Развитие личности ребенка средствами хореографии
Родительское собрание на тему:
«Влияние хореографии на гармоничное развитие ребёнка»
Аннотация
Гармоничное разностороннее развитие личности ребенка является ведущей целью в образовательном процессе. Универсальным средством воспитания является хореографическое искусство. Цель разработки родительского собрания: способствовать пониманию у родителей и их осмыслению сущности занятий искусством хореографии и их социальной значимости в развитии личности ребенка. Данная разработка рекомендована для использования руководителям хореографических ансамблей, кружков и секций в учреждениях дополнительного образования и школах.
Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребёнка не меньше внимания необходимо уделять его нравственному и физическому совершенствованию. На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, одним из видов которого является хореография. Именно хореография, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития.
Занятия хореографией помогают детям снять психологические и мышечные зажимы, выработать чувство ритма, уверенность в себе, развить выразительность, научиться двигаться в соответствии с музыкальными образами, что необходимо для сценического выступления, а также воспитать в себе выносливость, скорректировать осанку, координацию, постановку корпуса, что необходимо не только для занятия танцем, но и для здоровья в целом.
Дисциплинированность, трудолюбие и терпение — те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать. Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды. Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии. Внимание и забота о других — необходимое качество в характере детей, и занятия хореографией решают эти задачи. Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников. Творческая личность — важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности.
Занятия хореографией придадут уверенности в себе и в своих силах вашему ребёнку, что позволит с лёгкостью достигать поставленных целей. Хореография у детей развивает музыкальный слух, чувство ритма. А это в свою очередь приводит к расширению музыкального и познавательного кругозора. Любые танцы, независимо от характера, способствуют развитию координации движения, и как следствие, ребенок способен хорошо владеть телом, он гибок, ловок, пластичен. Самовыражение ребёнка в танце, используя импровизацию, способствует умственному развитию. Занятия хореографии оказывают значительное влияние на развитие таких специфических видов памяти, как моторная, слуховая и образная. Эти виды памяти, получая недостаточное развитие на других уроках, имеют, между тем, огромное влияние на успешность ребёнка практически в любом виде деятельности. Дополнительное развитие на уроках хореографии получила зрительная память учащихся.
Занятия хореографией для детей с постоянными тренировками и репетициями воспитывают трудолюбие, настойчивость, выносливость, все человеческие качества, которые так необходимы в повседневной жизни. Старания и стремления к достижению определённых высот дают профессионализм в исполнении. И будьте уверены, родители, что ваш ребёнок от занятий хореографией станет ещё здоровее и сильнее физически, а значит – физиология всего организма будет активизирована на все сто. Уже давно подмечено, что дети, занимающиеся любым видом спорта или танцами, интеллектуально более развиты, быстро схватывают всё налету. Они переполнены энергией, оптимистичны. В танце ребёнок проявляет свои способности, свою творческую активность, развивается его фантазия, творческие способности: ребёнок учится сам создавать пластические образы. Взаимодействия детей в коллективе и коллективные выступления перед зрителем так же положительно влияют на воспитание детей и прививают чувства ответственности, дружбы, товарищества, переживание успеха приносит ему моральное удовлетворение, создаются условия для самореализации творческого потенциала ребёнка. Занятия танцем хорошо снимают напряжение, активируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и в целом повышают трудовой и жизненный тонус ребёнка.
Советы родителям.
Совет первый:
Родители всегда должны интересоваться, чем ребёнок занимается на занятиях. Тогда у него точно будет успех в начинаниях. Когда ребёнок приходит с занятия, нужно попросить его рассказать и показать чему он научился сегодня. И обязательно говорить ребёнку, что он молодец, что у него сегодня получается лучше, чем вчера.
Родители должны понимать, что педагог не может каждый раз хвалить ребёнка — роста не будет, нужны замечания. А родители должны поддерживать ребенка.
Совет второй:
Выступление – это экзамен. Чтобы его сдать, надо подготовиться не только физически, но и психологически. Для ребёнка важен психологический настрой. А настроить и подготовить к выступлению, во-первых должны родители. Ребёнок должен понимать, что выступление это праздник, но в то же время и ответственная работа.
Совет третий:
Бывают такие ситуации, когда учителя в школе выступают против дополнительных занятий, считая, что они причина плохой учёбы. Но это совершенно не правильно. Пусть ребёнок в школе учится на тройки. Но, если он бросит заниматься танцами, поверьте, он не будет учиться лучше. Появившееся свободное время он просто будет использовать не туда. И, когда в школе начинают давить на родителя, что ребёнок скатился на тройки только из-за того, что он занимается чем то, это неправильно.
Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя. Тем самым способствуют гармоничному разностороннему развитию личности ребенка.
Анкета для родителей
Желание заниматься хореографией – это обоюдное решение родителя с ребенком?
Каков темперамент вашего ребенка?
Как ребенка ласково зовут дома?
Есть ли у вашего ребенка проблемы в общении с другими детьми?
Ваш ребенок лидер?
Посещали ли вы детский сад?
Кто после занятий будет встречать вашего ребенка?
Ф.И.О ребенка и родителей, ваш адрес и телефоны.
Источник
Юлия Гордеева
Роль хореографии в формировании ребенка как личности
Роль хореографии в формировании ребенка как личности.
Танцы имеют большое значение для физического развития детей. Они начинают легко и свободно двигаться, приобретают правильную осанку, избавляются от сутулости, опущенной при ходьбе головы, привычки ставить ноги вовнутрь носками, физические недостатки постепенно исправляются.
Также улучшается координация движений, сила мышц, развиваются динамические возможности и дыхательная система, укрепляется сердечно – сосудистая система.
Физические занятия влияют на опорно-двигательный аппарат, то есть на систему мышц, костей, суставов, связок и сухожилий. Под действием физических тренировок мышечные волокна утолщаются, кости начинают значительно перестраиваться. Процесс костного обновления происходит постоянно, при этом одна часть кости рассасывается, а другая восстанавливается. Поэтому регулярные занятия танцами укрепляют кости.
Физические нагрузки влияют на связки и сухожилия, утолщая их и делая более прочными. Танцы оказывают положительное влияние и на суставы. Амплитуда движений в суставе возрастает, а хрящевая ткань уплотняется. Но не стоит забывать, что чрезмерные физические нагрузки оказывают негативное влияние на состояние суставов.
Хорошо развитая мышечная система – это надежная опора для скелета.
Например, из-за слабости мышц спины и плечевого пояса появляется искривление позвоночника, грудная клетка деформируется и как следствие работа легких и сердца затрудняется, ухудшается кровоснабжение мозга и т. д.
Развитая мускулатура укрепляют позвоночный столб, берёт часть нагрузки на себя, тем самым разгружая его, предотвращает «выпадение» межпозвоночных дисков. Под влиянием физической нагрузки мышцы становятся не только более эластичными, но и более твердыми.
Занятия танцами способствуют лучшему кровоснабжению и питанию мышц, увеличивают способность мышц к растяжению, эластичные связки совершенствуют движения, увеличивая их амплитуду. Возможность адаптации человека к различной физической работе расширяется.
Культура поведения.
Кроме физического развития также растет культура поведения: дети становятся более вежливыми, начинают относиться внимательней к окружающим, находят общие интересы с товарищами, чувствуют себя частью коллектива. Между мальчиками и девочками складываются дружеские отношения. Культура поведения растёт не только во время занятий, но и в обычной жизни.
«Движения — это не такой пустяк. Уметь ходить, уметь стоять, говорить, уметь быть вежливым — это не пустое. Умение встать — тоже много значит» (А. С. Макаренко).
Через танец воспитываются нравственные качества. Во время исполнения или просмотра танцевального номера у детей вызываются яркие эмоции, они учатся чувствовать характер и сопереживать, проявлять свое отношение, отличать хорошее от плохого и делать выводы.
Танцевальное искусство имеет и познавательное значение. В танце отражены чувства, эмоции, жизнь людей, которые расширяют кругозор ребёнка, обогащают его новыми знаниями и представлениями.
Педагогический процесс должен строиться таким образом, чтобы ребенок приобретал черты своего характера, имел свои взгляды, складывал своё мировоззрение, т. е. формировался как личность.
Исходя из целей любых программ по хореографии,основными задачами являются:
1. Укрепление здоровья.
— Способствование росту и развитию опорно-двигательного аппарата.
— Формирование правильной осанки.
— Содействие профилактике плоскостопия.
— Развитие и совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
2. Совершенствование психомоторных способностей.
— Развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, координации, силовых способностей.
— Содействие развитию чувств ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умению согласовать движения с музыкой.
— Формирование навыков пластичности, выразительности, грациозности танцевальных движений.
— Развитие мелкой моторики.
3. Развитие творческих и созидательных способностей детей.
— Развитие мышления и воображения.
— Расширение кругозора.
— Воспитание эмоционального выражения, раскрепощенности, уверенности в себе.
— Формирование музыкальных навыков.
— Развитие инициативы, творческой активности, чувства товарищества, взаимопомощи, умения работать в коллективе.
— Современные рекомендации родителям по физическому воспитанию детей.
В первую очередь родителям следует приучить ребёнка к утренней гимнастике, выполнение её можно начать с ясельного возраста. Однако, по мере роста и развития ребенка, физическая нагрузка должна увеличиваться. Ребёнка можно отдать в танцевальную студию.
Для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия нужно помнить,что:
— отдых должен быть достаточным по времени, как пассивный, так и активный,
— во время выполнения уроков дома, положение тела должно быть правильным,
— мебель должна соответствовать росту ребёнка,
— должна быть удобная обувь и одежда,
— спальное место должно быть правильно подобранным (матрас должен быть полужестким, а подушка невысокой).
Таким образом, хореография развивает физические способности ребёнка, его нравственные качества, учит быть культурным, расширяет кругозор, обладает большой силой эмоционального воздействия и поэтому является незаменимым средством целостного формирования ребёнка как личности.
Источник
Хореография как средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста
Огромные возможности заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали ещё во времена древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является гармония. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: это гимнастика для тела и музыка для души… » На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мыслей, эмоций через движения. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественно, что язык танца понятен всем, он интернационален. Сначала танец был обрядом. Люди вкладывали в него свои представления о мире и верованиях. В плясках коряков, чукчей и других северных народов тоже живут отзвуки древних ритуалов, заклинавших танцем добычу.
Шло время. Человечество открыло тайны мироздания, и танцы постепенно утратили своё первоначальное магическое предназначение. Теперь в них выражались свойственные людям жизнелюбие, жизнерадостность. Танцевал простой народ на праздниках, танцевала знать на балах. Танцевали актёры в драматических и оперных представлениях. И, наконец, более четырёх веков назад родился балет.
Русское хореографическое искусство прошло сложный путь развития. От древнейших народных плясок до мирового признания в начале XX века «Русские сезоны» в Париже.
В последние годы в современных дошкольных образовательных учреждениях среди множества инноваций настойчиво внедряется хореография. Хореография – искусство любимое детьми. И работать с ними – значит ежедневно отдавать ребёнку свой жизненный и духовный опыт, приобщить маленького человека к миру прекрасного. Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребёнка. Просмотры спектаклей, видеофильмов, посвящённых танцу, посещение концертов хореографических коллективов – всё это нужно и важно. Однако наиболее эффективной представляется собственная хореографическая деятельность детей, где каждый ребёнок становится на время актёром, творчески осмысляющим происходящее. Но грош цена успехам дошкольника, если не суметь привить ему необходимых нравственных качеств. Необходимо понимание внутреннего мира ребёнка, детского мировосприятия. Уметь проникнуть в этот мир, стать человеком, открывающим ребёнку красоту танца, музыки. Обучение хореографии – это всегда диалог, даже когда это ещё маленький человек, но всё равно от его настойчивости, целеустремлённости в желании постигать тайны искусства танца зависит успех совместного труда.
Хореография – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психологического развития ребёнка. Занятия хореографией призваны:
— развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю;
— укреплять здоровье;
— способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков и художественного вкуса;
— формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижения;
— избавлять от стеснительности, комплексов;
— учить радоваться успехам других и вносить свой вклад в общий успех.
«Движение под музыку оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка» Л. Генералова. Даже если ребёнок молчит, но движениями передаёт характер музыкального произведения, выражает своё ощущение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога – значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует. От слов – к музыке, от движения – к мышлению.
Вряд ли можно оспаривать тот факт, что именно детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу. И это позволяет смотреть на хореографическое воспитание в дошкольных учреждениях как на важный и нужный процесс развития детей. Музыка в хореографии занимает одно из центральных мест, именно поэтому необходимо выбирать музыку, доступную детям для восприятия, чтобы воспитывать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества. Музыка, обладает исключительной силой эмоционального воздействия. Сопровождает движения, повышает качество исполнения – выразительность, ритмичность, чёткость, координацию. На занятиях хореографии следует обращать внимание на музыкальность ребёнка, его способность пластически отражать особенности музыки – ритмические, темповые, эмоциональные. В группах есть не только способные дети в музыкальном, ритмическом и двигательном отношении, но и неловкие, заторможенные, которым необходимо помогать обрести чувство уверенности в своих силах. Главное – это приобщение к движению под музыку, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие всех детей. Доказано, что движения под музыку детей с патологиями в развитии имеет особое значение, потому что двигательно-ритмичные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. Каждое занятие необходимо начинать с ходьбы под марш. Именно это упражнение позволяет наглядно убедиться в том, как дети воспринимают счёт на 4/4. Затем нужно проверяю, насколько органично осваивается счёт на, придающий иной характер движению. И, наконец, параллельно выяснять, как чутко улавливается разница между форте и пиано, аллегро и адажио, диминуэндо и крещендо. Для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии включаю в занятия музыкальные этюды и игры, танцевальные импровизации. Вот некоторые примеры:
Импровизация. » Представьте, что Мы находимся в лесу. Идем Мы по лесной тропинки в дивим дерево. В густой листве дерева спрятался маленький ветерок. Руки – ветви живые, они слегка колышутся из стороны в сторону. Ветер подул сильнее, и ветви дерева заколыхались сильнее. Мы посмотрели вверх и увидели как на небе стали появляться грозовые тучки. И вот пошел дождик. Наши руки, как капельки дождя падают медленно с верху в низ. В начале быстро, затем все медленнее и медленнее, и вот дождик заканчивается. Снова засияло солнышко, рядом с нашим деревом появился маленький зелёный росток, который стал изо всех сил тянуться в верх к солнышку. Он тянется всё выше и выше – и вот это уже огромный розовый бутон. И, наконец, бутон раскрылся, и цветок впервые взглянул на мир. Вот на наш цветочек прилетела красивая бабочки. Присела не его лепесточки и затем взлетела высоко-высоко к самому солнышку».
Игра“Танцующие молекулы”. Педагог предварительно объясняет правила игры, которые заключаются в том, что все дети представляют собой молекулы — частички одного целого организма. Например, как воздух, которым мы дышим, состоящий из молекул и наполняющих комнату. По команде, молекулы (танцоры) объединяются для танца то парами, то тройками, то еще каким либо количеством (число называет ведущий игры). Когда же подается команда ВСЕ ВМЕСТЕ, это означает, что надо объединится для совместного танца. Проигравших и победителей здесь нет, что доставляет несомненно удовольствие всем.
Для танца в младших и старших группах используют игрушки, не только красивые и безопасные, но и интересные детям. Чтобы с ними можно было свободно двигаться, разыгрывая свою роль, легко и удобно держать в руке, манипулировать ею. Это куклы, мишки, мячи, лошадки, детские зонтики. Они украшают танец, влияют на создание конкретного игрового образа.
Например: Дети идут, берут мягкие игрушки и встают по залу в шахматном порядке на обозначенные места. Игрушка перед собой — крутим её вправо, влево. Ножки вместе — пружинка.
1 куплет.
1фраза. Ставим ножку на каблук с поворотом вправо и игрушку вправо.
2фраза. Прыжки на двух ногах — игрушка перед собой.
3фраза. Ставим ножку на кабоук с поворотом влево и игрушку влево.
4фраза. Прыжки на двух ногах — игрушка перед собой.
5,6 фраза. Кружение на носочках — игрушка вверху Проигрыш. Ставим игрушку на пол перед собой. Стоим слегка поворачиваясь вправо-влево, ручки на поясе. 2куплет.
1часть. Присели на одно колено — грозим игрушке пальчиком.
2часть. Прижав игрушку, гладим, покачивая.
Поклон. Уносим игрушки на место.
Вся работа с детьми направлена к одной цели: сформировать у детей активное творческое восприятие музыки, способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой и умение выразить её содержание в движениях.
Хореография таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания. Она сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю так и зрителю — хореография раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
Источник