Развитие личности ребенка от рождения до 16 лет
Коллектив авторов
Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати
Автор концепции проекта «Развитие личности ребенка от рождения до шестнадцати лет» Валентина Николаевна Ильина, практический психолог
Научный редактор Лариса Арсеньевна Головей, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета
ООО «Рама Паблишинг», 2017
* * *
Авторский коллектив
АВЕРИН Вячеслав Афанасьевич (Санкт-Петербург), доктор психологических наук, профессор, декан факультета клинической психологии, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга.
ГОЛОВЕЙ Лариса Арсеньевна (Санкт-Петербург), доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета.
ГРАНОВСКАЯ Рада Михайловна (Санкт-Петербург), доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета; академик Балтийской академии педагогических наук и Международной академии акмеологии.
САВЕНКОВ Александр Ильич (Москва), доктор психологических наук, доктор педагогических наук, директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета.
КАЗАНСКАЯ Валентина Георгиевна (Санкт-Петербург), доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.
СЛОБОДЧИКОВ Илья Михайлович (Москва), доктор психологических наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета.
КУЛИКОВ Александр Матвеевич (Санкт-Петербург), доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры педиатрии и детской кардиологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И. И. Мечникова, руководитель Учебно-методического центра по развитию клиник, дружественных к молодежи (при поддержке ЮНИСЕФ).
ДАНИЛОВА Марина Викторовна (Санкт-Петербург), кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, психолог-консультант.
РЫКМАН Людмила Владимировна (Санкт-Петербург), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, руководитель Центра профессионально-личностного консультирования.
САПОЖНИКОВА Светлана Евгеньевна (Екатеринбург), кандидат психологических наук, доцент кафедры русского языка Уральского федерального университета им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина, главный редактор издательства «Рама Паблишинг».
ИСАЕВ Дмитрий Дмитриевич (Санкт-Петербург), кандидат медицинских наук, психотерапевт, сексолог.
ИЛЬИНА Валентина Николаевна (Екатеринбург), практикующий психолог, специалист Дома детства и юношества Кировского района г. Екатеринбурга.
ВОРОБЬЕВА Ульяна Трофимовна (Екатеринбург), педагог-психолог высшей категории, ведущий специалист Екатеринбургского центра психологической поддержки несовершеннолетних «Диалог», семейный психолог-консультант, гештальт-терапевт.
ШЕПТИХИНА Галина Васильевна (Екатеринбург), детский психолог-психоаналитик, специалист Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии (ЕКПП).
СМИРНОВА Александра Владимировна (Санкт-Петербург), преподаватель педагогического колледжа № 1 им. Некрасова.
НИФОНТОВ Сергей Анатольевич (Екатеринбург), специалист по работе с детьми и молодежью, замдиректора по развитию ООО «Центр новых информационных технологий».
ТКАЧЕВА Ольга Юрьевна (Пермь), заместитель директора МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Перми, методист-эксперт НУ «Пермский научно-исследовательский центр авитальной активности», детский и семейный психолог высшей категории.
ДЕРЯГИНА Юлия Юрьевна (Екатеринбург), психолог (консультант), тренер и супервизор Центра социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи «Форпост».
БАБИЕВСКАЯ Елена Кирилловна (Москва), психолог, психотерапевт, руководитель Психологического центра на Пятницкой, член Европейской ассоциации психотерапии (ЕАП), специалист по зависимостям, выходу из кризиса и улучшению качества жизни.
РОМАНЕНКО Ирина Викторовна (Москва) психотерапевт, индивидуальный и семейный коуч.
OРЛОВА Oксана Анатольевна (Москва), семейный и детский психолог, психотерапевт, гематолог-терапевт, ведущий специалист Пситерапевтического центра «Парабола».
CУСЛОВА Eлена Леонидовна (Москва), психотерапевт, семейный психолог, специалист по женско-мужским отношениям.
ЛАТЫПОВ Роберт Рамилевич (Пермь), историк, председатель Пермского краевого отделения Международного общества «Мемориал».
КИЗИЛОВА Ирина Дмитриевна, журналист, руководитель общественной правозащитной приемной Пермского краевого отделения Международного общества «Мемориал», член призывной комиссии Пермского края.
АНИКИНА Татьяна Владимировна (Екатеринбург), юрист.
Предисловие редактора
Дорогие читатели!
С радостным ожиданием, тревогой и волнением, удивлением и легкой грустью вы наблюдаете за тем, как ваш выросший ребенок вступает во взрослую жизнь. Каждый день он открывает что-то новое: в себе, в вас, в других окружающих людях, в мире. Это новое манит неизведанными перспективами и отзывается в сознании подростка множеством мыслей, чувственно-ярких образов, переживаний. Вокруг подростка – словно бурлящий поток, но и его внутренняя жизнь не менее бурная и сложная.
Ваш подросток, как и большинство его сверстников, ежедневно подбрасывает вам множество задач, для решения которых вам приходится изменяться. Но, как и многие поколения до вас, скорее всего, вы не успеваете приспособиться к своему подростку: он меняется слишком быстро, не оставляя вам времени на то, чтобы осмыслить, как правильно реагировать на его слова, действия и поступки, в которых все четче проступает его личность.
Признавать подростка, который до отчаяния настойчиво ищет ответ на очень важный вопрос «Кто я?», равновеликим себе – сложная задача для любого родителя. Но не потому, что возраст «трудный», а потому, что ваши уважение и безусловная любовь в этот период проходят особое испытание на прочность. Так сложно поддерживать, когда твою поддержку отвергают, любить – когда любовь дарят другим, уважать – когда то, что ты ценишь, обесценивается. Словно бы защищаясь от наших незнакомцев-подростков, мы забираемся на свои колокольни, откуда, пристально вглядываясь в их сегодня, строим прогнозы на близкое и отдаленное завтра уже взрослых детей.
К счастью, большинство подростков не замечают нашего отдаления. Мы для них – некая неизменная данность, часть того мира, который стал тесен и мал и из которого им во что бы то ни стало надо выбраться. И им это удается. Хотя не всегда без потерь и шишек, психологических травм и потрясений.
В то же время если у наших подростков едва ли есть выбор, становиться взрослыми или нет, то у нас, взрослых, выбор определенно есть: помочь развернуться их личности в полную мощь, осознать свое место в мире, стать самостоятельными, уверенными, окрыленными мечтами и жизненными перспективами – или отстраниться, отойти в сторону. Увы, есть и такие взрослые, кто расставляет на пути взросления препятствия, которые подросткам придется преодолевать в непростой борьбе за свою независимость.
Эта книга предоставляет возможность каждому взрослому сделать правильный выбор. Такой, который позволит проявить свою психологическую грамотность, умение наблюдать, слушать и слышать, понимать и в любой момент приходить на помощь ребенку, а также приобрести уникальный по своей значимости и ценности опыт взаимодействия с подростком.
Источник
РАЗВИТИЕ
ЛИЧНОСТИ
РЕБЕНКА
ОТ РОЖДЕНИЯ
ДО ШЕСТНАДЦАТИ
ЛЕТ
АВТОРИТЕТНЫЕ
ПСИХОЛОГИ
РОССИИ
РАЗВИТИЕ
ЛИЧНОСТИ
РЕБЕНКА
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО гОДА
Издание
переработанное и дополненное
Екатеринбург
Рама Паблишинг
УДК 159.922.7
ББК 88.8
Р 17
Разработка концепции серии
Валентина Николаевна Ильина,
практический психолог
Научный редактор
Лариса Арсеньевна Головей,
доктор психологических наук, профессор,
заведующая кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета Р17 Развитие личности ребенка от рождения до года. – Изд. перераб. и доп. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. – 312 с. — (Серия «Развитие личности ребенка»).
ISBN 978-5-91743-006-5 ISBN 978-5-91743-002-7 (серия) «Развитие личности ребенка от рождения до года» — первое издание в серии, книги которой рассказывают современным родителям о том, как ребенок растет и развивается на протяжении всего детства:
от рождения до шестнадцати лет.
Рождение ребенка ставит перед молодыми родителями множество вопросов, один из самых главных — как ему помочь вырасти сильной, гармонично развитой личностью. Книга отвечает на вопросы о том, как общаться с малышом до его появления на свет, как связаны рождение ребенка и возраст семьи, как формируется доверие между родителями и ребенком, как развиваются эмоции, речь младенца, как он познает мир. Взрослые узнают о психическом и физическом здоровье малыша, о том, как заботиться о нем в первый год жизни и что делать в случае, если ребенок — особенный.
Издание адресовано родителям, психологам, педагогам, социологам, педиатрам, специалистам центров планирования семьи, поддержки молодых родителей и др.
УДК 159.922.7 ББК 88.8 © ООО «Рама Паблишинг», 2010 СОДЕРжаНИЕ Авторский коллектив……………………………………………. 8 Благодарность читателям……………………………………… 10 Предисловие редактора…………………………………………. 11 Введение………………………………………………………….. 15 Часть I. СЕмья, гДЕ ДВОЕ — ты И я…………………….
–  –  –
аВтОРСКИй КОллЕКтИВ аВЕРИН Вячеслав афанасьевич (Санкт-Петербург), доктор психологических наук, профессор, декан факультета клинической психологии, заведующий кафедрой общей и клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической академии.
ДОБРяКОВ Игорь Валериевич (Санкт-Петербург), кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии с курсом детско-подростковой терапии Санкт-Петербургской академии последипломного образования, председатель секции пренатальной психологии, психопатологии и психотерапии Санкт-Петербургского общества психологов, психиатр высшей категории.
ОСОРИНа мария Владимировна (Санкт-Петербург), кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт-Петербургскoro государственного университета, вице-президент Петербургского психологического общества.
СлОБОДЧИКОВ Илья михайлович (москва), доктор психологических наук, профессор московского городского психолого-педагогического института, психолог высшей категории.
ПатРаКОВ Эдуард Викторович (Екатеринбург), кандидат педагогических наук, заместитель директора по инновационному развитию Свердловского областного базового медицинского колледжа.
лЕБЕДЕВа Ирина Борисовна (Екатеринбург), кандидат медицинских наук, заведующая отделением повышенного уровня образования Свердловского областного базового медицинского колледжа.
мЕламЕД геннадий моисеевич (Измаил), педиатр высшей категории, семейный врач.
НИФОНтОВ Сергей анатольевич (Екатеринбург), старший преподаватель кафедры организации работы с молодежью Уральского государственного технического университета — УПИ, заместитель директора по научно-методической работе государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Дом молодежи».
яКОВлЕВа Юлия анатольевна (Екатеринбург), медицинский психолог, юрист.
КОЧЕВа Елена Владимировна (Екатеринбург), психолог.
ИльИНа Валентина Николаевна (Екатеринбург), практический психолог.
БлагОДаРНОСть ЧИтатЕлям за НЕСКОльКО лЕт жизни серия «Развитие личности ребенка» обрела почитателей в лице десятков тысяч взрослых — родителей, бабушек и дедушек, специалистов из разных городов России и из-за рубежа, в том числе из германии, Израиля, Великобритании, СШа.
Письма, в которых читатели делились своими впечатлениями о содержании книг, убедили творческий коллектив в следующем:
1. Книги «Развитие личности ребенка» читает вся семья — большинство писем-откликов приходило от супружеских пар. Особенно приятно, что издания пользуются авторитетом и популярностью у пап — они высоко оценили основательность и энциклопедичность изданий, серьезный научный фундамент.
2. В письмах издателям, в высказываниях на форуме читатели подчеркивали, что книгам «Развитие личности ребенка» можно доверять, ведь они созданы авторитетными специалистами — психологами, педагогами, педиатрами.
3. Книги серии рекомендуют знакомым, родственникам — всем, у кого в семье растет человек.
4. Книги остаются в семье, ведь с таким надежным источником информации не страшно пройти путь молодых родителей еще раз. а потом, когда дети вырастут, подарить книги им.
5. Книги повышают психологическую грамотность родителей, отвечая на многие вопросы, связанные с развитием ребенка и взаимоотношениями с ним.
Благодарим вас, наши дорогие читатели, за то, что уверили нас в необходимости и важности выпуска книг серии «Развитие личности ребенка», и желаем дальнейших успехов в воспитании растущего человека!
ПРЕДИСлОВИЕ РЕДаКтОРа
ДОРОгИЕ ЧИтатЕлИ! Если вы взяли в руки эту книгу, значит, вам по какой-то причине близка тема, связанная с развитием самых маленьких детей — от рождения до года. Возможно, вы родители, а может — бабушки или дедушки, близкие родственники или друзья молодой семьи. главное, вас очень интересует, все ли в порядке с малышом, правильно ли он растет и развивается. Ведь вам вовсе не безразлично, каким он станет через год, два, три… Наша книга поможет решить многие вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей в первый и самый ответственный год жизни, когда закладывается потенциал ребенка — личностный, интеллектуальный, творческий и физический. И от того, насколько правильно взрослые оценивают значимость этого периода, зависит здоровье и в конечном итоге счастье малыша.
Конечно, такую ответственную тему можно доверить только профессионалам. Поэтому для вас трудились педиатры, психологи, педагоги, а также другие специалисты. Целью каждого из них было помочь родителям ответить на вопросы, встающие в период ожидания малыша и в первый год его жизни: дать сведения о психическом и физическом развитии, о режиме, кормлении и питании, о том, как ухаживать за ребенком, как определить, здоров ли он, как с ним играть, общаться, как научиться понимать этого маленького, но уже совершенно неповторимого человека, как радоваться с ним и вместе познавать мир.
В книге пять частей. Первая посвящена взаимоотношениям двух любящих людей, тому, насколько он и она готовы стать родителями, понимают всю ответственность, с которой должны подготовиться к встрече с малышом. Вторая часть рассказывает о сложном и интересном периоде, когда в жизни двоих появляется третий, со своим темпераментом и настроением, способный чувствовать отношение к себе и «рассказывать» об этом. Очень небольшой, но по значимости важнейший период новорожденности — от момента, когда малыш П р е д и С л о в и е р е д а к т о ра громким криком заявляет о своем приходе в мир, до полутора месяцев — описан в третьей части. здесь же вы узнаете о психическом развитии ребенка от полутора месяцев до года. Родителям тех детей, которые испытывают проблемы со здоровьем, будет полезно прочитать четвертую часть. завершает книгу пятая часть, в ней речь идет о том, насколько важна для любознательного малыша атмосфера его дома, с которого начинается познание мира и ощущение своей значимости в нем.
многих родителей интересует вопрос: как создать такую атмосферу в семье, чтобы малыш чувствовал себя уютно и уверенно? Ответить на него вам помогут советы, помещенные в рубрике «На приеме у психолога», где также объясняется, почему взрослым необходимо научиться уважать и понимать друг друга, не бояться откровенно делиться своими страхами и сомнениями. Другие рубрики: «азбука для пап и мам», «Секреты психологии», «Полезные советы», «Поиграйте с малышом» — предназначены для того, чтобы взрослые могли лучше понять мир ребенка и те процессы, которые он переживает в своем развитии.
«Развитие личности ребенка от рождения до года» является первой в настоящей серии. В последующих книгах мы расскажем о том, как развиваются все жизненно важные системы ребенка в периоды от года до трех, от трех до пяти лет, от пяти до семи, от семи до одиннадцати и от одиннадцати до шестнадцати. Чем обусловлено такое деление по возрастам?
Каждый человек в течение своей жизни переживает кризисные периоды, предшествующие наступлению новых этапов в его развитии (физическом, эмоциональном и т. д.). такие кризисы, отделяющие один этап от другого, начинаются еще в детстве, причем каждый из них связан с подготовкой ребенка к определенным видам деятельности, получившим в психологии название ведущих.
так, ведущим видом деятельности первого года жизни является непосредственно-эмоциональное общение. В период от года до трех на первый план выходит предметно-манипулятивая деятельность. В следующий период актуальной становится сюжетно-ролевая игра, которая постепенно уступает место учебной деятельности. Учебная деятельность в свою очередь сме
П р е д и С л о в и е р е д а к т о ра
няется интимно-личностным общением. а далее наступает период зрелости.
Каждая книга отражает сущность рассмотренного в нем возрастного периода, основные психические новообразования и проблемы этого возраста, включая медицинские и педагогические аспекты. При этом все они взаимосвязаны, линия одной темы находит логическое продолжение в следующем томе, и наоборот, более старший возраст требует обращения к более раннему периоду.
Непосредственно-эмоциональное общение, свойственное возрасту, о котором идет речь в этой книге, характеризуется особой, никогда более не повторяющейся атмосферой эмоционального контакта матери, а также других близких взрослых и ребенка. От того, каким будет это общение, во многом зависит дальнейшее развитие малыша и его становление как личности.
Поэтому весь том построен на принципах взаимосвязи «ребенок — семья».
Для родителей издание является своего рода путеводителем по таинственному и интересному миру детства.
а теперь о тех, кто написал для вас эту книгу.
–  –  –
ДОБРяКОВ Игорь Валериевич: «Рождение ребенка и возраст семьи».
СлОБОДЧИКОВ Илья михайлович: вступление, «Он плюс она: взаимное притяжение».
Часть II. жИзНь ДО РОжДЕНИя ДОБРяКОВ Игорь Валериевич: «Почему так важно планировать беременность», «Свершение чуда: как начинается жизнь», «малыш все чувствует. а мама?», «Начало психической жизни», «Контакт? Есть контакт!».
СлОБОДЧИКОВ Илья михайлович: «Школа любви», «Беременность: счастье или испытание?».
Часть III. Самый ВажНый — ПЕРВый гОД аВЕРИН Вячеслав афанасьевич: вступление, «Первый год — и вся последующая жизнь», «Врожденные
–  –  –
способности новорожденного», «Психическая жизнь новорожденного», «Психическое развитие младенца», «Психология взаимоотношений между матерью и ребенком», приложение.
СлОБОДЧИКОВ Илья михайлович: «Что умеет младенец», «Формирование доверия между родителями и ребенком».
Часть IV. зДОРОВьЕ ДО РОжДЕНИя И В ПЕРВыйгОД жИзНИ
мЕламЕД геннадий моисеевич: «здоровье будущей мамы», «здоровье новорожденного», «здоровье малыша в первый год жизни».
лЕБЕДЕВа Ирина Борисовна: «Организация безопасного пространства для ребенка».
НИФОНтОВ Сергей анатольевич, яКОВлЕВа Юлия анатольевна: «Внимание: особенный малыш!».
Часть V. малыШ И ЦИВИлИзаЦИя ОСОРИНа мария Владимировна: «значение колыбельной песни в формировании модели мира у маленького ребенка», «Освоение домашнего пространства: материализация я».
В издании также приняли участие:
ПатРаКОВ Эдуард Викторович: введение, заключение, рубрика «На приеме у психолога».
КОЧЕВа Елена Владимировна: рубрика «Поиграйте с малышом».
ИльИНа Валентина Николаевна: рубрика «азбука для пап и мам».
ВВЕДЕНИЕ УСКОльзНУВШЕЕ В НЕБытИЕ детство оставляет нам воспоминания и ощущения, отголоски которых вливаются в нашу жизнь, порой надолго определяя ее ритмику. Детская душа — послушный настройке инструмент и одновременно камертон, по которому можно сверять звучание взрослой жизни.
Детские ощущения счастья и беззаботности приходят к нам как надежда на лучшее в период трудностей и неудач. Детские мечты во многом ориентиры и маяки для нас. Опросы людей, считающих себя счастливыми, показывают, что большинство из них воплотило в жизнь свои детские мечты. Причем счастливые мужья видят и ощущают любовь женскую как продолжение любви материнской и созвучие с ней.
любовь родительская естественна для взрослых, давших начало новой жизни, и ей же необходима. Это непреложная истина, и вряд ли кто-то станет ее оспаривать.
Но каждый вкладывает свой смысл в понятие любви. Одни видят в ней всепрощение, другие — заботу о благополучии, третьи принимают младенца таким, каков он есть.
то, как мы относимся к ребенку, определяет и стиль его воспитания. Взаимодействие и общение со взрослыми нужно младенцу, как пища, как уход, как молоко матери.
Но практически перед каждым родителем встают вопросы, ответам на которые посвящены многие работы педагогов и психологов. Пожалуй, один из самых важных вопросов — как именно общаться и воспитывать? Ведь мир младенца — это совершенно иной, чем наш, взрослых, мир. маленький ребенок по-иному мыслит (да, именно мыслит), его переживания — отражение родительских эмоций, его счастье — в чувстве безопасности, а его восприятие мира настолько тонко и непосредственно, что ребенок порой вообще не отделяет себя от всего мира. Поэтому и общение с младенцем — это целое искусство, тень и отблески которого падают на всю дальнейшую жизнь.
Сегодня в психологии раннему детству уделяется все более значительное внимание. Причина тому — открытие новых возможностей у младенцев. Например, введение некоторые европейские ученые утверждают, что младенцу свойственны те же биологические механизмы, что и высшим позвоночным. Одним из них является механизм импринтинга, когда ребенок неосознанно способен копировать (либо стремиться копировать) движения и речь матери. Этот вопрос еще обсуждается среди ученых, но вы сами можете провести небольшой эксперимент: улыбнитесь младенцу или сделайте какую-либо гримасу. личико малыша тотчас изменится. Что это: ответ вам или просто реакция копирования?
Но так или иначе этот механизм применим в практике семейного воспитания. Улыбнитесь плачущему малышу. Возможно, этого будет достаточно, чтобы он успокоился!
С первых дней формируется у ребенка и образ себя, свое эмоциональное ощущение. Из этого ощущения вдальнейшем вырастают и самооценка, и самоуважение.
а на формирование образа себя влияют не только чувства родителей, но и грамотно построенные отношения с ребенком. Поэтому у родителей должны быть еще и определенные знания о возрастных особенностях развития ребенка.
Вы знаете, чего хочет ребенок, когда плачет или когда тянется к вам, какие игрушки и в каком возрасте нужны ребенку, когда у него появятся первые слова? Очень немногие родители могут точно ответить на эти и многие другие вопросы, связанные с развитием ребенка.
Книга, изначально задуманная как неторопливая беседа психологов, переросла в единую медикопсихолого-педагогическую и семейную консультацию.
младенчество немыслимо без родительства, и прежде всего без материнства. а родительство — это семья. Поэтому отдельную главу мы не могли не посвятить семье, ее кризисам.
младенчество неотделимо и от периода появления на свет. Более того, очень важна психологическая подготовка к беременности, как и подготовка к зачатию!
Если ребенок заболел, начал капризничать и вы не знаете, как его успокоить, если вы хотите узнать, как уметь «читать» его настроение по плачу или движениям ручек и ножек… здесь написано обо всем.
авторы этой книги — психологи, педагоги, врачи — обстоятельно и доступно стремятся рассказать внимавведение тельным родителям, как должно проходить нормальное развитие ребенка, как сразу после рождения определить, есть ли у него отставания, и если есть, то как наверстать упущенное. Уходя от наставлений и морализирований, специалисты рассматривают конкретные примеры из практики семейного консультирования, знакомят с успехами и опытом тех, кто, возможно, живет с вами по соседству и воспитывает своего ребенка.
В этой работе аккумулированы последние достижения системы наук о младенчестве. Она будет полезна не только тем, у кого уже есть дети, но и создающим семью
Источник