Развитие личности ребенка с нарушением опорно двигательного аппарата

Развитие личности ребенка с нарушением опорно двигательного аппарата thumbnail

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами: СЛАЙД

— Биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;

— Социальными условиями — воздействием на ребенка семьи и педагогов.

Особенности личности ребенка с аномалиями развития, в том числе ДЦП, связанные, в первую очередь, с условиями ее формирования, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка.

Среди видов аномального развития детей с церебральным параличом часто встречаются задержки развития по типу психического инфантилизма СЛАЙД . В основе психического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы при незрелости последней. Психическое развитие при инфантилизме характеризуется неравномерностью созревания отдельных психических функций.

В своих поступках дети руководствуются в основном эмоцией удовольствия, желанием данного момента. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других и подчиняться требованиям коллектива. В интеллектуальной деятельности также выражено преобладание эмоций удовольствия, собственно интеллектуальные интересы развиты слабо: для этих детей характерны нарушения целенаправленной деятельности. Все эти особенности, по данным В. Ковалева (1973), составляют в совокупности феномен «школьной незрелости», что оказывается на первом этапе школьного обучения.

Поражение незрелого головного мозга при детском церебральном параличе приводит к тому, что корковые мозговые структуры (особенно поздно формируются лобные отделы) созревают неравномерно и в замедленном темпе, что и служит причиной изменений личности по типу психического инфантилизма. Однако специфическим условием развития этого типа отклонений личности является неправильное воспитание, ограничение деятельности, связанное с двигательной и речевой недостаточностью.

Незрелость больных детей, преимущественно их эмоционально-волевой сферы, сохраняется нередко и в старшем школьном возрасте и препятствует их школьной, трудовой и социальной адаптации.

Особенностью психического инфантилизма у школьников с церебральным параличом является то, что он носит осложненный характер.

Выделены СЛАЙД  три варианта осложненного психического инфантилизма у школьников с церебральным параличом.

• СЛАЙД Первый невропатическая вариант осложненного инфантилизма представляет собой сочетание психического инфантилизма с проявлениями невропатии (В. Ковалев). При невропатической варианте психического инфантилизма дети с ДЦП отличаются сочетанием несамостоятельности, повышенной внушаемости с пугливостью, неуверенностью в своих силах. Преобладают реакции пассивного протеста (отказ от еды, от устного общения с определенными лицами (избирательный мутизм), нарушение отдельных соматовегетативных функций; совершение суицидальной попытки).

СЛАЙД Второй вариант осложненного психического инфантилизма у школьников с церебральным параличом представляет собой сочетание психического инфантилизма с симптомами раздражительной слабости. Проявления эмоционально-волевой незрелости у этих детей сочетается с повышенной эмоциональной возбудимостью, с нарушением внимания, нередко и памяти, низкой работоспособностью. Поведение отличается раздражительностью, несдержанностью, конфликтностью с окружающими. Эти дети требуют к себе постоянного внимания, одобрения своих действий.

• СЛАЙД Третий вариант осложненного психического инфантилизма относится к так называемому органического инфантилизма, описанного отечественными психиатрами Г. Сухарев, С. Мнухин и др. В основе органического инфантилизма — сочетание незрелости эмоционально-волевой сферы с нарушениями интеллектуальной деятельности, проявляющиеся в виде инертности, туго- подвижности мышления. Эти дети часто бывают благодушные, в них грубо нарушена целенаправленная деятельность, снижен уровень критического анализа своих действий и поступков. Проявление органического инфантилизма чаще наблюдалось при атоничная-астатической форме церебрального паралича, когда имеет место поражение или недоразвитие лобно-мозжечковых структур. Это связано с той ролью, которую играет лобная кора в развитии целенаправленной деятельности, мотивации.

Степень нарушения двигательных функций не определяет степень нарушения эмоционально-волевой и других сфер личности у детей с ДЦП.

Эмоционально-волевые нарушения и нарушения поведения у детей с ДЦП в одном случае проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям. Для этих детей характерна быстрая смена настроения.

Более многочисленная группа детей, наоборот, отличается вялостью, пассивностью, безынициативностью, нерешительностью, заторможенностью. Такие дети с трудом привыкают к новой обстановке, не могут адаптироваться в быстро меняющихся внешних условий. В момент страха у них наблюдается ускоренные пульс и дыхание, повышается мышечный тонус, появляется пот, усиливаются слюнотечение и гиперкинезы. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью.

СЛАЙД Часто у детей с ДЦП наблюдается расстройство сна: они плохо засыпают, спят беспокойно, со страшными сновидениями. СЛАЙД При воспитании таких детей важно соблюдать режим дня. СЛАЙД Они должны находиться в спокойной обстановке, перед сном избегать шумных игр, влияния различных резких раздражителей. Желательно ограничить просмотр телепередач.

Повышенная утомляемость характерна практически для всех детей с ДЦП. Они быстро становятся вялыми или раздражительными и плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро теряют к нему интерес, отказываются от его выполнения. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство.

Развитие организованности и целеустремленности всех видов деятельности в такого ребенка проходит с большим трудом и предполагает активное участие волевых процессов.

Волевая активность детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеет свои особенности. Исследования Н. Сараево позволили подразделить СЛАЙД факторы, определяющие особенности волевой сферы детей с ДЦП, на объективные, к которым относятся условия заболевания, длительное пребывание в лечебном заведении, искусственное ограничение активности, особое отношение к больному ребенку окружающих, и субъективные, такие, как отношение подростка к своему заболеванию и самооценка.

СЛАЙД По уровню волевого развития среди испытуемых выявлено три основных группы.

Для первой группы характерно общее снижение эмоционально волевого тонуса, астенизация поведения, волевой инфантилизм. Это проявляется в неумении, а порой и нежелании ребенка регулировать свое поведение, в общей вялости, которая доходит до апатии в одних, и в крайней несдержанности в других, в отсутствии достаточного упорства в достижении как коррекционно-восстановительного эффекта, так и хороших результатов в учебной работе.

• СЛАЙД Вторую группу составляют подростки, уровень волевого развития которых достаточно высок. Обладая адекватной самооценкой, правильно определяя свои возможности, подростки данной группы способны на основе длительных волевых усилий мобилизовать компенсаторные силы организма и личности. Они активно ведут борьбу с заболеванием и его последствиями, настойчивы в достижении терапевтического эффекта, сдержанные и терпеливы, проявляют настойчивость в учебе, развивают свою самостоятельность, занимаются самовоспитанием.

СЛАЙД Уровень волевого развития подростков, входящих в третью группу, можно определить как средний. В зависимости от состояния здоровья, самочувствия, многих других обстоятельств подростки эпизодически проявляют достаточную волевую активность.

В указанные выше группы входят подростки, которые имеют различные по степени тяжести поражения опорно-двигательного аппарата.

У большинства детей с ДЦП отмечается патохарактерологические формирования личности. Черты характера формируются и закрепляются у детей с ДЦП в значительной степени из-за воспитания по типу гиперопеки или при неоправданно жесткой позиции в воспитании ребенка с ДЦП.

Акцентуации характера подростков с ДЦП были рассмотрены И Левченко. Среди обследованных удалось обнаружить только часть тех типов акцентуации, которые выявляются при обследовании здоровых подростков: астеноневротический (20%), сенситивный (19%), неустойчивый (22%), психоастенический (21%). Обращала на себя внимание относительно большая частота больных с ДЦП с данными типами акцентуации, которые у здоровых подростков наблюдались крайне редко.

С большой частотой в группе обследованных было выявлено неустойчивый тип акцентуации характера, который столь же часто встречается и в норме. В процессе исследования И. Левченко не выявила детей гипертимного, лабильного и циклоидного типов акцентуации характера. Она предположила, что конституционно обусловленные черты этих типов у детей данной категории нивелируются под влиянием малоподвижного образа жизни, переживания дефекта и других факторов [1].

Исследуя особенности формирования Я-образа у школьников с церебральным параличом А. Романенко обнаружила, что своеобразие формирования Я-образа у школьников с церебральным параличом обусловлена особенностями взаимодействия трех основных факторов: СЛАЙД

Во-первых, биологическим фактором, поскольку при детском церебральном параличе нарушается интеграция сенсорной информации, поступающей извне и изнутри и интерпретируется мозгом. Это становится препятствием при формировании различного вида представлений, составляющих Я-образ личности.

• Во-вторых, функциональным фактором, определяется степенью дефицитарности двигательной сферы, ограниченностью возможностей больного ребенка к активному познанию окружающего мира и его взаимодействия с ней.

• В-третьих, социальным фактором, который объединяет в себе как психотравмирующий характер общения с социумом, так и особенности реагирования на свой физический дефект, его субъективную значимость для ребенка.

В ходе исследования А. Романенко пришла к выводу, что у школьников с церебральным параличом отмечается более низкая степень развития когнитивного компонента Я-образа по сравнению со здоровыми сверстниками. Это проявляется в замедленной динамике формирования понятий, составляющих Я-образ личности, в неадекватности их понимания, слабой обобщенности и дифференцированности. Причинами когнитивной упрощенности Я-образа является как недостаточность условий для полноценного развития вследствие двигательного дефекта, так и защитно-компенсаторного вытеснения травмирующего для личности осознание собственных качеств.

СЛАЙД Нередко для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата характерна слабая познавательная активность, частично обусловлена ​​недостаточностью коммуникационных функций. Особенно остро стоит эта проблема в подростковом возрасте, поскольку физические и речевые дефекты препятствуют подростку с ограниченными возможностями полноценно общаться со сверстниками.

По мнению Т. Скрипник, в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями является два типа препятствий. Первый тип — это определенные физические, физиологические или психические расстройства ребенка, второй — вторичные явления, такие как собственная неполноценность, отчужденность.

Поэтому, у ребенка с ДЦП наблюдается своеобразный дисгармоничный психическое развитие, специфика которого определяется как биологическими факторами, так и факторами социальными. Развитие ребенка в условиях болезни, а также неблагоприятные социальные условия негативно сказываются на формировании всех сторон личности ребенка, страдающего детским церебральным параличом. СЛАЙД

Источник

Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами:

— Биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;

— Социальными условиями — воздействием на ребенка семьи и педагогов.

Особенности личности ребенка с аномалиями развития, в том числе ДЦП, связанные, в первую очередь, с условиями ее формирования, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка.

Среди видов аномального развития детей с церебральным параличом часто встречаются задержки развития по типу психического инфантилизма. В основе психического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы при незрелости последней. Психическое развитие при инфантилизме характеризуется неравномерностью созревания отдельных психических функций.

В своих поступках дети руководствуются в основном эмоцией удовольствия, желанием данного момента. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других и подчиняться требованиям коллектива. В интеллектуальной деятельности также выражено преобладание эмоций удовольствия, собственно интеллектуальные интересы развиты слабо: для этих детей характерны нарушения целенаправленной деятельности. Все эти особенности, по данным В. Ковалева (1973), составляют в совокупности феномен «школьной незрелости», что оказывается на первом этапе школьного обучения.

Поражение незрелого головного мозга при детском церебральном параличе приводит к тому, что корковые мозговые структуры (особенно поздно формируются лобные отделы) созревают неравномерно и в замедленном темпе, что и служит причиной изменений личности по типу психического инфантилизма. Однако специфическим условием развития этого типа отклонений личности является неправильное воспитание, ограничение деятельности, связанное с двигательной и речевой недостаточностью.

Незрелость больных детей, преимущественно их эмоционально-волевой сферы, сохраняется нередко и в старшем школьном возрасте и препятствует их школьной, трудовой и социальной адаптации.

Особенностью психического инфантилизма у школьников с церебральным параличом является то, что он носит осложненный характер.

Выделены три варианта осложненного психического инфантилизма у школьников с церебральным параличом.

Первый невропатическая вариант осложненного инфантилизма представляет собой сочетание психического инфантилизма с проявлениями невропатии (В. Ковалев). При невропатической варианте психического инфантилизма дети с ДЦП отличаются сочетанием несамостоятельности, повышенной внушаемости с пугливостью, неуверенностью в своих силах. Преобладают реакции пассивного протеста (отказ от еды, от устного общения с определенными лицами (избирательный мутизм), нарушение отдельных соматовегетативных функций; совершение суицидальной попытки).

Второй вариант осложненного психического инфантилизма у школьников с церебральным параличом представляет собой сочетание психического инфантилизма с симптомами раздражительной слабости. Проявления эмоционально-волевой незрелости у этих детей сочетается с повышенной эмоциональной возбудимостью, с нарушением внимания, нередко и памяти, низкой работоспособностью. Поведение отличается раздражительностью, несдержанностью, конфликтностью с окружающими. Эти дети требуют к себе постоянного внимания, одобрения своих действий.

Третий вариант осложненного психического инфантилизма относится к так называемому органического инфантилизма, описанного отечественными психиатрами Г. Сухарев, С. Мнухин и др. В основе органического инфантилизма — сочетание незрелости эмоционально-волевой сферы с нарушениями интеллектуальной деятельности, проявляющиеся в виде инертности, туго- подвижности мышления. Эти дети часто бывают благодушные, в них грубо нарушена целенаправленная деятельность, снижен уровень критического анализа своих действий и поступков. Проявление органического инфантилизма чаще наблюдалось при атоничная-астатической форме церебрального паралича, когда имеет место поражение или недоразвитие лобно-мозжечковых структур. Это связано с той ролью, которую играет лобная кора в развитии целенаправленной деятельности, мотивации.

Степень нарушения двигательных функций не определяет степень нарушения эмоционально-волевой и других сфер личности у детей с ДЦП.

Эмоционально-волевые нарушения и нарушения поведения у детей с ДЦП в одном случае проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям. Для этих детей характерна быстрая смена настроения.

Более многочисленная группа детей, наоборот, отличается вялостью, пассивностью, безынициативностью, нерешительностью, заторможенностью. Такие дети с трудом привыкают к новой обстановке, не могут адаптироваться в быстро меняющихся внешних условий. В момент страха у них наблюдается ускоренные пульс и дыхание, повышается мышечный тонус, появляется пот, усиливаются слюнотечение и гиперкинезы. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью.

Часто у детей с ДЦП наблюдается расстройство сна: они плохо засыпают, спят беспокойно, со страшными сновидениями. При воспитании таких детей важно соблюдать режим дня. Они должны находиться в спокойной обстановке, перед сном избегать шумных игр, влияния различных резких раздражителей. Желательно ограничить просмотр телепередач.

Повышенная утомляемость характерна практически для всех детей с ДЦП. Они быстро становятся вялыми или раздражительными и плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро теряют к нему интерес, отказываются от его выполнения. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство.

Развитие организованности и целеустремленности всех видов деятельности в такого ребенка проходит с большим трудом и предполагает активное участие волевых процессов.

Волевая активность детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеет свои особенности. Исследования Н. Сараево позволили подразделить факторы, определяющие особенности волевой сферы детей с ДЦП, на объективные, к которым относятся условия заболевания, длительное пребывание в лечебном заведении, искусственное ограничение активности, особое отношение к больному ребенку окружающих, и субъективные, такие, как отношение подростка к своему заболеванию и самооценка.

По уровню волевого развития среди испытуемых выявлено три основных группы.

• Для первой группы характерно общее снижение эмоционально волевого тонуса, астенизация поведения, волевой инфантилизм. Это проявляется в неумении, а порой и нежелании ребенка регулировать свое поведение, в общей вялости, которая доходит до апатии в одних, и в крайней несдержанности в других, в отсутствии достаточного упорства в достижении как коррекционно-восстановительного эффекта, так и хороших результатов в учебной работе.

Вторую группу составляют подростки, уровень волевого развития которых достаточно высок. Обладая адекватной самооценкой, правильно определяя свои возможности, подростки данной группы способны на основе длительных волевых усилий мобилизовать компенсаторные силы организма и личности. Они активно ведут борьбу с заболеванием и его последствиями, настойчивы в достижении терапевтического эффекта, сдержанные и терпеливы, проявляют настойчивость в учебе, развивают свою самостоятельность, занимаются самовоспитанием.

• Уровень волевого развития подростков, входящих в третью группу, можно определить как средний. В зависимости от состояния здоровья, самочувствия, многих других обстоятельств подростки эпизодически проявляют достаточную волевую активность.

В указанные выше группы входят подростки, которые имеют различные по степени тяжести поражения опорно-двигательного аппарата.

У большинства детей с ДЦП отмечается патохарактерологические формирования личности. Черты характера формируются и закрепляются у детей с ДЦП в значительной степени из-за воспитания по типу гиперопеки или при неоправданно жесткой позиции в воспитании ребенка с ДЦП.

Акцентуации характера подростков с ДЦП были рассмотрены И Левченко. Среди обследованных удалось обнаружить только часть тех типов акцентуации, которые выявляются при обследовании здоровых подростков: астеноневротический (20%), сенситивный (19%), неустойчивый (22%), психоастенический (21%). Обращала на себя внимание относительно большая частота больных с ДЦП с данными типами акцентуации, которые у здоровых подростков наблюдались крайне редко.

С большой частотой в группе обследованных было выявлено неустойчивый тип акцентуации характера, который столь же часто встречается и в норме. В процессе исследования И. Левченко не выявила детей гипертимного, лабильного и циклоидного типов акцентуации характера. Она предположила, что конституционно обусловленные черты этих типов у детей данной категории нивелируются под влиянием малоподвижного образа жизни, переживания дефекта и других факторов [1].

Исследуя особенности формирования Я-образа у школьников с церебральным параличом А. Романенко обнаружила, что своеобразие формирования Я-образа у школьников с церебральным параличом обусловлена особенностями взаимодействия трех основных факторов:

• Во-первых, биологическим фактором, поскольку при детском церебральном параличе нарушается интеграция сенсорной информации, поступающей извне и изнутри и интерпретируется мозгом. Это становится препятствием при формировании различного вида представлений, составляющих Я-образ личности.

Во-вторых, функциональным фактором, определяется степенью дефицитарности двигательной сферы, ограниченностью возможностей больного ребенка к активному познанию окружающего мира и его взаимодействия с ней.

В-третьих, социальным фактором, который объединяет в себе как психотравмирующий характер общения с социумом, так и особенности реагирования на свой физический дефект, его субъективную значимость для ребенка.

В ходе исследования А. Романенко пришла к выводу, что у школьников с церебральным параличом отмечается более низкая степень развития когнитивного компонента Я-образа по сравнению со здоровыми сверстниками. Это проявляется в замедленной динамике формирования понятий, составляющих Я-образ личности, в неадекватности их понимания, слабой обобщенности и дифференцированности. Причинами когнитивной упрощенности Я-образа является как недостаточность условий для полноценного развития вследствие двигательного дефекта, так и защитно-компенсаторного вытеснения травмирующего для личности осознание собственных качеств.

Нередко для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата характерна слабая познавательная активность, частично обусловлена ​​недостаточностью коммуникационных функций. Особенно остро стоит эта проблема в подростковом возрасте, поскольку физические и речевые дефекты препятствуют подростку с ограниченными возможностями полноценно общаться со сверстниками.

По мнению Т. Скрипник, в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями является два типа препятствий. Первый тип — это определенные физические, физиологические или психические расстройства ребенка, второй — вторичные явления, такие как собственная неполноценность, отчужденность.

Поэтому, у ребенка с ДЦП наблюдается своеобразный дисгармоничный психическое развитие, специфика которого определяется как биологическими факторами, так и факторами социальными. Развитие ребенка в условиях болезни, а также неблагоприятные социальные условия негативно сказываются на формировании всех сторон личности ребенка, страдающего детским церебральным параличом.

Источник