Развитие личности ребенка в творческой деятельности

Ольга Матикайнен
Развитие личности ребенка средствами художественного творчества
ГБДОУ дет. сад №21 Выборгского района СПб
Развитие личности ребенка средствами художественного творчества
Автор: Матикайнен Ольга Павловна
Воспитатель
Роль воспитателя в том, чтобы предложить ребенку разные возможности в развитии личности, заинтересовать его и создать условия для творчества. Даже незначительное принуждение принимается в штыки, создает негативный фон, который снижает или практически полностью нивелирует возможную пользу от занятий.
Занятия художественным творчеством связаны с такими сторонами жизни ребенка, как восприятие и познание мира (в том числе самопознание, эмоциональная сфера, социализация и навыки взаимодействия с другими детьми. Получая удовольствие от творческого процесса и его результата, ребенок переживает ситуацию успеха — а это один из лучших стимулов, повышающих тонус коры головного мозга. Это не просто эстетическое удовольствие или способ занять время, но и ряд положительных влияний – это первый шаг к созидательному труду. Получив результат ребенок понимает, что может создавать что-либо собственными руками, привыкает к продуктивной занятости. Со временем он спокойнее будет реагировать на необходимость выполнять школьные задания и легче воспринимать домашние обязанности.
• Познание мира. Чтобы придать своему произведению сходство с оригиналом, нужно заметить и осознать его особенные, только ему присущие черты. Вот почему занятия лепкой, аппликацией, оригами, всеми видами рисования развивают у детей внимательность и наблюдательность.
• Память. Переходя от простого к сложному, ребенок удерживает в памяти не только специфические черты предметов и явлений, но и алгоритм создания произведения, которым он овладел раньше. Это тренирует его память и мышление.
• Социализация. Коллективные виды творчества формируют умение общаться, понимать других людей, сотрудничать с ними, делить сферы деятельности и роли. Таким образом ребенок получает очень важный опыт взаимодействия и жизни в обществе.
• Развитие воображения. Воображение — это не только склонность к выдумыванию невероятных историй или художественная фантазия. Это качество, которое позволяет создавать новое на базе существующего опыта. Это могут быть художественные образы, научные открытия, любое прогнозирование результата своей деятельности, к какой бы сфере она ни относилась.
• Эмоциональная сфера. Во время создания поделки ребенок переживает всю гамму эмоций – это может быть удовольствие, восхищение, разочарование – и учится справляться со своими чувствами. На развитие эмоций оказывает влияние и участие в конкурсе детских поделок – ребенок стремится к победе и получает ценные навыки реагирования на выигрыш или проигрыш.
• Художественный вкус. Любой вид детского творчества – поделки, рисунки, раскрашивание, создание украшений – помогает получить представление о том, что такое красиво или некрасиво, гармонично или негармонично. Ребенок учится выражать себя в творчестве и анализировать свои работы с художественной и эстетической стороны.
При организации художественного творчествавоспитателю необходимо помнить следующие правила:
• Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его.
• Не мешать ребенку творить.
• Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
• Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
• Поддерживать инициативу детей.
• Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.
Сделать маленький шедевр можно практически из всего: бумаги, пластилина или глины, природных материалов (шишек, ракушек, каштанов, декоративных элементов (бусин или пуговиц и. т. д). При выборе подходящего вида творчества, необходимо ориентироваться на возраст детей,возможности и их предпочтения.
Желаю творческих успехов!
Источник
Марина Семенова
Формирование творческой личности
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду и в школе. В процессе рисования, лепки,аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается если что-то не получается, стремиться преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи о художественных возможностях изобразительного искусства.
Философы и психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективно нового, раннее не создаваемого произведения. Чем характеризуется творческая деятельность ребенка? Обратимся к работе Б. М.Теплова: «Главное условие,которое надо обеспечить в детском творчестве, — искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение». Следовательно, возникает большая педагогическая проблема – найти такие стимулы к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное желание «сочинять».
Наверное, все педагоги знают, как важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности детям было интересно, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом, и мечтают об этом. А как добиться такого эффекта?
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразность и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно чтоб всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания и умения, навыки, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением. Жесткие, «единственно верные» правила сковывают инициативу педагогов и детей, лишают их возможности проявить творческие способности.
Зачастую на практике специфика изобразительной деятельности игнорируется, сама деятельность ставится в ряд с другими видами деятельности, что приводит к формализации педагогического процесса. Воспитатель часто диктует детям, сколько предметов в сюжетном изображении они должны передать. Делается это обычно из боязни, что дети не справятся с большим количеством изображений, не успеют завершить работу в срок, но таким образом ограничиваются возможности всех ребят.
Формализм в руководстве изобразительным творчеством детей нам видится и в том, что педагог не только не поощряет внесение ребенком дополнений, обогащающих изображение, но и не разрешает это делать. Маленький художник стремится передать свои впечатления от окружающего мира. Внесение дополнений будит его воображение, позволяет полнее передавать образ, характер, особенности предмета. Именно так ребенок творит, и педагогу следует не просто хвалить его за проявленную инициативу, а стимулировать развитие и обогащение образа.
Формализм, неправильная постановка обучения часто бывают связаны с непониманием педагогом в программах и методических рекомендациях обязательного, рекомендуемого и вариативного. Формализм в работе с детьми возникает и тогда, когда педагоги нетворчески, некритически воспринимают опыт своих коллег и рекомендации, которые, как правило, имеют необязательный характер. К тому же они не всегда учитывают конкретные особенности дошкольного учреждения, отдельной группы детей.
Руководители разных рангов при анализе деятельности педагога буквально считают детские рисунки, аппликации и сравнивают их чуть ли не поштучно, требуя сохранения всех детских работ для проверок. Но ведь детские работы должны «жить» в детском учреждении, использоваться в его интерьере, в играх детей, на праздниках, они могут быть подарены родителям, друзьям, гостям. Их можно использовать и для организации выставок детского творчества не только в детском саду, но и за их пределами. А вместо этого все шедевры лежат в шкафу для отчета.
Одной из частых ошибок является недооценка возможностей детей и стремление воспитателя все сделать самостоятельно: приготовить все и разложить на столах, опасаясь, что дети сделают что-то не так. Совсем другое дело, когда ребенку предлагают самому взять лист бумаги со стола воспитателя и решить, как его лучше положить, чтобы картина получилась красивой.
Одним из существенных недостатков организации изобразительной деятельности следует считать ограниченное количество материалов, предлагаемых детям для рисования, аппликации, лепки; небольшое число используемых детьми способов изображения. Некоторые считают, что детям не стоит показывать разнообразную технику изображения, что это, дескать, формализует, засушивает детское творчество. Однако такое мнение ошибочно. Дети любят новизну, им интересны разные приемы рисования, и далеко не все могут самостоятельно выделить и воспроизвести определенные способы изображения.
Развитию творческих способностей, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционного и привычного, поиск новых решений. Творчески работающий педагог может предложить детям разные игры-упражнения, в результате которых возникнет выразительный образ, но прежде чем предложить детям использование какого-то приема, следует попробовать его самому.
Не стоит забывать о таком прекрасном дополнении в изобразительной деятельности как музыкальное сопровождение. Работая в тесном контакте с музыкальным руководителем, подобрать произведения классиков, современных композиторов. Музыка во время творческой деятельности детей звучит тихо, не отвлекая внимания, создавая спокойную эстетическую обстановку, положительное эмоциональное настроение.
Знание условий, отрицательно влияющих на развитие творческих способностей детей, поможет педагогам избежать ошибок, сделать свою работу наиболее эффективной и приносящей радость детям.
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Городского округа Тольятти « ШКОЛА № 86»
__________________________________________________________
445030 ул. 40 лет Победы, 44
контактный телефон (8482) 20-36-61,
электронная почта: school86@edu.tgl.ru
Статья на тему:
«Развитие личности детей дошкольного возраста
через изобразительное творчество».
Автор: Родина Наталия Николаевна,
воспитатель высшей
квалификационной категории
МБУ «Школа № 86» структурное подразделение
детский сад «Веста».
г.о. Тольятти.
2016г.
«Развитие личности детей дошкольного возраста
через изобразительное творчество».
«Творчество является постоянным спутником
детского развития. Лучшим средством для развития
способности к творчеству является деятельность».
Л.С. Выготский.
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.
Многие ученые, педагоги, психологи пробуют по – новому оценить традиционные подходы к развитию творчества у детей дошкольного возраста. Подобные поиски ведут к пересмотру знакомого и хорошо известного, помогают не останавливаться на уже достигнутом, «встряхивают» и обогащают. В результате поисков и открытий детская деятельность становится все более свободной, радостной и успешной.
Творчество — высшая форма психической активности, самостоятельности, способности создавать нечто новое, оригинальное. Масштаб творчества может быть различен, но во всех случаях происходит возникновение, открытие чего-то нового (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская).
А.Н. Леонтьев, изучая сущность детского творчества, отмечал, что творчество – один из существенных показателей развития личности, а воображение – основа творческой деятельности.
Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн, В.П.Зинченко, А.В. Запорожец в своих исследованиях показали, что творчество является постоянным спутником детского развития. Творчество художника стимулируется глубиной чувств. Образы воображения строятся из элементов, взятых из опыта человека, поэтому детское воображение беднее, чем у взрослого. С другой стороны отсутствие опыта снимает ограничения сознания, стимулирующие репродуктивные образы. Воображение развивается у человека всю жизнь, но к концу дошкольного возраста его развитие достигает такого уровня, что ребенок хочет и может изобразить что-то доступное пониманию других людей.
Общей характеристикой творческого потенциала детей дошкольного возраста выступают познавательные потребности, которые проявляются в форме исследовательской поисковой активности, а также в готовности и способности ребенка к самостоятельной творческой деятельности. Так, исследования Н.Н. Поддъякова и А.И.Савенкова показывают, что начало самостоятельного творчества ребенка лежит в стихийном экспериментировании и поисковой деятельности, которая направлена на преодоление неопределенности проблемной ситуации. Н.Н. Поддъяков, анализируя различные виды творчества детей, приходят к выводу, что ядром творчества в дошкольном возрасте выступает именно поисковая деятельность, в которой проявляется природная любознательность, активность, творческая трансформация ребенком новых знаний и опыта.
Н.П. Саккулина определила, что творчество проявляется на всех этапах изобразительной деятельности. Именно занятия по художественному творчеству подчинены в основном реализации задач, ориентированных на самостоятельную работу детей, поиск нестандартных решений. Одним из способов познания мира является рисование. Все то, что дети видят вокруг себя, они передают в своих рисунках.
Когда же возникает у детей интерес к рисованию?
Маленькие дети испытывают огромную потребность в движении. Движения разные и следы этих движений разные. Постучал пальцем по стеклу — получил точку, провел в сторону – линию, пошлепал ладошкой – большой отпечаток – пятно. А рисовать можно чем угодно: куском мела, угля, кирпича, карандашом, фломастером, авторучкой, гуашью, акварелью, сангиной, пастелью, восковыми мелками, тушью, даже пухом тополя и камыша, ягодами, пластилином, зубной щеткой, разбрызгивая краску, поролоном, пальцами, ладонью, палочкой, с помощью компьютера и даже лучом света!
Всякое открытие чего – то нового, необычного приносят детям раскованность и дают толчок к творчеству. Рисование детей интуитивно. Они не знают как правильно и как не правильно. Они рисуют, как сами думают.
6 – 7 летний возраст – «золотой век» детского рисования. В это время уже достигают определенной зрелости и гармонично взаимодействуют в творчестве практический жизненный опыт общения с разными людьми и работы с разными материалами, опыт эмоциональной и интеллектуальной обработки. Набрав силу, детское рисование активно реализуется в 8 – 10 лет, совершенствуясь, усложняясь и расширяя свои тематические границы.
Детское рисование – это феномен творческой активности детей от 1 – 2 лет до 10 – 11 лет, имеющих двигательно – зрительную основу и реализующих многие психические функции, важные для целостного личностного развития ребенка.
Таким образом детское рисование – оптимальная форма реализация личности ребенка, которое со временем отступит на второй план. Необходимо не упустить этот момент (с 1-2 до 10-11 лет), а развивать художественные способности детей.
Рисование влияет на развитие ребенка в целом, как личности, раскрепощает его, формирует эстетический вкус, развивает его творчество.
«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». (Пабло Пикассо).
Работа с детьми предусматривает раскрытие и реализацию неисчерпаемых творческих возможностей детей через ознакомление и применение ими нетрадиционных художественных техник рисования и повышение интереса детей к художественному творчеству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Здесь нет жесткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.
Методику работы с детьми необходимо строить таким образом, чтобы средствами искусства и детской изобразительной деятельности формировать у ребенка такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческую активность, позволяющие самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности, снижать закомплексованность, скованность.
Дети любят экспериментировать. Именно исследовательское поведение является одним из важнейших условий развития интеллектуально-творческого потенциала детей. Чем разнообразнее, оригинальнее поисковая деятельность, тем больше возможностей получить в конечном итоге новый результат, а оригинальность – это показатель творчества.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребенок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании. Детям необходимо предоставлять возможность самостоятельного выбора и применения большого количества разнообразного материала для создания выразительных образов в нетрадиционной технике рисования, использование элементов ТРИЗ и творческих заданий, максимально способствующих развитию творческого потенциала детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Особое внимание этой проблеме уделяла Т.С. Комарова, которая не только подчеркивала необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорила о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.
Нетрадиционные техники рисования, проводимые мною, вносят разнообразие в изобразительную деятельность и предоставляют ребенку большешансов длясамовыражения:«Рисование пальчиками и ладошкой», «Набрызг», «Кляксография», «Печатка», «Тампонирование», «Монотипия», «Рисунок жесткой кистью», «Цветные ниточки», «Рисование восковыми мелками», «Граттаж», «Рисунок на ткани», «Знакомая форма – новый образ» и многое другое. В целях развития воображения и творчества предлагаю детям изобразить: свое настроение, свою мечту, музыку, запах, себя, семью, друзей, что-то загадочное и волшебное (несуществующее животное, фантастическое растение и т. д.).
Использование разных способов рисования дарят ребенку радость творчества,осознание авторского голоса. При этом дети могут быть не только разного возраста, но и иметь разные стартовые способности. Дошкольник – прирожденный исследователь. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решения в творческих поисках.
С учетом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно-игровая форма преподнесения материала. Игровая деятельность – поистине удивительный феномен детского периода жизни. Она является средством познания окружающего мира, обучения, развития творчества и отдыха детей.
Игровые технологии позволяют реализовать принцип активного участия детей, который даёт дошкольникам возможность мобилизовать свои интеллектуальные ресурсы и механизмы саморазвития. Игра рождает переживания связанные с пробой собственных сил и самоутверждением, поэтому, несмотря на условность игровой ситуации, она является эффективным средством обогащения жизненного опыта.
Игры и развлечения – непременные спутники жизни каждого ребёнка. Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, сюжетно–ролевые, строительные, музыкальные, игры – драматизации, игры — пантомимы и т.д. А играть можно не только в группе, но и на участке во время прогулки, где дети проявляют наибольшую самостоятельность. И главной задачей педагога является стимулирование творческой активности воспитанников. Предлагаю детям ситуации: путешествия, «превращения» в кого – либо или во что – либо (например: в птицу, лисичку, берёзку, облачко). Можно предложить детям поиграть в игру пантомиму «В царстве цветов», где каждый ребенок берет на себя роль любимого цветка. Используя мимику, жесты, пластику собственного тела необходимо передать образ цветка: весёлого, стройного, печального, задумчивого….
Летняя пора не обходится без традиционных и любимых игр детей с влажным и жидким песком – строительство сложных и крупных построек: городов, дворцов, бассейнов и многое другое. Очень любят играть дети с водой на участке, ветряными вертушками, в подвижные, сюжетно – ролевые игры.
Экспериментирование– основа творческой фантазии детей. Для этого создаются условия работы с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками. В процессе деятельности используются самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, зубные щетки, расчески, поролон, парафиновые свечи, ватные палочки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.
Родители нашей группы принимают активное участие в организации интересного отдыха детей. Вот и пригодились старые обои. И на участке появилась дорожка из отпечатков рук и ног детей. Добавим фантазии и наши отпечатки стали превращаться в деревья, животных, птиц, бабочек, рыбок и т.д. В своей деятельности дети используют ватные палочки, поролон, пластилин, остатки самоклеющей бумаги, фигурки для печатания и вот получилась интересная необычная страна. Затем дети обыгрывают то, что нарисовали. Получилась интересная сказка! Движениями дети изображают животных и птиц, мимикой – добро и зло. Получилась необычная игра – импровизация, которую мы придумали с детьми вместе. Такие игры развивают фантазию и творчество детей, их артистические способности, пластику.
А вы пробовали рисовать водой? Фантазия детей безгранична. Брызгались водой из пластиковых бутылочек и вдруг… дети стали рисовать круги, овалы, простые формы, которые перешли в более сложные изображения: птиц, зверей, людей, машин и т.д. Но вода на асфальте быстро высыхает и рисунок исчезает. Решили в воду добавить краску. В одну бутылочку – красную, в другую – желтую и так далее (используем старую засохшую гуашь). И вот рисунок стал разноцветным и дольше сохранился.
Играем на асфальте, а солнце отбрасывает тени. Они особенно хорошо видны в солнечный летний день. Мы не обращаем на тень внимания, она серая и незаметная, всегда рядом с тобой, то впереди, то сзади, то сбоку. Но ведь и с ней можно играть! Сделать её яркой, веселой, озорной!
Попробуем, пофантазируем?! И мы решили, попробовали и тени «ожили»! сначала двое детей обрисовали тени друг друга, в смешных позах, мелом. Один из них разукрасил тени цветными мелками, а другой подкрашенной водой из пластиковой бутылочки. Получились две цветные тени – клоуны. Дети начали играть в клоунов. Затем к их игре присоединились другие ребята. Появились тени акробатов, силачей, гимнастов, танцовщиц на канате и т.д. Закончив веселое, необычное рисование, дети с интересом обыгрывают свои изображения, и получается целое цирковое представление, сопровождаемое музыкой. При этом дети меняются ролями.
Детям очень интересно обрисовывать тени и придумывать разные позы. А что если соединить две разные тени? Ух, ты…получилась коллективная работа, а если добавить несколько деталей, то получится целая картина.
Предлагаем вам перечень некоторых игр на участке с детьми:
«Конкурс танцоров»
«Спортсмены»
«Встреча с инопланетянами»
«Фантастические растения»
«Сказочные персонажи» и т.д.
Такие игры и развлечения способствуют развитию творчества и фантазии детей.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что творчество влияет на формирование личности ребенка и тесно связано с развитием таких психических процессов, как воображение, восприятие, мышление. В основе самостоятельного творчества ребенка лежит экспериментирование и поисковая деятельность, которые направлены на преодоление проблемных ситуаций. Художественное творчество в дошкольном возрасте – создание ребенком субъективно нового, значимого для него продукта.
Но для реализации творческих возможностей детей необходимо создать материальную базу, специальные условия, развивающую предметно – пространственную среду. Ребенок должен почувствовать значимость, уникальность своих и чужих творческих свершений. При правильном, чутком руководстве творческая деятельность детей может дать новые, высокие результаты.
Непрерывный рост знаний человечества требует от подрастающего поколения непременного их усвоения, а также обновления. В наше время необходимы люди умственного и творческого труда, так как творческие личности определяют прогресс человечества. Именно они, имея тонкое художественное восприятие мира, изменяют и улучшают жизнь во всех её областях.
Использованная литература:
12. Корзун А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Минск, 2000. |
13. Крылов Е. Школа творческой личности. // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 5. С. 44; № 10. – С. 28. |
14. Кудрявцев В. Феномен детской креативности. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 71. |
15. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности. – М., 2009. |
17. Лыкова И.А. Летняя мастерская. Время развивать воображение. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 7. – С. 79–88. |
19. Лыкова И.А. Цветные ладошки. Рисуем без кисточки. – М., 1996. |
20. Лыкова И.А. Экспериментирование в детском художественном творчестве. – М., 2003. |
21. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. – М., АСТ; СПб. Сова, 2006. |
22.Озерова, О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов на/Д., 2005. |
23. Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. – М., 2007. |
Источник