Развитие личности ребенка в процессе его взаимодействия с педагогом

Развитие личности ребенка в процессе его взаимодействия с педагогом thumbnail

ЛАРИСА ТИГИШВИЛИ
Основы личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Введение

В последние годы личностно ориентированный подход завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.

Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ему стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с обучающимися. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания детей.

1. Однако одного осознания целесообразности преобразований еще недостаточно для того, чтобы их осуществить. Не будет лишним заметить и то, что в настоящее время существует немало белых пятен в изучении возможностей и условий применения личностно ориентированного подхода в педагогической практике.

В дошкольной педагогике личностно-ориентированное образование получило теоретическое обоснование в исследованиях В. В. Давыдова, И. С. Якиманской, Л. М. Кларина, Л. Н. Перелыгиной, В. А. Петровского, и др. Разработкой подхода к построению целостного педагогического процесса на гуманистической основе занимались Р. С. Буре, Л. Н. Перелыгина и др.

Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме [7].

Наиболее широкое распространение среди педагогической общественности получил опыт А. С. Макаренко. Талантливый педагог считал принцип индивидуального подхода к детям основополагающим при организации и воспитании детского коллектива.И был глубоко убежден: для того чтобы понять ребенка и установить причины его поведения, необходимо видеть не только то, что бросается в глаза, но и вникать глубже в особенности его личности, в его побуждения. Он видел необходимость в систематическом ведении дневника, в котором педагог отмечал бы характерные случаи поведения детей, анализировал бы их поступки, отношение к коллективу, к товарищам. А. С. Макаренко также придавал особое значение дошкольному периоду развития, так как полагал, что 90% всего воспитательного процесса заложено в ребёнке именно до пяти лет.

Особое место занимает «педагогический поиск» таких педагогов-новаторов, как Ш. А. Амонашвили [5], С. Н. Лысенковой [6], И. П. Волкова [6], Е. Н. Ильина [17], Т. И. Гончарова [6], О. С. Газмана [11], Е. Ю. Сазонова [29], А. А. Дубровского [5]. В их практической деятельности в широком смысле осуществлялась педагогика сотрудничества и содружества педагогов и воспитанников, были претворены и претворяются в жизнь идеалы гуманизма и демократии. По духу организации эти отношения (особенно в системе Ш. А. Амонашвили) рассматриваются как личностно-ориентированные.

Кроме этого, отражение личностно-ориентированного подхода имеется в нормативной базе РФ. Так, в законе РФ «Об образовании» статья 2 первым принципом государственной политики в области образования называет «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности…». Пункт 1 статьи 14 определяет, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. В этой же статье (пункт 5) говорится, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации прав обучающихся на свободный выбор мнений и суждений.

1.1 Понятие личностно-ориентированного подхода

Учеными-педагогами, психологами и методистами предпринимаются различные попытки определить понятие «личностно-ориентированный подход».

По Алексееву личностно-ориентированный подход, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.

И. С.Якиманская пишет: «Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования».

Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

Функции личностно-ориентированного образования:

— гуманитарная, суть, которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;

— культуросозидательная (культурообразующая, которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;

— социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождение человека в жизнь общества.

Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений педагога к детям. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:

— оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;

— отношение к ребенку как субъекту собственной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;

— опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

Читайте также:  Родительское собрание тема развитие у ребенка мелкой моторики

Все педагоги — исследователи считают, что при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит сама личность. Таким образом, осуществление личностно-ориентированногоподхода в образовании возможно при соблюдении следующих условий:

— Наличие комфортных и безопасных условий обучения;

— Осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности;

— Формирование и развитие мышления;

— Учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения.

1.2 Особенности личностно-ориентированного подхода

Рассмотрим методологию личностно-ориентированного подхода и связанные с ней модели И. С. Якиманской.

Напомним, что, по мнению И. С. Якиманской, признание ребенка главной действующей фигурой всего познавательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.

И. С. Якиманская считает под моделью личностно-ориентированного подхода необходимым предоставлять ребёнку большую свободу выбора в процессе познания. В её рамках не воспитанник подстраивается под сложившийся обучающий стиль педагога, а педагог, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка. Именно И. С. Якиманская вводит достаточно полную классификацию моделей личностно-ориентированного образования, условно разделяя их на три основные:

социально-педагогическая;

— предметно-дидактическая;

— психологическая.

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.

2. Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, 2.1 Изучение особенностей личностно-ориентированного подхода с детьми дошкольного возраста

Гуманизация педагогического процесса предполагает построение личностно-ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы, желания, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх.

Личностно ориентированное занятие в ДОУ в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог-воспитанник». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ребенка.

Меняется и характер складывающихся на занятиях отношений. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности и активизации познавательной деятельности ребенка.

Развитие ребенка, создание таких условий, чтобы на каждом занятие формировалась познавательная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, собственной деятельности. Дети работают всё время.Происходит постоянный диалог: воспитатель-ребенок.

Деятельность воспитателя

Показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура — взрослый. Развитие ребенка — абстрактное, попутное!

Организатор познавательной деятельности, в которой ребенок, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Взрослый объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура — воспитанник! Педагог же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует,

заинтересовывает,формирует мотивы: побуждает, воодушевляет и закрпляет авторитет ребенка.

Деятельность воспитанника

Ребенок — объект обучения, на которого направлено воздействие педагога. Работает один педагог — дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания).

Ребенок является субъектом деятельности педагога. Деятельность идет не от него, а от самого ребенка. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.

Отношения «педагог-ребенок»

Педагог требует, заставляет, настаивает. Ребенок приспосабливается, лавирует, он — лицо второстепенное.

Субъектно-субъектные. Работая со всеми детьми, педагог фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Педагогу при подготовке и проведении личностно-ориентированных занятий, игр, бесед надо знать характеристику каждого ребенка, психологические особенности, свойственные данному возрасту, это поможет ему выбрать

рациональные приемы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого.

2.3 Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода

Прежде чем подробнее остановиться на личностно-ориентированных технологиях обучения, попробуем разобраться с понятием технология вообще и технологическими вариантами в образовательном процессе. “Технология” в широком смысле этого слова — наука о мастерстве.

Технологический арсенал личностно ориентированного подхода, по мнению профессора Е. В. Бондаревской, сотавляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям,как: диалогичность; деятельностно-

творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление обучающемуся необходимого пространства, выбора содержания и способов учения и поведения.

Большинство педагогов-исследователей склонны включать в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы фасилитации и педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации. Использование личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе, как полагает И. С. Якиманская [28], невозможно без применения методов диагностики и самодиагностики. Петербургские ученые Е. И. Казакова и А. П. Тряпицына [18], справедливо считают метод создания успеха важнейшим средством личностно-ориентированной педагогической деятельности.

Основные педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

— Технология саморазвивающего обучения (Сериков В. В.) ;

Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);

Педагогические технологии адаптивной школы;

Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш. А. ;

— Игровые технологии;

— Технологии развивающего обучения;

— Проблемное обучение;

— Технологии уровневой дифференциации;

— Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

— Коллективный способ обучения.

Выводы

Планируя свою работу с детьмина занятиях воспитатель должен опираться на следующие принципы построения учебного плана:

— вариативность (использование на занятиях различных заданий, материалов, форм работы и способов действия, что позволяет каждому ребенку сделать собственный выбор на основе своих интересов и возможностей);

Читайте также:  Развитие ребенка с одного года до двух лет

— гибкость (по ходу занятия необходимо вносить в намеченный план необходимые изменения, исходя из наблюдений за деятельностью детей)

— открытость (использование субъективного опыта детей на занятии, обратная связь).

При подготовке и проведении личностно-ориентированного занятия воспитатель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ребенка, затем деятельность, определяя собственную позицию.

Обращение к субъектному опыту дошкольника

а)Выявление этого опыта путем постановки вопросов: как он это делал? Почему? На что опирался?

б) Организация через взаимопроверку и выслушивание обмена содержанием субъектного опыта между детьми.

в) Подвести всех к правильному решению через поддержку наиболее правильных версий детей по обсуждаемой проблеме.

г) Выстраивание на их основе нового материала: путем высказываний, суждений, понятий.

д) Обобщение и систематизация субъектного опыта воспитанников на основе контакта.

Применение разнообразного дидактического материала

а) Использование педагогом различных источников информации.

б) Побуждение детей к выполнению проблемных заданий.

в) Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы.

г) Стимулирование детей к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям.

Характер педагогического общения.

а) Уважительное и внимательное выслушивание.

б) Обращение к детям только по имени.

в) Беседа с детьми не свысока, а «глаза в глаза», поддержка беседы улыбкой.

г) Поощрение в ребенке независимости, уверенности в себе при ответе.

Активизация способов познавательной деятельности

а) Стимулирование детей к применению различных способов работы.

б) Анализ всех предполагаемых способов, не навязывая своего мнения.

в) Анализ действий каждого ребенка и только положительно.

г) Обсуждение наиболее рациональных способов — не хорошо или плохо, а что в данном способе лучше.

е) Оценивание и результата и процесса.

Педагогическая гибкость

а) Организация атмосферы «включенности» каждого ребенка.

б) Предоставление детям возможности проявить избирательности к видам работы, характеру материала, темпу выполнения.

в) Создание условий, позволяющих каждому ребенку быть активным, самостоятельным.

г) Проявление отзывчивости к эмоциям детей.

д) Оказание помощи детям.

Личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъективного опыта каждого ребенка, то есть его способностей и умений в познавательной деятельности обучающегося, развития его субъектности и индивидуальности.

В дошкольной педагогике личностно-ориентированное образование получило теоретическое обоснование в исследованиях В. В. Давыдова, И. С. Якиманской, Л. М. Кларина, Л. Н. Перелыгиной, В. А. Петровского, и др. Разработкой подхода к построению целостного педагогического процесса на гуманистической основе занимались Р. С. Буре, Л. Н. Перелыгина и др. На работы которых я опиралась при написании данного материала.

Источник

Технология личностно – ориентированного

взаимодействия педагога с детьми.

В последние годы образовательное и воспитательное пространство

стремительно завоёвывает личностно – ориентированное развивающее

обучение и воспитание.

Во – первых динамическое развитие российского общества требует

формирования в человеке, индивидуальности и чтобы он оставался самим

собой в социуме.

Во – вторых современные программы мобильны и раскрепощены,

требуют от педагога применения новых подходов и методов.

В – третьих общество остро нуждается в гуманизации отношений детей и

взрослых.

Дошкольный возраст – это период первоначального склада личности.

Именно в этот период происходит становление основных личностных

качеств. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и

эмоционально – личностная сферы ребёнка. Только отношение в детском

саду к детству как ценному времени жизни делает детей в будущем

полноценными людьми, формирует такие личностные качества, как

самостоятельность, индивидуальность, ответственность, творчество,

коммуникативность, столь необходимые в дальнейшем за пределами

детства.

Основная задача детского сада раскрыть индивидуальность ребёнка,

помочь ей проявиться, устоять к социальным взаимодействиям. Каждый

педагог должен вносить в педагогический процесс что – то новое,

индивидуальное. Педагогическая индивидуальность определяется уровнем

содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в

которых находятся дети, использованием методов и технологий для

образовательной и воспитательной деятельности.

Личностно – ориентированная технология представляют собой

воплощение философии, психологии и педагогики. В центре внимания

педагога стоит уникальная личность ребёнка, стремящаяся к реализации

своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная

сделать выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

В основе технологии лежит объяснение, понимание, взаимопонимание.

Фундаментальная идея стоит в переходе от объяснения к познанию, от

монолога к диалогу, от контроля к развитию и самоконтролю.

При рассмотрении сущности личностно – ориентированного подхода во

взаимодействии педагога с детьми необходимо остановится на ряде понятий,

понимание, которых при осуществлении педагогических действий является

главным инструментом мыследеятельности педагога.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие каждого человека,

осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в

течение жизни.

Личность – личность постоянно изменяющееся системное качество,

проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и

характеризующее социальную сущность человека.

Самоактуализация – стремление человека стать тем, чем он может быть;

полное использование самим человеком талантов, способностей,

возможностей.

Самовыражение – процесс и результат развития, и проявление

индивидом присущих ему качеств и способностей.

Субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой

активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей

деятельности.

Субъектный опыт – опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком

в конкретных условиях семьи, образовательного учреждения. К моменту

поступления в школу ребенок уже является субъектом образовательного

процесса, где он саморазвивается и самореализуется.

Я – концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система

представлений о самом себе, на основе которой он строит свою

жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и

окружающими.

Выбор – осуществление человеком или группой людей возможности

избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для

проявления своей активности.

Педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию

оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем,

связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным

Читайте также:  Игры для развития пальцев ребенку

продвижением в обучении, жизненным самоопределением.

Ребёнку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые

слова в характеристике технологии личностно – ориентированного

взаимодействия. Для личностно – ориентированной модели воспитания

характерны способы взаимодействия взрослых и детей:

— признание прав ребёнка;

— сотрудничество;

— сопереживание и поддержка;

— обсуждение.

Задачей воспитателя является оказание каждому ребёнку помощи в

раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы

в поисках новых открытий в построении собственной личности.

Поддержка основана на принципах:

— любить ребёнка;

— создать среду для развития;

— выявить и направить индивидуальные способности на развитие ребёнка, как

личности.

Большое место в процессе уделяется формированию духовных

нравственных представлений и социального приемлемого поведения. Данная

технология направлена на изучение, развитие личностных качеств, их

индивидуальности. В своей работе использую игры для установления

контакта: «Знакомство», «Улыбки», «Комплимент». Для выявления

характерных особенностей воспитанников использую рисуночные тексты:

«Мечты», «Дом», «Дерево», «Человек» и т.д.

Личностно – ориентированная технология предлагает тесное

взаимодействие педагога и ребёнка. Поэтому педагогическая деятельность по

отношению к детям должна включать проявление уважения к личности

каждого ребёнка, доброжелательное отношение к нему:

— обращаться с детьми ласково с улыбкой:

утром при встрече, во время подготовки ко сну, одевании и т.д.;

— стремиться установить доверительное отношение, проявлять внимание к

настроению, желаниям, достижениям и неудачам;

— поощрять самостоятельность в выполнении режимных моментов,

учитывать индивидуальные особенности (привычки, темперамент);

— чутко реагировать на инициативу в общении, потребность в поддержке;

— слушать детей внимательно, с уважением;

— вежливо и доброжелательно отвечать на вопросы и просьбы, обсуждать

проблемы;

— успокаивать и подбадривать расстроенных детей, стремится помочь в

устранении дискомфорта;

— в течение дня обращаться не только с группой детей в целом, но и с каждым

ребёнком индивидуально.

Замысел личностно – ориентированного взаимодействия это создание

педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса

на развитие индивидуальности ребенка, актуализация субъектного опыта

детей; оказание им помощи в поиске и обретении своего индивидуального

стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных

познавательных процессов и интересов.

Важно признать, что основной формой взаимодействия детей

дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность,

которая с позиций личностно – ориентированного взаимодействия не может

не быть партнёрской. Дошкольный возраст связан с потребностью ребёнка в

доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны

взрослого, в сотрудничестве с ним.

Ведь именно взгляд на ребёнка как на партнёра, уважение и принятие

личности ребёнка как на партнёра, сотрудничество с ним, обеспечение

чувства защищенности, опора на его интересы, формирование базиса

личностной культуры с сохранением индивидуальности ребенка – все это

существенные компоненты личностно – ориентированного взаимодействия.

В процессе личностно – ориентированного взаимодействия ребёнку

предоставляется право выбора. Предлагается ребёнку совершить осознанный

выбор, педагог помогает ему формировать свою неповторимость.

Ситуация выбора при правильном построении позволяет поставить

ребенка в позицию субъекта деятельности, оказывает влияние на развитие

его личностных качеств (активности, индивидуальности, самостоятельности).

Отличительные особенности деятельности – это творческое начало,

импровизированный характер занятия, игровой стиль поведения всех

участников, включая педагога отсутствие критики результата творческого

труда; партнёрские взаимоотношения педагога и ребенка; атмосфера

эмоционального подъема.

Находясь рядом с детьми, надо создавать условия для формирования

положительных взаимоотношений со сверстниками. Привлекать внимание к

эмоциональным состояниям друг друга. При организации совместных

подвижных, предметных игр помогать координировать свои действия,

учитывать желания друг друга. Стремиться разрешить конфликты между

детьми в мягкой форме, без окриков, путем перевода внимания на другие

виды деятельности.

Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный

способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к

активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть,

способствовать его дальнейшему развитию.

Одной из технологий, направленных на личностное развитие ребенка его

неповторимой индивидуальности, является педагогическая технология

целостного развития ребенка – дошкольника как субъекта специфических

детских видов деятельности.

Технология целостного развития ребенка включает в себя:

— Конструирование единого процесса социализации.

— Инициирование совместно с родителями активности ребенка.

— Построение субъект – субъективного взаимодействия педагога с

детьми.

— Педагогическая диагностика.

— Осуществление – индивидуально – дифференцированного подхода.

— Творческое конструирование образовательных ситуаций.

— Способ позитивного воздействия.

— Создание комфортных условий.

— Представление ребенку свободы выбора.

— Сотрудничество педагога с родителями.

— Организация материальной развивающей среды.

— Интеграция образовательного содержания программы.

Личностно – ориентированная педагогика предъявляет особые требования к

личности воспитателя. Важнейшими среди них являются: искренность,

позитивное понятие другого человека, эмоциональность.

Личностно – ориентированная технология ставит во всей системе

дошкольного образования личность ребёнка, обеспечение комфортных

условий в дошкольном учреждении и семье, бесконфликтных и безопасных

условий её развития, реализация имеющихся потенциалов, создание условий

личностно – ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем

пространстве, позволяющей ребёнку проявить собственную активность,

наиболее полно реализовать себя.

Можно выделить три важнейших интегрированных свойства личности

педагога, которые в основном определяют его успешность в личностно –

ориентированном взаимодействии.

1. Социально – педагогическая ориентация – осознание педагогом

необходимости отстаивания интересов, прав и свободы ребёнка на

всех уровнях педагогической деятельности.

2. Рефлексные способности, которые помогут педагогу остановиться,

оглянуться, осмыслить то, что он делает: «Не навредить!».

3. Методологическая культура – система знаний и способов

деятельности, позволяющих грамотно, осознанно выстраивать свою

деятельность в условиях выбора образовательных альтернатив; одним

из важных элементов этой культуры является умение педагога

мотивировать деятельность своих воспитанников.

Личностно – ориентированная технология противостоит авторитарному,

бездушному подходу к ребенку. В детском коллективе должна преобладать

атмосфера любви, заботы, сотрудничества, создание условий для творчества.

Источник