Развитие личности ребенка через проектную деятельность
Проектная деятельность как средство развития личности.
Меняется время, меняются дети, должны меняться и мы с вами, чтобы быть этим детям полезными и вызывать у них интерес к учебе.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требуют использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа и не только в урочной, но и во внеурочной деятельности,не только у старшеклассников, но и у младших школьников.
Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального и общего образования.
Проектный метод обучения как педагогическая технология, позволяет соединять в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, дает возможность каждому ученику раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперед») толкуется в словарях по разному: «план, замысел, идея, образ, прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности;».
Применительно к школе – это «метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и ее практическом достижении»
Его можно применять в изучении любого предмета наряду с другими методами обучения;
Работа над проектом.
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.
Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. В роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).
Поиск социально значимой проблемы — одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися — проектантами.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий
по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
То есть проект — это «пять П»:
Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.
Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Типология проектов
По доминирующей деятельности школьников
1)практико-ориентированный проект;
2)исследовательский проект;
3)информационный проект;
4)творческий проект;
5)ролевой проект
(хотя в каждом проекте в той или мере проявляются все направления деятельности).
По комплексности и характеру контактов
По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить три типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистовв различных областях знания.
3) Надпредметные проекты
Чем меньше ребенок — тем проще проект.
Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются от проектов старшеклассников несложностью, простотой.
Однако ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя).
Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы:
I. Творческие проекты (1-4 классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) будут являться выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки.
II.
Исследовательские проекты (4 класс) – по структуре напоминают подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, статьи в школьной газете.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
…Итак, понятие «проект» снова вброшено в российскую педагогику. И еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!
Подведем некоторые итоги: что же такое проект?
Проект — это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Проект (проектирование) — это содержание обучения. Проектирование может быть частью учебного предмета «Технология». Проектирование может быть и отдельным учебным предметом. Поэтому проектирование может стать основой профильных спецкурсов.
Проект — это форма организации учебного процесса. Полноценный проект «не вписывается» в уроки. Природа проекта и природа урока — принципиально различны. Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы — в балансе альтернатив.
Проект — это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Философия, далекая от формирования теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной своими знаниями. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.
В процессе работы над проектом у учащихся наблюдается положительная динамика в формировании следующих умений и навыков:
а) мыследеятельностные: (должны уметь выдвигать идеи, определять проблему, поставить цель урока, высказать гипотезы, обосновать выбор способа или метода, пути в деятельности, планировать свою деятельность, делать самоанализ и рефлексию);
б) поисковые: (должны уметь находить информацию );
в) коммуникативные: (должны уметь слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс);
г) презентационные: (должны уметь строить устный доклад (сообщение) о проделанной работе).
Считаю, что проектирование – очень хороший инструмент для формирования функциональной грамотности личности, развития творческих способностей ребёнка, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам.
Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
Проектная деятельность способствует формированию у младших школьников умения планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, структурировать действия и операции, необходимые для реализации общего замысла.
Выполнение творческих проектов, защита помогают школьникам рефлексировать свою позицию, адекватно оценивать возможности. Воплощение замысла проекта требует определенных волевых усилий, сочетание интереса и необходимости формирует произвольность психических процессов.
Таким образом, проектная деятельность является средством обучения и развития личности.
МБОУ «Ульяновская средняя общеобразовательная школа»
Доклад на тему:
«Проектная деятельность как средство развития личности.»
Подготовила: Романцова С.Б.
Источник
Ольга Горбачёва
Проектная деятельность как средство развития личности ребенка дошкольного возраста
Актуальность данной темы.
На сегодняшний день система развития дошкольногообразования находится в ситуации существенных изменений: на первый план выходит развитие личности ребёнка. Обязательным становится использование современных образовательных технологий, где главной целью образования становится не только передача знаний и социального опыта, сколько развитие ребёнка. На смену традиционным методам приходят новые, инновационные технологии, направленные на активизацию деятельности ребенка и развитие его личностной сферы как целостной структуры.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой задачи, является метод проектной деятельности. Проектная деятельность для дошкольника не является чем-то искусственно привнесенным, а носит вполне естественный характер, позволяющий ребёнку войти в более широкий мир, ориентироваться в нём, понять окружающую его предметную действительность. Проектная деятельность выступает условием личностно-ориентированного взаимодействия, и поэтому дошкольник познаёт не только свойства предметов, но и характер взаимоотношений между людьми, учится согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых, сотрудничать в условиях совместной деятельности, знакомиться с правилами и способами взаимодействия в группе и коллективе. У него появляется реальная возможность шире реализовать свои возможности в познании.
В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре программы дошкольного образования, проектная деятельность в образовательном процессе дошкольного образования приобретает особую значимость. Метод проектов — является педагогической инновационной технологией, имеет свои специфические особенности, которые обуславливают определенные изменения в педагогической практике, что способствует условиям для создания единого образовательного пространства за счёт взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.
Мною изучено множество методической литературы по вопросам проектирования. Установлено, что метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Педагоги 20-х гг. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, это стимулирует детей к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений, навыков планирования и организации труда, распределения сил и средств.
После революции этот метод применялся в образовании как общественно- полезные дела детей. В системе отечественного дошкольного образования метод проектов возродился в начале 90-х гг. прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий.
Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е. С. Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».
Идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию, возникшая из идеи свободного воспитания. В настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней — развитие личности дошкольника, стимулирование интереса детей к определенным проблемам.
2000 год можно смело назвать началом применения проектной деятельности и метода проектов в отечественных дошкольных образовательных организациях. Об этом свидетельствуют исследования, проведённые многими отечественными педагогами и психологами (А. И. Савенковым, А. Данюковой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, Б. В. Хозиев (2002г.). Использование проектной деятельности, как формы организации развития способностей детей дошкольного возраста занимается Е. Евдокимова (2003г.). Е. С. Полат отмечает, что идея метода проектов становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования.
Метод проекта способствует:
•развитию личности ребенка — повышению активности детей, развитию творческого мышления, воображения, внимания,памяти, речи, творческих способностей детей, умению наблюдать, слушать, обобщать и анализировать;
•стимулированию интересов дошкольников к определенным проблемам через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем;
•практическому применению полученных знаний;
•самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении, использовать эти знания для создания новых объектов действительности;
•созданию открытой системы ДОУ для активного участия родителей.
Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Эта модель обучения, которая вовлекает ребёнка в процесс решения сложных для него проблем, находясь в активной позиции. Он направлен на развитие личности ребёнка, познавательные и творческие способности.
Результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, который соединяет в себе знания, умения, компетенции и ценности.
Мною было проведено анкетирование среди родителей по внедрению проектного метода обучения в ДОУ. Мнение родителей к проектной деятельностивыглядят следующим образом:
(20%) родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничества, но с оговоркой (дефицит времени);
у 10% родителей отсутствует четкое представление о системе совместной работы с педагогом ДОУ в рамках проекта;
70%-большинство родителей перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ, мотивируя это отсутствием свободного времени, нежеланием участвовать в совместной проектной деятельности.
Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от ДОУ, увидеть трудности и проблемы в воспитании и развитии детей. Стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация) оказались недостаточно эффективными, позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.
Работа с семьями воспитанников учитывает современные подходы к проблеме. Самая удачная находка-метод проектов.
Мною составлена система работы по внедрению проектного метода обучения для развития личности дошкольника, рассчитанная на 3 года. Прописаны цели и задачи для реализации данной системы с детьми младшей, средней, старших групп. Система по развитию личности дошкольника через проектный метод, разработана в соответствии с программой «Детство», «Программы развития и воспитания детей в детском саду», под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович, с использование парциальных программ.
«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» Т. А. Данилиной, Л. С. Киселевой, Т. С. Ладоги, где данный метод понимается как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, поэтапной практической деятельности для достижения поставленной цели.
Цель: развитие личности ребенка посредством проектного метода обучения.
Задачи:
1Разработать педагогическую систему развития личности ребёнка посредством проектного метода обучения.
2. Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.
3. Развивать познавательные способности, творческое воображение, мышление, речь, коммуникативные навыки дошкольника.
Новизна работы заключается: в разработке и апробации различных проектов по развитию личности детей дошкольного возраста, их организации в рамках проектной деятельности.
Основные этапы метода проекта:
1этап. Целеполагание. Я помогаю воспитаннику выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени,
способствую саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки и приобретения новых знаний, развития речи и психических процессов.
Последовательность работы на данном этапе: * ставлю перед собой цель (исходя из потребностей и интересов ребёнка);
* вовлекаю дошкольника к решению проблемы;
* намечаю план движения к цели (поддерживаю интерес детей и родителей); * обсуждаю план с семьями (на родительском собрании);
* обращаюсь за рекомендациями к специалистам ДОУ;
* вместе с детьми и родителями составляю план-схему проведения проекта;
* собираю информацию, материал.
2этап. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
к кому обратиться за помощью? (взрослому, педагогу);
в каких источниках можно найти информацию?;
какие предметы использовать? (принадлежность, оборудование);
с какими предметами нужно работать для достижения цели.
3этап. Выполнение проекта – практическая часть.
Выполнение проекта происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).
Задача воспитателя на данном этапе — создание в группе условий для осуществления совместных замыслов детей и взрослых в рамках проекта.
Последовательность работы педагога на данном этапе.
Образовательная деятельность: игры, наблюдения.
Родители и дети выполняют задания, поощряются самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовления поделок, рисунков, альбомов)
4этап. Подведение итогов – продукт проекта, определение задач для новых проектов.
На данном этапе раскрывается творческий потенциал дошкольников, применяются полученные сведения на практике.
Последовательная работа над этапами:
* организация презентации проекта, создание условий (чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытали чувство гордости за достижения, осмыслили результат своей деятельности). *выступления перед сверстниками,где ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жестами, мимикой).
Взаимодействуя с родителями и детским садом помогает:
*привлечь внимание дошкольника;
*помочь обнаружить проблему и способствовать её выполнению;
*вызвать интерес и ввести детей в совместный проект.
Особенность проектного метода обучения.
Метод проекта можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника, способа взаимодействия с окружающей средой, поэтапной практической деятельностью по достижению поставленной цели.
Источник