Развитие личности ребенка с рда

Развитие личности ребенка с рда thumbnail

Восприятие

Сенсорная
система детей-аутистов характеризуется
повышенной
сенсорной ранимостью

и экстрасильной реакцией на новизну.
Такой феномен получил название
гиперстезии.

У
ребенка с РДА есть специфический механизм
«ограждения» себя от чрезмерно сильных,
ярких впечатлений, которые он получает
с помощью экстерорецепторов. Аутисты,
в отличие от нормы, придают большое
значение тактильным и мышечным ощущениям,
они сосредотачиваются на «вслушивании»
в собственные движения, кажутся
захваченными ощущениями от проприорецепторов.

Наличие
ярких, острых ощущений создает условия
для необычного формирования образа
восприятия

– захваченность ребенка отдельными
сенсорными качествами предмета
препятствует целостному, обобщенному
отражению предмета или явления. Таким
образом, картина мира детей-аутистов
оказывается искаженной,
фрагментарной
,
что влияет на такие связанные с развитием
восприятия виды познавательной
деятельности, как например, ориентация
в пространстве или выполнение мыслительных
задач. Дети-аутисты отстают от своих
сверстников в развитии перцептивной
деятельности
,
т.е. специальной деятельности, направленной
на исследование свойств и качеств
предметов; обычно они затрачивают
краткое время (до 1–2 секунд) на
рассматривание предмета и более не
проявляют к нему выраженного интереса,
что связано с явлением пресыщения
внимания.

Внимание

Характерной
особенностью детей с РДА является
недостаточность
тонуса, быстрая истощаемость

и, соответственно, низкий уровень
активного внимания.
Как правило, внимание аутистов удерживается
яркостью, необычностью впечатлений;
при этом такое непроизвольное внимание
характеризуется малой
устойчивостью
.
Внимание удерживается несколько секунд.

Грубые нарушения
целенаправленности и произвольности
внимания, его пресыщаемость, неустойчивость
у детей-аутистов являются препятствием
к формированию высших психических
функций.

Память

Для
всех интеллектуально сохранных детей
с РДА характерен высокий уровень развития
механической
памяти
.
Собственно, стереотипии, проявляющиеся
практически во всех видах активности
ребенка, и есть проявление механического
запоминания и воспроизведения информации.

Еще
один вид памяти, хорошо развитый у
детей-аутистов, – это память
на эмоции
,
переживаемый аффект. Как правило, дети
демонстрируют яркую реакцию негативизма
на те ситуации, о которых сохранили
отрицательные воспоминания.

Имеются данные,
что для интеллектуально сохранных детей
с ранним детским аутизмом возможно
развитие всех видов памяти, в том числе
и логического, осмысленного,
опосредствованного запоминания. Для
детей-аутистов с нарушениями интеллекта
прогноз в отношении развития мнемической
функции гораздо более неблагоприятен.

Воображение и
мышление

Относительно
качеств воображения
детей с РДА есть две противоположные
точки зрения. Первую гипотезу сформулировал
Л. Каннер, предположив, что аутистов
отличает богатое, причудливое
воображение
,
компенсирующее недостаток впечатлений
извне.

Ученые,
защищающие вторую гипотезу, наоборот,
утверждают, что аутистов отличает
патологическое
фантазирование
,
но воображение как познавательный
продуктивный процесс, наоборот, развито
чрезвычайно слабо.

Патологическое
фантазирование

– безусловно, яркое, образное, используется
для того, чтобы избежать психологической
травмы вследствие контакта с
действительностью, полностью поглощает
интересы ребенка, при этом не способствуя
ни продуктивности деятельности, ни
повышению уровня саморегуляции психики.
Более того, аутистам свойственны явно
агрессивные фантазии, также и содержание
страхов, фобий детей может иметь
фантастический характер.

Речь

Развитие
речи
детей с РДА имеет специфические черты.
Главной из них является недоразвитие
экспрессивной речи
,
снижение реакции на говорящего.

Первые
активные речевые реакции

у детей с РДА могут запаздывать или быть
обедненными. У 11% детей фаза лепета
отсутствует, у 24% – слабо выражена, у
31% отсутствует лепетная реакция на речь
взрослого.

Первые
слова у аутистов появляются рано, но в
51% случаев слова не соотносятся с
взрослым, произносятся вне социального
контакта. К двум годам у ребенка-аутиста
может сформироваться чистая речь, иногда
даже фразовая речь.

Специфическими
нарушениями речи, проявляющимися у
детей с РДА, являются эхолалии
и разнообразные речевые
штампы
.

Эхолалии
– особое нарушение речи, при котором
ребенок использует в диалоге часть
фразы собеседника. Эхолалии отмечаются
у детей с нарушениями интеллекта, а у
детей-аутистов – это своеобразная
психологическая защита, избегание
озвучивания «своей» информации в
диалоге.

Приверженность
к речевым
штампам
у
детей с РДА выражается в том, что они
часто используют в речи фразы с четким
ритмическим рисунком, рифмованные
строчки, повторяют известные фразы
(например, постоянно цитируют фразу из
рекламного ролика) и т.п. Значение речевых
штампов – такое же, как при эхолалиях;
фактически – избегание речевого общения
с окружающими.

Формальные
показатели
речевого развития

– состояние активного и пассивного
словаря, звукопроизношение, сложность
грамматических построений у многих
интеллектуально сохранных детей с РДА
не выходит за пределы возрастной нормы.

По
уровню развития
интеллекта

детей с РДА можно разделить на четыре
группы:

  • 10–12%
    детей

    показывают высокие
    показатели интеллектуального развития;

  • 25–30%
    детей

    находятся на уровне возрастной
    нормы
    , при
    этом могут в дошкольном возрасте
    показывать тенденцию к задержке
    психического развития, спровоцированной
    недостаточностью общения. Тем не менее,
    для указанных двух групп детей прогноз
    развития достаточно благоприятен –
    за счет хорошего, продуктивного
    интеллекта они обучаемы, приобретают
    навыки, необходимые для социальной
    адаптации.

  • 30%
    детей
    с РДА
    показывают интеллектуальное развитие
    на уровне выраженной
    ЗПР

    (церебрально-органического происхождения);

  • 30%
    детей

    характеризуются низким, отсталым
    уровнем интеллекта
    .

Вопрос
о соотношении умственной отсталости и
аутизма достаточно сложен. С одной
стороны, возможно, что органическое
повреждение, приводя к диффузному
поражению клеток коры (причины
олигофрении), затрагивает и подкорковые
образования (причины РДА). С другой
стороны, оба эти дефекта усиливают друг
друга: низкий, на уровне идиотии, интеллект
не ищет впечатлений извне, то есть
проявляет признаки аутизма, избегая
социального взаимодействия, не приобретает
нового опыта и тем самым не формирует
новые психические функции.

В
любом случае прогноз для детей со сложным
дефектом – сочетанием интеллектуальной
недостаточности и аутизма – неблагоприятен.

Развитие
мышления
детей с РДА
достаточно необычно: мышление использует
в качестве средства мыслительной
деятельности неполные, фрагментарные,
выделяющие, яркие, выразительные качества
предмета образы.
Таким образом, выражается синкретический
характер мышления
,
который, в отличие от нормы, сохраняется
до конца школьного обучения, а возможно,
и всю жизнь. Основой синкретичности
мышления являются именно характеристики
образа
восприятия

и внимания; за 1–2 секунды, которые
ребенок-аутист тратит на восприятие
предмета, усваивается лишь часть
признаков окружающей действительности.
Однако сензитивность, восприятие тонких
различий, необычная комбинация признаков,
на которые опирается мыслительный
процесс, позволяет детям-аутистам быть
продуктивными в мыслительной деятельности.

Читайте также:  Развитие ребенка с поражением цнс

Дети
нуждаются в том, чтобы формировать у
них основы
логического мышления
,
учить формировать причинно-следственные
связи, опираться на формальную логику.
Коррекционные занятия должны формировать
такие мыслительные операции, как
символизацию и перенос.

Своеобразие
эмоций и деятельности при РДА

Развитие
эмоционально-волевой
сферы
детей
с РДА показывает отличия от нормы уже
на 1 году жизни, когда наблюдается
отставание в развитии комплекса
оживления

(у 100 % детей с РДА). В дальнейшем одной
из особенностей эмоциональной сферы
становится тревожность и обилие страхов.

Страх
как своеобразная эмоциональная реакция
ребенка может быть вызван самыми разными
причинами. Выделяют:

  • типичные
    для возраста страхи темноты, незнакомых,
    чужих животных и т.п.;

  • страхи,
    вызванные повышенной сенсорной и
    эмоциональной чувствительностью, –
    страх шума бытовых приборов, чужих
    людей, необычности ситуации;

  • неадекватные,
    бредоподобные страхи.

У детей с РДА могут
быть выражены страхи всех типов, которые
могут быть усилены неправдоподобными,
навязчивыми фантазиями.

Деятельность
ребенка с РДА на всех возрастных этапах
отличает вялость, безынициативность.

Ребенка
очень привлекает манипулирование
с неигровыми предметами (например,
ключами, предметами домашнего обихода
и т.п.), которые дают интересные, необычные
тактильные, зрительные, обонятельные
ощущения. Дети некоммуникабельны,
избегают взгляда в глаза собеседника.
Ролевые игры
неустойчивы, легко переходят в
игры-манипуляции.

Манипуляции с
предметами предпочтительнее сюжетно-ролевых
игр до конца дошкольного возраста.

Учебная
деятельность

детей-аутистов плохо регулируется.
Ребенок пассивен, не проявляет интереса
к учебной деятельности, невнимателен,
очень часто поглощен своими фантазиями,
«творчеством».

Несформированность
волевой регуляции поведения препятствует
формированию навыков самоконтроля в
учебной деятельности таких детей.

Разрабатывая
основы и
принципы психокоррекционной работы

с детьми-аутистами, психологи рекомендуют
придерживаться следующих правил:

  • сохранять
    приемлемую для ребенка, «безопасную»
    дистанцию в общении;

  • предоставлять
    ребенку возможность заниматься любимым
    занятием, если он хочет, то в одиночестве;

  • учить
    ребенка способам обследования окружающих
    предметов;

  • формировать
    у ребенка стереотипы бытовых навыков;

  • поощрять
    ребенка к речевым коммуникациями,
    разнообразить речевые реакции;

  • формировать (по
    принципу оперантного научения) навыки
    поведения в стрессовых ситуациях,
    ситуациях эмоционального дискомфорта,
    страха и т.п.

Все эти рекомендации
реализуются при условии хорошего
контакта ребенка и взрослого.

Тем
не менее, для детей с РДА прогноз
успешности развития лишь относительно
благоприятен – на психолого-педагогическую
коррекцию реагируют всего лишь треть
детей.

Соседние файлы в папке от гнедовой

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Змитрович Елена Валериевна

учитель начальных классов

МБОУ «СШ № 16»

Особенности психического развития детей

с искаженным психическим развитием ( РДА)

В связи с изменениями, которые происходят в нашем обществе на плечи психологов, педагогов и обычных граждан ложится огромная ответственность, связанная с изменением отношения к «аномальным»,»дефективным» людям, которые находятся рядом с нами. Мы должны помогать им адаптироваться в в обществе.

Но главнейшей проблемой ,стоящей перед нами лежит не только изменение менталитета граждан, но и их просвещение. Так как, не каждый знает причины возникновения аномалий, а также психологические особенности таких людей.

РДА это совокупность нескольких видов проявлений, в число которых входят аутизм, различные аффективные проявления, агрессия

Термин «аутизм» (от греч. – сам) был введен Е.Блейлером для обозначения особого вида мышления, характеризующегося «оторванностью ассоциаций от данного опыта, игнорированием действительных отношений». Определяя аустический тип мышления, Е.Блейлер подчеркивал независимость его от реальной действительности, свободу от логических законов, захваченность собственными переживаниями.

Синдромом раннего детского аутизма был впервые описан в 1943 г. американским клиницистом Л.Каннером в работе «Аутистические нарушения аффективного контакта», написанной на основании обобщения 11 случаев. Им был сделан вывод о существовании особого клинического синдрома «экстремального одиночества», который он назвал синдромом раннего детского аутизма и который впоследствии стали называть синдромом Каннера по имени ученого, его открывшего.

Г. Аспергер(1944) описал детей несколько иной категории, он назвал ее «аустическая психопатия». Психологическая картина данного нарушения отлична от каннеровской. Первое отличие заключается в том, что признаки аутической психопатии в отличии от РДА.

С.С.Мнухиным сходные состояния были описаны в 1947г.

Аутизм встречается во всех странах мира, в среднем в 4-5 случаях на 10 тыс. детей. Однако эта цифра охватывает только так называемый классический аутизм, или синдром Каннера, и будет значительно выше, если учитывать и другие типы нарушения с аутичноподобными проявлениями. Причем ранний аутизм встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

В России наиболее интенсивно вопросы психолого- педагогической помощи детям с РДА начали разрабатываться с конца 70-х г. в дальнейшем результатом исследований явилась оригинальная психологическая классификация.

Патологические механизмы детского аутизма остаются недостаточно ясными. В разное время разработки этого вопроса внимание уделялось весьма различным причинам и механизмам возникновения данного нарушения.

Л.Каннер, выделявший в качестве основного признака аутизма со стремлением к ритуальным формам поведения, нарушениями или отсутствием речи, манерностью движений и неадекватностью реакциями на сенсорные стимулы, считал его самостоятельной аномалией развития конституционального генеза.

В этиологии синдрома Каннера придается роль наследственно- конституциональному и резидуально- органическому факторам, а также неправильному воспитанию (эмоциональная депривация). Значение наследственно- конституционального фактора, по мнению ряда авторов, является ведущим. Так, по данным Каннера, у 85% родителей изученных им детей с РДА отмечались аустически- шизойдные черты личности. М.Ш.Вроно указывает, что при генеологическом исследовании семей 28 детей с РДА обнаружена значительная семейная отягощенность. Многие исследователи придают важную роль в происхождении синдрома Каннерарезидуально- органическому фактору, на роль которого косвенно указывает относительная частота у таких больных эпилептиформных судорожных припадков, встречающихся в 1/3 наблюдений. Указывается на возможную этиологическую роль перенесенных энцефалитов.

Читайте также:  Отклонения в развитии речи ребенка

По мнению Клевена , синдром Каннера возникает при сочетании наследственного фактора с ранним органическим поражением головного мозга, тогда как изолированный наследственный фактор играет основную роль в происхождении синдрома Аспергера. В генезе синдрома определенное значение придается также миеросоциально- средовому фактору, связанному с неправильным воспитанием детей родителями, которые часто отличаются аутистическими чертами личности и эмоциональной холодностью. В этиологии основная роль отводится наследственно- конституциональному фактору.(3,стр.203)

Относительно природы РДА длительное время господствовала гипотеза (1976) о его психогенной природе. Она состояла в том, что такие условия развития ребенка, как подавление его психической активности и аффективной сферы «авторитарной» матерью, приводят к патологическому формированию личности.

Статистически чаще всего РДА описывается при патологии шизофренического круга, реже – при органической патологии мозга( врожденных токсоплазмозе, сифилисе, рубеолярной энцефалопатии, другой резидуальной недостаточности нервной системы, интоксикации свинцом и т.д.(1,стр.340)

Обычно диагностика РДА представляет собой определенные трудности, т.к. этот вид нарушения имеет много общего с другими заболеваниями. РДА следует ограничивать от невропатии, умственной отсталости, нарушений психического развития при поражениях мозга, глухоты, детского церебрального паралича.

У детей с невропатией пониженный физический , моторный и психический тонус. У них наблюдается повышенная чувствительность к оценке их поведения; они боязливы, иногда плохо переносят смену обстановки. Эти симптомы схожи с поведением аутичных детей..Детям с невропатией присущи такие двигательные стереотипы, как тики, которые качественно отличаются от странных движений при РДА.

Детей с РДА следует отличать от умственно отсталых детей. За умственную отсталость при РДА может приниматься отсутствие реакции на мать, на людей вообще, позже – отсутствие речи, навыков самообслуживания, игры. Но следует учесть, что у умственно отсталого ребенка имеется зрительный контакт, потребность в еде, тепле. Что касается моторики, то у этих детей наблюдается адинамия или двигательная расторможенность.

РДА следует дифференцировать с психическими нарушениями на почве органических поражений головного мозга.. в последнем случае наблюдается психомоторная возбудимость, неустойчивость внимания, настроения, иногда агрессивность. Эти явления могут присутствовать и у детей с РДА. Но у детей с поражением центральной нервной системы нет самого аутизма.

Иногда необходимо дифференцировать РДА и глухоту. В первые годы жизни ребенок с РДА может производить впечатление глухого, т.к. не отзывается, когда его зовут, и не оборачивается на источник звука. В этих случаях необходимо провести аудиометрию и полагаться на ее результаты. Но существуют признаки, которые свойственные детям с РДА: в значимой ситуации такие дети могут услышать даже самый тихий шепот, плакать и возбуждаться при громких пугающих звуках. Глухие дети ищут глазами губы собеседника, чтобы понять его. На ранних этапах развития нужно отличать детей с РДА от детей с детским церебральным параличом. в клинической картине РДА присутствуют двигательные расстройства, а при ДЦП имеют место различные аутистические проявления. Проявления непосредственно аутизма наблюдаются при ДЦП как вторичный признак и как компенсация ухода от обьективных трудностей в свой мир. Характерное ранее формирование речи у детей с РДА несвойственно детям с ДЦП. Формирование моторной сферы запаздывает и тех и у других. Особенно трудно дифференцировать эти два заболевания, если ДЦП имеет легкую форму.(2, стр.391)

Согласно разрабатываемой концепции, по уровню эмоциональной регуляции аутизм может проявляться в разных формах:

1.как полная отрешенность от происходящего;

2. как активное отвержение;

3. как захваченность аутистическими интересами;

4. как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия с другими людьми.(1,стр.338)

Существуют несколько классификаций РДА. Одной из них является классификация, составленная О.С.Никольской (1985-1987). Она выделяет:

1 группа. Полностью отрешены от внешнего мира. У детей наблюдается полевое поведение, т.е. происходят движения в поле без активного контакта с окружающими. Ребенок постоянно переходит от одного предмета к другому, но мгновенно теряет к ним интерес. Ребенок оказывается как бы отгороженным от внешнего мира. Обычно такие дети недостаточно реагируют на голод, холод и не проявляют чувства удовольствия. Лицо ребенка амимично и выражает полный покой. Зрительные и тактильные впечатления имеют для них аффективное значение. Дети обычно не испытывают потребности в контактах и не осуществляют даже самого элементарного общения. Они не обучаются навыкам поведения в обществе, почти не владеют навыками самообслуживания. У детей этой группы мгновенно включается защитный механизм пресыщения и они уходят в свой мир. Дети 1 группы имеют наихудший прогноз развития и нуждаются в постоянном уходе.

2 группа. Дети характеризуются аустическим отвержением окружающей среды. Они более активны, могут устанавливать избирательные контакты с окружающими, которые необходимы им для удовлетворения физических потребностей. У детей также появляются переживания удовольствия и страха, крик. Они не могут адаптироваться к изменившейся обстановке. Любые неприятные для себя раздражения извне ребенок заглушает приятными сенсорными ощущениями. Обычно он получает их стереотипными способами – самораздрожением (надавливание на глазные яблоки, выкладывание простых орнаментов, шуршанием и разрыванием бумаги, прыжки, застывание в одной позе). При помощи этих аутостимулирующих приемов дети аффективно адаптируются. У детей наблюдаются причудливые гримасы и позы. Часто у детей наблюдается тесная симбиотическая связь с матерью, которая постоянно должна присутствовать рядом. Прогноз более благоприятный. При соответствующей длительной коррекции детей подготавливают к обучению в школе – в массовой чаще, чем во вспомогательной.

Читайте также:  Гармоничность развития ребенка высокое резко дисгармоничное

3 группа. Это дети, которые замещают внешнюю среду. Для них характерны более сложные формы аффективной защиты, которые могут проявляться в формировании патологических влечений, фантазиях и агрессиях. Контакт с окружающим миром ограничен лишь их влечениями, все свое поведение они соотносят только с ним. Их нельзя произвольно сосредоточить. Они могут владеть формами аффективной речи и свободно выражать собственные побуждения в монологе, но не в диалоге.

4 группа. Характеризуются сверхтормозимостью. Этим детям присущи неврозоподобные расстройства. Они ранимы, пугливы и робки. Контакты с окружающими ограничены и приводят к патологической зависимости от близких, дети постоянно нуждаются в их одобрении и защите. Контакты с внешним миром осуществляются через мать, с которой дети находятся в сильной эмоциональной связи. Иногда у детей наблюдается задержка речевого, моторного и интеллектуального развития.

Выделенные 4 группы различаются по типу поведения, степени аффективной дезадаптации. Здесь может наблюдаться как положительная, так и отрицательная динамика. При положительной динамике ребенок начинает осваивать и в дальнейшем активно использовать аффективные механизмы более высокого уровня. При отрицательной динамике происходит регресс развития, т.е. переход на более низкий уровень.(2,стр.401)

Таким образом, различают 4 группы детей с РДА, которые представляют собой различные ступени взаимодействия с окружающей средой и людьми.(1,стр.338)

В настоящее время принята МКБ-10 , в которой аутизм рассматривается в группе» общие расстройства психологического развития» (F84).

Особенности психического развития детей с РДА

Внимание. Недостаточность общего, и в том числе психического, тонуса, сочетающаяся с повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью, обуславливает крайне низкий уровень активного внимания. С самого раннего возраста отмечается негативная реакция или вообще отсутствие какой- либо реакции при попытках привлечения внимания ребенка к предметам окружающей действительности. У них наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания, что препятствует нормальному формированию высших психических функций. однако отдельные яркие зрительные и слуховые впечатления могут буквально завораживать детей, что можно использовать для концентрации внимания ребенка. Характерной чертой является сильнейшая психическая истощаемость. Внимание устойчиво в течение буквально несколько минут, а иногда и секунд.(1,стр345)

Ощущение и восприятие. Для детей с РДА характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители. Это выражается в повышенной сенсорной ранимости, как следствие игнорирование воздействий ,значительное расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физическими стимулами. Особенности восприятия наблюдаются у 71% детей. К первым признакам относятся парадоксальные реакции на сенсорные стимулы, реакции на новизну. В восприятии ребенка отмечается также нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостной картины реального предметного мира. Для них важен не предмет в целом,а отдельные его сенсорные качества. Большое значение имеют тактильные и мышечные ощущения, идущие от собственного тела(1,стр.346)

Память и воображение. С самого раннего возраста у детей с РДА отмечается хорошая механическая память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. Именно эмоциональная память стереотипизирует восприятие окружающего.

Относительно воображения существуют 2 противоположные точки зрения: согласно одной из них, отстаиваемой Л,Каннером,дети имеют богатое воображение, согласно другой – воображение этих детей если и не снижено, то причудливо, имеет характер патологического фантазирования(1,стр.347)

Речь. Развитие речи происходит по- разному: у одних детей она проявляется раньше, чем у здоровых, а у других- задерживается. Речь не носит для него регулирующей функции. Лепет может появиться к 3-4 мес. как у здоровых. У некоторых она может отсутствовать или быть слабо выражена. Дети произносят слова как бы в никуда, не обращаясь ни к кому конкретно. Словарный запас обычно не накапливается. Новые слова появляются вместо ранее запомненных. Выявляются нарушения формирования экспрессивной речи и недостаточность коммуникативной функции речи. Одновременно с этим можно отметить достаточно развитую автономную речь. В речи детей присутствуют явления эхолалии и неологизмы.(2,стр396)

Интеллект У большинства наблюдается отставание в интеллектуальном плане, у некоторых интеллект сохраняется. Считается, что нарушение познавательной деятельности является вторичным результатом поведения этих больных. У них часто возникает интерес к форме, цвету, но отсутствует интерес к функциональному значению. Запас знаний снижен, мышление шаблонное, стереотипное. У ребенка рано развивается абстрактно-логическая сторона интеллекта и запаздывает конкретно- практическая сторона. По мнению Лебединского, интеллект страдает больше при выполнении заданий, требующих социальной компетенции.(2,стр.397)

Коррекция должна начинаться с установления с ребенком психологического контакта. Но у аутичных детей наблюдаются нарушения общения, у них не возникает потребность в коммуникации, способы контакта с людьми недоразвиты. В связи с этим формируется барьер общения.

Существуют правила в работе с аутичными детьми:

  • При установлении контакта необходимо исключать давление иди даже прямое обращений к ребенку во избежание неприятных ощущений для него.

  • Первые контакты необходимо устанавливать, когда ребенок испытывает положительные эмоции

  • Необходимо показывать ребенку собственными эмоциями, что с человеком- лучше

  • Усложнять форму контактов можно только в том случае, если у ребенка появляются положительные эмоции при контакте с человеком

  • Эмоциональные контакты должны быть строго дозированными(2,стр406)

Ранний детский аутизм является «психологическим» заболеванием и основной задачей психолога, дефектолога, родителей является ориентировка в особенностях их личности, познавательной сферы, а также умение находить общий язык с такими детьми, постепенно уменьшая патологические проявления данного заболевания .

Список литературы:

  1. Основы специальной психологии: учеб.пособие для студ../ под ред.Л.В.Кузнецовой.-4-е изд., стер.-М.:Академия ,2007.-480с.

  2. Настольная книга педагога- дефектолога/Т.Б.Епифанцева и др.- Изд.9-е-Ростов н/Д:Феникс,2007.-576с.

  3. Детская патопсихология.Хрестоматия/ Сост.Н.Л.Белопольская.3-е изд.-М.,Когнито-центр.,2004-351с.

Источник