Развитие мелкой моторики у ребенка монтессори
Самохина Алеся
Консультация «Система Марии Монтессори как средство развития мелкой моторики рук»
Воспитание детей всегда было и остается трудным делом. Особенно трудно приучить ребенка одеваться самому, шнуровать обувь, приносить игрушки, застегивать пуговицы. Для того чтобы помощь детям в этих трудных задачах, итальянским педиатром Марией Монтессори было разработана уникальная система дошкольного воспитания.
Как врач, Мария Монтессори понимала, что для духовного развития важно, чтобы ребенок мог чувствовать. Свой педагогический талант Мария Монтессори раскрыла в обучении детей сенсорике и моторике, развитии навыков чтения, письма, счета.
Монтессори искала такие методы и техники, которые помогали бы ребенку освоить навыки с минимальными затратами энергии и времени. Застегивание пуговиц, одевание, шнуровка обуви всегда вызывали трудности у детей маленького возраста, особенно у детей с нарушенным развитием, так как у таких малышей мелкая моторика развита очень слабо. После многих лет практики, Мариявывела закономерность: чем более развиты детские пальчики, т. е. моторика и сенсорика, тем быстрее ребенок начинает говорить. В связи с этим, многие игры для детей, разработанные Монтессори, рассчитаны именно на работу пальчиков.
На сегодняшний день система Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка. Развитие детей по системе Монтессори – это свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно. Свою педагогическую методику Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде. Системе Монтессори более 100 лет, но очень долгое время книги Монтессори были недоступны в нашей стране. Педагогическая система Монтессори стала известна у нас только в 90-е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по методике Марии Монтессори. В основном, методика «охватывает» возраст от 3 до 6 лет.. Мария Монтессори (31.08.1870 — 06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог. В 1896 году, работая детским врачом в клинике, Мария обратила внимание на умственно отсталых детей, которые бесцельно бродили по коридорам заведения и ничто не могло их занять. Наблюдая за несчастными, Мария пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов к развитию и что каждому ребенку, в первую очередь, нужна специальная развивающая среда, в которой он смог бы найти что-то интересное для себя.
М. Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей. Впервые система, созданная Монтессори, была использована в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за детьми, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.
В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т. д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное. Главный принцип системы Монтессори — «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности.
Система Монтессори подразумевает, что взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным самим ребенком дидактическим материалом.
Без внимания не оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу. Сначала педагог внимательно наблюдает за ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый немногословен и говорит только по делу. Далее ребенок уже играет самостоятельно, и не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что в ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! Взрослый должен суметь предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении.
Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров, а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).
Рисование. А) Вольное рисование. Я даю ребенку лист белой бумаги и карандаш и предлагаю рисовать все, что ему вздумается. Детские рисунки давно уже обращают на себя внимание экспериментальных психологов. Ценностью их в том, что они обнаруживают способность ребенка к наблюдению, а также его индивидуальные наклонности. Обыкновенно первые рисунки получаются безобразные и непонятные, и учительнице приходится спрашивать ребенка, что он хотел нарисовать и под рисунком делать соответствующую надпись. Мало-помалу, рисунки становятся более отчетливыми и свидетельствуют о том, что у ребенка развивается большая наблюдательность по отношению к окружающему миру. Часто грубый эскиз отмечает самые мелкие детали предмета. И, так как ребенок рисует то, что ему хочется, то можно таким путем узнать, какие предметы всего сильнее привлекают его внимание.
Б) Рисунки, дополняющие картонные фигурки. Мы даем детям рисовать ставни и двери в фасадах домов, решетки у ворот и т. д.
Чаще всего эти рисунки ребенок исполняет на собственных фигурках, когда они хорошо подсохнут, т. е. через день-два после наклейки.
В) Рисование, заключающееся в заполнении штрихами контуров. Эти рисунки чрезвычайно важны, составляя «подготовку к письму». Для воспитания хроматического чувства штриховкой контуров достигается то, что вольным рисованием — для развития наблюдательности к форме, т. е. штриховка развивает способность ребенка к наблюдению цветов, вроде того, как вольное рисование обнаруживает степень наблюдательности ребенка относительно формы предметов, окружающих его. Об этом подробнее будет сказано в главе о письме. Упражнение заключается в том, что ребенок заштриховывает цветными карандашами черные контуры. Это — контуры простых геометрических фигур и различных предметов, с которыми ребенок знакомится в классе, в доме и в саду. Ребенок сам выбирает краски, и его выбор показывает, насколько он правильно наблюдал цвета окружающих предметов.
Лепка. Эти упражнения аналогичны вольному рисованию и заполнению контуров цветными карандашами. Здесь ребенок делает все, что ему вздумается, с глиной. Он лепит из нее предметы, которые он лучше всего запомнил, которые произвели на него особенно сильное впечатление. Мы даем ребенку деревянный лоток с кусочками глины и ждем, что он будет делать. У нас имеются прелюбопытные образчики таких детских работ. Некоторые дети с поразительной точностью в мелочах воспроизводят предметы, которые они наблюдали. Всего удивительнее, что эти модели часто воспроизводят не только форму, но и размеры предметов.
Многие дети лепят предметы, которые они видели у себя дома, особенно охотно — кухонную утварь, кружки для воды, горшки и кастрюли. Иногда нам приносят грубую колыбельку с «братцем» или «сестрицей». Вначале приходится делать на этих предметах соответствующие надписи, как и на рисунках. Дальше модели делаются все лучше и лучше, и дети научаются даже лепить геометрические тела. Эти детские работы — очень ценный материал для учительницы. Они раскрывают много индивидуальных черт, и учительница ближе изучает детей. В нашем методе они ценны и как проявления психического развития данного возраста. Подобные работы дают также учительнице драгоценное руководство для воспитания детей. Дети, обнаружившие свою наблюдательность при такой работе, по всей вероятности, станут самопроизвольными наблюдателями среды, а к этой цели их можно вести косвенным путем упражнений, способных закрепить и сделать более точными ощущения и понятия. Эти же дети скорее придут и к самопроизвольному письму. Наоборот, дети, работа которых бесформенна, неотчетлива, по всей вероятности, потребуют прямого вмешательства руководительницы, которой придется самой обращать усиленно их внимание на окружающие предметы.
Система Марии Монтессори путём многолетних исследований вывела закономерность: чем ловчее детские пальчики, тем быстрее дети начинали говорить. Именно поэтому в основе системы Марии Монтессори лежит развитие детских пальчиков. Бесспорное значение системы Монтессори- разработка уникального дидактического материала, который нашел применение в других системах дошкольного воспитания и широко используется для развития сенсорики и моторики.
Источник
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка — детский сад №49
Колпинского района Санкт-Петербурга
«Развитие мелкой моторики
по методике М.Монтессори»
консультация для родителей группы раннего возраста
Воспитатель:
Осипова Н. М.,
2019 г
Развитие мелкой моторики по методике Монтессори
В последнее время методика Марии Монтессори стала очень популярна в детских центрах развития по всему миру. Основными принципами этой методики являются — самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки.
То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно и для формирования личности человека в целом.
Мария Монтессори утверждала, что детей нужно объединять не по возрасту, а по уровню развития, по степени усвоения материала.
Основная цель — это развитие мелкой моторики рук — нанизывание бусин, пересыпание круп, сортировка макарон и бобовых, переливание воды и так далее.
По этой методике дети учатся свободно, без критики и принуждения. Мария Монтессори считала, что как похвала, так и наказание вредны.
Дети воспринимают лучше, когда сами определяют свой ритм и способ учебы. Поэтому в центрах Монтессори дети сами выбирают темы и способы изучения. Обучение должно быть в радость ребенку. Это дает уверенность в себе и усиливает эффективность.
Для детей должны быть созданы все условия — мебель должна соответствовать их росту и физическим способностям. Ребенок должен быть в состоянии поднять стул и перенести в удобное для себя место. Перетаскивание стульев Мария рассматривала как упражнение для развития моторики. Только тут есть одно условие — делать все надо тихо и не мешать остальным.
Роль взрослого — не делать что-то за ребенка, а дать ему сделать это самому. Это тяжелый и кропотливый труд, зато благодарный.
Методика Монтессори вырабатывает в детях усидчивость, порядок и воспитанность в обществе. А это немаловажно.
Упражнения по Монтессори в домашних условиях
Пересыпание риса из кувшина в чашку и наоборот. Это помогает ребенку отрабатывать точность движений. Упражнение можно усложнить, если вместо риса использовать воду.
Собрать несколько бутылок разного размера и попросить ребенка подобрать к ним крышки. Это поможет развить глазомер и точность движений;
Пуговицы разных цветов сортировать по баночкам таких же цветов. Развивает мелкую моторику, внимательность и изучение цветов;
«на ощупь» опознавать знакомые предметы. Собрать несколько знакомых игрушек в непрозрачный мешок и предложить ребенку угадать, что за предмет на ощупь.
Игры по методике Монтессори:
Сопоставление
Цвета. Игра с сопоставлением цветов очень популярна на занятиях для раннего развития ребенка. Все, что потребуется — разноцветные прищепки, картонный круг с ячейками разных цветов.
Ребенку очень понравится разучивать цвета в игровой форме.
Машины и животные. Ребенок с еще большим удовольствием будет сопоставлять картинки с имеющимися у себя игрушками: фигурками животных или машинками. Родителям надо будет только подготовить картинки с похожими изображениями.
Сортировка
Форма и оттенки цвета. Сортировка и распределение по категориям — одно из самых популярных упражнений в методиках раннего развития. Перемешайте карточки с разными оттенками цвета, а ребенок пусть их группирует.
Столовые приборы и фигуры. Развивая ребенка по методике Монтессори, в играх можно применять все, вплоть до столовых приборов, ведь такой подручный материал ,как нельзя кстати подходит для игр в сортировку. А еще баночки, мячики, бутылочки, разные емкости и, конечно же, бруски из деревянного конструктора ребенка.
Мелкие предметы
Монетки, бусинки, камушки. Перекладывание мелких предметов из одной посудины в другую при помощи щипцов или лопатки — довольно непростое занятие для маленьких пальчиков. Но оно хорошо развивает мелкую моторику ребенка.
Зерно. Для игр с мелкими предметами также хорошо подойдет фасоль, гречка, рис и прочая крупа.
Сенсорное развитие
Волшебный мешочек. Занимательная игра на развитие сенсорики, где ребенку на ощупь надо угадывать предметы, спрятанные в сумке. Поверьте, восторгу малыша при правильном угадывании не будет предела.
Звуковые цилиндры. Музыкальные инструменты, сделанные своими руками, из подручных средств, развивают острый слух у ребенка. Сделайте такие «звуковые» цилиндры, насыпав в несколько емкостей разных материалов: круп, монет, камешков.
Рисуем пальчиками. Одно из самых увлекательных занятий для малышей — рисование пальчиками. Такое занятие развивает мелкую моторику, любознательность, фантазию, а также помогает выучить новые цвета в результате смешивания. А еще это очень весело!
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами.
Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные, если развивать эти движения, у ребенка сформируется здоровая нервная система-главное заниматься с малышом увлекательными вещами, которые доставляют удовольствие и ему и взрослому.
Список использованной литературы:
1.«От рождения до школы» — примерная основная программа дошкольного образования под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С.,Васильевой М. А.
2.Орлова Дарья. Большая книга Монтессори : система раннего
развития, которая потрясла мам. Санкт-Петербург, 2010 — 185с.
3. Дмитриева В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори: популярные развивающие методики, ЭКСМО, 2008-224 с.
4. Капустина Г. Система Монтессори в комплексе «Маросейка». «Народное образование». №1, 1995 г.
5. Хилтунен Е. Бусинки, коробочки, баночки. Проблемы развития Монтессори-педагогики в России. Учительская газета №47- 1993 г.
Источник
На Ярмарке Мастеров я новичок. Хотя спешу поделиться с творческими мамами некоторыми занятиями для совсем маленьких детишек. Надеюсь здесь найти единомышленников и понимание. Потому что, когда говоришь о материалах или занятиях для развития моторики, иногда даже мамы совсем маленьких детей говорят: — «У нас уже всё развито, тем более моторика!». Или: — «У нас всё есть для этого!», подразумевая пару кубиков и погремушку. Хотя пределу развития моторики вообще нет границ! (Мастерицы это понимают!) А материалов для этого существует просто несметное количество.
Немного теории из энциклопедии:
Моторика от латинского «motus»— движение. Так называется двигательная активность всего организма, которая бывает мелкой и крупной. « Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, а так же письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики».
По образованию я художник по текстилю. Проработав несколько лет в разных коммерческих фирмах, связанных то со строительством то с оформлением витрин, немного утомилась от ненормированных рабочих будней, и решила найти работу на неполный рабочий день. И по объявлению в газете устроилась творческим педагогом в детский центр, где были и кружки раннего развития и полноценный детский сад.
Центр «старался работать» по методу мадам Марии Монтессори (1870 – 1952)– итальянского педагога и гуманиста. Вдохновившись идеями Марии Монтессори, проработала в центре некоторое время, до рождения собственного ребёнка. Надо отметить, что Мария Монтессори – это гениальная личность. Имея за своими плечами высшее инженерное образование и высшее медицинское, а для того времени, женщина и с одним высшим образованием была большой редкостью! Она не только стала автором теоретических методов воспитания и развития детей, но и дизайнером множества материалов, как раз и служащих для этой главной цели. Основным, но не единственным материалом для них служило дерево.
Хочу предупредить мам, которые приводят малышей (где с 8 месяцев, где с года, где с полутора), на занятия по системе Монтессори… Дети до трёх лет могут только просто манипулировать этими материалами. Ну а если в центре и вовсе нет Монтессори-материалов, например таких как :
- «Красные Штанги» — 10 разных по длине параллелепипедов (для изучения десятичной системы счёта), понятие о большем и меньшем;
- «Розовая башня»- башня, состоящая из нескольких кубиков, уменьшающихся в высоту, по принципу пирамиды;
- «Блоки цилиндров» — различные по диаметру цилиндры, для которых подходит своя лунка в дощечке, на которой они стоят, принцип найти подобное;
- Объёмные геометрические тела из дерева – шар, призма, цилиндр, пирамиды с разным количеством граней, овоид, эллипсоид, и другие.
- Деревянные рамки с застёжками – шнуровки, пуговицы и др.
Это лишь немногие материалы из великого множества. Так вот, если Монтессори-материалов нет вообще, то такой центр с трудом можно назвать Монтессори. В том и уникальность метода, что помимо теории должны применяться и материалы. Эти материалы были разработаны для детей, начиная с трёхлетнего возраста. Детей от нуля до трёх лет Мария Монтессори называла «духовным эмбрионом». А доминантой развития для этого возраста считала «ВПИТЫВАЮЩИЙ РАЗУМ». Все её материалы были разработаны в соответствии с физиологическим взрослением детей, и в соответствии с их с сензитивными периодами. Это периоды, когда ребёнок наиболее восприимчив к определённым видам деятельности и получения определённы х навыков. Причём, у каждого ребёнка они свои.
Вкратце, о теории Марии Монтессори. Она считала, что каждый человек уникален, что в каждом ребёнке скрыт гениальный замысел ТВОРЦА (БОГА) и богатый потенциал. (Сама она была католичкой, но с уважением относилась и к буддизму и мусульманству, волею судьбы оказавшись в Индии.) И взрослым нужно только внимательно наблюдать за ребёнком, чтобы понять, какие таланты в нём заложены. В её группах были дети разного возраста, например, трёхлетки с шестилетками, шестилетки с девятилетними. Монтессори была уверена, что лучшие учителя детей – это сами дети. Она считала, что с первых дней жизни нужно развивать пять основных чувств:
- осязание;
- обоняние;
- зрение;
- слух;
- вкус.
Если вас это заинтересует можно найти большое количество информации. Сама Мария Монтессори написала множество книг и по философии и по методам воспитания и развития детей с применением её же материалов. Книги на основе её трудов и её труды непосредственно, издаются, и по сей день! Это действительно глобально и мощно, погружаешься с головой! Её идеи окрыляли меня и на занятиях с детьми из центра и на занятия со своим ребёнком.
И так, в 11 месяцев мой ребёнок, ещё не умея ходить, приступил к живописи пальчиковыми красками! Были закуплены листы ватмана 60 на 40.[Тема] и краски четырёх цветов (больше и не надо). Было лето, июнь месяц. Листы ватмана стелились на пол, на линолеум. Краски выкладывались «на палитру», в блюдечко. На ребёнка одевался памперс … И происходило свободное творчество, самовыражение при помощи пальчиков рук, ног, и попы в памперсе! Хочу сказать, что памперс лучше одевать. И главное необходимо следить, чтобы ребёнок не перепачкал всё вокруг, не обрезался об ватман и сам не поскользнулся на липких красках. У нас, кроме немножко испачканного дивана, таких неприятностей не было.После творчества мы шли купаться, то есть отмываться!!! Идеально, если в моменты такого творчества у вас будет помощник.
Пальчиковыми красками рисовали и при помощи пальчиков непосредственно. При этом, изучая мир природы и развивая моторику. Например, осенняя тема:
«Мухомор». Я рисовала на листе А4 мухомор, ребёнок шлёпал пальчиками белые пятнышки. Перед тем, как ребёнок приступал к созданию горошков, я показывала ему готовый образец, рассказывала про грибы. Естественно, горошки могли быть и не на шляпке!
«Виноград». Я вырезала листья винограда и приклеивала к листу. Ребёнок пальчиками рисовал ягодки. Конечно, грозди от малыша сразу не добьёшься, да этого и не нужно делать! Важен сам процесс!
«Рябинка». Я рисовала фломастером ветку, приклеивала вырезанные из цветной бумаги листики. Ребёнок печатал ягодки рябины. То же самое можно проделывать с изображением жучка (божьей коровки), жирафа, оленёнка, чайника, кружки и всего того и всех тех, кто имеет пятнышки или горошки.
«Яблоня». На контурное изображение дерева ребёнок при помощи губки и пальчиковых красок наносит зелёный или жёлтый цвет. А далее всё те же пятнышки, — яблочки.
Где-то месяцев в восемь, ребёнка можно знакомить с пластилином. Но! ОБЯЗАТЕЛЬНО под присмотром взрослых! Моя дочурка с ним познакомилась в год, хотя некоторые дети работали с ним и в восемь месяцев! И все вышеперечисленные картинки можно сделать при помощи пластилина. Ребёнок самостоятельно или с помощью взрослого отщипывает небольшие кусочки пластилина, скатывает из них небольшие шарики, делая кругообразные движения ладошками. Для ребёнка до 1 года — 1,5 лет достаточно будет только отщипывать. Затем шарики или кусочки пластилина ребёнок кладёт (в данном случае) на поверхность шляпки гриба (пятнышки мухомора), на гроздь винограда, ветку рябины, и придавливает указательным пальцем, чтобы кусочек пластилина прилепился к изображению. Таким образом, развивая моторику, ребёнок украшает картинку.
«Девочка в осенней одежде». Я нарисовала девочку в трусиках и одежду: майку, свитер, колготки, бриджи, куртку, ботинки. Всё это я отксерила. Девочка осталась на листе А4, а одежду я вырезала. И ребёнок при помощи клея-карандаша поочерёдно наклеивал каждый элемент одежды. Именно это занятие оказалось самым увлекательным для дочи, и было проделано неимоверное количество раз. И раз за разом одежда «сидела» всё лучше и лучше. Я проговаривала всякий раз названия одежды, в итоге доча всё запомнила, и когда научилась говорить, всё это выдала.
«Печать луком или лимоном». Лук разрезается вдоль на две части, лимон поперёк. Акварель разводиться в воде в какой-нибудь ёмкости, куда опускаються половинки овоща и фрукта. Затем эти половинки превращаются в печати, которыми можно создавать узор или печатать хаотично.
«Волны». Ребёнок рисует «волны» свечкой или восковым мелком. Затем «волны» заливаются акварелью, или одним цветом, или живописно.
«Бусинки» или «Орнамент на крынке». Можно вручить ребёнку ушные палочки, или не знаю, как они точнее называются, (но ОБЯЗАТЕЛЬНО под присмотром взрослого)! И макая палочки в гуашь или пальчиковые краски, ребёнок будет наносить узор на лист бумаги или по заранее вырезанной из бумаги, и наклеенной крынке.
«Паутинка». Необходимо взять лист тёмного картона. С помощью фунтика или баночки клея ПВА с носиком нарисовать паутинку. Иногда паутинку можно доверить и ребёнку. Затем сухими руками ребёнок посыпает изображение манной крупой. Манка высыхает, и вы вместе с ребёнком имеете паутинку.
«Северное сияние». Это наиболее сложная работа, для детей ближе к трём годам и более. Ребёнку необходимо рассказать о таком явлении как северное сияние. Затем лист заливается акварелью при помощи кисточки самим ребёнком. Потом обязательно влажный лист ребёнок посыпает солью. Появляются красивые разводы. Листу нужно дать просохнуть. Лучше использовать и крупную и мелкую соль одновременно, для разнообразия разводов. Необходимо проследить, что у ребёнка нет мелких ран и порезов, иначе соль может вызвать дискомфорт. Желательно предварительно вырезать или найти трафарет с оленем. Трафарет можно прикрепить с помощью малярного скотча непосредственно к столу, только так, чтобы не задеть лист с акварельной заливкой. Трафарет также можно придержать взрослому, руками. Если трафарет вырезать сразу с двумя оленями на том же формате, что и заливка, будет намного проще. Так как ребёнка нужно вооружить губкой, смоченной в коричневой гуаши или пальчиковых красках, для того чтобы он пропечатал оленей.
И так, призываю вас творить вместе с детьми! Но не забывая о безопасности, имея в виду и сам процесс, и материалы для творчества! А главное, не нужно забывать, что воспитание детей это и есть самое настоящее творчество! И без вдохновения тут точно не обойтись!!!
Источник