Развитие личности ребенка в начальных классах школы

Развитие личности ребенка в начальных классах школы thumbnail

Развитие личности в начальных классах школы

Прежде, чем говорить о развитии личности, необходимо уточнить, что же подразумевается под этим понятием. «Личность – 1) человек как типичный представитель сформировавшего его общества. 2) человек как субъект отношений         и сознательной деятельности; 3) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности»[1].  Обобщив данную информацию, делаем вывод, что термин «личность» обозначает социальную сущность человека, т.е. ценностные ориентации, мотивационная сфера, система социальных отношений и установок.  В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек — двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное. Личность — это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель.

Личностное развитие человека отражает  его возрастные и индивидуальные особенности. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Каждому возрасту присущи различные возможности и ограничения в развитии. 

Один  из переломных моментов в жизни ребёнка- поступление в школу. Включение в новый вид деятельности — учение, предъявляющее ряд новых, более серьёзных требований к ученику, подчиняет  жизнь человечка строгой организации с целью формирования общественно-ценных черт личности. Закладывается фундамент нравственного поведения, начинается формирование общественной направленности личности, интенсивно развивается самосознание.

Ребёнок вступает  в новую для него  систему коллективов (общешкольный, классный), складываются новые отношения со сверстниками,  взрослыми. Ребенок становится частью ученического коллектива, нормы поведения и ценностные ориентиры которого становятся опорой в формировании личности учащегося.  С  расширением круга общения ребёнка, его отношений в  коллектив сверстников — происходит накопление нравственного опыта ребёнка. Образовательное пространство школы как совокупность ценностей и образцов успешного решения жизненных задач служит источником развития личности, общности детей.

Большую  значимость принимают   общественные оценки поступков, знаний и личностных качеств младшего школьника. Но, не смотря на увеличивающуюся роль сверстников, остается  доверчивость и открытость младших школьников по отношению к взрослым. «Моральные суждения учащихся I-II классов основаны на опыте собственного поведения, на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей, которые дети часто повторяют, не всегда задумываясь»[2].  Именно в этом и состоит одно  из противоречий формирования личности ребёнка на этом этапе, с одной стороны, растёт его способность управлять собственным поведением, а с другой стороны он безоговорочно стремится следовать за нравственными образцами, которые дают взрослые. Поэтому роль взрослых, с которыми ребёнок находится в постоянном общении, имеет очень большое значение. Важно правильно выбрать тактику обучения и воспитания, учитывая особенности каждого ребенка. Личностно-ориентированный подход определяет содержание образования как систему знаний, умений и навыков, усвоение которой может обеспечить формирование развития личности.

 Для развития успешной личности необходимо руководствоваться  следующими  личностно — ориентированными принципами:

  • «ребенок самоценен, учитель не формирует личность, а создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает вместе с ним над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел;
  • учитель воздерживается от нравственных оценок личности, а дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины;
  • учитель организует работу исходя из гуманистических принципов:
  • ребенок учится только через действие;
  • ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;
  • ребенок осваивает мир в целостном восприятии;
  • ребенок учится от другого ребенка, как и от учителя;
  • ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;
  • ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют учитель и родители»[3].

Одним из выводов этих принципов, является то, что нормальному развитию личности ребёнка способствует в первую очередь эмоциональное благополучие, формирование у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Удовлетворение потребности в положительных эмоциях со стороны других людей определяют поведение ребёнка. Одобрение поступков школьника вызывает чувство удовлетворения, закрепляет данное действие. Осуждение вызывают у ребёнка неприятные переживания в первую очередь от сознания того, что он вызвал неудовольствие взрослых авторитетов (учителя, родителей).   Он стремится не повторять проступки.

Таким образом, мы видим, что период начальной школы играет важную роль в развитии личности. Направление развития, формирование личности зависит от  влияния среды, возможностей ребенка и целенаправленной деятельности взрослых, являющихся для него авторитетами. Наилучшие результаты дает реализация личностно- ориентированного подхода в учебно- воспитательной среде школы.

Использованные источники:

  1. Мандель Б.Р. Справочные материалы по педагогической психологии. Ростов нД: Феникс, 2008- 384 с.- 197 с
  2. https://nova-ra.ucoz.ru/publ/lichnostno_orientirovannyj_podkhod_v_obrazovanii_osnovy/
  3. https://www.psyoffice.ru/3-0-age-00031.htm

[1] Мандель Б.Р. Справочные материалы по педагогической психологии. Ростов нД: Феникс, 2008- 384 с.- 197 с

[3] https://nova-ra.ucoz.ru/publ/lichnostno_orientirovannyj_podkhod_v_obrazovanii_osnovy/

Источник

Для школьников начальных классов процесс обучения в школе является главной составляющей жизни, которая оказывает огромное влияние на развитие ребенка и формирование его личности.

Не сможем мы гордиться собой, людьми, нас окружающими, обществом, которое сами создаем, государством, к которому душой привязаны уже от рождения. Никогда не будем счастливыми оттого, что нет уверенности в будущем! Но выход есть! Только «стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Римский философ Сенека высказал следующую мысль: «Хочешь жить для себя – живи для других». Именно эти слова стали основой в моей работе с детьми.

Я считаю, что от учителя начальных классов во многом зависит то, насколько слаженный, дружный детский коллектив будет сформирован. К сожалению, мы иногда больше беспокоимся о результатах учебы, успеваемости школьника, и мало интересуемся тем, какие отношения у ребенка складываются с его одноклассниками. С первых дней обучения в школе я пытаюсь помочь ребенку адаптироваться в классе, найти свое место в детском коллективе. Я добиваюсь доброжелательной обстановки в классе, которая положительно влияет не только на успеваемость, но и на формирование характера и мировоззрения ребенка, основанного на уважении к другим людям, стремлении к компромиссам, взаимопомощи. Думаю, что если правильно организовать детский коллектив, у каждого ребенка входящего в него, повысится уровень самооценки, успеваемости, общественной активности. При возникновении затруднений в учебе ребенок без стеснения обратится за помощью к одноклассникам, не боясь быть осмеянным. Такой школьник будет стремиться к росту успеваемости в учебе, а сам учебный процесс будет доставлять ему радость. В своей работе я стараюсь быть внимательной, вовремя корректировать взаимоотношения между учениками: если я заметила, что к ребенку негативно относятся другие ученики, то стараюсь исправить ситуацию, чаще хвалю этого ребенка, обращаю внимание класса на его достижения. Чтобы формировать личность ученика недостаточно только учебного процесса. Иногда именно мы, учителя, открываем таланты ребенка, о которых даже и не подозревают родители.

Я стараюсь развивать замеченные таланты своих учеников, вовлекая их во все школьные мероприятия: это и школьная весна, подготовка театрализованных представлений, номеров для концертов, участие в интеллектуальных и творческих, гражданско-патриотических мероприятиях. Мы поем, сочиняем, инсценируем. Разве это не способствует развитию личности? А учитель? Какова его роль? Я думаю, что мы должны быть не только учителями, но и друзьями, помощниками детям. Поэтому во всех мероприятиях я участвую вместе с детьми, мне интересно все: и учебный материал объяснять, и рисовать, и сочинять. В своей практике использую индивидуальный и дифференцированный подходы к учащимся. Выбираю поручения и задания по силам, по способностям, по желанию, поддерживаю и развиваю талант каждого. Пытаюсь всегда встать на место ученика, понять сложность его положения, с позиции взрослого найти выход и подсказать, помочь, поддержать. Стараюсь, чтобы все школьные мероприятия были не для отдельных ребят, а для всего класса, в творческую работу стремлюсь вовлечь всех.

Будущее нашего государства, безусловно, во многом зависит от отношения молодого поколения к культурному наследию, от того, насколько крепкой является связь между поколениями. Поэтому мы не разрушаем границу между домом и классом. Родители всегда находятся рядом с детьми. Мы привыкли говорить, что всё идёт из семьи. Безусловно, основная роль в формировании личности остаётся за родителями, но и роль учителя является одной из ведущих (основных).

Какие же качества я прививаю детям? Самостоятельность, активность, коммуникабельность, нравственность, гуманизм… Это и есть, в моем понимании, современная Личность, способная создать светлое будущее России. Ясно, что счастье не в том, чтобы быстро решить собственные бытовые, материальные проблемы, а в том, чтобы, не забывая о себе, любить людей знакомых и незнакомых, видеть их беды и призывать окружащих делать добрые дела, вопреки всем трудностям. Быть открытыми миру и людям! Моя душа открыта детям, поэтому считаю себя не только педагогом, но другом и помощником моим ученикам.

Источник

Воспитание и формирование личности ученика начальных классов.

     Для ученика младших классов процесс обучения в школе является одним из основных жизненных этапов, который воздействует на развитие ребенка и становление его, как личности. У маленького школьника формируется ядро его внутреннего «Я» (нравственные чувства, ценности, убеждения). Он обретает первый опыт нравственного поведения, учится выполнять требования коллектива, принимает активное участие в постановке целей, выборе поручений, которые ему по душе. У ученика начальных классов возникают относительно устойчивые формы поведения и деятельности, которые в будущем составят основу формирования его характера.

Во многом внутреннее самочувствие, эмоциональный настрой ребенка зависит от личности учителя, так как для учащихся 1-2 классов учитель остается примером для подражания. Только в 3-4 классах оценка одноклассников начинает преобладать над оценкой педагога.

 Поэтому взаимоотношения с ровесниками определяются отношением учителя. Подмечено, что те ребята, которые хорошо учатся пользуются наибольшим авторитетом в классе и – наоборот. В классном коллективе появляются микрогруппы, объединенные общими интересами и симпатиями.

В результате взаимоотношений усложняется моральное поведение: ученик усваивает систему этических норм, по-разному проявляя себя в различных жизненных ситуациях. Из этого следует, что взрослые могут достаточно легко управлять поведением ученика начальной школы. Хочется остановиться на самооценке ученика, так как известно, что она ситуативна и во многом зависит от учителя. Постоянные неудачи в учебе приводят к тому, что ребёнок теряет веру в свои силы, уверенность, что приводит к нежелательной деформации личности. Поэтому учитель начальной школы должен работать над созданием для всех учащихся ситуаций успеха.

На каждом уроке необходимо подбирать такой материал, который был бы направлен на развитие у ребят умения анализировать, сопоставлять, сравнивать поступки героев, жизненные ситуации, выделять значимое.

Хорошим подспорьем для учителя являются произведения великого педагога В.А.Сухомлинского. Например, на уроке развития личности ученикам было предложено ознакомиться с содержанием рассказа «Мать».

Выпал из гнезда маленький воробей. Копошиться в траве, а над ним  летает и пищит его мать.

Увидев воробушка, ястреб думает: «Сейчас я его схвачу и съем!» Стал он подбираться к воробушку. Все птички замерли от страха: что оно сейчас будет! А мать бросилась на ястреба. Распушила свои крылья, стукнула клювом ястреба в глаза и вцепилась коготками в голову.

Испугался ястреб и полетел. Удивились все птички: «Вот так птица!  Как же она победила ястреба?»

Учениками обсуждались следующие вопросы:

— Что помогло птичке победить страх?

— Влияет ли смелость на развитие других черт человека? Каких?

— Может ли быть смелым физически слабый человек?

    Каждый человек строит свою жизнь, руководствуясь определёнными ценностями, от которых зависит его личная жизнь и жизнь окружающих людей.

Очередным шагом к саморазвитию учеников стал ниже представленный тест:

«Моя самооценка».

Тест

    Выберите из предложенного перечня 10-20 черт, которые вы считаете лучшими, идеальными. Запишите их в первый столбик. Во второй столбик запишите черты, которыми не может быть наделен идеальный человек. В обоих столбиках подчеркните те черты, которые по вашему мнению, присущи вам.

Гордость, зависть, изысканность, мечтательность, педантичность, открытость, сдержанность, холодность, грубость, искренность, упрямство, беспечность, настойчивость, обидчивость, подвижность, медлительность, вежливость, тактичность, дерзость, чувствительность, рассудительность, решительность, вдумчивость, заботливость, нерешительность, трусость, злопамятность, мудрость, смелость, восприимчивость, уступчивость, правдивость, трудолюбие, цинизм, лень, непринужденность, назойливость

Ключ к тесту

1) Число положительных черт, которые вы выбрали для себя, поделите на число черт, записанных в первый столбик.

Если результат близок к 1, то вы себя переоцениваете.

Если результат близок к 0, то вы себя недооцениваете.

Если результат 0,5-у вас объективная самооценка.

2) Число отрицательных черт, которые характерны для вас, поделите на число черт, записанных во второй столбик.

Результат близок к 0 – недостаточная критичность к себе.

Единица – недооценка себя, повышенная самокритичность. Вы  лучше,  чем  вы о себе думаете.

Если результат равен 0,5 – вы объективно оцениваете свои негативные качества.

       Трудно посмотреть на себя со стороны. Иногда мы видим в людях то, чем не обладаем сами. Поэтому порой случается, что человек недооценивает или переоценивает себя. Для становления личности важно, чтобы каждый оценивал себя объективно, то есть адекватно.

      В ходе развития личности ученика начальных классов, метод «незаконченных предложений» является одним из составляющих звеньев в работе педагога. Результаты не объявляются, но они заставляют задуматься ребят над своими поступками, мыслями, поведением.

«Интервью со своей совестью»

 Продолжите предложение:

Совесть не позволила …

Совесть подсказала …

Совесть предупредила …

Совесть помогла …

Совесть не простила …

Совесть побеспокоила …

  В интервью приняли участие 20 учеников. В первом предложении интересными были ответы «совесть не позволила взять себе деньги, которые я нашел возле парты», «не позволила обмануть маму», «не позволила соврать про плохой результат теста», «не позволила ударить одноклассника», «не позволила кричать». Во втором предложении ответы в основном касались поступков, которыми дети гордились: «совесть подсказала мне поделиться с другом», «помочь маме, бабушке», «хорошо выучить стихотворение», «выполнить задание», «убрать в комнате».

              Продолжение следующих предложений показывают, что дети 9-10 лет вполне осознают свои поступки и могут дать им оценку с моральной точки зрения; школьники понимают, что лучше избегать драк, ссор, обмана, воровства, унижений других детей, потому что это бумерангом возвращается к ним. Конечно, после проведенных тестов сразу никто не изменился, но то, что этот метод заставляет задуматься над своим поведением, является неоспоримым. Дети в этом возрасте еще открыты, они не способны к обману или лжи во время тестирования, а потому хочется верить, что «совесть лечит».

Педагоги должны учить детей задумываться о последствиях своих поступков, сравнивать свои действия с действиями других. В конце теста ученикам была предложена древнегреческая легенда: «Был замечательный летний вечер, лунное сияние освещало тропу, по которой шел мужчина. Задумавшись, он не заметил камня, споткнулся об него и упал, больно забившись. Встал, посмотрел на камень и пошел дальше. Через некоторое время на тропе появился другой мужчина. Посвистывая, он еще издалека заметил камень. Подошел и подумал: «Это же я могу возвращаться по этой тропе, не замечу камня и упаду». Взял камень и отнес с тропы. И вот на тропе появился еще один мужчина. Он увидел камень, лежавший возле тропы, злорадно улыбнулся и поставил камень снова среди тропы. Начинало светать. На дорожке появился четвертый мужчина. Когда он увидел камень, то подумал, что люди могут его не заметить, и отнес камень с тропы» Древние греки считали, что тропа – это наша жизнь. А четыре мужчины – это мы, люди, в этой жизни: первый муж – равнодушный, второй – эгоист, третий – бессовестный. И только четвертый – человек с совестью».

  На каждом шагу мы можем наткнуться на камень, который можно обойти, но можно и убрать его с дороги, освободив ее для других людей и расчистив тропинку для собственной совести.

Источник

Становление личности ребенка в начальной школе.

Наша страна включилась в новое педагогическое пространство. Перед педагогическими коллективами открылась возможность выбора. Каждая школа пытается приобрести свое «лицо», создавая неповторимую систему воспитательной работы. Для этого необходимо окунуться в нашу современную жизнь и выбрать приоритетные направления в воспитании.

Возрастание роли образования в мире связано с постепенным переходом общества на путь информационной цивилизации, в которой основной ценностью выступят знания. Значит, одной из проблем современной школы является воспитание приоритетности знаний как способа достижения материального благосостояния в будущей жизни.

Но человек образованный не значит «человек воспитанный».

Умение ценить и добывать знания не должны идти в разрез с моралью. Эти два направления должны находиться в гармонии. Наше время: культ денег, насилие, преклонение перед всем иностранным, потеря нравственных и культурных ценностей, отсутствие национального воспитания.

Поэтому современный педагог призван приобщать учеников к высочайшему идеалу тысячелетней культуры.

Моя задача – помочь ребенку стать Личностью и Человеком. Личность может быть воспитана только Личностью. Учитель, занимающийся воспитанием ребенка, должен уважать детей, делать им добро.

В каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, моя задача, чтобы ребенок раскрыл свой внутренний мир. Такой стиль общения дает возможность для изучения личности, следовательно, и для выявления ее наклонностей и потенциальных возможностей.

Мои ученики свободно высказывают свои мысли, они чувствуют мою поддержку, не ощущают страха и одиночества, чувствуют доверие к себе и уважение к своей личности.

За годы работы классным руководителем пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывающая интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал. У современных школьников значительно расширен кругозор, им доступна любая информация, в том числе и та, которая нарушает покой и психическое равновесие. Как сохранить детство здоровым, полноценным, радостным? Как направить их познавательную активность в нужное русло?

Успехи класса не возникают на пустом месте, они становятся итогом постоянных усилий и целенаправленной работы всех: педагогов, учащихся, родителей. Благодаря им, была достигнута педагогически целесообразная согласованность целей, задач, стимулов, средств воздействия на учащихся и методов организации деятельности школьников. Многолетние искания, изучение педагогической литературы, проверка теоретических положений в практической деятельности позволили создать воспитательную систему класса.

Главную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель.

Цель воспитательной системы начальной школы — формирование личности ребенка на основе общечеловеческих ценностей. В современном обществе, где фактически потеряны многие гуманистические ценности (при их провозглашении), становится наиболее важным пробудить в детях «доброе сердце», научить чувствовать чужую боль, воспитать патриотизм. Основное внимание в воспитательной системе направлено на нравственное воспитание, охватывающее все стороны нашей жизни.

Цель моей воспитательной системы — формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины.

Задачами воспитательной деятельности являются:

  • Изучение личности ребенка, принятие его и оказание ему поддержки.

  • Изучение и воспитание ценностных отношений, культуры поведения, общения и дисциплинированности.

  • Приобщение ребенка к здоровому образу жизни.

  • Организация работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся.

  • Воспитание у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, толерантности, трудовой активности.

  • Обучение самоуправлению, введение коллективных форм жизнедеятельности в классе и школе.

  • Проведение индивидуальной воспитательной работы с учащимися.

  • Взаимодействие с семьей.

Считаю, что моя система воспитательной работы должна стать гарантом интеллектуального, нравственного и физического развития воспитанников, потому что она направлена на формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации.

Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они — дети! Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и моя задача — быть им другом, раскрыть их души.

Источник