Развитие любознательности при подготовке ребенка к школе

Библиографическое описание:

Вешневицкая О. В., Карачевцева Н. Н. Подготовка дошкольников к школе через развитие познавательной активности [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 65-68. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/991/ (дата обращения: 15.03.2020).

Проблема готовности ребёнка к школе существовала
всегда, но была сформулирована как проблема несколько десятилетий
назад. Понимание этого вопроса постоянно уточняется и
конкретизируется.Подготовка к школе – процесс сложный и
многослойный, включающий в себя разнообразные компоненты. Сначала
основное внимание было сосредоточено на том, какие именно знания и
навыки необходимо давать дошкольникам, в настоящее время на первое
место выдвинут вопрос — какие условия нужно создать для обеспечения
эффективного поступательного развития ребёнка, его осознанного умения
использовать разные способы и приёмы познания. Это не только
формирование умственных способностей дошкольников, но и развитие
познавательной активности, умения целенаправленно осуществлять
элементарную интеллектуальную и практическую деятельность.Основой
является развивающее обучение, то есть такое обучение, содержание,
методы и формы организации которого ориентированы на закономерности
развития ребенка, в частности на его самостоятельность и активность.
Чтобы помочь ребенку подогнать не его индивидуальность под школьную
норму, а наоборот, нужен веер допустимых образцов в пределах данной
нормы. При этом условии ребенок обретает чувство собственного
достоинства, уверенность, избавляется от излишней тревоги. Развивая у
ребенка навыки общения и сотрудничества, попутно решаются проблемы
эмоционального неблагополучия детей на этапе дальнейшей адаптации к
школе. Соединение привычной дошкольной и школьной среды облегчает и
обеспечивает ребенку переход от дошкольной жизни к школьной. Практика
показала, что перспективным и важным является проблемно –
поисковый метод обучения дошкольников. В процессе решения проблемной
ситуации происходит обучение ребенка путем использования известных
способов действия, перенесенных в незнакомые условия. Нередко для
получения ответа требуется открытие нового способа, в этом случае
ребенок может идти путем проб. При этом дети пользуются двумя видами
поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе ) и
мыслительными ( обдумывание хода, предугадывание результата,
предположение решения). Все это дает основание для утверждения
возможности приобщения дошкольников к элементам творческой
деятельности.

Обучение детей наиболее продуктивно, если оно идет в контексте
практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при
которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимы им,
так как помогают решать практическую задачу , а потому усваиваются
легче , быстрее.

Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не
столько определенные знания, сколько умение последовательно и
логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться.
Познавательный материал используется в определенной системе,
основанной на следующих принципах:

  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный
    возрасту баланс интеллектуальной нагрузки.

  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

  • Дифференциальный подход к каждому ребенку, максимальный учет его
    психологических особенностей, возможностей и интересов.

  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса.

  • Опора на жизненный опыт ребенка.

  • Позитивный центризм – отбор знаний , наиболее актуальных для
    ребенка данного возраста.

В процессе работы решается целый комплекс задач:

  • создание условий для благоприятной адаптации к
    школьному обучению;

  • включение в работу системы непрерывного обучения дошкольников, в
    основе которой лежит идея интеграции. Интеграция – процесс, в
    ходе которого разобщенные элементы посредством синтеза объединяются
    в целостную систему;

  • формирование психологической готовности к школе;

  • развитие познавательной активности, любознательности, стремления к
    самостоятельному познанию размышлению;

  • преодоление интеллектуальной пассивности у детей посредством
    создания и решения проблемных ситуаций.

  • формирование навыков решения проблемных
    ситуаций, самостоятельного поиска ответов;

  • развитие познавательного интереса и понимания наглядно выраженных
    связей: временных, пространственных, функциональных,
    причинно–следственных; а так же умения пользоваться схемами,
    моделями.

При выборе способов воздействия необходимо учитывать
следующие рекомендации по развитию познавательной активности:

1. Предоставление ребенку возможности свободного выбора деятельности.
Это обеспечит личную значимость того, что он делает.

2. Позитивная мотивация для той или иной деятельности. Для ее
формирования необходимо постоянное подтверждение правильности
действий ребенка, а так же создание ситуации успеха.

3. Игры и упражнения, используемые в ходе обучения, должны
соответствовать его целям и предмету осознания.

4. Предлагаемый детям материал для осознания и усвоения должен быть
эмоционально окрашен, удобен для зрительного восприятия ( выделен
цветом, графически обозначен т.д.)

5. Необходимо учитывать двуплановость деятельности: ее внешнюю
сторону ( предметные действия, манипуляции ) и внутреннюю ( процессы,
происходящие в сознании ).

6. Доминировать должны действия и рассуждения самих детей, а не
взрослого.

7. Необходимо побуждать детей к самостоятельному поиску ответов на
возникающие ответы.

8. Показателем успешного обучения предлагаемого материала будет
перенос ребенком усвоенных навыков в повседневную жизнь и
использование в различных ситуациях.

Обязательным элементом образа жизни старших
дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в
проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами,
увеличительными стёклами), в развивающих играх, головоломках.

Для развития у детей интереса к окружающему, пытливости,
любознательности используются занятия с экспериментированием,
подталкивающие детей к активной поисковой деятельности, где они могут
длительно сосредотачиваться на интересующей их проблеме: изучать
жизнь муравейника, экспериментировать с водой, с предметами,
придумать новые конструкции. При этом они задают много вопросов,
пытаются самостоятельно найти решение, высказывают оригинальные
догадки, предположения, иными словами, проявляют творческое отношение
к объекту и процессу познания. Интеллектуальная и практическая
деятельность ребёнка на занятии должна быть разнообразна. Однообразие
информации и способов действия быстро вызывают скуку, и снижает
активность. Необходимо постоянно менять формы вопросов, заданий,
стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу
напряжённой коллективной работы. Использовать игровые приёмы,
например: «Что предмет расскажет о себе?». Принимая на
себя роль предмета, ребёнок от его имени рассказывает, какой он, что
умеет делать и даже какой у него характер (мяч – весёлый,
карандаш – трудолюбивый, ножницы – смелые и т.д.).
Большой интерес у детей вызывают проблемные ситуации типа «Нравится,
– не нравится. Что можно изменить?». В таких ситуациях
дети, рассматривая знакомый предмет, сначала рассказывают о тех его
свойствах, функциях, которые им нравятся, а затем, поглядев на
предмет с другой стороны, выясняют, какие на их взгляд, он имеет
недостатки, что их не удовлетворяет в нём, что нужно изменить, чтобы
предмет стал лучше. После этого ребята придумывают новый предмет, у
которого нет указанных недостатков (например: автомобиль – его
достоинства и недостатки, затем изобретение нового автомобиля, с
которым им хотелось бы играть). Постоянно вовлекать детей в
разнообразную поисковую деятельность и экспериментирование. (Какие
семена дадут всходы, проращенные или нет? Какие из срезанных веток
распустятся быстрее: поставленные в холодное место или в тёплое?).

Особое место в работе занимает использование фантастических образов,
небылиц, «перевёртышей». Дети сравнивают небылицы со
своим опытом и стремятся рассуждать и спорить, и доказывать. Важно
использовать на занятиях речевые логические задачи, рассказы-загадки,
решение которых развивает способность выделять существенное,
самостоятельно подходить к обобщениям: «Почему деревья белые?»,
«Удивительные капельки», «Летом», «Кто
где зимует», «Разноцветные кораблики». И предметы,
побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности –
это таинственные схемы-знаки «Найди указанное место»,
«Остров в океане»; зашифрованные записи – с помощью
слов, картинок, знаков; кодовые замки для решения игровой ситуации
(шифровка чисел); логические цепочки «Продолжи ряд», в
основе выполнения которых лежит сериация, нахождение закономерности.
Игры «Найти фигуру», «Где спрятана простая фигура»,
способствуют умению вычленить из сложной фигуры заданную простую.
Использование лабиринтов различной конфигурации в работе с детьми
способствует повышению уровня заинтересованности детей. Для
совершенствования интеллектуальных умений детей предлагаются
упражнения, направленные на наглядные определения сходства и
различия, а также нахождение закономерных отношений путём
умозаключения. На одних и тех же рисунках сначала найти одинаковые
изображения, а затем пару с одним отличием. Дети очень любят
словесные головоломки (Вова решает задачи лучше, чем Коля. А Коля
лучше, чем Миша. Кто решает лучше всех? – Вова). Эти
головоломки могут быть как на сравнение, так и на различие и
совмещение, и на отрицание тоже.

Обучение дошкольников немыслимо без использования занимательного
математического материала:

  1. математические развлечения (загадки,
    задачи-шутки, кроссворды, «Танграм», «Пифагор»,
    «Колумбово яйцо» и т.д.).

  2. математические игры, в которых смоделированы математические
    построения, отношения, закономерности («Чудо-мешочек»,
    «Что изменилось?», «Чем отличается» и др.).

  3. дидактические игры и упражнения, основное назначение которых –
    обеспечить упражняемость детей в умении различать, выделять,
    называть множество предметов, чисел, геометрических фигур и т.д., а
    так же возможность формировать новые знания, знакомить детей со
    способами действий («Найди такой же», «Угадай-ка»,
    «Расскажи про свой узор», «Разное –
    одинаковые»).

Большое значение в подготовке к школе имеет
произвольное внимание. Для его совершенствования используются
различные игры и упражнения («Вам барыня прислалатуалет»,
«Что изменилось», «Найди одинаковые предметы»,
«Найди отличия», «На что похожа мелодия» и
т.д.). Игра, с одной стороны, происходит на непроизвольном уровне,
потому что играть всегда весело, интересно, легко, это то, что
нравится. С другой же стороны – всякая игра есть испытание
воли, действие, подчиненное правилу, а значит, и способ сформировать
произвольность. Многие задания построены в виде соревнования двух и
более игроков – это создает дополнительный игровой момент,
большую эмоциональную вовлеченность. Интерес – самый лучший
стимул для занятий, он помогает ребенку развиваться по-настоящему
творческой личностью и дает ему возможность получать радость от
интеллектуальных занятий.

Немаловажно стабильное использование в работе с детьми развивающих
заданий и игр, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти,
мышления и воображения, целенаправленных и произвольных форм
поведения, дидактических игр на конструирование. Существенным
условием развития познавательной активности ребёнка,
самостоятельности его мышления является умение отстаивать своё мнение
в спорах с другими детьми. Эти споры должны носить конструктивный
характер и не сводиться к выяснению межличностных отношений. Главное
в них – обсуждение возможных решений общей задачи.

Любознательность, активность, самостоятельность – вот качества,
необходимые ребёнку для успешной учебной деятельности. Именно они
являются залогом познавательной активности, интереса к учёбе,
способности к самостоятельному поиску.

Литература:

  1. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих
    первоклассников,/Е.П. Арнаутова, Г.Г. Зубова, Л.А. Ермакова.—
    М.:2006.

  2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей , или как
    научиться понимать своего ребенка.—М.: АСТ-ПРЕСС,1999.

  3. Мир детства. Дошкольник/ Под ред. А.Хрипковой–М.:1989..

  4. Алябьева Е.А. Коррекция развития интеллекта дошкольников.—
    М.,2001.

  5. Дубровина И.В. Готовность к школе.— М.,2001.

  6. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества (место игры в интеллектуальном
    развитии дошкольника).—М.,ЛИНКА-ПРЕСС,2006.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, познавательная активность, игра, ситуация, решение, развитие, предмет, занятие, самостоятельный поиск ответов, умение.

Похожие статьи

Проблемная ситуация как условие развития познавательной

Ведь особенность здоровой психики ребенкапознавательная активность.

Известно, что решение проблемных ситуаций дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при…

Развитие познавательной активности детей через развивающие игры

В занятиях по развитию речи игры: на развитие умения «вглядываться» в предмет, явление; на умение делать умозаключения и предположения.

Особенности развития познавательной активности дошкольников

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на…

Познавательные способности детей дошкольного возраста как…

Развитие познавательной активности детей через развивающие игры: ‒ Развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение

Особенности развития познавательной активностиребенок, познавательная активность детей, воспитатель, занятие, предмет

Развитие познавательной активности дошкольников средствами…

Вопрос — ответ. Отзывы и защиты наших авторов.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, познавательная активность, задача, логическое мышление, ребенок, способность, развитие, детский сад, индивидуальный подход, Участие родителей.

Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой…

Для развития воображения в игре, ребёнка научили замещать один предмет другим и

Для развития игры мы формируем умение принимать игровые задачи, затем ставить и самому их решать.

И такие правила развивают познавательную активность дошкольников.

Педагогическое сопровождение развития познавательного

Познавательный интерес носит поисковый характер, активизирует ребенка на поиски ответа интересующего вопроса.

У детей развивается творческое мышление, умение находить выход из различных проблемных ситуаций.

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской…

Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

Развитие познавательной активности детей дошкольного…

4. Развитие у детей умений пользоваться приборами — помощниками при проведении игр-экспериментов.

Развитие и формирование познавательного интереса у детей

Актуальность проблемы развития познавательного интереса определяется поиском новых

Эти формы говорят о проявлении активности, выходящей за пределы ответа на

В дошкольном возрасте велика познавательная активность ребенка, разнообразны формы…

Источник

Что такое подготовка к школе?

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.

В детских садах дети получают навыки счета, чтения, развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду.

Готовность к школе подразделяется на физиологическую, психологическую и познавательную.Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

1.Физиологическая готовность ребенка к школе.Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

2.Психологическая готовность ребенка к школе.Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Интеллектуальная готовность к школе означает:

-к первому классу ребенок имеет запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);

— умеет ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

— ребенок стремиться к получению новых знаний, то есть он любознателен;

— показатели памяти, внимания, восприятия, мышления соответствуют возрасту.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

— ребенок коммуникабелен, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком умеет оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок понимает и признаёт авторитет взрослых;

— толерантность; это означает, что ребенок адекватно реагироет на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

— нравственное развитие, ребенок понимает, что хорошо, а что – плохо;

-ребенок принимает поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он адекватно оценивает свою работу, признаваёт свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

— понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

— наличие интереса к учению и получению новых знаний;

— способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

— усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

1) Внимание.

• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2) Математика.

• Цифры от 0 до 10.

• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

• Арифметические знаки: « », «-«, «=».

• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.

3) Память.

• Запоминание 10-12 картинок.

• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

• Пересказ текста из 4-5 предложений.

4) Мышление.

• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

• Складывать пазлы без помощи взрослого.

• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика.

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Выполнять аппликации.

6) Речь.

• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

• Понимать и объяснять смысл пословиц.

• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

• Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.

• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Тренируем руку ребенка.

Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок и т.д. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.

Дата добавления: 2018-01-08; просмотров: 1558; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8752 — | 8286 — или читать все…

Источник