Развитие личности ребенка через искусство

Развитие личности ребенка через искусство thumbnail

Ольга Матикайнен
Развитие личности ребенка средствами художественного творчества

ГБДОУ дет. сад №21 Выборгского района СПб

Развитие личности ребенка средствами художественного творчества

Автор: Матикайнен Ольга Павловна

Воспитатель

Роль воспитателя в том, чтобы предложить ребенку разные возможности в развитии личности, заинтересовать его и создать условия для творчества. Даже незначительное принуждение принимается в штыки, создает негативный фон, который снижает или практически полностью нивелирует возможную пользу от занятий.

Занятия художественным творчеством связаны с такими сторонами жизни ребенка, как восприятие и познание мира (в том числе самопознание, эмоциональная сфера, социализация и навыки взаимодействия с другими детьми. Получая удовольствие от творческого процесса и его результата, ребенок переживает ситуацию успеха — а это один из лучших стимулов, повышающих тонус коры головного мозга. Это не просто эстетическое удовольствие или способ занять время, но и ряд положительных влияний – это первый шаг к созидательному труду. Получив результат ребенок понимает, что может создавать что-либо собственными руками, привыкает к продуктивной занятости. Со временем он спокойнее будет реагировать на необходимость выполнять школьные задания и легче воспринимать домашние обязанности.

• Познание мира. Чтобы придать своему произведению сходство с оригиналом, нужно заметить и осознать его особенные, только ему присущие черты. Вот почему занятия лепкой, аппликацией, оригами, всеми видами рисования развивают у детей внимательность и наблюдательность.

• Память. Переходя от простого к сложному, ребенок удерживает в памяти не только специфические черты предметов и явлений, но и алгоритм создания произведения, которым он овладел раньше. Это тренирует его память и мышление.

• Социализация. Коллективные виды творчества формируют умение общаться, понимать других людей, сотрудничать с ними, делить сферы деятельности и роли. Таким образом ребенок получает очень важный опыт взаимодействия и жизни в обществе.

Развитие воображения. Воображение — это не только склонность к выдумыванию невероятных историй или художественная фантазия. Это качество, которое позволяет создавать новое на базе существующего опыта. Это могут быть художественные образы, научные открытия, любое прогнозирование результата своей деятельности, к какой бы сфере она ни относилась.

• Эмоциональная сфера. Во время создания поделки ребенок переживает всю гамму эмоций – это может быть удовольствие, восхищение, разочарование – и учится справляться со своими чувствами. На развитие эмоций оказывает влияние и участие в конкурсе детских поделок – ребенок стремится к победе и получает ценные навыки реагирования на выигрыш или проигрыш.

Художественный вкус. Любой вид детского творчества – поделки, рисунки, раскрашивание, создание украшений – помогает получить представление о том, что такое красиво или некрасиво, гармонично или негармонично. Ребенок учится выражать себя в творчестве и анализировать свои работы с художественной и эстетической стороны.

При организации художественного творчествавоспитателю необходимо помнить следующие правила:

• Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его.

• Не мешать ребенку творить.

• Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.

• Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

• Поддерживать инициативу детей.

• Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.

Сделать маленький шедевр можно практически из всего: бумаги, пластилина или глины, природных материалов (шишек, ракушек, каштанов, декоративных элементов (бусин или пуговиц и. т. д). При выборе подходящего вида творчества, необходимо ориентироваться на возраст детей,возможности и их предпочтения.

Желаю творческих успехов!

Источник

Дорогие друзья, переходите наш основной сайт: www.allegromusic.ru

В чем особенность методики «Воспитание искусством»?

Методика развивает следующие «составляющие» личности ребенка:

  • мышление как способность анализировать, видеть суть явлений, совершать осознанный выбор, осваивать различные типы поведения;
  • чувственно-эмоциональную сферу (как спектр эмоциональных состояний), вариативность реакций (то есть не только смеяться или плакать), способности к сопереживанию, интереса к учебе, жизни, понимания своих и чужих чувств, умения управлять ими;
  • личностные качества (как черты характера), например: жизнерадостность, лидерство, самостоятельность, ответственность, активность, уверенность в себе, независимость, доброжелательность, отзывчивость и другие качеств современного человека; 
  • пластика (красиво двигаться);
  • речь (красиво говорить);
  • танцевальная импровизация (создание и исполнение собственного танца);
  • актерские способности (умение выражать себя и владение собой в разных ситуациях).

Для чего ребенку нужны занятия?

Иногда родители склонны думать, что их дети окажутся не такими как все, не получат опыта общения со сверстниками и поэтому не впишутся в коллектив, не смогут адаптироваться к школе, не смогут найти себя. И тогда родители задаются вопросом: Какие именно занятия смогут подготовить ребенка к жизни?

Почему именно наши занятия?

Потому что лепить и рисовать ребенок может дома, ритмично двигаться под музыку и повторять за преподавателем заученные движения ребенку не интересно. Мы предлагаем другое: например, понять относительность добра и зла через сказку «Золушка» и сочинить свой собственный танец по мотивам той же сказки под музыку С. Прокофьева. Мы приглашаем ребенка в увлекательное путешествие в мир музыки, литературы, танца и театра. В нашем Центре работают увлеченные люди, которые любят то, что делают, и относятся к детям с уважением и любовью. 

Подробное расписание и стоимость занятий

Что происходит на занятиях?

Классическая музыка, танец и литература объединены в сюжетно-игровое взаимодействие, в котором преподаватель, являясь лидером игры, создает развивающую ситуацию, использует метод «Вопрос-ответ». Ребенок встречается с множеством выборов, возможных ответов и реакций. Он находится в мыслительном поиске решения, проживает различные варианты ситуации и делает свой выбор.

На занятиях ребенок знакомится с музыкой Вивальди, Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, Стравинского, Рахманинова и других композиторов, изучает поэзию Пушкина, Фета, Бунина, произведения Шекспира. Дома ребенок с удовольствием смотрит классические балетные постановки и слушает оперу. Все это способствует музыкальному развитию детей.

Не сложно ли это для ребенка 3-6 лет?

Читайте также:  Развитие ребенка по методу комаровского

Трехлетний ребенок может грустить и любить, печалиться и радоваться, может ощущать различные эмоции, так же как и взрослый. Простые детские стихи и песни не дают ребенку ощутить полный спектр эмоциональных состояний. Классическая музыка и литература дают эти ощущения. В жизни это помогает ребенку делать выбор: плакать в голос или спокойно задать маме вопрос. Татьяна Смирнова — автор методики «Воспитание искусством» объясняет этот процесс так: 
«Благодаря возрастным особенностям дети моментально входят в образ и начинают в нем жить. Протяни ребенку пустую ладонь, и скажи: возьми яблоко! И он будет…»  читать далее

Что в результате?


Знакомство с миром искусства — это познание мира, в котором мы живем. На занятиях происходит развитие творческих способностей детей: музыкальных и актерских,культуры общения и речи, пластики, танцевальной и вокальной импровизации, способностей к сочинению сказок. Каждое занятие направлено и на эстетическое развитие детей. Наши творческие занятия помогают ребенку в школьном обучении (учится для себя, а не для мамы или оценки), помогают быть успешным во взрослой жизни, уметь находить оптимальные решения, видеть суть явлений, реализовывать поставленные цели и жить с интересом.

Список программных произведений на примере программы семинара для родителей, которые дети проходят (проживают) 

на первом, втором и третьем году обучения, занимаясь по методике «Воспитание искусством». 

Записаться на занятия «Воспитание искусством» можно по тел. +7(495) 505-08-08 или по e-mail: mcmo.info@gmail.com

Укажите, пожалуйста, выбранный Вами адрес, ФИ ребенка, родителя, e-mail и моб. телефон. Спасибо!

Переход на страницу осуществляется по запросам: 

Воспитание искусством в школе раннего развития по методике Татьяны Смирновой. Развитие личности ребенка через искусство и творчество. Формирование личностных качеств в человеке с раннего детсва. 

Развитие творческих способностей детей раннего возраста. Музыкальное развитие детей и эстетическое развитие детей дошкольного возраста — важные факторы в развитие и страновлении личности.  

Творческие занятия для детей от 3 до 6 лет по методике Воспитание искусством Татьяны Смирновой. 

Татьяна Смирнова создала методику Воспитание искусством, откатазвшись от традиционых занятий по развитию ребенка. 

Где проходят занятия для детей раннего возраста в городе Москве и расположен детский центр по методике Смирновой и возможно музыкальные занятия для детей 3 лет. 

Самым важным в занятия Воспитание искусством является развитие мышления ребенка. Через занятия мы формируем интерес к учебе, и развитие эмоциональной сферы ребенка. 

Занятия для детей в Москве проходят в Школе раннего развития Воспитание искусством. Методика раннего развития и центр развития ребенка, работащие по методике Воспитание искусством, далее детский развивающий центр по методике Воспитаение искусством Смирновой и школа раннего развития.  Методика воспитание искусством в Детском центр развития ребенка, возможно детском клубе и детском развивающем центре в Москве, а также детские центры развития в Москве, детские кружки в Москве. Центр развития ребенка по методике Смирновой Татьяны, возможно занятия для детей, детский центр раннего развития, развивающие занятия для детей по методике Воспитание искусством Татьяны Смирновой. Мы организовали развивающий центр для детей, работающий по методике Смирновой. Центр развития ребенка, или детский развивающий центр, подоходит детский центр развития, центр раннего развития ребенка, детские центры развития в Москве, развивающий центр для детей, школа раннего развития Воспитание искусством. Для ребенка занятия как раннее развитие детей, детские развивающие центры Москвы, также детский клуб и центр раннего развития детей, развивающий ребенка, где проходят занятия для детей и развивающие занятия, центр развития, детский центр раннего развития, детские кружки, раннее развитие по методике Воспитание искусством. Воспитание искусством, воспитание детей искусством,татьяна смирнова воспитание искусством,центр искусства воспитания. Музыкальные занятия и эстетическое развитие по методике Татьяны Смирновой Воспитание искусством. 

Источник

hello_html_m7e9711b.png

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Городского округа Тольятти « ШКОЛА № 86»

__________________________________________________________

445030 ул. 40 лет Победы, 44

контактный телефон (8482) 20-36-61,

электронная почта: school86@edu.tgl.ru

Статья на тему:

«Развитие личности детей дошкольного возраста

через изобразительное творчество».

Автор: Родина Наталия Николаевна,

воспитатель высшей

квалификационной категории

МБУ «Школа № 86» структурное подразделение

детский сад «Веста».

г.о. Тольятти.

2016г.

«Развитие личности детей дошкольного возраста

через изобразительное творчество».

«Творчество является постоянным спутником

детского развития. Лучшим средством для развития

способности к творчеству является деятельность».

Л.С. Выготский.

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.

Многие ученые, педагоги, психологи пробуют по – новому оценить традиционные подходы к развитию творчества у детей дошкольного возраста. Подобные поиски ведут к пересмотру знакомого и хорошо известного, помогают не останавливаться на уже достигнутом, «встряхивают» и обогащают. В результате поисков и открытий детская деятельность становится все более свободной, радостной и успешной.

Творчество — высшая форма психической активности, самостоятельности, способности создавать нечто новое, оригинальное. Масштаб творчества может быть различен, но во всех случаях происходит возникновение, открытие чего-то нового (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская).

А.Н. Леонтьев, изучая сущность детского творчества, отмечал, что творчество – один из существенных показателей развития личности, а воображение – основа творческой деятельности.

Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн, В.П.Зинченко, А.В. Запорожец в своих исследованиях показали, что творчество является постоянным спутником детского развития. Творчество художника стимулируется глубиной чувств. Образы воображения строятся из элементов, взятых из опыта человека, поэтому детское воображение беднее, чем у взрослого. С другой стороны отсутствие опыта снимает ограничения сознания, стимулирующие репродуктивные образы. Воображение развивается у человека всю жизнь, но к концу дошкольного возраста его развитие достигает такого уровня, что ребенок хочет и может изобразить что-то доступное пониманию других людей.

Общей характеристикой творческого потенциала детей дошкольного возраста выступают познавательные потребности, которые проявляются в форме исследовательской поисковой активности, а также в готовности и способности ребенка к самостоятельной творческой деятельности. Так, исследования Н.Н. Поддъякова и А.И.Савенкова показывают, что начало самостоятельного творчества ребенка лежит в стихийном экспериментировании и поисковой деятельности, которая направлена на преодоление неопределенности проблемной ситуации. Н.Н. Поддъяков, анализируя различные виды творчества детей, приходят к выводу, что ядром творчества в дошкольном возрасте выступает именно поисковая деятельность, в которой проявляется природная любознательность, активность, творческая трансформация ребенком новых знаний и опыта.

Читайте также:  Задержка речевого развития ребенка 3 лет

Н.П. Саккулина определила, что творчество проявляется на всех этапах изобразительной деятельности. Именно занятия по художественному творчеству подчинены в основном реализации задач, ориентированных на самостоятельную работу детей, поиск нестандартных решений. Одним из способов познания мира является рисование. Все то, что дети видят вокруг себя, они передают в своих рисунках.

Когда же возникает у детей интерес к рисованию?

Маленькие дети испытывают огромную потребность в движении. Движения разные и следы этих движений разные. Постучал пальцем по стеклу — получил точку, провел в сторону – линию, пошлепал ладошкой – большой отпечаток – пятно. А рисовать можно чем угодно: куском мела, угля, кирпича, карандашом, фломастером, авторучкой, гуашью, акварелью, сангиной, пастелью, восковыми мелками, тушью, даже пухом тополя и камыша, ягодами, пластилином, зубной щеткой, разбрызгивая краску, поролоном, пальцами, ладонью, палочкой, с помощью компьютера и даже лучом света!

Всякое открытие чего – то нового, необычного приносят детям раскованность и дают толчок к творчеству. Рисование детей интуитивно. Они не знают как правильно и как не правильно. Они рисуют, как сами думают.

6 – 7 летний возраст – «золотой век» детского рисования. В это время уже достигают определенной зрелости и гармонично взаимодействуют в творчестве практический жизненный опыт общения с разными людьми и работы с разными материалами, опыт эмоциональной и интеллектуальной обработки. Набрав силу, детское рисование активно реализуется в 8 – 10 лет, совершенствуясь, усложняясь и расширяя свои тематические границы.

Детское рисование – это феномен творческой активности детей от 1 – 2 лет до 10 – 11 лет, имеющих двигательно – зрительную основу и реализующих многие психические функции, важные для целостного личностного развития ребенка.

Таким образом детское рисование – оптимальная форма реализация личности ребенка, которое со временем отступит на второй план. Необходимо не упустить этот момент (с 1-2 до 10-11 лет), а развивать художественные способности детей.

Рисование влияет на развитие ребенка в целом, как личности, раскрепощает его, формирует эстетический вкус, развивает его творчество.

«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». (Пабло Пикассо).

Работа с детьми предусматривает раскрытие и реализацию неисчерпаемых творческих возможностей детей через ознакомление и применение ими нетрадиционных художественных техник рисования и повышение интереса детей к художественному творчеству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Здесь нет жесткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.

Методику работы с детьми необходимо строить таким образом, чтобы средствами искусства и детской изобразительной деятельности формировать у ребенка такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческую активность, позволяющие самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности, снижать закомплексованность, скованность.

Дети любят экспериментировать. Именно исследовательское поведение является одним из важнейших условий развития интеллектуально-творческого потенциала детей. Чем разнообразнее, оригинальнее поисковая деятельность, тем больше возможностей получить в конечном итоге новый результат, а оригинальность – это показатель творчества.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребенок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании. Детям необходимо предоставлять возможность самостоятельного выбора и применения большого количества разнообразного материала для создания выразительных образов в нетрадиционной технике рисования, использование элементов ТРИЗ и творческих заданий, максимально способствующих развитию творческого потенциала детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Особое внимание этой проблеме уделяла Т.С. Комарова, которая не только подчеркивала необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорила о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.

Нетрадиционные техники рисования, проводимые мною, вносят разнообразие в изобразительную деятельность и предоставляют ребенку большешансов длясамовыражения:«Рисование пальчиками и ладошкой», «Набрызг», «Кляксография», «Печатка», «Тампонирование», «Монотипия», «Рисунок жесткой кистью», «Цветные ниточки», «Рисование восковыми мелками», «Граттаж», «Рисунок на ткани», «Знакомая форма – новый образ» и многое другое. В целях развития воображения и творчества предлагаю детям изобразить: свое настроение, свою мечту, музыку, запах, себя, семью, друзей, что-то загадочное и волшебное (несуществующее животное, фантастическое растение и т. д.).

Использование разных способов рисования дарят ребенку радость творчества,осознание авторского голоса. При этом дети могут быть не только разного возраста, но и иметь разные стартовые способности. Дошкольник – прирожденный исследователь. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решения в творческих поисках.

С учетом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно-игровая форма преподнесения материала. Игровая деятельность – поистине удивительный феномен детского периода жизни. Она является средством познания окружающего мира, обучения, развития творчества и отдыха детей.

Игровые технологии позволяют реализовать принцип активного участия детей, который даёт дошкольникам возможность мобилизовать свои интеллектуальные ресурсы и механизмы саморазвития. Игра рождает переживания связанные с пробой собственных сил и самоутверждением, поэтому, несмотря на условность игровой ситуации, она является эффективным средством обогащения жизненного опыта.

Игры и развлечения – непременные спутники жизни каждого ребёнка. Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, сюжетно–ролевые, строительные, музыкальные, игры – драматизации, игры — пантомимы и т.д. А играть можно не только в группе, но и на участке во время прогулки, где дети проявляют наибольшую самостоятельность. И главной задачей педагога является стимулирование творческой активности воспитанников. Предлагаю детям ситуации: путешествия, «превращения» в кого – либо или во что – либо (например: в птицу, лисичку, берёзку, облачко). Можно предложить детям поиграть в игру пантомиму «В царстве цветов», где каждый ребенок берет на себя роль любимого цветка. Используя мимику, жесты, пластику собственного тела необходимо передать образ цветка: весёлого, стройного, печального, задумчивого….

Читайте также:  Для полноценного эмоционального развития ребенка в первую очередь необходимы

Летняя пора не обходится без традиционных и любимых игр детей с влажным и жидким песком – строительство сложных и крупных построек: городов, дворцов, бассейнов и многое другое. Очень любят играть дети с водой на участке, ветряными вертушками, в подвижные, сюжетно – ролевые игры.

Экспериментирование– основа творческой фантазии детей. Для этого создаются условия работы с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками. В процессе деятельности используются самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, зубные щетки, расчески, поролон, парафиновые свечи, ватные палочки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.

Родители нашей группы принимают активное участие в организации интересного отдыха детей. Вот и пригодились старые обои. И на участке появилась дорожка из отпечатков рук и ног детей. Добавим фантазии и наши отпечатки стали превращаться в деревья, животных, птиц, бабочек, рыбок и т.д. В своей деятельности дети используют ватные палочки, поролон, пластилин, остатки самоклеющей бумаги, фигурки для печатания и вот получилась интересная необычная страна. Затем дети обыгрывают то, что нарисовали. Получилась интересная сказка! Движениями дети изображают животных и птиц, мимикой – добро и зло. Получилась необычная игра – импровизация, которую мы придумали с детьми вместе. Такие игры развивают фантазию и творчество детей, их артистические способности, пластику.

А вы пробовали рисовать водой? Фантазия детей безгранична. Брызгались водой из пластиковых бутылочек и вдруг… дети стали рисовать круги, овалы, простые формы, которые перешли в более сложные изображения: птиц, зверей, людей, машин и т.д. Но вода на асфальте быстро высыхает и рисунок исчезает. Решили в воду добавить краску. В одну бутылочку – красную, в другую – желтую и так далее (используем старую засохшую гуашь). И вот рисунок стал разноцветным и дольше сохранился.

Играем на асфальте, а солнце отбрасывает тени. Они особенно хорошо видны в солнечный летний день. Мы не обращаем на тень внимания, она серая и незаметная, всегда рядом с тобой, то впереди, то сзади, то сбоку. Но ведь и с ней можно играть! Сделать её яркой, веселой, озорной!

Попробуем, пофантазируем?! И мы решили, попробовали и тени «ожили»! сначала двое детей обрисовали тени друг друга, в смешных позах, мелом. Один из них разукрасил тени цветными мелками, а другой подкрашенной водой из пластиковой бутылочки. Получились две цветные тени – клоуны. Дети начали играть в клоунов. Затем к их игре присоединились другие ребята. Появились тени акробатов, силачей, гимнастов, танцовщиц на канате и т.д. Закончив веселое, необычное рисование, дети с интересом обыгрывают свои изображения, и получается целое цирковое представление, сопровождаемое музыкой. При этом дети меняются ролями.

Детям очень интересно обрисовывать тени и придумывать разные позы. А что если соединить две разные тени? Ух, ты…получилась коллективная работа, а если добавить несколько деталей, то получится целая картина.

Предлагаем вам перечень некоторых игр на участке с детьми:

  • «Конкурс танцоров»

  • «Спортсмены»

  • «Встреча с инопланетянами»

  • «Фантастические растения»

  • «Сказочные персонажи» и т.д.

Такие игры и развлечения способствуют развитию творчества и фантазии детей.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что творчество влияет на формирование личности ребенка и тесно связано с развитием таких психических процессов, как воображение, восприятие, мышление. В основе самостоятельного творчества ребенка лежит экспериментирование и поисковая деятельность, которые направлены на преодоление проблемных ситуаций. Художественное творчество в дошкольном возрасте – создание ребенком субъективно нового, значимого для него продукта.

Но для реализации творческих возможностей детей необходимо создать материальную базу, специальные условия, развивающую предметно – пространственную среду. Ребенок должен почувствовать значимость, уникальность своих и чужих творческих свершений. При правильном, чутком руководстве творческая деятельность детей может дать новые, высокие результаты.

Непрерывный рост знаний человечества требует от подрастающего поколения непременного их усвоения, а также обновления. В наше время необходимы люди умственного и творческого труда, так как творческие личности определяют прогресс человечества. Именно они, имея тонкое художественное восприятие мира, изменяют и улучшают жизнь во всех её областях.

Использованная литература:

12. Корзун А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Минск, 2000.

13. Крылов Е. Школа творческой личности. // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 5. С. 44; № 10. – С. 28.

14. Кудрявцев В. Феномен детской креативности. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 71.

15. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности. – М., 2009.

17. Лыкова И.А. Летняя мастерская. Время развивать воображение. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 7. – С. 79–88.

19. Лыкова И.А. Цветные ладошки. Рисуем без кисточки. – М., 1996.

20. Лыкова И.А. Экспериментирование в детском художественном творчестве. – М., 2003.

21. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. – М., АСТ; СПб. Сова, 2006.

22.Озерова, О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов на/Д., 2005.

23. Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. – М., 2007.

Источник