Развитие личности ребенка в процессе творческой деятельности

Что такое творчество вообще? Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Это один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребёнка.

Сегодня родители делают большую ставку на интеллектуальное развитие ребенка, причем не важно, в каком возрасте. Мы частенько забываем о том, что ребёнку помимо математики, чтения и письма нужны ещё и другие занятия. Это занятия спортом, музыкой и рисованием.

От занятий творчеством ребёнок получает большую пользу. В детском возрасте очень важно развивать воображение и фантазию. Занятия творчеством развивают память, мышление, мелкую моторику рук. Ребёнок, занимаясь каким-нибудь видом творчества, думает, сравнивает, воображает, фантазирует. И учится видеть конечный результат.

Например: в процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Психологи выделяют следующие виды детского творчества: художественное, включающее в себя изобразительное и литературное творчество, техническое и музыкальное.

Художественное творчество.

Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка. В раннем возрасте художественное детское творчество отличает импровизированный характер. Однако это не исключает участие и контроль взрослых за данным процессом. В детстве и юности ребёнок проходит последовательную смену интересов (так называемые, периоды актуальности) к изобразительной, танцевально -драматической, музыкальной и литературной деятельности.

Изобразительное детское творчество.

Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей младшего возраста. В 4 года ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы, в 9-10 лет рисунок представляет собой осмысленный рассказ с игровым сюжетом. Изобразительное детское творчество в подростковом возрасте достигает пика развития и формирует полноценное восприятие подростка мирового художественного наследия и профессионального искусства. Изобразительное детское творчество создаёт основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.

Литературное детское творчество.

Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в возрасте 1-3 лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период литературное детское творчество является частью игры и его сложно отделить от других видов: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображённую историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.

Техническое детское творчество.

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое детское творчество — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества). Процесс технического детского творчества условно делят на 4 этапа:

  1. постановка задачи
  2. сбор и изучение информации
  3. поиск решения задачи
  4. реализация решения

В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов, школьники средней школы проявляют интерес к проектированию более сложных моделей и экспериментам учебного характера.

Музыкальное детское творчество.

Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное детское творчество — это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального детского творчества проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку. Благодаря этому, у ребёнка развивается зрительно-пространственная координация, музыкальный слух и моторика. Ребёнок учится управлять телом и овладевает танцевальными движениями.

Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка.

Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.

Я считаю, что творческий потенциал заложен в каждом ребёнке. Важно его выявить и развивать.

Пусть ваши дети будут творцами! Удачи им в любом виде творчества!

Источник

Елена Семина
Развитие творческой личности дошкольника в процессе дизайн-деятельности

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, ведь способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. В дошкольном возрасте эту задачу возможно решить через развитие у детей изобразительного творчества.

Обращаясь к проблеме развития детского изобразительного творчества, выявив его понятие, а также критерии оценки и уровни развития, мы обратились к новому на сегодняшний день направлению – детскому дизайну. Наша задача показать возможности детской дизайн-деятельности в развитии изобразительного творчества детей.

История цивилизации свидетельствует о многих изобретениях в мире науки, техники, искусства, прототипами которых явились образы природы, ее флоры и фауны, и даже планетарных объектов. Данный нам природой механизм восприятия «красиво-некрасиво» является тем ключом, пользуясь которым дизайнер создает красивый предмет и делает предметно-пространственную среду гармоничной».

Культура дизайна как область художественного проектирования объектов быта и окружающей среды сегодня по праву выступает показателем современной цивилизации. Возникновение дизайна, имеющего непосредственное отношение к современной деятельности, приходится на период, наступивший после Второй Мировой войны. Причем наиболее стремительно он начал развиваться в Японии. Первая же дизайнерская контора появилась в США в начале 20-го века. Американский дизайн не ассоциируется с видом искусства, а создает впечатление о том, что служит для материальных целей раскрутки товара. Наиболее яркими примером американского дизайна является серия деятельности таких фирм как Nokia, Filips, Motorola, Siemens и Samsung.

Что касается России, то в русском языке слово «дизайн» появилось относительно недавно. Пришло оно из итальянского языка и в переводе имеет множество значений. «Disegno» – это замысел, план, намерение, цель, чертеж, эскиз, набросок, рисунок, узор, модель, шаблон, лежащая в основе схема, композиция. В истории нашей страны встречались такие обозначения дизайна, как «Декоративное искусство» или «Техническая эстетика».

Как считает Г. Н. Пантелеев, «период проникновения дизайн-культуры в Россию назван «эпохой протодизайна». Мастера-ремесленники со свойственным им художественным вкусом создали образцы утилитарного искусства, сочетая в изделиях быта и орудиях труда единство красоты и целесообразности». Он дает свое определение понятия дизайн. Это «конструирование вещей, машин, интерьеров и др., основанное на принципах удобства, экономичности, эргономичности и красоты.». Ярыгина А. дает несколько иное определение данного понятия – «это вид деятельности по разработке, проектированию предметно-пространственной среды, а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств и оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом».

Предпосылками дизайнерского искусства являются:

• прежде всего, естественное человеческое стремление к прекрасному, а также желание воплощения новых и все более совершенных образов;

• экономическая выгода, являющаяся огромным мотивом для развития дизайна.

Сейчас не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна. Существует дизайн интерьера, дизайн одежды, дизайн книги, ландшафтный дизайн, предметный дизайн, выставочный дизайн, Web-дизайн.

Анализируя различные работы исследователей дизайна мы выяснили, что сегодня мнение специалистов, является ли дизайн искусством, сходится в том, что дизайн-продукт может быть произведением искусства, поскольку имеет как эстетическую, так и художественную ценность, является результатом творческой деятельности, объединяет научно-техническую мысль и художественный образ.

Для развития творческого воображения дошкольников применимы различныепедагогические технологии: «Детский дизайн» (автор Г. Н. Пантелеев, «Детский дизайн» (автор Н. Л. Давыдова, «Графический дизайн» (автор А. И. Ярыгина).

Гибкое, неординарное решение проблем, умение быстро переключатся с одной идеи на другую, способность работать в необычной обстановке, умение видеть что-то особенное в рутинном, и что-то рядовое в особенном — все эти характеристики символизируют человека с креативным мышлением. Если ты не гений от рождения, то при всем твоем желании супер-человеком ты не станешь, а вот креативные характеристики можно очень даже неплохо развивать.

Именно это положено в основу технологии дизайн – деятельности, разработанной Георгием Пантелеевым, представляющую собой форму взаимодействия детей и взрослых через организацию таких типов детского дизайна,как:

• плоскостной (аппликативно-графический);

• объемный (предметно-декоративный)

• пространственный (архитектурно-художественный)

Типы детского дизайнапо Пантелееву реализуются в трх направлениях деятельности:

«аранжировки»;

дизайн одежды;

• декоративно-пространственный дизайн.

Данную технологию мы адаптировали в соответствии с возрастными, психологическими особенностями детей дошкольного возраста, с условиями детского сада для повышения эффективности развития их творческого воображения.

Источник

Ольга Матикайнен
Развитие личности ребенка средствами художественного творчества

ГБДОУ дет. сад №21 Выборгского района СПб

Развитие личности ребенка средствами художественного творчества

Автор: Матикайнен Ольга Павловна

Воспитатель

Роль воспитателя в том, чтобы предложить ребенку разные возможности в развитии личности, заинтересовать его и создать условия для творчества. Даже незначительное принуждение принимается в штыки, создает негативный фон, который снижает или практически полностью нивелирует возможную пользу от занятий.

Занятия художественным творчеством связаны с такими сторонами жизни ребенка, как восприятие и познание мира (в том числе самопознание, эмоциональная сфера, социализация и навыки взаимодействия с другими детьми. Получая удовольствие от творческого процесса и его результата, ребенок переживает ситуацию успеха — а это один из лучших стимулов, повышающих тонус коры головного мозга. Это не просто эстетическое удовольствие или способ занять время, но и ряд положительных влияний – это первый шаг к созидательному труду. Получив результат ребенок понимает, что может создавать что-либо собственными руками, привыкает к продуктивной занятости. Со временем он спокойнее будет реагировать на необходимость выполнять школьные задания и легче воспринимать домашние обязанности.

• Познание мира. Чтобы придать своему произведению сходство с оригиналом, нужно заметить и осознать его особенные, только ему присущие черты. Вот почему занятия лепкой, аппликацией, оригами, всеми видами рисования развивают у детей внимательность и наблюдательность.

• Память. Переходя от простого к сложному, ребенок удерживает в памяти не только специфические черты предметов и явлений, но и алгоритм создания произведения, которым он овладел раньше. Это тренирует его память и мышление.

• Социализация. Коллективные виды творчества формируют умение общаться, понимать других людей, сотрудничать с ними, делить сферы деятельности и роли. Таким образом ребенок получает очень важный опыт взаимодействия и жизни в обществе.

Развитие воображения. Воображение — это не только склонность к выдумыванию невероятных историй или художественная фантазия. Это качество, которое позволяет создавать новое на базе существующего опыта. Это могут быть художественные образы, научные открытия, любое прогнозирование результата своей деятельности, к какой бы сфере она ни относилась.

• Эмоциональная сфера. Во время создания поделки ребенок переживает всю гамму эмоций – это может быть удовольствие, восхищение, разочарование – и учится справляться со своими чувствами. На развитие эмоций оказывает влияние и участие в конкурсе детских поделок – ребенок стремится к победе и получает ценные навыки реагирования на выигрыш или проигрыш.

Художественный вкус. Любой вид детского творчества – поделки, рисунки, раскрашивание, создание украшений – помогает получить представление о том, что такое красиво или некрасиво, гармонично или негармонично. Ребенок учится выражать себя в творчестве и анализировать свои работы с художественной и эстетической стороны.

При организации художественного творчествавоспитателю необходимо помнить следующие правила:

• Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его.

• Не мешать ребенку творить.

• Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.

• Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

• Поддерживать инициативу детей.

• Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.

Сделать маленький шедевр можно практически из всего: бумаги, пластилина или глины, природных материалов (шишек, ракушек, каштанов, декоративных элементов (бусин или пуговиц и. т. д). При выборе подходящего вида творчества, необходимо ориентироваться на возраст детей,возможности и их предпочтения.

Желаю творческих успехов!

Источник