Развитие личности ребенка в условиях детской организации

Развитие личности ребенка в условиях детской организации thumbnail

 «Развитие личности ребенка в условиях организации технологии «Детский сад-открытая система» в ДОУ»

В дошкольном возрасте проблема общения ребенка с другими людьми рассматривается в качестве наиболее значимых, ибо именно в детском возрасте развиваются основные феномены социального поведения. Основными функциями общения являются:

организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для их достижения);

формирование и развитие межличностных отношений;

познание людьми друг друга;

общение — необходимое условие формирование личности, ее сознания и самосознания.

Дошкольный возраст описывается как время овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также игровые и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего количества вещей, открывает для себя «двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого пространства» (В.С. Мухина). Одно из главных стремлений ребенка в этом возрасте — стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействиями с другими. Ребенок учиться принятым позитивным формам общения. Отношения ребёнка с детьми также во многом определяется характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Группа детского сада – это первичное социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.
Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

Старшего дошкольника больше всего волнуют вопросы личностных взаимоотношений, связей и процессов в мире не вещей, а людей. Естественно, что у детей на пороге школы складывается новое отношение ко взрослому как к особой личности с богатыми и разнообразными свойствами, часто никак не связанными с сиюминутными интересами взаимодействия с ним детей. Собственные личностные качества также выдвигаются на первый план в представлении детей о себе, а суждение о них и о всех других своих способностях приобретает у детей наибольшую за все предшествующее время точность и четкость.

Использование личностно-ориентированной технологии «Детский сад- открытая система» — это один из приемов работы нашего дошкольного учреждения, направленный на создание ситуации успеха и комфортности детей в дошкольном учреждении, способствующий развитию всесторонне развитой личности, реализации природных потенциалов детей, их индивидуальных желаний и возможностей.  Работа педагогов  в данном направлении способствует развитию и обогащению социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия «ребенок-ребенок» и  «ребенок-взрослый». Технологию «Детский сад — открытая система» можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на развитии активности детей, уважительном отношении к запросам и потребностям, максимальном содействии развитию ребенка как творческой личности. Ребенок рассматривается как полноправный участник образовательного процесса, взрослый — лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребенком.

Одна из важных задач — научить детей умению организовывать самостоятельную деятельность, выдвигать цель, обозначать способы действий, последовательность их осуществления для достижения результата, осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности.

Каждый четверг в течение 30 минут — время свободного перемещения детей по детскому саду. В работе в данном направлении принимают участие все сотрудники детского сада. Разработаны функциональные обязанности сотрудников на эти часы.

Младшие воспитатели отвечают за безопасность детей при их перемещениях.

Воспитатели  в каждой группе знакомят детей   с планом предлагаемых им занятий, после чего дети выбирают себе занятия по интересам.

Целью проведения работы по технологии « Детский сад-открытая система»  является создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного процесса;  развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия .

Задачи:

  • Развитие  активности, инициативности, самостоятельности, умения слушать другого и согласовывать с ним свои действия, умения работать в группе.;
  • Ознакомление с трудом взрослых;
  • Развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего ребенку понять самого себя;
  • Формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия;
  • Обеспечение комфортных, бесконфликтных условий развития личности ребенка, реализации его природных потенциалов.

Воспитатели  и специалисты встречают «гостей» интересными играми, упражнениями в соответствии с запланированными в начале года видами деятельности: продуктивные виды деятельности в рамках образовательной области «Художественное творчество»; музыкально-ритмические игры и композиции в рамках образовательных областей « Музыка» и «Физическая культура», развивающие игры и головоломки и другие.  Работа в данном направлении строится с учетом принципа интеграции различных видов деятельности (трудовой, игровой, художественной и т.д.)

Также дети могут посетить кабинет секретаря руководителя: понаблюдать за   его работой: ведь информационно-коммуникационные технологии всегда вызывают живой интерес у детей.

Старшая медицинская сестра ответит на интересующие детей вопросы, покажет медицинское оборудование и расскажет о его назначении.

Желающие могут посетить кухню и кабинет заведующего хозяйством, где  специалисты с удовольствием  встретят детей и расскажут о своей работе.

В результате такой систематической работы у детей развиваются навыки полноценного межличностного общения, формируются навыки дружеского коммуникативного взаимодействия; дети знакомятся с трудом взрослых.

Источник

Библиографическое описание:

Шалабаева О. В. Детская организация как фактор социального становления личности ребенка [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 60-62. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/808/ (дата обращения: 19.03.2020).

Большую
социальную значимость приобретает задача создания условий для
развития социальной активности и выявления лиде­ров в школе через
детские общественные организации. Формирование такой личности стало
одной из ведущих проблем модернизации образования.

Ключевые слова:
социальная активность, детская организация, успешность, социальные
способности.

В условиях, когда
государство и общество стоят перед необходимостью модернизировать
страну, когда на смену отрицания и агрессии к прошлому пришло время
диалога в интересах будущего, все чаще в спорах и дебатах о будущем
детей возвращаются к идее общественного объединения, приводя примеры
положительного жизненного обретения ими гражданских качеств.

Именно поэтому проблема
детских общественных объединений как значимого социального института
общества актуальна и своевременна.

Следует признать, что
детская организация уже довольно давно является объектом пристального
внимания исследователей и практиков детского движения, многие из
которых видят ее в качестве фактора социализации личности ребенка.

Детская организация ставит
перед собой цель – воспитать творческую, самодостаточную
личность, которая сможет применять свои познавательные возможности в
современном мире, сможет найти свое место в нем, самостоятельно
принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить.

Детские
общественные объединения имеют реальные возможности для расширения
сферы своих интересов при позитивном отношении к детской инициативе и
творчеству взрослой части объединений, что является свидетельством
активности, гражданственности, инициативы подрастающего поколения
России[3].

Таким образом, общественное
движение на современном этапе можно
характеризовать как демонополизированное,
вариативное по направленности деятельности (профессиональная
направленность, творческая, реализация
интересов, спортивная, экологическая, военно-патриотическая,
гражданско-патриотическая, благотворительная
и
т.д.), разно­образное
по формам и механизмам ре­ализуемых
программ и проектов.

Общественное движение детей
и подростков в России – реально существующий факт. Отраден тот
факт, что за последние десять лет детские общественные объединения не
только стали особым социальным институтом общества, но и на деле
доказали свою значимость и роль в процессе социализации подрастающего
поколения.

Сегодня
в России действует более 427 тысяч
молодежных
и детских общест­венных
объединений различной терри­ториальной
сферы
деятельности:
меж­дународные,
общероссийские, межре­гиональные,
региональные, местные.

Деятельность
боль­шинства
организаций направлена на решение
конкретных проблем общест­ва,
детей и молодежи. Многие из них реализуют
программы по созданию со­циальных
молодежных служб, бирж труда,
развитию детского
и молодеж­ного
предпринимательства, спорта,
выявлению
и поддержке
молодых та­лантов,
национально-культурному
воз­рождению, летнему отдыху, решению жилищных проблем
и т.д.

На федеральном и
региональном уровнях органы исполнительной власти и детские
общественные объединения принимают совместные планы деятельности,
программы мероприятий по различным направлениям общественно-значимой
деятельности. Обоснование взаимных обязательств во взаимодействии с
органами государственной власти позволяет определить цели, задачи,
принципы этого взаимодействия, основные мероприятия по его
реализации. Государственная поддержка общественных инициатив
выражается в долевом финансировании программ и проектов детских
общественных объединений, проведением конкурсов социально-значимых
проектов.

В то же время, проблема
организации деятельности детских общественных объединений остается
открытой и злободневной. Причина этого в глубоких
социально-экономических изменениях, системном кризисе традиционных
институтов социализации молодого поколения (в первую очередь семьи,
школы). Наиболее актуальным и важным становится сегодня тенденция
разрыва в преемственности ценностных ориентиров, зачастую огульного
отрицания опыта, накопленного предшествующими поколениями в сфере
общественной практики.

В сложившихся условиях
наступило время осознать, что вклад в детей сегодня — это вклад в
сегодняшнюю безопасность. Укрепление демократии требует хорошо
образованного, хорошо информированного, независимого, активного
гражданского населения, обладающего чувством солидарности и общей
ответственности для достижения общей цели. Этот процесс культурной
трансформации, который соединяет общественные и частные сферы жизни,
и должен начинаться с раннего возраста[3].

Социально значимая
деятельность детей и молодежи способствует социально-экономическому и
культурному росту здорового, гуманного, справедливого обществе,
уважающего достоинство людей. Через социально значимую деятельность
укрепляются человеческие ценности, реализуется социальной потенциал
каждого человека, а создание общественных организаций, поддерживающих
социальные инициативы, способствует реализации прав каждого человека.
Именно общественные организации являются механизмом реализации
Декларации ООН: «Мы, народы, имеем силу изменить мир».

Организация Объединенных
Наций объявила на период первого двадцатилетия нового века Всемирное
движение в интересах детей — новый этап осуществления Конвенции о
правах ребёнка. Стратегия этого движения предполагает активное
участие самих детей в жизни обществ, характеризуется процессом
становления новой педагогической концепции, в центре которой
находится личность ребенка и молодого человека, которая обеспечивает
самопознание, самоопределение и самореализацию растущей и
развивающейся личности. Создание условий для реализации основных идей
Конвенции о правах ребенка рассматривается как приобщение к
общечеловеческим, гражданским ценностям через включение детей и
подростков в реальные общественно-значимые отношения.

Детская
организация культивирует и развивает детскую инициативу, активность,
личностное самовыражение ребенка в привлекательной социально значимой
деятельности; детскую солидарность, помощь и поддержка детьми друг
друга, доверие и сотрудничество взрослых и детей в совместной
деятельности; романтика, беззаветность в служении избранной идее.

Создание данной модели
будет направлено на воспитание, содействие успешной социализации и
социальную защиту подрастающего поколения юных граждан России, с
целью консолидации их усилий, совместной выработке единого механизма
государственной и общественной молодежной политики является
объективной необходимостью[1].

Хотелось бы подчеркнуть,
что в
качестве основного критерия успешности воспитания в общественном
объединении можно рассматривать уровень социальной активности
подростков, что выражается в готовности осуществлять и защищать
свои права и интересы, не посягая на права и интересы других;
готовности к созидательному социальному взаимодействию; способности к
социальным инициативам; самостоятельности и устойчивости собственных
суждений;
степени проявления культуры межличностных отношений и общения.

Надо отметить, что в
современной детской организации идет не только обновление процесса
развития, но и происходит актуализация общечеловеческих нравственных
ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности,
патриотизма. Имен­но в детской общественной организации получает
человек свои первые социально значимые роли, берёт ответственность не
только за самого себя, но и за уcпex всего дела, которое зачастую
важно не только группе детей, но и для целого жило­го района,
города, области, и даже страны.

Используя
в детской организации коллектив — и как цель, и как средство
воспитания, решается множество задач и среди них задачу формирования
личности школьника так, чтобы по выходу из школы он умел жить
работать в коллективе, гармонично сочетать свои собственные,
групповые и коллективные интересы, имел опыт самоуправления и
демократических форм поведения, опыт милосердия, гуманизма,
потребность в апробации различных социальных ролей и позиций, а
главное, ролей лидера, руководителя, цивилизованного гражданина,
обладающего навыками защиты своих прав и интересов.

Огромное значение имеют
предлагаемые виды и формы творческой деятельности по выбору детей, а
также использование мотивации успеха и достижений, тренинговых
занятий, ситуации размышления и восприятия информации в форме лекций,
сообщений, бесед, экскурсий, конференций, встреч-диалогов, творческих
встреч, культпоходов; ситуации формирования суждения, отношения,
способности к общению (дискуссии, свободный диалог, ролевые игры,
круглые столы, коллективное планирование, коллективное
сочинительство); ситуации, требующей ответственности, способности к
принятию решений (деловые игры, работа в микрогруппах, турниры,
практикумы, индивидуальные и групповые исследования); ситуации
успеха, признания достижений (конкурсы, выставки, игры, смотры,
фестивали) [2].

Уверены в том, что
«Патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, Забота об
улучшении своей и окружающей жизни, Самодеятельность и Творчество,
Стремление нести радость людям и самосовершенствоваться, Коллективизм
и Товарищество, Гуманизм и уважение к личности в сочетании с высокой
товарищеской требовательностью к Человеку, умная игра и активность,
неуспокоенность» [3]..- вот что как нам кажется, лежит сегодня
в основе детской организации как образа жизни, активной жизненной
позиции человека, системы качеств
юных граждан России, фактора социального становления личности
ребенка.

Практика
использования такого инструмента как детская
общественная организация, дает тот опыт социального взаимодействия,
который позволит учащимся успешно адаптироваться и
самореализовываться в условиях постоянно меняющегося социального
пространства.

Следовательно, детские
общественные объединения на современном этапе выступают фактором
социального становления личности ребенка и многогранном
проявлении общественной и гражданской позиции жизни общества.

Литература:

1. Алиева Л.В.
Детское движение – субъект воспитания: Монография. –
М.:Макс- Пресс МГУ, 2002. – С.224

2.
«Молодежная политика» (в помощь организаторам
общественных объединений) (выпуск5) Составили Житкова Е.И., Плеханов
Л.Н., Сурикова Ю.В., Жигурова А.В. под ред. Лукьяненко Е.А.,
Емеличевой Е.А. // Молодежное информационное аналитическое агентство,
Астрахань, 1998

3. Теория. Опыт.
Методика.- Н.Новгород, изд-во ООО « Педагогические технологии»,
2006.-68с.

Основные термины (генерируются автоматически): детская организация, подрастающее поколение, объединение, детская общественная организация, детская инициатива, юный гражданин России, современный этап, социальная активность, социальное становление личности ребенка, общественное объединение.

Источник

Анна Бельская
Роль детских объединений как фактора социализации детей

Задача социализации ребенка в настоящее время является одной из наиболее важных для любого государства. Особенно важной данная проблема является в тот период развития индивида, когда происходит формирование социального опыта – то есть в период детства, а также в подростковом возрасте. От того, какие ценности будут сформированы у детей в настоящее время, от уровня того, насколько дети будут готовы к качественно новому типу социальных отношений в период юности зависит путь развития общества в настоящее время и в будущем. В связи с данным обстоятельством существенным образом возрастает социальная значимость общественных объединений, усилия которых направлены на формирование условий для социализации ребенка. В решении данной проблемы существенную роль играют детские общественные объединения, деятельность которых строится на основании и с учетом интересов детей.

Как нами показано в первой главе данной работы, социализация рассматривается как процесс и как результат активного воспроизводства и усвоения человеком социального опыта, который осуществляется в процессе деятельности и общения. В результате социализации человек осуществляет усвоение социальных стереотипов поведения, он интериоризует нормы, а также ценностные ориентации социальной среды, в которой он существует. Осуществляя усвоение общественного опыта, человек формируется как личность и приобретает нужные для жизни психические качества, умения, навыки и знания, в том числе способности продуктивно взаимодействовать с другими людьми.

Успешность и эффективность процесса социализации ребенка в детском объединении существенным образом зависит от определения содержания деятельности детского объединения. Отметим, что содержание детского объединения можно определить как специфичная некоторой социальной общности ценностная и мотивационная основа, которая обеспечивает удовлетворение определенных социальных потребностей, интересов, ценностей ребенка в данной среде.

Специфика детского объединения можно также определить с позиции педагогической науки как интегрированную совокупность специально созданных условий, которые обеспечивает устойчивые культурообразующие социально-педагогические взаимодействия взрослых и детей как равноправных участников совместного взаимодействия, деятельность которых направлена на оптимизацию их социальных взаимоотношений и развитие окружающего жизненного пространства. Обозначенные обстоятельства в понимании сущности детских объединений четко сформированы Е. А. Дмитриенко [22].

Можно говорить о наличии трех базовых аспектов детских общественных объединений.

1. Социальный аспект детского объединения проявляется в потребности общества организованно оформлять социальную активность детей, включать их посредством детских общественных объединений в процесс присвоение социального опыта, фактически – направлять процесс социализации ребенка в общественно приемлемом направлении. Посредством системы дошкольных объединений ребенок не только обогащается опытом общения, но также осуществляет самореализацию себя как личности, определенным образом оказывая влияние на обстоятельства, а также на людей, которые его окружают.

2. Психологический аспект теснейшим образом связан с процессом реализации стремления ребенка к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Система дошкольного образования и детские объединения расширяют сферу представлений ребенка о себе, что способствует реализации ребенком представлений о своей роли и жизненном пути.

3. Педагогический аспект детских объединений предполагает выполнение функций своего рода посредников между обществом и детством, создавая условия для гармонизации опыта индивидуальных и коллективных отношений.

Как отмечается исследователями[8] включенность в детское общественное объединение позволяет удовлетворить ребенку свои социальные потребности, а также реализовать собственные интересы и стремления, для которых в иных видах общественных институтов нет достаточных условий. Именно в данном моменте и заключается роль детских объединений в социализации личности ребенка.

Стремление детей к объединению, особенно явно это проявляется в подростковом возрасте – является естественной потребностью, так как объединяясь в группы, дети самореализуются и самоутверждаются.

Детские объединения могут играть важную компенсаторную роль, обеспечивая достаточно высокий уровень самооценки, способствуя поддержке социального статуса ребенка, а также выступать условием формирования чувства защищенности ребенка, восполняя недостаток событийности в его жизни.

Рассматривая значение детских общественных объединений в процессе социализации ребенка, можно отмечать важность детского движения в деле формирования у них инициативы, самостоятельности. Данное обстоятельство также позволяет говорить о детских объединениях как своего рода пространстве социализации ребенка.

Пространство социализации можно понимать как педагогически освоенную среду, которая создает не только дополнительные, но и качественно новые возможности для социализации личности детей в детском объединении.

Особенное значение в системе дополнительного образования детским объединениям обеспечивается реализацией специфического воспитательного потенциала детской организации. Воспитательный потенциал детского объединения можно рассматривать как целостность социальных и психологических факторов, которые обуславливают потребности личности в жизни и деятельности объединения, позицию субъекта деятельности, познания, творчества и саморазвития.

Детские объединения являются тем социальным институтом, который способствует представить ребенку возможности для приобретения нового социального опыта, для самореализации в разного рода социально значимой деятельности. Как справедливо отмечают исследователи детского движения, принципиальным моментом для реализации всего потенциала детского объединения в деле социализации ребенка выступает создание реальных возможностей для осознания им целей, перспектив объединения, своего пребывания и деятельности в нем, в реализации личных интересов, возможностей, потребностей.

Детское объединение дает возможности для детей включиться в систему общественных отношений, оно обеспечивает жизнедеятельность ребенка, удовлетворение потребности ребенка в развитии. Отмечается, что добровольность членства и открытость, эмоциональная привлекательность деятельности в объединении, высокий уровень социальных прав детей, возможность выбора типа активности и деятельности – формируют педагогические возможности детского объединения в социализации личности детей.

Таким образом, мы можем говорить о том, что возможности социализации личности ребенка в рамках общественного детского объединения расширяются за счет:

1. Более высокого уровня включения ребенка в разного рода вида активности, которые способствуют социализации ребенка.

2. Большого разнообразия социальных ролей, которые возможно реализовать в детском объединении.

3. Расширение круга общения детей, а также активное стимулирование межвозрастного общения в у детей.

Отметим, что детское объединение обеспчивает условия для удовлетворения потребностей и интересов детей, для продуктивного творческого взаимодействия и взаимоотношений. При этом за ребенком сохраняется право свободного перехода из одного объединения в другое, а также сохраняется право выбора типа деятельности. Сила детских объединений заключается в том, что в них обеспечиваются условия для воспитания такой личности, которая самостоятельно способна принимать решения. Также в детских объединениях формируется опыт социального взаимодействия, что также выступает как одно из условий успешной социализации детей.

Отметим также, что ребенок получает социальный опыт, социализируется не только в детском коллективе, но также и вне него, в деятельности свободного общения с другими людьми, в школе и семье. Вместе с тем, опыт социального взаимодействия, которые получается в детских объединениях с его общественной значимостью и направленностью на трансляцию общественного опыта, широкой системой социальных связей может рассматриваться как качественно иной опыт. Такой опыт может рассматриваться как более полный, так как он обогащен усвоением коллективных ценностей и целей, приобщением к нормам внутрипоколенных и межпоколенных отношений. Предоставляемая возможность в детском объединении каждому ребенку осознать себя частью общества со всеми обязанностями и правами, наличие в системе дополнительного образования субъект-субъектных отношений; многообразие видов деятельности, способствует познанию, развитию, самореализации личности ребенка, приобретению опыта лидерского поведения, разнообразие реализуемых в обществе социальных позиций – все это может рассматриваться как предпосылки для успешной социализации детей.

Таким образом, мы можем говорить о том, что детские объединения основываются на общности интересов детей и взрослых, на добровольном включении их в совместную деятельность для решения конкретных, четко определенных задач, создает условия для удовлетворения детьми потребности в равноправном положении с взрослыми, для актуализации возможностей детей, которые не востребованы в других сообществах, членом которых ребенок является.

Источник