Развитие мелкой моторики годовалому ребенку

Развитие мелкой моторики годовалому ребенку thumbnail

Широко известен факт, что развивать мелкую моторику рук малыша очень важно. Точные, скоординированные движения рук и пальцев необходимы ребенку для полноценной жизнедеятельности: чтобы писать, рисовать, одеваться, выполнять множество бытовых действий. Кроме того, учеными давно установлено, что развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Связано это с тем, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому при стимуляции моторного центра речевой центр начинает активизироваться.

Так как же развивать мелкую моторику? Для этого используются следующие варианты занятий:

  • игры с мелкими предметами (с бусинами, шнурками, замочками и т.п.);
  • пальчиковые игры, сопровождающиеся веселыми стишками или песенками;
  • массаж пальчиков,
  • рисование;
  • лепка.

В сегодняшней статье я хотела бы предложить вашему вниманию несколько игр с мелкими предметами для тренировки моторных навыков пальчиков малыша, большинство из них легко сделать своими руками. Игры рассчитаны на малышей от 1 года. Вторую часть игр смотрите здесь:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С РЕБЕНКОМ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 2

Итак, приступим

1. Чистить вареное яичко

Учимся чистить яичко

На мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват, тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.

Когда я первый раз предлагала дочке почистить яичко, честно признаюсь, была уверена, что у нас ничего не получится, ведь ей был всего лишь год! Она и правда не сразу поняла, что от нее требуется, и зачем вообще чистить яйцо, но когда я предложила ей складывать скорлупки в маленькую мисочку (т.к. в этом возрасте у нее была настоящая страсть к складыванию и выкладыванию чего-либо), дело сразу начало спориться, оно приобрело для дочери смысл. Тася с энтузиазмом принялась очищать яичко, а мне приходилось его держать – одновременно чистить и держать яичко дочке пока не удавалось. Иногда скорлупки падали, она старательно поднимала их со стола и складывала в миску. А так как кусочки скорлупы получались очень маленькие, ей приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы захватить их. И, как мне кажется, она действовала на максимуме своих моторных навыков. Такое долгое удержание внимания и интереса на очень мелких предметах в этом возрасте я наблюдала, пожалуй, только в этой игре.

2. Отрывать приклеенные на кубик кусочки скотча

Игра на развитие мелкой моторики для детей 1 года

Игра чем-то сходна с чисткой яйца. Для нее вам нужно немного подготовиться и приклеить на большой кубик полоски скотча так, чтобы их краешки торчали в разные стороны, и малыш мог за них ухватиться. Ребенку будет гораздо интереснее не просто отрывать скотч, но затем еще и приклеивать его куда-нибудь, поэтому с этой целью подготовьте заранее листок бумаги или что-то подобное.

3. Разворачивать предметы, завернутые в фольгу

разворачиваем фольгу

Заверните в фольгу какую-нибудь небольшую игрушку и предложите малышу посмотреть, кто спрятался внутри блестящего комочка. При этом оставьте торчать небольшой краешек фольги, чтобы крохе было за что ухватиться.

4. Проталкивать монеты в копилку

Играем с копилкой

Проталкивание небольших монеток в узкую дырочку как нельзя лучше тренирует моторные навыки. Не так это просто, как кажется на первый взгляд, — направить монетку так, чтобы она вошла в узкое отверстие.

Рекомендую выделить для малыша отдельную чистую копилку, а также заранее помыть несколько монет, чтобы потом не приходилось после каждой игры с копилкой мыть руки.

5. Выбирать из крупы мелкие предметы

Достаем мелкие предметы из крупы

Подробнее об этой игре я писала в другой статье, поэтому здесь не буду на ней останавливаться.

6. Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.

Мария Монтессори была первой, кто обратил внимание на пользу от подобных занятий. Мелкая работа по застегиванию и расстегиванию различных застежек хорошо развивает мелкую моторику малыша, к тому же способствует развитию самостоятельности. Для обучения понадобятся самые обычные вещи, где есть какие-либо застежки. Учите ребенка

  • самостоятельно расстегивать и застегивать молнии на одежде;
  • позволяйте ему под вашим присмотром расстегивать молнии на сумках или купите персонально для малыша небольшой кошелечек на молнии;
  • разрешайте ему помогать вам расстегивать и застегивать ваш ремень на джинсах;
  • учите ребенка откручивать и закручивать крышки на бутылках.

Такое обучение может проходить незаметно во время какой-либо поездки или сборов на прогулку.

Замечательно, если кроме этого у малыша будут и специальные развивающие пособия, с которыми он в любой момент сможет поиграть, если захочет. Самый интересный, на мой взгляд, вариант, который можно сделать своими руками – это развивающий коврик Монтессори. На таком коврике пришиты самые обычные пуговицы, замочки, липучки, шнурочки и т.п., но все они обыграны интересным для малыша образом. Например, расстегивая пуговку, малыш открывает дверку домика, за которой прячется зверушка. Дети очень любят такие сюрпризы, им нравится находить спрятавшихся персонажей, это мотивирует их приложить усилия, чтобы освоить заветный замочек.

игры на развитие мелкой моторики своими руками

Домик с пуговицей и крючком

Шнуровка на развивающем коврике

Развивающий коврик можно сшить самостоятельно, а можно приобрести в магазине. В продаже также можно встретить множество других игрушек, которые помогут малышу освоиться с различными застежками и липучками. Например, доска с застежками (KoroBoom, My-shop), коврик с липучками, кукла с застежками.

Развивающий коврик Лес на липучках

Приведу также в пример одну замечательную книжку-игрушку «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop). Вместе с ребенком вы сможете сначала снять многочисленные кофточки и жилетки с мальчика, а затем надеть, для этого вам придется поработать с молнией, шнурком, пуговицами, липучками, пряжкой.

Книжка Одеваюсь сам внутри

Книжка Одеваюсь сам - Тренажер для развития мелкой моторики

Может показаться, что малышу все эти умения осваивать еще слишком рано, и ребенок, умеющий откручивать крышки на бутылках и расстегивать замки на сумках, доставит больше хлопот, чем радости. Но здесь мы как обычно должны сделать выбор из двух вариантов: либо мы запрещаем ребенку множество интересных занятий, ограничивая тем самым его развитие, либо мы показываем и объясняем ребенку все, что его заинтересует, но при этом заранее убираем наиболее опасные предметы из его зоны доступа. Так, например, нет ничего плохого в том, что у ребенка для игры будет небольшая бутылочка с откручивающейся крышкой, но при этом все лекарства в вашем доме должны быть заведомо убраны. Подробнее о том, как и что запрещать ребенку, можно почитать здесь.

Важно! Все занятия с мелкими предметами обязательно должны проводиться под наблюдением взрослых, чтобы малыш не засунул в рот или нос какую-нибудь мелкую деталь. После занятий обязательно убирайте мелкие предметы из зоны досягаемости малыша.

На этом пока все. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook. Также обязательно посмотрите статью, где опубликовано еще 8 игр на развитие мелкой моторики для детей от 1 года:

Раскладываем фасолинки по ячейкам

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 2

Читайте также:

Развивающие игры для детей от 1 года. Часть 1

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2

Развивающие игры с тестом

ЛЕПКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ТЕСТОМ

Источник

12 идей для развития мелкой моторики у годовалого ребенка безопасными средствами

Большинство упражнений для развития мелкой моторики предполагает действия с мелкими предметами – бусинами, пуговицами, монетами, мелкими камушками, фасолью, горохом и другими подобными. Однако многие специалисты не рекомендуют позволять ребенку играть такими вещами даже под присмотром родителей и с пустышкой во рту.

В этой статье – несколько идей для тренировки пальчиков ребенка безопасными средствами. Эти идеи хороши еще и тем, что в качестве «тренажеров» выступают подручные средства и игрушки-самоделки, а значит, занятия по развитию тонкой моторики у ребенка не потребуют от родителей никаких финансовых затрат.

1. Баночки с крышками.

Пластиковые бутылочки с закручивающимися крышечками, пустые флаконы из-под духов и туалетной воды, флакончики из-под лекарств, баночки с крышечками из-под детского пюре обычно в фаворитах у маленьких детей. Игры с баночками и крышечками развивают не только моторику, но и координацию – ведь баночку нужно держать одной рукой, а отвинчивать и завинчивать крышечку – другой.

2. Четки из пуговиц разного размера.

Для детей очень полезны занятия с пуговицами – разных форм, размеров, текстур и цветов. Сделать пуговицы безопасными поможет прочная нить, сложенная в несколько раз, которая продевается через отверстия в пуговицах и связывает их в разомкнутую или сомкнутую цепочку. Дети особенно любят перебирать пуговицы в таких импровизированных четках в дороге или на прогулке. Но отверстия в пуговицах должны быть настолько большими, чтобы пуговицы можно было передвигать по нитке.

3. Замочек с ключами.

После года дети становятся способны на нехитрую операцию – вставить ключ в замочек и повернуть его. А ближе к 1,5 годам они уже способны подобрать подходящий ключ для замка из нескольких других, висящих на связке. Замочек лучше к чему-нибудь прикрутить – так ребенку будет интереснее и удобнее играть. А ключи лучше выбирать без острых краев.

4. Тазик с водой и игрушками.

В тазик с водой можно бросить много небольших предметов – крышечек, колпачков, резиночек, катушек из-под ниток и т.п. Малышу можно предложить выловить их и переложить в другую емкость – руками или, например, ситом (для малыша постарше). Под тазик, конечно, лучше подстелить клеенку.

5. Подушечка с наполнителями.

Развивающую подушечку лучше сшить из кусочков ткани, разных по цвету и фактуре. Наполнителем может служить фасоль, горох, крупные бусины. К подушечке нужно крепко пришить пуговицы, бусины, замочки и любые другие мелкие детали. Можно сделать их «на резиночке», можно рядом пришить петли, в которые продеваются пуговицы и бусины, можно сделать кармашки на липучках или любые другие интересные элементы.

6. Пустые картонные коробочки.

Не стоит выбрасывать картонные коробочки, которые можно открывать и закрывать — из-под чая, духов или зубной пасты: они могут стать отличной игрушкой для годовалого ребенка.

7. Поднос с крупой.

На подносе с насыпанной ровным слоем манной или пшеничной крупой малыш может чертить линии и рисовать загогулины пальчиками – по примеру мамы, конечно. И нет опасности, что ребенок подавится крупинками – ведь они очень мелкие.

8. Кошельки, визитницы и косметички.

Мамины кошелек с кнопками и косметичка с замочком традиционно являются любимыми игрушками у детишек. Они вынимают из них разные предметы по одному, рассматривают и, вынув все содержимое, начинают складывать вещи обратно. И эта игра может повторяться несколько раз. Стоит выделить ребенку для игры пустую чистую косметичку или кошелек и наполнить их любыми безопасными предметами – малыш долго будет заинтересован новой игрушкой.

9. Прищепки.

Нетугие прищепки и веревочка, натянутая между ножками стула, станут отличным средством тренировки маленьких пальчиков.

10. Коробка с отверстиями.

Из коробки из-под обуви или мелкой бытовой техники или контейнера для продуктов можно сделать отличную игрушку-проталкиватель. Для этого нужно подобрать небольшие предметы, у которых одна сторона представляет собой какую-либо геометрическую фигуру – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Например, это могут быть: колпачки от флаконов с туалетной водой – они бывают самой разной формы, катушка из-под ниток, крышечка от крема, яйцо от «Киндер-сюрприза», пустой коробок из-под спичек, кубик, ластик и т.п. В крышке коробки нужно проделать отверстия разной формы (соответственно, круглой, квадратной и т.п.) так, чтобы подобранные мелкие предметы могли пройти в отверстия. При этом отверстия нужно сделать так, чтобы каждый предмет мог пройти только в одно отверстие, которое соответствует ему по форме. Эта игрушка поможет развить не только тонкую моторику, но и усидчивость, терпение, внимательность, координацию.

11. Бассейн с крупой.

Кастрюлю до половины нужно наполнить чечевицей, манкой, пшеничной крупой, гречкой – чем-то одним или сочетанием круп. В крупе нужно спрятать небольшие игрушки и показать малышу, как можно в кастрюльке их отыскивать и доставать. Вместо кастрюли можно взять любую другую емкость.

12. Книжки с картинками.

Любая книжка, странички которой малыш способен листать, будет тренажером для развития мелкой моторики. Ребенку будет легче листать странички, если книжка будет картонной или между ее страницами будет лежать вкладыши – например, открытки. А если сделать книжку с аппликациями (например, в обычную тетрадку наклеить вырезанные картинки из журналов и старых книжек), она будет способствовать и развитию тактильной чувствительности.

© Автор: Ксения Зародова — Женский журнал

Источник

Человек рождается совершенным, так как природа заранее позаботилась и заложила в наш организм все, что понадобится в жизни. Но этот щедрый дар необходимо развивать, тренировать и отшлифовывать. Проведите маленький эксперимент и понаблюдайте за своим малышом. Какие рефлексы у него присутствуют? Правильно, хватательные. Даже новорожденная кроха хватается за мамин палец и не отпускает его. Одни говорят, что это инстинкт, побуждающий искать защиту, другие считают случайным рефлексом. Однако и те и другие правы! И если вы задаетесь вопросом, как физически развивать ребенка до года, то начните с развития моторики.

Хватательные рефлексы у малышей являются первым этапом развития мелкой моторики

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это скоординированная работа нервной, мышечной и костной систем человеческого организма, целью которой является движение пальцев рук. Сначала движения осуществляются непроизвольно, на уровне подсознания, затем ребенок осознанно начинает хватать игрушки, затем учится держать ложку, карандаш, завязывать шнурки, рисовать, писать и т.д.

Именно с развития мелкой моторики пальцев у ребенка:

  • Формируется речь и логическое мышление.
  • Развивается воображение и наблюдательность.
  • Совершенствуется зрительная и двигательная память.
  • Развивается ловкость и сила, начинается подготовка к ручному труду.

Развитие мелкой моторики у детей от 0 до 1 года

Задача родителей – помочь ребенку освоиться в нашем мире, адаптировать его для жизни в социуме, развить его в умственном и физическом плане. Споры о том, когда начинать развивать мелкую моторику у ребенка не утихают уже несколько десятилетий. Одни утверждают, что до года ничего не надо предпринимать, другие считают, что первый год жизни благоприятен для физического развития.

Первые игрушки научат ребенка осознанно двигать ручками

Когда ребенок осознанно начинает двигать пальчиками, нервные окончания передают сигнал в мозг, и наоборот, мозг посылает команду взять игрушку. При этом затрагивается участок, отвечающий за речь. Практика показывает, что чем раньше ребенок разовьет мелкую моторику, тем быстрее он заговорит. Поэтому развивать мелкую моторику можно начинать с первых дней, не забывая при этом несколько полезных правил:

  • Развивающие занятия должны проходить каждый день. При этом обязанность родителей следить, чтобы малыш был в хорошем настроении и не переутомлялся. На первых порах достаточно 3–5 минут в день.
  • Используйте игрушки и предметы разной формы, величины, фактуры и цвета. Малыши до года воспринимают окружающий мир через ощущения, поэтому многие вещи они распознают, только потрогав их.
  • Следите за чистотой игрушек, ведь малыши все хотят попробовать на вкус, и тянут игрушки в рот.
  • Всегда хвалите ребенка за успехи, целуйте его и обнимайте. Так он будет чувствовать себя уверенней.

Как правильно развивать моторику у ребенка до года?

На первом году жизни ребенка все занятия по развитию мелкой моторики можно разделить на несколько этапов:

  • От 0 до 3 месяцев полезна пальчиковая разминка. Делать ее можно часто, при каждой удобной минутке: в период бодрствования или когда малыш засыпает. Легкими движениями поглаживайте ладошку от запястья к кончикам пальцев, аккуратно разминайте подушечки пальцев. Когда грудничок стиснул кулачки можно чуть пощекотать пальчики, чтобы мышцы расслабились. Не забудьте размять каждый пальчик, сгибая и разгибая его.
  • От 3 до 5 месяцев можно начинать давать погремушки, но обязательно попеременно в правую и левую ручки. Постепенно малыш станет дольше удерживать игрушки. Стимулируйте ребенка тянуться ручками к игрушкам и к вам. Продолжайте делать пальчиковую разминку.
  • От 5 до 7 месяцев давайте ребенку предметы, которые он сможет перебирать. Для этих целей хорошо подойдут самодельные бусы из нанизанных мелочей (крупные пуговицы и бусины, пластмассовые крышки). Сшейте несколько мешочков из различных плотных тканей и наполните их разным содержимым: фасоль, крупа, макароны… Только, давая их малышу, следите, чтобы мешочки были крепко завязаны или зашиты.
  • От 7 до 9 месяцев дети начинают интересовать и другими вещами. Под вашим присмотром пусть поиграют кухонной утварью: ложки, крышки, пластмассовые бутылочки, контейнеры. Из игрушек пришла пора приобрести: пирамидку, кубики, резиновые пищалки.
  • От 9 месяцев до года предложите ребенку игры, где необходимо вставлять игрушки друг в друга: матрешки, крупный конструктор, емкости с предметами внутри. Поделитесь с ребенком кастрюлей – пусть складывает туда свои любимые игрушки. Учите катать по полу мячик и отыскивать спрятанные вещи. В этом возрасте дети также обожают переливать воду и возиться с песком.

Как развивать моторику у годовалого ребенка с помощью игры

Способов развития мелкой моторики у ребенка до года много. Главное правило – занятия должны проходить в легкой игровой форме, когда ребенок здоров и в настроении. Включайтесь сами в игровой процесс и попробуйте придумать что – то свое, необычное.

Удачи в нелегкой профессии – родитель!

Источник

Развитие мелкой моторики у детей 1 года

Развитие мелкой моторики у детей 1 года напрямую влияет на процесс формирование речевых навыков и память малыша. Доказано, что во время тонкой работы пальцев происходит развитие важных участков головного мозга, которые отвечают за все мыслительные процессы. По мнению специалистов, начинать занятия на развитие моторики нужно сразу же, как только ребенок научится держать в руках интересующие его предметы. А уже с одного года эти занятия нужно усложнять, что окажет благоприятное воздействие на все сферы развития ребенка.

Итак, как же нужно развивать мелкую моторику рук у годовалых детей?

Игрушки на развитие мелкой моторики

1. Сортеры и вкладыши.

Современные сортеры, представляющие собой изделия с выемками для фигурок различных форм, отлично подходят для развития моторики у годовалой крохи. Сопоставляя формы фигурок и формы отверстий, ребенок не только разовьет ловкость рук, но и простимулирует свое логическое мышление.

2. Шнуровки.

Игры и книжки-шнуровки, суть которых заключается в том, что ребенок должен продеть шнурок через указанные отверстия, хорошо развивают глазомер малыша, а также улучшают координационные навыки.

3. Сенсорные коробочки.

Развитие моторики рук ребенка 1 года должно включать в себя и упражнения на тактильное восприятие. Трогая разнофактурные и разноразмерные предметы, ребенок повышает чувствительность своих пальцев, улучшая моторные навыки. И с этой задачей отлично справляется сенсорная коробочка, которую можно изготовить самостоятельно. Возьмите удобную емкость, насыпьте в нее песок, поместите гальку или мелкие камешки, а также разложите в коробочке небольшие игрушки. Ребенок с удовольствием начнет перебирать содержимое емкости, одновременно развлекаясь и развивая моторику рук.

Кроме того, ловкость и гибкость рук хорошо развивается с помощью лепки из пластилина, рисования, складывания крупных пазлов и конструктора.

Игры и упражнения на развитие моторики

Развитие моторики ребенка 1 год также должно дополняться игровыми упражнениями. Все малыши приходят в восторг от пальчиковых гимнастик, сопровождающихся стишками и потешками («Сорока-белобока», «Ладушки» и т.д.). Помимо основной цели эти занятия полезны еще и тем, что они способствуют активному развитию речи ребенка.

Годовалые дети с удовольствием перебирают мелкие фигурки, играются с бусами, копаются в крупах и лепят шарики из теста. Эти занятия сами по себе хорошо развивают моторику рук, но чтобы усложнить задачу, попросите малыша пересыпать предметы из одной емкости в другую с помощью ложки. Простое пересыпание крупы из одной чашки в другую поможет малышу развить координацию.

Кроме того, позвольте ребенку чаще играть с песком, лепя из него фигурки и пасочки.

Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова. — 2014

Оценка навыков самостоятельности поведения и мелкой моторики у страдающих эпилепсией детей дошкольного возраста / Лендрайтене Э.B., Петрушявичене Д.П., Андронавичюте Ю.P., Вapжaйтите Л.А., Крищюнас А.Й. // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. — 2014. — Т. 114 №4-2. — с. 30-34

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И.. — 2007

Источник