Развитие личности ребенка в возрасте от года до трех лет
Ранний возраст очень значим в становлении психики поведения, личностного развития ребенка, так как велики те качественные преобразования, которые с ним происходят.
Психологи даже склонны предположить, что три года – это середина пути развития от рождения до зрелости.
Выделим основные достижения раннего возраста, влияющие на психическое развитие ребенка:
1) овладение прямой походкой
2) овладение активной речью;
3) развитие предметной деятельности.
В результате самостоятельного перемещения ребенку становится доступным более широкий круг предметов, с которыми он может взаимодействовать, используя не только руки и глаза, но и все туловище, ноги.
Это не только игрушки, но и предметы домашнего обихода: посуда, обувь, мебель и др. Движения ребенка при этом становятся более согласованными и точными, скоординированными, что ведет к развитию устойчивости внимания, точности восприятия, формированию волевых качеств.
Самостоятельное хождения приводит к знакомству с крупными предметами, ребенок получает возможность узнать их с различных сторон, усваивая таким образом понятия величины формы учится ориентироваться в пространстве, развивая глазомер. Преодолевая трудности и препятствия, встречающиеся у него на пути, малыш решает задачи при помощи практических действий, тренируя свое мышление и волевую сферу, получает при этом разнообразные эмоции.
На протяжении раннего возраста происходит постепенное усвоение ребенком человеческих форм поведения. Малыш хочет получить от взрослого похвалу и огорчается, если им недовольны. Продолжает формироваться чувство симпатии по отношению к другим людям, что может выражаться в сочувствии, желании поделиться игрушками. В этом периоде происходит усвоение ребенком своего имени. Малыш достаточно рано отождествляет себя со своим именем, отстаивает право на него и протестует, если его ошибочно называют другим именем. К концу 3-го года жизни появляется осознание себя как отдельной личности, что свидетельствует о начале кризиса, который психологи называют «Я сам». Этот кризис имеет очень яркие внешние проявления. Назовем самые яркие симптомы.
1. Негативизм– ребенок не хочет что-либо делать только потому, что это предложил взрослый.
2. Упрямство– ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого сильно хочется, а потому, что не хочет уступить.
3. Строптивость– недовольство по всякому поводу.
4. Своеволие, своенравие– стремление ребенка к самостоятельности, желание все делать самому.
5. Протест(бунт) – поведение приобретает протестный характер, часто возникают ссоры с родителями, братьями, сестрами.
6. Обесценивание– ребенок начинает употреблять ругательные слова, ломает игрушки и т. п.
7. В семье с единственным ребенком возможно проявление деспотизма, с несколькими детьми – ревности по отношению к родителям.
В период этого кризиса происходит перестройка социальной позиции ребенка по отношению к окружающим людям, возникают мотивы, связанные с проявлением личности ребенка.
Дата добавления: 2015-06-04; просмотров: 1598; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9723 — | 7436 — или читать все…
Читайте также:
Источник
1.2 Развитие личности в возрасте от одного года до трех лет
Наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации ребенка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него формируется чувство привязанности. Положительная, эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребенка порождает у него уверенность в себе, веру в свои способности и возможности. Ребенок, сильно привязанный к своим родителям, более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей, чьи родители доброжелательны и внимательны к ребенку, всегда стремятся удовлетворить его основные потребности. Благодаря привязанности удовлетворяются основные потребности младенца и детей более старшего возраста, снижается их тревожность, обеспечиваются субъективно и объективно безопасные условия для существования и активного изучения окружающей действительности, формируется основа для нормальных взаимоотношении с людьми в более зрелом возрасте. Когда мать находится рядом, дети, привязанные к своим родителям, проявляют более выраженную склонность к двигательной активности, к изучению окружающей обстановки.
Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребенка. Он рано узнает себя в зеркале, откликается на свое имя, сам начинает активно пользоваться местоимением «Я». В период времени от года до трех лет происходит превращение ребенка из существа, уже ставшего субъектом, т.е. сделавшего первый шаг на пути формирования как личности, к существу, осознающему себя как личность. Именно в этом возрасте возникает упомянутое выше, психологическое новообразование «Я». Одновременно соответствующее слово появляется и в лексиконе ребенка.
После возникновения первичного представления о себе как об отдельно существующем субъекте и открытого заявления о себе как о личности в общении с окружающими людьми в психике ребенка появляются и другие новообразования личность характера. У детей трехлетнего возраста впервые появляется и в практических взаимоотношениях с людьми проявляется потребность в самостоятельности
Овладевая ходьбой, многие полуторагодовалые дети специально ищут, искусственно создают себе препятствия, преодолевают ими же придуманные трудности. Они пытаются взбираться на горки, когда вполне можно их обойти, на ступени лестницы, когда в этом нет необходимости, на предметы мебели, ходят, как бы сознательно наступая на своем пути на мелкие предметы, идут туда, где путь закрыт. Все это, очевидно, доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начинают складываться такие важные характерологические качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность.
При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том, что ребенок иногда с удивительным упорством, достойным лучшего приложения, начинает повторять те действия, которые взрослые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни.
С появлением самосознания постепенно развивается способность ребенка к эмпатии – пониманию эмоционального состояния другого человека. Психологическое состояние другого человека способны понять уже двухлетние дети.
В период от полутора до двух лет детьми начинают усваиваться нормы поведения, например, необходимость быть аккуратным, сдерживать свою агрессию, быть послушным и т.п. При соответствии собственного поведения заданной извне норме дети испытывают удовлетворение, а при несоответствии – огорчаются. Примерно к концу второго года жизни многие дети явно переживают, если им почему-то не удается выполнить какое-либо требование или просьбу взрослого.
При переходе со второго на третий год жизни открывается возможность для формирования у ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств – потребности в достижении успехов. Первым и, очевидно, самым ранним проявлением этой потребности у детей является приписывание ребенком своих успехов и неудач каким-либо объективным или субъективным обстоятельствам, например прилагаемым усилиям. Другой признак наличия этой потребности – характер объяснения ребенком успехов и неудач других людей. Для того чтобы подняться на эту ступень мотивационно-личностного развития, ребенок должен уметь объяснить свои успехи ссылками на собственные психологические качества и способности. У него для этого должна сложиться определенная самооценка.
Еще один показатель развития мотивации достижения успехов у детей представляет собой способность ребенка различать задания разной степени трудности и осознавать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения этих заданий. Наконец, четвертый показатель, обычно свидетельствующий уже о достаточно высокой развитости у ребенка когнитивной сферы, сориентированной на достижение успехов, представляет собой умение различать способности и прилагаемые усилия. Это означает, что ребенок становится готовым к анализу причин своих успехов и неудач, способным более или менее произвольно управлять деятельностью, направленной на достижение успехов и избегание неудач.
Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 54250
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0
… жизненный путь своих родителей». Приведенные данные наглядно подтверждают основные положения концепции социализации молодежи А.И. Ковалевой, приведенных в предыдущих разделах. Глава II Профессиональное и психологическое развитие личности студентов (результаты исследования) 2.1 Цели, задачи, объект и предмет исследования Цель нашего исследования состоит в том, чтобы установить причины …
… , достижение социально значимых целей. Он является связующим звеном между адаптацией индивидуума и популяции, способен выступать в качестве уровня регулирования адаптационного напряжения. Социально-психологический аспект адаптации обеспечивает адекватное построение микросоциального взаимодействия, в том числе – профессионального, достижение социально значимых целей. Он является связующим звеном …
… рост и повышение благосостояния общества; • высшие учебные заведения, заинтересованные в повышении собственной репутации. Посмотрим, как меняется поведение всех агентов на рынке образовательных услуг в зависимости от ступени образования. 1.2 Дошкольное образование Приведем основные показатели деятельности дошкольных образовательных учреждений в республике Марий Эл. Число дошкольных …
… разводы, всплеск нервно-психических заболеваний, социальный пессимизм, преждевременная смертность и другие. Решение острой проблемы профилактики безработицы возможно лишь при реализации последовательной государственной молодежной политики. Социальная работа с молодежью является частью государственной молодежной политики, которая представлена основными направлениями: содействие в трудоустройстве, …
Источник
Ранний
возраст очень значим в становлении
психики поведения, личностного развития
ребенка, так как велики те качественные
преобразования, которые с ним происходят.
Психологи
даже склонны предположить, что три года
– это середина пути развития от рождения
до зрелости.
Выделим
основные достижения раннего возраста,
влияющие на психическое развитие
ребенка:
1) овладение
прямой походкой
2) овладение
активной речью;
3) развитие
предметной деятельности.
В
результате самостоятельного перемещения
ребенку становится доступным более
широкий круг предметов, с которыми он
может взаимодействовать, используя не
только руки и глаза, но и все туловище,
ноги.
Это
не только игрушки, но и предметы домашнего
обихода: посуда, обувь, мебель и др.
Движения ребенка при этом становятся
более согласованными и точными,
скоординированными, что ведет к развитию
устойчивости внимания, точности
восприятия, формированию волевых
качеств.
Самостоятельное
хождения приводит к знакомству с крупными
предметами, ребенок получает возможность
узнать их с различных сторон, усваивая
таким образом понятия величины формы
учится ориентироваться в пространстве,
развивая глазомер. Преодолевая трудности
и препятствия, встречающиеся у него на
пути, малыш решает задачи при помощи
практических действий, тренируя свое
мышление и волевую сферу, получает при
этом разнообразные эмоции.
На
протяжении раннего возраста происходит
постепенное усвоение ребенком человеческих
форм поведения. Малыш хочет получить
от взрослого похвалу и огорчается, если
им недовольны. Продолжает формироваться
чувство симпатии по отношению к другим
людям, что может выражаться в сочувствии,
желании поделиться игрушками. В этом
периоде происходит усвоение ребенком
своего имени. Малыш достаточно рано
отождествляет себя со своим именем,
отстаивает право на него и протестует,
если его ошибочно называют другим
именем. К концу 3-го года жизни появляется
осознание себя как отдельной личности,
что свидетельствует о начале кризиса,
который психологи называют «Я сам».
Этот кризис имеет очень яркие внешние
проявления. Назовем самые яркие симптомы.
1. Негативизм –
ребенок не хочет что-либо делать только
потому, что это предложил взрослый.
2. Упрямство –
ребенок настаивает на чем-то не потому,
что этого сильно хочется, а потому, что
не хочет уступить.
3. Строптивость –
недовольство по всякому поводу.
4. Своеволие,
своенравие –
стремление ребенка к самостоятельности,
желание все делать самому.
5. Протест (бунт)
– поведение приобретает протестный
характер, часто возникают ссоры с
родителями, братьями, сестрами.
6. Обесценивание –
ребенок начинает употреблять ругательные
слова, ломает игрушки и т. п.
7. В
семье с единственным ребенком возможно
проявление деспотизма, с несколькими
детьми – ревности по отношению к
родителям.
В
период этого кризиса происходит
перестройка социальной позиции ребенка
по отношению к окружающим людям, возникают
мотивы, связанные с проявлением личности
ребенка.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Главная особенность ребенка раннего детства — это ситуативное поведение, целиком определяющееся ситуацией, в которой находится ребенок, тем, что происходит здесь и сейчас, в его зрительном поле. Действия ребенка на этой стадии определяются теми предметами и явлениями, которые находятся в поле его зрения, которые притягивают или отталкивают его. Одни предметы побуждают ребенка их съесть, другие — забраться на них, схватить их, играть с ними и т. д. Таким образом, именно предметы и явления в окружении ребенка определяют направленность его поведения — «за каждым восприятием непременно следует действие».
В начале периода раннего детства, поведение ребенка импульсивно, желания его неустойчивы и быстро проходят, он не может их контролировать, не может соблюдать правила. Но уже к двум годам начинает формироваться произвольность, ребенок усваивает социальные нормы, начинает контролировать свои побуждения. Это период, когда ребенок учится сам принимать решения и нести ответственность за их выполнение. Сначала это касается еды, туалета, одевания и других бытовых задач. Ребенок может сам решить, положить ему еще каши или нет, будет он рисовать или играть в кубики. Это сензитивный период для закрепления самостоятельности и инициативности.Когда у детей начинает развиваться стремление к самостоятельности, они часто ошибаются и остро нуждаются в поддержке и огромном терпении со стороны любящих взрослых. Холодное отношение взрослых или даже насмешки — могут погубить в них это желание. Внешний контроль со стороны взрослых необходим, преимущественно он должен быть поощряющим. Излишняя строгость, наказания за ошибки или гиперопека, могут привести к формированию чувства стыда за свои поступки, привести к сомнению в собственных силах и способностях. Подробнее о практике развития самостоятельности в 1-3 года.
Положительное самоощущение развивается у ребенка в том случае, если взрослые, с одной стороны, поощряют его самостоятельность, содействуют ее проявлению. А с другой стороны, устанавливают согласованные, четкие и разумные ограничения. Относясь при этом к ребенку с любовью и пониманием.
Раннее детство также характеризуется зарождающимся самосознанием. Ребенок начинает узнавать себя, в том числе свой возраст, пол, имя, различать свои отдельные внешние свойства. В течение второго года начинает формироваться собственное «Я», появляется узнавание самого себя в зеркале. Большинство детей к 2 годам узнают себя на фотографии.
В конце второго года жизни появляются эмоции по отношению к себе, которые включают в себя стыд, смущение, вину, гордость. Похвала и одобрение окружающих, вызывают у ребенка чувство гордости. Если действия ребенка не оправдывают ожиданий взрослых, то возникает чувство стыда.
Двухлетний ребенок начинает все больше использовать местоимения первого лица (я, мне, мое). Отсюда появляется и чувство собственности. Речь двухлетнего ребенка полна утверждений обладания. Прежде всего, он устанавливает границы своих владений: «мой ботинок, моя кукла, моя машинка». С ростом устойчивости самоопределения, действия ребенка становятся все более собственническими и сопровождаются заявлениями: «Мое!».
Появление местоимения «Я», говорит об осознании себя отдельным человеком, ребенок начинает говорить и действовать со своей позиции. У ребенка появляются также определенные представления о себе в черно-белых тонах, что «я хороший» или «я плохой». Он не думает о себе как о ребенке, который иногда хорош в некоторых отношениях, а иногда плох в других. Достижения ребенка в предметной деятельности и признание их со стороны взрослых, становятся для него мерой своего «Я» и способом утверждения собственного достоинства. У детей появляется отчетливое стремление к достижению результата, продукта своей деятельности.
Возникновение сознания «Я», приводит к распаду настоящей социальной ситуации, и подводит ребенка к кризису трех лет.
Источник
Родителям необходимо знать новые подходы в воспитании, общении и влиянии на молодое поколение в своей семье. Поговорим о развитии детей до трёх лет.
Опыт, приобретённый в это время, становится фундаментом, на котором будут развиваться основы всей психики в более позднем возрасте. Психологи утверждают, что личность человека формируется в первые три года жизни. У детей от 0 до 12 лет проявляются несколько фаз возбуждения. Первая фаза возбуждения — в 3 года — самая важная и ответственная. Родители могут до этого времени заложить прочный фундамент для устойчивой личности или подвергнуть опасности дальнейшее поведение, нервную систему, привычки и характер своих детей.
После первого года жизни маленький человек начинает активно двигаться, проявляя большой интерес ко всему, что его окружает, — открывает все дверцы шкафа, буфета, стола и вываливает оттуда всё, что там находится. Нужно сделать так, чтобы ребёнок мог активно развиваться и познавать мир, но при этом не привыкал к постоянному беспорядку. Например, в кухонном шкафу сделайте запоры на всех дверцах, кроме одной, пусть там останутся безопасные предметы. Пусть берёт, что можно, и одновременно научится уроку, что только эту дверцу можно открыть. Остальное — под запретом.
Запреты должны быть немногочисленными и грамотными. Не ограничивайте ребёнка постоянно, куда бы он ни повернулся. Обычно такие дети становятся очень непослушными и трудноуправляемыми. Они скоро перестают обращать внимание на окрики мамы и папы.
В этот период очень важно развивать внимание, память и мышление. Это основные психические процессы, которые можно активизировать до трёх лет. Для этого нужно постоянно разговаривать с ребёнком, задавать ему вопросы, много читать с ним книг с картинками, которые ему понятны. Воспринимать он может только одну деталь на картинке, которую долго рассматривает. В это время задавайте ему вопросы по картинке, пусть пальчиком показывает, что понял. Очень важный момент: занимайтесь с ребёнком не больше 2 – 3 минут и затем подвигайтесь.
Есть ещё одна проблема для родителей: маленькие дети всё ломают и рвут. Машинки без колёс, куклы без рук и ног, а как интересно на маленькие кусочки рвать газету или бумагу! Но это нормальное явление для человека, который изучает окружающий мир. Он постигает мир через предметы, поэтому в доступной дистанции должны быть безвредные предметы, а остальные далеко спрятаны.
К двум годам дети начинают выражать мысли предложениями, быстро запоминают новые слова, расширяя свой словарный запас. Дети точно копируют и воспроизводят, как в зеркале, поведение родителей. Часто мне звонят мамы и спрашивают, почему дети устраивают в этом возрасте истерики, капризничают. Причины такого поведения детей чаще всего находятся в примере родителей.
Иногда истерики являются результатом наблюдения и копирования увиденного у других детей, когда те что-то требовали от мамы и добились своего истерикой. Ваши дети скопируют этот «удачный приём». В таких случаях нужно помнить, что истерика — это театр для вас. Если есть «зрительный зал», то истерика будет продолжаться очень долго. Поэтому уйдите в другую комнату. Если истерика случилась на улице, не удовлетворяйте истеричное требование ребёнка. Сначала применяется «разведка боем», и, если это удалось, тогда держитесь!
Часто родители совершают одну ошибку. Чтобы занять ребёнка, они включают мультики, и тогда мама может хоть что-то сделать по дому. Но родители не подозревают, что созерцание движущихся кадров в течение больше 10 минут очень повредит психике ребёнка: их творческие центры блокируются и «увядают», дети не могут играть сами, просят постоянно родителей быть рядом с ними, им не интересно рисовать, лепить, строить. Умственное развитие детей напрямую связано с фалангами пальцев. Если развивать мелкую моторику играми, мозаикой, собиранием мелких предметов, то дети психически развиваются намного быстрее. Пусть ваши детки моют вместе с вами ложки, подметают пол, стирают свои носочки и платочки. Это время для беседы с ними, рассказов, пения. Пусть они лепят с вами вареники и паровозики из теста — это замечательно развивает детей, и они испытывают множество положительных эмоций от домашнего труда.
В 2,5 года у детей проявляется психологическая потребность нравиться маме. Используйте её, чтобы привить сыну или дочери трудолюбие, аккуратность, усидчивость и чувство долга. Покажите ребёнку, как нужно складывать одежду, потом книжки, игрушки. Скажите ему, что если он будет это делать именно так, это очень понравится маме. Ребёнок будет очень стараться. Практика показала, что эта удивительная потребность длится около года. За этот год можно многому научить любого ребёнка, было бы терпение и желание.
Особенностью этого возраста является способность легко переключаться с одного эмоционального состояния на другое. Поэтому разговаривать с детьми нужно мягко, спокойно и тихо. Разговор на повышенных тонах отразится на его психологическом состоянии не только в 2 – 3 года, но больно отзовётся в подростковом возрасте, когда почти все родители жалуются на агрессивное поведение и излишек отрицательных эмоций своих детей.
Не цепляйте своим деткам ярлыки, которые унизят их. Задача любящих родителей — развить весь положительный потенциал в сознании ребёнка. Он хороший, у него получится, он сможет! И он действительно сможет, ведь это положительное начало обязательно присутствует у детей. Ваши дети гениальны, у них много хорошего, и они вас любят!
Лидия Нейкурс
Газета «Ваши ключи к здоровью» № 04 (76) апрель 2017 г.
Источник