Развитие литературной речи ребенка дошкольника

Елена Деменская
Развитие литературной речи дошкольников через приобщение к детской художественной литературе

Деменская Елена Валерьевна, воспитатель

МДОУ «Детский сад КВ №6»

Развитие литературной речи дошкольников через приобщение к детской

художественной литературе

Ключевые слова и словосочетания:

Литературный язык — система элементов языка, речевых средств, отобранных из национального языка мастерами слова. Эти средства воспринимаются как образцовые и общеупотребительные. Для носителей языка — литературный язык — это высшая форма национального языка.

Признаки литературного языка:

1. Отобранность языка. Первым это понял, по словам М. Горького, А. С. Пушкин «Он понял и первым показал, как следует пользоваться речевым материалом народа, как надо отрабатывать его».

2. Литературный язык имеет формы: устная и письменная речь,разновидности: книжная и разговорная.

3. В литературномязыке имеются функциональные стили: научный, официально-деловой, разговорно-бытовой.

4. Нормативность языка. Норма — единообразное, образцовое, общепринятое употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений). Норма языка диктует правила ударения,

произношения в устной речи, правила правописания и пунктуации — в письменной речи.

Выше перечисленные признаки составляют особенность литературного языка как высшей формы национального языка.

«Детская книга при всей ее внешней простоватости-

Вещь исключительно тонкая и не поверхностная.

Лишь гениальному взгляду ребенка,

Лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины

Удивительное искусство — детская книжка

Л. Токмакова

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Упшнский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович и др.)

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь человека, общества и природы, мир человеческих отношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Тяга к книге появляется у детей, как правило в раннем детстве. Почему это происходит? Может быть интерес к книге возникает потому, что она дает возможность действовать и пальчикам, и глазкам, и язычку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании.

Кроме того,книга удовлетворяет две одновременно существующие в ребенке потребности: к неизменному, стабильному и к новому, незнакомому. Книга- величина постоянная. Ребенок — переменная. Малыш бецет книгу в руки в любое время — а она все та же. Происходит самопроверка, самоутверждение. По мере взросления ребенка меняются способы работы с книгой, приобретаются Определенные навыки: рассматривание, слушание, перелистывание, «чтение», «лопотание», воспроизведение ранее услышанного текста в соответствии с иллюстрацией, фантазии на темы рисунков.

Не всегда в детском саду в полной мере реализуется развивающее-образовательный потенциал художественной литературы. Это происходит потому, что, во-первых, в программах присутствует регламентированный набор художественных текстов-единый для всех, во-вторых, имеет место специально организованная образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой, в -третьих, программное чтение изолировано от других форм образовательного процесса. Разработанная основная образовательная программа дошкольного учреждения на основе государственных федеральных требований в полной мере способствует преодолению этих недостатков. Хотелось бы рассказать о моих подходах к организации чтения художественной литературы:

*Читаю детям ежедневно; регулярное интересное чтение входит в привычку. У нас в учреждении существует традиции «Ни дня без книжки», «Книжкина пятница», литературные праздники -2 раза в год, литературные викторины 1 раз в квартал.

* Время для чтения всегда одно и то же? С детьми старшего возраста читаем 15-20 минут, с детьми подготовительной группы 20-25 минут.

*Читаем в непринужденной обстановке, слушают чтение по желанию, но только при соблюдении правила «Занимайся своими делами, не мешая слушать другим».

*Читая, ставлю себя в позицию партнера по восприятию содержания художественного произведения:проявляю эмоции: удивление, сострадание, радости и пр. Монотонное (отчужденное) чтение не располагает детей слушать даже^ очень интересное произведение. *Стараюсь сама подбирать произведения для чтения’ детям, Чередую большие литературные формы для продолжительного чтения с малыми для непродолжительного чтения, чередую также стихотворные и прозаические произведения. Часто по желанию детей возвращаюсь к прочитанным текстам. ч

*Художественные произведения для длительного чтения (сказочные и реалистические повести, циклы рассказов, большие стихотворные повествования) читаем несколько дней подряд, чтобы дети удерживали в памяти последовательность сюжетных событий (от 2 до 10-12 дней). Ежемесячно прочитываем 1-2 больших текста.

Большие художественные тексты представляю в своем содержание «вымышленные» (сказочные мира, реалистичные миры и комбинированные миры в разных сочетаниях. Вымышленные и комбинированные миры в большей мере работают на активизацию воображения и развитие фантазии, реалистические миры служат освоению причинно-следственных связей, действий, мотивов, человеческих поступков, моделей поведения.

*В периодах между чтением больших произведений читаются короткие тексты,укладывающиеся в 20-ти минутный интервал: это фольклорные и авторские сказки, фольклорные и авторские стихотворные формы.

* Очень редко обсуждаю с детьми тексты сразу после чтения, если у детей не возникает вопросов, суждений-реплик. Отсроченно возвращаюсь к произведениям, цитирую, инициирую вспомнить прочитанное, если в следующей деятельности это будет мотивом к активности, осмыслению каких-то фактов, событий.

*Художественные тексты прочитываю и подбираю заблаговременно в перспективе примерно на квартал из разных разделов рекомендательного списка, с учетом интересов детей, согласуя с родителями. Этот план корректирую по мере необходимости.

Читайте также:  Организация мероприятий по укреплению здоровью ребенка и его физического развития

*Предлагаю родителям рекомендательный список литературы для ознакомления при выборепроизведений для семейного чтения.

*Короткие художественные произведения для непродолжительного чтения подбираю на месяц в контексте тематических недель, руководствуясь при этом событиями, происходящими в окружающем мире (сезоны, праздники, памятные даты, тематикой намеченной в познавательноисследовательской и продуктивной деятельности и, конечно, направленностью интересов детей группы. Подборку коротких произведений постоянно корректирую по поводу различных конфликтов и коллизий, возникающих в детском обществе, зачастую книга подсказывает мудрый совет.

*В группе помимо хрестоматий детской литературы имеются сборники стихов, фольклорные и авторские сказки, рассказй. детских писателей.

* Речевая зона в группе представлена групповой детской библиотекой, выставками портретов детских писателей, подборкой пословиц и поговорок о книге и чтении. Регулярно оформляются тематические выставки по жанрам литературы, авторские (Произведения А. С. Пушкина, К. И. Чуковский, Г. Х. Андерсен и другие, выставки книг лучших детских художников-иллюстраторов (В. Сутеева, ЮВаснецова, И Билибина и других).

* Периодически в группе открывается «Книжкина больница»

* Убеждаю родителей в пользе чтения детских книг, что чтение предпочтительнее для развития ребенка, чем постоянный просмотр видеофильмов, пусть даже на содержательном литературном материале. Объясняю родителям, что ребенок-дошкольник, умеющий читать, пока не способен в полной мере понять содержание длинных литературных текстов, а это гасит у него интерес к чтению. Каждодневно в традиции семьи должно войти чтение детям вслух.

* Активно участвуем с детьми и родителями в смотрах и конкурсах связанных с приобщением к детской художественной литературе: «Самодельная книжка», «Центр речевого развития в группе», «Минимузей литературных героев».

*Постоянно поощряю и инициирую употребление в речи детей по темам пословиц и поговорок, образных выражений, сравнений, эпитетов и метафор.

*В ДОУ действует долгосрочный договор о сотрудничестве с детской библиотекой Привокзального района, активно участвуем в городских акциях центральной детской библиотеки.

*Использую список рекомендательной литературы, предложенный Н. А. Коротковой, он объемный, гораздо шире, чем можно прочесть, поэтому е&ть возможность выбора.

Таким образом, новый подход в использовании детской литературы в развитии дошкольников неоспорим, ее возможности безграничны, в реализации каждой образовательной области, в формировании интегративных качеств дошкольника

Ребенок — неутомимый исследователь языка, он остро и свежо ощущает литературное слово и вместе с ним искры чувства мерцающие в текстах.

Список используемой литературы

1. Берестов В. «Книги для детей: что и зачем нужно читать дошкольникам» (приложение к газете «Дошкольное образование, 2005г.

2. Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе», Мозаика-Синтез, 2005г.

3. Гриценко З. А. «Пришли мне чтения доброго.», Просвещение Розмэн, 2004г.

4. Короткова Н. А. «Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста», Линка-Пресс, 2007 г.

5. Коскова Н. «В некотором царстве.», Сибирское университетское издательство г. Новосибирск, 2009 г.

6. Кузьменкова Е. «Воспитание будущего читателя» (приложение к газете «Дошкольное образование, 2002г.

7. Ушакова О. С. «Знакомим дошкольников с художественной литературой», Москва, 2007г.

Источник

Екатерина Суртаева
Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста

«Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольников. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, C. А. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, А. В. Запорожец, А. М. Шах, Л. И. Айдаров и другие). Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. Необходимо не только учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, обращать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

После рассказывания сказок, необходимо учить детей дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме произведения. Ежедневное чтение детской литературы в детском саду, специальные занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель, эпитет и др.). Дети не только упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях, но и участвовать в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы как, словно, будто.

С помощью художественной литературы у детей должна развиваться способность замечать красоту и богатство русского языка. Наукой и практикой установлено, что, если определённый уровень овладения языком не достигнут в дошкольном возрасте, то этот путь, как правило, не может быть пройден на более поздних этапах.

Читайте также:  Мультики для развития речи ребенка с 1 года до 3 лет скачать торрент

В сложившихся современных условиях книга почти лишилась

прежнего значения у родителей, а телевидение активно вытесняет её из детской жизни.

Преподаватели начальных классов школы отмечают, что ученики не очень любят стихи, слабо интересуются художественной литературой. Объяснения этому, они считают, надо искать в детском саду.

Ознакомление детей дошкольного возраста с детской художественной литературой будет способствовать развитию разных сторон речи детейпри следующих условиях:

• правильного подбора художественной литературы в соответствии с возрастом и интересами ребёнка.

• — целенаправленного использования художественной литературы в разных видах деятельности.

• при правильной организации совместной работы с родителями.

Принципы отбора литературных произведений для чтения и рассказывания детям.

Проблема отбора литературных произведений для детского чтения одна из самых важных и сложных проблем педагогики. Издавна велись и до сих пор не прекращаются споры о том, что предпочтительнее читать детям и как определять круг детского чтения: какие темы и жанры должны занимать главенствующее положение, какова специфика влияния детской книги на личность ребёнка; допустим ли психологизм в детской книге; какое количество литературных произведений должен узнать ребёнок на протяжении дошкольного возраста; что представляет собой детская «начитанность», что должно войти в круг обязательного чтения ребёнка дошкольника и др.

Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование литера- турного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге. Интерес к книге, возникший в ранние годы, помогает ребёнку в

дальнейшем, когда он осваивает самостоятельное чтение, преодолевает все трудности ради того, чтобы испытать радость открытия нового.

Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребёнок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к их духовному и нравственному опыту. Это лишний раз подтверждает, что путём правильного отбора книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребёнка, на формирование его духовных ценностей.

Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, даёт первые и потому наиболее сильные впечатления и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном. Специфика литературы состоит в том, что средством выражения художественного содержания является неповторимый языковой образ, к которому малыш тянется бессознательно, привлечённый его красотой, необычайностью. Это побуждает ребёнка к многократному повторению яркого живого слова, к игре словом, в результате чего последнее становиться достоянием. Книга совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму.

Детская литература сегодня богата по составу и содержанию. В нашей стране для детей издаются произведения устного творчества народов разных стран; произведения русской и зарубежной классики; детские книги совре-менных отечественных и иностранных авторов. Полностью охватить всё это богатство невозможно. Путеводными нитями являются разработанные в

педагогической науке принципы, которые помогают избежать субъективности, позволяют дать объективную оценку книгам с точки зрения их содержания и художественных достоинств.

Каковы эти принципы?

Условно их можно разделить на две группы. К первой группе относятся принципы, дающие возможность правильно оценить достоинства детских книг, ввести в круг чтения дошкольников произведения разных видов,

жанров, тематики. Вторую группу составляют педагогические принципы, позволяющие устанавливать соответствие между конкретными литературными произведениями и возрастными возможностями детей и отбирать книги таким образом, чтобы ребёнок, читая их, как бы поднимался по ступеням литературного развития.

Детская литература это искусство. Как искусству ей свойственно выражение обобщенных идей в яркой, художественной форме в конкретных образах. Поэтому важнейшее значение имеет художественный уровень литературного произведения.

Мерилом художественности является органическое слияние содержания, идей произведения с такой формой их выражения, которая наиболее точно совпадает с идеей, выражает её наилучшим образом. Носителем идей в детской книге всегда является герой. Конкретность, яркость, психологическая достоверность героев, событий, деталей, отношений, переживаний делает идеи, заложенные в литературном произведении, доступными, жизненно важными,личностно переживаемыми. Они принимаются или отвергаются ребёнком в зависимости то того, как малыш относиться своему к герою-выразителю идейного замысла.

Поэтому при отборе литературных произведений необходимо прежде всего видеть, какую позитивную концепцию выдвигает автор. Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам нравственного воспитания. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и др. Лучшие литературные произведения, созданные для детей, без излишнего дидактизма формируют у ребёнка нравственное отношение к действительности, несут целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается.

Адресуясь к детям, писатели дают им систему нравственных ориентиров в сложном, многообразном мире (Л. Н. Толстой. «Котёнок», «Филиппок»; К. Чуковский «Мойдодыр»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»; А. Барто «Игрушки» и др.).

Носителем духовной культуры народа является также классическая литература. Чтение ребёнку произведений А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. М. Пришвина и других русских писателей обязательное условие для его духовного становления. К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребёнка духовной жизни своего народа,прежде всего являются произведения устного народного творчества во всем его многообразии: потешки, пестушки, загадки, cчиталки, перевёртыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и др. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, приспособлены к детским потребностям. Они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту.

Читайте также:  Елисеева о лексическом развитии ребенка раннего возраста

Фольклор формирует у ребёнка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувство родного языка. Произведения русского фольклора, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая сказками, пословицами,дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравст- венной чистоплотности (потешка «Водичка, водичка…», cказки «Царевна лягушка» ,трудолюбия, доброты («Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., дружбы, теплоты в отношениях, взаимопомощи («Репка>>, «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса» и др). Душевной тепло- той и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки.

В круг детского чтения входят также фольклор народов мира и произ- ведения зарубежных писателей для детей. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делает ребёнка обладателем общечеловеческих духовных ценностей.

Таким образом, в своём литературном развитии ребёнок должен идти от литературы своего народа к классике мировой детской литературы. При этом в круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольников широту читательских интересов, а с другой избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.

Современная детская литература удовлетворяет разнообразные интересы и потребности ребёнка: потребность в фантастическом и героическом, приключенческом, познавательном и юмористическом и т. п.

Пристрастие к поэзии отличительная особенность читателя- дошкольника. К. И. Чуковский считал каждого человека от 2 до 5 поэтому никогда в другие годы ребёнок так не привязан к поэзии, так не требует стихов и не предпочитает их прозе. К. И. Чуковский отмечал свойственную этому возрасту готовность малыша пропрыгать, проскакать, легко запомнить и прокричать понравившиеся ему стихи. Поэтому именно стихами предпочитали писать для детей и сам К. И. Чуковский, и С. Я. Маршак, А. Л. Барто, и многие другие мастера художественного слова.

К литературным пристрастиям детей дошкольного возраста относятся также народные и авторские сказки отечественных и зарубежных писателей А. М. Горького, А. Н. Толстого, Ю. К. Олеши, К. И. Чуковского, Э. Н. Успенского, Б. В. Заходера, И. П. Токмаковой, Дж. Родари, А. Линдгрен, Т. Янсон, А. Милна и др. Сказка вызывает у всех дошкольников любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, необычайностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума.

Принцип жанрового и тематического многообразия книг, позволяет раскрывать детям многогранность мира, в котором они живут, формировать интерес к делам разных людей. Так, в детскую литературу вошли, стали ее неотъемлемой частью познавательные книги о труде, о вещах, о технике, о природе. Они интересны современному ребенку, потому что в образной форме показывают ему сущность явлений, формируют его мышление, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и охранять окружающую природу.

Неотъемлемой частью внутреннего мира современного человека является юмор, помогающий строить свои отношения, жить в гармонии с самим собой и окружающими людьми. Детская литература создала особый вид книги веселую книгу для детей веселая книга отвечает потребностям ребенка в радости, душевном оптимизме, уверенности в том, что мир вокруг него гармоничен. Она открывает детям смешное в жизни, воспитывает ценные качества умение шутить и смеяться, c чувством юмора принимать жизнь со всеми ее хорошими и плохими сторонами. Неизменным расположением детей пользуются произведения К. И. Чуковского, Н. Н. Носова, В. Г. Сутеева, В. Ю. Драгунского, Э. Н. Успенского и др.

Кроме того, жанрового и тематическое многообразие детской литерат ры дает возможность формировать у детей индивидуальные читательские интересы и склонности. Одни дети любят книги о животных, другим нравится слушать про приключения, третьи отдают предпочтение историям о жизни своих сверстников. Знать о возникающих литературных склонностях ребёнка необходимо для того, чтобы развить их.

Принципы отбора книг для детского чтения сыграют свою положите- льную роль в том случае, если намеченные к прочтению художественные произведения будут доступны пониманию ребёнка. В связи с этим особое значение приобретает принцип доступности.

Литературное произведение можно считать доступным лишь тогда, когда автор, учитывая жизненный опыт ребёнка читателя, одновременно ставит задачи, требующие от него душевных усилий и тем самым подни- мающие малыша на новую ступень эмоционального, психического развития.

Отбирать лучшее – задача педагога.

Список литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения

родному языку дошкольников. Учебное пособие для студентов средних

педагогических заведений. М.: Академия,1997

2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. Учебное пособие для

студентов ВУЗов. М.: Просвещение,1981

3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского

сада. Пособие для воспитателя. М.: Просвеение,1983

4. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 4-5 лет. Методическое

пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

М.: Просвещение 2004

5. Гурович М. М. Ребенок и книга. Пособие для воспитателей.

Источник