Развитие лексики у ребенка с онр 3 уровня
Марина Мелешко
Коррекция словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Мелешко М. М., студентка ШГПУ
научный руководитель: Калинина. О. В., канд. психол. наук, доцент ШГПУ
г. Шадринск
КОРРЕКЦИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ
Аннотация. В статье рассматривается проблема коррекции словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, предложены диагностические методики для обследования уровня сформированности словаря у детей 5-6, дан анализ результатов этого обследования, установлены особенности словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Предложена система логопедических занятий, направленные на коррекцию словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и обоснована их эффективность.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи III уровня, коррекция словаря, номинативный, предикативный, атрибутивный словарь, словарь синонимов, словарь антонимов, словарь обобщающих слов.
Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Проблема его формирования, развития и коррекции занимает важнейшее место в современной логопедии. Вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его формирования и коррекции является одним из актуальных вопросов. Между тем у современных детей часто наблюдается бедность словарного запаса, аграмматичность речи. Это происходит под влиянием улицы, средств массовой информации (телевидения, радио, которые часто наполнены бессмысленной и безграмотной информацией, которую дети слушают бесконтрольно.
Для детей с общим недоразвитием речи III уровня коррекция словаря имеют особо важное значение, так как именно эти дети испытывают значительные трудности при овладении словарем и развитии лексической стороны речи, от чего у них имеются трудности в свободном общении с другими людьми, в процессе обучения и разных видах детской деятельности.
В работах логопедической направленности (Н. С. Жукова, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева и Н. В. Серебрякова, Р. Е. Левина, Е. Ф. Соботович, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.) отмечается, что коррекция словаря детей с ОНР III уровня – необходимый, хотя и сложный и длительный процесс, так как трудности, которые испытывают эти дети при усвоении программы дошкольной образовательной организации и при дальнейшем обучении в школе, чаще всего обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря.
Анализ количественных и качественных данных развития словаря в онтогенезе ребенка дошкольного возраста показывает, что его объем постоянно увеличивается, преобладают имена существительные, глаголы и прилагательные. У детей с общим недоразвитием речи III уровня эти процессы происходят замедленно и с нарушениями, поэтому они нуждаются в логопедической работе по коррекции словаря.
Коррекция словаря в нашем исследовании рассматривается как процесс и результат его обогащения, улучшение качества понимания значения слов и активизации употребления новых слов в речи (Е. Ф. Соботович).
Важность и социальная значимость проблемы коррекции словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня определяет постоянный поиск новых и эффективных методов и средств решения этой проблемы.
Объект исследования: процесс формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: особенности логопедической работы по коррекции словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выделить особенностей словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Разработать и апробировать программу логопедической работы по коррекции словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
В ходе работы использовались следующие методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Наблюдение, беседа.
3. Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Целью экспериментальной работы, проведенной на базе МБДОУ – Детский сад «Алёнка» г. Советский, Советского района, Тюменская область, ХМАО-Югра, являлась разработка и апробация логопедической работы по коррекции словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровня.
На этапе констатирующего эксперимента для обследования уровня сформированности словаря у детей с ОНР III уровня использовались 4 методики.
1. Методика Г. А. Волковой – на выявления уровня сформированости лексического строя речи.
2. Методика О. Е. Грибовой и Т. П. Бессоновой для обследования объема и особенностей активного и пассивного предметного словарного запаса.
3. Методика И. А. Смирновой на оценку понимания и употребления слов предметного и атрибутивного значения, антонимов и обобщающих слов.
4. Методика М. А. Поваляевой на выявление способности ребенка быстро подбирать наиболее точное слово, умения правильно употреблять обобщающие слова в речи.
По результатам обследования было установлено, что 40% детей показали низкий уровень, 50% – средний уровень и 10% – высокий уровень сформированности словаря. Таким образом, большинство детей с ОНР III уровня демонстрируют средний уровень сформированности словаря, что не соответствует возрастной норме.
Установлены следующие особенности словаря детей с ОНР III уровня:
1. В активном словаре имен существительных по количеству гораздо больше, чем других частей речи (глаголов, имен прилагательных, наречий, предлогов).
2. Номинативный словарь беднее, чем у детей с нормальным речевым развитием, что вызывает трудности при переводе слов из пассивного в активный словарь, употребление слов в несвойственных им значениях.
3. Затруднения возникают при подборе и употреблении имен прилагательных и предлогов, обобщающих и многозначных слов, синонимов, антонимов.
Все это свидетельствует о недостаточном уровне сформированности активного и пассивного словаря у детей с ОНР старшего дошкольного возраста, что подтверждает необходимость проведения с ними логопедической работы по коррекции словаря.
Логопедическая работа по коррекции словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровнябыла разработана нами с учетом следующих принципов: системности, опоры на закономерности онтогенетического развития, ориентации на зону ближайшего развития ребенка, поэтапного формирования умственных действий, последовательности и постепенного усложнения заданий, наглядности, дифференцированного и индивидуального подходов.
Основными задачами логопедической работы по коррекции словаря у старших дошкольников с ОНР III уровня являлись:
1. Обогащение словаря детей новыми словами, усвоение слов, ранее не известных ребенку, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в словаре ребенка.
2. Обогащение словаря ребенка в первую очередь за счет слов общеупотребительной лексики.
3. Закрепление и уточнение словаря.
4. Активизация словаря.
Исходя из результатов нашего исследования, коррекция словаря у детей с ОНР III уровня на логопедических занятиях проводилась по следующим направлениям /темам:
1. Развитие номинативного (предметного) словаря.
2. Развитие предикативного словаря (словаря глаголов).
3. Развитие атрибутивного словаря (словаря имен прилагательных).
4. Обогащение словаря синонимов.
5. Обогащение словаря антонимов.
6. Развитие словаря обобщающих слов.
Для осуществления дифференцированного и индивидуального подходов в коррекции словаря у детей с ОНР III уровня нами был составлен план подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий по коррекции словаря у детей с ОНР III уровня.
Всего было проведено 24 подгрупповых занятия (по 4 занятия по каждой из 6-ти тем) и 60 индивидуальных занятий (по 2 занятия по каждой теме).
Для успешной коррекции словаря у детей с ОНР III уровня в логопедической работе использовались две группы методов.
Первая группа – методы увеличения объема словаря посредством ознакомления с окружающим миром, его предметами и явлениями, рассматривания и обследования предметов, наблюдений, осмотров помещений детского сада, чтения художественных произведений, рассматривания изображений на картинках, фотографиях, компьютерных презентациях.
Вторая группа – методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны, посредством рассматривания игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием, дидактических речевых игр и упражнений.
Среди приемов, способствующих коррекции словаря у детей с ОНР,на логопедических занятиях использовались следующие:
– показ и называние нового предмета или действия, его существенных признаков и рассказ логопеда об этом предмете или действии;
– проговаривание нового слова сначала хором, затем индивидуально для закрепления правильного его произношения;
– объяснение значения нового слова с помощью однокоренных слов и слова обобщающего характера (например, сахар – сахарница – это посуда, в которой хранят сахар и т. д.);
– использование синонимов для уточнения значений слова (например, громадный дом – высокий, высоченный, большой, огромный);
– подбор названий предметов к действиям и наоборот (например, рисовать – рисунок, чтение – читать и т. д.); наречий к названиям действий (например, говорить (как) громко, тихо, быстро, медленно и т. д.); определений-эпитетов (имен прилагательных) к предметам (например, трава (какая) зеленая, свежая, молодая и т. д.); однокоренных слов (например, лес – лесной, лесник, лесовичок, перелесок, лесосека, лесопарк и т. д.)
Эти методы и приемы на логопедических занятиях по коррекции словаря у детей с ОНР III уровня использовались в комплексе.
Логопедическая работа по коррекции словаря у старших дошкольников с ОНР III уровня осуществлялась в два этапа. На первом этапе обогащался пассивный словарь, на втором – слова из пассивного словаря переводились в активный словарь и осуществлялось их активизация и закрепление с помощью специальных речевых упражнений и дидактических игр, помогающих ребенку использовать новые слова в речи.
Исходя из полученных нами результатов, у дошкольников с ОНР значительно хуже, чем номинативный и предикативный словарь, сформированы словарь синонимов, антонимов и атрибутивный словарь. Поэтому логопед обязательно занималась работой по расширению и активизации словаря синонимов, антонимов и атрибутивного словаря.
На каждом логопедическом занятии обязательно проводилась работа по уточнению лексического значения новых слов, по обучению детей умственной операции классификации предметов (разложить картинки на группы по их обобщенным названиям – фрукты, овощи, мебель, одежда, обувь, транспорт, дикие животные, домашние животные и т. д.).На каждом логопедическом занятии активно использовалась наглядность: красочные и яркие рисунки, схемы, которые помогали детям овладеть различными категориями предметов, представить их образы, усвоить и соотнести обобщенное название и названия конкретных предметов, овладеть родовидовыми отношениями и т. д.
Дидактические речевые игры являлись эффективным средством коррекции словаря у старших дошкольников с ОНР III уровня. Это игры по коррекции и активизации номинативного словаря и словаря прилагательных («Наблюдательность», «Хамелеон», «Один – много» и др., коррекцию словаря глаголов («Что делает кукла», «Что происходит в природе», «Кто может совершать эти движения», расширение словаря антонимов («Скажи наоборот») и словаря синонимов («Похожие слова») и т. д.
Результаты повторного диагностического обследования детей с ОНР III уровня показало, что 30% детей стали демонстрировать высокий уровень сформированности словаря, 70% детей имеют средний уровень, не осталось детей с низким уровнем. Все дети улучшили свои показатели и перешли со среднего на высокий или с низкого на средний уровень сформированности словаря, что свидетельствует об эффективности логопедической работы.
Таким образом, предложенная нами логопедическая работы по коррекция словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня проводилась по шести направлениям (темам) и включала групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми.
Предложенное нами содержание логопедической работы по коррекции словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня позволяет преодолеть трудности формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Его использование возможно в логопедической работе, в работе дефектолога, психолога, на занятиях по развитию речи, проводимых воспитателями детского сада, также ими могут пользоваться родители детей.
Список литературы
1. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст] : Учеб-метод. пособие / Н. С. Жукова. – М.: Соц. -полит, журн., 1994. – 96 с.
2. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты [Текст] / А. Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2006. – 380 с.
3. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р. И. Лалаева,
Н. В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
4. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. – М.: Просвещение, 2008. – 272 с.
5. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) [Текст]: Учеб. пособие для студентов / Е. Ф. Соботович. – М.: Классике Стиль, 2003. – 160 с.
6. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] : практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – 5-е изд. М.: Айрис-пресс, 2008. – 224 с.
7. Шаховская, С. Н. Развитие словаря в системе работы при ОНР [Текст] / С. Н. Шаховская // Психолингвистика и современная логопедия. – М., 1997. – С. 41-47.
Источник