Развитие личности ребенка в условиях фгос

Развитие личности ребенка в условиях фгос thumbnail

Галина Шелудякова
Становление и развитие личности ребёнка в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Слайд 1

В стране сложилось такое неточное восприятие, будто настоящую жизнь живут только взрослые. А все остальные к чему-то лишь готовятся. Младенцы — к детскому саду. Малыши — к школе. Школьники — к поступлению в вузы. И лишь студентам дано право готовиться к настоящей жизни. Это неправильно, такой подход приводит только к психологическим проблемам. Та самая настоящая жизнь начинается с первого же дня. Каждый возраст надо полноценно прожить. То, чего ребенок будет лишен в детстве ради какой-то будущей цели, он уже никогда полностью не наверстает.

Слайд 2

Сегодня на дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком, с человеком на всю жизнь.

Сегодня главная ценность в образовании – ребенок. Вся система образования должна быть построена на идее, что ребенок есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо.

Слайд 3

Дошкольное детство должно быть разнообразным. В этом и суть всего ФГОС. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. Это не утопия. По-другому просто невозможно. Наши дети невероятно разные. Они всё более и более отличаются от нас, и становится все труднее вести диалог между ребенком и родителем, ребенком и педагогом, ребенком и обществом в целом.

Раньше мы считали, что дети должны вырасти, как солдаты Урфина Джюса, — один похожий на другого. Нет! Наш стандарт говорит: у каждого ребенка свой путь развития. И его надо поддержать. Это другая ценностная ориентация.

Слайд 4

Александр Асмолов – руководитель рабочей группы по созданию Стандарта дошкольного образования, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени Ломоносова на Всероссийском съезде акцентировал внимание на основной миссии ФГОС дошкольного образования: становление и развитие личности ребенка в её индивидуальности, уникальности, неповторимости. В качестве приоритетной задачи стандарт ставит следующую: «Не столько научить ребенка читать и писать, сколько «приохотить» его к учебе на протяжении всей жизни. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно- дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста».

Слайд 5

Это стандарт поддержки разнообразия детства, стандарт развития личности ребенка. Раньше говорили: ребенок должен готовиться к школе. Теперь говорим: школа должна готовиться к ребенку. И эта стратегия государственной политики воплощена в стандарте, который станет для родителей навигатором в мире детства, ориентируясь на который, родители и воспитатели помогут каждому ребенку приобщиться к культуре.

Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру.

Слайд 6

Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения, счета и письма войдут в мир познания ребенка через ворота детской игры и другие соответствующие возрасту ребенка виды деятельности. Через игру, сотрудничество, диалог дети знакомятся с окружающим их миром. Цель стандарта — исключить риск сделать дошкольное образование по образу и подобию школьного. Нельзя надвинуть формы школьной жизни на дошкольное детство.

Слайд 7

Учитель начальных классов должен отчетливо понимать, что к нему придет ребенок, почемучка, который должен остаться почемучкой. Тогда мы избежим ситуации, когда ребенку уже в первом классе дают готовые ответы на вопросы, которые он не задавал. Стандарт начальной школы уже изменен на стандарт развития, в котором ребенок проходит разные формы проектной деятельности, оставаясь исследователем. Сегодня сознание учителя начальной школы меняется. Он становится также профессионалом по развитию детства.

Детей должен учить учитель начальных классов. Для педагога на самом деле не слишком важно, чтобы ученики уже знали печатные буквы, немного считали. Важнее, чтобы они могли фиксировать внимание, у них была развита правильная речь, произвольное поведение, сформированы нравственные критерии, они были любознательны и открыты миру, чувствовали себя защищенными, не боялись нового.

Слайд 8

Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка – личностное развитие, предметное развитие и мета предметное развитие, — то в дошкольном стандарте оставили только одно – личностное. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. В детских садах ребенок впервые сталкивается с так называемым «общественным» взрослым (воспитателем, с которым ему нужно выстраивать отношения.

Слайд 9

Главными критериями нового стандарта дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие детей, а не подготовка к школе.

Наложено табу на любые формы и методы школьной модели обучения, т. е. та, классно — урочная модель образования, которая присутствовала в детских садах и была привнесена из школы, будет утрачена. Хотя, автор проекта Александр Асмолов подчеркивает, что многим родителям сложно расстаться с прежними установками: что дети должны быть «выдрессированы» перед школой. Схожи в своих требованиях к будущим первоклассникам и педагоги. По их мнению, все первоклассники в начале учебного года должны уметь писать и считать, а учить этим предметам следует с детского сада.

Слайд 10

ФГОС дошкольного образования – это стандарт условий, а не стандарт результата. Почему стандарт условий? Потому что мы имеем дело с детьми дошкольного возраста, которые развиваются неравномерно, у каждого ребёнка свой темп развития, он может быть медленнее или быстрее в разные периоды, и это норма. Новый стандарт описывает не то, что должен усвоить ребенок, а условия, которые ему должны создать взрослые. Требований к самим малышам напрямую никто не предъявляет. Так что этот документ в большей степени для воспитателей. Это они должны теперь планировать свою работу и проводить занятия, ориентируясь на него. Предполагается, что если педагоги будут соблюдать прописанные в нем положения, то у малышей разовьются все свойства и качества, предусмотренные авторами.

Читайте также:  Развитие ребенка по дням неделям в животе

Слайд 11

— Никакой школяризации дошкольного образования не будет. Все нужные знания дети получат в школе. Если маленький мальчик не наигрался в машинки, пока ходил в садик, он уже никогда не сможет этого наверстать. Одна из задач стандарта — защитить детство от ранней «взрослости». Итоговую и промежуточную аттестацию в дошкольном образовании запрещает не только стандарт, но и Федеральный закон «Об образовании в РФ» – об этом чётко сказано в 64й статье. И мы теперь не сводим дошкольное образование к тому, чтобы дать детям знания–умения–навыки, – на смену «зуновской» парадигме пришла личностноразвивающая, гуманитарная. В стандарте речь идёт не о натаскивании, а о развитии личности ребёнка дошкольного возраста в пяти образовательных областях.

Слайд 12

Введение ФГОС дошкольного образования отразится на всей системе — на педагогах, на детях, на семье. В частности, семья становится реальным участником образовательного процесса. Новый стандарт направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования.

Слайд 13

Спасибо за внимание!

Источник

Екатерина Линсцер
Становление и развитие личности ребенка в условиях реализации ФГОС

(Слайд 1)

В каждом обществе всегда присутствуют представления об идеальном типе личности, отражающим набор личностных нормативных характеристик. Такой набор характеристик ребенка всегда рассматривался и в контексте дошкольного образования. Однако акценты в нем расставлялись в зависимости от приоритетов общества в конкретный исторический момент, в зависимости от экономических, социальных и других условий, в которых живет общество [2, с. 27].

В стране сложилось такое неточное восприятие, будто настоящую жизнь живут только взрослые. А все остальные к чему-то лишь готовятся. Младенцы — к детскому саду. Малыши — к школе. Школьники — к поступлению в вузы. И лишь студентам дано право готовиться к настоящей жизни. Это неправильно, такой подход приводит к психологическим проблемам. Та самая настоящая жизнь начинается с первого же дня жизни каждого человека. Каждый возрастной этап необходимо проживать полноценно. То, чего ребенок лишен в детстве ради какой-то будущей цели, он уже никогда полностью не наверстает [6].

(Слайд 2)

Сегодня на дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что это золотой возраст развития личности, и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком, с человеком на всю жизнь.

Сегодня главная ценность в образовании – ребенок. Вся современная система образования построена на идее, что ребенок есть саморазвивающийся, самоопределяющийся, самореализующийся субъект.

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми [5, с. 71].

(Слайд 3)

Дошкольное детство должно быть разнообразным. В этом суть ФГОС. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. По-другому просто невозможно. Наши дети невероятно разные. Они всё больше и больше отличаются от нас. Раньше мы считали, что дети должны вырасти, как солдаты Урфина Джюса, — один похожий на другого. Нет! Стандарт говорит: у каждого ребенка свой путь развития, и его надо поддержать. Это другая ценностная ориентация.

Детский сад должен стать особым пространством для детей, особым микромиром, в котором создается «счастливая культурная социоситуация для детей» (А. Г. Асмолов). Их жизнь должна быть насыщена миром искусства, во всем его многообразии и богатстве. Оно духовно обогащает, развивает способность к эмпатии и децентрации, значение которых невозможно переоценить в рамках становления эмоциональной сферы, формирования нравственно-этических норм [2, с. 38].

(Слайд 4)

Александр Асмолов – руководитель рабочей группы, разработавшей ФГОС дошкольного образования, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. Ломоносова акцентировал внимание педагогов на основной миссии ФГОС дошкольного образования: становление и развитие личности ребенка в её индивидуальности, уникальности, неповторимости. В качестве приоритетной задачи стандарт ставит следующую: «Не столько научить ребенка читать и писать, сколько «приохотить» его к учебе на протяжении всей жизни. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста» [1, с. 7].

(Слайд 5)

Это стандарт поддержки разнообразия детства, стандарт развития личности ребенка. Раньше говорили: ребенок должен готовиться к школе. Теперь говорим: школа должна готовиться к ребенку. И эта стратегия государственной политики воплощена в стандарте, который стал навигатором в мире детства, ориентируясь на который, родители и педагоги помогут каждому ребенку приобщиться к культуре. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру [3, с. 4].

(Слайд 6)

Ребенку нужны игры, через которые он сможет учиться. Первые навыки рисования, пения, чтения, счета и письма войдут в мир познания ребенка через ворота детской игры и другие соответствующие возрасту ребенка виды деятельности. Через игру, сотрудничество, диалог дети знакомятся с окружающим миром. Цель стандарта — исключить риск сделать дошкольное образование по образу и подобию школьного. Нельзя реализовывать формы школьной жизни в дошкольном детстве.

Учитель начальных классов также должен понимать, что к нему придет ребенок — почемучка, который должен остаться почемучкой. Стандарт начальной школы тоже изменен на стандарт развития, в котором ребенок остается исследователем. Сегодня учитель начальной школы становится профессионалом по развитию детства. Для педагога не должно быть слишком важно, чтобы ученики в начале обучения школы уже знали печатные буквы, немного считали. Важнее, чтобы они могли фиксировать внимание, у них была развита правильная речь, произвольное поведение, сформированы нравственные критерии, они были любознательны и открыты миру, чувствовали себя защищенными, не боялись нового.

Читайте также:  Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет м 1969 ред и соавт

Отставание воспитателей от информационной зрелости дошкольников является не сегодняшний день проблемой, которая определяет непонимание педагогами современных детей. Развитие личности ребенка напрямую связано с тем, каким личностным ценностно-смысловым наполнением обладает сам педагог. Только педагог, обладающий профессиональной и личностной компетентностью воспитателя-профессионала, находясь в прямом контакте с ребенком способен выстроить согласно ситуации адекватную педагогическую позицию, организовать деятельность, которая направлена на моделирование и созидание нового. Поэтому стандарт определяет деятельность педагога как бесконечное профессиональное варьирование приемами, методами и технологиями для достижения персонализации образовательного процесса [2, с. 41].

Задача развития нового поколения воспитателей – это приоритет ФГОС ДО, напрямую связанный с развитием и формированием личности ребенка. ФГОС дошкольного образования – стандарт, который определяет новый подход к пониманию детства, как отрезка времени ценного для детей не подготовкой к школьной жизни, а тем, что они в нем живут. Стандарт направляет нас на понимание самоценности детства [3, с. 3].

(Слайд 7)

Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка – личностное развитие, предметное развитие и метапредметное развитие, — то дошкольный стандарт предполагает только личностное развитие ребенка в разных видах детской деятельности. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. В детском саду ребенок впервые сталкивается с так называемым «общественным» взрослым (воспитателем, с которым ему нужно выстраивать отношения.

(Слайд 9)

ФГОС дошкольного образования – это стандарт условий, а не стандарт результата. Почему стандарт условий? Потому что мы имеем дело с детьми дошкольного возраста, которые развиваются неравномерно, у каждого ребёнка свой темп развития, он может быть медленнее или быстрее в разные периоды, и это норма. Стандарт описывает не то, что должен усвоить ребенок, а условия, которые ему должны создать взрослые. Требований к самим малышам напрямую никто не предъявляет. Стандарт — это документ для воспитателей. Предполагается, что если педагоги будут соблюдать прописанные в нем положения, то у малышей разовьются все свойства и качества, предусмотренные авторами [3, с. 2].

(Слайд 10)

Если маленький мальчик не наигрался в машинки, пока ходил в садик, он уже никогда не сможет этого наверстать. Одна из задач стандарта — защитить детство от ранней «взрослости». Итоговую и промежуточную аттестацию в дошкольном образовании запрещает не только стандарт, но и Федеральный закон «Об образовании в РФ» – об этом чётко сказано в 64-й статье. И мы теперь не сводим дошкольное образование к тому, чтобы дать детям знания–умения–навыки, – на смену «зуновской» парадигме пришла личностно — развивающая, гуманитарная. В стандарте речь идёт о развитии личности ребёнка дошкольного возраста в пяти образовательных областях.

(Слайд 11)

Введение ФГОС дошкольного образования отразилось на всей системе — на педагогах, на детях, на семье. В частности, семья стала реальным участником образовательного процесса. Стандарт направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. Он работает на развитие маленького ребенка. Основная задача детских садов – создать условия, при которых дети развиваются, им интересно, в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст и мотивированным переходит на следующий уровень образования [3, с. 2].

Список литературы

1. Асмолов, А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека [Текст] – М., Академия, 2013.

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] — М., Просвещение. — 2011.

3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013 г.

4. Цылева, Т. В. Личностное развитие ребенка в условиях реализации ФГОС [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 50.

5. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; – 7-е изд., стер. [Текст]– М.: Издательский центр «Академия», 2014.

6. [Электронный ресурс] https://city.tambov.gov.ru/fileadmin/user_upload/org Становление и развитие личности ребенка в условиях реализации ФГОС

Источник

Личностное развитие ребенка в условиях реализации ФГОС

1. Актуализация проблемы, соответствующей возрастной группе участников проекта.

Наверно, каждый из учителей ставил перед собой вопрос «Что значит развивать ребенка?»

Как выстроить свой процесс обучения и воспитания на уроке и во внеурочной деятельности, чтобы развитие было видно и ученику, и учителю, и родителю.

Целью моей педагогической системы, как и многих других учителей XXI века является личностное развитие ребенка.

Задачи:

  • Формировать ключевые компетенции у учащихся через интеграцию творческих занятии и учебно-воспитательного процесса.

  • Создать условия для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрыть интеллектуальные и творческие возможности личности ребенка через освоение фундаментальных основ начального образования.

А как развивать личность ребенка?

Для себя, как учителя начальных классов, я определила: развитие личностной зрелости. А что она в себя включает?

Интеллектуальную зрелость – умение решать учебные, жизненные, ситуативные проблемы – это овладение универсальными учебными действиями в процессе обучения.

Эмоциональная зрелость – умение управлять своими эмоциями.

Социальная зрелость – умение выстраивать отношения со своими одноклассниками, родителями, обществом.

Духовная зрелость – умение быть таким, как мой герой.

Читайте также:  Ребенок как субъект развития в процессе воспитания и обучения

Современный школьник, даже самый маленький, уже много знает о мире из разных источников: телевидение, разговоры взрослых и сверстников, книг, интернет и т.д. Информация разнокачественная, отрывочная, противоречивая. Но из неё соткан образ мира, в котором он живет. А школьные знания, организованные учебной программой, накладываются на этот первозданный информационный хаос, не сливаясь и не противореча. Поэтому современный учитель должен научить ребенка грамотно интерпретировать интересующего его информацию. И организовать непрерывность и целостность образовательного процесса на всех предметах и на протяжении всех лет обучения в школе.

Эта идея лежит в основе модели проектной деятельности. Именно такая просвещенная, то есть – образованная личность нужна сегодняшней России, которая только при этом условий может стать демократичной страной, гражданским обществом, обладающим развитым самосознанием, способным управлять собственной судьбой.

Уже несколько лет в своей работе я использую технологию проектной деятельности, именно эта технология, на мой взгляд, подходит для новой ступени образования по ФГОС.

Концепция моей педагогической системы основана на интеграции учебного календарно-тематического планирования и планирования проектной деятельности. И определяется параметрами результативности овладения учащимися компетентностей: информационными, исследовательскими, социальными, коммуникативными и личностными.
Определяется конечный прогнозируемый результат: что обучающиеся будут знать, что будут уметь, и что будут воспитывать в себе.

Данная технология проектной деятельности удачно вписывается в новые стандарты обучения. И вся деятельность у младших школьников в игровой форме, соответствующей их возрастному синкретизму. Именно в процессе игры у ребенка развивается эмоциональное мышление и вживание в роль.

Те знания, которые дети получают на уроках, обогащаются знаниями, полученными с уроков проектной деятельности, и постепенно к концу года ученик получает хороший результат.

2. Краткая характеристика поэтапной работы над проектом.

Педагогическая цель обучения становится не процесс, а достижение учащимися определённых результатов. В процессе оценивания включается рефлексия, сбор портфолио, наблюдения за деятельностью учащимися. Меняются формы и методы организации занятии — обучение приобретает деятельный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траектории, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся, и личной ответственности за принятие решений.

С этой целью учащиеся в начальной школе на занятиях осваивают невербальный язык общения, научный язык, язык природных стихии, искусства. Освоение материала идёт в игровой методике, соответствующей возрастному восприятию.

Именно здесь учащиеся становятся компетентными выпускниками на первой ступени школы. Они знают выше программного материала, умеют использовать программный материал для создания своего продукта деятельности, ориентированы на принятие социальных норм. Развитие учащихся идёт через умственную и творческую деятельность, учитель фиксирует и развивает ситуацию успеха. Отсюда у ребёнка формируется положительная самооценка, что обеспечивает психологический комфорт.

Учитель организует учебную деятельность учащихся, учит детей анализировать информацию, применять на практике и в творчестве свои научные знания.

Содержание программы включает в себя этапы её реализации:

I этап – Введение в программу.

Процесс интеллектуального развития через познания научного материала, интеграция с учебной деятельностью. Содержит в себе планируемые результаты познавательной деятельности, личностные результаты, регулятивные действия, коммуникативную деятельность.

На первом этапе отслеживаем индивидуальные особенности ребенка (память, мышление, интеллект, речь, интересы, способности)

II этап – Углубление в программу.

Процесс логического мышления через исследовательскую деятельность, отслеживается уровень сформированности информационных компетентностей. Также включает в себя предметные и метапредметные результаты учебных действий. Через различные формы организации деятельности, учащиеся представляют конечный продукт реализации данного этапа.

III этап – Творческая деятельность в реализации программы.

Процесс формирования качеств в конкурентно – способной личности.

На данном этапе отслеживается уровень сформированности личностных качеств. Представляется конечный продукт реализации учащихся через торжественную презентацию. Дается форма оценки личностного роста.

Темы для проектной деятельности выбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей класса и на определенный срок. За учебный год бывает по 2 – 3 темы проектов. Затем определяется содержание нашей деятельности на уроках и вне урока.

Наша цель – оптимизация процесса обучения на основе активной познавательной и творческой деятельности учащихся.

В содержание нашей творческой деятельности входит:

  • исследовательская деятельность, которая формирует интеллектуальную зрелость;

  • практическая зрелость, которая формирует творческую, духовную, эмоциональную зрелость;

  • самостоятельная деятельность, которая формирует социальную зрелость.

Определяются этапы работы над проектом:

  1. Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

  2. Составление плана-схемы проекта.

  3. Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.

  4. Обсуждение проекта с музыкальным руководителем.

  5. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

  6. Работа по плану с детьми, родителями.

  7. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

  8. Презентация проекта.

Я предлагаю рассмотреть модель интегрированного образовательного процесса в реализации на творческом проекте «Тайны материков Земли». Эта модель позволяет развивать целостную картину мира у ребенка об окружающем мире.

Практическое применение продукта проектной деятельности по данной теме.

В ходе исследовательской деятельности дети изучали научно-популярную литературу о природных особенностях материков. Узнавали интересные факты из жизни растений и животных. Проанализировали климатические особенности природных зон. Осуществили информационный поиск материалов по теме «Тайны материков Земли».

В ходе практической деятельности учащиеся совместно с учителем подготовили сценарий творческого проекта. Вместе с родителями придумали и создали костюмы и декорации для оформления театрализации.

Организовали выставку макетов «Природные зоны планеты».

Подготовили выставку рисунков на тему «Обитатели Австралии», «Необычные растения», «Чудеса животного мира».

Участвовали в театрализации постановки «Заходи в Зеленый мир».

В результате групповой самостоятельной деятельности создали выставку рисунков, книг.

Отрабатывали невербальный язык общения жестов, мимики, работали над образами.

В результате парной и индивидуальной деятельности подготовили устные выступления, создали макеты природных зон.

А в результате индивидуальной деятельности создали мини-проекты, приготовили костюмы.

Таким образом, осуществлялось развитие творческой активности учащихся, самостоятельности и самооценки у некоторых учащихся.

Источник