Развитие мелкой моторики у ребенка инвалида

Развитие мелкой моторики у ребенка инвалида thumbnail

Людмила Гафарова
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей — инвалидов. Доклад из опыта работы.

В настоящее время 4,5 процента детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К ним относят и детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, с дефектами пальцев рук и ног. Таким детям необходима специальная помощь для нормальной адаптации в среде сверстников. Большинство детей, имеющих стойкие функциональные нарушения, это дети-инвалиды. 1 слайд

Одним из направлений нашей работы является социальная реабилитация, которая приобретает все большее значение в современном обществе. 2 слайд

Главной задачей восстановления ребёнка, как равноправного члена социума, является выявление и изучение путей эффективного вхождения в окружающий мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья, с учетом закономерностей развития его личности в условиях обучения, воспитания и специальным образом организованных социально-реабилитационных воздействий и отношений. Знание законов психического развития ребенка и умение использовать их на практике необходимы для того, чтобы, опираясь на них,грамотно реализовывать основные цели и задачи социально-реабилитационного процесса:

— целенаправленно воспитывать ребенка-инвалида как полноценную личность, гражданина с правами и обязанностями;

— вырабатывать у ребенка систему потребностей и специальные качества, необходимые для вхождения в сложный мир социальных и социально-экономических отношений;

— опираясь на возрастные психологические особенности ребенка, раскрывающие структуру целостной личности ребенка в ее становлении и развитии, относиться к нему как к субъекту самопознания и самосовершенствования;

— разрабатывать методики и технологии воспитательного и образовательного процесса, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям;

— совершенствовать систему комплексных воздействий на ребенка, которые, дополняя друг друга, могут оказать максимальное влияние на развитие его как личности. 3 слайд

Нашу группу посещает один ребёнок с ОВЗ – Анечка. У неё отсутствуют пальчики на руках и ногах. Анечка перенесла множество операций по наращиванию пальцев. На данный момент Аня замечательно владеет пальчиками, полностью обслуживает себя, рисует, пишет, легко идёт на контакт со сверстниками. 4 слайд

Но, чтобы добиться этих результатов, нами была проведена большая работа.

Приоритетное место среди проблем развития занимает сенсомоторная сфера, поскольку она влияет на дальнейшее обучение Анечки. На первый взгляд может показаться, что сенсомоторное развитие – это естественный процесс, который осваивается на определенных этапах жизни самостоятельно. Обычно так и происходит у детей без патологии в развитии. Но, у детей с ОВЗ все происходит иначе, поскольку общий настрой психики (почему я не такая, как все, нарушения движения препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей среды. У Ани с проблемами развития отмечалась скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Слабое различение мышечных ощущений, неточность движения приводили к плохой координации. Аня быстро уставала, отличалась пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физическим недоразвитием. Так как у девочки отсутствуют пальчики на руках и ногах мною разработаны комплексы занятий, связанных с развитием мелкой моторики рук, поэтому основной целью нашей работы является стимулирование ручной деятельности у девочки для овладения предметными действиями, развития продуктивной деятельности, письма, речи.

Педагогическую работу по развитию мелкой моторикипроводили с 1 младшей группы в форме специального обучения и строили на предметной деятельности и игре:5 слайд

— стимуляция ручной деятельности — разнообразные игры с водой, песком, тестом, муз. игрушками и пр.

— обучение размашистым движениям руками – использование игрушек, погремушек до которых надо дотянуться, достать, доползти и т. д.

— обучение хватанию предметов – игры с различными материалами и природными объектами.

— обучение умению ставить, класть и опускать предметы.

— обучение умению указывать пальцем (для навыков письма важно, чтобы указательный палец был достаточно сильным)

— обучение умению брать предметы двумя или тремя пальцами.

-обучение вращению предметов – откручивание крышек банок, бутылок, поворачивание деталей игрушек, ручек дверей, переворачивание карточек в играх и пр.

-стимуляция двуручной деятельности – перекладывание предметов из одной руки в другую, игры с мячом и пр.

— упражнения для плеч и предплечий (укрепление мышечной силы плеч и предплечий для развития тонких движений пальцев рук)

— умение пользоваться карандашом, ручкой, мелком, фломастером и др. предметами.

— обучение игровым действиям на материале твердых и мягких вкладок, мозаик, матрешек и др. игрушек.

— обучение играм по лепке из пластилина, муки, глины, снега.

— рисование картин и предметов пальчиками, ладошками, ножками

развитиепонимания свойств исследуемых предметов и совершаемых с ними действий на основе речи: мягкий-твёрдый, пушистый-гладкий, горячий-холодный, маленький-большой и пр. 6 слайд

За последние несколько лет хорошо зарекомендовали себя нетрадиционные методы работы с детьми с ОВЗ. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (сказкотерапия, игротерапия, пальчиковые игры и др., но мне хочется остановиться на той, которая, на мой взгляд, является наиболее интересной и эффективной – это песочная терапия. 7 слайд

Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и педагогу. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком.

У Анечки не сформирован навык захвата, удержания предмета, слабая моторика рук. Вот здесь и приходят на помощь игры с песком.

Песок – загадочный материал.Он обладает способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Песок привлекает детей своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка. Обычно, многие дети со сложной структурой дефекта, увидев перед собой песок, хотят его потрогать, понюхать, некоторые даже облизать и залезть в него. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его уровня развития. Как правило, сначала,манипуляции с песком выглядят совсем просто: ребенок смотрит, трогает, прихлопывает по нему, разбрасывает, а через какое-то время может начать проводить пальчиком линии по песку, рисовать отдельные орнаменты, лепить простые композиции. Рисование песком улучшает работу мозга, все психические и физические процессы. Очень важно дать ребенку возможность пересыпать этот терапевтический стройматериал (успокаивает и расслабляет, лепить из него всевозможные формы, фигурки (пробуждает неимоверную фантазию, развивает мелкую моторику рук, отыскивать зарытые сокровища (создает заинтересованность) и просто сочинять сказки и рисовать их (пробуждает фантазию, развивает речь). Игры с песком настолько разнообразны, что перечислить все невозможно. Вот несколько игр по развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук:8 слайд

— положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев;

— погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки;

— погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно;

— погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны»;

— погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки рожки», «один пальчик-все пальчики»);

-при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок;

— поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

— выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

«пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

— создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

«пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и, наконец мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать, чьи они?9 слайд

Коррекционная работа проводилась в тесной взаимосвязи с родителями. 10 слайд

Таким образом, нужно уделять особое внимание развитию сенсомоторной сферы, поскольку именно она закладывает основу для успешного дальнейшего обучения ребенка, обеспечивает ориентировку в окружающем мире. Без накопления определенного сенсорного опыта, развития мелкой моторики невозможно полноценное обучение ребенка c ОВЗ в дальнейшем. 11 слайд

Литература:

1. 1. Безруких М. М. Ступеньки к школе. М.:Дрофа, 2000.

2. Пуляевская О. В. Дифференцированный подход в подготовке детей к школьному обучению. Иркутск, 2003.

3. Сиротюк Л. А. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.

4. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2000.

5. Семенович А. В.Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2005. — 319 с.

6. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия»,

7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии», 8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь «особому» ребенку»,

9. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».

Источник

Развитие мелкой моторики рук у детей

с ограниченными возможностями здоровья.

Подготовила: Т.А. Денисова учитель-логопед

ОГАОУ «Центр образования «Ступени»

Основой развития каждого человека является двигательная активность. Когда мы говорим о крупной моторике, мы имеем ввиду ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве.

Совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения – это навыки мелкой моторики.

Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной.

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». 

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией), наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у городских детей. Двадцать лет назад «бытовых» занятий, которые развивали пальцы руки, было великое множество. Родителям, а вместе с ними и детям приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать. Сейчас на каждое занятие есть по машине. Родители предпочитают покупать детям обувь на «липучках», куртки, кофточки и другую одежду на «молниях» или кнопках. Все это экономит время и силы, но замедляет развитие движений пальцев ребенка.

Особенности развития мелкой моторики у детей с ОВЗ.

Дети с детским церебральным параличом

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы, характеризующееся ведущим поражением двигательных зон и проводящих путей головного мозга. 

Одной из особенностей, характеризующей ДЦП, является нарушение мелкой моторики рук, тонуса их мышц, наличие насильственных усилий, неточность движений руками и нарушение формирования конечностей. Поэтому важной задачей для родителей и педагогов является развитие мелкой моторики.

Дети с ЗПР

Обследование уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей с ЗПР, показывает, что эти дети плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук, их движения недостаточно целенаправленны и точны.

Они испытывают трудности при копирование предъявляемого им образца, недостаточно хорошо ориентируются во времени и пространстве. У них отмечается снижение темпа графической деятельности.

Слабовидящие дети

        Нарушения зрения обычно сопровождаются вторичными отклонениями: нарушением психических процессов, пространственной ориентировки, расстройством речи, недостаточно развитой мелкой моторикой.

Тренировка мелкой моторики помогает слабовидящему школьнику не только при письме, рисовании, работе с компьютером, но и в любой предметной деятельности. Велико положительное влияние пальчиковых упражнений на артикуляцию, дикцию, умственную деятельность и работоспособность, творческую активность учащихся младшего школьного возраста. Поэтому в учебном плане коррекционных учреждений для слабовидящих детей предусмотрен курс «Развития осязания и мелкой моторики»,

Изучив проблему, мы предлагаем включать в логопедические занятия с детьми задания и упражнения, направленные на развитие тонкой моторики пальцев рук.   

Коррекция тонкой моторики руки ребенка должна проводится систематически. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

  1. Пальчиковая гимнастика: выполнение фигур из пальцев.

  2. Пальчиковые игры.

Такие игры представляют собой инсценирование разных сказок, историй, стихов при помощи пальцев.  В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

  1. Работа с природным материалом (в том числе “песочная” терапия)

  2. Игры- шнуровки.

Эти игры развивают глазомер, внимание, сенсомоторную координацию, пространственное ориентирование. С помощью этих игр происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, что создает предпосылки для подготовки руки к письму и развития усидчивости.

Игры со шнуркам можно разделить на несколько видов:

  • Шнуровки сюжетные (пришнуровывание недостающих деталей к картине).

  • Цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков.

  • Отдельные детали, которые необходимо соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная игрушка.

  1. Игры с прищепками.

Игры с разноцветными прищепками — стимулируют созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Из прищепок также можно сделать какой — либо предмет (стол, стул, елку, солнышко), что способствует развитию фантазии, воображения.

  1. Игры с бусинками помогут скоординировать движения обеих рук.

Совершенствуется координация системы «глаз- рука».

  1. Игры с резиночками — направлены на повышение упругости ручной

мускулатуры.

  1. Игры с палочками.

Палочками — выкладывают геометрические формы, цифры, буквы, изображения предметов. Такой прием способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в определенном порядке, развивает логическое мышление, фантазию.

  1. Развивающие игры (мозаика, конструктор, пазлы,)

  2. Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом.

Пластилин — массажирует и стимулирует точки на ладонях и пальцах.

  1. Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой.

  2. Массаж пальцев рук и ладонных поверхностей (с использованием различных массажеров).

  • Массажный мяч.

Различные мячи (резиновые, латексные, пластмассовые) с шершавой поверхностью прекрасно массажируют и развивают кисти рук, стимулируют кровообращение.

Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко
Как сжимает лапку кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.

Разминка для пальчиков с массажным мячом
(движения пальцев соответствуют словам)

Мячик мы массажный взяли и в ладошках покатали.
Он – колючий, словно ёжик, двух касается ладошек.
Вверх и вниз, и вправо влево катим, мячик мы умело.
Чтобы пальчики размять, будем мы его сжимать.
Каждый пальчик разминаем, в кулачок потом сжимаем.

  • Использование сухого бассейна.

  • Массаж карандашами.

(сайт:https://russiasad.ru/tula/bogoroditsk/sad22/terms-of-education/massazh-karandashami.pdf)

  • Массажный шарик Су-Джок

В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия ( сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Из большого количества внутренних органов и частей тела кисть выделяется как наиболее схожая с телом по форме и структурным особенностям. На кистях имеются точки (или зоны), которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за сенсорную или импрессивную речь. Т.е. эта зона отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком. Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, но в тоже время воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа.

Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал.

Упражнение с пружинкой (пружинка лежит на левой руке, катаем между ладонями)

 Раз, два, три, четыре, пять!

 Пружинки будем катать! (Одеваем пружинку на большой палец левой руки, выполняем движения в соответствии с текстом)

Вот нашли большой мы пальчик,

он попрыгает как зайчик!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты пружиночка катись!

Указательный поймаем,

и пружинку покатаем.

Вверх-вниз, вверх-вниз,

ты пружиночка катись!

Кольца любит безымянный.

Покажись-ка, наш желанный!

Вверх-вниз, вверх-вниз…..

Вот наш пальчик маленький,

Самый он удаленький!

Вверх-вниз, вверх-вниз…

(аналогично на второй руке).

Мы пружиночки снимаем,

свои пальчики считаем 1,2,3,4,5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхни,

и немного отдохни!

  1. Самомассаж тыльной стороны кистей, ладоней и пальцев рук.

Примерами самомассажа могут служить, например, имитирование «пилы». Ребром ладони ребенок пилит ее тыльную сторону по всем направлениям. Можно совершать вращательные движения основанием кисти в сторону мизинца, массажировать ладонь костяшками сжатых пальцев. Стоит попробовать поочередное сгибание и разгибание пальцев, пощипывание их от ногтевого фаланга до основания. Самомассаж начинается и заканчивается расслаблением и поглаживанием ручек.

Для развития графического навыка следует использовать:

  • графический диктант;

  • рисование по трафарету;

  • рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;

  • рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;

  • выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

  • дорисовывание второй половинки изображения.

Таким образом, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы, усложняем строение мозга, развивая психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка. 

Источник