Развитие мелкой моторики для ребенка двух лет
Всем привет! Надеюсь, вы меня еще не потеряли Столь длительному перерыву в публикации статей у меня есть оправдание – я с головой ушла в свой новый проект. Работа над проектом продолжается, но теперь я обещаю писать статьи чаще Предлагаю также поддерживать связь в Инстаграме, Вконтакте и Facebooke.
Ну а сегодня я хотела бы опубликовать давно обещанное продолжение статьи про игры на развитие моторики для детей от 2 лет. В статье я расскажу о том, какие развивающие игрушки будут интересны двухлетнему малышу, и какие игры можно сделать дома своими руками. Ну и чтобы ничего не упустить, не забудьте также посмотреть первую часть статьи:
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 ЛЕТ. ЧАСТЬ 1
Итак, во что еще можно поиграть с ребенком дома, чтобы это было интересно и полезно:
1. Находим недостающие фрагменты картинки
Как известно, самые интересные и простые игры получаются из подручных средств и того, что вы как раз собирались выбросить Поэтому не спешите утилизировать старые журналы, открытки, прошлогодние календари и ненужные фотографии! Из них можно сделать много всего интересного. Как пример – вот такая развивающая игра на «залатывание дыр». Вы можете сделать в картинке прорези как одинаковой, так и совершенно разной формы, чтобы было интереснее.
Для игры лучше всего подойдет большая картинка, примерно формата А4 (Я использовала прошлогодний календарь). И, чтобы ребенку было удобнее играть, желательно, наклеить картинку и получившиеся детали на чистый лист или картон.
2. Веселые упражнения для пальчиков
Пальчиковый театр (Ozon, My-shop, KoroBoom) сам по себе очень привлекает внимание детей, редкий ребенок не захочет примерить эти хорошенькие маленькие игрушки на свои пальчики. Между тем игра с такими пальчиковыми игрушками может быть очень полезной, ведь ее можно превратить в настоящую пальчиковую зарядку! Как это сделать? Для начала наденьте себе и ребенку по одной игрушке на указательные пальчики обеих рук (впоследствии можно будет подключать и другие пальцы).
Далее договоритесь с малышом, что сейчас зверушки будут делать зарядку, либо можно разыграть любой другой простой сюжет с включением следующих движений:
- Игрушки кланяются (пальчик сгибается в фаланге);
- Кружатся (пальчик поворачивается туда-сюда);
- Прыгают;
- Ходят;
- Спят;
- Обнимаются друг с другом;
- Встают на голову;
- Ползают;
- Катаются с импровизированной горки и т.д.
- Дети, как правило, выполняют движения обеими руками одновременно. Но, когда освоитесь, можно попробовать и усложненную версию – разные движения на разных руках. Например, зверушка на одной руке прыгает, а на другой – просто спит или смотрит на первого. Или совсем сложный вариант: один прыгает, другой кружится.
Для взрослого это все может и элементарно, а вот для ребенка 2-3 лет это задачка совершенно нового уровня, это же нужно понять, как вывернуть руку, чтобы зверушка на пальчике покланялась или прилегла Получается очень полезная работа для пальчиков в увлекательной игре.
3. Подбираем болты и гайки по размерам, прикручиваем
Зайдя в магазин крепежа и прикупив там за относительно небольшую сумму набор болтов и гаек последовательно увеличивающихся размеров, вы можете получить замечательную развивающую (и в то же время очень практичную) игру, которая позволит вашему малышу:
- Развивать глазомер, подбирая к гайкам подходящие болты;
- Потренировать пальчики, освоив весьма полезный навык «вкручивания»;
- Ранжировать болты и гайки по размеру.
Нам с Тасей играть было интересно, думаю, мальчикам будет еще интереснее.
4. Игра «Подбери ключик»
Занятие аналогично предыдущему, только на этот раз мы будем подбирать ключики к замочкам и соответственно овладевать навыком открывания замков. Прикладываю фото, найденное в интернете, так как мы с Таисией в такую развивашку играли в детском клубе, а не дома. К сожалению, в представленном примере ключики и замочки не сильно отличаются по размерам, желательно, найти замочки с более заметным отличием.
Любителям маленьких ключиков и замочков также будет интересен вот такой домик с замочками от Melissa & Doug, цена на него, правда, ужасно подскочила с повышением курса доллара.
5. Выкладывать макароны/пуговицы по линиям
И еще одна игра, которую можно сделать за 2 минуты из подручных средств. Такая игра способствует совершенствованию моторики и, конечно, аккуратности. В чем суть развивашки, думаю, понятно из фото – по начерченным дорожкам аккуратно выкладываем макароны. Подойдут также пуговицы. Если вы используете материалы разных цветов, то для каждой дорожки можно определить свой цвет, тем самым добавится еще и цветная сортировка.
Один совет: чтобы сделать занятие более интересным, поставьте по краям дорожек маленькие игрушки, и объясните, что ваша миссия – построить для игрушек мост из макарон, иначе им никак не встретиться.
6. Играем с пипеткой
Еще одна простая игрушка, которая всегда есть под рукой и которая способна надолго завладеть детским вниманием, — это пипетка. Если ваш малыш еще не знаком с этим приспособлением, то начать лучше с более крупных груш и дозаторов (можно купить в KoroBoom), и при этом просто переливать воду из одной посуды в другую. Ну а когда ребенок уже уловит последовательность действий (нажать – опустить пипетку в воду – разжать пальцы и т.д.), то можно уже и задачки посложнее предлагать. Например, разлить водичку по ячейкам при помощи маленькой пипетки.
В качестве ячеек идеально подходят детали лего. Водичку для этого развивающего занятия желательно подкрасить гуашью, так будет виднее, какие ячейки уже заполнены, а какие еще нет.
Для тех, кто уже совсем хорошо освоился, можно предложить продвинутый вариант – чередовать цвет водички при заполнении рядов ячеек.
7. Вырезаем ножницами
Если вы еще не начали вырезать ножницами, то обязательно начинайте прямо сейчас! Дети это занятие просто обожают. Сначала их любовь, как правило, ограничивается простым кромсанием бумаги по краям. И это совершенно нормально, к этому нужно подготовиться, предложив ребенку большую пачку бумаги, газет или журналов, а также безопасные детские ножницы. (Кстати, можно еще вот такой полезный инструмент использовать для совершенствования навыков работы с ножницами).
И только после того, как ребенок полностью убедится в своем умении держать ножницы, он начинает интересоваться вырезанием по линиям. Совершенно идеально для этого подходят тетради «Кумон» из серии «Давай вырезать» (Лабиринт, My-shop, Ozon). Встречаются и подобные более бюджетные пособия, например, у нас еще была тетрадь из серии «Disney. Играй и учись». Таисия заинтересовалась подобными тетрадями в 2 года 3 месяца и ее уже было не оторвать
Тетради «Кумон» выстроены так, что все задания представлены в порядке возрастающей трудности и если в начале для успешного выполнения задания достаточно сделать только пару надрезов ножницами, то ближе к концу тетради линии становятся все более извилистыми и замудренными. «Кумон» замечателен также своим небольшим форматом, благодаря которому ребенку удобно удерживать вырезаемую поделку. Напоминаю также, что вы можете скачать большинство тетрадей «Кумон» вот здесь.
8. Конструкторы и кубики
Производители конструкторов, соревнуясь друг с другом, каждый год выдумывают все новые и новые разновидности строительных блоков, чтобы было проще выбирать, предлагаю вам почитать статью про конструкторы для детей от 2 лет.
9. Выкладываем простые закономерности, длинные/короткие дорожки
С помощью таких простых материалов как кубики, мозаика (вот такого типа), счетные палочки можно решать первые логические задачи, а именно:
- Выкладывать длинные и короткие дорожки, сравнивать их, считать, сколько деталей в каждой из них.
- Выкладывать широкие и узкие дорожки, сравнивать их.
- Выкладывать дорожки заданных цветов. Эта задача становится гораздо интереснее с кубиками Никитина «Сложи узор» (Лабиринт, My-shop, KoroBoom). Дело в том, что при игре с мозаикой или обычными кубиками ребенку достаточно просто выбрать красный или синий элемент из кучи. А если же он имеет дело с кубиками Никитина, у которых каждая грань окрашена в свой цвет, то ему нужно будет сначала найти соответствующую грань на кубике, а затем поставить кубик нужной стороной вверх. Вроде просто, да? Но двухлетнему малышу нужно будет немного поразмышлять:)
- Выкладывать простые закономерности. Для начала попробуйте самое простое – чередование цветов 1 через 1. Вы начинаете – малыш продолжает. Если ребенку будет это интересно, переходите к закономерностям потруднее.
И никогда не забывайте, что любое занятие можно оживить, придумав простой сюжет. Например, в данном случае вы не просто строите с малышом закономерности, а выкладываете дорожку для игрушек, чтобы они могли попасть друг к другу в гости.
10. Шнуровка-планшетик
Конечно, я уже не раз упоминала шнуровку в своих статьях. Почему я пишу про нее снова? Дело в том, что я считаю, что в 2 года ребенок переходит на новый уровень «шнуровального мастерства» Если до этого возраста малышу нравились в основном шнуровки типа «бусы», у него хорошо получилось собирать достаточно длинные цепочки деталей, надевая одну за другой на шнурок, то теперь ребенок с большой вероятностью заинтересуется шнуровкой плоского типа. Играя с такой шнуровкой, ребенок учится, во-первых, отслеживать с какой стороны дощечки на данный момент у него находится шнурок, во-вторых, пришнуровывать к нему простые детали (например, яблоки к ежику, игрушки к елке, сов к дереву), что уже не так просто, как собирать однотипные бусы.
11. Кинетический песок (Ozon, My-shop)
С недавних пор кинетический песок стал довольно популярен и, в общем-то, вполне заслуженно: он представляет собой прекрасную альтернативу обычному песку в холодное время года, увлекает детей надолго, моторику и фантазию развивает на ура.
Несмотря на то, что кинетический песок внешне похож на мокрый речной песок, по своим свойствам он существенно отличается. Он менее рассыпчат и представляет собой что-то вроде связной массы (в то же время, он не такой пластичный как тесто для лепки или пластилин). Кроме того, кинетический песок обладает «текучестью». Так, башня, слепленная из него, простояв несколько минут, потихоньку начнет расползаться, в то время как башня из обычного песка может стоять хоть весь день, пока ее кто-нибудь не разрушит. Однако, все это не значит, что кинетический песок хуже или с ним неинтересно играть!
Что мне нравится в кинетическом песке? Главное – это то, что он всегда надолго увлекал мою дочь В этом возрасте это была одна из немногих игрушек, с которой Таисия могла играть самостоятельно хоть целый час.
В игре мы используем обычные формочки для песка, строим замки для принцесс и зоопарки для животных, но больше всего, пожалуй, любим стряпать руками разные пироги и колбаски, украшать их, разрезать игрушечным ножиком и угощать всех подряд.
Сколько песка достаточно для игры? У нас 2,5 кг песка (фирмы Waba Fun) и этого объема нам пока что всегда хватало. По своим наблюдениям могу сказать, что в возрасте лет до двух достаточно и небольшого количества (до 1 кг), потом масштабы стройки увеличиваются и одним килограммом уже не обойдешься.
Что еще полезно знать о кинетическом песке:
- Песок довольно «туговат», маленький ребенок (до 2 лет) лопаткой его не покопает.
- Многие жалуются на запах от кинетического песка. Да, запах, действительно, присутствует, но уже после нескольких дней использования существенная его часть выветривается, и он становится почти неощутим.
- Если песок оставить не закрытым, он не высыхает.
- Кинетический песок не боится воды. При попадании воды, достаточно просто просушить песок, разложив на газетку.
На этом все. Следующая статья будет или про развивающие книги для детей от 3 лет или про сенсорные коробки для сюжетно-ролевых игр, еще не определилась:) Что опубликовать сначала?
Искренне ваша, Яна Разначенко
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 ЛЕТ ДОМА. ЧАСТЬ 1
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ + ВИДЕО
КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К ГОРШКУ
Источник
Каждая мама сталкивается с тем, что часто слышит о важности развития мелкой моторики. Но не все мамы и папы понимают смысл этих занятий. Некоторые даже не знают, что заключает в себе такое понятие.
Развитие мелкой моторики у детей происходит посредством игр и упражнений. Для двухлеток она имеет определенные отличия.
Так как же развивать мелкую моторику у детей 2 лет — рассказываю в этой статье.
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика представляет собой скоординированные действия мышечной системы в совокупности с костной и нервной.
Часто они сочетаются со зрением при мелких движениях пальцев рук и ног, а также кистей.
Сначала младенец рассматривает свои руки, потом пытается ими управлять, чтобы дотянуться и захватить игрушку. У него развиваются навыки перекладывания предмета из одной руки в другую.
Во время прикорма, когда малыш пробует аккуратно, пальчиками захватить кусочек еды — это тоже оттачивание мелкой моторики.
Читайте полезную статью Как научить ребенка кушать самостоятельно>>>
Специальные игры и упражнения с малышом: пальчиковые игры —
знаменитые «ладушки» или «сорока-ворона» — это тоже про развитие моторики малыша.
По сути, развитие мелкой моторики у ребенка до года, проходит в ежедневном взаимодействии и тесном контакте с ним, выборе правильных игрушек и игр.
Как воспитывать и развивать малыша до года, смотрите в интернет-курсе Мой любимый малыш>>>
Зачем развивать мелкую моторику?
Ученые давно выявили взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи. Это происходит из-за того, что их центры в мозге располагаются близко друг к другу.
Важно! Когда работают пальцы рук, активизируется речь. Это самый основной аргумент, объясняющий важность развития моторики.
Читайте интересную статью Когда ребенок начинает говорить>>>
Помимо этого, упражнения для пальцев рук:
- делают их более ловкими;
- формируют почерк человека;
- скорость реакции.
Ребенок, с которым занимались, будет хорошо мыслить логически и иметь отменную память, а также уметь концентрировать внимание.
У него будет развито:
- Воображение;
- Наблюдательность;
- Связная речь.
Ребенок, который ловко работает пальцами, быстро научится говорить, будет иметь хорошую подготовку к школе.
Читайте также Ребенок не говорит в 2 года>>>
Дети, с которыми не проводили упражнения по развитию мелкой моторики, быстро устают, их внимание рассеивается, они тревожны.
Им сложно что-то начертить в альбоме, обвести фигуру. Следовательно, в школе у них будет низкая успеваемость.
Развивая подвижность пальцев, можно не только стимулировать речь ребенка, но и исправить речевые дефекты.
Важно улучшать мелкую моторику рук с раннего возраста еще и потому, что в дальнейшем детям нужно будет:
- самостоятельно одеваться (читайте статью по теме Как научить ребенка одеваться самостоятельно>>>);
- застегивать пуговицы;
- держать столовые приборы;
- письменные принадлежности.
Им придется завязывать шнурки, рисовать и писать.
Развитие мелкой моторики происходит у каждого ребенка по индивидуальным темпам. Сначала их движения неловкие, неуклюжие.
Чтобы их развить, следует организовывать игровую деятельность, направленную на работу с пальчиками.
Как развивать мелкую моторику у ребенка 2 лет: практика
Развитие мелкой моторики происходит с помощью многих способов. К ним относятся:
- Пальчиковые игры;
- Занятия с мелкими предметами;
- Массаж пальцев;
- Лепка и рисование.
К пальчиковым играм относятся: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Мальчик-с-пальчик», «Коза рогатая» и другие смешные потешки, которые всем рассказывают в детстве.
Важно! Они создают благоприятную атмосферу и мотивируют подражание взрослым. А также учат слышать их и понимать смысл сказанного.
У малышей развивается фантазия и воображение, улучшается подвижность и гибкость пальцев.
Действия с предметами развивают мелкую моторику рук у детей еще эффективнее:
- игрушки-шнуровки и пирамидки (читайте интересную статью С какого возраста ребенок начинает собирать пирамидку>>>);
- кубики и вкладыши;
- магнитные фигуры и мозаика;
- конструкторы и пазлы — развивают глазомер, логическое и образное мышление.
А также, воображение, память, внимание и фантазию. Дети запоминают к тому же цвета и формы.
Игры с такими предметами тренируют:
- Усидчивость ребенка;
- Аккуратность;
- Терпение.
А также мотивируют на достижение цели.
У каждой мамы есть дома бусы и пуговицы. Любой ребенок будет увлеченно перебирать их пальчиками, сортировать по цвету или форме.
Возможно, пуговиц и нет, но есть крупы. В емкость насыпьте макароны, гречку или горох. Пусть это будет со временем две или три миски сразу с разнообразным материалом.
Ребенок будет манипулировать с ним: перебирать пальцами, пропускать сквозь них. Такие действия эффективно развивают тактильные ощущения и мелкую моторику.
Важно! Играя в подобные игры, внимательно следите, чтобы ребенок не засунул крупинки в нос или ухо.
Читайте также полезную статью Безопасный дом для малыша>>>
Детей заинтересует игра, в которой мама будет прятать в банке с крупой мелкую игрушку, а потом просить искать ее. Так они будут щупать материал, и развивать тактильные ощущения.
Еще одна разновидность игры с крупами — это банка с крышкой, которую ребенок сможет открыть, положить горошину, например, и закрыть.
Ловкость пальцев разовьет такое занятие, как закручивание крышек на бутылках и раскручивание.
Для развития мелкой моторики могут даже не потребоваться специальные игрушки. Достаточно предложить ребенку застегнуть пуговицы на пальто или куртке, затем их расстегнуть.
Самый простой способ, как развивать мелкую моторику в 2 года — это массаж ладошек. Поглаживайте их своими пальцами, разминайте его фаланги, обе стороны кисти и предплечье тоже.
Движения могут быть по направлению вверх и вниз, вдоль и поперек, спиралевидными.
Рисовать и лепить можно любыми средствами. Насыпьте песок или манную крупу на поднос.
Обхватите палец ребенка своей рукой и направляйте им, показывая как нужно рисовать линии, круги, квадраты.Потом дайте ему проявить самостоятельность.
Увлекательным станет рисование красками, но не кистью, а подушечками пальцев.
Сейчас продаются разнообразные доски для рисования маркерами и мелками.
Рисовать на вертикальных поверхностях полезно ребенку. Дайте ему в руки трафарет, чтобы он обводил картинки и закрашивал их.
Для лепки подходит пластилин и тесто. А особенно интересно детям заниматься лепкой с глиной. Предложите ребенку слепить колобка или пирог для куклы.
Читайте также полезную статью Как научить ребенка лепить из пластилина в 2 года>>>
Помимо перечисленных методов развития мелкой моторики, есть еще несколько интересных упражнений.
Дайте ребенку ненужные листы бумаги. Пусть он их рвет, мнет — это доставит ему большое удовольствие. Отлично подойдет и журнал. Малыш сначала с интересом будет перелистывать страницы, а потом их рвать.
Важно! Выбирайте методы развития мелкой моторики, учитывая индивидуальные возможности ребенка.
Слишком простой или слишком сложный способ отобьет у него желание заниматься. Помогайте ему, если малыш в чем-то испытывает затруднение, хвалите, когда все получается.
Лишние предметы уберите с поля зрения во время игр с пальчиками, чтобы они не отвлекали ребенка.
После завершения занятий уберите игрушки, с которыми развивали мелкую моторику. Если ребенок будет постоянно играть с ними, он потеряет к ним интерес, и на занятии не захочет ими манипулировать.
Читайте также Как научить ребенка убирать игрушки>>>
Упражнения отрабатывайте от простого к сложному. Не переутомляйте малыша, иначе в следующий раз он отвергнет развивающие занятия.
Таким образом, важно начинать занятия по развитию мелкой моторики с раннего возраста. Сначала это будут игры в «Ладушки», потом манипуляции с мелкими предметами.
Следите, чтобы он не проглотил мелкие детали!
Развивающие занятия улучшают речь ребенка, подготавливают к учебе в школе.
Занимайтесь систематически, тогда станет заметно, как развиваются движения ребенка и как он начинает лучше говорить.
Читайте также:
- Сколько должен спать ребенок в 2 года?
- Каких врачей нужно проходить для детского сада?
- Как научить ребенка чистить зубы?
Источник