Развитие личности ребенка в музыкальной школе

Приходя в музыкальную школу, дети соприкасаются с миром прекрасного, и наша задача, задача педагога, научить детей любить и понимать музыку, воспитывать у них творческую активность, воображение, умение мыслить художественными категориями. Воспитание в музыкальной школе способствует разностороннему развитию личности ребёнка. Каждый вид деятельности должен иметь перед собой какую-либо цель. Если перед ребёнком нет никаких целей, то он теряет заинтересованность и занятия становятся рутинными. Поэтому обучение в школе стимулируется сдачей зачётов и академических концертов. Обучение игре на фортепиано – дело сугубо индивидуальное. И скорость продвижения от пьес более лёгких к пьесам более трудным зависит не только от программы, но и от способностей и от того сколько этому уделяется времени дома. Поэтому в семье необходимо помогать – проявлять внимание, отмечать успехи. Необходимо чтобы ребёнок почувствовал, что обучение в музыкальной школе помогает ему в жизни, не отнимает время и силы.
Какие качества характера так необходимые в жизни даёт обучение в школе? Занятия музыкой приучают к труду. Чтобы научиться играть на любом музыкальном инструменте, надо ежедневно снова и снова повторять отдельные аккорды, фразы, пассажи. Причём, чтобы добиться результата, необходимо не только много работать, но работать сосредоточенно. Вспоминается притча. У Николо Паганини не было учеников. Точнее, был только один, скрипач – оркестрант, считавшийся музыкантом посредственным, несколько лет ездил за Паганини и просил великого итальянца взять его в ученики. В конце концов маэстро согласился. Через год занятий оркестрант стал виртуозом и начал выступать с сольными концертами. Когда новоиспечённого виртуоза спрашивали, как же Паганини сделал его мастером, тот был краток: «Паганини научил меня концентрации внимания». Если ребёнок, окончив музыкальную школу, не станет музыкантом, а будет заниматься совсем другим делом, время, проведённое за инструментом, не пройдёт зря. Он научится тому, что в жизни наверняка пригодится.
Занятия музыкой развивают интеллектуально. Как показали исследования учёных, дети, занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями ребёнка.
Занятия музыкой сближают детей и родителей. Я имею ввиду не только сам процесс обучения на музыкальном инструменте, но и совместное слушание музыки, совместное пение. Важный стимул для детей занимающихся музыкой, — участие в концертах, в том числе домашних. Даже если ребёнок играет, по вашему мнению, не очень хорошо, с ошибками, непременно надо наградить его исполнение аплодисментами и ободряющими словами. Ребёнок, выступая в концертах, начинает понимать, что играя он приносит слушателям радость. Делая добро, мы сами становимся добрее.
Занятия музыкой делают человека сильней. Музыка развивает решительность, уверенность в себе. В истории немало ярких примеров воздействия музыки. Во времена Великой французской революции один из генералов обратился с просьбой к парламенту: «Пришлите в подкрепление тысячу солдат либо тысячу экземпляров Марсельезы». Музыка приходит на помощь человеку в трагические минуты его жизни. Гибель «Титаника»… Спасения нет, и судовой оркестр играет Битховена. Сила музыки побеждает ужас смерти, помогает человеку до последнего мгновения оставаться человеком.
Источник
О воздействии музыки на человека говорилось во все времена.
Музыка играет в жизни человека важную роль. Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия музыки на животных, растения и человека.
Еще во времена древних мыслителей существовало твердое убеждение, что музыка способствует разностороннему развитию личности. Вероятно, по этой причине все известные исторические личности, не только научные деятели, но и выдающиеся полководцы и правители государств обучались музыке и другим видам искусств, и не только в древнем Риме и древней Греции, но также и на древнем Востоке, в Старом и Новом свете.
Большинство древних египтян культивировало музыкальные искусства и хорошо понимало их влияние на человеческий дух. В старейших скульптурах и в резных работах мы находим сцены, где музыканты играют на различных инструментах. Музыка применялась для лечения нервных расстройств.
О роли и влиянии музыки на человека задумывались и древние греки. Для Аристотеля, Платона, пифагорийцев — музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека. Подражая тому или иному аффекту при помощи ритма, мелодии, тембра, звучания того или иного музыкального инструмента, музыка, по мнению древних, вызывает в слушателях тот же самый аффект, которому она подражает. В соответствии с этим положением в античной эстетике были разработаны классификации ладов, ритмов, музыкальных инструментов, которые следует применять для воспитания у личности античного гражданина соответствующих черт характера.
В XVI веке музыка впервые стала применяться во время хирургических операций.
В XVII — XVIII веках в трудах музыкантов философов (среди которых можно назвать Кунау, Кирхера, Маттесона). Немецкий теоретик Атаназиус Кирхер так объяснял природу музыкальных вкусов с точки зрения их соответствия природному темпераменту человека и считал, что меланхолики любят серьезную не прерывающуюся грустную гармонию, сангвиники благодаря легкой возбудимости кровяных паров всегда привлекаются танцевальным стилем. К таким же гармоничным движениям стремятся холерики, у которых танцы приводят к сильному воспалению желчи. Флегматиков трогают тонкие женские голоса.
В XIX веке ученый И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека. Согласно наблюдениям известного русского хирурга академика Б.Петровского, под воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично, и поэтому он обязательно использовал музыку во время сложных операций.
В XX веке интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека резко возрос во всем мире. Все больше медиков, психологов и педагогов старалось донести до людей важность музыкального образования для культурной жизни в целом. Большая заслуга в этом направлении принадлежит В. М. Бехтереву. Он считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека.
Во второй половине XX века музыка начала применятся, как самостоятельный вид терапии (музыкотерапия) в разных странах. В России, в начале XX века, большое количество работ по музыкальной психологии выходят у Теплова Б. М. и Выготского Л. С.
Сегодня музыкальное образование является не обязательным, да и не таким престижным, как в прошлом. Раньше было принято массово отдавать детей в музыкальные школы: музыкальному воспитанию придавалось очень большое значение. Сейчас приоритеты немного сместились, и обучение музыке считается скорее прихотью, чем необходимостью. А зря: музыкальное воспитание детей — важный элемент их гармоничного развития.
Естественно не все дети по окончании «музыкалки» выберут профессию музыканта. Некоторые забудут все то, чему учили на протяжении нескольких лет. Это обычные ученики, которые без энтузиазма посещали музыкальную школу, а педагоги держали таких детей ради дополнительной нагрузки. Родителям может показаться, что годы, проведенные в музыкальной школе, прошли даром. На самом деле музыкальное образование — это не только обучение игре на определенном инструменте, но и развитие логики, памяти и усидчивости. Но как музыка может развивать логику и умственные способности?
В наш век цифровых технологий, переизбытка ненужной информации теле, радио вещания, интернета, социальных сетей, развлекательная индустрия, рассчитана на нетребовательный вкус потребителя. Тех, кто стоит во главе коммерческого развлекательного рынка волнуют лишь деньги. Идет процесс насильственного насаждения дурного вкуса. В 21 веке, слишком мало времени уделяется развитию духовного мира молодого подрастающего поколения.
Образование и музыкальное воспитание являются неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности. Поэтому нельзя рассматривать их как обособленную отрасль знаний. Установлено, что школьники, отлично занимающиеся музыкой, успешно учатся и по общеобразовательным предметам, а жизнь многократно подтверждает наличие у одаренных музыкантов незаурядных способностей вообще.
Крайними полюсами в системе детского музыкального образования оказываются специальные музыкальные школы для одаренных детей и общеобразовательные школы, а между ними — детские музыкальные школы (ДМШ) общего музыкального образования и школы искусств (ДШИ). Их назначение — общее музыкальное образование и воспитание, осуществляемое в дополнение к программам общеобразовательных школ. Реальная же задача ДМШ состоит в том чтобы помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор. Ведь далеко не всегда масштаб талантливости и желание сделать музыку профессией обнаруживаются в первые годы обучения.
Музыкальное воспитание — одна из центральных составляющих эстетического воспитания. Оно играет важную роль в развитии личности ребенка. Кроме того, занятия музыкой вырабатывает у ребенка трудолюбие, усидчивость, отличную координацию движений, что пригодиться не только в музыке, но и в других профессиях и сферах человеческой деятельности. Музыкальное искусство — наиболее действенное средство эстетического воспитания. Но не только это. Например, художественные учебные заведения — необходимое дополнение к общему образованию, которое способствует гармоническому развитию личности. Поэтому в нашей стране огромное количество не только музыкальных школ, но и школ искусств.
В современных условиях музыкальная школа является одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Цель — сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией, но и всех, кто обучается в школе. Ведь серьезное музыкальное воспитание должны получать и средние дети, поскольку каждый из них может стать подлинным любителем музыки — слушателем, участником музицирования. Д. Б. Кабалевский говорил: «главной задачей массового музыкального воспитания… является… не сколько обучение музыки само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность» [1, С 7].
Направление работы музыкальных школ связано с: развитием музыкальных творческих способностей учащихся, развитием у них музыкального слуха и голоса, технических навыков, возможностями различных видов музыкальной деятельности в развитии учащийся.
В методику музыкального воспитания входит совершенствование форм учебно-воспитательного процесса музыкальной школы: уроки по специальности, теоретические занятия, коллективное музицирование, предмет по выбору, внеклассная работа (концерты, конкурсы, праздники и др.). Это важно для всестороннего развития учащихся и формирования их духовной культуры.
Воспитание и обучение начинаются уже с того момента, когда ученик открывает дверь в класс своего педагога. Вид помещений, манера общения — уже оказывают большое влияние на поведение ученика.
Известно, что уроки в детских музыкальных школах начинаются и кончаются не по звонку, но их точное начало является важным компонентом воспитания у ученика дисциплины и организованности. Содержание урока является основой воспитательной работы, а исходной точкой педагогического процесса в классе по специальности является работа над музыкальным произведением и, конечно, что чрезвычайно важно — выбор репертуара. По мнению многих педагогов, хорошо составленный репертуар — важнейший фактор воспитания музыканта. Ознакомление с музыкой разных времен, стран и стилей, соответствие отобранных для работы в классе произведений поставленным педагогическим целям и задачам, интерес учащихся к этим произведениям, индивидуальная направленность репертуара — все это благоприятно сказывается на результатах не только общемузыкального и технического, но и культурного развития ученика.
Но достижение этих целей невозможно без воспитания волевых качеств — внимания, сосредоточенности, настойчивости и многих других. Ведь именно наличие внимания способствует быстрому и качественному освоению навыков, а настойчивость, активность, целеустремленность — способствует усовершенствованию усвоенных навыков и быстрому продвижению ученика.
Дети, которым удается своевременно организовать время и дисциплинировать внимание, значительно опережают в успехах детей, более одаренных, но недостаточно организованных и не обладающих необходимыми волевыми качествами, ни достаточно дисциплинированным вниманием.
В связи с этим и вопрос о возрасте, с которого надо начинать обучение детей музыке, необходимо связывать с удовлетворительными предпосылками волевых качеств, свойств характера, организованности, загруженности ребенка и меньше — с физическим и умственным развитием.
Не умение читать, а умение быть внимательным; ни количество стихов, которые заучил ребенок имеет значение, а его активность (но не возбужденность), его собранность. Именно эти признаки (при наличии музыкальных данных) должны быть решающими при определении возраста, подходящего для начала обучения.
Учебно-воспитательные задачи, которые решают преподаватели ДМШ, в своей основе едины для всех предметов. Единство и взаимосвязь обусловлены особенностью музыкальных занятий, в которых музыка выступает и как объект познания, и как средство воспитания, а также нормами общения с ней (слушание, разбор, исполнение) и достаточно широкими возможностями применения знаний и навыков одних предметов при освоении других.
Знания о музыке играют очень большую роль в воспитании и обучении, придавая эстетическому развитию школьников образовательную широту и идейность.
Система музыкального воспитания детей и молодежи направлена как на выявление талантов и дарований, так и на повышение культурного уровня подрастающего поколения. При всем ее разнообразии, система эстетического воспитания сводится к нескольким основным направлениям, актуальным именно в музыкальном образовании:
1. Расширение музыкального кругозора.
2. Воспитание мировоззрения и моральных качеств.
3. Воспитание воли и характера.
4. Воспитание интереса к творческому труду и умения работать.
5. Воспитание актуальности и дисциплины.
6. Воспитание изящества и благородства жестов и осанки.
7. Воспитание уважения к старшим и чувства товарищества.
8. Воспитание культуры речи.
Музыкальное воспитание — уникальное средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, поскольку оказывает огромное влияние на развитие музыкального вкуса, аналитического мышления и общего музыкального развития ребенка. Занятия музыкой позволяет развиваться ребенку сбалансировано. В современном мире на молодой, не обладающий достаточным жизненным опытом ум подростка и ребенка, обрушивается колоссальный поток информации. Ребенок постигает мир посредством телевизора, компьютера, в то же время его эмоциональный внутренний мир очень сложен и многогранен в таком молодом возрасте. Музыка позволяет ребенку воспринимать окружающий мир более ярко и остро, лучше постигать добро и зло, искренность и фальшь окружающего мира. Ребенок лишённый необходимого эмоционального образования, вполне возможно, разовьётся в холодную замкнутую личность.
Литература:
1. Готсдинер А. Музыкальная психология. М: Просвещение, 1993. — С.38 -77
2. Крюкова В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 281 с.
3. Петрушин В. Музыкальная психология. М: Академический проспект, 2006. — 399с.
4. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М: Лира, 1947. — С. 62–103
5. Цыпина Г. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Теория и практика. М: Академия, 2011. — 383с.
Основные термины (генерируются автоматически): музыка, музыкальное воспитание, ребенок, воздействие музыки, музыкальная школа, музыкальное образование, школа, век, эстетическое воспитание, духовный мир.
Источник
Дмитриева Ольга Юрьевна, преподаватель структурного подразделение МАОУ «Холмогорская общеобразовательная школа им. М.В Ломоносова» Музыкальная школа с. Холмогоры Архангельская область.
Важность дополнительного образования для становления личностного роста ребёнка, развитие творческих способностей в музыкальных школах. Статья для широкого круга читателей.
Развитие личностных и творческих качеств ребёнка в музыкальной школе.
В современном образовательном учреждении стоит задача развития творческой личности, способной определить своё место в обществе. Особое внимание в системе отечественного образования уделяется дополнительному образованию.
Не все дети могут успешно учиться в общеобразовательной школе, участвовать в олимпиадах и других мероприятиях по учебным предметам. В рамках учреждений дополнительного образования детям созданы условия для того, чтобы найти любимое занятие, реализовать свои творческие способности, получать от этого удовлетворение и даже определиться с будущей профессией. Педагоги учреждений дополнительного образования помогают раскрыть и реализовать творческие способности каждого ребёнка, развивают и формируют его личностные качества, т.е. помогают стать ему успешным и уверенным в своих силах.
Преподаватели детских музыкальных школ занимаются воспитанием и образованием детей, а также развитием их творческих способностей в области музыкального искусства.
Цель музыкального образования – сформировать у детей интерес к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству и творчеству.
За период обучения в музыкальной школе обучающиеся расширяют свой музыкальный кругозор: осваивают нотную грамоту и теорию музыки, знакомятся с жизнью и творчеством отечественных и зарубежных композиторов, учатся петь в хоре и сольно. При этом успешно обучаются одновременно в двух школах и посещают ещё другие кружки и творческие объединения. Участвуя в концертах и конкурсах разного уровня, приобретают опыт публичных выступлений и желание общаться со зрителем.
Помимо учебных занятий, как в любом образовательном учреждении, в музыкальных школах проводится большая воспитательная работа с обучающимися. Она направлена на раскрытие потенциальных творческих способностей детей, приобщение их к сольному и ансамблевому исполнению, коллективному музицированию и приобретение опыта исполнительской и творческой деятельности.
Практически каждый ученик стремится достичь определённых результатов в игре на музыкальном инструменте или пении. Для этого ему необходимо овладеть не только умениями и навыками, а также развить и сформировать в себе определённые личностные качества.
Российский музыковед, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, музыкальный психолог Диана Константиновна Кирнарская в своей статье «Десять причин, по которым нужно заниматься музыкой» пишет:
Музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему?
1.Занятия музыкой естественным образом дисциплинирует ребёнка. Способствует выработке волевых качеств
2.Музыка развивает математические способности
3.Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику.
4.Музыка чётко структурирована и логично построена. Если дети после некоторого периода занятий музыкой не достигают определённых исполнительских высот, они обретают навыки структурировать и систематизировать любую информацию.
5.Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки.
6.Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы.
7.Занятия музыкой приучают «включаться по команде».
8. Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
9.Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу.
10.Ребёнку-музыканту будет легче бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.
Но даже прилагая большие усилия и старания, не все ученики смогут реализоваться как музыканты — исполнители. Поэтому преподавателю очень важно создать условия обучающимся для самореализации:
1.Создать условия для личностного роста ученика, учитывая не только его музыкальные, но и другие способности;
2.Мотивировать к участию в любом мероприятии каждого обучающегося, независимо от уровня развития его музыкальных способностей и личностных качеств (через поощрение);
3.Воспитать через творческую деятельность в ученике такое качество, как желание выступать перед зрителями (быть публичным);
4.Овладеть культурой поведения на сцене (быть артистичным);
5.Преодолевать чувство страха и управлять своими эмоциями;
6.Объективно оценивать своё выступление;
7.Эффективно взаимодействовать с одноклассниками, сверстниками, преподавателями;
8.Самореализовать себя через творческую деятельность.
В план работы музыкальной школы входят мероприятия, которые проводятся традиционно и тематические, приуроченные к каким-то юбилейным датам.
В настоящее время при организации и проведении мероприятий придерживаемся такой позиции – каждый ученик школы должен принять участие в мероприятии по мере своих способностей и возможностей.
Участие детей в мероприятиях распределяем следующим образом:
1. Ученикам с хорошей дикцией и обладающими умением держаться на сцене — роль ведущих;
2. Ученикам, неуверенным в своих исполнительских способностях и обладающих недостаточно цепкой музыкальной памятью и умением держаться на сцене — участие в какой-то второстепенной роли (пение в хоре);
3. Ученикам с хорошими вокальными данными — выступить с сольным пением;
4. Ученикам, владеющими исполнительскими навыками, но не способными выступать сольно — играть в ансамбле;
5. Ученикам, которые научились справляться со сценическим волнением и держаться на сцене, обладающими исполнительскими способностями и желанием играть на публике — выступление с сольным инструментальным номером.
Например, такое внеклассное мероприятие, как новогодний вечер с представлением было организовано и проведено силами учеников и педагогов нашей школы. Преподавателями школы был разработан сценарий. Поучаствовать в новогоднем представлении предложить всем ученикам школы. Главные роли предложили ученикам с хорошей дикцией и задатками артистизма, которая своей уверенностью и смелостью поддерживали всех остальных участников новогоднего представления. Но при этом необходимо мотивировать к участию в представлении робких и неуверенных в себе учеников, которые испытывают чувство страха перед зрителями и ещё не научились презентовать себя как артиста. Как правило, такие дети в коллективной форме творчества (Хор и ансамбль) в привычной для них обстановке чувствуют себя намного смелее, раскованней и раскрывают в себе творческие способности и личностные качества.
К традиционным мероприятиям относятся: День Знаний, День музыки, День учителя, новогодний вечер, День 8 Марта, отчётные концерт, выпускной вечер, которые проводятся со сценарием в форме представления или праздничного концерта. Всё это является развитием личностного и творческого роста ученика.
Используя данную систему, преподаватели смогут привлечь к участию в ней всех учеников школы. Многие из них, овладев культурой поведения на сцене и научившись преодолевать чувство страха перед зрителями, принимают участие в различных мероприятиях и конкурсах разного уровня, приобретают желание выступать на публике, участвуют в творческой жизни школы, т. е. всегда готовы к публичному выступлению.
В этом мы видим личностный и творческий рост обучающихся.
Окончив музыкальную школу, её выпускники продолжают ещё учиться в общеобразовательной школе. И большинство из них, овладев исполнительскими навыками, творческими умениями и необходимыми личностными качествами, продолжают активно участвовать в жизни общеобразовательной школы. Давно замечена связь между успехами в школах, не секрет, что успевать учиться в обеих школах могут те, кому с рождения даны неплохие задатки в интеллектуально волевой сфере, и очень приятно видеть, когда ученики или выпускники школы являются победителями и призёрами различных конкурсов и олимпиад
Таким образом, каждый обучающийся музыкальной школы, развивает свои личностные и творческие качества, участвуя в любом виде деятельности, утверждается в глазах своих одноклассников, окружающих его сверстников и взрослых. Проявив себя, даже самый робкий ученик постепенно чувствует себя успешным, приобретает уверенность в своих силах, творческий опыт.
Источник