Развитие личности ребенка и туризма

Развитие личности ребенка и туризма thumbnail

Наталья Богданова
Дошкольный туризм как средство всестороннего развития личности ребёнка

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны, а оздоровительная деятельность дошкольного образовательного учреждения — это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан. Результатом дошкольного образования согласно ФГОС ДО является воспитание свободного, инициативного, любознательного, самостоятельного, уверенного в своих силах человека с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего собственное мнение и умеющего отстаивать его. Для того, чтобы достигнуть этих целевых ориентиров ребёнок, прежде всего, должен быть здоровым – физически, психически и социально благополучным. ЗДОРОВЬЕ – базовая человеческая ценность, являющаяся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения духовных и материальных потребностей индивида. Среди современных детей седьмого года жизни более 40% «школьно-незрелых», что связано с ухудшением состояния здоровья детей, снижением функциональных возможностей. Современные дети в основном испытывают «двигательный дефицит», страдают незакалённостью. Модным стало слово гиподинамия, определение которой звучит угрожающе – нарушение функций организма при ограничении двигательной активности. Двигательная активность детей, по мнению многих ученых реализуется лишь на 40-50%. Статичное положение приводит к снижению силы и работоспособности скелетной мускулатуры, нарушению осанки, искривлению позвоночника, плоскостопию, вызывает обменные нарушения, приводит к ожирению. В связи с этим уже с детских лет возникает необходимость становления у ребёнка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих. Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья, профилактику заболеваний. Что для здоровья и жизни человека является самым важным? Для обеспечения здоровья важно многое, но главные «киты», на которых держится жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем человека. Вся система физического воспитания в дошкольном учреждении должна быть прежде всего ориентирована на развитие и совершенствование этих систем, основным средством которого является двигательная активность. Двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием нормальной жизнедеятельности ребёнка, его всестороннего развития и воспитания. Ведущей системой в организме ребёнка является скелетно-мышечная, все остальные развиваются в прямой зависимости от неё. Включение в интенсивную работу скелетно-мышечной системы ведёт к совершенствованию всех органов и систем – к созданию резервов мощности и прочности организма, которые и определяют меру крепости здоровья. Таким образом, оптимальная двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненно важных функций растущего организма. Рациональный двигательный режим, по мнению Ю. Ф. Змановского, должен включать физические и умственные нагрузки на благоприятном фоне, которые создает, в первую очередь, природное окружение. Зная, что туризм является одним из эффективных средств удовлетворения двигательных и познавательных потребностей человека, в образовательном процессе нами используется детский туризм. Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребёнку при отсутствии у него серьёзных патологий. Универсальность туризма еще и в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности. Туризм — эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека; средство расширения кругозора, познания красоты природы. Туристические прогулки, экскурсии, походы имеют ни с чем несравнимый общеоздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки на свежем воздухе в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, которое во многом и определяет меру крепости здоровья. В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт детей. Во время движения у детей совершенствуются навыки ходьбы по пересечённой местности. Туристические прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, но и совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества детей, формируются основы здорового образа жизни. Опыт походной жизни формирует у дошкольников первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, разбивать лагерь, тушить костер, оказывать первую помощь пострадавшему и др.). Изучение основ спортивного ориентирования (знание топографических знаков, работа с компасом,движение по карте и пр.) развивает все без исключения психические процессы, особенно внимание, мышление, память. Опыт показывает, что дети, прошедшие физическую и психологическую подготовку к возможным экстремальным ситуациям, оказавшись одни в лесу, ведут себя максимально собранно, без паники и растерянности и пытаются найти выход из создавшегося положения. Средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей. Именно туризму присущи коммуникативные функции и при целенаправленном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания. Туристические прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребенке отзывчивость, щедрость, доброжелательность. Коллективные прогулки способствуют формированию детского сообщества, в котором все связаны одной целью, где ребенок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит. В туристском походе вырабатывается самостоятельность, организованность, воля, умение преодолевать трудности. Эти трудности лишь в редких случаях можно преодолеть в одиночку. Совместные усилия сплачивают коллектив, учат ребят взаимопомощи и взаимовыручке. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у детей умения интересно и содержательно организовать свой досуг. Положительные эмоции, которые испытывает ребёнок в процессе занятий физической культурой и туризмом формируют стойкую потребность ведения здорового образа жизни. Продуманная интересно организованная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни. Таким образом, туризм является прекрасным средством всестороннего развития личности ребенка. К туристической деятельности, как одному из форм работы с дошкольниками, прибегают крайне редко: считается, что туризм – это дело средней общеобразовательной школы. Однако, мы уверены, что детский туризм может и должен использоваться в оздоровлении детей дошкольного возраста в качестве вспомогательного средства в педагогической практике ДОУ.

Литература:

1. Бочарова. Н. И. Туристические прогулки в детском саду, — Москва, 2004.

2. Завьялова Т. П. Туризм в детском саду: новые возможности, новые решения: учебно-метод. пос. / Т. П. Завьялова. – Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2006.

3. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении, — Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.

Источник

Дошкольный туризм как средство всестороннего развития личности ребёнка.

Зеленская Светлана Ивановна, заведующий,

МБДОУ детский сад № 5 «Колобок» г. Пятигорск

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны, а оздоровительная деятельность дошкольного образовательного учреждения — это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан. Результатом дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, является воспитание свободного, инициативного, любознательного, самостоятельного, уверенного в своих силах человека с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего собственное мнение и умеющего отстаивать его. Для того, чтобы достигнуть этих целевых ориентиров ребёнок, прежде всего, должен быть здоровым – физически, психически и социально благополучным.

В нашем дошкольном учреждении активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей, которые могли бы не только повысить их физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности. Одним из таких подходов является применение элементов туризма в работе с дошкольниками. Детский туризм является эффективным средством гармоничного развития дошкольников. Развитие детского туризма – это одно из перспективных направлений. Начальное овладение туристическими навыками в дошкольном возрасте позволяет привить детям культуру здорового образа жизни. Уникальность детского туризма состоит в том, что заниматься им можно в любое время года. Благодаря этим занятиям у детей дошкольного возраста снижается уровень простудных заболеваний, повышается уровень двигательной активности, а так же позволяет решить ряд психологических проблем.

Занятия детским туризмом хорошо принимается родителями, воспитателями, доступен и понятен детям. Рекомендован для детей с любой группой здоровья, при отсутствии серьезных патологий.

Как и любая деятельность в педагогике, так и работа с детьми по туризму имеет свою ценность. В физкультуре на первом месте мы всегда ставим оздоровительную задачу, следовательно, ценность занятий туризмом в оздоровлении ребёнка можно сформулировать так:

— дети занимаются на свежем воздухе в любую погоду, что способствует закаливанию организма и улучшает здоровье. Организм ребёнка закаляется в естественных условиях. В результате происходит совершенствование всех физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, силы, ориентировки в пространстве. Основных видов движений – ходьбы, бега, ползания, лазания, прыжков, метания, упражнений в равновесии.

Кроме этого, такие занятия имеют и образовательную, в туризме познавательную, ценность:

знакомство с малой родиной, особенностями ландшафта, животного и растительного мира, у них формируются обобщённые представления о временах года, об изменениях в природе, о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой природе. Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об её охране. Развивается мыслительная деятельность. Благодаря постоянному перемещению по местности, умению пользоваться картой и компасом, активному участию в играх и туристических состязаниях развивается пространственная ориентация каждого участника, умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результат своей деятельности. Дети анализируют и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.

Воспитательную ценность туристической деятельности можно сформулировать следующим образом:

поскольку туристическая деятельность проводится большей частью в коллективе, когда один зависит от другого, то дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, проявляется внимание к ближнему, их переживаниям, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценивать поступки свои и сверстников. Именно туризму присущи коммуникативные функции и при целенаправленном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания. Коллективные прогулки способствуют формированию детского сообщества, в котором все связаны одной целью, где ребенок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит. В туристском походе вырабатывается самостоятельность, организованность, воля, умение преодолевать трудности. Эти трудности лишь в редких случаях можно преодолеть в одиночку. Совместные усилия сплачивают коллектив, учат ребят взаимопомощи и взаимовыручке. Решаются задачи и трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся экономным приёмам работы. Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность, ответственность, инициативность, бережное отношение к снаряжению и спортивному инвентарю. Физическая и морально-волевая подготовка помогает детям лучше адаптироваться к конкретным условиям. Общение с людьми разных возрастов способствует приобретению детьми коммуникативных навыков. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у детей умения интересно и содержательно организовать свой досуг. Положительные эмоции, которые испытывает ребёнок в процессе занятий физической культурой и туризмом формируют стойкую потребность ведения здорового образа жизни. Продуманная интересно организованная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.

Цель дошкольного туризма — содействовать физическому, интеллектуальному, нравственному развитию ребенка. Достижение цели предполагает решение следующих задач:

расширять адаптационные и функциональные возможности детей путём развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений, развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребёнка-будущего туриста; совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт (учиться простейшим упражнениям туристского многоборья, выполнять двигательные задания педагога на ориентировку в пространстве

при тесном взаимодействии родителей дать им возможность принимать активное участие в прогулках-походах, наполнить этот вид деятельности новым содержанием, что позволит использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников;

способствовать изучению педагогами положительного опыта семейного воспитания в укреплении здоровья детей и пропаганде его среди родителей воспитанников.

Дошкольный туризм включает в себя ряд компонентов

Таким образом, туризм является прекрасным средством всестороннего развития личности ребенка. К туристической деятельности, как одному из форм работы с дошкольниками, прибегают крайне редко: считается, что туризм – это дело средней общеобразовательной школы. Однако, мы уверены, что детский туризм может и должен использоваться в оздоровлении детей дошкольного возраста в качестве вспомогательного средства в педагогической практике ДОУ.

Литература.

Т.П.Завьялова. Программа двигательной и познавательной деятельности с использованием средств туризма “Туристята” (для подготовительной к школе группы). Дошкольное воспитание, — 2003, — №8, с.50-53

Источник

Сферы развития личности ребёнка в рамках туризма.

Сферы развития личности ребёнка в рамках туризма.

Изменения в современном нашем обществе, события наряду с определенным прогрессом несут в себе опасность

Изменения в современном нашем обществе, события наряду с определенным прогрессом несут в себе опасность серьезных негативных явлений в среде молодежи. Усиливаются тенденции бездуховности, нестабильности жизни; разрушаются привычные устои, нравственные ориентиры; усиливаются социальные и экологические катаклизмы.

Все эти негативные явления делают актуальными проблемы воспитания подрастающего поколения. Поэтому необходима сфера деятельности

Все эти негативные явления делают актуальными проблемы воспитания подрастающего поколения. Поэтому необходима сфера деятельности способная улучшить, а может быть даже и устранить отрицательные влияния на ребенка, «закалить», развить его растущую личность (и физически, и духовно). Одной из сфер деятельности, способной повлиять на развитие личности ребёнка в лучшую сторону, безусловно, является туризм.

Функции туризма: Одной из важнейших функций туризма как общественного явления в современных условиях выступает

Функции туризма: Одной из важнейших функций туризма как общественного явления в современных условиях выступает формирование гармонически развитой личности, сознательного и активного члена общества сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Туризм, как сфера развития личности ребёнка, способствует воспитанию гражданственности и патриотизма;

Туризм, как сфера развития личности ребёнка, способствует воспитанию гражданственности и патриотизма;

Туризм, как сфера развития личности ребёнка, способствует формированию всесторонне развитой и физически здоровой личности;

Туризм, как сфера развития личности ребёнка, способствует формированию всесторонне развитой и физически здоровой личности;

Туризм, как сфера развития личности ребёнка, способствует приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни

Туризм, как сфера развития личности ребёнка, способствует приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни через общение с природой, альтернативой наркотикам и вредным привычкам, воспитанию воли и духовности;

Туризм, как сфера развития личности ребёнка, способствует практическому познанию родного края, знакомству с памятниками

Туризм, как сфера развития личности ребёнка, способствует практическому познанию родного края, знакомству с памятниками истории и культуры, с окружающей природой;

Туризм, как сфера развития личности ребёнка, способствует организации активного досуга, летнего отдыха учащихся;

Туризм, как сфера развития личности ребёнка, способствует организации активного досуга, летнего отдыха учащихся;

Туризм, как сфера развития личности ребёнка, способствует формированию экологической культуры;

Туризм, как сфера развития личности ребёнка, способствует формированию экологической культуры;

Туризм, как сфера развития личности ребёнка, способствует привитию навыков трудовой, общественной деятельности, поисковой и

Туризм, как сфера развития личности ребёнка, способствует привитию навыков трудовой, общественной деятельности, поисковой и исследовательской работы, профессиональной ориентации, социальной адаптации.

Туризм выступает как самостоятельная программа

Туризм выступает как самостоятельная программа «дополнительного образования», ориентирующая детей на свободный выбор, добровольность, удовлетворение личных интересов, потребностей. Специфика туристскокраеведческой деятельности в развитии Личности заключается в особой позиции ее участников. Эта позиция отлична от позиции «ученика». Она характеризуется, прежде всего, добровольностью участия в этой деятельности; свободой выбора форм, видов деятельности, конкретных поручений, должностей; субъективно-объективной ролью (ребенок имеет возможность проявить самостоятельность, инициативу, влиять на содержание, результаты деятельности). Освоение этой новой социальной позиции ребенком — важный рубеж в развитии Личности.

Туристско-краеведческая деятельность рассматривается как важный фактор не только сохранения окружающей среды (в широком смысле

Туристско-краеведческая деятельность рассматривается как важный фактор не только сохранения окружающей среды (в широком смысле этого понятия), но и как средство ее воссоздания, познания, улучшения. В основу этой концепции положена идея формирования здорового образа жизни в процессе туристскокраеведческой деятельности, которая учитывает естественные стремления, потребности детей в познании природы, родного края; пробуждает интересы к истории, культуре человечества; удовлетворяет «возрастные» особенности — стремления к романтике, приключениям, потребность «испытать» свои силы, пережить новые состояния , ощущения.

Систему туристско-краеведческой работы с детьми рассматривают как: • обеспечивающую органическое сочетание базового (основного) образования

Систему туристско-краеведческой работы с детьми рассматривают как: • обеспечивающую органическое сочетание базового (основного) образования и дополнительного; взаимодействия воспитания и социализации в развитии Личности; • способствующую созданию «новой» социальной среды, в которой ребенок мог бы раскрывать собственное «Я», реализовать и развить способности, интересы; приобрести полезный жизненный опыт; адаптироваться к современным социально-экологическим условиям; • впитавшую предшествующий положительный опыт воспитательной работы с детьми, лучшие традиции гражданского, нравственного воспитания.

Проблемы в туризме: Но, несмотря на столь широкий спектр воздействия туризма на человека, имеется

Проблемы в туризме: Но, несмотря на столь широкий спектр воздействия туризма на человека, имеется ряд проблем требующих пристального внимания. Это: 1. отсутствие единой политики государства и органов власти на местах в области туризма, 2. низкая информированность молодежи о целях, задачах, возможностях туризма (поскольку в настоящее время, к сожалению, туризм связывают лишь с заграничными поездками), 3. отсутствие финансирования, 4. дорогое туристское снаряжение, 5. завышенные цены на туристические путевки.

Источник