Развитие личности ребенка в изодеятельности

Развитие личности ребенка в изодеятельности thumbnail

Огромное значение в формировании личности
младшего школьника имеет изобразительная
деятельность. Встречи с искусством на каждом
занятии, обучение детей видению прекрасного в
жизни и искусстве, активная творческая
деятельность каждого из учащихся, общая радость
за сделанное на занятии — вот главные
отличительные признаки учебно-воспитательного
процесса на уроках ИЗО. Влияние изобразительной
деятельности на ребёнка ничем не заменимо. В её
процессе получают развитие такие стороны
личности, которые не могут формироваться в
других видах деятельности. Ребёнок, изображая
события и явления окружающего мира, учится
наблюдать и понимать их, видеть их красоту,
давать им эстетическую оценку. Эстетическое
восприятие развивает мир чувств ребёнка,
формирует его эмоциональную сферу. Эстетические
чувства, формирующиеся в процессе
изобразительной деятельности, оказывают влияние
на поведение и поступки детей.

Отображая жизненные факты в рисунке, ребёнок
развивается в познавательном отношении,
развиваются его память, мышление, воображение.
Изобразительную деятельность можно назвать
самым массовым увлечением детей младшего
школьного возраста. Практически все дети
проявляют не только склонности, но и способности
к изобразительному искусству; при благоприятных
условиях эти способности могут успешно
развиваться и совершенствоваться.

Изобразительная деятельность включается
разнообразные занятия детей: в коллективные
игры, в подготовку и проведение праздников и т. д.
Дети готовят рисунки, а затем делаем небольшие
выставки по темам: «Светофор — наш друг», «К
сказке в гости», «Осень золотая» и т. д. В
подарок мамам, папам дети готовят
поздравительные открытки (с аппликациями),
делают небольшие изделия из природного
материала (шишек, веточек, желудей, ракушек и т.
д.), готовят панно из засушенных листьев и цветов.
Младшие школьники любят лепить из пластилина,
делать книжки — малышки.

Вся эта разнообразная деятельность служит
основой для воспитания эстетического вкуса,
эстетического отношения к действительности
повседневной жизни. В этой деятельности
складываются взаимоотношения детей: они вместе
обсуждают замыслы, планируют, как их осуществить,
вместе действуют, помогая друг другу.

Обдумывание общих замыслов, общая
ответственность за дело и взаимопомощь в работе
сближают ребят, способствуют формированию у них
положительного отношения друг к другу. Сами
изделия (открытки, книжки, панно и т. д.) делаются
для коллектива класса или для подарков
родителям, своим товарищам, поэтому служат
основой положительного поведения в реальных
жизненных ситуациях.

Изобразительная деятельность создаёт у
ребёнка определённую установку на восприятие
действительности. В этом смысле процесс не
ограничивается задачами изображения, а
захватывает и другие стороны духовной жизни
ребёнка, влияя на его восприятие в целом.

Чаще всего дети любят рисовать. Наблюдения
жизни являются обязательным условием занятий
рисованием. Особое значение имеют наблюдения за
поведением людей. Изображение человека
углубляет представления ребёнка о людях,
вызывает у него потребность в оценке
эстетическими средствами нравственного смысла
поведения. Сталкиваясь с различными поступками
людей в школе, семье, ребёнок не всегда обращает
внимание на эту сторону их поведения. Педагог
учит детей наблюдать. Наблюдения, направленные
на яркие случаи проявления нравственных качеств
людей, способствуют накоплению нравственного
опыта ребёнка. А реализация этих наблюдений в
рисунках помогает создать у него потребность в
нравственной оценке поведения человека.

Сначала наблюдения касаются любой
содержательной стороны поведения людей.
Например, учитель предлагает детям подумать и
понаблюдать: «Что самое интересное ты видел по
дороге в школу или на прогулке?» Затем дети
пытаются изобразить эту тему в рисунке. Конечно,
не всё доступно и посильно ребёнку для
изображения. Поэтому педагог старается дать для
наблюдений близкий детям материал. Со временем
содержание наблюдений усложняется.

Рисуя, дети часто выражают свои переживания:
одни машут руками, громко разговаривают, поют,
другие шепчут что-то потихоньку, у третьих
изменяется выражение лица. В этом выражается
сопереживание или перенесение переживаний
другого на себя, способность поставить себя на
место другого. А это всегда связано с анализом
своих действий и ведёт, в конечном счёте, к
самовоспитанию.

Большое значение имеют темы детских рисунков.
Эти темы могут быть самыми разнообразными. Но
задания на темы, связанные с жизнью детей,
следует считать наиболее важными для
формирования личности ребёнка.

Наиболее сильное влияние изобразительной
деятельности сказывается на развитии у младших
школьников способности понимать и передавать в
рисунках внутреннее состояние человека, его
чувства и переживания и, как следствие, на
развитии у ребёнка способности к сочувствию
людям. Уроки по изобразительному искусству
помогают формировать у ребёнка способность
выделять и эстетически оценивать нравственные
стороны отношений человека к жизни, учит его
понимать и ценить доброжелательное и заботливое
отношение к себе и другим людям. Воспитание живой
эстетической восприимчивости ребёнка к
окружающему и необходимая помощь в его
изобразительной деятельности, всяческое её
поощрение и, наконец, продуманная организация
общения ребёнка с искусством — всё это доступно и
в семье, и в школе. И это будет прочным
фундаментом дальнейшего эстетического развития
формирующейся личности ребёнка.

Маленький человек, сидящий за партой, смотрит
на учителя доверчивыми, широко открытыми
глазами. Его чуткое сердце в любую минуту готово
откликнуться на прекрасный, красочный мир,
по-новому увиденный им в изобразительном
искусстве. Постараемся не обмануть его ожиданий!
Поведём маленького человека по дорогам красоты,
добра, счастья, радости, творчества!

Источник

Развитие ребенка как субъекта в изобразительной деятельности

Изобразительная деятельность зарождается в раннем и продолжает развиваться в дошкольном возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. С развитием этой деятельности растет, развивается, изменяется сам ребенок.

Одно из важнейших условий развития ребенка — это появление и совершенствование его деятельности. Процесс развития деятельности означает постепенное становление всех ее структурных компонентов: мотивов, целеполагания, комплекса действий.

Развитие детской изобразительной деятельности, теснейшим образом связано с развитием общей мотивационно-потребностной сферы личности ребенка. Общая потребность — жить одной жизнью с взрослыми людьми, участвовать в их деятельности и отношениях — рождает разные предметы этой потребности в каждом возрастном периоде. Так, известно, что в раннем возрасте доминирует ориентация ребенка на предметный мир и способы употребления предметов. То есть отношение «ребенок — общественный предмет» является главным, основным. Это отношение реализуется в предметной деятельности, которая становится ведущей в данный период. Зарождающаяся изобразительная деятельность в этот период так же несет на себе отпечаток этой потребности. Полагаем, что она возникает не как художественная, а как разновидность предметной деятельности и развивается определенное время по ее законам. Важно видеть поэтому, как постепенно она вычленяется из предметной и становится целенаправленной изобразительной деятельностью, сохраняя при этом на всех последующих этапах ее развития многие черты предметной деятельности.

В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) ребенок также испытывает потребность жить одной жизнью с взрослыми, активно войти в жизненное пространство человеческого сообщества и действовать в нем. Однако предмет этой потребности меняется. Ребенок стремится освоить деятельность взрослого, понять ее смысл, особенности взаимодействия и отношений между людьми. И потому он в большей степени ориентирован не столько на предметный мир, сколько на человека и его действия с этими предметами, взаимодействие и отношения людей в деятельностном общении. Ведущим становится отношение «ребенок — взрослый человек».

Наиболее доступной деятельностью, в которой ребенок реализует эту потребность и практическим путем постигает, осмысливает описанные выше явления, становится игра. Она приобретает ведущее значение для развития ребенка. Игра в большей степени отвечает этой доминирующий потребности ребенка и возможностям ее удовлетворения. Изобразительная деятельность, в этот период, развиваясь по своим законам, в то же время несет на себе влияние сменившихся приоритетов в предметах потребности. Это влияние сказывается на ведущих мотивах, содержании и форме детской изобразительной деятельности, о чем будет сказано ниже. Специфика и место изобразительной деятельности в иерархии других деятельностей в большой степени определяются доминирующим отношением ребенка к миру, т. е. социальной ситуацией развития, а, следовательно, и ведущим видом деятельности.

Процесс освоения изобразительной деятельности малышом есть процесс становления его как субъекта этой деятельности. При этом реализуются субъектно-объектные отношения в процессе восприятия изображаемых предметов и при воплощении их в образах. Одновременно в процессе овладения деятельностью реализуются и субъект-субъектные отношения. Это происходит с развитием ее мотивов, особенно социальных, общественно направленных, с обогащением тем и замыслов, социальных по содержанию, общественной оценкой и общественным использованием конечного результата (созданных образов).

Таким образом, ребенок как субъект деятельности включен в систему общественных отношений через содержание деятельности (общественно направленный мотив, социальное содержание замыслов, эстетическое восприятие готовых образов другими людьми).

Кроме того, возникают субъект — субъектные отношения ребенка и взрослых, детей между собой по поводу деятельности (при выполнении коллективных работ; во время участия всех детей в их анализе и оценке; в процессе обучения ребенка педагогом и т. п.).

Иными словами, процесс освоения деятельности ребенком есть процесс развития ребенка как субъекта деятельности в системе общественных отношений. При этом идет развитие всех сфер личности ребенка. Творческий характер деятельности стимулирует развитие одного из важнейших психических новообразований этого периода — воображения, творчества, что также свидетельствует о развитии личности ребенка.

Источник

Библиографическое описание:

Яковлева Е. В. Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее развитие ребенка [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 67-70. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10185/ (дата обращения: 21.02.2020).



В дошкольном детстве большое место занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое значение для всестороннего развития детей. Являясь для них самой интересной, она позволяет передать то, что дети видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение.

Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства — явления эмоционально-образного по своей сути. Специфика искусства, различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития детей.

Особенностью изобразительной деятельности является то, что результат ее (рисунок, скульптура, аппликация) не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения. Более того, изображение можно рассматривать, показывать, совершенствовать.

Исследования ученых (Л. С. Выготский, Б. М. Теплова, Е. А. Флерина, Н. П. Саккулина, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева и др.) показывают, что занятия рисованием в детстве положительно влияют на развитие интеллектуальных, эмоциональных, моторных и других способностей ребенка.

Художественное развитие дошкольника, которое происходит в изобразительной деятельности, обусловлено наследственными и врожденными факторами, осуществляется на фоне роста и созревания организма и зависит от социокультурной среды.

Л. С. Выготский писал о том, что движущей силой развития ребенка является обучение как необходимый путь «присвоения» им общечеловеческих способностей. При этом важно, чтобы система обучающих занятий была ориентирована на «зону ближайшего развития», на созревающие, а не уже созревшие функции.

Что такое детская изобразительная деятельность? Как, почему она возникает и как развивается? В чем ее смысл? Зачем крохе ею заниматься?

Разве нельзя полноценно жить сейчас и потом без рисования? Конечно, можно. Но как много потеряет человек в своем развитии, пройдя мимо этой деятельности! Как много возможностей к развитию, которыми наделила его природа, не будет реализовано!

Дети очень рано начинают проявлять интерес к изобразительной деятельности. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Малыша восхищает след от карандаша, измененная форма пластилина, в них он видит знакомые образы окружающего мира. Активизирует детскую изобразительную деятельность игра. Сказочные сюжеты возбуждают воображение, а рассматривание художественных произведений обогащает новыми изобразительными средствами. Важно поддерживать в ребенке интерес к изобразительной деятельности в течение всего дошкольного детства. Художественное воспитание детей необходимо начинать в самом раннем возрасте. Виды творчества могут быть совершенно любыми: изобразительное искусство, музыка, литература, танцы — главное, чтобы ребенок с малых лет впитывал художественную культуру. Чтобы она стала неотъемлемой частью его жизни и оказала формирующее воздействие на его личность.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте ребенка. Рисование — это один из важных средств в познании мира, развитии знаний эстетического восприятия, так как непосредственно связано с творческой самостоятельно-практической деятельностью дошкольника.

Чем может быть полезна изобразительная деятельность для развития ребенка?

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Необходимым условием умения изображать является зрительное восприятие окружающего мира. Чтобы вылепить или нарисовать какой-нибудь объект, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму.

Изобразительная деятельность дошкольников — это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.

В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Быстрее происходит физическое развитие, поскольку изобразительная деятельность требует от ребятишек активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе.

Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес.

В изобразительной деятельности идет интенсивное познавательное развитие, у ребенка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное, быть внимательным. Идет первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала — все это требует еще и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребенок познает их, у него формируются первые представления.

Изучение изобразительной деятельности детей имеет большую историю, существует множество различных теории, начиная с рассмотрения рисунка как средства педагогического воздействия и кончая признанием за ним серьезного диагностического и прогностического значения.

В творчестве ребенка отражается его внутренний мир: настроение, переживания, фантазии, влечения, которые он не всегда сам осознает и не всегда высказывает. Для ребенка рисунок является формой выражения мыслей, представлений об окружающей действительности, эмоциональных переживаний.

Посредством рисунка устанавливается контакт при наличии замкнутости, негативистических тенденций у больных детей, которые либо сами мало говорят, либо не хотят обсуждать свои переживания.

Художественное творчество детей представляет интерес не только для педагогов, искусствоведов, но и для психологов, педиатров, психоневрологов, дефектологов. Анализ творчества ребенка может многое дать для понимания его внутренних переживаний и служить диагностическим целям.

Для руководства изодеятельностью детей основой является данные педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения, т. к. известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В круг вопросов по детскому рисунку входит определение таких методов воспитания и обучения, которые наилучшим образом влияли бы на развитие детей. Для этого нужно хорошо знать своеобразие и закономерности развития психики ребенка.

Знание процессов восприятия, мышления, воображения у детей от 2 до 7 лет дает основание правильно строить — работу с детьми, т. е. определить содержание, метода и приемы их воспитания и обучения. Знания психологии ребенка помогают лучше понять его склонности, желания, выявить способности; знание анатомии, физиологии и гигиены позволяет строить обучение детей соответственно их возрастным особенностям. Необходимо знание высшей нервной деятельности детей, которая определяет все психические процессы в том числе и способность к творчеству. Нужно знать, что для ребенка дошкольного возраста характерно недостаточное развитие анализаторов, слабая координация руки и глаза, быстрая утомляемость. Основной недостаток детского мышления заключается в хаотичности, отрывочности знаний, в неумении детей объединять отдельные частные результаты мыслительных действий в целостный продукт.

В своих работах дети отражают впечатления от окружающей жизни — жизни природы, людей, вещей, явлений и т. д.

Изобразительная деятельность является самым доступным видом творчества ребенка. Это самый первый вид, который осваивает маленький человечек. Ребенок не может еще ни читать, ни писать, но уже с удовольствием на бумаге вырисовывает каракули. Если поддерживать и направлять ребенка в этом занятии, можете добиться развития тела, души, ума. Поэтому так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельности. Важно научить детей видеть прекрасное, богатство и красоту природы, ценить различные произведения искусства. Так же в процессе рисования развивается зрительно-двигательная координация, ручная умелость к письму.

Изобразительная деятельность оказывает большое влияние на развитие ребёнка. С раннего детства любят рисовать. Этот вид деятельности их увлекает и радует. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения он приближает к игре.Изобразительная деятельность заключает в себе большие возможности. Она является средством умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития детей. В процессе этой деятельности совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, память, мыслительные операции. А развитие мелкой моторики руки развивает мышление и речь, ведь рука, по словам Канта, является выдвинутым вперёд мозгом человека. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их в образы и представления.

Познавая красоту окружающего мира и произведения искусства, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг, любовь и красота окружающего. Более полному восприятию окружающего мира помогает интеграция музыки, слова и изобразительной деятельности.

Литература:

  1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 1999. — 344 с.
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. — М.: Мозаика — Синтез, 2006
  3. Ветлугина Н. А. Развитие художественного творчества детей. // Художественное творчество и ребенок. — М.: Педагогика, 1972. — 264с.
  4. Иванова О. Л., Васильева И. И. Как понять рисунок и развивать творческие способности ребёнка. — СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.; Сфера, 2010. — 92 с.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное восприятие, дошкольное детство, детская изобразительная деятельность.

Похожие статьи

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное восприятие

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир

Развитие воображения в изобразительной деятельности детейребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая личность, процесс рисования, образ воображения, вид деятельности.

Особенности развития эмоциональной сферы ребенка

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное восприятие, дошкольное детство

Коллективное творчество в изобразительной деятельности

ребенок, изобразительная деятельность, творческая деятельность, дошкольный возраст, развитие творчества, впечатление, творчество.

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки…

Разносторонняя подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления ребенка в школу. Условием успешного осуществления задачи подготовки детей к школе зависит, прежде всего, от семьи и дошкольного учреждения.

Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии

Анализ литературы, посвященной изобразительной деятельности детей, показывает, что наиболее важной задачей является творческое развитие ребенка средствами изобразительного искусства.

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее… изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее… изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное

Цвет в изобразительной деятельности дошкольников

Цвет в изобразительной деятельности дошкольников. Авторы: Красильникова Елена Михайловна, Кузьмина Юлия Владимировна.

Изобразительная деятельность не может осуществляться без наличия разнообразия материала: литературы, произведений искусства…

Источник