Развитие личности ребенка в разных видах деятельности

Развитие личности ребенка в разных видах деятельности thumbnail

Ребенок растет – меняются его возможности, отношение к себе и другим. Он постепенно становится частью общества. Важную роль в развитии его психики и личности играет деятельность. Ее можно разделить на предметно-манипулятивную и социальную. С одной стороны, чтобы быть частью общества, необходимороль деятельности знать и использовать социальные механизмы. С другой, нас окружает мир вещей, и учиться пользоваться ими — первейшая необходимость.

Нормальное развитие личности подразумевает переход от одного типа деятельности к другому. Это довольно жесткий ступенчатый процесс: переход между типами осуществляется только тогда, когда цель предыдущего этапа будет достигнута. Одним из важнейших типов будет игровая деятельность. Она актуальна с раннего детства и сохраняется практически до конца пубертатного периода. Это не только развлечение для ребенка, но и возможность учиться использовать предметы по назначению, моделировать жизненные ситуации.

Что такое деятельность?

Прежде чем говорить о том, какую роль играют разные виды деятельности человека в развитии его личности, нужно пояснить, что такое деятельность. Сюда относятся два больших блока понятий:

  • материальный мир;
  • социальная сфера.

Чтобы пользоваться всеми предметами обихода и орудиями труда, необходимы знания, опыт и тренировка. Когда-то мы все впервые сами держали вилку, умывались, пробовали чистить зубы. Сейчас для нас это простые, привычные действия, но так было не всегда. У ребенка перед глазами всегда есть пример — взрослые. От родителей и воспитателей, учителей мы узнаем, как роль деятельностипользоваться теми или иными предметами правильно, чтобы получить желаемый результат.

Деятельность в социальной сфере – это общение, контакты, усвоение моральных норм общества. Роль деятельности в данной сфере ничуть не меньшая. Мы точно так же учимся общаться, знакомиться, решать конфликтные ситуации, как чистить зубы или управляться с вилкой. Когда-то все бывает впервые, а чтобы достигнуть результатов, необходима тренировка.

Любая деятельность направлена на достижение определенной цели. Цель устанавливается ребенком. Самое важное здесь, чтобы в любом выбранномроль деятельности виде деятельности ребенку хотелось добиться успеха. Бесцельная деятельность не принесет каких-либо результатов. В развитии личности момент достижения цели имеет огромное значение.

Когда каким-то из видов деятельности удается овладеть, осуществляется переход к другому. Смена таких процессов способствует своевременному психическому развитию. Для ребенка это нормальное удовлетворение от достигнутого результата. Этот процесс связан с взрослением. С каждым разом увеличивается его база знаний о мире, предметах, связях между людьми.

Необходимость и потребность в деятельности

Роль деятельности очень велика для правильного развития малыша. Самостоятельная деятельность всегда будет позитивным фактором для личностного, физического и психического развития. Причем чем старше ребенок, тем разнообразнее должны быть виды деятельности. К ним можно отнести:

  • игровую деятельность;
  • направленную на обучение;
  • предметную (сюда же относится спорт);
  • общение и т.д.

Родители должны понимать, что их малыш растет. Это значит, что будут меняться его интересы, потребности. Потребность в роль деятельностидеятельности должна присутствовать, иначе не может быть и речи о правильном развитии. Ребенку интересно играть с игрушками, другими детьми. Он начинает исследовать мир, изучать его разными доступными способами. Затем начнется более осмысленная деятельность – учеба.

Важно помнить, что здоровая потребность в деятельности (любом ее виде) должна контролироваться родителями, но не ограничиваться полностью. Всем детям нужно играть: в 3 годика, 5 лет, 10 или даже в 15 лет. Желание учиться тоже совершенно нормальное в любом возрасте, с первых месяцев жизни. Уже к 2-3 годам начинает активно проявляться самостоятельность ребенка, а его действия становятся более осмысленными. Чтобы он нормально развивался, становился личностью, необходима предметная деятельность.

Ведущая деятельность

Ведущим называется обычно тот вид, который в данном возрасте, на данном этапе развития формирует более сложные психологические новообразования. Проще говоря, каждому возрастному периоду соответствуют некие типы деятельности. Они помогают ребенку лучше понять окружающий мир, отношения, себя самого. Шаг за шагом, с полученным опытом личность перестраивается, меняется. Чем ребенок старше, тем деятельность сложнее.

Тут главная особенность в том, что виды деятельности не просто меняются, а накапливаются по роль деятельностипринципу снежного кома. Чем дальше, тем больше видов деятельности могут объединяться в ведущее направление. В разном возрасте у ребенка будут меняться направления ведущей деятельности.
В развитии психики детей смена ведущих типов деятельности довольно жестко регламентирована.  Их формирование зависит от возраста, социального положения, возможностей. Переход от одного типа к другому происходит в четко определенном порядке, так как каждый тип подготавливает личность к переходу на следующий уровень.  Только это гарантирует личности ребенка нормальное, гармоничное развитие, и тут не может быть исключений.

Читайте также:  Ббс развитие ребенка в утробе матери

Эмоциональное общение

От первых дней жизни до года ведущим направлением можно назвать общение. Его роль огромна: это инстинкт самосохранения — скорее научиться общаться с теми, кто рядом. В этот период малышу важно научиться устанавливать социальные контакты, получать эмоциональную отдачу. В это время он начинает распознавать людей, отличать родителей от чужих, знакомых. Мама вызывает у него больше всего эмоций: он ищет ее глазами, плачет, когда она уходит надолго. Постепенно ребенок привыкает к остальным родным и людям, которые часто появляются в поле зрения.

Предметная деятельности

Предметно-манипулятивное направление деятельности присуще малышам от 1 до 3 лет. Это первейшая предметная деятельность, направленная на роль деятельностиформирование общественного поведения. Сейчас важнее всего научиться общаться, взаимодействовать. Малыш учится не только общению, но и обращению с самыми разными предметами. Основная особенность данного периода – повторение за взрослыми.

В этот период как можно больше стимулируйте потребность ребенка учиться что-то делать самому. Некоторым детям даже стимуляция не нужна, они сами по себе очень самостоятельные. Других же нужно подталкивать.
Манипулятивная деятельность — это, проще говоря, желание понять, как функционирует тот или иной предмет или механизм (не только осязаемый, но и социальный). Малыш видит, как мама включает телевизор с помощью пульта. Он берет его в роль деятельностируки, пробует поднимать, опускать, нажимает кнопочки. Или же учится использовать карандаши, чтобы рисовать: пытается понять на опыте, как держать, какой стороной водить по бумаге и т.д.

Если ограничивать ребенка, не давать ему учиться, самостоятельно пользоваться предметами, то он быстро потеряет интерес к учебе и всему новому. Здесь велика роль родителей, которые не должны ограничивать проявления самостоятельности у малышей 2-3 лет. Таким образом они лишь мешают нормальному процессу развития, замедляя его.

Игра

Один из важнейших видов – это игровая деятельность. Она сохраняется не только у детей, но и у взрослых людей. Ее влияние на развитие личности ребенка бесспорно. Игра — это развлечение, отдых, но еще и важная часть обучения. Играя, малыши моделируют реальные жизненные ситуации. Во время игры дети используют воображение, логику, фантазию, создают и решают проблемы. роль деятельностиРоль игры огромна, ведь это безопасная «испытательная площадка», где кроха может лучше узнать себя и других.

Важность этого вида деятельности нельзя недооценивать. Иногда мамы первоклашек демонстративно забирают игрушки, говоря «теперь ты взрослый, нужно учиться, а не играть». Для ребенка это травмирующее заявление. Посредством игры ребенок будет еще долгое время учиться общаться, понимать мир, моделировать ситуации и поведение. Постепенно это занятие будет становиться все менее значимым, но родители не должны запрещать игры.

Учеба

От 6 до 11 лет основное место в жизни ребенка занимает учеба. Сейчас важно освоить теоретические формы мышления – проще говоря, детей учат учиться. Тут важную роль играет учитель, которому нужно понимать, как заинтересовать, увлечь малышей. Сейчас стоит учитывать особенности психического развития ребенка: ему интересно все яркое, интересное, необычное. Учеба в начальных классах дает ребенку очень многое:

  • усваиваются нормы общественного поведения;
  • появляются первые планы на будущее;
  • раскрывается общественная составляющая личности;
  • волевое развитие (дети учатся разделять «хочу» и «нужно»);
  • радость от достижения цели;
  • самокритика (хочется сделать лучше других, есть возможность самостоятельно оценить значимость и качество работы);
  • формируется ответственное отношение к предметной деятельности.

Ведущая деятельность подростков

У подростков 10-15 лет сейчас два ведущих вида деятельности: общение и учеба. В развитии личности особое значение имеет социальная среда: где учится, чему, кто учит, а также с кем и как общается ребенок. Это время раскрытия своих способностей. Тут уже сами дети начинают понимать, какие они, чего они хотят, как достичь желаемого. Сейчас для них очень важно чувствовать, что они не одни. Для этого необходимо общение.

Многие родители роль деятельностиругают подростков за постоянное желание общаться по телефону, гулять, ходить друг к другу в гости. Однако тут нет ничего удивительного или негативного. Подростку важно знать, что он не один, а часть группы, и группа его принимает и поддерживает.

Для молодых людей от 15 до 18 лет вектор деятельности снова смещается на учебу, но добавляется еще и предметно-трудовое направление. Тут важно понимать, что сейчас человеку понадобится весь его предыдущий опыт. Родителям поздно обвинять 18-летнего парня или девушку в отсутствии самостоятельности или нежелании учиться, ведь в развитии личности самыми важными были ранние годы. А 17-18 годам обычно уже есть желания, планы, мечты и, главное, есть понимание того, как добиться желаемого. Это результат нормального психического развития личности.

Читайте также:  Показатели нервно психического развития ребенка 3 лет

Источник

Влияние
на
ребенка
со
стороны
взрослых
и
сверстников
осуществляется
главным
образом
в
процессе
деятельности.
Организуя
деятельность
детей,
взрослые
дают
советы
и
указания
по
поводу
сюжетов
игр,
рисунков,
знакомят
детей
с
взаимоотноше­ниями
и
действиями
изображаемых
людей,
предъявляют
опреде­ленные
требования
к
действиям
и
поступкам
самих
детей,
оценивают
их,
помогают
разрешать
возникающие
в
ходе
деятель­ности
затруднения
и
конфликты.
Только
выполняя
совместную
деятельность,
дети
объединяются
и
вступают
между
собой
в
различные
взаимоотношения,
составляющие
основу
детского
общества
и
способствующие
развитию
личности
его
членов.

Играшколасоциальныхотношений.
Наиболееважное
значениедляразвитияличностиимеетигра.
Беря
на
себя
роли
взрослых,
воспроизводя
их
деятельность
и
взаимоотношения,
дети
знакомятся
с
доступными
для
них
правилами
и
мотивами
поведе­ния,
которыми
руководствуются
взрослые
в
трудовой
и
обще­ственной
деятельности,
в
общении
между
собой.
Так,
выполняя
роль
рабочего
в
мастерской,
ребенок
старается
воспроизвести
его
ответственное
отношение
к
своему
делу,
выполняя
роль
врача

заботливость
и
внимательность
по
отношению
к
больному
и
т.
п.

Игра
захватывает
детей,
заставляет
их
по-настоящему
пережи­вать
те
чувства,
которые
должны
испытывать
изображаемые
персонажи,—
симпатию,
сочувствие
к
больным,
к
детям,
уважение
к
старшим
и
др.
С
симпатией,
покровительством,
нежностью
относится
ребенок
к
куклам
и
игрушечным
животным,
используе­мым
в
игре.

Интерес
к
игре,
желание
хорошо
сыграть
роль
настолько
велики,
что
в
этих
условиях
дети
выполняют
такие
действия,
которые
сами
по
себе
для
них
трудны,
непривлекательны,
или
воздерживаются
от
удовлетворения
возникающих
по
ходу
дела
других
желаний.
Изображая
учеников,
дошкольники
длительно
и
старательно
занимаются
скучным,
однообразным
делом

многократным
выписыванием
одних
и
тех
же
букв.
Играя
роль
буфетчицы
на
железной
дороге,
пятилетняя
девочка
сама
не
ест
находящееся
в
ее
распоряжении
печенье,
поскольку
это
противоре­чит
интересам
пассажиров.

Однако
не
следует
думать,
что
достигнутые
в
игре
успехи
могут
быть
непосредственно
перенесены
детьми
в
другие
условия,
в
их

168

повседневное
поведение.
Нередко
можно
видеть,
как
мальчик,
только
что
проявлявший
в
роли
доктора
заботу
о
заболевшей
девочке,
через
несколько
минут,
выйдя
из
игры,
преспокойно
отнимает
у
той
же
девочки
игрушки,
не
обращая
внимания
на
ее

слезы.

Те
действия
и
взаимоотношения,
которые
дети
разыгрывают
в
соответствии
со
взятыми
на
себя
ролями,
позволяют
им
ближе
познакомиться
с
определенными
мотивами
поведения,
поступками,
чувствами
взрослых,
но
еще
не
обеспечивают
их
усвоения
детьми.
Игра
воспитывает
детей
не
только
своей
сюжетной
стороной,
тем,
что
в
ней
изображается.
В
процессе
реальных
взаимоотношений,
разворачивающихся
по
поводу
игры,—
при
обсуждении
содержа­ния
игры,
распределении
ролей,
игрового
материала
и
т.
п.—
дети
учатся
на
самом
деле.учитывать
интересы
товарища,
сочувствовать
ему,
уступать,
вносить
свой
вклад
в
общее
дело.
Нередко
между
детьми
возникают
конфликты
по
поводу
тех
или
других
моментов
организации
или
проведения
игры.
Причиной
таких
конфликтов
обычно
служит
неумение
согласовать
свои
планы
и
действия.
На
помощь
в
этих
случаях
приходит
воспитатель.

На
ковре
со
строительным
материалом
играет
Ира.
Ира
начинает
строить
пароход,
к
ней
присоединяется
Владек.
Строят
вместе,
не
сговариваясь,
молча.
Прикладывая
кирпич
к
кирпичу,
вытягивают
длинный
остов
парохода
(обычное
начало
для
постройки
пароходов
в
данной
группе,
знакомое
обоим
детям).

Подходит
Валя,
начинает
делать
из
кирпичей
в
середине
парохода
какую-то
башенку.

  • Не
    надо,—
    говорит
    Владек.
    Валя
    продолжает
    строить.

  • Не
    надо
    так,—
    раздраженно
    говорит
    Владек,—
    здесь
    люди
    сидеть
    будут,
    не

надо
так
делать…

— Он
не
так
делает.
Здесь
люди
будут
сидеть,
Ю.
А.,—
обращается
он
к
воспитательнице,—
нам
Валя
играть
мешает.

Воспитательница
подходит
к
ковру,
садится
возле
него
на
низенький
стул
и
спрашивает:

  • Владек,
    чем
    тебе
    Валя
    мешает?

  • У
    нас
    тут
    люди
    на
    пароходе
    ехать
    будут,
    а
    он
    строит.

  • А
    где
    же
    у
    них
    капитанская
    рубка?
    Где?
    Разве
    пароход
    без
    капитанской
    рубки
    бывает?

  • Конечно,
    не
    бывает.
    Ты
    бы,
    Валечка,
    с
    самого
    начала
    рассказал
    Владеку,
    что
    на
    пароходе
    бывает
    капитанская
    рубка.
    Владек
    бы
    и
    не
    сердился,
    что
    ты
    строишь.
    Правда,
    Владек?

    обращается
    к
    мальчикам
    воспитательница.

Читайте также:  Программа развития для ребенка с множественными нарушениями

Владек
молча
кивает
головой.

  • Ну,
    а
    теперь
    где
    же
    люди
    сидеть
    будут,
    пассажиры
    ваши
    на
    пароходе
    где
    поместятся?

    спрашивает
    Ю.
    А.
    у
    Вали.

  • Вот
    здесь
    мы,
    стулья
    поставим
    для
    пассажиров.
    Очень
    просто,
    вот
    здесь
    поставим,—
    весело
    отвечает
    за
    Валю
    уже
    сам
    Владек,
    нашедший
    выход
    из
    положения.—
    Правда,
    Валя?

Валя
заканчивает
постройку
башни
и
вместе
с
Владеком
и
Ирой
ставит
стулья
внутри
остова
парохода.
(ИзнаблюденийВ.
А.
Горбачевой.)

Чем
сложнее
игра,
чем
большее
количество
участников
она
включает
и
чем
более
тесную
зависимость
между
их
действиями
предполагает
ее
содержание,
тем
значительнее
и
требования,
предъявляемые
ею
к
поведению
детей,
их
взаимоотношениям,
согласованности
их
действий.
Поэтому
с
усложнением
игр

увеличивается
и
их
значение
для
развития
личности
детей-дошкольников.

В
большинстве
игр
роли,
выполняемые
разными
детьми,
неравноценны.
Имеются
роли
главные
(капитана,
доктора,
воспи­тательницы)
и
второстепенные
(матросов
и
пассажиров,
медсестер,
санитарок
и
больных,
няни
и
детей).
Поскольку
главные
роли
наделены
наибольшим
авторитетом,
они
обычно
наиболее
привле­кательны
для
детей.
Когда
ребенок
играет
один,
а
остальных
персонажей
изображают
куклы,
он
обязательно
берет
на
себя
главную
роль.
Когда
же
в
игре
участвует
несколько
детей,
все
они,
естественно,
не
могут
претендовать
на
главную
роль.
Обычно
в
группе
детского
сада
выделяются
дети,
которые
придумывают
и
организуют
игры,
руководят
распределением
ролей,
подсказыва­ют
другим
детям
нужные
действия.
Они
же,
как
правило,
выполняют
главные
роли,
хотя
могут
и
уступить,
дать
другому
ребенку
ту
роль,
которую
он
хочет
взять.

Характер
реальных
взаимоотношений,
складывающихся
между
детьми
в
связи
с
игрой,
в
значительной
мере
зависит
от
особенно­стей
поведения
таких
«вожаков»,
от
того,
какими
путями
они
добиваются
выполнения
своих
требований.
В
одних
случаях
это
могут
быть
дети,
пользующиеся
в
группе
наибольшей
популярно­стью,
любовью,
умеющие
договориться
со
сверстниками,
учесть
их
желания,
уладить
возникшее
недоразумение.
В
других
случаях
в
качестве
«вожаков»
выступают
дети,
подавляющие
других,
стремящиеся
командовать,
распоряжаться,
прибегая
к
физическим
воздействиям.

Организация
таких
взаимоотношений
между
детьми
в
игре,
которые
оказывают
положительное
влияние
на
развитие
личности
детей,
зависит
от
воспитателя.
В
случае
необходимости
воспита­тель
должен
подсказать
детям
содержание
игры,
проследить
за
распределением
ролей
(иногда
просто
необходимо
тактично
вмешаться),
пронаблюдать
за
тем,
чтобы
дети
действовали
согласованно.
Важно,
чтобы
дети
постепенно
переходили
к
играм,
требующим
все
более
тесного
взаимодействия
.участников
и,
следовательно,
заставляющим
их
все
больше
считаться
друг
с
другом.
Особого
внимания
воспитателя
требуют
«вожаки»
детских
игр,
регулирование
их
поведения
по
отношению
к
другим
детям.

Влияниепродуктивныхвидовдеятельностинаразвитие
способностейребенка.
Развитиюличностиребенкаспособствуют
продуктивныевидыдеятельности,
выполнениетрудовыхиучебных
заданий.
В
этих
видах
деятельности
складывается
направленность
на
получение
результата,
одобряемого
взрослыми
и
сверстниками.
Этим
результатом
может
служить
рисунок,
конструкция,
приве­денное
в
порядок
помещение
или
вскопанная
грядка,
решение
арифметической
задачи
и
т.
д.

Необходимость
добиться
хорошего
результата
приучает
ре­бенка
планировать
свои
действия,
управлять
ими
и,
таким

170

образом,
ведет
к
развитию
воли,
умения
управлять
своим
поведе­нием.
Кроме
того,
результат
деятельности
является
основанием
для
сравнения
успехов,
достигаемых
разными
детьми.
Если
первоначально
такое
сравнение
проводят
взрослые,
привлекая
к
нему
детскую
группу,
то
впоследствии
его
начинает
выполнять
и
сам
ребенок,
овладевая
при
этом
навыками
самооценки,
осознания
своих
собственных
качеств
и
достижений.

Особенно
важно
то,
что
под
влиянием
деятельности,
дающей
определенный
результат,
у
детей
формируются
новые
мотивы
поведения.
При
выполнении
трудовых
заданий
дети
учатся
руководствоваться
той
пользой,
которую
ониприносятдругим
людям(семье,
своей
группе
и
даже
обществу
в
целом).

Выполнение
учебных
заданий
способствует
развитию
у
детей
познавательныхмотивов

любознательности,
желания
узнать
новое,
а
также
интересов
к
познанию
отдельных
областей
действи­тельности,
с
которыми
дети
знакомятся
в
процессе
обучения.

Мотивы,
возникающие
в
деятельности,
создают
условия
для
развития
общихи
специальныхспособностей
у
ребенка.
На­правленность
на
результат
деятельности
развивает
трудоспо
собность
один
из
основных
компонентов
любой
способности.
Трудоспособность
в
большой
мере
обеспечивает
успех
в
деятельно­сти,
что
поощряется
общественным
признанием.
Удовлетворение
притязания
на
признание
побуждает
ребенка
к
новым
достижени­ям.
Таким,
образом
формируется
внутренняя
установка
на
определенный
вид
деятельности.
Включение
ребенка
в
про­дуктивные
виды
деятельности

условие
развития
способностей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник