Развитие личности ребенка средствами устного народного творчества

Развитие личности ребенка средствами устного народного творчества thumbnail

Из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад №47 «Лучик» города Тамбова

Радзецкой Светланы Ивановны.

«Развитие творческого потенциала личности ребенка средствами фольклора».

Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. Фольклорные произведения русского народа помогают приобщать ребёнка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, и они позволяют ребёнку поверить в добро, в красоту нашего мира.

Поэтому особую актуальность приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам национальной культуры. Через восприятие фольклора закладываются основы нравственного сознания, происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Фольклор является не столько искусством, сколько частью самой жизни народа, ведь народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, шествии, труде. Именно поэтому музыкальное начало в фольклоре неотделимо от танца, движения, жестов, возгласов, мимики. Таким образом, приобщение ребенка к музыкальному фольклору соответствует новым стандартам образования, так как происходит через его деятельность

Считаю эту тему актуальной. Ведь живя в 21-ом веке, который предлагает нам ФГОС и ИКТ, меж предметность и интеграцию, и прочее, прочее…не будет должного результата от воспитания, если не вдохнуть в него душу и

самосознание своего народа. Нельзя прерывать связь поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась во вселенной душа народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками фольклорных праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народные игры. Надо научить детей с уважением относиться к культуре народа, к которому принадлежит ребенок.

Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Таким образом, ребенок становится не только слушателем, но и активным участником процесса познания, где фольклору отводится особая роль как средству развития творческой личности ребенка. Именно поэтому, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.

«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией. »В.Путин.

Цель настоящего исследования заключается в создании условий для формирования и комплексного развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора.

Задачи :

1. Формировать у детей устойчивый интерес к русским народным традициям, используя средства и опыт народной педагогики;

2. Способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов музыкальной культуры;

3. Формировать целостное восприятие народной культуры.

Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий:

— между тенденциями развития современной общества и необходимостью сохранять и передавать богатство традиционной народной культуры;

— между широким спектром задач музыкального воспитания и ограниченностью ресурсов (личностных, методических, материальных);

— между сложившейся в семье культурой быта и прививаемой детском саду традиционной культурой;

Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: создание условий для повышения педагогической компетентности в воспитании творческой личности ребенка средствами музыкального фольклора. Это и послужило выбору темы моего исследования.

Новизна педагогического опыта:

Приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные современные праздники для наших детей.

Инновационная направленность: формирование у детей устойчивого интереса к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное мышление, фантазию ребёнка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления. Освоение фольклорного материала формирует представление ребёнка о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе.

Свою работу строю по следующим педагогическим принципам:

принцип культуросообразности — воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущим традициям.

принцип природосообразности — учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности воспитанников при включении их в разные виды деятельности.

принцип доступности и нарастающей трудности — переход от близкого к далекому, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному; учитывает уровень актуального развития каждого дошкольника.

принцип интеграции — определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей; решает задачи приобщения детей к различным сторонам народного наследия.

принцип положительной оценки деятельности детей способствует ещё более высокой активности, эмоциональной отдачи, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.

личностно-ориентированный — признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью, опора на его положительные качества; создание ситуации успеха, защищенности и эмоциональной комфортности; создание условий для развития индивидуальности и раскрытия духовных потенциальных возможностей воспитанников

Основной принцип – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. Проговаривая народные пословицы и поговорки, инсценируя песни, потешки, играя в народные игр, ребенок эмоционально раскрывается, активно включается в предложенную игровую ситуацию.

В работе над развитием эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе приобщения к музыкальному фольклору использую сбалансированную систему методов:

Словесные — включают в себя инструкцию, рассказ, беседу о музыкальных жанрах произведений русского фольклора, сообщение, описание события.

Наглядные – рассматривание иллюстраций, показ и объяснение педагога. К наглядным методам можно отнести использование проекционного оборудования – создание и показ дидактико-развивающих фото- и видео- презентаций, которые имеются почти к каждому народному празднику.

Практические — представляют собой разные способы организации детской деятельности (решение практических и познавательных задач, организация дидактических игр, экспериментирование).

Игровой метод – это основной метод обучения, воспитания и развития ребенка. Включение игрового момента, игровой ситуации, сюжетно-ролевой игры или игры с предметами (с музыкальными инструментами, с песнями), а также игры-драматизации в процесс обучения фольклорному исполнительству реализует содержание игрового метода.

Имитационный метод — когда дети в процессе музыкальной деятельности имитируют (копируют) манеру, жесты, мимику, танцевальные движения, способы звукоизвлечения, показанные педагогом. Способ передачи практических навыков от педагога к детям происходит с помощью подражания, как бы «из уст в уста».

Репродуктивный метод — когда дети исполняют произведения народного музыкального творчества в том варианте, в котором эти произведения были предложены педагогом им для разучивания и исполнения. Данный метод наибольшую эффективность имеет на начальных этапах обучения, а в дальнейшем применяется в качестве корректирующего момента.

Метод синкретизма фольклорного творчества — синтез песни, игры, танца, театра, поэзии в традиционной народной культурной среде. В процессе исполнения фольклорных произведений активизируются все каналы восприятия исполнителя: кинестетический – через тактильные ощущения, аудиальный – посредством интонационного воспроизведения в пении и речи этно-слуховых впечатлений, визуальный – в процессе исполнительского общения.

Метод образно-эмоциональных установок — заключается в моделировании яркого образа посредством точной эмоциональной интонации, выраженной слово действием (удивить, позвать, побранить, схитрить, пожурить и т.п.).

Приемы, используемые в работе:

— слушание вокального и инструментального фольклора в исполнении педагога, в аудиозаписи;

— «живое» исполнение произведений русской народной музыки детьми;

— прохлопывание ритмических рисунков мелодий;

— использование музыкально – дидактических игр,

— интонационно – ритмических и слуховых упражнений на развитие музыкальных способностей детей, исполнительских навыков и музыкальной памяти;

— пение «а капелла» детьми после настройки в определённой тональности;

— пение с инсценированнием.

Инновационная направленность заключается в творческом подходе к использованию фольклора в работе с детьми. На протяжении многих лет изучаю и реализую наработки замечательных педагогов — народников Лидии Куприяновой и Дмитрия Рытова по музыкально-игровому фольклору и адаптирую эти методики в работе кружка дополнительного образования «Гармошечка-говорушечка» для детей старшего дошкольного возраста. Работа в этом направлении призвана помочь ребенку открыть в себе свою индивидуальность и реализовать себя в творчестве

Работа, проводимая мною по развитию творческих способностей, развивает и детей, родителей и педагогов. И пусть не все наши воспитанники смогут посвятить себя в дальнейшем музыке, но всё то, что в них было заложено в нашем детском саду, чему они здесь научились, поможет им стать мыслящими, неординарными творческими людьми.

Освоение слушателями приемов в разучивании народных игр, хороводов в детском саду посредством фольклора: через общение и движение. Использование освоенного материала в практической деятельности.

В работе с детьми целесообразно использовать разнообразные средства и формы ознакомления детей с фольклором. Знакомясь с устным народным творчеством (прибаутки, небылицы, скороговорки, потешки, загадки), у детей формируются музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение детей игре на народных музыкальных инструментах развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Осмысление образного содержания, выполнение движений со сменой характера музыки, умение менять ритм, темп происходит во время знакомства и постановки народных танцев. Данная система работы включает в себя и обучение детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению.

Считаю, что художественно-эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента как народная культура, которую следует рассматривать как специфическое средство для формирования музыкально-творческих способностей личности.

hello_html_2c0738bc.pnghello_html_750c0b3a.png

Источник

евгения
Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Введение

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский).

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

Изначально, в российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Стандартизация в системе дошкольного образования нормирована приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011г. №2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды:

1. Обеспечивающие духовно-нравственное развитие и воспитание детей; высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей и всего общества;

2. Гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;

3. Комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе и с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

Создание культурно-образовательной среды является необходимым условием введения ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

Детский сад – это культурно-социальная плацента для каждого дошкольника, где формируется и отрабатывается его социальный опыт. В этом пространстве дети учатся воспринимать сложные жизненные явления, у них сглаживаются проявления социальной и материальной стратификации, формируется гуманистическая направленность. В культурно-образовательном пространстве ДОУ дошкольник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В нем он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, а является творцом своей жизни, преобразует себя, самореализуется.

Культурно-образовательная среда дошкольника является фундаментом для Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступенях начального общего образования (п. 19.6. ФГОС, в основе которой положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. А как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро побеждает зло?

Вспомним слова академика Д. С.Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество.Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка.

Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

Цель: воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Задачи:

1. Создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка

2. Учить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.

3. Знакомить детей с историей русского народа, его традициями, с укладом жизни и народной мудростью.

4. Воспитывать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.

I Виды фольклора

1. Припевки, приговорки, потешки

Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

Такие процессы в жизни малыша, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо. С раннего детства ребенок откликается на потешки, приговорки, напевки. Трудно переоценить их воспитательное значение.

Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигаясь в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и позволяет воспитателю с помощью потешек организовать его поведение. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Воспитатель, с учетом доступности, включает их в повседневный разговор с ребенком.

Когда дети слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее, у них снижается агрессивность. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Хорошо помогает переключение внимания во время тяжелого расставания с родителями на яркую игрушку, сопровождая движения игрушки чтением потешки.

Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитываетсяположительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т. п. Сопровождаемые припевками и приговорками, эти процессы становятся для ребенка более интересными.

Потешки можно обыгрывать разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, использовать пальчиковый театр, куклы би-ба-бо, шапочки, маски различных персонажей. Таким образом дети быстрее запоминают потешки.Также дети учатся сами обыгрывать их: двигаться, как лисичка, говорить, как медведь, в зависимости от того, о ком потешка.

Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить.

2. Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы.Например: «Поспешишь – людей насмешишь».

Пословицы и поговорки можно использовать во всех процессах воспитательной работы.При одевании на прогулку: «Семеро одного не ждут»,во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит».

Пословицы и поговорки являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Загадки

Загадки – полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, разоблачении того, что спрятано и скрыто. При обучении детей отгадыванию загадок для начала можно использовать игрушки. Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, так как перед глазами находятся загадываемые предметы. В дальнейшем дети учатся отгадывать загадки по собственным представлениям. При этом нужно учитывать опыт детей.

Загадки можно использовать на занятиях, во время наблюдений на прогулках. Они требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения для того, чтоб решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.

4. Скороговорки

Скороговорка – это веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь». Скороговорки являются полезными грамматическими упражнениями, тренирующими ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство – любимая игра в словотворчество.

Скороговорки чаще всего используются для развития речи. Они способствуют развитию умения следить за четкостью произношения каждого звука.

5. Считалки

Считалки – это истории, придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого, распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки. Чаще всего считалки используются для проведения подвижных игр.

6. Сказки

Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка – творение народа, она воздействует на душу ребенка. В сказке перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; из них дети получают блестящие образцы родного языка. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем свой народ.

Народная сказка может быть полностью использована в воспитании детей-дошкольников только в том случае, если они будут слышать рассказывание сказок, наслаждаться музыкой русской народной речи.

7. Праздники и обряды

Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, дети получают возможность познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.

Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается. Профессор И. М. Снегирев писал, что народные праздники, со всеми относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. В народных праздниках есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предание и сказание, но есть и сокрытые истории, которые можно при желании увидеть.

Народный праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В. А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».

8. Народные игры

Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром.

По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

II формы работы

Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества во время организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой

Взаимосвязь с музыкальным руководителем. Знакомство с народными песнями, хороводами, танцами.

Использование малых фольклорных форм в режимных моментах и в различных видах организованной деятельности.

Дидактические, пальчиковые игры; игровые упражнения на развитие образных жестов и движений, интонационной речевой выразительности.

Знакомство с народными играми на физкультурных занятиях, во время прогулок.

Игры-драматизации, где дети учатся драматизировать не только сказки, но и обыгрывать потешки, небылицы.

Совместная работа воспитателя с детьми по изготовлению элементов костюмов, шапочек, атрибутов к играм-драматизациям.

Проведение тематических вечеров развлечений, народных гуляний, праздников, посиделок.

Работа с родителями: анкетирование, ознакомление родителей с истоками русской народной культуры, совместное проведение праздников.

Создание предметно-развивающей среды: библиотека русского фольклора, центр театрализованных игр.

Заключение

Уровень развития представлений о духовно-нравственных качествах у дошкольников характеризуется наличием обобщенных представлений о справедливости, правдивости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости.

Усвоение моральных эталонов идет в процессе общения со сверстниками и взрослыми, где ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике усвоенные нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям.

Изменения уровня духовно- нравственного развития у дошкольников связано с занятиями, которые соответствуют программным требованиям, в процессе которых к каждому ребенку осуществляется индивидуальный подход, учитывается его уровень интеллектуальных способностей, его интересы.

Под влиянием фольклора совершенствуются познавательные способности, развивается эмоциональная сфера, обогащаются нравственные представления, повышаются наблюдательность и произвольное внимание.

Фольклор в значительной степени способствует формированию личности, он обогащает и развивает речь детей.

Дети любят театрализованные игры. Они живут одной жизнью с героями инсценировок и драматизаций, выражают свое одобрение, негодование восклицаниями, нередко вмешиваются в ход событий. Часто самостоятельно повторяют, преобразовывают инсценировки, включают их в сюжетно-ролевые игры, отчего они становятся более выразительными и интересными.

В самостоятельной деятельности у детей начинает проявляться творческое воображение, они обогащаются новыми представлениями, умениями и навыками.

Фольклор играет в воспитании детей важную роль. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

И в заключении хочу добавить, что в нравственном воспитании не нужно забывать и той атмосфере,в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определ. Список литературы

1. Ветохина, А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] : методическое пособие для педагогов / А. Я. Ветохина [и др. ]. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.

2. Гаврилова, И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду [Текст]: методическое пособие / И. Г. Гаврилова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 160 с.

3. Картушина, М. Ю. Русские народные праздники в детском саду [Текст]: практическое пособие / М. Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 320 с.

4. Лялина, Л. А. Народные игры в детском саду [Текст]: методические рекомендации / Л. А. Лялина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

Источник