Развитие личности ребенка до года
Коллектив авторов
Развитие личности ребенка от рождения до года Издание второе
© ООО «Рама Паблишинг», 2010
* * *
Авторский коллектив
АВЕРИН Вячеслав Афанасьевич (Санкт-Петербург), доктор психологических наук, профессор, декан факультета клинической психологии, заведующий кафедрой общей и клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической академии.
ДОБРЯКОВ Игорь Валериевич (Санкт-Петербург), кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии с курсом детско-подростковой терапии Санкт-Петербургской академии последипломного образования, председатель секции пренатальной психологии, психопатологии и психотерапии Санкт-Петербургского общества психологов, психиатр высшей категории.
ОСОРИНА Мария Владимировна (Санкт-Петербург), кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт-Петербургскoro государственного университета, вице-президент Петербургского психологического общества.
СЛОБОДЧИКОВ Илья Михайлович (Москва), доктор психологических наук, профессор Московского городского психолого-педагогического института, психолог высшей категории.
ПАТРАКОВ Эдуард Викторович (Екатеринбург), кандидат педагогических наук, заместитель директора по инновационному развитию Свердловского областного базового медицинского колледжа.
ЛЕБЕДЕВА Ирина Борисовна (Екатеринбург), кандидат медицинских наук, заведующая отделением повышенного уровня образования Свердловского областного базового медицинского колледжа.
МЕЛАМЕД Геннадий Моисеевич (Измаил), педиатр высшей категории, семейный врач.
НИФОНТОВ Сергей Анатольевич (Екатеринбург), старший преподаватель кафедры организации работы с молодежью Уральского государственного технического университета – УПИ, заместитель директора по научно-методической работе Государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Дом молодежи».
ЯКОВЛЕВА Юлия Анатольевна (Екатеринбург), медицинский психолог, юрист.
КОЧЕВА Елена Владимировна (Екатеринбург), психолог.
ИЛЬИНА Валентина Николаевна (Екатеринбург), практический психолог.
Благодарность читателям
ЗА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ жизни серия «Развитие личности ребенка» обрела почитателей в лице десятков тысяч взрослых – родителей, бабушек и дедушек, специалистов из разных городов России и из-за рубежа, в том числе из Германии, Израиля, Великобритании, США.
Письма, в которых читатели делились своими впечатлениями о содержании книг, убедили творческий коллектив в следующем:
1. Книги «Развитие личности ребенка» читает вся семья – большинство писем-откликов приходило от супружеских пар. Особенно приятно, что издания пользуются авторитетом и популярностью у пап – они высоко оценили основательность и энциклопедичность изданий, серьезный научный фундамент.
2. В письмах издателям, в высказываниях на форуме читатели подчеркивали, что книгам «Развитие личности ребенка» можно доверять, ведь они созданы авторитетными специалистами – психологами, педагогами, педиатрами.
3. Книги серии рекомендуют знакомым, родственникам – всем, у кого в семье растет человек.
4. Книги остаются в семье, ведь с таким надежным источником информации не страшно пройти путь молодых родителей еще раз. А потом, когда дети вырастут, подарить книги им.
5. Книги повышают психологическую грамотность родителей, отвечая на многие вопросы, связанные с развитием ребенка и взаимоотношениями с ним.
Благодарим вас, наши дорогие читатели, за то, что уверили нас в необходимости и важности выпуска книг серии «Развитие личности ребенка», и желаем дальнейших успехов в воспитании растущего человека!
Предисловие редактора
ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! Если вы взяли в руки эту книгу, значит, вам по какой-то причине близка тема, связанная с развитием самых маленьких детей – от рождения до года. Возможно, вы родители, а может – бабушки или дедушки, близкие родственники или друзья молодой семьи. Главное, вас очень интересует, все ли в порядке с малышом, правильно ли он растет и развивается. Ведь вам вовсе не безразлично, каким он станет через год, два, три…
Наша книга поможет решить многие вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей в первый и самый ответственный год жизни, когда закладывается потенциал ребенка – личностный, интеллектуальный, творческий и физический. И от того, насколько правильно взрослые оценивают значимость этого периода, зависит здоровье и в конечном итоге счастье малыша.
Конечно, такую ответственную тему можно доверить только профессионалам. Поэтому для вас трудились педиатры, психологи, педагоги, а также другие специалисты. Целью каждого из них было помочь родителям ответить на вопросы, встающие в период ожидания малыша и в первый год его жизни: дать сведения о психическом и физическом развитии, о режиме, кормлении и питании, о том, как ухаживать за ребенком, как определить, здоров ли он, как с ним играть, общаться, как научиться понимать этого маленького, но уже совершенно неповторимого человека, как радоваться с ним и вместе познавать мир.
В книге пять частей. Первая посвящена взаимоотношениям двух любящих людей, тому, насколько он и она готовы стать родителями, понимают всю ответственность, с которой должны подготовиться к встрече с малышом. Вторая часть рассказывает о сложном и интересном периоде, когда в жизни двоих появляется третий, со своим темпераментом и настроением, способный чувствовать отношение к себе и «рассказывать» об этом. Очень небольшой, но по значимости важнейший период новорожденности – от момента, когда малыш громким криком заявляет о своем приходе в мир, до полутора месяцев – описан в третьей части. Здесь же вы узнаете о психическом развитии ребенка от полутора месяцев до года. Родителям тех детей, которые испытывают проблемы со здоровьем, будет полезно прочитать четвертую часть. Завершает книгу пятая часть, в ней речь идет о том, насколько важна для любознательного малыша атмосфера его дома, с которого начинается познание мира и ощущение своей значимости в нем.
Многих родителей интересует вопрос: как создать такую атмосферу в семье, чтобы малыш чувствовал себя уютно и уверенно? Ответить на него вам помогут советы, помещенные в рубрике «На приеме у психолога», где также объясняется, почему взрослым необходимо научиться уважать и понимать друг друга, не бояться откровенно делиться своими страхами и сомнениями. Другие рубрики: «Азбука для пап и мам», «Секреты психологии», «Полезные советы», «Поиграйте с малышом» – предназначены для того, чтобы взрослые могли лучше понять мир ребенка и те процессы, которые он переживает в своем развитии.
«Развитие личности ребенка от рождения до года» является первой в настоящей серии. В последующих книгах мы расскажем о том, как развиваются все жизненно важные системы ребенка в периоды от года до трех, от трех до пяти лет, от пяти до семи, от семи до одиннадцати и от одиннадцати до шестнадцати. Чем обусловлено такое деление по возрастам?
Каждый человек в течение своей жизни переживает кризисные периоды, предшествующие наступлению новых этапов в его развитии (физическом, эмоциональном и т. д.). Такие кризисы, отделяющие один этап от другого, начинаются еще в детстве, причем каждый из них связан с подготовкой ребенка к определенным видам деятельности, получившим в психологии название ведущих.
Так, ведущим видом деятельности первого года жизни является непосредственно-эмоциональное общение. В период от года до трех на первый план выходит предметно-манипулятивая деятельность. В следующий период актуальной становится сюжетно-ролевая игра, которая постепенно уступает место учебной деятельности. Учебная деятельность в свою очередь сменяется интимно-личностным общением. А далее наступает период зрелости.
Каждая книга отражает сущность рассмотренного в нем возрастного периода, основные психические новообразования и проблемы этого возраста, включая медицинские и педагогические аспекты. При этом все они взаимосвязаны, линия одной темы находит логическое продолжение в следующем томе, и наоборот, более старший возраст требует обращения к более раннему периоду.
Непосредственно-эмоциональное общение, свойственное возрасту, о котором идет речь в этой книге, характеризуется особой, никогда более не повторяющейся атмосферой эмоционального контакта матери, а также других близких взрослых и ребенка. От того, каким будет это общение, во многом зависит дальнейшее развитие малыша и его становление как личности. Поэтому весь том построен на принципах взаимосвязи «ребенок – семья».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Источник
/Занятия и игры для детей/Игры и развитие детей от 1 до 3 лет
«Развитие личности ребенка от рождения до года» — первое издание в серии, книги которой рассказывают современным родителям о том, как ребенок растет и развивается на протяжении всего детства: от рождения до шестнадцати лет. Рождение ребенка ставит перед молодыми родителями множество вопросов, один из самых главных — как ему помочь вырасти сильной, гармонично развитой личностью. Книга отвечает на вопросы о том, как общаться с малышом до его появления на свет, как связаны рождение ребенка и возраст семьи, как формируется доверие между родителями и ребенком, как развиваются эмоции, речь младенца, как он познает мир.
Взрослые узнают о психическом и физическом здоровье малыша, о том, как заботиться о нем в первый год жизни и что делать в случае, если ребенок — особенный.
Издание адресовано родителям, психологам, педагогам, социологам, педиатрам, специалистам центров планирования семьи, поддержки молодых родителей и др.
Содержание
Авторский коллектив
Благодарность читателям
Предисловие редактора
Введение
Часть I . СЕМЬЯ, ГДЕ ДВОЕ – ТЫ И Я
Вступление
Он плюс она: взаимное притяжение
Первый шаг к созданию семьи
Мама и папа: роли без репетиций
Феномен отцовства
Рождение ребенка и возраст семьи
Период влюбленности
Период противостояния
Период компромиссов
Период зрелой семьи
Период экспериментирования с независимостью
И все-таки проблемы преодолимы
Часть II. ЖИЗНЬ ДО РОЖДЕНИЯ
Вступление
Почему так важно планировать беременность
Психологическая подготовка к беременности
Принципы отношений в семье
Будущие родители должны быть здоровы
Привычки? . . только хорошие!
Дом, где будем жить втроем
Свершение чуда: как начинается жизнь
Зачатие
Время зачатия и пол будущего ребенка
Когда зачатие — проблема
Что такое «материнская доминанта»
Условия успешного развития до рождения
Малыш все чувствует, а мама?
Начало психической жизни
Школа любви
Контакт? Есть контакт
Беременность: счастье или испытание?
Беременность как кризис
Философия беременности
Часть III . САМЫЙ ВАЖНЫЙ – ПЕРВЫЙ ГОД
Вступление
Психическое развитие новорожденного
Первый год — и вся последующая жизнь
врожденные способности новорожденного
Психическая жизнь новорожденного
Что умеет младенец
Формирование доверия между родителями и ребенком
Психическое развитие младенца
Познавательное развитие младенца
Начало развития речи
Эмоциональное развитие младенца
О потребностях и мотивах младенца
О становлении я младенца
Психология взаимоотношений между матерью и ребенком
Часть IV . ЗДОРОВЬЕ ДО РОЖДЕНИЯ И В ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ
Вступление
Здоровье будущей мамы
Питательные вещества
Движение, или Спорт для будущих мам
Здоровье новорожденного
Оценка состояния новорожденного
Адаптация новорожденного к окружающему миру
Кормление новорожденного
Закаливание и массаж
Прогулки
Пространство дома
Помощь педиатра
Здоровье малыша в первый год жизни
Как ребенок растет
Правила питания до года
Особенности ухода за растущим ребенком
Ответы педиатра на вопросы родителей
Организация безопасного пространства для ребенка
Внимание: особенный малыш!
Воспитание и развитие особенного малыша
Задержка психического развития (ЗПР)
Ранний детский аутизм. Невропатия
Умственная отсталость (олигофрения)
Моторная и сенсорная алалия. Общее недоразвитие речи
Нарушения слуха
Нарушения зрения
Детский церебральный паралич (ДЦП)
Часть V. МАЛЫШ И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Вступление
Значение колыбельной песни в формировании модели мира у маленького ребенка
Освоение домашнего пространства: материализация я
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Развитие хватания и владения рукой
Развитие органов чувств и поведение в игре
Развитие речи (говорения и понимания)
Социальное развитие ребенка
Дневник внимательных родителей
Указатель игр в рубрике «Поиграйте с малышом»
Предметный указатель
Развитие личности ребенка от года до трех
«Развитие личности ребенка от года до трех» — книга, которая рассказывает о наиболее актуальных вопросах, связанных с воспитанием детей в период раннего детства. В частности, о том, как происходит освоение малышом окружающего пространства, о развитии познавательной активности, речи, интеллекта, творческих способностей, о темпераменте и характере малыша, о его физическом развитии и здоровье, а также о том, как маленький ребенок учится постигать культурные нормы и ценности. Каждый из разделов содержит сведения о роли родителей в личностном развитии малыша, а также об ошибках родительского воспитания и рекомендации по их преодолению.
Издание адресовано родителям, психологам, педагогам, социологам, педиатрам, специалистам центров развития, семейного консультирования и др.
Содержание
Авторский коллектив
Благодарность читателям
Предисловие редактора
Введение
Часть I . Раннее детство — открытие большого мира
Вступление
Как формируется личность
От младенчества к детству
Основные составляющие личности ребенка
Внутренний мир малыша
Переживания и ритм жизни семьи
Переживания ребенка на рубеже первого года
Переживания ребенка и кризис трех лет
Влияние взрослых на личность ребенка
Что такое «психологическая грамотность»
Выдающиеся психологи об особенностях раннего детства
Позиция родителей по отношению к ребенку
Мифы воспитания
Информационное пространство для родителей
Часть II . Познание и творчество
Вступление
Психическое развитие и познание
Условия развития предметной деятельности ребенка
От потребности в общении до способности к обобщению
Как связаны внимание и речь
Развитие познавательных способностей
Развитие памяти
Основные проблемы становления Я
О творческих проявлениях в раннем возрасте
Фантастическое и реальное: картина мира маленького человека
Мир вещей и предметов
Мир образов и знаков
Мир представлений и фантазий
Мир культурных правил и норм
Откуда берутся таланты
Способности, талант, одаренность
Виды одаренности
Не такой, как все
Исследование одаренности
Воспитание вундеркинда
Часть III . Право быть самим собой
Вступление
Индивидуальность: гены и воспитание
Темперамент ребенка
У каждого — свой характер
Два полюса эмоций
Эмоциональная жизнь маленького ребенка
Радостный — значит счастливый
О серьезности «бед» малыша
Детские страхи
Виды и причины страхов
Как справляться со страхами
Часть IV . Здоровье ребенка в период раннего детства
Вступление
Что важно знать о здоровье ребенка
Как ребенок растет
Режим дня
Питание
Развитие навыков самостоятельности
Оздоровительные упражнения и игры
Закаливание
Безопасность малыша
Приучение к распорядку дня в процессе совместных игр
Психологическое здоровье ребенка и другие плюсы совместных игр
Принципы организации совместных игр
Примеры совместных игр
О норме и отклонениях
Исследование ребенка
Нарушения развития детей
Воспитание проблемного ребенка
Гиперактивные дети
Тревожные дети
Агрессивные дети
Часть V . Малыш и цивилизация
Вступление
Вхождение в социум: первые обретения и потери
Отлучение от груди
Приучение к горшку
Я — мальчик, я — девочка
Игры и игрушки в период раннего детства
Освоение культурного пространства: мир книг
Зачем ребенку книга
Книга и развитие ребенка
Книги для малыша от года до трех лет
Как читать книги малышам
Приучение к чтению
Заключение
Список использованной литературы
Указатель игр в рубрике «Поиграйте с малышом»
Предметный указатель
Эти и другие книги серии можно приобрести на сайте издательства «Рама Паблишинг» https://rama-dety.com
27.05.2011
sirenaav
(10/08/2019)
Хорошая книга, я читала, очень доступно и познавательно
Женни
(08/06/2011)
Серия книг «Развитие личности ребенка», вышедшая в издательстве «Рама Паблишинг», стала победителем престижного национального психологического конкурса «Золотая Психея».
Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь
Источник
Обзор книги
Про эту серию я узнала, когда малышу было чуть больше больше года, поэтому я купила книгу «Развитие личности ребенка от 1 до 3». Книга привела меня в восторг, и я решила купить книгу «до года», чтобы узнать, не пропустила ли я что-либо важное.
Книга написана коллективом авторов, поэтому рассматривать ее можно только по разделам:
1.» Семья, где двое – ты и я». В этом разделе полезной оказалась информация про этапы развития семьи. И что меняется в семье при появлении ребенка на каждом из этапов. После прочтения захотелось узнать больше про циклы развития семейных отношений.
2. «Жизнь до рождения «. Эта глава посвящена здоровью пары, готовящейся стать родителями, здоровью и психическому состоянию беременной. В целом очевидные вещи – поменьше стрессов при беременности, легкие физические упражнения полезны, с малышом полезно говорить вслух и радоваться его появлению в животе.
3. «Самый важный – первый год». Это раздел про психологию младенцев. Прочитав эту главу, я посмотрела на первый год жизни своего малыша другими глазами. Начинается она с описания возможностей новорожденного – рефлексов, его различных состояний сна и бодрствования (их шесть). Затем нам рассказывается о эмоциональном развитии ребенка в первый год, также о формировании привязанности ребенка к родителям. Есть много информации про развитие восприятия, про развитие речи – от крика до первых слов. Этапами выделено умственное развитие. Отдельно хочу отметить информацию про психологические потребности и мотивы младенца, информации подобного рода мало в другой литературе про детей до года.
В первый год жизни ребенок начинает понимать, что он – отдельный человек. Как происходит становление «Я» ребенка, основные параметры «Я-концепции» тоже приведены в этой главе.
4. «Здоровье до рождения и в первый год жизни». В этой главе кратко изложены основы ухода за малышом, затрагиваются темы кормления (гв и прикорм), физического развития (закаливание и массаж), болезней, прогулок, сна и микроклимата детской комнаты, поднимается вопрос про памперсы. Информация приведена новая и современная.
5.»Малыш и цивилизация». В этой главе рассказано про развитие малыша. Причем современные методики «обучения» вроде Домана не называются вообще. В этой главе подробно рассказывается, как русский фольклор помогает маленькому человеку обрести свое собственное «я», получить понятную ему картину мира, выучить допустимые границы, так важные для психологического комфорта. И хотя примеров в книге мало, их придется брать из других источников, мне эта глава очень понравилась. Я даже не подозревала, насколько мощный инструмент для развития ребенка есть у каждой мамы – народные колыбельные, потешки и песенки. Эту главу читать всем, кого смущает «примитивизм» простых народных прибауток.
На протяжении всей книги есть вставки «поиграем с малышом». В них описаны простейшие, но эффективные игры типа «ку-ку», приведен оптимальный возраст, в котором малышу будет интересно играть в такую игру. Отличный вариант – научить этим играм папу, чтобы он развлекал малыша, пока мама отдыхает.
Чтобы подвести итог, я отвечу на вопрос – а нужно ли книга про психологию младенцев. Я думаю, опытные мамы (уже имеющие опыт воспитания старших детей) вряд ли найдут много нового в этой книге. Такие мамы уже на бытовом уровне познали всю психологию малышей и знают этапы развития. Молодым мамам (ожидающим первенца) будет полезно почитать про эмоционально-непосредственное общение, про социализацию маленького человека и становление его «я».
Папам читать обязательно – в этой книге информация по всем основным моментам изложена кратко и емко (папы не любят читать по пять разных книг, им подавай одну самую-самую). Кроме того, в ней есть советы для будущих пап (как помочь беременной жене), и для пап младенцев (как помочь маме с малышом).
Бабушкам и дедушкам книга будет тоже очень полезна, так как у них опыт выращивания малышей уже 20-30 летней давности, с тех пор многое поменялось. А в этой книге информация новая и современная – есть и про слинги, и ссылки на рекомендации ВОЗ, и тепловой режим помещений почти как у Комаровского.
Словом, если ждете первого малыша – покупайте и читайте всей семьей, книга отличная!
Источник