Развитие мелкой моторики ребенка с нарушением слуха
Консультация для родителей.
«Развитие мелкой моторики у детей с нарушением слуха в семье».
Учитель-дефектолог Шмелевская Н.А.
В.А. Сухомлинский писал, что « истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев» и « чем больше уверенности в движениях руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…». Таким образом, развитие мелкой моторики рук, является стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи. Вы спросите почему речи? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь.
Нарушение функций слухового анализатора приводит не только к речевому недоразвитию и другим особенностям психического развития ребёнка, но и оказывает существенное влияние на развитие его психомоторной сферы.
У детей с нарушением слуха отмечаются выраженная в разной степени общая моторная (двигательная) недостаточность, а также отклонения в развитии тонких движений кистей и пальцев рук.
Отставание в развитии мелкой моторики у детей с нарушением слуха препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие основных видов деятельности ( затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков) т.к. движения пальцев рук плохо дифференцированы . Чтобы процесс познания окружающего мира ребенка с проблемами в развитии проходил более успешно, необходима специальная работа по развитию мелкой моторики рук, как с предметами, так и без них.
В своей работе с неслышащими детьми использую различные методики, упражнения и игры для развития мелкой моторики.
1. Пальчиковая гимнастика.
Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления — следуя медицинской терминологии — сочетание попеременного сокращения и расслабления флексоров — мышц-сгибателей и экстензоров — мышц-разгибателей. Эффективность таких занятий, интерес детей к ним можно повысить, если упражнения пальчиковой гимнастики проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом. Слушая его, дети одновременно вместе со взрослым “инсценируют” содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей. Продолжитель — ность пальчикового тренинга зависит от возраста детей. Пальчиковые упражнения, при умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.
2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!
3. Песочная терапия.
Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.
Найдите большую коробку, заполните ее наполовину промытым и высушенным речным песком и вместе с ребёнком поиграйте в различные игры: «Где спрятала игрушку?» «Нарисуй на песке», «Повтори за мной» и т.д.
4. Вырезание ножницами.
Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания — навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки), дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму а ее половину. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы коряво ни вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.
5. Аппликации.
Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции — аппликации. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты — как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.
6. Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.
Материалом для плетения могут быть прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др.
7. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.
Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию. Можно оклеивать пластилином стеклянные бутылки (баночки) и придание ей формы вазы, чайника и т. д. Лепка геометрических фигур, цифр, букв.
8. Шнуровка.
Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребенка.
9.Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д.
также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
10. Рисование, раскрашивание.
Раскрашивание — один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.
Родителям надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.
Для начала хорошо использовать:
обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов;
рисование по опорным точкам;
дорисовывание второй половины рисунка;
рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.
Также можно использовать различные нетрадиционные техники.
Монотипия: на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша, фломастера.
Набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка.
Кляксография: на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунка карандашом или фломастером предают какое-либо очертание, создают образ.
Тампонирование: нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок.
11. Графические упражнения.
Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания. Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, рисуя орнаменты по клеточкам.
12. Штриховка.
Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.
Виды штриховки:
раскрашивание короткими частыми штрихами;
раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);
штриховка длинными параллельными отрезками.
Правила штриховки:
Штриховать только в заданном направлении.
Не выходить за контуры фигуры.
Соблюдать параллельность линий.
Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0, 5 см
13. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное, родителям необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу.
Источник
Алла Бузикова
«Слушая, действовать, говорить». Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением слуха в разных видах деятельности
В. а. сухомлинский: |
Истоки способностей и дарований детей — На кончиках их пальцев. |
Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе?
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.
Все это обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом у детей с нарушением слуха. Отсутствие слуха и речи вызывают задержку общего и психомоторного развития неслышащего ребенка.
Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадают со степенью развития речи детей. В чем же заключается связь движений пальцев и речи? Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Исследования отечественных физиологов так же подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности развития речи.
Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПИ (М. М. Кольцова, Е. И. Есенина, Л. В. Антакова — Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики.
Уровень развития речи детей так же находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Овладение движениями рук и пальцев имеет большое значение для развития ребенка в целом, в том числе и речи, а для детей с ограниченными возможностями является эффективным средством формирования бисенсорным восприятием окружающего мира.
У дошкольников с нарушением слуха наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы, нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов рук, точнее пальцев. Работая много лет с детьми, имеющими нарушение слуха, я стала больше уделять внимания развитию мелкой моторики рук. Это сложная, важная работа!
Углубленно работая по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением слуха, с использованием бросового и природного материала в разных видах деятельности», реализую следующие задачи:
— Различать, опознавать на слух речевой материал
— Развивать мелкую моторику рук
— Расширять словарный запас
— Работать над произношением
— Способствовать речевому общению
— Развивать внимание, зрительную память, фантазию, эстетический вкус.
Дети с нарушением слуха, отстают от своих сверстников (слышащих) в психофизическом и речевом развитии.
Э. И. леонгард: |
Таким образом, при кохлеарной имплантации (как и при протезировании слуховым аппаратом) ребенка необходмо учить слушать, специально учить его речи, то есть с ребенком нужно заниматься! |
В своей работе я использую те виды деятельности, в которых ребенок активен, уделяю внимание развитию мелкой моторики рук с использованием бросового и природного материала. На занятиях использую разнообразный материал: бусы, камешки, лоскутки тканей, пуговицы, шнурки, цветную бумагу, небольшие коробки, шерстяные нитки, семена, орешки, шары разной величины и цвета, салфетки, камушки, «киндер-сюрпризы», цепочки и др.
Каждые 4 года, я начинаю работу с детьми 3-х летнего возраста. У всех детей по заключению сурдолога диагноз 2-х сторонняя сенсоневральная глухота. Они также имеют сопутствующие заболевания: косоглазие, ЗПР, плоскостопие, врожденный сколиоз, перенатальная энцефалопатия, врожденный порок сердца, лейкодистрофия головного мозга.
На фронтальных и индивидуальных занятиях я стала систематически, целенаправленно использовать упражнения, задания, на развитие мелкой моторики рук. Это всевозможные шнуровки, упражнения с палочками, с пуговицами, семенами, бусами, карандашами, аппликации, конструирование, изготовление подарков ко дню рождения детям, взрослым.
Разрабатывая занятия, я продумываю разные варианты, учитываю индивидуальные возрастные особенности детей, настроение, желание и возможности. Разумеется, как на ранней стадии развития так и в возрасте от 4 до 7 лет, очень важно эмоциональное развитие ребенка. Воспитываю доброжелательное отношение друг к другу, усидчивость, поддерживаю интерес к выполнению задания, учу действовать сообща, побуждаю к общению, способствую развитию зрительной памяти и внимания.
При различении на слух речевого материала учу детей связывать услышанное с конкретными предметами и действиями. На слуховом занятии ребенок должен не только повторять услышанные слова, словосочетания, фразы, но и проявлять свое понимание через показ, поделку или демонстрацию.
Э. И. леонгард: |
Целесообразно ли на слуховых занятиях заниматься рисованием, лепкой, аппликацией и другими видами продуктивной деятельности? Да! Даже необходимо! |
Работа должна быть интересной, несложной, чтобы много времени не тратить. На слуховых занятиях, используя дополнительный материал, мы расширяем «слуховой словарь» ребенка.
Э. И. леонгард: |
Слуховой словарь включает речевой материал (слова, словосочетания, фразы, тексты) который дети прослушивают на слуховых занятиях. Объём слухового словаря отстаёт от общего словаря детей, поскольку должна быть обеспечена большая повторяемость одного и того же материала на разных занятиях в течении длительного периода времени. |
Качество воспроизведения слов зависит от произносительных возможностей ребенка, каждый раз он должен полностью реализовать свои произносительные умения. Таким образом, повтор одного и того же речевого выражения в различные моменты, не будет выглядеть монотонным повторением для ребенка, оно наполнится реальным содержанием.
На слуховом занятии мы выборочно беседуем по поводу двух – четырех предметов или картинок. Направляя так наш разговор, где каждое слово, словосочетание, фраза повторится несколько раз. По окончании работы мы вместе рассматриваем, что у нас получилось, обсуждаем по существу, по содержанию.
Под влиянием обучения и многократного повторения накапливающийся пассивный словарь начинает актуализироваться в самостоятельной речи неслышащего ребенка. Для того чтобы у ребенка появилось желание говорить, называть те или иные предметы, указывать на их качества, рассказывать о происходящих событиях, ребенку необходимо производить с предметами самые разнообразные действия; узнавать об их свойствах и качествах в процессе продуктивной деятельности, в житейских ситуациях.
Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной – это будет подкреплять его интерес к играм, занятиям.
По методике Э. И. Леонгард дети много рисуют, лепят, строят, делают аппликации, выполняют различные действия. Деятельность ребенка должна быть интересной и доставлять ему радость.
Э. И. леонгард: |
Глухим и слабослышащим детям нужно много узнать, им нужно овладеть речью, научиться многое слышать, научиться понимать речь окружающих, понимать смысл текстов в письменной и устной формах, научиться самостоятельно мыслить, общаться… Это так! |
Литература:
1. «Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье» Э. И. Леонгард. Е. Г. Самсонова М. -1991г
2. «Как развивается ваш ребенок? Хельго Зиннхубер М. -2009г
3. «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем» В. Цвынтарный С-П-2000г.
4. Пальчиковая гимнастика Л. П. Савина М-1999г
5. «Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития. Л. С. Маркова М-2005
6. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Е. Ф. Войлокова, Ю. В. Андрухович, Л. Ю. Ковалева С-П-2005г.
7. «Всегда вместе» Э. И. Леонгард. М-1995г
8. «Пальцы помогают говорить». Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина. М-2006г
9. Коррекционная педагогика Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. М-2009
10. Гениальность на кончиках пальцев. Т. А. Кислинская. Издательство Генезис-2005г.
11. Развитие мелкой моторики. А. Г. Савушкина г. Волгоград 2009
12. Журнал «Дошкольное воспитание»№3-2005г, №6-2002г.
13. Журнал «В едином строю». №4-1985г, №4-2001г, №3-2006г.
14. Журнал «Дефектология» №6-1997г, №14-1999г.
Источник