Развитие личности ребенка в условиях дополнительного образования

Развитие личности ребенка в условиях дополнительного образования thumbnail

Дополнительное образование детей –

эффективная помощь в процессе формирования

разносторонне развитой личности учащихся

В настоящее время родители сталкиваются с тем, что без дополнительного образования ребенок не может поступить в престижную школу или ВУЗ.

Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.

Поэтому образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием. Базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном образовании, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.

Основное и дополнительное образование детей рассматриваются как равноправные, взаимодополняющие друг друга компоненты и тем самым создают единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного и индивидуального развития каждого ребенка.

В условиях введения образовательных стандартов нового поколения актуальность включения дополнительного образования детей в структуру основных общеобразовательных программ связывается с необходимостью усиления вариативной составляющей общего образования, способствующей практическому приложению знаний, умений и навыков, полученных в школе, стимулирования познавательной мотивации обучающихся. В условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно — образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ. (слайд 3)

Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение — удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Основной целью образовательной деятельности дополнительного образования является создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения детей. (слайд 4) Для реализации этой цели важно видеть обучающегося не объектом, а субъектом обучения, что возможно при условии развития таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, коммуникативность.

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. (слайд 5)

Дополнительное образование детей как «зона ближайшего развития» личности ребенка, свободный выбор направленностей которого всегда сопряжён с желаниями и потребностями детей, способно обеспечить индивидуализацию образовательного процесса, построение индивидуальной образовательной траектории для каждого ребёнка в образовательном пространстве.

Учитывая тенденции развития образовательной среды, можно выделить

три приоритета дополнительного образования детей:

  • развитие созидательной активности детей;

  • интеграция детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества;

  • развитие одаренных детей. (слайд 6)

Дополнительное образование детей, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, позволяет решать ряд других социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков. (слайд 7) На основе дополнительного образования детей решаются проблемы обеспечения качественного образования по выбору, социально-экономические проблемы детей и семьи, оздоровления общества в целом.

Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути, получение возможности достижения успеха в соответствии с собственными способностями независимо от уровня успеваемости. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание, форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический настрой для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.

В задачи дополнительного образования детей входит гармоничное соединение общего образовательного стандарта с созданием необходимых условий для формирования творческой личности. Основной упор при этом делается на защиту права ребенка на самоопределение и саморазвитие. (слайд 8)

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей имеет свои, конкретные, присущие только ему, характерные черты:

– осуществляется детьми в свободное от основной учебы время и отличается свободой выбора направлений, видов деятельности и возможностью смены сферы деятельности в течение года;

– характеризуется добровольностью, инициативностью и активностью всех участников (детей, родителей, педагогов), отсутствием жесткой регламентации и жестко заданного результата;

– направлен на развитие творческих способностей обучающихся, развивает познавательный интерес и дает право обучающимся сочетать различные направления и формы занятий;

– носит неформальный и комфортный характер для всех его участников. (слайд 9)

Если в школе индивидуализация обучения, как правило, инициируется со стороны учителя, то в системе дополнительного образования детей, прежде всего, – со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Меняется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности ученика; утверждается идея сотрудничества, неформального общения. Выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние. Отсюда – повышенные требования к его личностным качествам.

Принципиальная установка педагога дополнительного образования – такое воспитание ребенка, при котором предмет и дисциплина – не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самореализации. Другими словами, дополнительное образование — это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы.

Важная роль дополнительного образования детей – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения.

Читайте также:  Особенности физического развития ребенка оставшегося без попечения родителей

Отличительная роль системы дополнительного образования детей – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. Опыт лучших школ показывает, что педагогам дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как «троечника» или «трудного».

Эмоциональная насыщенность – еще одна особенность развития дополнительного образования детей.

Дополнительное образование детей выполняет еще одну важную роль – расширяет культурное пространство школы. В этой сфере знакомство ребенка с ценностями культуры происходит с учетом его личных интересов, национальных особенностей, традиций его микросоциума.

Особое место имеет дополнительное образование детей для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, они оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность: здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

Таким образом, дополнительное образование детей является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта нового поколения и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности.

Дети выбирают то, что близко им по природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом — смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.

Для снижения напряженности, нетерпимости, агрессивности среди детей  и подростков нужно повысить их занятость социально полезным делом. В этом плане дополнительное образование детей  противостоит натиску всевозможных “контркультур”, дестабилизирующих молодое поколение.

Таким образом, дополнительное образование способно решить целый комплекс задач: выровнять стартовые возможности развития личности ребенка; способствовать выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каждому ученику ―ситуацию успеха; содействовать самореализации личности ребенка и педагога. Совершенно очевидно, что наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении современного качества образования не безгранична, особенно в рамках классно-урочной системы. Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.

Источник

личность

Павлов А.В.,

ГБПОУ «Воробьевы горы», руководитель

Ресурсного научно-методического центра непрерывного образования, к.п.н.

Одним из очевидных приоритетов развития системы дополнительного образования становится обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества, что нашло отражение в концептуальных нормативных документах. Первоочередной задачей в деле «опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны» [2]  представляется научно-методическое уточнение особенностей содержания дополнительного образования, заключенного в дополнительную общеобразовательную программу, а, особенно, в ее менее нормативно урегулированный вид – дополнительную общеразвивающую программу.

Это представляется достаточно сложной и неоднозначной задачей в контексте полифункциональных целей и поливариативного содержания самого дополнительного (внешкольного) образования, вобравшего за многие годы своей истории в себя весомые достижения как, в основном, практики, так и теории. Тем не менее, определение сущностных характеристик «общего развития» поможет пониманию и коррекции содержания, целей и задач дополнительных общеразвивающих задач на современном этапе.

В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 31.12.2012 г. предпринята попытка разрешить достаточно актуальную проблему – дифференциацию содержания программ дополнительного образования. Для этой цели вводится разделение дополнительных общеобразовательных программ на общеразвивающие и предпрофессиональные. По сути, данный шаг разделил дополнительное образование на два уровня – общий и повышенный, заложив потенциальную возможность перехода от общего уровня к предпрофессиональному. Но в практике такая особенность имеет два противоречия: 1) общеразвивающее и предпрофессиональное дополнительное образование существуют параллельно, т.е. ребенок (его семья) делает свой выбор сразу в пользу одного или другого, редко переходя «по вертикали». При этом известны случаи перехода ребенка как от общеразвивающих программ к предпрофессиональным, так и обратно; 2) общеразвивающее дополнительное образование, при наличии предпрофессионального, с точки зрения формальной юридической логики лишилось права на реализацию программ, претендующих на так называемую допрофессиональную подготовку. Так практика реализации программ, выпускники которых поступают в учебные заведения профессионального образования по профилю освоенной дополнительной общеразвивающей программы достаточно распространена.

Переходя к пониманию общего развития, стоит обратить внимание на еще несколько немаловажных особенностей.

ФЗ «Об образовании в РФ» четко оговаривает, что дополнительное образование не сопровождается повышением уровня образования. Здесь имеется в виду параллельность дополнительного образования нормативному вектору – обучению по соответствующим основным образовательным программам.

Читайте также:  3 летний ребенок развитие игры

Между тем, основная общеобразовательная программа реализуется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, имеющими свою целью: 1) «Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» (ФГОС НОО) [4 ]; 2) «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы») (ФГОС ООО) [5].

Таким образом, отметим, что развитие личности ребенка и ее характеристик является обобщенной целью образования в общей школе, но также в целом присуще любой образовательной системе. А внеурочная деятельность, как часть федерального образовательного стандарта, также подкрепляет основной образовательный результат.

Необходимо понимать, что «общее развитие» не есть в полном смысле «всестороннее развитие», подчеркивающее равноценное, гармоничное сочетание различных сторон личности в его развитии.

Для полноценного понимания различий и особенностей уровней дополнительного образования из изложенного ранее необходимо определить «общеразвивающее» и «предпрофессиональное» как «общее» и «специальное».

В чем же особенность общего развития личности в дополнительном образовании детей, отличного от развития личности в общем основном образовании? Здесь необходимо понимание роли дополнительного образования детей в общем развитии личности, не перекрывающей и дублирующей роли основного общего образования, но компенсирующей недостатки последнего.

При этом целостное развитие личности в системе общего образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В связи с тем, что ФГОС понимается и позиционируется как «стандарт всего школьного периода жизни ребенка» (А.Г. Асмолов), на наш взгляд, дополнительное образование должно следовать логике и аналогии образовательных стандартов в части компетенций и универсальных действий. Несмотря на тривиальность решения, это сможет обеспечить преемственность в едином образовательном пространстве и подлинную «дополняемость» данного вида образования.

Переходя к термину «общее развитие», необходимо проанализировать его, в первую очередь, с психолого-педагогической точки зрения.

По общенаучному определению, развитие есть всеобщее свойство материи и сознания. Оно характеризуется одновременно тремя свойствами: необратимостью, направленностью и закономерностью происходящих в развивающемся объекте изменений.

При этом отмечается, что одной из основных его характеристик является время, точнее, протяженность во времени, которое и выявляет направленность развития. Поэтому говорить о краткосрочных дополнительных общеразвивающих программах, имеющих целью общее развитие личности в «сжатые сроки», необходимо крайне осторожно.

Безусловно, как сегодня считает большинство исследователей, обучение является важным условием, основой и средством психического и, в целом, личностного развития человека. Собственно профиль деятельности, предмет или полипредметность дополнительной общеразвивающей программы и является стержнем общего развития личности обучающегося, вокруг которого выстраивается вся система деятельности в дополнительном образовании детей.

Разработанная в отечественной психологии теория развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.К. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) закрепляет решающую роль обучения и воспитания в развитии и становлении важнейших психологических структур и функций, в формировании личности.

Согласно точке зрения Л.С. Выготского, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. «Обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия, обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования» [1, 247]. Данное утверждение нашло развитие и в зарубежной когнитивной психологии. Из основополагающего тезиса Л. С. Выготского следует, что обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время оно само опирается на актуальное развитие. Следовательно, обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития» [1, 251]. Данное положение принципиально определяет всю организацию обучения в системе дополнительного образования. Адаптация к завтрашнему дню в контексте развития ребенка в стремительно изменяющихся реалиях – пожалуй, самая сложная и ответственная задача, стоящая перед дополнительным образованием детей. Регулярное совершенствование дополнительной общеразвивающей программы становится очевидной потребностью на фоне стремительно развития науки, технологии, общественных отношений.

Термин «развитие» указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Обычно эти изменения прогрессируют и накапливаются, приводя к усилению организации и усложнению функций.

Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной. К физической области относятся такие физические характеристики, как размеры и форма тела и органов, изменения структуры мозга, сенсорные возможности и моторные (или двигательные) навыки. Когнитивная область охватывает все умственные способности и психические процессы, включая даже конкретную организацию мышления. К этой области относятся такие процессы, как восприятие, рассуждение, память, решение задач, речь, суждение и воображение. В психосоциальную область входят свойства личности и социальные навыки. К ней относят присущий каждому из нас индивидуальный стиль поведения и эмоционального реагирования, т. е. то, как люди воспринимают социальную действительность и реагируют на нее. Развитие человека в этих трех областях происходит одновременно и взаимосвязанно, что можно продемонстрировать на примере развития ребенка в первый год жизни.

По Л.С. Выготскому, «развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях… единством общественного и личного при восхождении ребенка по ступеням развития» [1, с. 248]. Другая трактовка развития, согласно Л.С. Выготскому, находит воплощение в теориях творческой эволюции, направляемой автономным, внутренним, жизненным порывом целеустремленно саморазвивающейся личности, волей к самоутверждению и самосовершенствованию [1, с. 248].

Читайте также:  Психологическое сопровождение ребенка с проблемами в развитии

Исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович отражают развитие ребенка, как личности, последовательным формированием личностных новообразований, свойственным опредленным периодам жизни. В связи с чем возникает необходимость более строго учета возрастных особенностей обучающихся в дополнительном образовании, прагматичного отношения к возрастным критериям освоения образовательной программы.

Как подчеркивал С.Л. Рубинштейн, «ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается, и обучается. Это значит: воспитание и обучение включаются в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются лишь над ним…» и далее «…личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера и т.д. …не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка…» [3, с. 192].

Сомнительным в данном ключе представляется ставшим распространненным деление задач и результатов в дополнительной образовательной программе – на обучающие, воспитывающие и развивающие. Как же одно здесь можно отделить от другого? Разделить содержание и средства по решению каждой из задач для достижения соответсвующих результатов? Нет, этот процесс един. И трудноразделим и диагностируем в существующей системе координат.

Социально-педагогическое толкование «общего развития» в дополнительном образовании можно сформулировать на основе концепции социализации А.В. Мудрика в контексте представленных задач дополнительного образования детей:

  • содействие учащемуся в приспособлении (адаптации) к условиям конкретного общества, через предоставление возможности освоить наиболее широкий перечень предметных сфер (познания, игры, общения, предметно-практической деятельности) и способов деятельности  (соревнования, творчества, самоорганизации, презентации и т.д.);
  • содействие учащемуся в обособлении (индивидуализации) в условиях конкретного общества, обеспечиваются предоставлением возможностей для углубленного освоения отдельных предметных сфер при вариативности программ дополнительного образования;
  • сочетание приспособления и обособления в условиях конкретного общества обеспечивается делегированием права выбора содержания дополнительного образования учащемуся и его семье; предоставлением наиболее одаренным детям возможностей индивидуального развития, опережающего возрастные и среднестатистические нормы, возможностей достижения и демонстрации выдающихся успехов в социально значимых областях; включением в профессиональные сообщества значительно ранее сверстников;  предоставлением всем учащимся дополнительных возможностей социально-профессиональной мобильности за счет освоенных предметных сфер [6].

Таким образом «общее развитие» отличается от профессионального (специального) развития, составляющего основу предпрофессиональных программ, в котором определяющее значение играют приобретенные знания, умения и навыки в узко профессиональной сфере.

Общее развитие представляет собой равноценное (равнозначное, без выделения из них каких-либо) развитие разных свойств личности и ее компетенций.

Общее развитие происходит в трех областях одновременно и взаимосвязано: физической, когнитивной, психосоциальной.

В качестве универсальных действий, компетенции которых формируются у обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам, могут быть представлены по аналогии с федеральным государственным образовательным стандартом:

  • ценностно-смысловые (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация и др.)
  • регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция и др.)
  • познавательные (общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем и др.)
  • коммуникативные (контакт с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Таким образом, отличительными особенностями дополнительной общеразвивающей программы могут стать следующие положения:

  • Доминирование развития общих способностей на специальными
  • Предмет деятельности выступает как средство общего развития
  • Приоритет развития универсальных действий
  • Развитие познавательной активности
  • Развитие общих способностей и широкого круга возможностей
  • Развитие мышления
  • Расширение кругозора
  • Развитие общей культуры
  • Содействие физическому развитию
  • Развитие мобильности и адаптируемости

Дополнительная общеразвивающая программа имеет достаточно абстрактную перспективную цель, связанную с общим развитием личности обучающегося, предполагающую личностный образовательный результат.

Для достижения цели общего развития в дополнительной общеразвивающей программе используются широкий спектр вариативных форм и активностей.

Исходя из определения категории «образование» как целенаправленного процесса обучения и воспитания, в котором «воспитание» понимается как деятельность, направленная на развитие личности, необходимо подчернкуть, что воспитывающая функция дополнительной общеразвивающей программы обладает достаточным приоритетом. А предмет деятельности здесь выступает не как самоцель, а средство.

Общее развитие как доминанта в дополнительной общеразвивающей программе имеет глобальное значение для будущего ребенка – предоставляя разностороннее детство, помогает успешной специализированной взрослости.

Учет описанных научно-методических позиций может позволить актуализировать содержание дополнительных общеразвивающих программ, модернизировать формы, технологии и методы реализации дополнительных общеразвивающих программа

Безусловно, говоря об оценки результативности дополнительных общеразвивающих программ нельзя избегать психодиагностического инструментария, позволяющего более объективно фиксировать полученный образовательный результат в контексте общего развития личности ребенка.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: «АСТ», 2009. – 672 с.
  2. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. URL: https://минобрнауки.рф/документы/4429 (дата обращения: 09.03.2015)
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: «Питер», 2002.  – 720 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357. URL: https://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 09.03.2015)
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 09.03.2015)
  6. Учебно-методический комплект для руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций дополнительного образования. Портал «Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://xn--273–84d1f.xn--p1ai/obuchenie/moduli/dopolnitelnoe-obrazovanie (дата обращения: 09.03.2015)

Источник