Развитие личности ребенка в изо деятельности
Огромное значение в формировании личности
младшего школьника имеет изобразительная
деятельность. Встречи с искусством на каждом
занятии, обучение детей видению прекрасного в
жизни и искусстве, активная творческая
деятельность каждого из учащихся, общая радость
за сделанное на занятии — вот главные
отличительные признаки учебно-воспитательного
процесса на уроках ИЗО. Влияние изобразительной
деятельности на ребёнка ничем не заменимо. В её
процессе получают развитие такие стороны
личности, которые не могут формироваться в
других видах деятельности. Ребёнок, изображая
события и явления окружающего мира, учится
наблюдать и понимать их, видеть их красоту,
давать им эстетическую оценку. Эстетическое
восприятие развивает мир чувств ребёнка,
формирует его эмоциональную сферу. Эстетические
чувства, формирующиеся в процессе
изобразительной деятельности, оказывают влияние
на поведение и поступки детей.
Отображая жизненные факты в рисунке, ребёнок
развивается в познавательном отношении,
развиваются его память, мышление, воображение.
Изобразительную деятельность можно назвать
самым массовым увлечением детей младшего
школьного возраста. Практически все дети
проявляют не только склонности, но и способности
к изобразительному искусству; при благоприятных
условиях эти способности могут успешно
развиваться и совершенствоваться.
Изобразительная деятельность включается
разнообразные занятия детей: в коллективные
игры, в подготовку и проведение праздников и т. д.
Дети готовят рисунки, а затем делаем небольшие
выставки по темам: «Светофор — наш друг», «К
сказке в гости», «Осень золотая» и т. д. В
подарок мамам, папам дети готовят
поздравительные открытки (с аппликациями),
делают небольшие изделия из природного
материала (шишек, веточек, желудей, ракушек и т.
д.), готовят панно из засушенных листьев и цветов.
Младшие школьники любят лепить из пластилина,
делать книжки — малышки.
Вся эта разнообразная деятельность служит
основой для воспитания эстетического вкуса,
эстетического отношения к действительности
повседневной жизни. В этой деятельности
складываются взаимоотношения детей: они вместе
обсуждают замыслы, планируют, как их осуществить,
вместе действуют, помогая друг другу.
Обдумывание общих замыслов, общая
ответственность за дело и взаимопомощь в работе
сближают ребят, способствуют формированию у них
положительного отношения друг к другу. Сами
изделия (открытки, книжки, панно и т. д.) делаются
для коллектива класса или для подарков
родителям, своим товарищам, поэтому служат
основой положительного поведения в реальных
жизненных ситуациях.
Изобразительная деятельность создаёт у
ребёнка определённую установку на восприятие
действительности. В этом смысле процесс не
ограничивается задачами изображения, а
захватывает и другие стороны духовной жизни
ребёнка, влияя на его восприятие в целом.
Чаще всего дети любят рисовать. Наблюдения
жизни являются обязательным условием занятий
рисованием. Особое значение имеют наблюдения за
поведением людей. Изображение человека
углубляет представления ребёнка о людях,
вызывает у него потребность в оценке
эстетическими средствами нравственного смысла
поведения. Сталкиваясь с различными поступками
людей в школе, семье, ребёнок не всегда обращает
внимание на эту сторону их поведения. Педагог
учит детей наблюдать. Наблюдения, направленные
на яркие случаи проявления нравственных качеств
людей, способствуют накоплению нравственного
опыта ребёнка. А реализация этих наблюдений в
рисунках помогает создать у него потребность в
нравственной оценке поведения человека.
Сначала наблюдения касаются любой
содержательной стороны поведения людей.
Например, учитель предлагает детям подумать и
понаблюдать: «Что самое интересное ты видел по
дороге в школу или на прогулке?» Затем дети
пытаются изобразить эту тему в рисунке. Конечно,
не всё доступно и посильно ребёнку для
изображения. Поэтому педагог старается дать для
наблюдений близкий детям материал. Со временем
содержание наблюдений усложняется.
Рисуя, дети часто выражают свои переживания:
одни машут руками, громко разговаривают, поют,
другие шепчут что-то потихоньку, у третьих
изменяется выражение лица. В этом выражается
сопереживание или перенесение переживаний
другого на себя, способность поставить себя на
место другого. А это всегда связано с анализом
своих действий и ведёт, в конечном счёте, к
самовоспитанию.
Большое значение имеют темы детских рисунков.
Эти темы могут быть самыми разнообразными. Но
задания на темы, связанные с жизнью детей,
следует считать наиболее важными для
формирования личности ребёнка.
Наиболее сильное влияние изобразительной
деятельности сказывается на развитии у младших
школьников способности понимать и передавать в
рисунках внутреннее состояние человека, его
чувства и переживания и, как следствие, на
развитии у ребёнка способности к сочувствию
людям. Уроки по изобразительному искусству
помогают формировать у ребёнка способность
выделять и эстетически оценивать нравственные
стороны отношений человека к жизни, учит его
понимать и ценить доброжелательное и заботливое
отношение к себе и другим людям. Воспитание живой
эстетической восприимчивости ребёнка к
окружающему и необходимая помощь в его
изобразительной деятельности, всяческое её
поощрение и, наконец, продуманная организация
общения ребёнка с искусством — всё это доступно и
в семье, и в школе. И это будет прочным
фундаментом дальнейшего эстетического развития
формирующейся личности ребёнка.
Маленький человек, сидящий за партой, смотрит
на учителя доверчивыми, широко открытыми
глазами. Его чуткое сердце в любую минуту готово
откликнуться на прекрасный, красочный мир,
по-новому увиденный им в изобразительном
искусстве. Постараемся не обмануть его ожиданий!
Поведём маленького человека по дорогам красоты,
добра, счастья, радости, творчества!
Источник
Лариса Власова
Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка
Изобразительное искусство было очень важным для человека даже в тот момент, когда он не умел говорить — в пещерах, на скалах мы четко различаем фигурки человечков, животных, орудий труда. Художники во всем мире уже давно научились переносить реальность на бумагу, и наши дети по мере своего развития все также начинают с этих человечков с ручками-ножками в виде палочек. По рисункам ребенка можно увидеть, как растет, как развивается, как понимает этот мир наш маленький человечек.
Рисунок растет вместе с ребенком
Настоящими художниками вырастают лишь единицы, но в детстве практически у всех было желание рисовать, водить фломастерами или красками по белому листу, по обоям, невпопад раскрашивать раскраски. Всё это происходит благодаря тому, что ребенок стремительно развивается — его зрение, восприятие, мелкая моторика рук, умственное развитие. И в зависимости от возраста и этапа развития малыша можно видеть прогресс в его рисунках.
Незамысловатые каракули
Когда ребенка начнут интересовать такие предметы, как карандаши и ручки, нужно быть очень внимательным и стараться не отходить от ребенка далеко, всегда держать его в поле зрения. Малышу примерно в двух летнем возрасте еще сложно хорошо удерживать предметы в руке, и он может карандашом или ручкой соскользнуть с листа или же просто играясь, ткнуть остриём предмета себе в глазик или в носик. Поэтому, родители, будьте предельно внимательны!
Первые шаги в изобразительном искусстве будут самыми обыкновенными каракулями, ведь малыша не заботит ни форма, ни конечный результат — сейчас для него главное сам процесс. Причем ему даже не столь интересно как из-под карандаша получаются линии, сколь процесс движения этого предмета в его руках. Хаотичные линии, спирали, замысловатые каракули на листке — это действительно первый шаг вашего ребенка в изобразительном искусстве.
Очень важно в этот момент не отбить у ребенка охоту рисовать, но сделать это нужно очень сложно, поскольку фантазия малыша не имеет границ, и он никогда не остановится на обычном листе бумаги — его интересуют и обои, и стены, и пол, и даже поверхности стола, малыш будет рисовать на всем, что попадется в данный момент ему под руку. Ни в коем случае за это не стоит кричать, ругать ребенка поскольку именно родители должны были предоставить малышу безграничное пространство для творчества. На начальном этапе жизни ребенок не дает никаких точных обозначений своим рисункам — он просто водит карандашом по поверхности. Но чем старше он становится (примерно к 3-м годам, тем более осмысленны его движения, и постепенно он учится давать характеристику своим каракулям.
Теперь, прибежав к маме, ребенок расскажет, что вот эта каракуля — это папа, а рядышком — это мама. Конечно же, взрослому человеку сложно понять что-либо в этих линиях, но ребенку нужно верить и обязательно поддерживать его стремление, а так же вместе с ним радоваться. И пускай папа выглядит как несколько вертикальных черточек, а мама похожа на спиральный ураган, зато малыш уже осознанно не просто ведет линии, но и ассоциирует их с окружающим миром.
Почему так важна стадия каракуль?
• Ребенок учится держать в руках тонкий предмет (ручку, карандаш,кисть, фломастер) и двигать им, что прекрасно развивает мелкую моторику ручек.
• Малыш учится проводить не только линии, но и замыкать их, создавая формы.
• Ребенок старается закрепить в своем сознании некие образы и перенести их на бумагу. Это чрезвычайно важно в развитии ребенка, поскольку он начинает осознанно мыслить.
Схематические изображения
Ну, а когда ребенок уже познакомится с такими формами, как круг, квадрат, а про палочки знает уже давно, в арсенале его художественных навыков начнут появляться весьма узнаваемые, но еще схематические рисунки. Что рисовать легче всего? Человека и дом!
Человек — это «палка-палка-огуречик», а дом — это квадрат с треугольником сверху. Именно так схематически (можно даже сказать как в той пещере) ребенок начинает свою бурную изобразительную деятельность. Искусство для детей в этом возрасте еще не имеет столь глубокого смысла, но им очень нравится, когда, наконец, в их рисунках люди узнают те или иные предметы. Так, излюбленным рисунком малыша практически всегда является солнышко-круг с лучиками-палочками, человек (но скорее всего несколько людей — мама, папа и ребенок) рядом с домиком. У человека ребенок обычно рисует глаза и ротик, но про уши, пальцы, нос и волосы он частенько забывает, не говоря уже об одежде. Сейчас малышу главное изобразить объект, а не детализировать его. Поэтому поддерживайте своего ребенка.
Пока что ребенок не сопоставляет размеры объектов и цвета — он все делает так, как хочется ему, а не так как нужно и есть на самом деле: солнце он может нарисовать синим или зеленым, а домик будет в 3 раза меньше папы или мамы. И это вполне нормальные навыки ребенка в рисовании. Но их нужно развивать, рассказывать, чем папин образ может отличаться от маминого (например, у мамы кучерявые белые волосы и она носит бантик, а у папы короткие черные волосы).
Реалистические изображения
В детском саду или у каждого дома обязательно нужно проводить беседы об искусстве с детьми и для детей, поскольку это развивает их как многосторонних личностей, воспитанных, культурно образованных. Те дети, которые стремятся к искусству, меньше подвержены негативному влиянию улицы.
Что нужно объяснять ребенку? Для начала расскажите ему, что можно рисовать одежду (пуговицы, галстуки, ремни, у каждого человека обязательно есть волосы и какая-то прическа, на небе кроме солнышка есть еще и облака, окна в доме могут быть с красивыми ставнями. Малыш все это видит сам, но у него еще, возможно, не хватает знаний и логики для воплощения реальности на бумаге. У каждого человека на руке пять пальцев, на лице два глаза и один рот, два уха, две руки и две ноги — с этим малыш никогда не ошибется, хоть и считать еще не умеет, поэтому его познания в изобразительном искусстве нужно дополнять той информацией, которую он еще не осмыслил.
С возрастом ребенку нравится не просто рисовать узнаваемые объекты, но и приукрашивать их, особенно если он рисует свою семью. Тех, кого малыш любит особенно сильно, он прорисовывает с особой тщательностью, делает силуэты большими, а те, кто ему не очень-то и нужен либо не будет изображен вообще, либо будет выглядеть как незаметный не прорисованный персонаж.
Психологи отмечают, что именно с 5-ти летнего возраста по рисунку ребенка можно определить его психоэмоциональное состояние, отношения в его семье, его наклонности и желания. Искусство для детей в этом возрасте играет роль показательную, поскольку ребенку может быть трудно, сказать что-либо вслух, а в рисунке он раскрывается. В рисунках малыша отображаются его мысли, и для дальнейшего развития полноценной личности нужно обращать внимание на то, что изображает в рисунках ваш ребенок. Если его рисунки светлые, позитивные, то беспокоиться не о чем. Но, а если же вы часто видите каких-то монстров на его рисунках, темную цветовую гамму, значит, с вашей крохой что-то не так — возможно, это последствие частых ссор в семье, а может родители развелись или в семье случилось что-то, или ребенка постоянно ругают и критикуют.
Правильные изображения
Если у человека от природы есть дар к рисованию, он проявится именно в дошкольном возрасте. Таким самородкам просто необходимо покупать книги по искусству для детей, ну лучше отвести ребенка к специалистам, особенно если родители не могут похвастаться художественным навыком. Многое даст ребенку энциклопедия для детей по рисованию или творческий кружок, школа искусств, где искусство зачастую преподносится весьма доступно — преподносится, из каких геометрических частей состоит тело животного или человека, как правильно рисовать карандашом и красками. Если упустить этот момент и не развивать дальше у ребенка желание творить, он и во взрослой жизни будет рисовать домики в плоском пространстве, а люди так и останутся человечками-палочками.
Однако даже детей с не слишком выраженным художественным даром можно научить рисовать реалистичные объекты. Под влиянием педагогов, правильных подсказок и систематическом формировании навыков, детский рисунок с каждым разом будет все совершеннее и совершеннее. Чем больше ребенку уделять внимания, тем правильнее изображения у него будут получаться. Причем не у всех детей одинаково хорошо получается рисовать черно-белые картинки и цветные изображения — одни очень любят передавать свето-тени черным обычным карандашом, другие обожают рисовать яркие красочные картинки пастелью или акварелью. В этот момент важно дать ребенку самому выбрать себе «инструмент» для творчества, делая некоторые подсказки. В этот момент ребенок почувствует себя ответственным, это придаст ему внутренних сил и уверенности в своих способностях, в своем выборе. Для развития полноценной личности очень важно не навязывать ребенку что-либо, а подводить его самого к определенным решениям или выбору.
Почему так важно изобразительное искусство в жизни ребенка?
Без музыкального слуха ребенку нечего делать в музыкальной школе, при чрезмерной стеснительности малышу будет очень трудно на театральной сцене, а вот рисунок подходит для любого малыша — в нём можно выплеснуть свои эмоции, для этого не нужны грандиозные умения, и это не менее увлекательно, чем играть со сверстниками в игры. Вот почему изобразительное искусство для детей играет такую важную роль.
Однако заставлять ребенка рисовать, насильно водить его в художественные кружки не стоит, ведь это отобьет у него любое желание погрузиться в мир эстетики и искусства. Помните, что рисование должно приносить радость самим детям и, конечно же вам, ведь мы радуемся вместе с неми.
Изобразительное искусство играет важную роль в развитии личности ребенка, поскольку:
• Вырабатывается эстетический вкус малыша;
• Улучшается мелкая моторика рук;
• Ребенок становится более внимательным к деталям, учится из всего потока зрительной информации выбирать главные и второстепенные вещи;
• Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста больше напоминает игру, где каждый хочет быть первым, нарисовать лучше, разукрасить ярче. Такие безобидные, но очень интересные игры воспитывают в ребенке стремление к первенству, к желанию сделать рисунок лучше, чем у других. А когда детей хвалят за их успехи, в следующий раз они будут стараться еще больше;
• Маленькие художники учатся таким понятиям, как свето-тени, сочетание цветов, холодные и теплые цвета, оттенки, основные правила перспективы, оптические законы (удаление предмета к горизонту, идеальные пропорции тел и предметов. Как это может пригодиться в жизни? Во-первых, малыш будет еще на капельку умнее своих сверстников, что возвысит его на ступеньку вверх по образовательной лестнице. А во-вторых, применение этих законов в жизни будет весьма кстати в том возрасте, когда наши дети становятся самостоятельными и начинают подбирать себе одежду, правильно сочетая цвета и оттенки;
• Рисунок — это дело не 5 минут, для него нужна усидчивость, терпение, стремление, настойчивость и желание довести дело до конца. А эти качества личности являются очень важными в последующей жизни;
• Возможно, именно изобразительное искусство станет для ребенка главенствующим родом занятий во взрослой жизни. Кто знает? Может, именно ваш малыш станет именитым художником или реставратором, всемирно любимым скульптором или простым учителем рисования, который будет получать массу удовольствия от своей работы. Учите детей рисованию, и даже если вы не увидите ошеломительных результатов, не опускайте руки, ведь изобразительное искусство для детей, как и для взрослых, полезно, прежде всего, для души и для морального удовлетворения, а удовлетворенная своими успехами личность всегда будет в хорошем настроении и счастливой.
Источник
Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающего мира. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство воспитывает и развивает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в ребёнке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Влияние изобразительной деятельности на ребёнка ничем не заменимо. В её процессе получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности. Систематическая работа по изобразительному искусству развивает такие качества личности, как пространственное мышление, острое ощущение цвета, зоркость глаза, формирует качества интеллекта человека, важные, в конечном счете, не только для работы по созданию рисунка, эскиза или модели предмета, но и для любой специальности, которую в дальнейшем выберет себе учащийся. К этим качествам относятся, прежде всего, образное представление и логическое мышление, именно они являются условием для творчества в любой деятельности человека. Эти качества проявляются уже у детей младшего школьного возраста в их занятиях изобразительным искусством, которые становятся потребностью развивающейся личности. В большей мере эти занятия способствуют проявлению индивидуальности школьника, что и создаёт особенно благоприятные условия для развития творческих способностей. Наиболее сильное влияние изобразительной деятельности сказывается на развитии у школьников способности понимать и передавать в рисунках внутреннее состояние человека, его чувства и переживания и, как следствие, на развитии у ребёнка способности к сочувствию людям. Уроки по изобразительному искусству помогают формировать у ребёнка способность выделять и эстетически оценивать нравственные стороны отношений человека к жизни, учат его понимать и ценить доброжелательное и заботливое отношение к себе и другим людям. Воспитание живой эстетической восприимчивости ребёнка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое её поощрение и, наконец, продуманная организация общения ребёнка с искусством — всё это доступно и в семье, и в школе. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности. В развитии творческих способностей детей помогают уроки на свободную тему, урок-фантазия, рисунок по воображению. На таких занятиях детям даётся большая свобода фантазий, чем на тематических уроках и на уроках, которые направлены на решение конкретных поставленных задач, где овладевают конкретными навыками, приёмами (живописными, графическими и т. д.). На творческих уроках выявляется индивидуальность каждого ученика. По рисунку можно многое понять, какой склад мышления у ребёнка, психическое состояние, как он воспринимает окружающий мир, и какое место в нем отводит для себя и т. д.
Разумеется, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но мы должны дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Беседы об изобразительном искусстве являются важным средством не только эстетического, но и идейно-политического воспитания учащихся. Во время бесед на своих уроках русского языка и литературы, показываю детям картины, в которых отражена природа нашей Родины, запечатлены события из истории страны, портреты людей, которые прославили Отчизну. Когда на уроке показываю репродукцию картины, в которой ярко выражено патриотическое чувство художника, его любовь к родной природе, это вызывает и у детей чувство любви, восхищения своей Родиной.
Нельзя обойти вниманием особое значение уроков изобразительного искусства для воспитания чувства патриотизма, любви к Родине. Наша задача – воспитать поколение, которое будет гордиться тем, что они — россияне, и живут в самой замечательной стране, которую они, вырастая, сделают процветающей. Деятельность ребёнка становится привлекательной для него, если он осознанно видит необходимость ее выполнения и имеет ясные и понятные для него цели. Деятельность – условия ее организации, ее цели, результаты – способна оказывать воспитательное влияние на личность ребенка, в особенности, если эта деятельность художественно-творческая. Ребенок в мировоззрении воспитателя становится системообразующим фактором, центром и субъектом воспитательной системы. Гуманистическое мировоззрение связано с утверждением во всех сферах деятельности и труда воспитателя приоритета общечеловеческих ценностей. При этом воспитатель учит детей не только объективному восприятию реальности, но и помогает им войти в мир общества, понять нравственные устои взаимоотношений людей. Воспитатель внимательно следит за развитием своих воспитанников и обращается не только к их внешней поведенческой реакции, но и к внутреннему состоянию. Социальные потребности общества заключаются в том, чтобы выпускник органично сочетал в своей личности духовно-нравственные позиции, отношение к людям как к ценности и высокий уровень педагогического мастерства.
Огромную роль в развитии личности школьника играет приобщение к декоративно-прикладному творчеству, к народной культуре. Сейчас это важнейшая задача для всех образовательных учреждений. Воспитать детей культурными, талантливыми, духовно- красивыми невозможно без знаний истоков родной культуры, обычаев своего народа. Каждый должен знать, что народное творчество учит самовыражению чувств, раскрывает потребности души, заставляет искать прекрасные формы, помогает фантазировать, подсказывать пути к раскрытию творческих способностей, приводит к гармонии с природой. Развитие личности ребёнка через приобщение к народной культуре — основа, фундамент для любого образовательного учреждения, так как это необходимо каждому ребёнку для развития чувства национального самосознания, закрепления его нравственного стержня, который не даёт пропасть в этом непростом, постоянно меняющемся мире. Всего этого можно достичь, увлекая детей творчеством на занятиях изобразительной деятельности. Любой чувственный опыт, который человек получает через анализаторы (ощупывая, рассматривая, прослушивая) – это, прежде всего, информация для ума. Более того, никаким другим путём, кроме как через чувственный опыт, через восприятие, мы не можем получить необходимых первоначальных знаний об окружающем мире. Только на базе этого опыта может возникнуть мышление. Общеразвивающие возможности изобразительного искусства известны давно. Именно уроки декоративного рисования представляют для этого исключительные, уникальные возможности. Они знакомят детей с народными художественными промыслами, развивает изобразительные способности, логическое мышление, чувство ритма и цвета, даёт представление о закономерности и совершенстве формы, способствует формированию эстетического отношения к действительности, воспитывает интерес к народному творчеству и чувство гордости за национальную культуру. Из года в год обогащается опыт учащихся. Большое внимание уделяется практическим занятиям – лепке, росписи. Эти виды творчества способствуют развитию мелкой моторики, которая в свою очередь стимулирует те участки головного мозга, которые тесно связаны с памятью, вниманием, усидчивостью и другими качествами, необходимыми для успешного обучения. Поэтому дети, имевшие возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учёбе и других видах интеллектуальной деятельности. Воспитание личности ребёнка через фольклор, традиции и обычаи народа ведёт к тому, что у школьников развиваются такие качества, как уважение к взрослым, честность, бережное отношение к природе, милосердие, взаимопомощь. Всё это благотворно влияет на формирование человека будущего. Умение видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное в искусстве и жизни не приходит само собой. Его надо целеустремленно развивать. С развитием средств массовой информации: радио, кино и особенно телевидения — начало складываться мнение, что школа потеряла свое значение в эстетическом развитии. Однако исследования последних лет показали, что это не так. Школа была и остается центральным звеном в эстетическом развитии и воспитании детей. Очень важно, чтобы в период становления личности, в период формирования творческих способностей ребёнка рядом был чуткий и опытный педагог, способный развить в ребёнке трансформирующую силу, обеспечивающую самодвижение ребёнка в развитии его творческих способностей, становясь настоящей творческой личностью. В.А.Сухомлинский писал, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка». Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения. Поэтому учитель должен создать такую положительную эмоциональную атмосферу, в которой ребёнку будет комфортно заниматься.
В заключение хочется процитировать слова известного художника-графика В. А.Фаворского: «Было бы чрезвычайно радостно, если бы удалось детское творчество, не ломая и не отрывая, но и не консервируя его, а постепенно усложняя, переводить в творчество взрослых, не теряя богатств, завоеванных ребенком».
Силина Мария Владимировна- учитель русского языка и литературы
МКОУ Гжатская СОШ
НСО, Куйбышевский район. Село Гжатск, ул. Центральная. д22 кв 11 632372
mari.silina.85@mail.ru
контактный телефон- 89237064395
Источник