда «они обзываются и смеются».
Уже в детском саду, а тем более в начальных классах собственная самооценка ребенка будет напрямую зависеть от других, она будет «плавать», то подниматься, то опускаться в зависимости от того, что о нем думают другие и какое место в коллективе он занимает. И ваше уважительное отношение к его личности в дошкольные годы очень и очень поможет ему тогда. Трудно научиться ценить и уважать себя (и свой труд), когда самые близкие и дорогие не уважают.
Поддерживать высокую самооценку не означает постоянно хвалить. Это значит с уважением относиться к делам и заботам, потребностям и интересам малыша. Обязательно следует помнить, что такое отношение должно быть взаимно. Вы уважаете его. Он уважает вас.
Позвольте оставаться оптимистом
Маленькие дети — оптимисты все до одного. Большинство же взрослых — пессимисты. В какой момент происходит такая печальная метаморфоза?
У каждого в жизни бывают неудачи и разочарования. Но одних они обескураживают, а других — нет. Очень важно с детства выработать у ребенка правильное отношение к жизненным трудностям. Дети не умеют смотреть в будущее, и то, что происходит сейчас, для них важнее всего. Когда у ребенка что-то не получается — успокойте и посочувствуйте ему. Объясните, что безвыходных ситуаций не бывает и решение всегда найдется, если хорошенько поискать.
Многие малыши не хотят что-то делать просто потому, что боятся: а вдруг не получится. Они боятся упасть в ваших глазах, сотворить то, что не одобрят мама и папа.
Покажите ребенку, что не уметь что-то делать — нормально, потому что все когда-то что-то не умели. Просто надо терпеливо учиться. И ошибиться — не страшно, каждый человек (и ты, малыш) может сделать ошибку; главное — можно исправлять (и я покажу, как я помогу тебе, малыш). Полезный тренинг, который развивает (и закрепляет) в юном человеке и веру в себя и свои силы, желание делать (и делать хорошо), и — оптимизм.
*»Перестаньте детей воспитывать, помогите им расти», «Дошколенок — первоклассник», «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним потом делать», «Сказочные возможности: воспитание без назидания».
я журналист, переводчик, сертифицированный инструктор йоги. Но, пожалуй, в большей степени — мама двух горячо любимых детей. Проект «Неидеальные родители» — это моя попытка найти ответы на свои материнские вопросы. В силу профессий, имею возможность общаться со специалистами, мастерами своего дела. Результаты нашего сотрудничества — на страницах этого сайта. Надеюсь, мы отвечаем и на Ваши вопросы…
Источник
Рейтинг Формирование внутренней, а не материальной мотивации более важно для достижения успеха в жизни |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Двое близнецов, Саша и Полина, находились в одной комнате и учили уроки. При этом Саша что-то недовольно бормотал себе под нос, а Полина напевала песенку. Саша выглядел сердито, а Полина – радостно. Выучив уроки, Саша сразу же убежал на улицу, а Полина осталась в своей комнате, чтобы почитать книгу.
Дети занимались одним и тем же, но относились к своей работе по-разному. Удивительно, не правда ли?
Попробуем разобраться, что мотивирует вашего ребенка и что для развития мотивации детей могут сделать родители.
Внешняя и внутренняя мотивация
Вернемся к ситуации с детьми. Мама всегда говорила Полине, что та должна хорошо учиться, чтобы в будущем стать ученым, и девочка прилагала к этому усилия. Саша же мечтал стать футболистом и ненавидел уроки. Все, что он хотел, – это быстрее сделать домашнее задание и пойти играть с друзьями в футбол.
Мотивация – это то, что заставляет нас действовать определенным образом или повторять определенные модели поведения. Мотивация может быть внешней и внутренней.
Внутренняя мотивация – это внутреннее стремление к достижению целей. Внутренняя мотивация может привести к успеху в карьере, отношениях или просто к переживанию приятных эмоций (например, радости или умиротворенности). Люди, которые по своей природе мотивированы, постоянно стремятся к развитию и ищут новые пути самосовершенствования. Внутренне мотивированному ребенку (в рассмотренном случае – Полине) не нужно рассказывать, что делать и как себя вести, чтобы достичь цели.
Но если ребенок не мотивирован (в данном случае это Саша), ему нужны постоянные напоминания и внешняя мотивация, чтобы выполнить работу. Внешняя мотивация вызвана внешними факторами. Ими могут быть, например, деньги, власть или слава. Для ребенка внешней мотивацией может быть разрешение посмотреть телевизор, обещание купить мороженое, игрушку и т.д.
Как мотивировать ребенка? Вам просто нужно знать его предпочтения и антипатии. Используя это, вы сможете лучше его мотивировать.
Внешнюю мотивацию можно использовать, чтобы заставить ребенка действовать желаемым для вас образом. Но именно внутренняя мотивация помогает ему добиваться успеха в жизни, создавать здоровые отношения и становиться лучше. Внешние мотиваторы делают человека зависимым. Когда исчезает вознаграждение, человек перестает демонстрировать определенное поведение. Как же заставить ребенка делать что-то без поощрений?
Простые способы мотивировать ребенка
Как узнать, что мотивирует ребенка? Очень просто: нужно понять его как личность. Посмотрите на ребенка как на человека со своими пристрастиями, вкусами и предпочтениями. Узнайте, какие сферы или предметы его интересуют.
Когда человеку что-то нравится, он старается это получить, прилагая определенные усилия. То же самое происходит и с вашим ребенком. Зная, чего он хочет, вы будете понимать, как его мотивировать.
Итак, что же мотивирует ребенка?
- цели;
- преодоление трудностей, соревнования;
- новые навыки;
- указания;
- поощрения;
- поддержка.
Не путайте поощрение с подкупом. Вы можете предложить ребенку мороженое или шоколад в обмен на желаемое действие, лишить его определенных привилегий, если он отказывается что-то делать. Но, прежде чем принимать какие-то меры, задайте себе несколько вопросов:
- сработает ли метод, который вы используете?
- как долго вы сможете использовать внешнюю мотивацию, чтобы мотивировать ребенка?
- что произойдет, когда вы перестанете мотивировать ребенка?
Внешняя мотивация со временем исчезает. Поэтому вам нужно сосредоточиться на развитии у ребенка внутренней мотивации. Рассмотрим, как этого можно достичь.
1. Устанавливайте цели
Самый простой способ мотивировать ребенка – ставить перед ним цели. Цели дают ребенку перспективу и направление, которые упрощают выполнение задачи. Цели могут быть простыми: вовремя ложится спать, чтобы утром успевать в школу, вовремя учить уроки, чтобы оставалось время поиграть, и т. д. Это могут быть и долгосрочные цели, которые приведут ребенка к успеху в карьере или отношениях (такая стратегия особенно хороша для подростков). Помните, что ни одна цель не является конечной. Это просто очередной шаг к тому, чтобы достичь более высокого уровня или стать лучше.
2. Планируйте
Когда вы знаете, в каком направлении двигаться и что делать, это значит, что у вас есть план. С ним вам легче достичь своей цели. Планирование мотивирует вашего ребенка достигать поставленных целей, поскольку оно дает направление и руководство на каждом этапе. Помогите ребенку спланировать детали в том, к чему он проявляет интерес.
3. Поощряйте
Поощрение – наверное, самый распространенный способ мотивации. Для ребенка в качестве поощрения можно использовать что-то простое: например, разрешить ему смотреть телевизор, купить мороженое или игрушку. Но, как мы говорили ранее, не стоит превращать поощрение в подкуп: поощрение рано или поздно исчезнет, а вместе с тем и желаемое поведение ребенка. Поощрение срабатывает в определенных ситуациях, но оно не поможет в формировании характера и жизненных ценностей.
Более значимым поощрением может быть дополнительное время, которое ребенок проведет с родителями (например, семейная прогулка в выходной день). Иногда удовлетворение от того, что ты делаешь что-то хорошее, само по себе может быть поощрением. После выполнения работы спросите ребенка, как он себя чувствует. Так вы дадите ему понять, что вознаграждение не всегда должно быть материальным.
Например, обучаясь езде на велосипеде, ребенок старается уделять этому больше времени из чувства азарта. Ощущение, что это занятие ему удается, само по себе является для него лучшим вознаграждением.
4. Объясняйте
В разговорах с ребенком важно объяснять, почему разумно поступать именно так, а не иначе. Дети любопытны и хотят получить ответы на все вопросы.
Например, когда ребенок спрашивает, зачем ему убирать в своей комнате, просто объясните, что благодаря этому его комната будет выглядеть чистой и аккуратной и его друзья захотят прийти к нему в гости поиграть.
Иногда может потребоваться более подробное объяснение, чтобы ребенок понял важность тех или иных действий. Если ваш подросток жалуется, что ему надоело убирать комнату, скажите ему: «Хорошо, сейчас ты можешь отдохнуть, а потом заняться уборкой». Так вы проявите свое внимание и подчеркнете важность уборки.
5. Вдохновляйте
Независимо от того, что вы рассказываете ребенку, он будет замечать, как поступаете вы сами. Подавайте хороший пример и вдохновляйте ребенка на хорошие поступки. Логика проста: если вы хотите, чтобы ребенок хорошо себя вел, хорошо учился в школе, был ответственным, позитивным и уважал других людей, покажите ему на собственном примере, как это сделать.
Объясняя ребенку, как важно быть ответственным и честным, скажите, что именно вы подразумеваете под этими словами, а также покажите хороший пример. Если вы хотите, чтобы ребенок был вежливым, не забывайте сами говорить «спасибо» и «пожалуйста», даже если ребенка нет рядом.
6. Подбадривайте
Ваш ребенок не может всегда и во всем добиваться успеха. Неудачи способны его демотивировать. Ваша поддержка позволит ему проявлять настойчивость в достижении его целей, несмотря на трудности. Поддержка – это одна из форм позитивного подкрепления, ведь она признает старания ребенка.
Подбадривая ребенка, говорите о конкретных вещах. Не поощряйте его делать то, в чем он уже хорош. Мотивируйте его сделать еще раз то, в чем он ранее потерпел неудачу. Так ребенок поймет, что вы в него верите – для него это достаточная мотивация, чтобы попробовать еще раз.
7. Цените
Цените усилия, которые ребенок прилагает для достижения цели. Ребенок заслуживает того, чтобы вы похлопали его по спине, и при этом не столь важно, сделал ли он домашнее задание, помог вам накрыть на стол или вовремя собрался в школу. Показывайте ребенку, что вы цените его усилия, так как это мотивирует его продолжать демонстрировать хорошее поведение.
8. Превращайте задания в соревнование
Соревнуясь, мы инстинктивно стараемся победить. Это может мотивировать нас к новым достижениям.
Один из способов мотивировать детей – превратить задания в соревнование. Например, вы можете сказать детям: «Кто первый все съест, тот первым сможет поиграть в игру». Это мотивирует их быстрее пообедать.
9. Давайте выбор и объясняйте последствия
Один из способов мотивировать ребенка – это дать ему почувствовать контроль над тем, что он делает, предоставив выбор. Например, предложите ребенку выбрать одежду в школу из двух вариантов. Ребенку не позволяется выбирать, идти в школу или нет, но он может выбрать, в чем пойти. Подобным образом можно создавать у детей иллюзию выбора, предоставляя два хороших варианта. Дети более склонны делать то, что они выбрали, а не то, чего от них ожидают родители. Поэтому наличие выбора мотивирует их.
10. Не будьте навязчивыми
Мотивация – это хорошо. Но проявление навязчивости в этом процессе демотивирует ребенка и может также вызвать у него сопротивление, в результате чего он просто откажется делать то, что вы от него хотите.
11. Помогите ребенку приобрести новые навыки
Получив новую игрушку, ребенок хочет сразу ею поиграть. Подобно этому он стремится испытать любой полученный навык. Мотивируйте ребенка лучше заниматься в школе, уча его правильным навыкам и предоставляя правильные инструменты.
12. Помогите ребенку принять его недостатки
Недостатки есть у каждого. Но они не должны определять, достигнете ли вы успеха в жизни. Учите ребенка принимать его недостатки. Например, он может быть невысокого роста и не подходить для игры в баскетбол. Посоветуйте ему попробовать футбол или плавание. Помогайте ребенку найти способы извлекать пользу из его недостатков.
13. Создайте безопасную среду
Один из самых простых способов демотивировать ребенка – это оценивать его. Когда вы оцениваете все, что делает ребенок, определяя, хорошо это или плохо, он будет опасаться пробовать что-то новое. Когда вы перестанете оценивать его, он будет пробовать новые занятия.
14. Иногда помогает широкая перспектива
«Зачем мне математика?», «Я ненавижу физкультуру!», «Я ненавижу экзамены!». Дети часто произносят подобные фразы, потому что они сосредоточены на настоящем моменте, а не на широкой перспективе. Математика может показаться ребенку бесполезной, но изучение ее в школе может заложить основу для множества полезных профессий, способных заинтересовать его в будущем. Если ребенок не любит ходить в школу, он все равно поймет преимущества учебы, когда вы расскажете, какие перспективы ему даст образование.
Наконец, иногда самый лучший способ мотивировать ребенка – это найти в его занятиях что-то веселое.
Занятия и игры, которые мотивируют ребенка
Детям не нужны мотивационные речи. Им нужны занятия, которые пробудят в них внутреннюю мотивацию. Рассмотрим некоторые из таких занятий.
1. Викторины
Там, где есть соревнование, есть и мотивация. Лучший способ повторить с ребенком то, что он выучил, – задавать ему вопросы и хвалить его, если он ответил правильно. Это можно сделать в игровой форме. Цените усилия, которые ребенок прилагает для того, чтобы выиграть в викторине, а не сам результат, особенно, если в викторине принимает участие несколько детей. Суть этого занятия в том, чтобы мотивировать детей учиться, а не стыдить их за неправильный ответ.
2. «Игрушечные гонки»
В эту игру могут играть двое и более детей. Вам потребуется несколько фигурок животных (слонов, тигров и т.д.). Расчертите бумагу в виде гоночной трассы (на 15–20 ходов). Поместите фигурки животных на начало дорожки.
Ребенок может перемещать фигурку каждый раз, когда демонстрирует желаемое поведение: выполняет домашнее поручение, сам убирает игрушки, выгуливает собаку, помогает вам по дому и т.д. Ребенок, первым завершивший гонку, получает вознаграждение.
3. «20 вопросов»
Это интересный способ познакомить ребенка с известными учеными, политиками, писателями и актерами. Ребенок должен представить, что берет интервью у знаменитости, и придумать вопросы для этого разговора. Игра не только мотивирует ребенка добиваться большего, но и помогает ему извлекать идеи из жизни знаменитостей для решения собственных жизненных проблем.
4. «Охота за сокровищами»
В эту игру вы можете играть с ребенком в течение недели или даже месяца. Каждый день, когда ребенок выполняет работу по дому, вы даете ему одну подсказку. К концу недели подсказки приведут его к награде, которую он зарабатывает каждый день своей работой. Если он не выполняет свою работу, игра начинается заново.
Эту игру можно использовать и для оценок, которые ребенок получает в школе. Например, за оценку 12 он получает простую подсказку, за 11 и 10 – сложную, а за оценки ниже 10 не получает никаких подсказок.
5. «Выходи!»
В эту игру хорошо играть в классе перед переменой. Детям задают три вопроса по материалу, который они проходили на уроке. Те, кто правильно ответит на три вопроса, могут выйти из класса раньше остальных. Чтобы сыграть в эту игру, дети должны стать в очередь. Те, кто неправильно ответил на вопрос, становятся в конец очереди и начинают игру сначала.
Это отличный способ удерживать внимание детей во время уроков.
Использовать материальную мотивацию для детей легче всего. Но это не помогает им формировать внутреннюю мотивацию, которая необходима для достижения успеха в жизни. Поэтому избегайте частых поощрений. Дайте понять ребенку, что положительные эмоции или время, проведенное с семьей и друзьями, могут приносить не меньшее удовольствие.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
4.90 из 5 на основе
10 оценок.
Развитие ребенка
16.01.2019
Источник