Развитие личности ребенка в детском общественном объединении

Развитие личности ребенка в детском общественном объединении thumbnail

Анна Бельская
Роль детских объединений как фактора социализации детей

Задача социализации ребенка в настоящее время является одной из наиболее важных для любого государства. Особенно важной данная проблема является в тот период развития индивида, когда происходит формирование социального опыта – то есть в период детства, а также в подростковом возрасте. От того, какие ценности будут сформированы у детей в настоящее время, от уровня того, насколько дети будут готовы к качественно новому типу социальных отношений в период юности зависит путь развития общества в настоящее время и в будущем. В связи с данным обстоятельством существенным образом возрастает социальная значимость общественных объединений, усилия которых направлены на формирование условий для социализации ребенка. В решении данной проблемы существенную роль играют детские общественные объединения, деятельность которых строится на основании и с учетом интересов детей.

Как нами показано в первой главе данной работы, социализация рассматривается как процесс и как результат активного воспроизводства и усвоения человеком социального опыта, который осуществляется в процессе деятельности и общения. В результате социализации человек осуществляет усвоение социальных стереотипов поведения, он интериоризует нормы, а также ценностные ориентации социальной среды, в которой он существует. Осуществляя усвоение общественного опыта, человек формируется как личность и приобретает нужные для жизни психические качества, умения, навыки и знания, в том числе способности продуктивно взаимодействовать с другими людьми.

Успешность и эффективность процесса социализации ребенка в детском объединении существенным образом зависит от определения содержания деятельности детского объединения. Отметим, что содержание детского объединения можно определить как специфичная некоторой социальной общности ценностная и мотивационная основа, которая обеспечивает удовлетворение определенных социальных потребностей, интересов, ценностей ребенка в данной среде.

Специфика детского объединения можно также определить с позиции педагогической науки как интегрированную совокупность специально созданных условий, которые обеспечивает устойчивые культурообразующие социально-педагогические взаимодействия взрослых и детей как равноправных участников совместного взаимодействия, деятельность которых направлена на оптимизацию их социальных взаимоотношений и развитие окружающего жизненного пространства. Обозначенные обстоятельства в понимании сущности детских объединений четко сформированы Е. А. Дмитриенко [22].

Можно говорить о наличии трех базовых аспектов детских общественных объединений.

1. Социальный аспект детского объединения проявляется в потребности общества организованно оформлять социальную активность детей, включать их посредством детских общественных объединений в процесс присвоение социального опыта, фактически – направлять процесс социализации ребенка в общественно приемлемом направлении. Посредством системы дошкольных объединений ребенок не только обогащается опытом общения, но также осуществляет самореализацию себя как личности, определенным образом оказывая влияние на обстоятельства, а также на людей, которые его окружают.

2. Психологический аспект теснейшим образом связан с процессом реализации стремления ребенка к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Система дошкольного образования и детские объединения расширяют сферу представлений ребенка о себе, что способствует реализации ребенком представлений о своей роли и жизненном пути.

3. Педагогический аспект детских объединений предполагает выполнение функций своего рода посредников между обществом и детством, создавая условия для гармонизации опыта индивидуальных и коллективных отношений.

Как отмечается исследователями[8] включенность в детское общественное объединение позволяет удовлетворить ребенку свои социальные потребности, а также реализовать собственные интересы и стремления, для которых в иных видах общественных институтов нет достаточных условий. Именно в данном моменте и заключается роль детских объединений в социализации личности ребенка.

Стремление детей к объединению, особенно явно это проявляется в подростковом возрасте – является естественной потребностью, так как объединяясь в группы, дети самореализуются и самоутверждаются.

Детские объединения могут играть важную компенсаторную роль, обеспечивая достаточно высокий уровень самооценки, способствуя поддержке социального статуса ребенка, а также выступать условием формирования чувства защищенности ребенка, восполняя недостаток событийности в его жизни.

Рассматривая значение детских общественных объединений в процессе социализации ребенка, можно отмечать важность детского движения в деле формирования у них инициативы, самостоятельности. Данное обстоятельство также позволяет говорить о детских объединениях как своего рода пространстве социализации ребенка.

Пространство социализации можно понимать как педагогически освоенную среду, которая создает не только дополнительные, но и качественно новые возможности для социализации личности детей в детском объединении.

Особенное значение в системе дополнительного образования детским объединениям обеспечивается реализацией специфического воспитательного потенциала детской организации. Воспитательный потенциал детского объединения можно рассматривать как целостность социальных и психологических факторов, которые обуславливают потребности личности в жизни и деятельности объединения, позицию субъекта деятельности, познания, творчества и саморазвития.

Детские объединения являются тем социальным институтом, который способствует представить ребенку возможности для приобретения нового социального опыта, для самореализации в разного рода социально значимой деятельности. Как справедливо отмечают исследователи детского движения, принципиальным моментом для реализации всего потенциала детского объединения в деле социализации ребенка выступает создание реальных возможностей для осознания им целей, перспектив объединения, своего пребывания и деятельности в нем, в реализации личных интересов, возможностей, потребностей.

Детское объединение дает возможности для детей включиться в систему общественных отношений, оно обеспечивает жизнедеятельность ребенка, удовлетворение потребности ребенка в развитии. Отмечается, что добровольность членства и открытость, эмоциональная привлекательность деятельности в объединении, высокий уровень социальных прав детей, возможность выбора типа активности и деятельности – формируют педагогические возможности детского объединения в социализации личности детей.

Таким образом, мы можем говорить о том, что возможности социализации личности ребенка в рамках общественного детского объединения расширяются за счет:

1. Более высокого уровня включения ребенка в разного рода вида активности, которые способствуют социализации ребенка.

Читайте также:  Тест для диагностики эмоционального развития ребенка и его нарушений

2. Большого разнообразия социальных ролей, которые возможно реализовать в детском объединении.

3. Расширение круга общения детей, а также активное стимулирование межвозрастного общения в у детей.

Отметим, что детское объединение обеспчивает условия для удовлетворения потребностей и интересов детей, для продуктивного творческого взаимодействия и взаимоотношений. При этом за ребенком сохраняется право свободного перехода из одного объединения в другое, а также сохраняется право выбора типа деятельности. Сила детских объединений заключается в том, что в них обеспечиваются условия для воспитания такой личности, которая самостоятельно способна принимать решения. Также в детских объединениях формируется опыт социального взаимодействия, что также выступает как одно из условий успешной социализации детей.

Отметим также, что ребенок получает социальный опыт, социализируется не только в детском коллективе, но также и вне него, в деятельности свободного общения с другими людьми, в школе и семье. Вместе с тем, опыт социального взаимодействия, которые получается в детских объединениях с его общественной значимостью и направленностью на трансляцию общественного опыта, широкой системой социальных связей может рассматриваться как качественно иной опыт. Такой опыт может рассматриваться как более полный, так как он обогащен усвоением коллективных ценностей и целей, приобщением к нормам внутрипоколенных и межпоколенных отношений. Предоставляемая возможность в детском объединении каждому ребенку осознать себя частью общества со всеми обязанностями и правами, наличие в системе дополнительного образования субъект-субъектных отношений; многообразие видов деятельности, способствует познанию, развитию, самореализации личности ребенка, приобретению опыта лидерского поведения, разнообразие реализуемых в обществе социальных позиций – все это может рассматриваться как предпосылки для успешной социализации детей.

Таким образом, мы можем говорить о том, что детские объединения основываются на общности интересов детей и взрослых, на добровольном включении их в совместную деятельность для решения конкретных, четко определенных задач, создает условия для удовлетворения детьми потребности в равноправном положении с взрослыми, для актуализации возможностей детей, которые не востребованы в других сообществах, членом которых ребенок является.

Источник

Де́тское
обще́ственное объедине́ние
 —
объединение граждан, в которые входят
граждане в возрасте до 18 лет и
совершеннолетние граждане, объединившиеся
для совместной деятельности. 

Цель
развития детского движения

– «втянуть» ребенка в реальное, социально
значимое творческое дело, помогая ему
таким образом войти во взрослую жизнь
и приобщиться к общечеловеческим
ценностям. Путь к этому лежит через
осуществление различных детских
программ.

Виды
детских общественных объединений
:

Пионерское
движение.
Скаутское
движение.
Историко-культурные
и туристическо-краеведческие объединения.

Военно-патриотические
движения 
Экологические
объединения 

Социально-реабилитационные
и волонтёрские организации

Объединения
профессиональной подготовки 

Религиозные детские
объединения .

Что
и как развивает личность в детском
объединении?

  • Развитие
    личности в нем есть качественные
    изменения, происходящие в ее структуре
    в процессе освоения
    роли члена общественного объединения
    ,
    отражающей принадлежность к общественному
    формированию, наделенность определенными
    правами и обязанностями, заданность
    стиля поведения и отношений.

  • Освоение роли члена
    общественного объединения связано
    прежде всего с осознанием личностью
    цели своего вхождения в него, своего
    места, роли и образа жизни в нем (и за
    его пределами); возможностей,
    предоставленных ей объединением;
    добровольно принимаемой меры
    ответственности за себя и за других.
    Сознательное участие в деятельности
    объединения предопределяет выполнение
    роли субъекта познания, деятельности,
    общения, права, творчества, саморазвития.

  • В результате
    целенаправленного воздействия в рамках
    объединений и вне их актуализируются
    потребности (в общении, совместных
    действиях, заботе, признании, достижении,
    самовыражении и др.), способности к их
    разнообразной деятельности и системе
    отношений, стимулируется саморазвитие
    и самосовершенствование на основе
    самопознания и социальной активности.

27. Дополнительное образование в современной системе образования в России. Цели и задачи педагогических программ в сфере педагогического образования. Работа социального педагога в микрорайоне.

Цели и задачи
педагогических программ в сфере
дополнительного образования.

Работа социального
педагога в микрорайоне.

Дополнительное
образование — вид образования, который
направлен на всестороннее удовлетворение
образовательных потребностей человека
в интеллектуальном, духовно-нравственном,
физическом и (или) профессиональном
совершенствовании и не сопровождается
повышением уровня образования
(Закон
273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2014.) Реализуется
посредством дополнительных образовательных
программ и услуг в учреждениях
дополнительного образования детей.
Система дополнительного образования
входит в общую систему образования.

Основная цель:развитие мотивации личности к познанию
и творчеству, реализация дополнительных
образовательных программ и услуг в
интересах личности, общества, государства.

Основные
функции
 дополнительного
образования:


образовательная (получение дополнительных
знаний, умений и навыков, выходящих за
рамки учебных программ)

— ценностно
— мотивационная


развивающая

— досуговая
(организация и создание условий для
содержательного досуга детей)


оздоровительная (использование
здоровьесберегающих технологий, занятия
ориентированы на отдых и оздоровление)


социально-адаптационная (формирование
социально-адекватных норм поведения
детей)


профориентационная (ориентация по
профилю выбранной деятельности)

— коммуникативная;

— культурообразующая.

Принципы:


доступности и добровольности


системности, последовательности


ориентации на личностные интересы,
потребности, способности ребенка;


гуманизма;


практической направленности;


единство обучения, воспитания,
развития

Развивающаяся система дополнительного
образования детей, ориентируется надеятельностный характер образовательного
процесса,Дополнительное образованиеможно
считать личностно ориентированным
образованием.

— через
предоставление свободы выбора
направленности деятельности, коллектива,
педагога, образовательного маршрута;

— через
разнообразие возможностей для
коммуникации, самореализации и
саморазвития;

— через
диалоговый характер взаимоотношений
педагогов и обучающихся;

— через
взаимодействие детей разного возраста
в образовательном процессе.

В учреждениях дополнительного образования
детей выделяются следующие
направленности:1.Художественно-эстетическая;
2.Эколого-биологическая;
3.Туристско-краеведческая;
4.Социально-педагогическая;
5.Военно-патриотическая;
6.Физкультурно-спортивная; 7.Техническая;
8.Культурологическая; 9.Естественно-научная.

Читайте также:  Развитие ребенка в русском музее

Основной
уставной деятельностью Учреждений
является реализация дополнительных
образовательных программ, которые
подразделяются
на общеразвивающие и предпрофессиональные
программы.

Образовательная
программа учебной группы или детского
коллектива

это документ, отражающий педагогическую
концепцию в соответствии с заявленными
целями деятельности, содержащий условия,
методы и технологию достижения целей,
а также предполагаемый конечный
результат; документ, раскрывающий
структуру организации, последовательность
осуществления, информационное,
технологическое и ресурсное обеспечение
образовательного процесса в соответствии
с обоснованными целями и содержанием
образования.Программы должны
реализовывать следующиецели:

  • развитие мотивации личности к познанию
    и творчеству как основы развития
    образовательных запросов и потребностей
    детей;

  • развитие индивидуальности, личной
    культуры, коммуникативных способностей
    ребенка, детской одаренности;

  • создание возможностей для творческого
    развития детей;

  • приобщение детей к культурным ценностям.

  • воспитание общественно-активной
    творческой личности 

Конкретизация цели в тексте программы
проходит через определение задач:
обучающих, развивающих, воспитательных(выявить,
учесть, развить, приобщить и т.п.)

Работа социального педагога в
микрорайоне
на закрепленном за
ним участке (район, дом, подъезд) должна
начинаться с организации свободного
времени детей, развития их задатков и
способностей в силу следующих
обстоятельств:

✓ формирование личности, воспитание
ребенка происходят не только в семье,
школе, но и во дворе, среди сверстников;

✓ в школе и семье ребенок подчиняется
установленным правилам поведения, а
на улице, во дворе находится вне такого
контроля и этот неуправляемый
процесс развития
может играть
приоритетную роль.Социальный
педагог:

✓ инициирует создание по месту
жительства на базе прежних клубов
спортивных баз, культурных и
реабилитационных центров, различных
объединений для совместного
времяпрепровождения детей и родителей
в выходные дни;

✓ организует походы, спортивные
соревнования, проведение утренней
зарядки детей и взрослых; создание
различных дворовых команд и секций,
ремонтных бригад из детей и подростков,
клубов по интересам, спортивных площадок
и стадионов, площадок для малышей,
домовой библиотеки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Сейчас очень остро
стоит проблема занятости детей во
внеурочное время. Нередко можно наблюдать
подростков в подъездах домов или просто
на улице убивающими своё свободное
время посредством курения, распития
спиртных напитков и даже употребления
наркотиков. Во многом это происходит
потому, что дети неестественно мало
заняты социально-значимой деятельностью;
плохо организован их досуг; резко
сократились материальные, технические
и духовные блага, которые традиционно
принадлежали детству и должны ему
принадлежать.

Детские объединения
— это объединения детей от 7 до 18 лет.
Детское общественное объединение — одна
из структур в многообразии молодёжных
движений, форма организации детской
самодеятельности, социальной активности,
самореализации; особая педагогически
организованная среда жизнедеятельности
ребёнка; педагогически преобразованный
социум. Детские объединения — это
ступенька для вступления развивающейся
личности во взрослую жизнь, настоящее
общество. Это один из путей социализации
личности. Явление это социальное,
закономерное, динамичное, многоуровневое.
Стремление к объединению объясняется
и рядом психологических закономерностей
развития личности ребенка, его возрастным
особенностями. Детские общественные
организации возникают по инициативе
ребят, в результате их стремления
заниматься в кружках, секциях, клубах,
участвовать в жизни своего района,
города, помогать отдельным жителям, а
также предприятиям, учреждениям. Большую
роль в создании юношеских организаций
играют конкретные программы, конкурсы,
фестивали, предлагаемые детям. Детским
объединениям присущи три основные
функции: развивающая, ориентационная,
компенсаторная.

Развивающая функция
обеспечивает гражданское, нравственное
становление личности ребенка, развитие
его социального творчества, умения
взаимодействовать с людьми, выдвигать
и достигать значимые для всех и каждого
цели.

Ориентационная —
обеспечение условий для ориентации
детей в систем социальных, нравственных,
политических ценностей.

Компенсаторная —
создание условий для реализации
потребностей, интересов, актуализации
возможностей ребенка, не востребованные
в других общностях, членом которых он
является, для дефицита общения и
соучастия.

Спонтанно образующиеся
детские объединения, которые отличаются
саморегуляцией своей деятельности. Это
могут быть команды, группы, клубы,
возникшие на основе общей увлеченности,
неформальные по своей сути и структуре.
Доверительные отношения, такт, находчивость
– необходимые средства для вступления
взрослых в контакт с такими объединениями.
Каждый из названных типов детских
объединений может действовать и как
временный детский коллектив: отряд в
детском лагере, экспедиция, команда для
похода и т. п. Сохраняя все характерные
особенности, эти детские коллективы
отличаются еще и высоким темпом развития
внутриколлективных процессов, особенностью
межличностного взаимодействия, что
позволяет довольно быстро (за одну
лагерную смену, например) получить
результат педагогического влияния.
Только целостность объективных и
субъективных характеристик раскрывает
всю силу воспитательного потенциала
педагогически организованного детского
сообщества. Стремление к объединению
— естественная потребность подросткового
возраста. В объединении с другими ребенок
видит прежде всего средство самоутверждения,
самозащиты , самоопределения себя как
личности. Участие в детских общественных
объединениях является своеобразной
ступенью, подготавливающей подростков
к последующей гражданской деятельности,
здесь они приобретают социальный опыт,,
учатся сотрудничеству с людьми, получают
возможность выражения и защиты своих
интересов и прав. Эти свойства детских
общественных объединений обуславливают
их роль в качестве факторов, которые
дополняют формирующее воздействие
семьи, школы и других институтов
социализации.

В детском или
молодёжном объединении ребёнок, подросток
реализует свой индивидуальный творческий
и лидерский потенциал, строит свою
жизнь, исходя из личных интересов, часто
отличающихся от интересов взрослых,
заботящихся о его будущем.

Вопрос 48.
Воспитательная система школы: сущность
понятия, структура, основные функции,
взаимодействие с социальной средой.
Под сит-й
понимают цел-ное единство составленное
из совокупности элементов нах-ся во
взаим-зи, взаим-ии др. с др. Признаками
сис-ти (сис-ми св-ми) яв-ся: компонентность
(наличие компонентов); структурность
(опр-я иерархия); многоуровневость;
иерархичность (соподчинение, взаимосвязи);
зависимость ф-й; обусловленность (каждый
компонент обуславливает наличие др.
компонента); взаимосвязь. Т.о., понятие
сис-ма м/б отнесено ко многим явлениям
соц-й жизни ч-ка в том числе и к процессу
вос-я. Процесс вос-я осущ-ся в семье, в
гос-х учреждениях, общ-х, частных,
религиозных вос-х орг-ях. В этих соц-х
системах вос-е подразумевается как
процесс направленный на эффективную
соц-цию л-ти. Соц-е вос-е осущ-емое в вос-х
орган-ях реализуется посредством ф-ния
в них вос-х систем. Понятие вос-я система
стала наиболее актуальным во 2 половине
80-х начале 90-х годов XX в. Это было связано
с потерей школой основной ф-ии. К этому
времени в школе относительно раздельно
сущ-ли дид-я система (учебная д-ть),
внеурочная д-ть ш-ов, внеклассная вос-я
работа, система вос-й работы (праздники
и мероприятия), преимущественной в школе
была дид-я система, а к середине 90-х стала
единственной, это обусловило кризис
совр-й школы и системы обр-я. К середине
80-х в школах сложилась традиционная
система, состоящая из след-х компонентов:
*дид-я система; *система вос-й работы;
*система внеклассных вос-х мероприятий.
Эти составляющие в редких случаях
пересекались м/у собой, были параллельными,
а преимущественное влияние оставалось
за дид-й составляющей. Само вос-е в
большей степени связанное с организацией
жизнид-ти ребят в разных сферах (познание,
общение, спорт, игра и т.д.) реализовывалась
в младшем школьном возрасте ч/з пионерскую
организацию, а в старшем шк. воз-те ч/з
комсомольскую орг-ю. к началу 90-х по
политическим мотивам и детская и
молодежная организации были упразднены,
что привело к исчезновению вос-я из
обр-х учр-й. Один из путей восстановления
равновесия м/у стр-ми компонентами пед-й
системы обр-го учр-я был предложен
группой ученых (Новикова, Караковский,
Селеванова Н.Л.). по мнению этих авторов
школа на сегодняшний день не перестала
выполнять ф-ю вос-я если его рассм-ть на
основе опр-я Лиймица Х.И. согласно
которому вос-е представляет собой созн-е
целенаправ-е управление раз-ем л-ти, Ане
мез-ю передачу зунов и правил поведений.
Раз-е л-ти обеспечивается не только и
столько теми подсистемами, кот-е отвечают
в школьной пед-й системе за учебный
процесс, за обр-е. ср-ми этих систем яв-ся
уроки, Д/з, К/р, проверочные работы, С/р,
работа с книгой, техническими ср-ми, а
т.ж. сами учителя. Основное раз-е л-ти
осущ-ся в общении со сверстниками в
различных вариантах предметно-прак-й
д-ти и дух.-практ-й д-ти, спорта, игре, в
познании окр-го мира. Процесс раз-я л-ти
становится упр-м и эфф-м посредством
реализации вос-й системы. Под вос-й
системой в школе понимают единство и
взаимо-е всех компонентов обеспечивающих
раз-е л-ти ш-ка. К таким компонентам
отн-ся: тер-я концепция ВСШ в кот-й
отражены принципы, ведущие идеи о раз-ии
л-ти и факторах обусловливающие это
раз-е, а т.ж. прогрессивные идеи пед-ов
и спих-ов, понимания условий благоприятного,
успешного раз-я л-ти. А следовательно и
формулировка целей ВС на основе теор-х
положений: 1. д-ть обеспечивающая
реализацию целей вос-й системы; 2. субъект
д-ти, ее организующий и реализующий; 3.
отношения, кот-е рождаются в д-ти и
превращают пед-й и ученический кол-вы
в единый и общешкольный коллектив
(субъект – субъектные отношения); 4.
среда освоенная школой; 5. управление
раз-ем ВС. Т.о., ВСШ м/б определена как
упорядоченная сов-ть взаимосвязанных
компонентов хар-х на теор-м и пр-м уровнях
в наиболее обобщенном виде составляющие
вос-й пед-й д-ти. Практика показывает,
что «сильные» вос-е системы могут
оказывать серьезное влияние на вос-е
пространства микросоциума становясь
реальными центрами воя-я в семье, поселке,
городе. Этапы стан-я и раз-я ВС: Этап
стан-я ВС (выработка целей; опред-е
главных ориентиров в организации вос-го
процесса; проектировка групповых и
коллективных ценностей). Главная цель
этого этапа: выработка нового пед-го
мышления, фор-е коллектива единоличников.
На этом этапе пока компоненты работают
разрозненно нет внутренней связи и
преобладают организационные моменты
упр-я. В ученическом кол-ве выделяются
те ребята кто обладают лидерскими
качествами, орган-ми спос-ми фор-ся
актив, но пока еще нет целенапр-го
взаимод-я со средой, оно хар-ся стихийностью.
Обработка стр-ры системы сод-я, форм и
методов д-ти кол-ва. Главной целью яв-ся
раз-е ученических кол-ов, органов
самоуправления, создание предпосылок
для кол-го тв-ва, рождение кол-х традиций.
На этом этапе закр-ся системообразующие
виды д-ти приобретенные напр-я ВС,
отраб-ся наиболее эфф-е формы и методы
основная трудность этого этапа состоит
в согласовании темпов раз-я ученического
пед-го кол-ов, причем пед-й должен
сохранить активность инициировании и
организации жизнид-ти общешкольного
кол-ва. Окончательное оформление вос-й
системы. На этом этапе кол-в обр-го учр-я
пред-т собой содружество вос-й и вос-ов
объединенных общей целью, д-ю, отношениями
сотрудничества и тв-ва. Функционирование
вос-й системы в стабильном режиме.
Затухание и отмирание системы («годы
застоя»). Критерии факта: *упорядоченность
жизнид-ти школы; *наличие сложившегося
единого шк-го кол-ва; *интегрированность
вос-х воздействий, концентрация пед-х
усилий. Критерии качества: *степень
приближенности системы к поставленным
целям, реализация пед-й концепции; *общий
псих-й климат школы, стиль отношений,
самочувствие учащихся их соц-я
защищенность, их внутренний климат;
*уровень вос-ти учащихся с определяющим
показателем чув-ва собственного
достоинства (но не эгоизм).Ф-ии: Приобщение
вос-лей и вос-ов к ценностям гуманитарной
культуры; Соц-я защита и охрана детства,
жизни, здоровья детей, их достоинства
и прав ч-ка и др.; Создание условий для
раз-я р-ка как субъекта культуры и
собственного жизнетворчества; Оказание
помощи р-ку в раз-ии тв-го потенциала,
склонностей, способностей, в жизненном
самоопределении, самореализации себя
в семье, школе, окр-й среде.

Читайте также:  Беременность по неделям развитие ребенка скрининг

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник