Развитие ловкости у ребенка 5 лет
Современная жизнь диктует свои правила не только взрослым, но и детям дошкольного возраста. Чтобы не отставать и быть всегда успешными, детям необходимо уметь быстро реагировать на смену условий, переключая внимание. Это касается быта, игр, спортивных соревнований – ребенку просто необходимо быть ловким, чтобы выходить победителем в любой ситуации.
С самого рождения малыша родители внимательно отслеживают изменения его физического развития, сравнивая имеющиеся показатели с нормами. Для них на этом этапе развития имеет значение все, начиная с того, с какого возраста и сколько времени может удерживать головку кроха, и заканчивая возрастом, когда он научится уверенно ходить и бегать.
Отслеживая достижения ребенка, только редкие родители действительно понимают, насколько непросто все это дается малышу и как многое здесь зависит от того, на каком этапе развития у него находится ловкость.
Некоторые родители трагично разводят руками, констатируя тот факт, что от природы их ребенок неуклюжий и неловкий. Другие же с гордостью говорят о том, какой энергичный, быстрый и ловкий у них малыш. Большая часть родителей списывают заслуги и недостатки малыша на наследственность, считая, что не могут повлиять на ситуацию. На самом же деле ловкость — это качество, которое можно и нужно развивать в дошкольном возрасте. Как это делать и что нужно знать? Об этом ниже.
О ловкости
Ловкость — это качество человека, которое заключается в его умении быстро усваивать новые движения и их сочетания, меняя свое поведение в зависимости от изменяющихся условий максимально быстро и правильно.
Учитывая ритм современного мира, можно отметить, что прожить в нем успешным, достигающим целей человеком без ловкости будет непросто. Именно поэтому родители и педагоги должны проявить инициативу и начать работать над развитием ловкости у детей в дошкольном возрасте, когда основные качества у них только начинают формироваться.
Ловким можно считать ребенка, который умеет быстро выполнять правила подвижной игры и дополнительные задания, учитывая изменяющиеся условия. Например, это может быть игра на основе челночного бега или бега змейкой, прыжки с разного рода продвижениями и пр.
Кроме того, ловким считается ребенок, который справился с выполнением задания быстрее других детей. Малыш может быстро залезть и слезть с лестницы, быстрее всех добежать до цели с препятствиями, помочь команде во время проведения эстафеты, приведя ее е победе.
Нужно понимать, что ловкость — это не только скорость реакции. В некоторых случаях нужно проявить смекалку или сделать паузу, чтобы сконцентрироваться на определенном действии. Развитие ловкости особенно необходимо в случае с детьми, которые планируют принимать участие в спортивных соревнованиях.
Как правило, действительно ловкий ребенок умеет быстро оценить ситуацию и выполнить действие с учетом силовых, пространственных и временных характеристик. Дошкольник может попасть в цель мячом, сохраняя равновесие, пройти по бревну, устоять на одной ноге и пр. Чтобы усовершенствовать такие навыки, необходимо заниматься с ребенком дошкольного возраста, вводя в его жизнь подходящие для развития ловкости упражнения.
Как улучшить ловкость дошкольника?
Есть два основных пути, следуя которым, можно улучшить показатели ловкости у ребенка.
- Ввести в его жизнь новые упражнения для развития ловкости, постепенно их усложняя.
- Усложнять уже знакомые ребенку упражнения, изменяя привычные условия для их выполнения.
Каким образом осуществлять развитие ловкости у ребенка дошкольного возраста? Есть эффективные методы.
- Попробуйте изменить исходные положения во время выполнения традиционных упражнений, например, изменив положение рук или ног во время выполнения обычных движений в ходе утренней гимнастики.
- Измените скорость и ритм выполнения упражнения, практикуя ритмические сочетания разного рода, изменяя последовательность элементов.
- Изменяйте методы выполнения упражнения, предлагая ребенку поэкспериментировать, меняя опорные ноги, положение рук, угол наклона тела, добавляя перевороты и пр.
- Введите в работу дополнительные предметы, различные по фактуре, массе, форме, предлагая ребенку сочетать действия с ними с движениями тела во время выполнения упражнений. Это будет способствовать совершенствованию координации.
- Интересный вариант для детей дошкольного возраста — это коллективное выполнение упражнения, например игра в «гусеницу» или практика бега «на трех ногах».
- Сочетайте основные движения с дополнительными, предлагая ребенку, например, прыгать на скакалке, совершая определенные движения руками и ногами, работать с мячом с хлопками или притопыванием.
- Применяйте разного рода подвижные игры, ускоряющие развитие ловкости у ребят дошкольного возраста.
Ловкость и способность удерживаться на ногах независимо от позы и движений связаны между собой. Поэтому работать нужно и над совершенствованием координации, развивая четкость мышечных ощущений и внимания.
Тестирование ловкости
Проверять показатели ловкости должен опытный специалист, который сможет провести ряд физических упражнений и зафиксировать результаты для последующего их анализа. Как правило, речь идет о челночном беге на время. Принимая во внимание тот факт, что в проверке будут участвовать дети дошкольного возраста, тест нужно проводить в игровой форме с использованием кубиков, которые ребенок по очереди будет относить на скамейку.
Интересное задание — с флажками, которые также нужно будет оббегать на время. Достаточно будет 8 флажков на расстоянии метра друг от друга на общей дистанции длиной в 10 метров.
На основании полученных результатов можно будет сделать вывод о том, насколько гармонично протекает развитие ловкости у ребенка.
Работа над развитием ловкости в детском саду
В детских садах воспитатели также могут стимулировать развитие ловкости у детей, делая акцент на совершенствовании их двигательных навыков с помощью физических упражнений, оздоровительных процедур. Отличная возможность улучшить ловкость у ребенка дошкольного возраста — это подвижные игры, не требующие какой-то специальной подготовки. Игры должны быть простыми, понятными, вовлекающими в работу как можно больше мышц.
Такие игры, помимо развития ловкости, будут способствовать:
- тренировке вестибулярного аппарата;
- профилактике нарушений осанки и зрения;
- уменьшению утомления;
- созданию психофизиологического комфорта.
Нужно понимать, что в течение всего дошкольного периода физические качества напрямую связаны с умственной деятельностью. Чтобы усилить развитие ловкости у ребенка дошкольного возраста, нужно постоянно активизировать его умственную деятельность в ходе выполнения физических упражнений.
Умственная деятельность включает в себя:
- знания;
- познавательные процессы;
- умственные действия;
- эмоционально-волевые проявления.
Как развивать ручную ловкость?
В дошкольном возрасте за развитие именно ручной ловкости в большей степени отвечают игры с использованием мяча. Нужно понимать, что речь идет о дошкольниках, поэтому, выполняя такие игры и упражнения, нужно учитывать некоторые нюансы:
- Движения должны осваиваться ребенком в умеренном, комфортном для него темпе, чтобы он понимал, что от него требуется, и мог устранять дефекты в технике выполнения.
- Продолжительность действий должна быть сокращена настолько, чтобы к окончанию их выполнения ребенок не уставал. Например, дистанция для бега не должна быть более 30 метров, число повторов — не более 12 раз, а продолжительность непрерывного бега — не более 10 секунд у детей младшего дошкольного возраста и не более 20 секунд у детей старшего дошкольного возраста.
- Упражнения должны быть разнообразными и интересными, с использованием усложнений, дополнительных предметов, с изменением интенсивности. Это нужно для того, чтобы у детей дети не закрепляли так называемый «скоростной барьер», сложно преодолеваемый в будущем.
Еще одно крайне важное условие для выполнения упражнений, направленных на развитие ловкости — это оптимальное состояние ЦНС, которого можно добиться, только если ребенок не был переутомлён ранее. То есть упражнения и игры на развитие ловкости лучше ставить в начале занятия или прогулки, пока дети не устали.
Особенности двигательной деятельности у старших дошкольников
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) дети начинают иначе относиться к поставленным задачам. Они стараются сделать все возможное, чтобы улучшить качество их выполнения.
Двигательная активность становится разнообразной: дошкольники уже владеют целым рядом движений и пытаются освоить новые способы выполнения упражнений, стараются быть более самостоятельными и даже выступают инициаторами создания мини-групп по интересам.
Движения у детей после пяти лет преднамеренные и осознанные. Они отлично понимают, чего от них хочет воспитатель и что нужно сделать для того, чтобы выполнить задание. Дети этого возраста с интересом вникают в особенности новых упражнений, пытаются понять алгоритм их выполнения, стремятся к высоким результатам. Сравнивая собственные движения с движениями сверстников, дети учатся строить связь между типом движения и полученными результатами.
Многие дошкольники в этом возрасте по собственной инициативе неоднократно повторяют упражнение с целью опередить по результатам сверстника, не замечая на своем пути трудностей. Двигательные качества совершенствуются, что позволяет говорить о создании подходящей основы для развития работоспособности.
В свою очередь это позволяет ребенку совершенствовать приобретенные навыки, искать новые способы и решения для усвоения сложных в отношении координации упражнений, стимулируя таким образом развитие быстроты и ловкости.
Для старших дошкольников совершенно нормально стремиться к совершенствованию деятельности, желать научиться чему-то новому, получить признание и уважение старших и сверстников. Нередким в этом возрасте является и соперничество, а также негативное отношение к детям, которые не могут так же хорошо выполнять задания.
Как развивать ловкость у старших дошкольников
Развитие ловкости в этом случае имеет свои особенности, которые связаны в основном с необходимостью начинать подготовку детей к поступлению в школу. У старших дошкольников уровень физической подготовки уже довольно высок. Их движения осознанные, координированные, имеют преднамеренный характер. Дети уже могут не просто выполнить упражнение так, как показывает воспитатель, а способны представить выполнение со слов или даже объяснить самостоятельно с оценкой собственных действий.
В случае со старшими дошкольниками кроме ловкости необходимо работать и над развитием координации, таким образом стимулируя развитие двигательных навыков у ребенка. Именно в этом возрасте нужно, помимо классических физических упражнений, вводить в жизнь детей активные подвижные игры, включая эстафеты, позволяющие улучшить развитие быстроты, находчивости и, конечно, ловкости.
В заключение отметим, что понятие ловкости у детей обусловлено в первую очередь двигательным опытом, а только потом уровнем двигательных навыков. Ребенок считается ловким в том случае, если он быстрее и увереннее других усваивает новые упражнения и движения, принимая во внимание условия деятельности.
Правильные задачи и их последовательное выполнение позволят улучшить показатели скорости и ловкости у детей дошкольного возраста, подготовив их к учебным занятиям по физической культуре в школе.
Источник
Татьяна Матвеева
Развитие ловкости у детей 5–6 лет в соревновательных играх
Матвеева Т. Ю.
ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары
Научный руководитель:
старший преподаватель Л. Л. Ильина
Развитие ловкости у детей 5 – 6 лет в соревновательных играх.
Поиск новых путей решения проблемы развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности связан с необходимостью изучения закономерностей, методологических и методических условий совершенствования процесса развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности.
В разработке содержания и методики разных форм организации физического воспитания важную роль сыграли работы Л. В. Артамоновой [17], Е. Н. Вавиловой [5], М. М. Конторович [8], Л. И. Михайловой [13], Н. А. Ноткиной [10], Т. И. Осокиной [14], Н. В. Полтавцевой [13], Э. Я. Степаненковой [14], Е. А. Тимофеевой[16], В. Г. Фролова[15], Г. П. Юрко[17] и др.
Существует множество форм и методов развития ловкости у детей: подвижные игры, соревновательные игры, спортивно — оздоровительные досуги, занятия по физическому развитию. В процессе разнообразных форм организации происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, но и их закрепление, и совершенствование, формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка. В исследованиях Е. Н. Вавиловой [6] по развитию ловкости, подчеркивается необходимость более широкого использования ходьбы, бега, лазания, катания на велосипеде и т. д. Именно в основных движениях участвует большое число мышечных групп, что способствует всестороннему физическому развитию и воспитанию. Достоинствами применяемых движений являются их динамизм, простота, возможность использования в различных играх.
Таким образом, основываясь на анализе теоретических источников, нами установлено противоречие между объективной потребностью в развитии ловкости у детей 5 6 лет, и уровнем практической разработанности данной проблемы.Выявленное противоречие обуславливает постановку проблемы: каковы педагогические условия развития ловкости у детей 5 6 лет?
Целью данной исследовательской работы стало выявление педагогических условий развития ловкости у детей 5 – 6 лет в соревновательных играх.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 9» г.Чебоксары Чувашской Республики с детьми двух групп в количестве 40 человек: 20 детей экспериментальная группа (ЭГ,
20 детей контрольная группа (КГ).
В ходе эксперимента были использованы следующие методики: «Подбрасывание и ловля мяча» и «Челночный бег» М. А. Руновой [11].
Анализ результатов по первой методике («Подбрасывание и ловля мяча») показывает, что большинство детей обеих групп имеют высокий и средний уровни развития умений в составлении сюжетного рассказа по серии сюжетных картинок. Низкий уровень зафиксирован у 25% испытуемых из общего числа обследованных.
Изучения данных диагностик показывает, что результаты детей ЭГ и КГ примерно одинаковые. Высокий уровень в ЭГ зафиксирован у 6 детей (30%, в КГ этот показатель чуть ниже, он обнаружен у 5 детей (25%). Эти дети принимали правильное исходное положение и сохраняли его. Движения у этих детей были точные, координированные при броске и ловле мяча. При ловле мяча хорошо ориентировались в пространстве, не наталкивались на других детей, сохраняли равновесие тела в движении и в статическом положении. Для этих детей была характерна высокая скорость реакции при ловле мяча.
Средний уровень в ЭГ показали 9 детей (45%, а в КГ – 10 детей (50%).
Эти дети правильно принимают исходное положение, но не сохраняют его до конца выполнения задания. Движения у них точные, координированные при бросании мяча. Однако, при ловле мяча допускают ошибки, теряют мяч. Ориентируется в пространстве, но не всегда сохраняет равновесие тела. Например, у Саши Ч. (ЭГ) реакция не всегда была высокой, она отвлекалась на дополнительные раздражители.
Низкий уровень в обеих группах показали по 5 детей (25%). Нужно отметить, что дети принимают исходное положение, но не сохраняют его. Им характерна низкая координация движений, движения при ловле мяча не точные. Дети часто теряют мяч, у них отсутствует хорошая пространственная ориентировка. Положение тела сохраняют только в статическом положении, в движении теряет. Скорость реакции при ловле мяча низкая.
Для определения уровня развития способности быстро и точно перестраивать свои действия у детей 5- 6 лет нами использовалась методика «Челночный бег» (М. А. Рунова [11]).
Данные, полученные в результате проведения методики «Челночный бег», свидетельствуют о том, что высокий уровень сформированности способности быстро и точно перестраивать свои действия продемонстрировали 4 ребёнка в ЭГ(20%) и 6 в КГ(30%). Дети, показавшие высокий уровень, умеют быстро и точно перестраивать свои действия при беге. Обегают каждый кубик, не задевая его. Ребята сохраняют правильное положение тела во время бега. Движения у них точные, координированные. При беге дети хорошо ориентируется в пространстве, скорость реакции при этом высокая
Средний уровень зафиксирован у большинства участников эксперимента – 10 детей в ЭГ (50%) и 9 детей в КГ (45%). Например, Никита С. (ЭГ) быстро и точно перестраивал свои действия при беге. Он обегал каждый кубик, но задел некоторые из них. Ребёнок сохранял правильное положение тела во время бега. Движения его были точными, координированными. При беге хорошо ориентировался в пространстве, но не всегда ему удавалось сохранить равновесие тела. Скорость реакции была не всегда высокая, мальчик отвлекался на дополнительные раздражители.
Низкий уровень продемонстрировали 6 детей в ЭГ(30%) и 5 детей в КГ (20%). Например, Аня И. (КГ) не сумела быстро и точно перестроить свои действия при беге. Обегала не каждый кубик, задевала некоторые из них. Девочка не сохраняла правильное положение тела во время бега. Движения её были нескоординированные, отсутствовала хорошая пространственная ориентировка.
Мы посчитали необходимым определить итоговый уровень по сумме двух методик.
На основе полученных данных, по обозначенным выше методикам, можно судить о том, что высокий уровень ЭГ показывает у 25 % испытуемых – 10 детей, а в группе КГ – 11 детей, что составляет 27,5 %. В среднем уровне в обеих группах составляет – 47,5 % по 19 испытуемых. Низкий уровень по двум методикам ЭГ показаны у 27,5 % – 11 детей, а в КГ даны у 25 % – 10 детей. Констатирующий этап экспериментального исследования показал, что дети старшего дошкольного возраста способны правильно выполнять предложенные им упражнения, координировать свои движения и прилагать точные мышечные усилия. Однако, нужно отметить, что многие дети столкнулись с некоторыми трудностями, которые связаны именно с недостаточным развитием у них ловкости.
Поэтому у старших дошкольников нужно продолжать формировать ловкость, применяя соревновательные игры.
Список литературы
1. Вавилова, Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость / Е. Н. Вавилова. –Москва : Просвещение,1981.
2. Ильина, Л. Л. Современные подходы к организации двигательной активности детей дошкольного возраста / Л. Л. Ильина //Культурогенезные функции образования : развитиеинновационных моделей : сборник научных трудов. – Чебоксары, Чуваш. гос. пед. унт, 2015.
3. Рунова, М. А.Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ / М. А. Рунова. –Москва: МозаикаСинтез, 2004.
4. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие / Э. Я. Степаненкова. –Москва: Воспитание дошкольника, 2006.
Источник