Развитие мотивации личности ребенка в программах дополнительного образования

Развитие мотивации личности ребенка в программах дополнительного образования thumbnail

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Известно, что проблема мотивации обучения десятилетиями сохраняет свою актуальность. Успехи в учебе, как, впрочем, и в другой деятельности, во многом определяет наличие мотива достижений – стремления добиться положительных результатов и улучшить прежние. Стремление к высоким достижениям в учебе в школьном возрасте может послужить хорошей основой для формирования направленности личности на различные достижения в дальнейшей жизни и деятельности человека. Проблему формирования мотивации учения у обучающихся дополнительных образовательных учреждений можно считать одной из самых  актуальных  в образовательном процессе, т.к. ее недостаток – одна из главных причин, по которой дети покидают объединение. Проблема формирования мотивации обучения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания педагога оказывается не только осуществляемое обучение, но и развитие личности ребёнка.

Проанализировав пути и средства формирования и повышения учебной мотивации  обучающихся на занятиях в объединениях художественной направленности, можно прийти к выводу, что, какую бы деятельность ни осуществляли ребята, они должны иметь полную психологическую структуру — от понимания и постановки целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки.

Можно определить следующие этапы формирования мотивации на отдельных этапах занятия.

  • Этап вызывания исходной мотивации.

На начальном этапе занятия педагогами отдела ИЗО и ДПИ учитываются несколько видов побуждений обучающихся: опора на мотивы предыдущих достижений («мы хорошо поработали над предыдущей темой»), вызов мотивов относительной неудовлетворенности («но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»), усиление мотивов ориентации на предстоящую работу («а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях»), усиление непроизвольных мотивов удивления, любознательности.

  • Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации.

Здесь педагоги стараются ориентироваться на познавательные и социальные мотивы. Например, вызывая интерес к нестандартным заданиям, требующим творческого подхода к их выполнению (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что вызвав мотивацию на первом этапе занятия, нельзя о ней забыть, сосредоточиваясь на предметном содержании занятия. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и практической, трудной и легкой и т.п.).

  • Этап завершения занятия.

Важно, чтобы каждый ребёнок вышел из деятельности с положительным личным опытом, и чтобы в конце занятия возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих обучающихся в сочетании с моей отметкой. Конечно, важно показать детям их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На занятиях усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени усвоения новых знаний и умений. Но еще более важным является акцент на том, что получилось, что удалось и т.п.

Немаловажной есть необходимость обучения ребенка самого ставить перед собой цели и всегда поддерживать его познавательный интерес. На разных занятиях в ходе анализа нового материала, при проверке домашнего задания желательно вначале подводить ребенка к пониманию цели педагога, а затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл целей. Надо стремиться последовательно отрабатывать с ним постановку разных целей — близких, перспективных, простых, сложных и т.д. Важное условие при этом — они должны быть реально достижимы. При структурировании взаимодействия необходимо не только прогнозировать специальные ситуации, но разрабатывать специальные задания, отражающие компоненты учебной деятельности.

Познавательный интерес — это глубинный и внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у учащихся — показатель серьёзных недостатков в организации обучения.

Каковы же основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к учению?

1. Прежде всего такая организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Учебный труд, как и всякий другой интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.

3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для обучающихся.

5. Слишком лёгкий и слишком трудный материал не вызывают интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

6. Чем чаще проверяется и оценивается работа обучающегося, тем интереснее ему работать.

7. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого педагога с огромной силой воздействуют на ученика, на его отношение к предмету.

Развитие у учащихся мотивации, познавательного интереса является центральной методической проблемой. Основной задачей педагога следует считать развитие стойкого познавательного интереса к прикладному творчеству. Ведь в нашей жизни много негатива. Необходимо быть источником позитивных эмоций, радовать и увлекать своим творчеством детей. В распоряжении педагогов много всевозможных мотиваций, форм и методов, которыми они владеют, но не всегда применяют. Они могут сослужить отличную службу, но для этого нужно большое желание: сделать занятие незабываемым и неповторимым.

Источник

В основе нашей деятельности лежит не только мышление, но и потребности и мотивы. В состав мотивационной сферы входят потребности, мотивы и цели.

Мотив — это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость.1 Особое значение в дополнительном образовании придается развитию познавательной, творческой мотивации и мотивации достижения, когда в основе деятельности ребенка лежит желание узнать и создать что-то новое, достичь определенного результата.

В целях развития мотивов педагог применяет следующие методы и приемы:

  • 1) Методы и приемы, связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного материала: показ новизны содержания; обновление уже усвоенных знаний, их углубление; раскрытие практической, научной и др. значимости знаний и овладеваемых способов действий; профессиональная направленность содержания, межпредметные, вну- трипредметные и межцикловые связи; занимательность изучаемого материала; историзм, показ достижений современной науки и пр. Эта группа методов и приемов направлена на то, чтобы создать у учащихся новые впечатления, вызвать удивление, обеспечить их раздумья, размышления. В этом случае учащиеся сталкиваются с противоречиями между воспринимаемыми знаниями и собственным небогатым еще жизненным опытом. Все это побуждает их мыслить, вызывает интерес к занятию.
  • 2) Методы и приемы, связанные с побуждающей функцией: разъяснение целей деятельности, постановка информационных и проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, организация работы с источниками, применение заданий на производственной основе, использование занимательных и игровых форм занятий и др.
  • 3) Методы и приемы, связанные с применением наглядных, дидактических и технических средств обучения: применение карточек с дозированной помощью, с образцами решения задач (алгоритмами действий); использование компьютерных учебных пособий; организация с помощью ТСО внимания обучающихся и управление им; предъявление информации с помощью ТСО и компьютеров, обеспечение обучающихся оперативной обратной связью; постановка заданий к наглядной информации; повторная подача информации, опорных сигналов; управление самостоятельной работой обучающихся и т. д.

При всей эффективности методов педагог не должен забывать о собственном отношении к обучающемуся. Каждый педагог дополнительного образования стремится сделать занятие интересным, продумывает содержание программного материала, методику его изучения. Но не всегда достаточно серьезное внимание обращается на состояние самих обучающихся, подготовку их к восприятию новых знаний, воспитание у них положительного отношения к приобретаемым знаниям. Необходимо обращать внимание на оценочные обращения педагога (опосредованная оценка, замечание, отрицание, согласие, одобрение), поощрение (похвала, подбадривание), создание ситуации успеха, оказание помощи, стимулирование педагогом постановки вопросов самими учащимися, поддержка их начинаний, прием апперцепции (связь с жизненным опытом учащихся, их интересами, склонностями) и др. С помощью этих методов создается эмоциональный своеобразный настрой занятия, определенная моральная атмосфера, вырабатывается определенный стиль взаимоотношений педагога и обучающегося.

Источник

Слайд 1

«Развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству в дополнительном образовании детей»

Слайд 2

Правила совместной работы. 1. Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, оказывать помощь, выполнять указания старшего. 2. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца. 3. Качественно выполнять работу. 4. Каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и свое в частности.

Слайд 3

Цель: Осмысление педагогами собственной деятельности по формированию положительной мотивации учения школьников, повышение качества образования

Слайд 4

Задачи: Через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях «мотивации учения». Провести анализ мотивационной и стимулирующей деятельности в обучении школьников. Используя практический опыт учителей выявить наиболее эффективные методы, формы, приемы формирования учебной мотивации в процессе организации образовательного процесса. Определить перспективы работы педагогов по развитию у учащихся мотивации обучения и стимулированию учебно-познавательной деятельности.

Слайд 5

Виды мотивов Я это знаю Я это не помню Я хочу об этом узнать побольше Мотив Мотивация Познавательная мотивация Содержательная мотивация Социальная мотивация Внутренняя мотивация Внешняя мотивация Мотив достижения успеха Мотив избежание неудач Задание: Сделайте пометки в зависимости от отношения к данной информации.

Слайд 6

Мотив – — любая внутренняя движущая сила поведения и деятельности. — это побуждение к действию. — причина, побуждающая к деятельности, а цель – это то, к чему стремиться человек, выполняя эту деятельность. Потребность-мотив-цель. (хочу) (интересуюсь) (умею) Охарактеризовать мотив – значит ответить на вопрос, ради чего деятельность выполняется.

Слайд 7

Мотивация — «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека… его направленность и активность» (Немое Р. Психоло­гия. М.: Просвещение, 1995). Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.

Слайд 8

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Учебная мотивация — это направленность ученика на учебную деятельность, отража­емый в индивидуальном сознании личностный смысл учения.

Слайд 9

№ Методы мотивации и стимулирования Уровни реализации Реализуются на должном уровне Реализуются частично Практически не реализуются

Слайд 10

Классификация мотивов: С позиций личностного смысла учебной деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ это побудители, непосредственно связанные так или иначе с содержанием учебной деятельности. связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности.

Слайд 11

Классификация мотивов: Отношение к самой деятельности ВНУТРЕННИЕ ВНЕШНИЕ мотивы, связаны с деятельностью . мотивы, не связаны с деятельностью .

Слайд 12

Познавательные мотивы: -потребность в саморазвитии и самоактуализации личности в процессе познания; -познавательный интерес , т.е. интерес к знаниям и способам его добывания; мотив достижения , реализуемый и удовлетворяемый на основе и через успехи в учебной деятельности; -мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности; — мотивы, связанные с глубиной интереса к знаниям, к занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, ключевым идеям и т.д. — мотивы, свидетельствующие об интересе к способам добывания знаний — методам научного познания; — мотивы, свидетельствующие об интересе к саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего труда; — мотивы, связанные с профессиональным самоопределением в старших классах, придающие личностную значимость содержанию предметов, полезных для будущей профессии. — мотивы становятся основой самообразования, направленности школьников на совершенствование способов познания.

Слайд 13

Внутренние: — мотивы, характеризующиеся интересом к самому процессу и его результату; — стремление развить какие-либо умения, качества; — интерес к процессу решения, — интерес к поиску наиболее рационального способа, к результату процесса и т.д.

Слайд 14

Социальные мотивы: — мотивы связанные с различным взаимодействием школьника с другими людьми; — мотивы получения одобрения и избегания порицания от окружающих (мотивы поощрения и наказания). — стремление быть полезным обществу, — чувство ответственности перед родителями, учителем. — чувство ответственности, долга как часть мировоззрения личности — стремление занять определённую позицию, место среди окружающих, полу­чить их одобрение, заслужить авторитет. — попытка самоутверждения — в желании занять место лидера, оказать влияние на других учеников, до­минировать в группе или классе и т.д. — желании общаться, взаимодействовать с другими людьми, осмысливать формы взаимоотношений с учителями, товарищами, совершенствовать их (потребность в общении);. — яркие положительные эмоции могут служить самостоятельными побудителями к учению. — Этот мотив — основа самовоспитания, самосовершенствования.

Слайд 15

Внешние: — проявляются тогда, когда человек действует в силу долга, обязанности, — действует из-за давления родных, учителей и т.д. — желание получить хорошую отметку, — желание показать умение решать задачи, — добиться похвалы учителя и т.д.

Слайд 16

Классификация мотивов: Две тенденции к достижению успеха к избеганию неудачи — постановка перед собой позитивных целей; активный поиск средств, свои победы и неудачи склонны объяснять объёмом своих усилий, своим старанием. — не уверены в себе; боятся критики, с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции. Мотивация связана с низкой самооценкой, неверием в свои силы, в возможность успеха.

Слайд 17

побуждающая сосредотачивается вокруг целеполагания. Способствует выделению и постановке цели, предвосхищающей результат. Функции мотивации: организующая смыслообразующая это придание деятельности глубокого личностного смысла. Человек выполняет в силу необходимости много разнообразных видов деятельности, но с разной мерой включенности в них: одни виды имеют для него личностное значение, другие не имеют.

Слайд 18

В мотивации учения важную роль играют: Содержание учебного материала организация учебной деятельности: формы, методы, приемы

Слайд 19

Этапы изучения раздела, темы: мотивационный операционально-познавательный рефлексивно-оценочный.

Слайд 20

Мотивационный этап. Создание учебно-проблемной ситуации Формулировка основной учебной задачи Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.

Слайд 21

» Н е может возникнуть ни какой деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление« Л.С. Выготский

Слайд 22

Операционально-познавательный этап. усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание.

Слайд 23

Рефлексивно-оценочный этап. учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты с поставленными основными и частными учебными задачами (целями).

Слайд 24

Три кита учебной мотивации: Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний Ощущение свободы выбора ощущение успешности

Слайд 25

КИТ 1 Ощущение самостоятельности процесса поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами»

Слайд 26

Приемы: Техника «Проблемные вопросы» Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать»

Слайд 27

Задание: Отметьте проблемные вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся. Что случится, если…? Назовите… Сколько известно… Какой …. является лучшим и почему? Приведите пример,… В чем сильные и слабые стороны….? Из чего состоит…? Каким образом… влияет на … ? Кто участвовал…? Чем похожи… и …. ? На что похоже… ? Где происходило … ? Кто открыл … ? Что мы уже знаем о … ? Перечислите … Каким образом … можно использовать для … ? Кто изобрел … ?

Слайд 28

Что случится, если…? Назовите… Сколько известно… Какой …. является лучшим и почему? Приведите пример,… В чем сильные и слабые стороны….? Из чего состоит…? Каким образом… влияет на … ? Кто участвовал…? Чем похожи… и …. ? На что похоже… ? Где происходило … ? Кто открыл … ? Что мы уже знаем о … ? Перечислите … Каким образом … можно использовать для … ? Кто изобрел … ? Задание: Отметьте проблемные вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся.

Слайд 29

Приемы: Техника «Проблемные вопросы» Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать»

Слайд 30

Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор! ») КИТ 2

Слайд 31

КИТ 3 Ощущение компетентности: «у меня это получается, я понял, я умею!»

Слайд 32

Активизация учебно-познавательной деятельности. Занимательные задачи. Познавательные вопросы. Развивающие упражнения. Творческие задания. Использование в качестве поддержки изучаемого материала компьютерных программ.

Источник

Методическая разработка

«Формирование мотивации (практический аспект) как средство повышения качества дополнительного образования детей 

Автор-составитель:

Педагог дополнительного образования Пивень Н.А.

Ростов-на-Дону

2019 

Аннотация:

Данное методическое пособие содержит теоретический и практический материал по проблеме мотивации, а также накопленный опыт педагогов Центра по формированию положительной мотивации обучающихся. Пособие предназначено для педагогов дополнительного образования, психологов и методистов.

Содержание

I. Основные понятия

1.Компетентность в области мотивации учебной деятельности

2.Общие подходы к проблеме мотивации

3.Технологические операции создания ситуаций успеха

II.Формирование мотивации (практический аспект

4.Способы создания ситуации успеха

III.Опыт развития мотивации обучающихся в структурных подразделениях нашего Центра

5.Мотивация учащихся на осуществление познавательной успешности детей дошкольного возраста

6.Развитие внутренней мотивации учащихся на осуществление активного участия в общественной жизни

7. Развитие внутренней мотивации обучающихся

VЛитература

Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования (теоретический аспект)
I .Основные понятия

Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Мотив – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.

Развитие мотивации сегодня – необходимое условие педагогической деятельности. Это закреплено в нормативных документах.

Компетентность в области мотивации учебной деятельности

Компетентность в области мотивации учебной деятельности раскрывается через три ключевых показателя:

умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной (воспитательной) деятельности;

умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся (воспитанников);

умение создавать условия для самомотивирования обучающихся (воспитанников).

Общие подходы к проблеме мотивации

Мотивация – это мощный механизм, который обязательно приведёт к успеху и завершенности в любой сфере.

Мотивация является ключом в реализации всех ваших целей. Независимо от того, сколько лет вы проводите за учёбой, независимо от вашего социального статуса или образа жизни, мотивация является общим фактором среди тех факторов, которые помогают достичь высоких целей.

Положительная мотивация в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Положительная мотивация – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. Главный смысл положительной мотивации состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Задача педагога в том и состоит, чтобы дать каждому из своих учащихся возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Переживание учеником ситуации успеха:

повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

стимулирует к высокой результативности труда;

корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

развивает инициативность, креативность, активность;

поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

Технологические операции создания ситуаций успеха

Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов.

Технологически такая помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений,  так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

II.Формирование мотивации (практический аспект)

Способы создания ситуации успеха

Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности педагога.

Рассмотрим некоторые приемы «неожиданной» радости:

— прием «Лестница».

Речь идет о ситуациях, когда педагог ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

— прием «Даю шанс».

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации педагог может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.

Рассмотрим  приемы «общей» радости.

— прием «Следуй за нами».

Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

— прием «Эмоциональный всплеск» или «Ты так высоко взлетел».

Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово педагога рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.

— прием «Обмен ролями» или о пользе занятий, которые ведутся неправильно.

Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив».

— прием «Заражение» или «Где это видано, где это слыхано».

В педагогике заражение может быть очень эффективным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радостью. Педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор гносионосителя, то есть мощного источника интеллектуального заражения. «Заразить» коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного  учащегося станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

Радость познания

Развитие  познавательного интереса и есть предмет заботы педагога, формирующего радость познания.

— прием «Эврика».

Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя новое задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

— прием «Линия горизонта». 

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, обучающийся может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума. III.Опыт развития мотивации обучающихся 5.Мотивация учащихся на осуществление познавательной успешности детей дошкольного возраста

Воздействие на мотивационную сферу дошкольника, в том числе и на формирование мотивации учения, может и должно осуществляться в двух направлениях: непосредственно через личностно значимую деятельность ребёнка и опосредованно — через личностно значимых субъектов (педагога, родителей).

Для позитивной мотивации ребенок должен ощущать реализацию своего потенциала, получать реальные результаты своего труда. Родители и педагоги должны помогать и учить ребенка преодолевать страх, выдавать авансы успеха («у тебя получится»), давать высокую оценку даже частям деятельности. Можно подключать личную исключительность («только ты сможешь это сделать»), усиливать мотивацию («это необходимо нам для…»).

Поощрение — один из методов корректировки детского поведения. Оно помогает ребенку отличать хорошее от дурного, дозволенное от запретного. Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у ребенка готовность к активному послушанию. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше. Для того чтобы поощрение являлось оценкой детского поведения и приобретало нравственный оттенок, надо, чтобы оно содержало в себе такие конкретные определения, как «послушный», «добрый», «вежливый», «трудолюбивый», «внимательный», «заботливый», «честный», «щедрый» и т. п. Этими словами как бы подчеркивают нравственный смысл того или иного поступка.

Задача состоит не только в том, чтобы формировать у детей четкую систему знаний, но и вызвать устойчивый интерес и потребность в получении этих знаний.

Таким образом, можно выделить основные приемы и методы развития внутренней мотивации дошкольников на осуществление познавательной успешности:

Использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности (путешествие в сказку, викторина по сказкам, «Поле чудес», конкурс загадок).

Моделирование игровых проблемно-практических ситуаций, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей:

специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности;

«появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;

перенесение акцентов на поисковую деятельность;

свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности;

общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля;

введение значимой для детей мотивационной деятельности.

Пример использования:

— Чем человек отличается от животных? Дети активно предлагают решение, в результате которых приходят к выводу, что речью и мышлением.

— Принцесса попадает в современный мир, но не знает многих вещей — телефон, электричество и др. В результате дают определение простым вещам.

— Принцесса не знает вежливых слов. Давайте ей поможем.

Широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций. Дети пытаются научить Незнайку рифмовать слова, но сначала эти рифмы неправильные.

     6.Развитие внутренней мотивации учащихся на осуществление активного участия в общественной жизни

    Вопрос участия в общественной жизни наиболее актуален для учащихся среднего и старшего школьного возраста. В военно-спортивном отделе педагогами был накоплен опыт мотивирования учащихся к активному участию в общественной жизни.

    Личный пример участия педагогов в различных мероприятиях и конкурсах, что сближает педагога и учащихся, ставя их по одну сторону баррикад. Девиз работы педагогов – «Делай как я!»

    Формирование и пополнение портфолио обучающихся делает успехи достижения видимыми и результативными.

     7.Развитие внутренней мотивации обучающихся

    В развитии внутренней мотивации спортсменов выделено несколько факторов:

    Мотивирующая поддержка родителей.

    Личный пример тренера в стремлении к здоровьесбережению.

    Культура взаимоотношений педагога с обучающимися.

    Литература

    Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 2006.

    Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 2012. – С. 41–42.

    Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. – М., 2009.

    Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008.

    Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 2010.

    Немов Р.С. Психология: учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2007.

    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат. – М., 2010.

    Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., 2011.

    Источник