Развитие личности ребенка под влиянием факторов среды
Формирование личности человека — это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.
Развитие человека — очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности (воспитание); к внутренним — биологические, наследственные факторы. Развитие ребенка — не только сложный, но и противоречивый процесс — означает превращение его из биологического индивида в социальное существо — личность.
Человеческая личность формируется и развивается в деятельности и общении. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность, это содействует приобретению им особого социального опыта. Для нормального развития ребенка с самого его рождения, огромное значение имеет общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им окружающего мира. Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир.
Развитие человека — это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.
Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Эти развития и изменения носят возрастной характер. Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества.
На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.
Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта.
Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.
Задатки — особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах наследственности — генетика — полагает наличие у людей сотни различных задатков — от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.
Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.
Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование, которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.
На любом этапе своего развития человек является природным существом, а потому подчиняется биологическим закономерностям. Но если, биологическое, природное, есть и в человеке, и в животном, то в обоих случаях оно существенно разнится, поскольку биология человека неразрывно связана с социальными условиями, сложившимися в процессе развития человечества как результат общения между людьми. Среда человека имеет всегда социальный характер и оказывает наиболее влияние на растущий и развивающийся организм ребенка. Особенно активно можно воздействовать на организм ребенка с помощью таких социально управляемых факторов, как воспитание в семье и детском коллективе, соблюдение режима, рациональное питание, адекватные физические нагрузки, физкультура, закаливающие процедуры и так далее. Правильное использование перечисленных факторов может обеспечить физическое и духовное развитие ребенка и способствовать коррекции многих дефектов генетического характера.
Социальное и биологическое в человеке — не две параллельные независимые друг от друга составляющие. В каждой личности они настолько тесно переплетены и взаимообусловлены, что исследователи в основе развития ребенка выделяют два важнейших фактора — наследственность и среду, которые являются и источниками, и условиями развития.
В ходе эволюции человека, в процессе трудовой деятельности совершенствовалось не только его тело, но и прежде всего кора головного мозга и центральная нервная система в целом. Человеческие особенности головного мозга закреплялись в генетическом материале и передавались по наследству. Однако психическое развитие человека как личности и сейчас возможно лишь в процессе воспитания, путем повседневного привития ребенку чисто человеческих навыков. Если человеческое дитя даже с самыми «лучшими» структурными особенностями мозга попадает в условия изоляции от человеческого общества, то развитие его как личности прекращается. Это многократно подтверждено в случаях, когда дети раннего возраста попадали в стаи диких животных или подвергались искусственной изоляции. Психическое развитие ребенка как человеческой личности возможно лишь в окружении других людей при активном и пассивном обучении поведенческим навыкам.
Развитие социального поведения ребенка происходит в процессе воспитания. В первые полгода жизни все новое он усваивает в полном смысле слова с молоком матери. Ибо пищевой безусловный рефлекс способствует закреплению первых условных рефлексов. Дети, вскармливаемые материнским молоком и имеющие непосредственный повседневный контакт с матерью в течение первого года жизни, растут более спокойными, уравновешенными, лучше усваивают все новое, в их характере преобладает доброта, сочувствие к другим людям. Во втором полугодии жизни ребенок все больше интересуется другими окружающими его людьми, сохраняя по-прежнему привязанность к матери.
Развитие социального поведения ребенка раннего возраста осуществляется не только с помощью целенаправленных мер воспитания. Чаще оно происходит на основе наблюдения ребенка за поведением взрослых людей и более старших детей. В связи с этим важная роль принадлежит окружающим условиям. Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок, становится как правило, семейная микросреда — родители, бабушка, дедушка, братья, сестры. Не следует думать, что влияние микросреды вступает в силу, лишь, когда ребенок заговорит.
Уже в самые первые месяцы характер заботы взрослых о детях в значительной степени определяет их психическое развитие. Упущенное в этот период трудно восполнимо в дальнейшем. Изоляция детей от родителей может привести при ограниченности, дефиците общения с окружающими к неблагоприятным изменениям в их развитии, к возникновению даже некоторых психопатических черт.
Для формирования личностных качеств ребенка значима та семейная атмосфера, в которой живет ребенок: занимают ли родители по отношению к нему единую позицию или разную, проявляют ли они к нему преимущественно строгость и требовательность или же нежность и предупредительность носят ли в семье теплый, дружественный характер или в них преобладают официальность холодность и т.п. Замечено, что в тех семьях, где родители, не проявляя достаточного тепла к ребенку, часто подменяют его навязчивым контролированием, назидательностью и морализаторством, допускают оскорбления и унижения, высмеивание и физические наказания за промахи и неудачи, дети вырастают неуверенными в себе, мало инициативными, с заниженной самооценкой и притязаниями. Эти качества мешают полноценному развитию ребенка не только в дошкольные годы, но и в дальнейшей жизни.
Дети, воспитанные в атмосфере доброжелательности и поддержки, имеют немало преимуществ — у них больше возможности для развития своей активности, они чаще проявляют творческий подход, оригинальность, дружеские чувства, обнаруживают больше эмоциональности в своих взаимоотношениях, нежели их сверстники, живущие в условиях излишней строгости, дефицита теплоты, ласки.
На здоровье ребенка и развитие у него личностных особенностей большое влияние оказывает структура семьи и характер внутрисемейных отношений. Гармоничному развитию личности часто мешают длительные конфликтные ситуации в семье, разводы родителей, воспитание «единственного» ребенка и др. В таких семьях дети часто страдают неврозами, хуже учатся, отстают в физическом развитии, часто болеют различными соматическими заболеваниями.
Если такой ребенок заболевает, происходит дальнейшая астенизация организма, ведущая к снижению физической и психической активности, к ослаблению его реактивности в отношении других неблагоприятных внешнесредовых факторов и предрасполагающая к новым заболеваниям.
В сложном процессе формирования личности участвуют многие физические, биологические и социальные факторы. Длительное отрицательное влияние этих факторов на растущий и развивающийся организм ребенка может привести к аномальному развитию личности и способствовать возникновению нервно-психических расстройств. Для воспитания гармоничной личности и предупреждения нервно-психических расстройств у детей огромное значение имеет социально-экономическая структура общества, система государственных и медицинских профилактических мероприятий. В процессе развития происходит формирование ребенка как личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.
личность социальный наследственность самоутверждение
Источник
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОД ВЛИЯНИЕМ ФАКТОРОВ СРЕДЫ
Люди повинуются законам природы,
даже когда действуют против них.
Гёте Иоганн Вольфганг:
Человек является неотъемлемой частью живой природы. Его психическое состояние зависит от многих факторов. Например, влияние пасмурных дней навевает тоску и сон. Появление солнца и увеличение продолжительности дня увеличивает активность и работоспособность человека. Учитывая эти наблюдения, в цехах и учебных аудиториях создается искусственное дневное освещение в целях повышения производительности труда или активизации мыслительной деятельности. В кабинете релаксации используется приглушенный свет, звучит «музыка дождя», тормозящие процессы возбуждения. Цветовая гамма природных красок так же способна воздействовать на психику человека. Известно, что использование красных тонов, вызывающих возбуждение и активность реакций недопустимо в оформлении спален, а вот красный или оранжевый цвета в кухонной посуде или при сервировке стола способствуют улучшению аппетита. Эти наблюдения позволяют с уверенностью утверждать, что природные факторы оказывают непосредственное влияние на развитие личности человека и тем более ребенка.
Ребенок, находится под постоянным как психологическим, так и физическим влиянием окружающей среды. Давно уже признано, что психологическое влияние окружения весьма значимо для поведения и развития ребенка. Фактически, все аспекты поведения ребенка, то есть его инстинктивное и волевое поведение, игра, эмоции, речь, выражение чувств — все это отчасти определяется наличным окружением.
Формирование личности человека — это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский возраст.
На любом этапе своего развития человек является природным существом, а потому подчиняется биологическим закономерностям. Но если, биологическое, природное, есть и в человеке, и в животном, то в обоих случаях оно существенно разнится, поскольку биология человека неразрывно связана с социальными условиями, сложившимися в процессе развития человечества как результат общения между людьми. Среда человека имеет всегда социальный характер и оказывает наиболее влияние на растущий и развивающийся организм ребенка. Развитие ловкости, выносливости, наблюдательности можно осуществлять с помощью разнообразных природных ресурсов. Примером такого воспитания и развития детей являются уроки на природе К.Д. Ушинского и В.А. Сухомлинского, широко использовавших в своей практике приобщение детей к природе, заботе о ней и умении приукрашать окружающую среду.
Особенно активно можно воздействовать на организм ребенка с помощью таких социально управляемых факторов, как воспитание в семье (организованный культурный отдых, прогулки в парк или на набережную) и детском коллективе, соблюдение режима, рациональное питание, адекватные физические нагрузки, физкультура, закаливающие процедуры и так далее.
Правильное использование перечисленных факторов может обеспечить физическое и духовное развитие ребенка и способствовать коррекции многих дефектов генетического характера.
Социальное и биологическое в человеке — не две параллельные независимые друг от друга составляющие. В каждой личности они тесно переплетены и взаимообусловлены.
В сложном процессе формирования личности участвуют многие физические, биологические и социальные факторы. Длительное отрицательное влияние этих факторов на растущий и развивающийся организм ребенка может привести к аномальному развитию личности и способствовать возникновению нервно-психических расстройств.
Предупреждение и профилактика психоневрологических отклонений в развитии ребенка зависит от того насколько педагогами и родителями используется принцип природосообразности при осуществлении воспитания малыша.
Электронные ресурсы: Copyright © 2006 — 2010 Динамическая психология
Источник
Ñïîñîáû ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè ÷åëîâåêà. Ðàçâèòèå ðåáåíêà. Ïðèðîäíàÿ ñòîðîíà ÷åëîâåêà. Çàäàòêè íîâîðîæäåííîãî. Ñîöèàëüíîå è áèîëîãè÷åñêîå â ÷åëîâåêå Ðàçâèòèå ñîöèàëüíîãî ïîâåäåíèÿ ðåáåíêà. Çäîðîâüå ðåáåíêà è ðàçâèòèå ó íåãî ëè÷íîñòíûõ îñîáåííîñòåé.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
ÐÀÇÂÈÒÈÅ ËÈ×ÍÎÑÒÈ ÐÅÁÅÍÊÀ ÏÎÄ ÂËÈßÍÈÅÌ ÔÀÊÒÎÐΠÑÐÅÄÛ
Ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè ÷åëîâåêà — ýòî ïîñëåäîâàòåëüíîå èçìåíåíèå è óñëîæíåíèå ñèñòåìû îòíîøåíèé ê îêðóæàþùåìó ìèðó, ïðèðîäå, òðóäó, äðóãèì ëþäÿì è ê ñåáå. Îíî ïðîèñõîäèò íà ïðîòÿæåíèè âñåé åãî æèçíè. Îñîáåííî âàæåí ïðè ýòîì äåòñêèé è þíîøåñêèé âîçðàñò. Ðàçâèòèå ÷åëîâåêà — î÷åíü ñëîæíûé ïðîöåññ. Îíî ïðîèñõîäèò ïîä âëèÿíèåì êàê âíåøíèõ âîçäåéñòâèé, òàê è âíóòðåííèõ ñèë, êîòîðûå ñâîéñòâåííû ÷åëîâåêó, êàê âñÿêîìó æèâîìó è ðàñòóùåìó îðãàíèçìó. Ê âíåøíèì ôàêòîðàì îòíîñÿòñÿ ïðåæäå âñåãî îêðóæàþùàÿ ÷åëîâåêà åñòåñòâåííàÿ è ñîöèàëüíàÿ ñðåäà, à òàêæå ñïåöèàëüíàÿ öåëåíàïðàâëåííàÿ äåÿòåëüíîñòü ïî ôîðìèðîâàíèþ ó äåòåé îïðåäåëåííûõ êà÷åñòâ ëè÷íîñòè (âîñïèòàíèå); ê âíóòðåííèì- áèîëîãè÷åñêèå, íàñëåäñòâåííûå ôàêòîðû. Ðàçâèòèå ðåáåíêà — íå òîëüêî ñëîæíûé, íî è ïðîòèâîðå÷èâûé ïðîöåññ — îçíà÷àåò ïðåâðàùåíèå åãî èç áèîëîãè÷åñêîãî èíäèâèäà â ñîöèàëüíîå ñóùåñòâî- ëè÷íîñòü.
×åëîâå÷åñêàÿ ëè÷íîñòü ôîðìèðóåòñÿ è ðàçâèâàåòñÿ â äåÿòåëüíîñòè è îáùåíèè.  ïðîöåññå ðàçâèòèÿ ðåáåíîê âîâëåêàåòñÿ â ðàçëè÷íûå âèäû äåÿòåëüíîñòè (èãðîâóþ, òðóäîâóþ, ó÷åáíóþ, ñïîðòèâíóþ è äð.) è âñòóïàåò â îáùåíèå (ñ ðîäèòåëÿìè, ñâåðñòíèêàìè, ïîñòîðîííèìè ëþäüìè è ïð.), ïðîÿâëÿÿ ïðè ýòîì ïðèñóùóþ åìó àêòèâíîñòü, ýòî ñîäåéñòâóåò ïðèîáðåòåíèþ èì îñîáîãî ñîöèàëüíîãî îïûòà. Äëÿ íîðìàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ñ ñàìîãî åãî ðîæäåíèÿ, îãðîìíîå çíà÷åíèå èìååò îáùåíèå. Òîëüêî â ïðîöåññå îáùåíèÿ ðåáåíîê ìîæåò îñâîèòü ÷åëîâå÷åñêóþ ðå÷ü, êîòîðàÿ, â ñâîþ î÷åðåäü, èãðàåò âåäóùóþ ðîëü â äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà è â ïîçíàíèè è îñâîåíèè èì îêðóæàþùåãî ìèðà. Âåäóùèå ÷åðòû ëè÷íîñòè ðàçâèâàþòñÿ â ðåçóëüòàòå âíåøíåãî âëèÿíèÿ íà ëè÷íîñòü, åå âíóòðåííèé ìèð.
Ðàçâèòèå ÷åëîâåêà — ýòî ïðîöåññ êîëè÷åñòâåííîãî è êà÷åñòâåííîãî èçìåíåíèÿ, èñ÷åçíîâåíèÿ ñòàðîãî è âîçíèêíîâåíèÿ íîâîãî, èñòî÷íèê è äâèæóùèå ñèëû êîòîðîãî ñêðûòû â ïðîòèâîðå÷èâîì âçàèìîäåéñòâèè êàê ïðèðîäíûõ, òàê è ñîöèàëüíûõ ñòîðîí ëè÷íîñòè.
Ïðèðîäíàÿ ñòîðîíà ÷åëîâåêà ðàçâèâàåòñÿ è èçìåíÿåòñÿ íà ïðîòÿæåíèè âñåé åãî æèçíè. Ýòè ðàçâèòèÿ è èçìåíåíèÿ íîñÿò âîçðàñòíîé õàðàêòåð. Èñòî÷íèê ñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè íàõîäèòñÿ âî âçàèìîäåéñòâèè ëè÷íîñòè è îáùåñòâà.
Íà ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè âëèÿþò òðè ôàêòîðà: âîñïèòàíèå, ñîöèàëüíàÿ ñðåäà è íàñëåäñòâåííûå çàäàòêè.
Âîñïèòàíèå ðàññìàòðèâàåòñÿ ïåäàãîãèêîé êàê âåäóùèé ôàêòîð, òàê êàê ýòî ñïåöèàëüíî îðãàíèçîâàííàÿ ñèñòåìà âîçäåéñòâèÿ íà ïîäðàñòàþùåãî ÷åëîâåêà äëÿ ïåðåäà÷è íàêîïëåííîãî îáùåñòâåííîãî îïûòà.
Ñîöèàëüíàÿ ñðåäà èìååò ïðåèìóùåñòâåííîå çíà÷åíèå â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè: óðîâåíü ðàçâèòèÿ ïðîèçâîäñòâà è õàðàêòåð îáùåñòâåííûõ îòíîøåíèé îïðåäåëÿþò õàðàêòåð äåÿòåëüíîñòè è ìèðîâîççðåíèå ëþäåé.
Çàäàòêè — îñîáûå àíàòîìî-ôèçèîëîãè÷åñêèå ïðåäïîñûëêè ñïîñîáíîñòåé ê ðàçíûì âèäàì äåÿòåëüíîñòè. Íàóêà î çàêîíàõ íàñëåäñòâåííîñòè — ãåíåòèêà — ïîëàãàåò íàëè÷èå ó ëþäåé ñîòíè ðàçëè÷íûõ çàäàòêîâ — îò àáñîëþòíîãî ñëóõà, èñêëþ÷èòåëüíîé çðèòåëüíîé ïàìÿòè, ìîëíèåíîñíîé ðåàêöèè äî ðåäêîé ìàòåìàòè÷åñêîé è õóäîæåñòâåííîé îäàðåííîñòè. Íî ñàìè ïî ñåáå çàäàòêè åùå íå îáåñïå÷èâàþò ñïîñîáíîñòåé è âûñîêèõ ðåçóëüòàòîâ äåÿòåëüíîñòè. Ëèøü â ïðîöåññå âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ, îáùåñòâåííîé æèçíè è äåÿòåëüíîñòè, óñâîåíèÿ çíàíèé è óìåíèé ó ÷åëîâåêà íà îñíîâå çàäàòêîâ ôîðìèðóþòñÿ ñïîñîáíîñòè. Çàäàòêè ìîãóò ðåàëèçîâàòüñÿ ëèøü ïðè âçàèìîäåéñòâèè îðãàíèçìà ñ îêðóæàþùåé ñîöèàëüíîé è ïðèðîäíîé ñðåäîé.
Íîâîðîæäåííûé íåñåò â ñåáå êîìïëåêñ ãåíîâ íå òîëüêî ñâîèõ ðîäèòåëåé, íî è èõ îòäàëåííûõ ïðåäêîâ, òî åñòü èìååò ñâîé, òîëüêî åìó ïðèñóùèé áîãàòåéøèé íàñëåäñòâåííûé ôîíä èëè íàñëåäñòâåííî ïðåäîïðåäåëåííóþ áèîëîãè÷åñêóþ ïðîãðàììó, áëàãîäàðÿ êîòîðîé âîçíèêàþò è ðàçâèâàþòñÿ åãî èíäèâèäóàëüíûå êà÷åñòâà. Ýòà ïðîãðàììà çàêîíîìåðíî è ãàðìîíè÷íî ïðåòâîðÿåòñÿ â æèçíü, åñëè, ñ îäíîé ñòîðîíû, â îñíîâå áèîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ ëåæàò äîñòàòî÷íî êà÷åñòâåííûå íàñëåäñòâåííûå ôàêòîðû, à ñ äðóãîé, âíåøíÿÿ ñðåäà îáåñïå÷èâàåò ðàñòóùèé îðãàíèçì âñåì íåîáõîäèìûì äëÿ ðåàëèçàöèè íàñëåäñòâåííîãî íà÷àëà.
Ïðèîáðåòåííûå â òå÷åíèå æèçíè íàâûêè è ñâîéñòâà íå ïåðåäàþòñÿ ïî íàñëåäñòâó, íàóêîé íå âûÿâëåíî òàêæå îñîáûõ ãåíîâ îäàðåííîñòè, îäíàêî êàæäûé ðîäèâøèéñÿ ðåáåíîê îáëàäàåò ãðîìàäíûì àðñåíàëîì çàäàòêîâ, ðàííåå ðàçâèòèå è ôîðìèðîâàíèå, êîòîðûõ çàâèñèò îò ñîöèàëüíîé ñòðóêòóðû îáùåñòâà, îò óñëîâèé âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ, çàáîò è óñèëèé ðîäèòåëåé è æåëàíèÿ ñàìîãî ìàëåíüêîãî ÷åëîâåêà.
Íà ëþáîì ýòàïå ñâîåãî ðàçâèòèÿ ÷åëîâåê ÿâëÿåòñÿ ïðèðîäíûì ñóùåñòâîì, à ïîòîìó ïîä÷èíÿåòñÿ áèîëîãè÷åñêèì çàêîíîìåðíîñòÿì. Íî åñëè, áèîëîãè÷åñêîå, ïðèðîäíîå, åñòü è â ÷åëîâåêå, è â æèâîòíîì, òî â îáîèõ ñëó÷àÿõ îíî ñóùåñòâåííî ðàçíèòñÿ, ïîñêîëüêó áèîëîãèÿ ÷åëîâåêà íåðàçðûâíî ñâÿçàíà ñ ñîöèàëüíûìè óñëîâèÿìè, ñëîæèâøèìèñÿ â ïðîöåññå ðàçâèòèÿ ÷åëîâå÷åñòâà êàê ðåçóëüòàò îáùåíèÿ ìåæäó ëþäüìè. Ñðåäà ÷åëîâåêà èìååò âñåãäà ñîöèàëüíûé õàðàêòåð è îêàçûâàåò íàèáîëåå âëèÿíèå íà ðàñòóùèé è ðàçâèâàþùèéñÿ îðãàíèçì ðåáåíêà. Îñîáåííî àêòèâíî ìîæíî âîçäåéñòâîâàòü íà îðãàíèçì ðåáåíêà ñ ïîìîùüþ òàêèõ ñîöèàëüíî óïðàâëÿåìûõ ôàêòîðîâ, êàê âîñïèòàíèå â ñåìüå è äåòñêîì êîëëåêòèâå, ñîáëþäåíèå ðåæèìà, ðàöèîíàëüíîå ïèòàíèå, àäåêâàòíûå ôèçè÷åñêèå íàãðóçêè, ôèçêóëüòóðà, çàêàëèâàþùèå ïðîöåäóðû è òàê äàëåå. Ïðàâèëüíîå èñïîëüçîâàíèå ïåðå÷èñëåííûõ ôàêòîðîâ ìîæåò îáåñïå÷èòü ôèçè÷åñêîå è äóõîâíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà è ñïîñîáñòâîâàòü êîððåêöèè ìíîãèõ äåôåêòîâ ãåíåòè÷åñêîãî õàðàêòåðà.
Ñîöèàëüíîå è áèîëîãè÷åñêîå â ÷åëîâåêå — íå äâå ïàðàëëåëüíûå íåçàâèñèìûå äðóã îò äðóãà ñîñòàâëÿþùèå.  êàæäîé ëè÷íîñòè îíè íàñòîëüêî òåñíî ïåðåïëåòåíû è âçàèìîîáóñëîâëåíû, ÷òî èññëåäîâàòåëè â îñíîâå ðàçâèòèÿ ðåáåíêà âûäåëÿþò äâà âàæíåéøèõ ôàêòîðà — íàñëåäñòâåííîñòü è ñðåäó, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ è èñòî÷íèêàìè, è óñëîâèÿìè ðàçâèòèÿ.
 õîäå ýâîëþöèè ÷åëîâåêà, â ïðîöåññå òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè ñîâåðøåíñòâîâàëîñü íå òîëüêî åãî òåëî, íî è ïðåæäå âñåãî êîðà ãîëîâíîãî ìîçãà è öåíòðàëüíàÿ íåðâíàÿ ñèñòåìà â öåëîì. ×åëîâå÷åñêèå îñîáåííîñòè ãîëîâíîãî ìîçãà çàêðåïëÿëèñü â ãåíåòè÷åñêîì ìàòåðèàëå è ïåðåäàâàëèñü ïî íàñëåäñòâó. Îäíàêî ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ÷åëîâåêà êàê ëè÷íîñòè è ñåé÷àñ âîçìîæíî ëèøü â ïðîöåññå âîñïèòàíèÿ, ïóòåì ïîâñåäíåâíîãî ïðèâèòèÿ ðåáåíêó ÷èñòî ÷åëîâå÷åñêèõ íàâûêîâ. Åñëè ÷åëîâå÷åñêîå äèòÿ äàæå ñ ñàìûìè ëó÷øèìè ñòðóêòóðíûìè îñîáåííîñòÿìè ìîçãà ïîïàäàåò â óñëîâèÿ èçîëÿöèè îò ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåñòâà, òî ðàçâèòèå åãî êàê ëè÷íîñòè ïðåêðàùàåòñÿ. Ýòî ìíîãîêðàòíî ïîäòâåðæäåíî â ñëó÷àÿõ, êîãäà äåòè ðàííåãî âîçðàñòà ïîïàäàëè â ñòàè äèêèõ æèâîòíûõ èëè ïîäâåðãàëèñü èñêóññòâåííîé èçîëÿöèè. Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà êàê ÷åëîâå÷åñêîé ëè÷íîñòè âîçìîæíî ëèøü â îêðóæåíèè äðóãèõ ëþäåé ïðè àêòèâíîì è ïàññèâíîì îáó÷åíèè ïîâåäåí÷åñêèì íàâûêàì.
Ðàçâèòèå ñîöèàëüíîãî ïîâåäåíèÿ ðåáåíêà ïðîèñõîäèò â ïðîöåññå âîñïèòàíèÿ.  ïåðâûå ïîëãîäà æèçíè âñå íîâîå îí óñâàèâàåò â ïîëíîì ñìûñëå ñëîâà ñ ìîëîêîì ìàòåðè. Èáî ïèùåâîé áåçóñëîâíûé ðåôëåêñ ñïîñîáñòâóåò çàêðåïëåíèþ ïåðâûõ óñëîâíûõ ðåôëåêñîâ. Äåòè, âñêàðìëèâàåìûå ìàòåðèíñêèì ìîëîêîì è èìåþùèå íåïîñðåäñòâåííûé ïîâñåäíåâíûé êîíòàêò ñ ìàòåðüþ â òå÷åíèå ïåðâîãî ãîäà æèçíè, ðàñòóò áîëåå ñïîêîéíûìè, óðàâíîâåøåííûìè, ëó÷øå óñâàèâàþò âñå íîâîå, â èõ õàðàêòåðå ïðåîáëàäàåò äîáðîòà, ñî÷óâñòâèå ê äðóãèì ëþäÿì. Âî âòîðîì ïîëóãîäèè æèçíè ðåáåíîê âñå áîëüøå èíòåðåñóåòñÿ äðóãèìè îêðóæàþùèìè åãî ëþäüìè, ñîõðàíÿÿ ïî-ïðåæíåìó ïðèâÿçàííîñòü ê ìàòåðè.
Ðàçâèòèå ñîöèàëüíîãî ïîâåäåíèÿ ðåáåíêà ðàííåãî âîçðàñòà îñóùåñòâëÿåòñÿ íå òîëüêî ñ ïîìîùüþ öåëåíàïðàâëåííûõ ìåð âîñïèòàíèÿ. ×àùå îíî ïðîèñõîäèò íà îñíîâå íàáëþäåíèÿ ðåáåíêà çà ïîâåäåíèåì âçðîñëûõ ëþäåé è áîëåå ñòàðøèõ äåòåé.  ñâÿçè ñ ýòèì âàæíàÿ ðîëü ïðèíàäëåæèò îêðóæàþùèì óñëîâèÿì. Áëèæàéøèì ñîöèàëüíûì îêðóæåíèåì, â êîòîðîå ïîïàäàåò ðåáåíîê, ñòàíîâèòñÿ êàê ïðàâèëî, ñåìåéíàÿ ìèêðîñðåäà — ðîäèòåëè, áàáóøêà, äåäóøêà, áðàòüÿ, ñåñòðû. Íå ñëåäóåò äóìàòü, ÷òî âëèÿíèå ìèêðîñðåäû âñòóïàåò â ñèëó, ëèøü, êîãäà ðåáåíîê çàãîâîðèò. Óæå â ñàìûå ïåðâûå ìåñÿöû õàðàêòåð çàáîòû âçðîñëûõ î äåòÿõ â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè îïðåäåëÿåò èõ ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå. Óïóùåííîå â ýòîò ïåðèîä òðóäíî âîñïîëíèìî â äàëüíåéøåì. Èçîëÿöèÿ äåòåé îò ðîäèòåëåé ìîæåò ïðèâåñòè ïðè îãðàíè÷åííîñòè, äåôèöèòå îáùåíèÿ ñ îêðóæàþùèìè ê íåáëàãîïðèÿòíûì èçìåíåíèÿì â èõ ðàçâèòèè, ê âîçíèêíîâåíèþ äàæå íåêîòîðûõ ïñèõîïàòè÷åñêèõ ÷åðò. Äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòíûõ êà÷åñòâ ðåáåíêà çíà÷èìà òà ñåìåéíàÿ àòìîñôåðà, â êîòîðîé æèâåò ðåáåíîê: çàíèìàþò ëè ðîäèòåëè ïî îòíîøåíèþ ê íåìó åäèíóþ ïîçèöèþ èëè ðàçíóþ, ïðîÿâëÿþò ëè îíè ê íåìó ïðåèìóùåñòâåííî ñòðîãîñòü è òðåáîâàòåëüíîñòü èëè æå íåæíîñòü è ïðåäóïðåäèòåëüíîñòü íîñÿò ëè â ñåìüå òåïëûé, äðóæåñòâåííûé õàðàêòåð èëè â íèõ ïðåîáëàäàþò îôèöèàëüíîñòü õîëîäíîñòü è ò.ï. Çàìå÷åíî, ÷òî â òåõ ñåìüÿõ, ãäå ðîäèòåëè, íå ïðîÿâëÿÿ äîñòàòî÷íîãî òåïëà ê ðåáåíêó, ÷àñòî ïîäìåíÿþò åãî íàâÿç÷èâûì êîíòðîëèðîâàíèåì, íàçèäàòåëüíîñòüþ è ìîðàëèçàòîðñòâîì, äîïóñêàþò îñêîðáëåíèÿ è óíèæåíèÿ, âûñìåèâàíèå è ôèçè÷åñêèå íàêàçàíèÿ çà ïðîìàõè è íåóäà÷è, äåòè âûðàñòàþò íåóâåðåííûìè â ñåáå, ìàëî èíèöèàòèâíûìè, ñ çàíèæåííîé ñàìîîöåíêîé è ïðèòÿçàíèÿìè. Ýòè êà÷åñòâà ìåøàþò ïîëíîöåííîìó ðàçâèòèþ ðåáåíêà íå òîëüêî â äîøêîëüíûå ãîäû, íî è â äàëüíåéøåé æèçíè.
Äåòè, âîñïèòàííûå â àòìîñôåðå äîáðîæåëàòåëüíîñòè è ïîääåðæêè, èìåþò íåìàëî ïðåèìóùåñòâ — ó íèõ áîëüøå âîçìîæíîñòè äëÿ ðàçâèòèÿ ñâîåé àêòèâíîñòè, îíè ÷àùå ïðîÿâëÿþò òâîð÷åñêèé ïîäõîä, îðèãèíàëüíîñòü, äðóæåñêèå ÷óâñòâà, îáíàðóæèâàþò áîëüøå ýìîöèîíàëüíîñòè â ñâîèõ âçàèìîîòíîøåíèÿõ, íåæåëè èõ ñâåðñòíèêè, æèâóùèå â óñëîâèÿõ èçëèøíåé ñòðîãîñòè, äåôèöèòà òåïëîòû, ëàñêè.
Íà çäîðîâüå ðåáåíêà è ðàçâèòèå ó íåãî ëè÷íîñòíûõ îñîáåííîñòåé áîëüøîå âëèÿíèå îêàçûâàåò ñòðóêòóðà ñåìüè è õàðàêòåð âíóòðèñåìåéíûõ îòíîøåíèé. Ãàðìîíè÷íîìó ðàçâèòèþ ëè÷íîñòè ÷àñòî ìåøàþò äëèòåëüíûå êîíôëèêòíûå ñèòóàöèè â ñåìüå, ðàçâîäû ðîäèòåëåé, âîñïèòàíèå åäèíñòâåííîãî ðåáåíêà è äð.  òàêèõ ñåìüÿõ äåòè ÷àñòî ñòðàäàþò íåâðîçàìè, õóæå ó÷àòñÿ, îòñòàþò â ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè, ÷àñòî áîëåþò ðàçëè÷íûìè ñîìàòè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè.
Åñëè òàêîé ðåáåíîê çàáîëåâàåò, ïðîèñõîäèò äàëüíåéøàÿ àñòåíèçàöèÿ îðãàíèçìà, âåäóùàÿ ê ñíèæåíèþ ôèçè÷åñêîé è ïñèõè÷åñêîé àêòèâíîñòè, ê îñëàáëåíèþ åãî ðåàêòèâíîñòè â îòíîøåíèè äðóãèõ íåáëàãîïðèÿòíûõ âíåøíåñðåäîâûõ ôàêòîðîâ è ïðåäðàñïîëàãàþùàÿ ê íîâûì çàáîëåâàíèÿì.
 ñëîæíîì ïðîöåññå ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè ó÷àñòâóþò ìíîãèå ôèçè÷åñêèå, áèîëîãè÷åñêèå è ñîöèàëüíûå ôàêòîðû. Äëèòåëüíîå îòðèöàòåëüíîå âëèÿíèå ýòèõ ôàêòîðîâ íà ðàñòóùèé è ðàçâèâàþùèéñÿ îðãàíèçì ðåáåíêà ìîæåò ïðèâåñòè ê àíîìàëüíîìó ðàçâèòèþ ëè÷íîñòè è ñïîñîáñòâîâàòü âîçíèêíîâåíèþ íåðâíî-ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ. Äëÿ âîñïèòàíèÿ ãàðìîíè÷íîé ëè÷íîñòè è ïðåäóïðåæäåíèÿ íåðâíî-ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ ó äåòåé îãðîìíîå çíà÷åíèå èìååò ñîöèàëüíî — ýêîíîìè÷åñêàÿ ñòðóêòóðà îáùåñòâà, ñèñòåìà ãîñóäàðñòâåííûõ è ìåäèöèíñêèõ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé.  ïðîöåññå ðàçâèòèÿ ïðîèñõîäèò ôîðìèðîâàíèå ðåáåíêà êàê ëè÷íîñòè, îòðàæàþùåé ñîöèàëüíóþ ñòîðîíó åãî ðàçâèòèÿ, åãî îáùåñòâåííóþ ñóùíîñòü.
Источник