Развитие культуры ребенка начинается с детства

юлия танич
Развитие культурной личности детей дошкольного возраста в деятельности
За последние десятилетия совершен большой скачок во всех сферах деятельности человека. Развились нанотехнологии, технические средства, большую роль в жизни людей играют информационные технологии.Современный ритм людей уже не возможен без таких информационных средств: мобильная связь, интернет, телевидение, что серьезно сократило межличностные отношения, вызывая дефицит общения, культурного развития. Вследствие чего уделяется более пристальное внимание к дошкольному периоду жизни человека, становлению его личности, особенностям социализации, формированию и сохранению физически и психически здорового поколения. Так как, не возможно жить, трудиться удовлетворяя свои потребности не общаясь с людьми. Еще Л. С. Выгодский выдвинул положение, что развитие ребенка не возможно без общественно-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями. Но для такого усвоения необходимо общение ребенка со взрослым, который уже в той или иной мере овладел этой культурой и способен передать ему накопленный опыт, научив его выработанным человечеством способам практической и умственной деятельности. Ведущую роль в процессах формирования личности играют обучение и воспитание, которые осуществляются в группах и коллективах. Потребность в общении с взрослыми и сверстниками определяет развитие личности ребенка, расширяется его кругозор, повышается самостоятельность. На ранних этапах становления личности ребенка ведущим средством общения является речь. Поэтому очень важно, чтобы малыш с самого начала пребывания в ДОУ приобретал положительный опыт сотрудничества и взаимопонимания. На всем протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. В младшем дошкольном возрасте ребенок подражает отдельным формам поведения взрослого или сверстника, то в среднем сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольникастановиться разнообразнее: рисование, конструирование, игра, элементы учения и труда, в чем и проявляется активность ребенка.
Ролевая игра является так же ведущим видом деятельности дошкольника. В игре дети отражают различные стороны жизни, взаимоотношения взрослых, приобретают и закрепляют свои знания об окружающей действительности. В игре дети активны, творчески преобразуют то что было воспринято ранее, лучше управляют своим поведением, появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, возникают нормы нравственного поведения. Что позволяет ребенку лучше осознавать самого себя.
Еще одним важным аспектом в жизни для ребенка является труд. Он формирует нравственные качества, уважение к людям, чувство коллективизма. В этот период очень важно выработать положительное отношение к труду. Через интерес к труду развиваются произвольность, целенаправленность действий, формируются наблюдательность, любознательность, растут волевые усилия.
Всестороннее развитие личности ребенка в ДОУ обеспечивает воспитательно-образовательный процесс, в ходе которого происходит умственное, физическое, эстетическое и нравственное воспитание. При этом умственное воспитание ребенка это не только мыслительная деятельность, но и формирование определенных качеств личности. Умственное развитие ребенка в дошкольном возрасте закладывает фундамент представлений и понятий обеспечивая дальнейшее развитие ребенка. Поэтому упор на игровую и трудовую деятельность позволяет обеспечить оптимальное включение в учебную работу, вызывая положительный эмоциональный отклик на воспитательные воздействия и нормативные условия жизнедеятельности.
Таким образом, актуальность данной темы позволяет воспитателям и родителям использовать методики игр в обучении и воспитании детей, так как происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Постепенно формируя и общественно значимые мотивы, выражающиеся в желании сделать что-то для других.
Анкудинова Н. Е. Особенности осознания своих умений у детей 3-7 лет // Дисс…канд. наук. -М. 59.
Антонов Д. В. Формы нравственных переживаний // Вопросы психологии. -58.
Бодалев А. А. Личность и общение. -83.
Ветер Л. А. Восприятие и обучение. — М., 69.
Выгодский Л. С. Собр. Соч.: В 6т. -М., 82-84.-Т. 4.
Коломенский Я. Л. Психология детского коллектива. — Минск, 84.
Лисина М. И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. — Кишинев, 83.
Источник
Как воспитывать ребёнка, чтобы привести его к осознанной нравственной высоте? Как преодолевать отрицательные эмоции маленького человека, возникающие в процессе эмоциональной неуравновешенности во многих семьях? По мнению психологов, существуют два основных пути для родителей.
Первый путь — умение владеть собой, подавлять раздражение и обиду. Это сложная наука даже для взрослого человека — обладание способностью вовремя себя взять в руки, не дать воли плохому настроению. Пример родителей, нормы поведения, принятые в семье, для здорового ребёнка решают большую роль.
Спокойствие и уравновешенность будущей личности можно воспитать только в спокойной обстановке. Поэтому, если ребёнок капризничает, нервничает, то необходимо искать причину в своём родительском поведении. Достаточно стать самим более сдержанными, уравновешенным и не взрываться криком, раздражительностью на упрямство, капризы малыша.
Когда родители не контролируют свои отрицательные эмоции, то как можно требовать спокойствия от детей, у которых слабо ещё развита система торможения. Другой путь можно охарактеризовать как совершенный, эффективный, глубокий, открывающий в будущем дорогу к истинному благородству, широте, мудрости души. Его сущность заключается в остановке отрицательных эмоций не только словом «нет», а удалением их наиболее сильными положительными. Этот процесс предполагает наличие самокритичности, умения понять других людей, сознательности и созревает во взрослый период личности — период самовоспитания. А до этого ведётся тренировка маленького человека приёмом успокоения-отвлечения от отрицательных эмоций — обиды, испуга, страха и т.д. И хотя многие назовут этот метод примитивным, но он вполне разумный и действенный.
Нельзя допускать мысли, что ребёнок поплачет и перестанет, что ему сделается. Такая ошибка ведёт к тому, что, оставляя малыша наедине с переживаниями, родители позволяют им разрастаться, укрепляться в психике ребёнка и возникать впоследствии даже по самому незначительному поводу. Повторение ведёт уже к привычке плакать, обижаться, упрямиться, а именно к укоренению сущности отрицательной эмоции. Необходимо отвлекать ребёнка другими впечатлениями, тем самым вводя процесс переключения отрицательной эмоции на положительную, лишая первую всяких перспектив на длительность. Это действует безотказно, даже в жизни взрослых. От огорчений, обид хватаемся и спасаемся работой, книгами, походом в кинотеатр и т.д.
Следующим этапом в воспитании культуры личности является осознанность процесса внутреннего переключения. Позавидовал чему-то — переведи зависть в желание добиться того же, обошлись несправедливо — частично причина в себе самом и необходимо её найти, убрать. Человек поступил не так — не осуждай, пересмотри свою оценку, пойми, помоги. Сердишься из-за пустяка — устыдись мелочности, раздражительности. Научить ребёнка презирать мелочность, значит, исключить в будущем нервозность, «кипячение» по всякому поводу и растрачивания себя впустую. Только тогда растущий ребёнок сможет соотносить досадные, раздражающие факторы с чем-то большим, имеющим настоящую подлинность и ценность в жизни, давать адекватную оценку.
Выучив и освоив уроки великодушия, негативные реакции на чьё-то поведение, отрицательные эмоции будут переходить в более сильные, общие положительные переживания.
Источник
Детство — это особый мир, своеобразная культура в культуре, область, полная загадок и непознанных явлений. Это -мир со своими правилами поведения, мир фантазии и игр, воспринимаемый как реальность. Ребенок одушевляет окружающую его действительность, вносит в нее эмоциональную окраску. Он преобразует в своем воображении предметы действительности: палка становится у него самолетом или лошадкой, а взаимоотношения со сверстниками драматизируются. Преобразуя окружающую действительность, ребенок тем самым формирует и воспроизводит важнейшее культурное качество человека в создании идеальных образов и ролей.
Изучая процессы, происходящие в детстве в самых различных формах, мы каждый раз присутствуем при индивидуальном акте рождения культуры. Ученые имеют возможность непосредственно наблюдать этот процесс, но тем не менее до сих пор неясно, как же ребенок овладевает речью, почему дети обладают громадным творческим потенциалом и чем вызвано угасание способностей человека впоследствии. Детство представляет собой, если использовать теорию А. Крёбера, своеобразный культурный взрыв, период бурного роста и овладения культурными навыками, приносящий непосредственную радость маленькому человеку, входящему в безбрежный мир культуры.
Нередко факт из жизни ребенка объяснить труднее, чем совершить очередной этап технологической революции. Приведем всего один пример, касающийся «детских обычаев», особенностей их игр. Абсолютное большинство детей, принадлежащих к разнообразным культурам, играют в секреты, тайники, в которые закапывают «сокровища» в виде цветных стеклышек, камешков и других предметов. Каким-то образом эта игра или обряд воспроизводится в бесконечной цепи поколений, причем как в традиционных культурах, так и в современных индустриально-урбанизированных. Единственное, весьма посредственное, объяснение этого явления состоит в уподоблении действий детей действиям животных, запасающих пищу впрок.
Детство, в первую очередь раннее, в условиях различных культур исследовали такие ученые, как Р. Бенедикт, М. Мид, К. Дюбуа, Дж. и Б. Уайтинги. Они изучали особенности кормления детей, пеленания, приучения к горшку, чередования периодов сна и активности. Безусловно, этим объекты их исследования не исчерпывались. Ученых-антропологов интересовало отношение к личности ребенка в раннем детстве в различных культурах, взаимоотношения типа «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослые», система поощрений и наказаний, распространенная в данной культуре. Европейцев удивляло отсутствия наказаний детей в одних культурах и, наоборот, существование наказаний вплоть до 20 лет — в других. Важное значение в изучении «образа детства» играют обряды и ритуалы, связанные с рождением ребенка, наречением его и инициациями — посвящениями во взрослое состояние. Определенное воздействие на исследования оказывали психоаналитические понятия, описывающие коренные качества ребенка: желание быть любимым, потребность в общении (с рождения!), в нежности и стремление избежать тревогу.
Особую область исследований образует этологическое изучение детства, когда акцент делается на анализе эмоционально-психологических состояний (радость, печаль, агрессивность, любовь, привязанность). Ключевое понятие при этом — «привязанность» (attachment), выражающее формирование особого качества, которое возникает в тесном контакте между ребенком и взрослым на ранних этапах младенчества. Будучи основой социального взаимодействия в культурах, оно возникает аналогично импринтингу (запечатлеванию) у животных. Благодаря имприн-тингу образуются родственные чувства к детенышам не своего вида (у курицы к утятам и т. д.). Интересным аспектом в изучении детства как феномена культуры является отношение к незнакомому и отражение его в этнокультурных стереотипах поведения.
Определяющее значение для культурной антропологии в целом является то, как понимается воспроизводство культуры. Этот аспект изучения детства анализируется с двух позиций. Одна заключается в том, что становление культурного человека состоит лишь в развертывании генетической программы, созревании (подобно плодам) навыков, умений и проявлении их в определенные периоды, в связи с соответствующей жизненной ситуацией или благодаря каким-нибудь пусковым событиям. Такой взгляд на детство получил название «нативизм». Подобные воззрения связаны с пониманием культуры лишь как формы существования генетических задатков индивидов.
Другой подход, более распространенный и более обоснованный, рассматривает детство как форму усвоения культурных стереотипов, подчеркивая важную роль внешних воздействий. В особенностях детства проявляется влияние культурной традиции, навыки формируются в процессе деятельности. Эта позиция в интерпретации детства как культурного феномена получила название «эмпиризм». Значительное влияние, в том числе и на межкультурное изучение детства, оказала культурно-историческая теория российского психолога Л.С. Выготского. Рассматривая процессы, происходящие в детстве, он отмечал их особенность в том, что «врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет собой единый сплав с процессами его органического развития». «Культурное развитие приобретает совершенно своеобразный характер, поскольку носителем его является растущий, изменяющийся организм ребенка». Само культурное развитие ребенка осуществляется, согласно Выготскому, «путем врастания речевых форм общения людей во внутренний план индивидуального сознания и превращения их через промежуточную форму «общения с самим собой» в собственно человеческие формы психической деятельности». Культурно-историческая концепция Выготского и его гипотеза интериоризации культуры (внесение в индивидуальное сознание) использовались в качестве интерпретирующей теории в межкультурном изучении детства.
В культурной антропологии детство рассматривается как процесс вхождения в культуру, результат которого — личность, индивид, усвоивший какую-либо культуру. В энкультурации существуют две стороны (или два слитных воедино процесса) -социализация и собственно энкультурация. Социализация -более общий процесс овладения в детстве культурным типом жизнедеятельности. Ее результат показывает различие между человеком и остальным миром живого. Но овладение специфическим для человека типом жизнедеятельности происходит в конкретной этнокультурной форме (энкультурация). Результат энкультурации — личность, которая демонстрирует различия между представителями различных культур. Формы вхождения в культуру могут быть самыми разнообразными. Например, М. Мид приводит довольно интересные первичные формы вхождения в культуру манус (Самоа). Это — «понимание дома», «понимание огня», «понимание каноэ» и несколько позже «понимание моря», которые представляют собой совокупности правил поведения и навыков, необходимых маленьким детям для того, чтобы освоиться в доступном для них культурном пространстве. В то же время в процессе вхождения в культуру фундаментальную роль играют общие закономерности, имеющие культурно-специфические формы. На этапе самого раннего детства — это формирование аффективных эмоциональных связей, «привязанности» (attachment). Оно выражается прежде всего в стремлении ребенка к общению с окружающим миром. Это — свойство, потребность и одновременно способность человека образовывать прочные связи с близким окружением в детстве. Именно благодаря привязанности достигается комфортное состояние человека. Это состояние имеет биоорганическое подкрепление в виде выделения в организм эндорфинов, которые, в свою очередь, влияют на иммунную систему ребенка. При отсутствии эмоционального общения (вне человеческого общества) не образуется психобиологическая основа для последующего овладения культурным типом жизнедеятельности и психофизического развития.
Более поздние этапы детства (после двух лет) в основном посвящены овладению культурными навыками в форме игр. В это время очень ярко проявляется воображение ребенка и его стремление преобразовывать окружающий мир как в строительных играх (в виде преобразования вещества, например в песочнице путем придания песку определенной формы), так и в играх драматизации, во время которых ребенок преобразует мир в своих фантазиях. Творчески конструктивная деятельность ребенка может осуществляться в различных формах — создании новых слов, даже сочинении сказок (уже в 6 лет), в рисовании и т. д. Весьма важным итогом дошкольного детства является формирование умения сопереживать другому в процессе слушания сказок, просмотра кинофильмов. Естественно, что усвоение культуры различается по регионам мира и типам обществ. Для иллюстрации этого тезиса обратимся к некоторым результатам межкультурного изучения детства, которые структурно подразделяются по методам и объектам изучения
Источник:
Белик А.А., Культурная (социальная) антропология
Источник
Демократическое государство обязано заботиться не только о создании условий для благополучной жизни его граждан, но и об их личностном развитии, так как наивысшая ценность государства – человек, духовно богатый, относящийся к жизни творчески, социально активный. В формировании подобных разносторонних личностей есть и сугубо практический смысл: именно такого рода созидатели являются локомотивом прогресса, и процветание страны зависит от них. Без них не дадут эффекта ни самые блистательные технологии, ни самая мудрая экономическая организация. Поэтому увеличение числа духовно развитых, творческих и социально активных людей – главнейшая задача государства, стремящегося к процветанию.
Искусство играет огромную, по сути невосполнимую, роль в развитии личности, и по силе творческого воздействия с ним едва ли что можно сравнить. Это заставляет с особой остротой поставить проблему приобщения населения нашей страны к искусству.
Сегодня людей творческих, духовно богатых, успешно выполняющих свои социальные роли − как в быту, так и в производственно-общественной сфере − в России сравнительно немного. В крупных городах (столицах регионов), таких людей 13%, в городах регионального подчинения (сравнительно небольших) и в селах 9-10%. Исследования показали, что существует прямая связь между личностным ростом людей и их отношением к искусству, заложенным в детстве. Среди тех взрослых, кто в детстве более или менее регулярно бывал и на спектаклях, и на музыкальных концертах, и в художественных музеях или на художественных выставках, высокого уровня личностного развития достигают в крупных городах 39% человек, в небольших городах − 26%, в селах − 20%. Это больше нынешнего количества разносторонне развитых людей в крупных городах в 3 раза, в небольших городах − в 2,6 раза, в селах − в 2 раза.
Итак, надо перестать близоруко относиться к искусству как к добропорядочному развлечению и понять его как одно из важнейших условий прогрессивного движения страны. В развитие культуры населения государство должно вкладывать средства точно так же, как оно платит за массовое образование и здравоохранение.
Было бы странно, если бы демократия и рынок выражались бы в такой свободе выбора: хочешь быть образованным − плати, не хочешь платить − пребывай в дремучей темноте и безграмотности; хочешь быть здоровым − плати, не хочешь − помирай, твое дело. Почему же забота о культурном развитии людей не должна волновать государство?! – А ведь многие наши политики, ратуя за либеральную экономику в их понимании, полагают, что люди сами, если хотят, обязаны оплачивать свой культурный рост.
В сфере культуры немало достижений, создаются достойные произведения искусства, проводятся фестивали, но в целом система приобщения населения к искусству находится в катастрофическом состоянии. Радикальное изменение ситуации возможно лишь в случае, если государство сделает решительные шаги по меньшей мере в трех направлениях.
1) Нужен государственный стандарт обеспеченности территорий учреждениями культуры. Необходимо определить минимальный набор видов и численности учреждений культуры, который должен быть в крупных городах, малых городах, больших селах, маленьких селах.
Сегодня сеть учреждений культуры в стране неоправданно скромна и очень неравномерна. Достаточно сказать, что почти половина регионов не имеют детских театров (ТЮЗов), зато пятая часть всех детских театров России сосредоточена в московском и санкт-петербургском регионах. Только в 6 городах страны работают театры всех видов: оперы и балета, музыкальной комедии, драматические, ТЮЗы, театры кукол.
За последние годы значительно сократилась сеть клубных учреждений. В настоящее время две трети сельских населенных пунктов не имеют никаких учреждений культуры. В сохранившихся клубных учреждениях все больше вымываются бесплатные услуги, что сильно ограничивает возможности культурной деятельности многих малообеспеченных слоев населения. За годы безвременья последнего десятилетия ХХ века взрослым дядям и тетям многое удалось под покровом «перестройки» отобрать у детей: это коснулось большинства детских кинотеатров, немалого числа Домов пионеров и школьников, в которых велась кружковая работа, и других детских учреждений, располагавшихся в приглянувшихся кому-то зданиях.
Огромные диспропорции в развитии сети учреждений культуры привели к недопустимому неравенству условий приобщения к искусству жителей населенных пунктов разного типа [см. таблицу 5].
Таблица 5
ПРОЦЕНТ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ, НЕ БЫВАЮЩИХ НА ТЕАТРАЛЬНЫХ СПЕКТАКЛЯХ, МУЗЫКАЛЬНЫХ КОНЦЕРТАХ, В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЯХ И НА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВКАХ
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ГОРОДА РЕГИОНОВ.
Население | Спектакли | Концерты | Музеи и выставки |
Дети 10-17 лет | 27 | 49 | 52 |
Взрослые от 18 лет | 55 | 57 | 76 |
ГОРОДА РЕГИОНАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ.
Население | Спектакли | Концерты | Музеи и выставки |
Дети 10-17 лет | 66 | 68 | 56 |
Взрослые от 18 лет | 87 | 83 | 86 |
СЕЛА.
Население | Спектакли | Концерты | Музеи и выставки |
Дети 10-17 лет | 91 | 68 | 87 |
Взрослые от 18 лет | 93 | 88 | 93 |
Даже в крупных городах более половины взрослого населения не бывает в театрах и на музыкальных концертах, а в музеях и на выставках − три четверти. В городах же небольших и в селах положение отчаянное: подавляющая часть жителей остается вне театров, концертов, музеев и выставок, то есть обречено оставаться в дремучей темноте по отношению к искусству. Полноценно приобщенными к искусству мы можем сегодня назвать 26% школьников в крупных городах, 12% в городах небольших и 6% в селах.
Юная часть населения, хотя в силу молодости и обгоняет взрослых, но тоже в большинстве своем остается на голодном пайке искусства: в крупных городах половина не бывает на концертах, в музеях, на выставках, а в небольших городах и в селах около двух третей или вовсе 90% лишены общения с искусством.
Сеть учреждений культуры надо существенно и продуманно увеличивать, но все равно никогда не удастся создать такую сеть, которая бы полностью обеспечивала потребности всех населенных пунктов страны. А потому требуются решительные шаги еще в одном направлении.
2) Необходима специальная программа государственной поддержки гастролей и передвижной выставочной деятельности.
Программа эта потребует отдельного финансирования. Только с помощью такой государственной программы можно обеспечить все населенные пункты живым искусством, а не его суррогатом, взращенным массовой культурой.
В последние годы из-за финансовых проблем гастроли стали редкостью. Так, театры в 1985 году 46% своих спектаклей играли на гастролях, в 1995 году − уже только 20%, а в 2006 − и вовсе 7%. Причем, те немногие гастроли, что еще бывают, отправляются по маршрутам, исходя больше из интересов гастролеров, а не населения. План же должен быть ориентирован прежде всего на районы и населенные пункты с особенно бедной системой учреждений культуры, в силу чего люди там лишены возможности сколько-нибудь полноценно приобщаться к искусству.
Надо трезво отдавать себе отчет в том, что сложившаяся в государстве ситуация разделила страну на две России: одна Россия – это столицы Москва и Санкт-Петербург, а все остальное – это другая Россия. «Две России» разительно отличаются и по достатку населения, и по условиям жизни, и по образу мыслей. Возникшее социальное неравенство «двух Россий» чревато опасными социальными взрывами.
Отличаются «две России» и по возможностям приобщения людей к художественной культуре. Особенно больно это бьет по молодому поколению. В Санкт-Петербурге школьники 10-17 лет за год бывают на спектаклях в среднем 3,42 раза, на музыкальных концертах − 2,86 раза, в художественных музеях и на художественных выставках − 2,66. В центральных городах регионов соответственно − 3,32; 1,62; 1,71. В городах регионального подчинения − 0,64; 0,61; 0,85. В селах − 0,16; 0,73; 0,21. Чем дальше от столицы, тем стремительнее беднеет художественная жизнь ребят. Сельский школьник бывает в музеях и на выставках 1 раз в 5 лет, на спектаклях и того реже − 1 раз в 6 лет.
Эти катастрофические средние показатели означают, что подавляющая часть сельских школьников вообще не бывает на спектаклях и художественных выставках, а средняя величина возникает за счет очень небольшой части ребят, время от времени получающих возможность приобщиться к живому искусству.
Раннее приобщение ребенка к искусству имеет огромное значение не только для личностного развития людей, но и для формирования устойчивых художественных интересов взрослого человека [см. таблицу 6].
Таблица 6
СРЕДНЯЯ ПОСЕЩАЕМОСТЬ В ГОД ВЗРОСЛЫМ ЧЕЛОВЕКОМ (от 18 лет) ТЕАТРОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ КОНЦЕРТОВ, ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ И ВЫСТАВОК В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА ПЕРВОГО ПОСЕЩЕНИЯ.
Возраст первого посещения | Театры | Музыкальные концерты | Художественные музеи и выставки |
Не позднее 5 лет | 4,45 | 3,88 | 3,42 |
6-17 лет | 2,25 | 1,26 | 0,91 |
Старше 17 лет | 1,24 | 0,87 | 0,52 |
Значительно чаще посещают театры, концерты, музеи и выставки те взрослые, которые уже в раннем возрасте бывали здесь. Приобщенные к искусству дети, став взрослыми, значительно увеличат аудиторию учреждений культуры. Таким образом, все тут начинается с детства. Поэтому особую роль в развитии художественной культуры людей играет общеобразовательная школа.
3) Надо основательно расширить и укрепить позиции искусства в общеобразовательной школе, восстановить в былых правах урок литературы, систематически урезавшийся в последние десятилетия, и ввести урок «Искусство» в программу с первого по выпускной класс.
В самом деле, огромная роль детства требует самого повышенного внимания государства к художественно-педагогической работе с детьми. Тут, помимо учреждений культуры, очевидны еще три канала, по которым должна идти эта работа: средства массовой коммуникации, школа, семья.
Средства массовой коммуникации, несмотря на их широчайшее распространение, пока не стали фактором всеобщего художественного воспитания. Самое влиятельное из них – телевидение, и к его передачам обращаются почти все школьники. При этом подавляющее большинство из них смотрит по телевидению прежде всего кинофильмы. Пользуются высокой популярностью также музыкальные передачи за счет концертов эстрадной музыки, рок-музыки и т. п. Интерес к передачам о других видах искусства совсем невелик, и таких передач на телевидении мало. Об ужасающей пошлости многих передач бесконечно говорят, но ничего не меняется. То, что произошло за последние годы с художественным телевидением для подрастающего поколения, иначе, чем крахом, назвать нельзя. Раньше школьники чаще взрослых смотрели телевизионные передачи, посвященные искусству, сейчас − меньше, хотя и старшие поколения основательно утратили к ним интерес.
Многое здесь зависит от родителей, которые могут сильнейшим образом повлиять на художественное развитие ребят либо, напротив, затормозить его. Однако сегодня приходится говорить об ограниченных возможностях семьи, и связано это прежде всего с тем, что огромная часть родителей находится на невысоком уровне личностного развития. При достаточно либеральном измерении оказалось, что лишь около 40% семей в крупных городах способны более или менее успешно заниматься личностным развитием детей, в небольших городах – 30%, в селах – 25%. Дети из остальных семей, то есть подавляющее большинство, будут предоставлены самим себе, если о них не побеспокоится школа. Не случайно резкий рост числа ребят, организованно посещающих театры, концерты, музеи, падает именно на школьные годы.
Общеобразовательная школа, при всех ее недостатках, в принципе остается главной силой художественного образования, так как она единственная способна охватить всех ребят и придать художественному образованию не только всеобщий, но и систематический характер.
Однако сегодня в общеобразовательной школе неуклонно идет опасный процесс свертывания художественно-педагогической работы; искусства становится в ней все меньше и меньше, и его воспитательная роль катастрофически снижается. Сегодня школа уделяет преимущественное внимание изучению основ естественных наук – химии, физики, биологии, географии – за счет социальных дисциплин, иностранных языков, искусства, технологий и практических навыков. В учебных планах российских школ искусство представлено в два с лишним раза скромнее, чем в школах развитых стран.
Главную роль в развитии художественной культуры в школе всегда играло преподавание литературы, и сегодня она остается главным предметом искусства в школе. Музыка и изобразительное искусство имеют слишком мало учебных часов и занятия ими заканчиваются в неполной средней школе; предмету «Мировая художественная культура» тоже отведено скромное место в учебных планах. Однако и школьный курс литературы сокращается, несмотря на протесты и учителей, и деятелей искусства, и ученых. Только в двух старших классах за последние тридцать лет количество часов на литературу уменьшилось чуть ли не вдвое.
В сфере художественных интересов детей и юношества абсолютно господствует кино. Количество фильмов, которые школьники смотрят по телевидению, на видео, в кинотеатрах, выглядит чем-то невероятным, далеко оставляющим позади объемы потребления продукции всех остальных видов искусства. И в городах, и в селах ребята смотрят в среднем на человека свыше 400 фильмов в год, то есть более одного фильма ежедневно.
С родной литературой школьники знакомятся все меньше, зато в невероятных объемах поглощают худшие образцы американской кинопродукции, которая заполонила наши экраны. 78% ребят предпочитают смотреть американские фильмы, причем 29% с удовольствием смотрят только американские фильмы и вовсе не хотят видеть сделанные в России. Большинство демонстрируемых у нас американских фильмов, лишенных глубокой мысли, но изобилующих сценами насилия, секса, кровавой жестокости, торжества грубой силы, определенным образом влияют на зрителя и формируют идеалы, чуждые традиционному российскому менталитету и духу отечественного искусства в его величайших творениях. Веру заменяет волчья хватка и презрение к слабым, надежда оборачивается мечтой о власти и богатстве, любовь сводится к изощренной эротике. Отсутствие прочного духовного фундамента, которым для человека должна быть его родная культура в лучших ее проявлениях, ведет к выхолащиванию и легковесности личности.
Отношение школьников к кино требует особого педагогического внимания – и потому, что оно объект громадного интереса ребят, и потому, что в сложившейся ныне ситуации оно оказывает скорее неблагоприятное влияние на становление личности молодого человека. Но именно отношением ребят к кино школа и внешкольные учреждения по сути совсем не занимаются, бросив учащихся на произвол судьбы в той пучине пошлости и дурного примитива, который сегодня обрушивает кино на молодое поколение.
Итак, надо основательно укрепить позиции искусства в школе. Это касается не только литературы, но и излишне скромно представленными в нынешней учебной программе музыке и изобразительному искусству, а также полностью отсутствующим в ней театру и кино.
Необходимость искусства с неизбежностью предполагает разработку обоснованной стратегии художественного воспитания и образования. Несмотря на ведущую роль школы в реализации этой задачи, она не может решать ее в одиночку. Выработка такой стратегии должна стать плодом коллективных усилий людей искусства, педагогов, философов, социологов, психологов.
Действовать нужно сообща и поэтому нужен специальный государственно-общественный орган, координирующий деятельность всех, кто занят формированием художественной культуры детей и юношества. Это мог бы быть межведомственный комитет, объединяющий представителей искусства и педагогики, ведомств образования и культуры.
4)
Источник