Развитие личности ребенка на занятиях кружков
«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің Қостанай қаласы әкімдігі техникалық шығармашылық мектебі» МКҚК
ГККП «Школа технического творчества акимата города Костаная
отдела образования акимата города Костаная»
Развитие личности на кружке
начального технического моделирования.
Педагог: Онегина Елена Борисовна
Развитие личности на кружке
начального технического моделирования.
Онегина Е.Б., руководитель кружка
начального технического моделирования
Современный мир все чаще акцентирует внимание на индивидуальных качествах личности, на ее персональных способностях и личных достижениях. Реализовать свои таланты и способности ребята с успехом могут в Школе технического творчества. ШТТ – это целый мир, это страна под названием «Творчество», где происходит проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями, чтобы школа стала для него вторым домом, чтобы приходил он сюда с удовольствием и чтобы здесь он сумел самореализоваться. Кружок начального технического моделирования способствует этому.
Техническое моделирование и конструирование является актуальным направлением в современной системе дополнительного образования. Общеобразовательная школа в силу перегруженности учебной программы не может уделить достаточно внимания детям, чьи технические способности являются явно доминирующими и требующими воплощения в создании моделей и технических конструкций. На помощь юному моделисту приходят педагоги дополнительного образования. Главная цель педагога – создать реальные условия для формирования творческой личности, здоровой и духовно, и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности. Цель работы кружка «Начальное техническое моделирование» — создание условий для развития личности, способной к техническому творчеству. Задачи кружка:
формировать позитивную самооценку, самоуважение, навыки самостоятельности и самоконтроля; потребность в самореализации
формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве;
развивать умение решать творческие задачи, развитие способностей;
воспитывать культуру труда, бережное отношение к материалам и инструментам.
Предлагаемые на кружке виды деятельности являются целесообразными для детей младшего школьного возраста, так как учтены психологические особенности школьника, уровень умений и навыков обучающихся, а содержание программы «Начальное техническое моделирование» отображает круг интересов ребенка данного возраста. Педагогу необходимо так организовать занятия, чтобы дети научились изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формулировать интересы и осознавать себя. Мой опыт подсказывает, что кроме знаний по освоению дополнительной образовательной программы важно стимулировать детей к непрерывному саморазвитию, создавать условия для самореализации. Ребёнок, придя в кружок НТМ, хочет построить свою первую модель, продемонстрировать её качества педагогу и кружковцам, сравнить свою модель с другими моделями.
На первых порах дети воспроизводят объекты окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами. С увеличением практического опыта, они начинают сами творить и создавать. В этом случае дети выполняют свою работу осмысленно, учатся применять на практике полученные знания, постепенно приобретают конструкторские, рационализаторские и изобретательские навыки и умения. Несмотря на то, что первые модели, изготавливаемые ребятами, бесхитростны на первый взгляд, они действующие, и с ними можно участвовать в соревнованиях. Соревнования предполагают соблюдение технического регламента, оценивание внешних данных модели, её технических характеристик.
Первые успехи в техническом моделировании вызывают желание изготавливать новые, более сложные модели, способствуют воспитанию трудолюбия. Если ребенок в будущем не станет авиатором или конструктором, навыки, полученные им на занятиях в кружке, помогут ему в жизни, какую бы профессию он себе ни выбрал. Техническое моделирование– это кружок для тех мальчишек, которые хотят стать настоящими мужчинами – умелыми, грамотными, которые не боятся трудностей и знают, как их преодолеть.
В процессе обучения, при изготовлении моделей, используются разнообразные материалы: начиная от простейшего картона, кусочков древесины – до современных: пластика, композитных материалов. Качество изделий во многом зависит от того, насколько правильно дети производят разметку. Это очень важный этап работы. Обучающиеся, как правило, не придают должного значения разметке, торопятся скорее сделать само изделие, и, в конечном счёте, получается брак, что вызывает разочарование, неуверенность в собственных силах. Возрастной особенностью младших школьников является активное включение в такую практическую деятельность, где можно быстро получить результат и увидеть пользу своего труда. Неудивительно поэтому, что многие из тех, кто впервые приходит в кружок, бросают занятия, не сумев построить ни одной серьезной модели. Зато те, кто освоил графические навыки и изготовление достаточно простых моделей, как правило, взрослея, переходят в кружки авиа — судо — авто — моделирования, а затем выбирают и профессии, связанные с техническим направлением. На начальных этапах обучения предлагаются наиболее простые плоские модели, изделия, изготавливаемые по шаблону, затем конструкции постепенно усложняются, соответственно усложняется и графическая работа.
Техника – дело конкретное, практическое, ограничиться словесным изучением её просто невозможно. Практическая работа на занятиях технического моделирования занимает 80-90% времени. На занятиях речь идёт не о том, что делать (выбор объектов велик), а о том, как делать. Моделируя различные аппараты, изучая историю их создания, знакомясь с их конструкцией и технологиями изготовления, дети узнают самые современные технические решения. Например, занимаясь моделированием отечественных летательных аппаратов, ребята знакомятся с историей их создания и с биографией их конструкторов. Теоретическая работа с детьми строится на основе кратких бесед и пояснений по ходу процесса обучения. Чтобы интерес к теоретическим знаниям был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно. На занятиях детям предлагаются фотографии, рисунки, готовые образцы моделей. Как собирать изделие, в какой последовательности, какие знания можно приобрести, какие творческие и познавательные задачи могут и должны ставиться и решаться при сборке той или иной модели – эти вопросы решаются в ходе работы. Поэтому в целях активизации деятельности используются такие методы, как беседа, рассказ, объяснение, показ приёмов работы, конструкционные и инструкционные карты и т.д.
В младшем школьном возрасте у детей уже возникли и получили первоначальное развитие все основные виды деятельности: трудовая, познавательная и игровая. Игровая деятельность оказывает сильное влияние на формирование и развитие умственных, физических, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребёнка. Игра неразрывно связана с развитием активности, самостоятельности, познавательной деятельности и творческих возможностей детей. Введение элементов игры в процессе подготовки младших школьников к конструкторско-технической деятельности содействует тому, что дети сами начинают стремиться преодолевать такие задачи, которые без игры решаются значительно труднее.
Занятия моделированием являются отличной школой развития у детей творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков, способностей к техническому творчеству. Деятельность в кружке дает широкие возможности для умственного, трудового и нравственного воспитания ребенка. При регулярных занятиях происходит:
-РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО И ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
-РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ
-РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ МЫШЛЕНИЯ
-РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ
-ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПОСТАНОВКИ ЦЕЛИ И УМЕНИЕ ЕЁ ДОБИВАТЬСЯ
-РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ
-РАЗВИТИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
-РАЗВИТИЕ САМООРГАНИЗОВАННОСТИ И АККУРАТНОСТИ
-ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ
-РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
-РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ
-РАЗВИТИЕ ДИЗАЙНЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Основным показателем успешности реализации комплексной образовательной программы «Начальное техническое моделирование» является:
постоянный состав и сохранность контингента обучающихся;
наличие эмоционально благоприятной атмосферы между детьми, родителями;
расширение круга общения и положительная мотивация детей к процессу обучения и воспитания.
Занятия детей в кружке способствуют формированию у них не только созерцательной, но и познавательной деятельности. Стремление научиться самому строить модели из различных материалов, научиться пользоваться ручным инструментом, изучить основы машиностроения, участие в соревнованиях и конкурсах по моделизму с построенными своими руками моделями способно увлечь ребят, отвлечь от пагубного влияния улицы и асоциального поведения.
Источник
Значение декоративно-прикладных кружков для всестороннего развития ребёнка.
Кружковая работа – одна из форм дополнительного образования и является составной частью учебно- воспитательного процесса. Она проводится в свободное от уроков время и помогает сделать досуг детей увлекательным и интересным, способствует развитию творческой, всесторонне развитой личности.
Ни для кого не секрет, что большую часть своего свободного времени современные дети проводят в сети Интернет. Какой подарок мечтает получить современный ребёнок на свой день рождения или на Новый год? Ещё не так давно дети мечтали о куклах, роликах, велосипедах. Сейчас всё изменилось. Самым лучшим, самым желанным подарком для современного ребёнка является планшет, ноутбук, компьютер.
Психологи уже давно бьют тревогу, утверждая, что неконтролируемое взаимодействие детей с компьютером, игровыми приставками, современным гаджетами негативно сказывается на формировании личности, не говоря уже о тех опасностях, которые могут подстерегать маленького доверчивого человека при общении в социальных сетях, чатах и т.п. Нередко оторвать ребенка от монитора можно только со скандалом — так красочен и динамичен виртуальный мир, в который он погружается и который сам творит. Интернет подстраивается под их нужды, предоставляя иллюзию выбора, иллюзию дружбы, иллюзию полноценной жизни.
Ребенок, который проводит дни напролет один на один с компьютером, рано или поздно начинает испытывать трудности в общении со сверстниками, оказывается неспособным заводить новые знакомства, теряет контакт даже с теми, с кем раньше был близок. Играя в компьютерную игру, он имеет прекрасную возможность почувствовать себя сильнее, смелее, красивее. Словно по волшебству, он становится настоящим героем! Игры открывают для него новый мир. Там ребенок чувствует себя великим полководцем, космическим воином; он учится хитрости, ловкости, смелости и мудрости, но не реальной. В реальной жизни он не всегда может зашнуровать ботинки или пришить оторвавшуюся пуговицу.
Младший школьный возраст – это период активного развития ребёнка как личности. Именно в этом возрасте необходимо направлять и корректировать деятельность ребёнка в разных направлениях, так как именно сейчас он формирует свою точку зрения, свой характер.
Каждый ребёнок представляет собой индивидуальный мир. У каждого свои способности, возможности, потребности. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течении его жизни, под влиянием обучения и воспитания.
Особой популярностью среди детей младшего и среднего школьного возраста пользуются декоративно- прикладные кружки. В.А. Сухомлинский писал, что “ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка”. На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.
Декоративно-прикладное искусство таит в себе огромные возможности для развития творческого потенциала, фантазии и интуиции, для ощущения ребёнком радости ручного труда как творчества. Ознакомление с произведениями народного декоративно- прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.
Занятия в кружке –это дарит общение со сверстниками. Как правило, в кружках или секциях царит более неформальная обстановка, чем в школе. Дети приходят в различные кружки в соответствии со своими интересами, а значит, там намного проще найти друзей, восполнить дефицит живого общения. При создании коллективных работ объединяться для общего дела, договариваться о выполнении объёма работы, учитывать интересы друг друга, умения действовать согласованно. Формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобится- помочь другому. Занятия в кружке способствуют повышению самооценки ребёнка.
Посещая кружок, заниматься в котором действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха. Пусть небольшого, но очень важного для него. Эта маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не только в ситуациях занятий в кружке, но и в жизни вообще. Нередко успех на кружке помогает ребёнку повысить успеваемость по школьным дисциплинам.
На кружке дети не только знакомятся с народным декоративно -прикладным творчеством- но и учатся самостоятельно выполнять полезные и нужные в повседневной жизни вещи, украшать их.
Перед ними не только краски, карандаши и глина, но и дерево, картон, бумага, бисер, проволока; у них развивается чувство материала, фактуры, поверхности. Дети режут, клеят, гнут, придают форму, решают проблему пространства, пропорций- здесь обилие трудовых процессов. Ребёнок чувствует себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать своё отношение к миру.
Он создаёт продукт своего творчества, который доставляет радость и ему и взрослым. Ребёнок видит, как серьёзно оценивается его работ, поэтому и сам относится к ней всерьёз. Таким образом, в процессе создания детьми предметов декоративно-прикладного искусства закрепляются знания эталонов цвета и формы, формируются достаточно четкие и полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства, развивается нестандартность мышления, умение наблюдать и всматриваться, обогащается творческое стремление детей преобразовывать мир.
При овладении техникой какого-либо из видов декоративно-прикладного искусства у детей развиваются различные мыслительные операции как :анализ, синтез, сравнение, обобщение Не менее важным аспектом для младших школьников в занятиях декоративно-прикладным искусством является развитие моторики, в момент работы с различного рода материалом.
Что же такое мелкая моторика? Под термином «мелкая моторика» понимается высокодифференцированные точные движения пальцев руки и элементов артикуляционного аппарата. Моторика рук тесно связана со слухом, ощущениями, восприятиями и так далее, именно поэтому мы считаем это одним из важных элементов в развитии ребёнка. Сухомлинский В.А. писал, что истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Процесс развития мелкой моторики у учащихся, представляет собой сложную психическую деятельность, она взаимодействует с такими
высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
В процессе выполнения практических работ у детей воспитываются и нравственно волевые качества; трудолюбие, аккуратность, целеустремлённость, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
И отдельно следует остановиться на эстетическом воспитании детей средствами декоративно – прикладного творчества. Слово «эстетика» в переводе с древнегреческого означает «чувственное восприятие» и представляет собой учение о внешней форме и внутреннем содержании прекрасного в природе, общественной жизни, внутреннем мире человека. В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит важная роль. Именно эстетическое воспитание делает человека полноценно , всесторонне развитой личностью .
В эстетическом воспитании детей выделяют две группы задач:
— Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения к окружающему миру. Это предусматривает развитие в детях художественного вкуса, потребности в познании прекрасного и умения чувствовать и видеть красоту через ознакомление с природными и общественными явлениями в быту, в игре, в процессе труда, в общественной жизни и т.д.
— Вторая группа задач направлена на формирование художественных навыков и развитие творческих способностей детей – обучение музыке, пению, рисованию, лепке, словесному творчеству и многим другим видам творческой деятельности.
Декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании имеет огромное значение. В процессе общения ребенка с явлениями искусства приобретается и накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических впечатлений, знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей жизни. Великий педагог В.А. Сухомлинский был убеждён, что эффективную воспитательную работу школа может строить лишь на основе тысячелетнего опыта народной педагогики, культурно-исторических традиций и обычаев. И чем глубже и шире учащиеся изучают исторически сложившиеся виды народного творчества, тем последовательнее и успешнее они продолжают творческие традиции народа, и тем выше результаты формирования творческой личности.
Источник